Кашляева Л.В.
К.Э.Н., с.н.с Института экономики АН РУз
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом роста конкурентоспособности страны, способным в наибольшей мере обеспечить активизацию инновационных процессов, конкуренцию и развитие рыночных отношений.
Проблема государственного регулирования инновационными процессами в настоящее время актуальна во всех странах мира, что объясняется ролью информационных технологий и повышением значимости научно-технического прогресса в развитии человечества. В своей книге "Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа" Президент Узбекистана И.А.Каримов отметил, что "Важнейшая цель и основной приоритет социально-экономического развития на 2010 год - это продолжение и углубление реформирования, обновления и модернизации страны, безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009-2012 годы и на этой основе обеспечение высоких и устойчивых темпов роста экономики, ее эффективности и макроэкономической сбалансирован-
ности... Речь идет о дальнейшей капитализации и усилении инвестиционной активности банков, увеличении объемов кредитования, направляемых на восстановление и расширение приоритетных направлений структурных преобразований в экономике, модернизацию, техническое и технологическое обновление производства"1.
Это достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных секторах и на различных уровнях экономики страны в целом. Именно поэтому в настоящее время существует насущная необходимость формирования действенных механизмов государственного регулирования по поддержке и
1 Каримов И.А. "Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа".-Т.: "Узбекистан", 2010.-72 с.(с.48, S6)
стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере Узбекистана. Следует отметить, что в Узбекистане на протяжении многих лет уделяется большое внимание вопросам развитию инновационной деятельности. Так, еще в 1992 г., в целях укрепления научно-технического потенциала, повышения роли науки в решении приоритетных проблем социально-экономического развития и оказания государственной поддержки расширению фундаментальных исследований и инновационных процессов был издан Указ Президента Республики Узбекистан от 08.07.1992 г. N УП-438 "О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности". Во исполнение этого Указа Постановлением Кабинета министров при Президенте Ребспублики Узбекистан от 21.07.1992 г. N 337 "О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности" Государственному комитету Республики Узбекистан по науке и технике совместно с Академией наук, отраслевыми академиями, Министерством высшего и среднего специального образования и Комитетом по прогнозированию перспектив развития Узбекистана, Министерством финансов было поручено разработать перечень приоритетных направлений развития науки, техники и государственных научно-технических программ, с определением головных организаций, ответственных за их реализацию.
В дальнейшем были приняты: Постановление Президента Республики Узбекистан 07.08.2006 г.Х ПП-436 "О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий"; Постановление Кабинета Министров Республики 10.11.2008 г.Х 241 "О мерах по укреплению материально-технической базы научных, научно-исследовательских учреждений и организаций"; Постановление Президента Республики Узбекистан 1S.07.2008 г.Х ПП-916 "О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство"; Постановление Кабинета Министров Республики 18.08.2009 г.Х 233 "О мерах по дальнейшему стимулированию труда научных работников" и др. Уже разрабатываются законы "Об инновационной деятельности в Республике Узбекистан", "О трансферте(передаче) тех-
нологий", "О коммерческой тайне", а также ряд постановлений Кабинета Министров: "О порядке выделения валютных средств на зарубежное патентование экспортоориентиро-ванных разработок", "О порядке передачи технологий двойного (военного и гражданского) применения", "О порядке выплаты валютных вознаграждений гражданам Республики Узбекистан по лицензионным соглашениям с зарубежными партнерами".1 Это оказало позитивное влияние на численность организаций, выполняющих научные исследования и разработки (в 2009 г. 413) и общий объем выполняемых ими научно-технических работ, из которого на образование, культуру, науку и научное обслуживание приходится 89.04%. Из них научные исследования (научно-исследовательские работы) составляют бS,8% (соответственно прикладные исследования - S3,21% и фундаментальные исследования-12^8%), проект-но-конструкторские и технологические рабо-ты-б,17%, изготовление опытных образцов, партий, изделий (продукции) - 0,76, проектные работы для строительства -14,17%, научно-технические услуги-13,1%.2
Государственная политика направляет свою деятельность на стимулирование науки и технологии, развитие важнейших прикладных исследований и разработок и повышение эффективности их использования, развитие кадрового потенциала, создание национальной инновационной системы. В этой связи важнейшей задачей в области государственной политики стало формирование институциональных механизмов и инфраструктуры инновационной экономики. Именно поэтому становление экономики инновационного типа, нацеленной на экономическое развитие страны и создание экономических условий для развития перспективных производств конкурентоспособной инновационной продукции и вывода ее на рынок, играет определяющую роль в осуществлении преобразований в обществе.
Эмпирические исследования характеристики инновационной деятельности в разных странах привели известных экономистов к выводу, что появление инноваций, их распространение и рост производительности зависит не
1 Махкамова М. "Особенности государственного регулирования инновационной деятельностью", www.review.uz/page/article/206.htm
2 Рассчитано на основе данных Госкомстата РУз.
только от научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, но и от большого числа других факторов в рамках национальной научной и образовательной систем. К этим факторам можно отнести: множественность социально-экономических отношений, связывающих современные инновационные структуры с различными потребителями, посредниками, конкурентами; рынок труда, финансовые институты, институциональные структуры, государственные службы, государственную политику и др. Данное видение взаимосвязи и взаимозависимости разнообразных секторов инновационной деятельности на различных структурных уровнях экономики страны приводит к определению инновационной системы, как комплекса взаимодействующих экономических механизмов и видов деятельности с вертикальными, горизонтальными и диагональными связями, обеспечивающими движение инновационных процессов в целостной системе знаний. В структуре экономической системы страны такой комплекс характеризуется как национальная инновационная система (НИС), которая призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики. НИС необходимо рассматривать, с одной стороны в качестве императива экономической политики государства в достижении устойчивого экономического роста. С другой - как объект государственного управления: постановка целей и задач и контроль над их достижением.
Ее формирование и развитие должно происходить на основе сбалансированного сочетания рыночных и государственных механизмов и обеспечивать за счет эффективного использования научно-технического, интеллектуального, промышленного потенциалов и уникальных природных ресурсов, формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности страны. Таким образом, эффективная национальная инновационная система характеризуется: четким определением стратегических и тактических задач в интересах инновационных приоритетов; формированием прогноза направлений инновационного развития с учетом реальных условий потребления; развитием субъектов инно-
вационной деятельности; способностью внедрения результатов научно-исследовательских работ и разработок в производство; способностью переоснащения производства для выпуска инновационной продукции; способностью финансовой системы страны обеспечивать необходимыми ресурсами инновационную деятельность; наличием государственной инновационной политики; наличием инновационной структуры и высоким уровнем информационного обеспечения инновационной деятельности. Кроме того, она должна обладать устойчивостью к воздействию внешней среды и соответствовать мировым стандартам развития.
Оценку уровня развития инновационной системы целесообразно осуществлять такими показателями, как: удельный вес затрат на развитие и воспроизводство инновационной деятельности в валовом внутреннем продукте; количество организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем числе предприятий страны; производство инновационной продукции в общем объеме валового внутреннего продукта; производство конкурентоспособной продукции и объем ее продаж на мировом рынке; количество выданных патентов на изобретения Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Конечной целью НИС является увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции и обеспечение динамичного развития страны за счет повышения инновационной активности всех хозяйствующих субъектов страны.
Переход к экономике инновационного типа и формирование национальной инновационной системы ведет к необходимости пересмотра методологических подходов к развитию инновационной деятельности в Узбекистане, адаптации известных и разработке новых принципов и инструментов, которые позволят повысить качество решений в области инновационной деятельности, а также обеспечить непрерывный процесс управления инновационной активностью. Инновационная активность представляет собой процесс интенсивного движения и развития инновационной деятельно-
сти, основанной на использовании качественных факторов повышения ее эффективности. Инновационная активность во многом определяет уровень экономического развития. В международной экономической конкуренции выигрывают страны, обеспечивающие благоприятные условия для: эффективного развития инновационной среды, в которой свободно создаются новые идеи; существования широких возможностей привлечения инвестиций и создания организационных форм, позволяющих эти идеи воплотить; развития человеческого потенциала и интеллектуального капитала, которые в современных условиях становятся ключевыми факторами инновационной активности. За счет повышения инновационной активности всех хозяйствующих субъектов страны НИС обеспечивает эффективную передачу знаний, их воспроизводство и экономическое применение. Различия инновационной активности при одинаковых условиях объясняют неоднозначные результаты инновационной деятельности. Следует отметить, что наряду с интенсификацией инновационная активность должна обладать признаками рациональности, последовательности и своевременности, т.к. ее необоснованность может привести к отрицательным результатам инновационной деятельности. Как инновационная деятельность руководствуется стратегией и тактикой на долгосрочную и краткосрочную перспективу, так и инновационная активность должна обладать стратегией и тактикой, на которые влияют как внешние (нестабильность внешней среды, инновационный климат, инвестиционный климат; инновационная конкурентная среда), так и внутренние (открытость компетентность, стратегическая гибкость, мотивация) факторы. В стратегическом плане инновационная активность оценивается: качеством и результатом инновационной деятельности, которая характеризуется определенным содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии; уровнем инновационной конкуренции, уровнем конкурентоспособностью инноваций, уровнем инвестиций, уровнем использования инновационного потенциала, а также способами и методами, используемых при проведении инновационной деятельности. В тактическом плане инновационная активность вы-
ражается интенсивностью (скоростью) проведения инновационных мероприятий и обоснованностью в соответствии с требуемой ситуацией.
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации, посредством законодательного правового регулирования, а с другой стороны - интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий для внедрения достижений науки и техники в экономику страны. В связи с этим существенными факторами влияния на инновационную активность являются: с одной стороны - продуманная и последовательная инновационная политика государства, а с другой стороны -совершенная инновационная инфраструктура, которая является важнейшим элементом национальной инновационной системы. При этом государство располагает значительными ресурсами, организует развитие национального инновационного предпринимательства и регулирует институциональные основы инновационных взаимодействий между наукой, бизнесом и государством, организует процесс производства знаний, поддерживает баланс конкуренции между предприятиями при создании и продвижении инноваций, содействует трансферту технологий и информации от научной среды к бизнесу, предоставляет гарантии по привлеченным в инновационную сферу кредитов, содействует организации различных финансовых фондов и т.д.
Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на инновационные процессы страны с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. К основным методам реализации инновационной политики относятся:
• формирование законодательной базы регулирования и поддержки инновационной деятельности; государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство;
• совершенствование налоговой, таможенной, тарифной, системы с целью стимулирования ведения инновационной деятельности;
создание условий для формирования предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции и реализации ее на внешнем рынке; формирование системы информационной поддержки; создание и развитие объектов инновационной структуры.
Главной целью инновационной политики является повышение конкурентоспособности выпускаемой отечественной продукции на основе эффективного освоения результатов научно-исследовательских разработок в производстве для модернизации экономики и прорыва на мировые высокотехнологические рынки. Достижение этой цели предполагает: укрепление научно-технологической и производственной базы страны, усилить развитие перспективных отраслей экономики, ускорить инновационный процесс от фундаментальных исследований до коммерциализации инноваций, обеспечить поддержку малого инновационного предпринимательства, совершенствовать механизмы, способствующие подъему экономики страны.
Инновационная политика государства является мощным инструментом, с помощью которого обеспечивается структурная перестройка экономики и насыщается рынок конкурентоспособной продукцией. Так, например, только в 2009 г. в рамках осуществляемой широкомасштабной программы локализации производства реализовано свыше 840 проектов, что позволило увеличить объемы производства локализуемой продукции по сравнению с 2008 годом в 2,3 раза, налажено производство более 120 новых видов продукции, создано около 2 тысяч новых рабочих мест, со стороны банков республики на пополнение оборотных средств предоставлены льготные кредиты производителям-экспортерам на общую сумму 233 миллиарда сум.1
Инновационная политика государства должна быть направлена на решение конкретных задач по использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований в производстве, доведению в минимальные сроки выпуск предприятиями страны продукции конкурентоспособного уровня, поиску и организации производств по выпуску новых видов
1 Каримов И.А. Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. И.А.Каримов. - Т.: "Узбекистан", 2010.34 с.
продукции и созданию такой структуры, которая позволит с высокой эффективностью использовать интеллектуальный и научно-технический потенциал страны с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширить рынки сбыта отечественных товаров. Такой структурой является инновационная инфраструктура, которая формируется в зависимости от внутренних условий, финансовых возможностей и приоритетов научно-технической политики государства. Следует отметить, что создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития страны, основанного на непрерывном воспроизводстве широчайшего спектра инновационных товаров и услуг и призвана способствовать вхождению научно-технической сферы в рыночную среду, в т.ч. и мировой. В целом инновационную инфраструктуру можно представить как совокупность взаимосвязанных организационных структур, использующих комплекс ресурсов и средств, для осуществления разнообразных материально-технических, финансовых, кредитных, страховых, методических, юридических, информационных, консультативных услуг, а также для создания благоприятных условий, способствующих осуществлению инновационной деятельности и обеспечивающих распространение и потребление ее результатов в условиях рынка. В задачи инновационной инфраструктуры входят:
• разработка и реализация программ поддержки и развития инновационной деятельности;
• формирование научно-технической базы для создания инновационных фирм;
• определение перспективных направлений развития инновационной деятельности и на основе объективной оценки, отбор лучших проектов;
• создание инновационных банков, инвестиционных, инновационных фондов и др.;
• развитие страховой системы;
• создание информационной сети, обеспечивающей развитие инновационной деятельности;
• проведение различных форм обучения предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;
• построение системы сервисного обслу-
живания инновационных организаций (консалтинг, инжиниринг, аудит, рекламу и др.);
• обеспечение поддержки малых научных и инновационных фирм;
• помощь в заключении контрактов, подаче заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах и др.
Можно выделить основную задачу инновационной инфраструктуры - это содействие решению проблем использования ресурсов и средств и обеспечение доступа к ним, необходимых для осуществления эффективной инновационной деятельности. Исходя из задач инновационной инфраструктуры, она подразделяется на технологическую (создает условия для доступа предприятий к производственным ресурсам), консалтинговую (доступ к профессиональным консультациям), инфраструктуру подготовки кадров (решение проблем подготовки кадров), информационную (обеспечение доступа к разнообразной информации), финансовую (доступ к финансовым ресурсам) и сбытовую (создание системы продвижения наукоемкой продукции предприятий на внутренний и мировые рынки).
Следует отметить, что в каждой из перечисленных составляющих инновационной инфраструктуры существуют свои методы и способы реализации. При создании инновационной инфраструктуры возникает необходимость
обеспечения баланса ресурсов инновационных предприятий и эффективной системы вывода на рынки продукции инновационных предприятий.
Проблема создания институтов инновационной системы, позволяющей генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития и качества жизни в республике приобретает чрезвычайно актуальное значение. В этих условиях, интерес к закономерностям протекания инновационных процессов выразился в изучении механизмов и системных характеристик, влияющих на эффективность инновационной деятельности и способствующих принятию рациональных решений по развитию инновационной деятельности. Стабильность системы государственного управления сферой исследований и разработок, четкая постановка целей и задач, формирование национальной инновационной системы, разработка государственной инновационной политики и ее нормативное правовое и ресурсное обеспечение, создание инновационной инфраструктуры, а также равноправное, скоординированное, взаимосвязанное участие науки, промышленности и бизнеса в реализации инновационной политики - необходимы для успешного становления экономики инновационного типа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Каримов И.А. "Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа".-Т.: "Узбекистан", 2010.-72 с.(с.48)
2. Каримов И.А.Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана / И.А.Каримов. - Т.: Узбекистан, 2009-48 с.
3. Кушлин В.И., Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Экономика, 2006.
4. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Инфра-М, 2007.
5. Шахмалов С.Н. Государство и экономика. - М.: Экономика, 2006.
6. Структура инновационного процесса: М.: 2001. 144 с.
7. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики "Вопросы экономики", 1996. N 10.
8. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического процесс: теория и экономический механизм. М.: 1999. 335 с.
9. Инновационная экономика /Под ред.А.А.Дынкина, Н.И.Ивановой, М.В.Грачева и др.; ИМЭМО. 2-е изд., испр. и доп.М.: Наука, 2004.-352 с.
10. Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. 2002 №2. С. 142.
11. Махкамова М. Особенности государственного регулирования инновационной деятельностью www.review.uz/page/article/206.htm
12. Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан в 2009 году. Статистический бюллетень. Ташкент-2010 г.