НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
А.С. Кочкунов, д-р истор. наук, профессор
Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики (Кыргыстан, г. Бишкек)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10232
Аннотация. В статье исследуются некоторые вопросы государственного регулирования религиозной сферы Кыргызской Республики. Анализируется ситуация в религиозной сфере, сложившаяся в первые годы государственной независимости, выявляются тенденции в развитии религиозной ситуации, устанавливаются риски и угрозы общественной и государственной безопасности, основные направления государственной политики по созданию действенных регулятивных механизмов. В работе автор опирается на официальные документы, литературные источники и собственные полевые исследования. Делается вывод о важности постоянного совершенствования государственной политики по регулированию религиозной сферы, ставятся новые исследовательские задачи.
Ключевые слова: религия, религиозная сфера, государственное регулирование, политика, конфессия, Кыргызская Республика, прозелитизм, радикализм, ислам, христианство, концепция.
Религиозная сфера жизни людей продолжает оставаться одним из актуальных вопросов современности. Вопреки научно-техническому прогрессу последних десятилетий, впечатляющим технологическим прорывам в различных областях человеческой деятельности, расширению диапазона возможностей для саморазвития личности, религия продолжает оказывать действенное влияние на жизнь людей. Рост религиозного сознания отмечается во многих государствах, в том числе и в Кыргызской Республике (далее КР), где за годы независимого развития произошел своеобразный религиозный «реннесанс» [1]. Традиционные и новые религиозные движения создали чрезвычайно пеструю религиозную атмосферу в Кыргызстане. Присутствие религиозного сознания ощущается во всех сферах жизнедеятельности граждан страны, в том числе и в сфере государственной власти и управления [2]. В этих условиях необходимо продолжение исследований различных аспектов современной религиозной ситуации, межконфессиональных отношений с целью выработки научно обоснованной государственной политики в сфере религии и предотвращения экстремизма и терроризма.
Постановка проблемы. Государственная политика в религиозной сфере КР требует постоянного совершенствования, выработки с учетом новых трендов эффективных форм и методов ее регулирования и постановки новых научно обоснованных задач.
Целью исследования является выявление и анализ основных направлений государственного регулирования религиозной сферы КР. В соответствии с ней были определены следующие задачи: 1) проанализировать основные направления государственного регулирования религиозной сферы КР; 2) установить результаты реализации государственной политики в религиозной сфере и выработать предложения для новой редакции Концепции.
Источники. Основным источником данного исследования стали официальные документы органов государственной власти, общественных и религиозных организаций, СМИ, а также были использованы собственные полевые исследования, экспертный опрос.
Результаты. За годы независимости КР религиозная сфера претерпела большие изменения. Они были обусловлены принятием новой Конституции КР [3], Закона о свободе совести и вероисповедания [4],
ратификацией КР ряда международных документов, касающихся прав и свобод человека, в том числе свободы совести и вероисповедания. Таким образом, в стране была создана обширная нормативно-правовая база для реализации конституционных прав свободы совести и вероисповедания, что стало основой становления и развития принципиально новой религиозной ситуации в Кыргызстане. Признание международных норм в религиозной сфере предполагало свободное проникновение и религиозную деятельность зарубежных конфессий и религиозных миссий. В результате, помимо традиционных религий и конфессий, в Кыргызстан хлынуло большое количество различных религиозных и околорелигиозных конфессий и течений, которые вели активную прозелитическую деятельность среди населения Кыргызстана. Традиционные (исторические) для страны конфессии: ислам и православное христианство на первых порах уступали свои позиции под натиском новых, нехарактерных для Кыргызстана религиозных движений, многие из которых имели солидные финансовые источники из-за рубежа. Такая ситуация сложилась в первые два-три года после 1991 года, когда Кыргызстан стал независимым государством. Однако в последующем, ситуацию в религиозной сфере начали выправлять исламские религиозные деятели, которые энергично взялись за мусульманское сообщество страны. Основными факторами быстрого возрождения ислама и распространения влияния среди населения стали спонсорство исламских фондов и центров из-за рубежа, которые направлялись на строительство мечетей, медресе, обучению арабскому языку и исламским наукам. Немаловажное значение имело также благотворительная деятельность уязвимым социальным слоям населения. Однако, важнейшим звеном укрепления позиций ислама в стране стало массовое строительство мечетей. Если в 1990 году в стране было всего 39 мечетей, большинство которых располагались в южных районах республики, то к 2019 году действуют 2669 мечетей и 81 исламское учебное заведение. Рост приходов, незначительный, наблю-
дался традиционной для Кыргызстана Русской православной церкви Московского Патриархата - с 29 (до 1991 г.) до 49 (2018 г.), функционирует также 1 женский монастырь. Кроме православных организаций количество христианских организаций насчитывает 310 (католические, баптистские, лютеранские, пятидесятниче-ские, адвентистов седьмого дня, пресвитерианских, Свидетелей Иеговы и др.). Всего религиозных организаций в стране насчитывается 3294. Под прикрытием религиозной деятельности существовали тоталитарные секты [5].
Таким образом, государственно-конфессиональные отношения в Кыргызской Республике на начальном этапе суверенного развития базировались на правовых и светских принципах, что приводило к созданию либеральной модели взаимоотношений государства и религиозных организаций [6]. Однако ситуация в религиозной сфере вызывало серьезную озабоченность у большинства граждан Кыргызстана. Мои полевые исследования по проблеме современной религиозной практики у кыргызского населения в 90-х годах [7] убедительно доказывают тот факт, что религиозная ситуация начала выходить из-под контроля государства, угрожала безопасности страны [8]. Все больше звучали требования общественных организаций и граждан о наведении порядка в сфере религиозной жизни граждан, запрещении нетрадиционных религиозных организаций, в особенности тоталитарных сект. Одним из действенных шагов в этом направлении стало создание специального государственного органа при Правительстве Кыргызской Республики по делам религий (в 1996 г.). Прямой задачей этого органа была реализация государственной политики в религиозной сфере. Важное значение имело принятие Положений об учетной регистрации религиозных организаций и зарубежных миссий. Принятию данных Положений сильно воспротивились религиозные организации, в особенности нетрадиционные для религиозной структуры Кыргызстана конфессии. Они оценивали учетную регистрацию как ограничение прав человека на свободу совести
и вероисповедания, нарушение международных обязательств Кыргызстана. На самом деле Положения предусматривали запрет на религиозную деятельность без прохождения процедуры учетной регистрации уполномоченным госорганом. Автор этих строк принимал участие в качестве эксперта на обсуждениях этих положений. Хорошо помню организованное сопротивление представителей нетрадиционных и новых религиозных движений, их апелляцию международным организациям и вмешательство последних. Несмотря на это, документ был принят на высшем политическом уровне - Указом Президента Кыргызской Республики [9]. Позже это положение вошло в обновленный Закон Кыргызской Республики о религиозных организациях. Таким образом, ряд политических и законодательных решений, принятые со второй половины 90-х годов до начала 2000-х, положили начало разработки стратегии государственного регулирования религиозной сферы. К ним можно отнести решение о создании межведомственного совета по делам религий, координационного совета по делам религий при облрайгосадминистрациях, введение в них, а также в органах местного самоуправления штатных единиц сотрудников по делам религий, положения об упорядочении организации и осуществления паломничества в святые места ислама и другие.
Таким образом, к началу 2000-х годов государство в целом взяло религиозную ситуацию в стране под свой контроль. Однако упущения и недостатки, которые были допущены в начале 90-х годов, все-таки, сказались на резком повышении религиозности населения, прежде всего мусульманской части. Более того, появились несколько течений радикального толка внутри мусульманской общины, которые пропагандировали ценности ислама, призывали свержения светского режима и создания теократического государства. Кроме этого появилась прослойка новообращенных верующих - прозелитов различных течений христианской религии. Это в свою очередь, привело к религиозной фрагментации внутри этносов Кыргызстана, стало внутриэтническим кон-
фликтогенным фактором. Из-за того, что данная тенденция носит латентный характер, трудно установить число прозелитов конфессий христианского направления. Наши полевые материалы свидетельствуют, что во многих районах Кыргызстана имеются группы семей, члены которых причисляют себя к различным конфессиям христианской религии. Среди них часто звучат названия протестантских конфессий, таких религиозных организаций как Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа и др. Эта ситуация приводит к трениям между ними и верующими мусульманами, особенно ярко они проявляются в случае смерти и в выборе места захоронения умершего прозелита. Мусульмане наотрез отказываются хоронить умерших новообращенных в родовых кладбищах (в разных районах страны уже было несколько таких резонансных случаев). Вся эта неординарная ситуация ставит в трудное положение органы государственной власти и местного самоуправления, которые с одной стороны, должны осуществлять светскую политику и соблюдать права человека на свободу совести и вероисповедания, с другой, учитывать мнение местных сообществ. Это обстоятельство должно стать предметом серьезного анализа при разработке новой концепции государственной политики в религиозной сфере.
Важным направлением политики государственного регулирования религиозной сферы является противодействие религиозному экстремизму и терроризму. В апреле 2004 года была принята программа и на ее основе план работы Правительства КР по противодействию религиозному экстремизму, спустя два года - Постановление Правительства КР (от 6 мая 2006 г., №324) «О концепции государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики». Все эти документы были приняты в контексте координации усилий государства в рамках различных международных организаций по борьбе с экстремизмом и терроризмом и сыграли важную роль в активизации национальных государств в сфере противодействия этим угрозам. Составной частью борьбы с экстремизмом в Кыргызстане является запреще-
ние судебными решениями деятельности отдельных религиозных организаций. На сегодняшний (с 2003 - по 2018-е гг.) день таковыми признаны свыше двадцати религиозных и террористических организаций, определен также перечень экстремистского содержания литературы и листовок.
Государственное регулирование религиозной сферы требует постоянного совершенствования, обновления стратегии государственно-конфессиональных взаимоотношений, учета новых тенденций в развитии религиозной ситуации, выработки новых подходов, приемов решения актуальных вопросов межконфессиональных отношений и т.д. Такая задача была поставлена в Решениях Совета обороны (ныне Совета безопасности) КР от 3 февраля 2014 г., где были указаны 4 направления работы в религиозной сфере:
1. Разработка концепции государственной политики в религиозной сфере;
2. Функциональный анализ и реформирование работы государственных органов;
3. Реформирование работы Муфтията (Духовного управления мусульман Кыргызстана);
4. Подготовка поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие религиозные вопросы.
В результате была принята новая Концепция государственной политики КР в религиозной сфере на 2014-2020 гг. [10].
Концепция обобщила исторический опыт государственной политики в религиозной сфере за годы независимости и определила основные направления религиозной политики до 2020 года. В документе четко обозначено, что «Органы государственной власти и местного самоуправления при реализации государственной политики в религиозной сфере руководствуются национальными интересами Кыргызской Республики» [11]. Основными направлениями религиозной политики государства определены: совершенствования госрегулирования деятельности религиозных организаций, религиозного и религиоведческого образования, госполитика по предупреждению религиозного радикализма и экстремизма. Каждое из этих направлений содержит комплекс задач и рекомендаций
для органов государственной власти и местного самоуправления. Предварительный анализ хода реализации Концепции показал, что не все, что было намечено достигнуто. Однако то, что было реализовано, заслуживает объективной оценки. Это, прежде всего, начало реформы религиозного и религиоведческого образования, усиления информационной политики по продвижению ценностей светского государства и разоблачению деструктивной и экстремистской пропаганды, создания механизмов межконфессиональных взаимоотношений и сотрудничества, установления доверительного диалога между государством и религиозными организациями и др.
Заключение. Государственное регулирования религиозной сферы является важной составной частью государственной политики КР. Демократические процессы, которые были начаты с принятием Конституции КР и законодательных актов по реализации ее положений, положили начало нового периода в истории религии страны. Возрождение религиозного мировоззрения и традиций изменило духовный облик верующей части населения Кыргызстана, внесло новые измерения в межличностных и общественных отношениях, оказало заметное влияние на общественно-политические процессы в стране. Вместе с положительным эффектом, повышение религиозности населения несло определенные риски и угрозы безопасности общества и государства. Это касается, прежде всего, прозелитической деятельности новых религиозных движений, радикализации отдельных религиозных организаций, прежде всего исламского толка, рост числа экстремистки настроенных людей. В этих условиях единственно правильным решением было усиление регулятивных функций государства, которые дали неплохие результаты и в определенной степени упорядочили государственно-конфессиональные отношения. Однако все еще имеются проблемы, на которые органы государственной власти и местного самоуправления, ученые и эксперты должны обратить пристальное внимание. Наши исследования показали, что проблемными
зонами являются все еще продолжающая- по разьяснению канонов ислама (подвор-ся прозелитическая деятельность нетради- ный обход без разрешительных докумен-ционных для Кыргызстана христианских тов со стороны муфтията) и др. Все это конфессий (в основном протестантского требует изучения и постоянного совер-толка), распространения модернистского шенствования государственной политики плана исламских учений (гюленисты, по регулированию религиозной сферы КР. нуржулар и т.д.), деятельность даватистов
Библиографический список
1. Курбанова Н.У. Ислам в общественно-политической жизни современного Кыргызстана. Изд. 2-е, испр., доп. - Бишкек, 2009. - 215 с.
2. Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. - Бишкек, MaXprint, 2014. - 79 с.
3. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.
4. Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года № 282.
5. Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. - Бишкек, MaXprint, 2014. - С. 53.
6. Эргешов З.Ж. Предупреждение радикализма и экстремизма в рамках государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере // Исламский фактор в интеграционных процессах Великого Шелкового пути / Материалы II Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь. Созидание. Интеграция» (Болгар-Казань, 3-5 сентября 2017 г.). - М.: Издательский дом «Исламская книга», 2017. - С. 233.
7. Kochkunov S.A. Religious Practices in the Modern Ceremonial Lives of the Kyrgyz People // Anthrology of the Middle East. - 2018, Нью-Йорк Vol. 13, № 1. С. 43-54.
8. Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. - Бишкек, 2001. - 140 с.
9. Указ Президента КР от 14 ноября 1996 г. «О мерах по реализации прав граждан КР на свободу совести и вероисповедания».
10. Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 гг.
11. Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. - Бишкек, MaXprint, 2014. - С. 46-47.
SOME ISSUES OF STATE REGULATION OF THE RELIGIOUS SPHERE OF THE
KYRGYZ REPUBLIC
A.S. Kochkunov, Doctor of Historical Sciences, Professor
Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article explores some issues of state regulation of the religious sphere of the Kyrgyz Republic. The situation in the religious sphere that has developed in the first years of state independence is analyzed, trends in the development of the religious situation are identified, risks and threats to public and state security are identified, the main directions of state policy to create effective regulatory mechanisms. In the work, the author relies on official documents, literary sources and his own field research. The conclusion is drawn on the importance of continuous improvement of state policy on the regulation of the religious sphere, and new research tasks are being set.
Keywords: religion, religious sphere, state regulation, politics, denomination, Kyrgyz Republic, proselytism, radicalism, Islam, Christianity, concept.