УДК 304
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОЦИАЛЬНОМ ЗАЩИТЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Фролкин Павел Петрович
доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России, Саратовский государственный социально-экономический университет.
© Мауталиев Ринат Вячеславович
аспирант кафедры экономической и политической истории России, Саратовский государственный социально-экономический университет.
Авторы рассматривают содержание и тенденции развития системы социальной защиты населения РФ в 1990-2000-е годы, основные направления модернизации семейной политики, защиты материнства и детства.
Ключевые слова: социальная защита семьи, материнство и детство.
Государственная политика по социальной защите населения в качестве составного компонента включает политику по укреплению семьи, защиты законных интересов материнства и детства. Решение серьёзных социальных проблем может осуществляться лишь при наличии эффективно действующей системы оказания помощи семьям, а также отдельным категориям населения: женщинам-матерям, детям и т. д.
Задачи политики в отношении детей должны охватывать все стороны их жизнедеятельности, развития, предполагают преодоление негативных тенденций в функционировании государства в вопросах жизнеобеспечения ребёнка. Безусловно, что политика в отношении детей распространяется и на сферу семьи, материнства. Эффективная государственная политика должна способствовать устранению тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи. В нашей стране государство призвано быть гарантом защиты семьи, однако эта функция не реализована вполне, результативность в этом направлении
многими ставится под сомнение. Например, система пособий на детей в России недостаточно эффективна, поскольку в качестве базы для пособий используется не прожиточный минимум, а минимальная заработная плата. Доля этих пособий не превышает 5-10% затрат семьи на ребёнка. Всё это делает политику по социальной защите семьи и данных категорий населения ареной постоянных дебатов. Российские учёные констатируют, что в современном обществе происходит падение престижа семейных ценностей, социального потенциала семьи, увеличение числа разводов, снижение рождаемости и т. д. Наиболее спорными являются вопросы о мерах, которые следует принимать государству, чтобы повысить рождаемость. Левые политические силы используют демографическую проблему для обвинений правительства в проведении «антинародной политики». В частности, они считают необходимым резко увеличить государственную помощь при рождении ребёнка. Противники этой точки зрения приводят данные, показывающие, что уровень рождаемости в стране не зависит от социальных выплат: например,
в Швеции социальные выплаты намного больше, чем в США, однако при этом рождаемость там меньше. Ещё более показательно сравнение с развивающимися странами, где социальные выплаты почти отсутствуют, а рождаемость велика. Характер и содержание дискуссий по названной теме отражают отсутствие единой концепции социальной политики в данной сфере, что усиливает необходимость её теоретической разработки.
В области политики социальной защиты материнства и детства накоплен богатый отечественный опыт во многих регионах России, который требует изучения, систематизации и тиражирования. Отметим, что основой современной политики социальной защиты семьи и детства в РФ стали нормы международного права. Проведение государственной семейной политики в таком направлении должно отражаться в законодательстве РФ и нормативных документах правительства; необходима реализация программы по социальной защите семьи, а также наличие государственных органов, руководящих проведением подобной политики
[1, с. 32].
Комплексная государственная политика РФ начала формироваться в 1990-е годы, когда общество осознало острую необходимость государственных целевых программ в отношении семьи, материнства и детства. Законодательные основы семейной политики в нашей стране были заложены в Семейном кодексе Российской Федерации [2, с. 1-50].
В период 1993-2000 годов в РФ в вопросы социальной защиты семьи и детей были отражены в более чем 140 законодательных и правовых актах [3, с. 145]. Целый ряд документов, а именно Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» от 14 сентября 1995 года; постановление Правительства РФ «О плане действий по улучшению положения детей
Семейный кодекс РФ закрепили правовые основы семейной политики в стране [1, с. 12]. Они определили цели государственной политики в интересах семьи и детей; осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией; недопущение их дискриминации; упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребёнка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребёнка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры [4, с. 45].
Особенности исторического развития России в 1990-е годы стали причиной того, что семейная политика рассматривалась в нашей стране как социальная защита семьи от нищеты, от снижения её благосостояния [5, с. 23]. В 2000-е гг. органы власти РФ начали проводить более эффективную политику по социальной защите материнства и детства, целью которой являлось преодоление демографического кризиса. В начале этого периода руководство страны обозначило проблемы семьи и детства как важнейшие в социальной политике. Так, Президент РФ Д. А. Медведев неоднократно называл одной из самых острых проблем современной России уменьшение численности населения [6, с. 23]. В сентябре 2010 года Правительство РФ утвердило Концепцию демографического развития России на период до 2015 года, в которой разработана система мер по стабилизации положения семьи и демографической ситуации в стране. Все названные факты обозначали поворот верховной власти страны к вопросам семейной политики и демографии.
За последние десятилетия происходит резкая дифференциация доходов семей. Россия относится к странам с наиболее высоким уров-
За последние десятилетия происходит резкая дифференциация доходов семей. Россия относится к странам с наиболее высоким уровнем экономического неравенства. Широкое распространение бедности является основным индикатором социального неблагополучия российских семей. У тех семей, которые не смогли адаптироваться к новым условиям, происходит резкое падение уровня жизни и самочувствия.
в Российской Федерации на 1995-1997 годы» от 13 января 1996 года; ряд указов Президента РФ по вопросам Президентской федеральной целевой программы «Дети России», а также
нем экономического неравенства. Широкое распространение бедности является основным индикатором социального неблагополучия российских семей. У тех семей, которые не смогли
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
адаптироваться к новым условиям, происходит резкое падение уровня жизни и самочувствия. Большинство малоимущих в России - это семьи с детьми трудоспособных работающих супругов. Здесь лидируют семьи безработных одиноких матерей [7, с. 14]. Другая форма бедности связана с минимумом материальной
года право на материнский капитал ежегодно получали 570-580 тыс. россиянок [8, с. 3-4].
Большинство развитых стран имеют национальные системы денежных пособий и разных льгот для семей с детьми. В некоторых странах Европы выделяются равные социальные льготы всем семьям, в других - только самым
Своеобразным европейским эталоном стала семейная политика Франции, где поощряется рождение третьего и четвёртого ребёнка. Проведение такой политики в своё время позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране.
обеспеченности. Бедность - это удел многодетных семей. Малоимущие среди семей с двумя детьми составляют половину, с тремя детьми - 85%, с четырьмя - 90%. При этом в многодетных семьях воспитываются 20% всех детей [7, с. 12]. Вызывает крайнюю тревогу снижение социального статуса семей интеллигенции: учителей, врачей, учёных, служащих. Российский и международный опыт свидетельствует, что в интересах детей и материнства реализация государственной политики должна дифференцироваться. В современных условиях при низком жизненном уровне большинства населения особое внимание должно направляться на социальную поддержку тех семей, которые находятся в сложных материальных условиях.
Важной мерой последнего времени по социальной поддержки семьи стал Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», получивший название Закон о материнском капитале, который вступил в силу с 1 января 2007 года. В соответствии с ним каждая женщина, родившая второго, а также последующего ребёнка, получает право на господдержку в размере 250 тыс. рублей [8, с. 2]. Материнский капитал - это форма государственной поддержки семей, которая с 2007 года оказывается при рождении (усыновлении) второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство. В. В. Путин объявил, что материнский капитал в 2009 году будет переиндексирован и составит 313 тыс. рублей. Материнский капитал получат только те родители, чей ребёнок родился в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. Воспользоваться этим правом женщина может только один раз. Материнский капитал может быть потрачен исключительно на следующие цели: получение образования ребёнком; улучшение жилищных условий; формирование накопительной части трудовой пенсии матери. Воспользоваться деньгами матери смогут только через три года после рождения ребёнка. С 2007
бедным. Своеобразным европейским эталоном стала семейная политика Франции, где поощряется рождение третьего и четвёртого ребёнка. Проведение такой политики в своё время позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране. Система общественного воспитания с гарантированным уходом за детьми в течение всего дня позволяет 80% женщин в возрасте от 25 до 49 лет работать. Российские демографы, выступающие за более активную семейную политику, считают, что названная политика Франции принесла несомненный эффект [9, с. 19].
В настоящее время российская семья перестала обеспечивать расширенное воспроизводство населения. Поэтому комплексная программа семейной и демографической политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в выполнении её функций. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для её функционирования. В условиях кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей. Создаются свои целевые программы и концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области) [9, с. 23-24].
Анализ более 50-ти региональных программ показал, что все они направлены на поддержку нуждающихся категорий семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во многих регионах приоритетной является социальная поддержка беременных женщин и женщин, имеющих детей. Социальная поддержка оказывается в форме продажи товаров широкого потребления и предоставлении различных коммунальных, бытовых, транспортных и других услуг по льготным ценам [1, с. 26]. Распространение получили компенсационные выплаты семьям с детьми, не посещающими
дошкольные учреждения. В Саратовской области компенсация на дошкольные учреждения выдаётся семьям безработных в объёме 70% минимальной зарплаты [9, с. 29]. Во многих регионах осуществляется помощь студенческим семьям. В Белгородской области обязательно выделение отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребёнка, предоставляется денежное пособие в размере 50% минимальной зарплаты, в Новгородской - двух минимальных зарплат [9, с. 30-34].
Усилия региональных властей направлены на повышение конкурентоспособности женщин, молодёжи, инвалидов, создание рабочих мест для социально незащищённых категорий населения, создание новых моделей занятости. Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для многодетных матерей, безработных (Калужская, Орловская, Пензенская области) [9, с. 35-38].
Осуществляется поддержка региональными органами власти предпринимательской деятельности семей, содействие в организации производственной деятельности, создание малых предприятий (Белгородская, Пензенская области); предоставление безвозмездной материальной помощи, беспроцентных ссуд для развития фермерского хозяйства (Орловская область); введение льгот для малообеспеченных семей с детьми при приватизации мелких объектов торгового и бытового обслуживания (Нижегородская область). В Калужской области предоставляются льготы по налогообложению и кредитованию предприятиям и фермерским хозяйствам, созданным семейными детскими домами, многодетными семьями [9, с. 44-46]. Меры, принимаемые для улучшения жилищных условий семей - это льготы по оплате жилья, жилищно-коммунальных услуг; выделение ссуд, субсидий многодетным семьям на строительство жилья (Белгородская, Кемеровская, Орловская области) [9, с. 40-44].
Проблемы семьи, материнства и детства отражают социальные, экономические и нравственные болезни нашего общества. Противоречия и сложности на современном этапе пагубно сказались на уровне благосостоянии большинства семей в России. Государство перестало быть гарантом профессиональной занятости женщин, она стала регулироваться рыночными механизмами и потребностью в рабочей силе, что привело к сокращению
числа работающих женщин, появлению таких социальных феноменов, как женская безработица и феминизация бедности [10, с. 44-46]. Общество должно сделать главным критерием нашего развития уровень жизни и защищённость семьи, материнства и детства. Выполнение этой программы - забота не только Президента и Правительства, но каждого гражданина страны. Лишь при объединении всех социально-политических сил можно достичь поэтапного выполнения названных целей семейной политики. В этом видится залог развития российского общества в целом и каждой семьи в отдельности. Библиографический список
1. Семейное право [Текст] : учебник / Б. М. Гонгало [и др.]; под ред. П. В. Крашенинникова. - М. : Статут, 2008. - 302 с. - ISBN 978-58354-0407-0.
2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон № 223-Ф3. : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 23.12.2010 г.] // Российская газета. -2010. - 27 дек.
3. Муратова С. А. Семейное право: схемы, комментарии [Текст] : учеб. пособие. - М. : Юриспруденция, 1999. - 160 с. - ISBN 5-84010004-8.
4. Плешаков А. П. Становление социально-правовой государственности в России [Текст] : монография. - Саратов : СЮИ МВД России, 2007. - ISBN 5-7485-0421-9.
5. Авцинова Т. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления [Текст] // Социально-гуманитарные знания. -2000. - № 3. - ISSN -0869-8120.
6. Медведев Д. А. Россия, вперёд! [Текст] // Известия. - 2009. - 1 сент.
7. Петрякова О. Л. Анализ уровня жизни семей с детьми [Текст] // Семья в России : научно-популярный журнал. - 2008. - № 4.
8. Российская Федерация. Законы. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Текст] : [федер. закон № 256-ФЗ : принят Гос. Думой 29 дек. 2006 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2006 - № 34.
9. Социальная работа: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. К. Холостова; О. Т. Сорвина. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 420 с.
- ISBN 5-16-000551-Х.
10. Лапин Н. И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации [Текст] // Социологические исследования (Социс). - 2011.
- № 9. - ISSN 0132-1625.
Материалы поступили в редакцию 22.03.2012 г.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731