Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Кировской области'

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Кировской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / STATE SUPPORT / TENDENCIES OF STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивонина Елена Викторовна

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для региональной экономики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, обеспечивается занятость населения и повышение качества жизни жителей Кировской области, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support of small and medium business in the Kirov region

Small and medium business development is one of the main priorities for the regional economy, the basis for the competitive environment development, rise of investment and innovation activity of economic entities, provides employment of population and improvement of the quality of life in the Kirov region, formation of the middle class and democratic institutions of civil society.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Кировской области»

рассмотрено в отсутствие физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае нахождения его в местах лишения свободы. Такое лицо должно быть уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, ему должно быть разъяснено право воспользоваться помощью защитника».

Часть 1 ст. 29.8 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется в следующих случаях: при рассмотрении дела коллегиальным органом; в случае наличия ходатайств участников производства по делу о ведении протокола судебного заседания; в случае необходимости документирования объяснений и показаний участников производства по делу об административном правонарушении».

Примечания

1. См., например, дело об административном правонарушении № 12-АП-72/11, Архив Первомайского районного суда г. Кирова.

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 02 апреля 2012 года) [Электронный ресурс]. Источник публикации: «Российская газета». № 256. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года) [Электронный ресурс]. Источник публикации: «Бюллетень Верховного Суда РФ». 2009. № 11 (извлечение). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. См., например, дело № 58/5-120, Архив мирового судьи судебного участка № 58 Ленинского района г. Кирова Кировской области.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 10 июня 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. Источник публикации: «Российская газета». 2005. 19 апр. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Герман Е. С. Административно-процессуальный статус физического лица - участника производства по делам об административных правонарушениях, имеющего личный интерес в деле: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 года № 940-О-О [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 года № 916-О-О [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Астахов Д. В. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности // Современное право. 2003. № 6.

10. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года

№ 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Источник публикации: «Российская газета». 2009. 21 янв. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Рекомендации ВС РФ по делам об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 года № 113-О [Электронный ресурс]. Источник публикации: «Собрание законодательства РФ». 2005. 30 мая. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2011 года № 89-О-О [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

УДК 332.1(470.342)

Е. В. Ивонина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для региональной экономики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, обеспечивается занятость населения и повышение качества жизни жителей Кировской области, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества.

Small and medium business development is one of the main priorities for the regional economy, the basis for the competitive environment development, rise of investment and innovation activity of economic entities, provides employment of population and improvement of the quality of life in the Kirov region, formation of the middle class and democratic institutions of civil society.

Ключевые слова: малый, средний бизнес, государственная поддержка, тенденции государственной политики.

Keywords: small and medium business, state support, tendencies of state policy.

Развитие малого бизнеса - одно из важнейших и приоритетных направлений развития российской экономики. Настоящее положение базируется на государственном признании малого и среднего предпринимательства сферой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.

Исходя из этого целью государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства является создание полити-

© Ивонина Е. В., 2013

ческих, правовых и экономических условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства [1].

Эта цель была законодательно закреплена в Федеральном законе № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2], который на сегодняшний день является основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим сферу малого и среднего предпринимательства в РФ, в котором определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту - СМСП), особенности правового регулирования в данной сфере. Устанавливаются виды поддержки субъектов МСП: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др. [3]

Среди первоочередных целей в законе перечислены развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение благоприятных условий для этого развития, обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса, содействие в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств [4].

Вторая группа целей, которую можно считать производными (их достижение зависит от успешности достижения первоочередных): увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [5].

В ФЗ № 209 задекларировано, что «государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики»; государственная политика в сфере малого и среднего предпринимательства «представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер». Эти меры осуществляются «...органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Рос-

сийской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом» [6].

В ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» впервые в российском законодательстве были установлены конкретные критерии отнесения СМСП к категориям в зависимости от численности работников (микропредприятие - численность до 15 человек; малое предприятие - до 100 человек; среднее предприятие - от 100 до 250 человек), а также от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и балансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемые Правительством РФ. К категории СМСП также отнесены коммерческие организации, акции которых, составляющие активы паевых инвестиционных фондов - фондов венчурных инвестиций, не превышают 25% уставного капитала.

Нормативно-правовая база в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства представляет собой трёхуровневую систему: федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ и нормативно-правовые акты муниципальных образований [7].

На региональных уровнях приняты и реали-зовываются разнообразные программы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которые характеризуются долгосрочностью, комплексным подходом, разнообразием мер и форм поддержки, конкретикой целей и критериев оценки их достижения в контексте оценки эффективности реализации программы в целом.

Таким образом, в РФ создана трехуровневая система государственной поддержки малого предпринимательства: на федеральном уровне, региональных и муниципальных уровнях. На каждом уровне есть свои институты, программы и нормативные правовые акты в сфере их регулирования и поддержки [8].

На примере анализа регионального законодательства Кировской области показательны конкретные механизмы, формы и виды оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

В рамках комплексной поддержки СМП в Кировской области осуществляется их нормативно-правовое обеспечение, инфраструктурная поддержка, финансово-кредитная поддержка, информационно-консультативная поддержка, имущественная поддержка. Осуществляется помощь в подготовке кадров, межрегиональной и внешнеэкономической деятельности. В рамках отраслевого подхода к поддержке СМП осуществляется помощь предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в особо приоритетных

и общественно значимых для региона сферах: туризма, народных промыслов, торговли, бытового обслуживания, инновационной деятельности. Виды оказания поддержки, порядок и условия её оказания закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах (программах, положениях, порядках, утвержденных Правительствами области и её муниципальных образований).

В Кировской области за последние годы были заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Разработана нормативная правовая база, реализуется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия развитию субъектов малого предпринимательства. Осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого предпринимательства. Ежегодно в бюджете области предусматриваются финансовые средства на государственную поддержку малого предпринимательства.

Традиционными отраслями для малого бизнеса в Кировской области являются деревообработка, мебельное производство, пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, общественное питание, сфера услуг. Всего в сфере малого предпринимательства занято свыше 241 тыс. человек, что составляет 32,2% экономически активного населения области [9].

Закон Кировской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Кировской области» определяет: «Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с целевыми программами и может включать в себя финансовую, информационную, консультационную, юридическую, имущественную, организационную, учебно-методологическую, научно-методическую и иные формы государственной поддержки, установленные целевыми программами, содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Средства на реализацию целевых программ предусматриваются ежегодно в областном бюджете на очередной финансовый год» [10].

В 2009 г. Постановлением Правительства Кировской области была утверждена областная целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области на 2010-2014 годы».

На реализацию программы по поддержке и развитию малого и среднего предприниматель-

ства в Кировской области было выделено средств областного и федерального бюджетов в 2009 г. -

336.1 млн рублей, в 2010 г. - 272,9 млн рублей. По итогам 2010 г. в рамках программы поддержку получили 10,5 тысяч субъектов малого предпринимательства (19,2% от общего числа субъектов малого бизнеса).

В 2010 г. было заключено 107 договоров гарантийного кредитования (увеличение к уровню 2009 г. на 81%). Сумма предоставленных поручительств субъектам малого бизнеса составила

107.2 млн рублей (увеличение к уровню 2009 г. более чем в 3 раза). Благодаря предоставленным поручительствам предприниматели привлекли 245,7 млн рублей кредитных ресурсов, что в 3,5 раза больше, чем в 2009 г.: предоставлено льготных займов 688 субъектам малого предпринимательства (в 2,4 раза больше, чем в 2009 г.) на общую сумму 283 млн рублей (рост в 2,1 раза по сравнению с 2009 г.); предоставлены субсидии на уплату части процентной ставки по кредитам и части затрат по договорам лизинга 78 субъектам малого бизнеса на общую сумму 19,3 млн рублей, благодаря чему предприниматели приобрели основные средства на льготных условиях на сумму 199,8 млн рублей.

По итогам 2010 г. субъекты предпринимательской деятельности, получившие различные виды государственной поддержки в рамках программы, сохранили 3968 рабочих мест и создали 733 новых рабочих места [11].

В 2010 г. была начата реализация мероприятий, направленных на развитие малого инновационного предпринимательства на территории Кировской области: впервые проведен областной конкурс инновационных проектов, по итогам которого из 28 инновационных компаний отобрано 11. Для их реализации субъектам малого бизнеса - победителям конкурса - были предоставлены гранты.

Реализация мероприятия по развитию малого инновационного предпринимательства в регионе была продолжена в 2011 г.: Правительством Кировской области подписано соглашение о сотрудничестве с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), в рамках которого реализуются проекты «У.М.Н.И.К» и «Старт». Была предоставлена на конкурсной основе грантовая поддержка начинающим и действующим малым инновационным компаниям в размере до 500 тыс. рублей на компенсацию текущих и капитальных затрат, связанных с разработкой и реализацией инновационных проектов.

Всего в 2011 г. на реализацию программы было выделено 49 млн рублей областного бюджета, привлечено 184,2 млн рублей федерального бюджета (по информации с сайта Правительства Кировской области») [12].

В бюджете Кировской области на 2012 г. на данную целевую программу выделено 63 млн рублей [13], планируется привлечь около 200 млн рублей из федерального бюджета.

В программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области на 2010-2014 годы» сформулированы следующие задачи [14]: 1) формирование благоприятной правовой среды, стимулирующей развитие малого предпринимательства; 2) развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность деловых услуг для субъектов малого предпринимательства; 3) развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; 4) укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства; 5) внедрение системы доступной информационно-консультационной поддержки малого предпринимательства; 6) развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства; 7) создание системы, способствующей продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области на межрегиональные и международные рынки; 8) стимулирование деятельности органов местного самоуправления по поддержке и развитию малого предпринимательства; 9) разработка и внедрение механизмов, стимулирующих развитие малого инновационного предпринимательства; 10) внедрение отраслевого подхода к поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства [15].

Формы и виды поддержки малого предпринимательства в Кировской области можно структурировать по двум признакам: 1) по инструментам поддержки в рамках комплексной поддержки малого бизнеса; 2) исходя из отраслевого подхода к поддержке субъектов малого предпринимательства [16].

Комплексная поддержка субъектов малого предпринимательства включает в себя следующие блоки инструментов поддержки: нормативно-правовое обеспечение; инфраструктурная поддержка [17]; финансово-кредитная поддержка; информационно-консультативная и имиджевая поддержка; подготовка кадров для сферы малого бизнеса; поддержка межрегиональной и внешнеэкономической деятельности; имущественная поддержка; содействие органам местного самоуправления в развитии малого бизнеса.

Отраслевой подход к поддержке малого и среднего предпринимательства предполагает в Кировской области следующие направления: поддержка инновационного предпринимательства; поддержка в сфере бытового обслуживания населения; поддержка в сфере туризма; поддержка народных художественных промыслов и ремесел; поддержка в сфере торговли [18].

Инфраструктурная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется «Положением об инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Кировской области» (утв. Постановлением Правительства области от 17 августа 2010 г. № 64/405) [19].

В рамках данного вида поддержки в районах Кировской области происходит создание специальных организаций (фондов поддержки предпринимательства, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, центров поддержки ремесел) [20].

Указанные организации оказывают субъектам малого и среднего предпринимательства комплексную поддержку: консалтинг по широкому кругу вопросов; оказание юридической помощи; предоставление льготных кредитов; предоставление поручительств, необходимых для привлечения банковских кредитов; бухгалтерский и юридический аутсорсинг; предоставление помещений для размещения в них бизнеса; развитие у детей и молодежи интереса к предпринимательской деятельности; иные виды поддержки.

Порядок и условия оказания СМП указанных видов поддержки определяются каждой организацией самостоятельно.

Основные требования к организациям инфраструктуры: 1. Создание организации в целях поддержки и оказания содействия в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также участие организации в реализации областной целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. 2. Наличие у организации в качестве учредителя или участника Кировской области и (или) муниципального образования Кировской области.

Дополнительные требования к организациям инфраструктуры: 1. Непроведение ликвидации организации и отсутствие решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства. 2. Неприостановление деятельности организации в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. Отсутствие у организации на последнюю отчетную дату просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды [21].

В Кировской области созданы и действуют следующие организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: Координационный совет по развитию предпринимательства при Правительстве области, Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства (бизнес-центры), Бизнес-инкубаторы.

Цели деятельности Координационного совета по развитию предпринимательства при Правительстве области сформулированы в Положении: «Основной целью деятельности совета является привлечение субъектов предпринимательской деятельности к выработке и реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства в Кировской области» [22]. Исходя из данной цели, основными функциями совета являются обсуждение наиболее острых проблем в сфере предпринимательства, выработка рекомендаций для органов государственной власти и общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов.

Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляет деятельность по широкому кругу направлений поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Основными направлениями деятельности являются координация системы гарантийного кредитования (финансовая, информационно-консультационная, методическая помощь муниципальным фондам, обучение кадров муниципальных фондов); координация системы кредитной кооперации (финансовая, информационно-консультационная, методическая помощь кредитным кооперативам; обучение кадров кредитных кооперативов); координация системы льготного и льготного инвестиционного кредитования действующих субъектов малого предпринимательства; поддержка начинающих предпринимателей.

На территории области действуют 23 муниципальных фонда поддержки малого предпринимательства (бизнес-центры), которые предоставляют субъектам малого предпринимательства комплекс услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, а именно: 1) юридическую помощь, бухгалтерское сопровождение, налоговое консультирование; 2) обучение кадров и подбор персонала; 3) предоставление льготных кредитов; 4) составление бизнес-планов и содействие в привлечении банковских кредитов (предоставление поручительств субъектам, не имеющим достаточного залогового обеспечения перед банками); 5) представление и защита интересов субъектов малого предпринимательства в органах власти и суде [23].

Бизнес-инкубаторы созданы в Кирове, Киро-во-Чепецке и Слободском и предоставляют начинающим предпринимателям помещения на льготных условиях сроком до трех лет; информационно-консультационное сопровождение бизнеса.

В целях оказания консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства в Кировской области создан интернет-портал малого и среднего предпринимательства Кировской области [24].

Портал предоставляет субъектам малого предпринимательства информацию о программах под-

держки малого бизнеса, видах государственной поддержки, порядке и условиях ее предоставления, информацию об инфраструктуре поддержки СМП, законодательстве, регулирующем вопросы малого предпринимательства. Кроме того, портал предусматривает возможность дистанционного консалтинга - предоставление бесплатных консультаций по следующим направлениям: юридические вопросы; вопросы бизнес-планирования; вопросы оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; вопросы бухгалтерского учета [25].

По инициативе департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ежегодно (март - май) проводится форум «Предпринимательство на Вятке». Цель форума - создание эффективной площадки для диалога предпринимателей с органами власти различных уровней, популяризация предпринимательской деятельности среди различных категорий населения, а также выработка конкретных предложений в сфере развития предпринимательства и доведение их до органов власти на всех уровнях [26].

В Кировской области регулярно и системно осуществляется поддержка субъектов малого предпринимательства по направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы предпринимательства.

Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области регулярно проводит ряд обучающих курсов, например:

«Начинающий предприниматель» - обучение лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, а также начинающих предпринимателей практическим вопросам ведения бизнеса и оказание им комплексной государственной поддержки в части реализации их предпринимательских инициатив.

«Начни свой бизнес». Цель курса - повышение предпринимательской активности в районах Кировской области, стимулирование создания собственного бизнеса лицами, обладающими необходимыми способностями, мотивацией и перспективными бизнес-идеями.

По итогам обучения на данных курсах слушатели подготавливают бизнес-план создания нового или развития существующего предприятия и защищают его перед экспертной комиссией. Лучшие проекты получают государственную финансовую поддержку в форме микрозаймов до 500 тыс. рублей сроком до 2 лет.

Также регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации субъектов малого предпринимательства. Цель повышения квалификации - улучшение квалификационного и профессионального уровня менеджеров малого бизнеса. Курс предназначен для руководителей малых предприятий и кредитных

кооперативов, индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств. В процессе повышения квалификации задействованы ведущие бизнес-тренеры Российской Федерации, имеющие многолетний практический опыт работы по тематике занятий.

В сфере бытового обслуживания осуществляется проведение межрегионального фестиваля индустрии красоты и здоровья «Формула красоты».

В сфере поддержки инновационного предпринимательства реализуется образовательная программа «Школа инноваторов», проводится региональный этапа конкурса «У.М.Н.И.К.» и областные и межрегиональные фестивали в сфере народных художественных промыслов.

Проекты «Карта милосердия» и «Покупай Вятское!» реализуются в Кировской области в целях поддержки предпринимателей в сфере торговли.

Также регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации руководителей и сотрудников торговых организаций и т. п.

Анализ, осуществляемых в Кировской области форм поддержки малого и среднего предпринимательства позволяет сделать вывод о комплексном подходе к этому важнейшему для экономики области вопросу и соответствии мер и форм поддержки главной цели - «развитию ресурса предпринимательства для обеспечения максимально полного использования экономического и социального потенциала региона» [27].

Актуальными перспективами и направлениями развития законодательства в сфере регулирования малого и среднего бизнеса являются [28]:

1) совершенствованию законодательных механизмов защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства от административного давления;

2) нормативно-правовое обеспечение расширения доступа малого и среднего предпринимательства к размещению госзаказа и развитие инновационного малого и среднего предпринимательства;

3) совершенствование системы правовой охраны результатов научно-технической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) крайне важным является развитие государственной политики по обеспечению равных условий конкуренции, а именно: ужесточение санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства, в том числе за злоупотребление доминирующим положением на рынках и за действия органов власти, нарушающих конкуренцию; невмешательство исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов; недопу-

щение использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции; усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства по обучению и проведению разъяснительной работы по применению антимонопольного законодательства [29].

В современных условиях в РФ, безусловно, необходимо активно продолжать развитие и совершенствование системы мер государственной поддержки малого предпринимательства на законодательном уровне [30].

Примечания

1. Малый бизнес. URL: http://www.admkusa.ru/ kusa/mbiz. (Дата обращения : 02.04.2013).

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: фед. закон от 24 июля 2007 г. № 209. URL: http://www.consultant.ru/law/ review/186637.html. (Дата обращения: 01.04.2013).

3. Кто на новенького? URL: http:// www.torgi.bashnet.ru/statji/s418.htm. (Дата обращения: 03.04.2013).

4. Государственная поддержка малого бизнеса. URL: http://www.opora-credit.ru/programs/detail.php?ro=279. (Дата обращения: 02.04.2013).

5. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. URL: http:// www.opora-credit.ru/programs/detail.php?ro=2180. (Дата обращения: 01.04.2013).

6. Областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы. URL: http://www.rg.ru/2011/ 11/18/chelyab-prog-biznes-reg-dok.html. (Дата обращения: 02.03.2013).

7. По совершенствованию мер поддержки малого и среднего предпринимательства: предложения Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http:// www.aop-rb.ru/the_helpful_information/offers. (Дата обращения: 03.04.2013).

8. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 20122015 годы. URL: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_kurort/ biznes/programma-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sankt-peter. (Дата обращения: 02.04.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. [Информация с сайта правительства Кировской области] URL: http://www.kirovreg.ru. (дата обращения: 03.04.2013).

10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Кировской области: закон Кировской области от 27 декабря 2007 г. № 219-3О. Ст. 5. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/kyrov/169465. (Дата обращения: 01.04.2013).

11. Отчет губернатора Кировской области о результатах деятельности Правительства за 2010 год. URL: http://www.zsko.ru/press/info/vistuplenia/ detail.php?ID=9203. (Дата обращения: 01.04.2013).

12. Отчет губернатора Кировской области о результатах деятельности Правительства за 2010 год. URL: http://www.kirovreg.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).

13. Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: закон Кировской области. Приложения. URL: http://www.rg.ru/2011/12/

07/kirobl-budget2012-reg-dok.html. (Дата обращения: 01.04.2013).

14. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области: программа на 20102014 годы. URL: http://do.gendocs.ru/docs/ index-172330.html. (Дата обращения: 02.04.2013).

15. Субсидирование части затрат, связанных с приобретением сырья, субъектов малого предпринимательства, производящим изделия народных художественных промыслов из капокорня. URL: http:// www.mbko.ru/assistance/artistic/festivali. (Дата обращения: 02.04.2013).

16. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: фед. закон от 24 июля 2007 г. № 209. Приложение 2. URL: http:// www.consultant.ru/law/review/186637.html. (Дата обращения: 01.04.2013).

17. Методика расчета конкурентоспособности малых предпринимательских структур. URL: http:// www.creativeconomy.ru/articles/4834. (Дата обращения: 01.04.2013).

18. Малое предпринимательство в экономике области. URL: http://www.kirovreg.ru/econom/ smallbusiness. (Дата обращения: 01.04.2013).

19. Положение об инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Кировской области: утв. Постановлением Правительства области от 17 августа 2010 г. № 64/405. URL: http://smb.gov.ru/content/ news/regional/reggeneral/m,33,f,303920. (Дата обращения: 01.04.2013).

20. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Кировской области. URL: http:// www.kirovreg.ru / econom / smallbusiness/ index8.php?print=Y. (Дата обращения: 01.04.2013).

21. Положение об инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Кировской области: утв. Постановлением Правительства области от 17 августа 2010 г. № 64/405. Ст. 1. URL: http://smb.gov.ru/ content/news/regional/reggeneral/m,33,f,303920. (Дата обращения: 01.04.2013).

22. Положение о координационном совете по развитию предпринимательства при Правительстве Кировской области [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Кировской области от 1 ноября 2008 г. № 151/441. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).

23. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Кировской области. URL: http:// www.kirovreg.ru/econom/smallbusiness/index8.php?print=Y. (Дата обращения: 01.04.2013).

24. Портал малого и среднего предпринимательства Кировской области. URL: http://www.mbko.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).

25. Информационно-консультационная поддержка. URL: http://www.kirovreg.ru/econom/smallbusiness/ priors/3.php. (Дата обращения: 02.04.2013).

26. Немного про форум «Предпринимательство на Вятке». URL: http://SlobTown.net/?tag=predprinimatelyam. (Дата обращения: 02.03.2013).

27. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области на 20102014 годы: областная целевая программа. Утв. Постановлением Правительства Кировской области от 25 августа 2009 г. № 22/259. П. 2.1. URL: http://base. consultant.ru/regbase/cg. (Дата обращения: 02.04.2013).

28. Денисовская А. А. Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства,

на пути выхода из экономического кризиса // Россия на пути выхода из экономического кризиса : сб. науч. ст. СПб., 2010. URL: http://www.ibl.ru/konf/130510/ 3.html. (Дата обращения: 02.04.2013).

29. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации: проект. URL: http://www.old.nisse.ru/ analitics.html?id=conception2. (Дата обращения: 02.04.2013).

30. Мероприятия областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 20102014 годы. URL: http://do.gendocs.ru/docs/ index-172330.html. (Дата обращения: 03.04.2013).

УДК 34

Ю. М. Двойнишникова

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ОСОБЕННОСТЯХ РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРОЦЕДУРЫ

В статье разработано понятие и определена структура регистрационной процедуры, отражены ее элементы. Выделены и обозначены особенности регистрационной процедуры.

In article is developed and the structure of the registration procedure is determined in the article, its elements are reflected. The designations of the feature of the registration procedure are shown.

Ключевые слова: регистрационная процедура, элементы структуры, особенности регистрационной процедуры.

Keywords, the registration procedure, the elements of the structure, the features of the registration procedure.

Современная система функционирования государства диктует необходимость использования разного рода ресурсов для достижения объективно значимых целей и установления баланса частных и публичных интересов. Одним из ключевых ресурсов такого взаимодействия является государственная регистрация, которая может быть представлена:

- как процедура допуска объекта в обращение путем оценки и официального утверждения данных о его безопасности и эффективности, а также об условиях производства и контроля качества, завершающаяся выдачей свидетельства о государственной регистрации и внесением информации в государственный реестр [1];

- как признание государством правового статуса физического или юридического лица, возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей, установления юридически значимого факта [2].

© Двойнишникова Ю. М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.