ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МОДЕЛИ В КЫРГЫЗСТАНЕ
А.Б. Канаев, д-р полит. наук, и.о профессора Кыргызско-Казахский университет (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-3-163-169
Аннотация. За годы независимости в республике религиозная деятельность была ли-берализирована, были сняты все неоправданные ограничения на культовую, социальную, производственно-хозяйственную и иную некультовую деятельность религиозных организаций. В статье заложена основа цивилизованных государственно-религиозных отношений, налаживается конструктивное взаимоотношение государства и религиозных организаций, особенно по вопросам общенациональных социальных программ.
Ключевые слова: государственное управление, религиозная политика, религиозная сфера, социальные проблемы, нормативно-правовые акты, религиозная модель, модернизация, пропаганда, образовательно-культурный статус.
Для совершенствования отношений государственно-религиозного развития, государство должно иметь научно обоснованную, целостную модель государственного религиозного взаимодействия применительно к современному Кыргызстану.
Государственно-религиозные отношения - важнейший элемент внутренней и внешней политики нашей страны. На протяжении всей отечественной истории эти отношения оказывали и позитивное, и отрицательное воздействие на общество. История дает тому не мало примеров. Но они всегда были значимы для народа, выделяясь четко обозначенными аспектами политического, государственного и религиозно-догматического характера. Необходимым стало реформирование религиозной сферы кыргызстанского общества.
В целях реализации реформирования была создана рабочая группа Совета обороны Кыргызстана по реформированию государственной политики в религиозной сфере, которая состоит из четырех подгрупп, работающих по следующим направлениям:
1. Разработка Концепции государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики на 2014-2020 годы [2];
2. Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные акты;
3. Проведение функционального анализа деятельности ДУМК.
Для решения поставленных задач по реформированию религиозной сферы государством стало необходимостью применение новых инновационных технологий в государственном управлении. Современная теория государственного управления опирается на три подхода к формированию основных принципов государственного управления:
1. правовой подход;
2. политический подход;
3. менеджерский подход.
С точки зрения правового подхода, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимальная реализация воли народа.
Третий, менеджерский подход, провозглашает основными ценностями государственного управления эффективность, экономичность и результативность. Главный вопрос, который решается в этом подходе, сводится к тому, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами. Принципиально важным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент»
(public management) в качестве синонима понятию «государственное управление».
При решении вопросов этого порядка совершенно очевидно, что необходимо установить единый подход к государственно-религиозным отношениям, только затем закрепить их законодательно. По мере углубления демократических преобразований актуальность государственной политики в сфере отношений с религиозными организациями будет возрастать, ибо свобода совести, свобода убеждений и верований, свобода мировоззренческого выбора являются неотъемлемыми правами человека и фундаментальными основами правового, демократического общества.
Сложность в определении государственно-религиозных взаимоотношений показывает обсуждение нового варианта Закона Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» в Законодательном собрании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, где депутатами высказывались совершенно полярные, взаимоисключающие себя суждения, от требований полного запрета всех религий, кроме ислама и православия, до требования абсолютного невмешательства. Видимо, в силу сильного полярного мнения до сих пор Закон не принимается.
Объективную религиозную ситуацию в стране, считает необходимым осуществление эффективного реформирования государственной политики в сфере религии. Необходимость улучшения религиозной ситуации отразилась в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, в решениях Совета обороны Кыргызской Республики от 3 февраля и 3 ноября 2014 года, а также в соответствующих указах Президента Кыргызской Республики об их утверждении.
Для эффективной реализации государственной политики в религиозной сфере первым делом необходимо своевременно предоставлять объективную информацию о текущей ситуации населению страны, а также повышать религиозную грамотность и компетентность представителей государственных органов, общества и духовенства. Рассматривая текущую религиозную
ситуацию и действующие на территории Кыргызстана религиозные организации, можно прийти к выводу, что в стране обеспечена либеральная среда и действует свобода совести и вероисповедания, но невмешательство государства в религиозную сферу за предыдущие годы привело к распространению в Кыргызстане нетрадиционных для страны религиозных течений и радикальных идеологий, представляющих угрозу стабильности и безопасности общества и государства. Реформирование религиозной политики Кыргызской Республики направлено как на обеспечение свободы совести и вероисповедания, так и на упорядочивание деятельности религиозных организаций и предотвращение распространения в стране деструктивной и экстремистской религиозной деятельности. В рамках данного процесса разрабатывается и предоставляется информация о действующих в Кыргызстане религиозных организаций и течений, которые по своей деятельности и характеристикам разделяются на зарегистрированные и незарегистрированные, разрешенные и запрещенные на территории нашей страны.
На сегодняшний день реализация эффективной религиозной политики сталкивается с информационным противостоянием радикальных и экстремистских религиозных организаций, которые навязывают гражданам нашей страны свои идеологические ценности. Идеологи радикальных и экстремистских религиозных организаций, ссылаясь на ценности ислама, призывают к насилию и джихаду против «неверных» и построению халифата. Данные призывы и толкования религии представляют угрозу стабильности и безопасности общества и государства, нарушают принцип светскости и законы Кыргызской Республики и, самое важное, грубо искажаются ценности ислама, который является религией мира и справедливости.
Начатый процесс реформирования охватывает основные аспекты взаимодействия государства и религиозной сферы. С целью противодействия распространению идей религиозного фундаментализма, радикализма и экстремизма государство оказывает поддержку в продвижении тради-
ционного для мусульман стран ислама. Как было отмечено ранее, традиционный ислам - это религия, которая в следовании Корану и Сунне, являющихся для мусульман основой, признает также местные особенности и культуры, не противоречащие исламу. Кроме того, все то, что можно использовать в решении социальных проблем и достижении благополучия, и не противоречащее развитию науки, промышленности, экономики и искусства, можно считать частью истинной религии и ее традиции. В Кыргызстане для более точного понимания религиозных ценностей ислама, веками исповедуемого нашими предками, возникла необходимость в использовании термина «традиционный ислам».
Полученные результаты проведенного исследования позволили выявить роль религии и религиозных организаций в общественно-политической жизни, оценить возможности и последствия ее влияния на духовную безопасность республики, а также раскрыть изменения в религиозной модели после принятия Концепции государственной политики в сфере религии в нашем обществе. Получены следующие выводы из модернизационных и трансформационных процессов в религиозной сфере демократического, светского государства Кыргызской Республики.
В период суверенитета Кыргызской Республики сформировалась религиозная модель, в котором определился светский характер взаимоотношений государства и религии: государство не вмешивается в деятельность религии, в свою очередь, религия находится вне политики государства. Эти либеральные взаимоотношения в условиях демократизации страны получили свою эффективную, стабильную модель религиозации, в котором участвуют различные конфессии и нетрадиционные религиозные течения.
Конструктивные, инновационные технологические методы дальнейшего развития религиозной модели в нашем обществе связаны с соблюдением конституционных принципов свободы совести, равенства религий и религиозных объединений, прав верующих и т.д.
Дальнейшие тенденции развития религиозной ситуации в нашей стране связаны с утверждением светского характера государственной власти, что означает, что государство приняло новую концепцию религиозных организаций и взяло на себя функцию регулятора отношений внутри нее. Новая религиозная модель осуществляет партнерские отношения между государством и религией: это - доверительные, прозрачные взаимоотношения, где уровень доверия друг другу определяется политикой равенства, гуманности. Государство в своей деятельности по отношению к религии в последние годы применяет эффективные технологические методы, построенные на стабилизации конкретной, цивилизованной религиозной модели развития. Соискатель считает, что на современном этапе во взаимоотношениях государства и религиозных общин в республике, принятых в новой Концепции, предпринята стратегия формирования эффективной религиозной модели демократического государства.
Концептуальная основа этих отношений исходит из следующих принципов инновационных технологий: отделение религий и всех культов от государства; светскость государственной системы образования; равенство граждан независимо от их отношения к религии, равенство религий и религиозных организаций перед законом; обеспечение прав религиозных организаций на самоопределение, самоуправление и правовой статус юридического лица; запрет на принятие законов или иных нормативно-правовых актов, ограничивающих свободу вероисповедания, свободу убеждений и мировоззренческого выбора; привлечение представителей различных религий и религиозных организаций, учет их мнений в проведении внутренней и внешней политики государства; утверждение взаимной терпимости и уважения между последователями различных вероисповеданий, между верующими и неверующими.
Целесообразным в новой политике является обращение к позитивным началам религий с учетом национальных, культурных и исторических особенностей страны,
что создает крепкую базу для поддержания межконфессиональной толерантности, терпимости и согласия.
Дальнейшие тенденции развития эффективных, стабильных межконфессиональных отношений в стране во многом зависят от религии ислама, ибо она во многом имеет большое количество верующих и исламских организаций и ориентируются на светские властные структуры, действуя в рамках законов Кыргызской Республики.
Важным институционализированным способом управленческого воздействия в формировании религиозной модели в нашем обществе, как считает соискатель, является институт посредничества, который представляет собой способ вмешательства с третьей стороны, целью которого является оказание содействия в урегулировании различных споров и налаживании сотрудничества.
Но формированию эффективной, стабильной религиозной модели на современном этапе в нашей стране, по мнению соискателя, могут помешать представители религиозного экстремизма и терроризма, которые находятся вне закона нашей страны. Своими теоретическими и практическими действиями служители, к примеру, радикального ислама в республике могут создать дестабилизирующую обстановку, религиозный экстремизм выдвигает концепцию, согласно которой построение халифата - это идея всех честолюбивых мусульман. Служители религиозного экстремизма пытаются расширять круг своих единоверцев. На начальном этапе, они вначале создавали общины в селах, районах, а затем в областях и в регионе. Затем, как они утверждают, должно создаваться исламистское государство в национальных границах, что означает следующий уровень исламизации. Как показывают объективные данные по стране, по линии силовых, правоохранительных органов, действия религиозного экстремизма и терроризма находятся в поле их зрения. Проводятся разъяснительные, профилактические беседы с верующими о незначимости их идеологических установок в нашем государстве.
Результаты политико-социологического исследования позволили выявить как внешние, так и внутренние причины столь стремительного возрождения религий, положительные и отрицательные стороны их влияния на общественно-политическую жизнь страны.
Во-первых, внешними факторами явились: геополитические интересы многих стран в христианизации, католизации, ис-ламизации республики; присоединение республики к международным исламским организациям, установление официальных контактов с ними; активность религиозных стали рассматривать, как попытку заполнить идеологический вакуум, средство укрепления нравственных устоев общества.
Во-вторых, - радикализация определенной части населения в условиях социальной напряженности.
В-третьих, - это регионализм. Ислам в Кыргызстане не однообразен, имеет свои региональные особенности; тогда как Юг является приверженцем ислама, а Север -христианства и нетрадиционных религиозных течений. Кыргызстану необходимо пересмотреть принципы и методы государственно-конфессионального взаимодействия. Радикальная исламизация, как известно, не имеет ничего общего реальным исламом. Она несет в себе большие риски для всего мусульманского мира. Но в связи с рядом объективных и субъективных факторов она представляет особую угрозу для кыргызов, для самобытности возрождающегося кыргызского этноса. Чрезмерная исламизация прямо ведет к потере национальной самобытности и к манкуртизации общества.
В-четвертых, политико-
методологический анализ сущности и направленности модернизации религиозной модели в современных условиях имеет вполне актуальный характер. В последнее время религия стала играть наглядно ощутимую роль в жизни общества и государства. Сложность сложившейся ситуации связана с резким ростом количества конфессий, бурным расцветом различных вариаций фундаментализма, активизацией деятельности нетрадиционных религиоз-
ных направлений (адвентистов, бахаистов, кришнаитов и т.д.). Подобная ситуация вынужденно создает среду напряжения и опасения, возникающих на религиозной основе. В-пятых, модернизация религий в условиях глобализации имеет следующие общие черты: а) модернизация всех религий; б) модернизация ислама во всех мусульманских странах в целом, и в Кыргызстане, в частности. Целью любой религии в этих условиях является оказание воздействия на сознание и внутренний мир людей, обретение новой религиозной сущности. В условиях глобализации модернизация религий осуществляется по-разному. Научный и политико-методологический анализ модернизации религиозной модели, которая происходит не только в нашей стране, но и во всех странах мира, необходим для правильного толкования, понимания и объяснения данного социального феномена.
Для конкретизации границ возможных социальных взаимоотношений между государством и традиционно-религиозными конфессиональными учреждениями в целях определения их границ важно принятие проекта Закона Кыргызской Республики, регулирующего деятельность по социальному партнерству, которая создаст предпосылки для духовного развития и социального обеспечения граждан.
Проведенный анализ деятельности уполномоченных органов государственной власти по укреплению участия представителей исламской религий в общественно-политической жизни государства позволил определить следующие условия, требующие своей реализации:
- обеспечение необходимыми средствами для активизации экономической деятельности;
- разработка и внедрений целевых планов государства;
- ведение активной информационной деятельности в религиозной политической сфере.
Процесс совершенствования всей деятельности религиозного сектора требует разработки самой Концепции и проекта законодательства, регулирующего систему религиозного образования, внесения изме-
нений и дополнений в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по обеспечению соответствующим образованием в части ведения образовательной деятельности религиозными учебными заведениями согласно стандартам Кыргызстана.
Реалии сегодняшнего дня указывают на важность создания исследовательской организации для удовлетворения потребностей общества в выпуске соответствующих дипломированных специалистов по исламу, способных анализировать и проводить исследования, на основе которых чтобы возможно было прогнозировать развития религиозной ситуации.
В целях обоснованного опровержения того или иного экстремистского, радикально-религиозного учения следует вести деятельность посредством СМИ по укреплению и активизации пропагандистской деятельности по традиционным религиям, поскольку она определяет деструктивные меры религиозно-экстремистской деятельности.
Складывающаяся религиозная ситуация в Кыргызстане и в Центральной Азии определяет необходимость изучения предмета по истории традиционных религий в рамках предмета светского образования, поскольку они будут служить связующим звеном для принятий соответствующих решений органами государственной власти.
Учитывая тесную взаимодействующую деятельность местных религиозных учреждений, в том числе как хозяйственной, так управленческой части, общественно-религиозная сфера деятельности органов местного самоуправления должна стимулировать механизмы по создания и управления мусульманских сообществ Кыргызстана, который, к сожалению, не замечается со стороны общественности.
Проведенная предварительная аттестация работников мечетей показало о необходимости принятия мер по повышению квалификации, а в части хозяйственной важно привести в соответствующий вид прилегающую территорию, в котором решающую роль играет работники или священнослужители в повышении духовного,
нравственного образования населения, поскольку такая работа ведет к пониманию позитивных сторон традиционных религий мира и защитит их от разного рода посягательств.
С учетом складывающейся религиозной ситуации в Кыргызстане за последние годы предлагается:
- координировать процесс анализа религиозных мероприятий;
- организовать анализ данных по религиозной ситуации по стране, в том числе по регионам;
- разрабатывать по результатам вышеуказанных мер научно-практические рекомендации государственному уполномоченному органу по религиозным делам;
- подготовить и использовать высококвалифицированных специалистов в области теологии, социологии, правоведения и религиоведения.
Создать межведомственную рабочую группу по модернизации деятельности по укреплению взаимоотношений между религиозными, конфессиональными учреждениями. В состав рабочей группы включить работников сферы религиоведения в целях рационального решения проблем-
Посредством создания просветительских роликов, телепередач для создания у граждан чувства терпимости и уважения религиозным верованиям разработать и вести активную государственную политику в сфере религиозно-конфессиональных отношений.
Широко освещать посредством средств массовой информации итоги исследований и разработанные рекомендации, адресованные на модернизацию государственных центров и ведомств, специализирующихся в области религиозно-конфессиональных отношений, поскольку важно вовлекать в пропагандистскую деятельности активных членов гражданского общества для усиления роль религиозных организаций для сохранения истинных религиозных ценностей, а также традиций.
Разработать эффективные меры по улучшению работы с населением с учетом их образовательно-культурного статуса, поскольку очень важным является установление части населения, которые считаются отделенными от участия в общественной жизни, среди которых можно указать на безработных, иждивенцев, пенсионеров.
ных социальных вопросов в государстве.
Библиографический список
1. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек, 2010.
2. Указом Президента Кыргызской Республики по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания от 14 ноября 1996 года.
3. Концепция государственной политики КР в религиозной сфере на 2014-2020 годы: Указ Президента КР от 17.11.2014 // Официальный сайт ГКДР КР.
4. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы: Указ Президента Кыргызской Республики от 21.01.2013 г. №11.
5. О государственной политике в религиозной сфере» от 03.02.2014 г.: Решение Совета обороны КР №01.
6. О Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы: Указ Президента КР от 17.11.2014.
7. О противодействии экстремистской деятельности: Закон Кыргызской Республики от 17 августа 2005 года №150.
8. О реализации решения Совета обороны Кыргызской Республики о государственной политике в религиозной сфере»: Указ Президента КР от 07.02.2014.
9. О религиозной обстановке в Кыргызской Республике и задачах органов власти по формированию государственной политики в религиозной сфере: Постановление Правительства КР от 10 августа 1995 г. № 345.
10. О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2008 года №282 [в редакции Закона КР от 15 июня 2011 года №46, 7 декабря 2012 года №196].
11. Анализ результатов социологического опроса «Молодежь и Ислам», Государственная комиссия по делам религии КР, 2013.
12. Информация о деятельности фонда Ага-Хана // Официальный сайт Университета Центральной Азии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uca.kg/.
13. История Муфтията // Сайт Духовного управления мусульман Кыргызстана, 21.04.2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muftiyat/kg/q=ky/node/106.
14. Конституция партии Хизб-ут-Тахрир. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/hizb-ut-tahrir/info/English/constitution/html.
15. Аббасова, К. К вопросу о религиозном факторе в современном Узбекистане // Центральная Азия и Казахстан. - 2001. - №1 (13).
16. Бабаджанов, Б. О деятельности «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» в Узбекистане / Б. Бабаджанов // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. - М., 2001. -С. 155-164.
17. Бабаджанов, Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма / Б. Бабаджанов // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - №4 (5).- С. 128.
18. Бартольд, В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Соч. VI. - М., 1966.
STATE POLICY AS THE MAIN FACTOR IN ENSURING AN EFFECTIVE RELIGIOUS MODEL IN KYRGYZSTAN
A.B. Kanaev, Doctor of Political Sciences, Acting Professor Kyrgyz-Kazakh University (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. During the years of independence in the republic, religious activity was liberalized, all unjustified restrictions on religious, social, production, economic and other non-cult activities of religious organizations were removed. The article lays the foundation for civilized state-religious relations and establishes a constructive relationship between the state and religious organizations, especially on issues of national social programs.
Keywords: public administration, religious policy, religious sphere, social problems, legal acts, religious model, modernization, propaganda, educational and cultural status.