Хамдамов М.М.
к.э.н.,
Каюмов Б.И.
Университет мировой экономики и дипломатии
ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Активизация процессов модернизации производственных мощностей может стать ключевым фактором в инновационном преобразовании всех структур национальной экономики. Исходя из этого, продуманная реализация промышленной политики, направленная на наращивание научно-технологического потенциала страны посредством поощрения и поддержки частного предпринимательства и частных инициатив, является стратегически важным направлением для национальной экономики.
В разработке государственной программы по повышению конкурентоспособности любой страны особое внимание уделяется максимизации эффекта от таких факторов, как природно-ресурсный и индустриальный потенциал регионов, а также экспортный потенциал страны. Поэтому успех проводимых экономических реформ в условиях трансформации экономики в первую очередь зависит от успешного решения структурных вопросов, как на микро-уровне, так и на макро-уровне, то есть от инновационной политики страны, которая в свою очередь зависит от принципов, на которых формируется национальная инновационная система (далее НИС). Существуют различные типы национальных инновационных систем, но как показывает мировая практика, инновационные системы отдельных стран обладают многими сходствами, в том числе структурными. Исследователи выделяют в структуре НИС пять блоков:
Креативный блок, производящий знания;
Блок трансферта технологий;
Блок коммерциализации нововведений (рынок научно-технической продукции);
Блок финансирования (банковский кредит, венчурное финансирование и продажа инноваций);
Блок подготовки кадров для инновационной сферы.
Все эти блоки функционируют в определенной нормативно-правовой сфере, в тесной взаимосвязи и образуют современную структуру НИС1.
Каждая составляющая национальной инновационной системы формирует экономическую политику и приоритеты страны на будущее. Комплексный подход к преобразованию НИС позволит Узбекистану выйти на новый уровень экономического развития.
Анализируя тенденции развития и изменения экономической архитектуры экономи-
1Камилова М.Х., Ходжаева К.А. Модернизация экономики Узбекистана: формирование национальной инновационной системы, 2013.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
Диаграмма 1.
Основные препятствия на пути инновационных преобразований в СНГ1.
ки развивающихся стран, было выявлено, что основными инструментами повышения конкурентоспособности и стимулирования участия национальной экономики в международных экономических отношениях, являются создание свободных экономических зон (СЭЗ), технопарков и своего рода «силиконовых долин». Данная политика подразумевает собой активное привлечение иностранного капитала на преобразование технологического составляющего производственных мощностей национальной экономики. Но необходимо помнить, что образование свободных экономических зон и технопарков сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной поддержки они практически нежизнеспособны2.
Сегодня часто обсуждаются пути решения проблем, которые приостанавливают процесс инновационного преобразования про-
проект ПРООН «Поддержка в сфере инновационной политики и трансфера технологий». 2012. - С.7.
2Комаров В.В. Зоны свободной торговли. - М.; Финансы и статистика, 2004.
изводственных сил национальной экономики. Наша страна, как и все страны СНГ, по сути, имеют идентичные по характеру препятствия, от решения которых зависят перспективы развития всей страны в целом.
Исходя из существующих проблем, сегодня для их решения прилагаются усилия в развитии высокотехнологических отраслей, в частности телекоммуникации и автомобильной отрасли, которые имеют наибольший спрос в частном секторе. Для оптимизации органов государственного управления в сфере интеллектуальной собственности и стимулирования развития инновационных проектов среди населения Правительством Республики, на базе объединения Государственного патентного ведомства Республики Узбекистан и Узбекского республиканского агентства по авторским правам, в 2011 году создано Агентство по интеллектуальной собственности. Агентство должно оказывать всемерное содействие широкому внедрению в производство инновационных технологий и изобретений, научно-технических и промышленных разработок, селекционных достижений и других видов творческих работ, а также
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
осуществлять проведение экспертизы и правовую охрану объектов интеллектуальной собственности. Важная функция АИС - дальнейшее развитие национальной патентной системы и содействие изобретательской деятельности, внедрение научно-технических достижений в инновационное предпринимательство.
Политика инновационного развития подразумевает параллельно с решением проблем и создание условий, при которых инновационная активность производственных предприятий, предпринимательская среда получали бы всестороннюю поддержку в их инновационной деятельности.
В число этих необходимых условий входят: содействие в разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий и реализации продуктов НИОКР;
содействие в предоставлении консультационных услуг;
государственная поддержка, налоговые льготы и субсидирование в создании высокотехнологичных предприятий;
повышение качества жизни населения в контексте государственной поддержки малого и частного бизнеса;
кадровое обеспечение предприятий, отвечающее требованием международных стандартов обучения.
Еще одной характерной чертой сегодняшних социально-экономических преобразований национальной экономики является то, что под термином «инновации», понимаются, прежде всего, производственные технологии. Тогда как важными представляются и социальные инновации, обеспечивающие наиболее полную реализацию человеческого капитала и предпринимательского потенциала нации. Данное обстоятельство требует смещения акцентов с технических инноваций на социальные: строительство новых домов, дорог, модернизацию системы коммунального хозяйства, то есть те сферы, где реально может функционировать малый бизнес. Это, в свою очередь, обеспечит, например, энергосбережение, первоначальное накопление капитала и позволит реализовать новые инновационные проекты в частном секторе экономики страны.
Как отметил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: «...в качестве главной нашей стратегии на современном этапе мы поставили перед собой задачу выхода нашей экономики в среднесрочной перспективе на уровень развитых демократических стран. Само собой разумеется, что без обеспечения конкурентной экономики, в конечном итоге без строительства конкурентоспособной страны, без реализации целевых задач, предусмотренных в принятой нами Концепции по углублению демократических реформ и формированию гражданского общества в стране, нельзя серьезно говорить об этом»1.
В настоящее время в республике создается мощная база для развития национальной экономики на основе рыночных отношений. Подобная направленность государственной политики должна поднять национальную экономику на совершенно новый этап, способный конкурировать с индустриально развитыми странами мира во всех сферах жизни. Опыт развитых стран показывает, что инновационное составляющее технического фонда промышленных секторов экономики является важным фактором обеспечения устойчивых темпов экономического развития страны в целом. Из этого следует, что состояние производственного комплекса страны и его дальнейшая модернизация является гарантом стабильности, как в экономическом плане, так и в политическом. Важнейшим условием развития промышленного сектора стало эффективное функционирование всех отраслей национальной экономики, где постоянный рост отраслей промышленности в течении многих лет дал возможность в дальнейшем укреплять их и усовершенствовать материально-техническую базу.
Анализ инновационных процессов в нашей республике показал, что на данный момент времени, основным препятствием на пути ускоренного преобразования экономики яв-
1Каримов И.А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития родины и повышения благосостояния народа // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. (http://www.press-service.uz/#ru/ news/ show/
dokladi/vse_nashi_ustremleniya_i_programmyi___1/)
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
Активные инновационные проекты, финансируемые за счет финансовой помощи группы Всемирного Банка1.
Таблица 1.
№ Проекты Обязательство Общая стоимость
Профинансированный заем/кредит Млн. долларов США
1 Проект поддержки сельскохозяйственных предприятий, фаза 2 (МАР). 68 81,03
2 Проект реконструкции дренажной и ирригационной инфраструктуры и восстановления ветландов (МБРР), (МАР). 60 74,55
3 Пилотный проект повышения эффективности промышленных предприятий (МАР) 25 34,6
4 Проект строительства ВЛ 500 кВ Талимарджанская ТЭС - ПС Согдиана с ОРУ 500 кВ (МБРР) 110 171,04
5 Проект автоматизированной системы контроля и учета потребления электроэнергии (МБРР) 180 246,1
Всего 443 637,32
ляется отсутствие коммерциализации результатов НИОКР как направление деятельности в научных и научно-образовательных учреждениях. Организация такой системы требует создания комплексного организационно-правового механизма, элементами которого являются нормативно-правовая база и эффективно взаимодействующие подразделения, обеспечивающие коммерциализацию инновационных проектов. Коммерческими продуктами могут быть навыки, знания, ноу-хау, для успешной реализации которых необходимо разбираться в тонкостях патентования, маркетинга, рекламы, знать законодательство соответствующей страны, а также специфику определенного технологического рынка.
Также необходимо подчеркнуть место и роль международного сотрудничества в техническом содействии, консультации и финансовой помощи со стороны международных финансовых институтов. Наиболее активными организациями являются Азиатский банк развития, Всемирный Банк и МВФ.
Сегодня сотрудничество Узбекистана особо укрепляется с АБР, которое включает в себя 47 проектов с общей суммой инвестиций более 8 миллиардов долларов. Объем финансирования АБР составляет почти половину стоимости всех этих проектов, которые являются ключевыми в модернизации и обновлении энергетического комплекса, дорожной инфраструктуры, финансового сек-
1Отчет Всемирного Банка: Краткий обзор программы
партнерства Всемирный Банк-Узбекистан 2012. - С.8.
тора страны, а также развитии и преобразовании ее индустриального потенциала2.
Вторым, но немаловажным, партнером является Всемирный Банк, в сотрудничестве с которым, на данный момент, реализуется более десяти проектов по улучшению состояния основных направлений социально-экономической составляющей страны, завершение которых может кардинально улучшить эффективность и функционирование производственных процессов национальной экономики.
Необходимо отметить, что международное сотрудничество, в контексте привлечения иностранного капитала в экономику страны не только способствует лучшему финансированию инноваций, но и влечёт за собой возможность получения доступа к новейшим технологиям производства и передовым методам эффективного менеджмента и организации производственных процессов, а также продвижения своих достижений на внешний рынок.
Особо хотелось бы отметить, что сегодня в Республике претворяется в жизнь курс на ускорение интеграции страны в глобальную экономику и эта цель может быть достигнута за счет развития конкурентоспособной и инновационной экономики, ключевыми компонентами которой являются частный сектор, сотрудничество с зарубежными финансово-экономическими организациями и участие государства в хозяйственных процессах.
выступление вице-президента Азиатского банка развития Шиао Жао. (http://www.uzdaily.uz/ агйс^-id-15253.htm)
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
Диаграмма 2.
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Доля ПИИ в общем объеме инвестиций HIH Рост ВВП
Изменения доли ПИИ в общем объеме инвестиций и рост ВВП1.
Диаграмма 3.
2012 2013 2014 2015
Доля промышленности в ВВП ^^НДоля товаров промышленного производства в экспорте ^^Доля готовой продукции в производстве промышленных товаров
Прогноз основных целевых показателей экономики Республики Узбекистан2.
1Рассчитано на основе данных Госкомстата (www.stat.uz).
2Проект ПРООН «Поддержка в сфере инновационной политики и трансфера технологий», 2012, -С.12.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
Сегодня в Республике реализуется Государственная стратегия развития страны, результатом которой должно стать достижение прогнозируемых целевых показателей, таких как увеличение затрат на НИОКР почти в четыре раза к 2020 году и т.д.
Необходимо отметить, что в 2013 году начались работы по созданию новой индустриальной зоны в Джизакской области, которая будет функционировать в сотрудничестве с КНР. Основной целью, создания данного СИЗ, является привлечение инвестиций и передовых инновационных технологий из-за рубежа для модернизации экономики страны.
Подводя итоги 2012 года, Президент И.А. Каримов особо отметил, что в докладе «Глобальный индекс инноваций» за 2012 год
международной бизнес-школы «Инссад» (Франция), которая входит в число 5 лучших бизнес-школ мира, Узбекистан занял 35-е место. А по уровню развития системы образования Узбекистан занял общее 2-е место среди 141 государств мира1.
Таким образом, отличительной чертой развития производственных отраслей Республики Узбекистан в ближайшие десять лет будет то, что они основываются на инновационных преобразованиях, обеспечивающих технологические прорывы, модернизацию научно-технологического парка в целях создания расширенной экспортной номенклатуры товаров и услуг, конкурирующих на внешних рынках с продукциями иностранных компаний.
Литература
1. Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей родины // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год [Электронный ресурс] // Сайт ИНр:А%шш.рге55-5етсе. и2/#ги/пеш5/$Иош^ок1а^^окЫ_рге2Иеп1а_ ^риЬПЫ_и!Ье^1:_1/
2. Каримов И.А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития родины и повышения благосостояния народа // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год.
3. h11p://www.press_service.uz/#ru/news/show/dokladi/vse_nashi_us1remleniya ргодгатту^/
4. Камилова М.Х., Ходжаева К.А. Модернизация экономики Узбекистана: формирование национальной инновационной системы, 2013.
5. ukros.ru/wp-con1en1/uploads/2013/03/камилова_ходжаева.doc
6. Комаров, В.В. Зоны свободной торговли. - М.; Финансы и статистика, 2004.
7. Выступление вице-президента Азиатского банка развития Шиао Жао. [Электронный ресурс] // Сайт http://www.uzdaily.uz/ar1icles-id-15253.htm
8. Отчет Всемирного Банка: Краткий обзор программы партнерства Всемирный Банк-Узбекистан. 2012.
9. Проект ПРООН «Поддержка в сфере инновационной политики и трансфера технологий», 2012.
1Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей родины // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. (h11p://www.press-service.uz/#ru/news/show/dokladi/doklad_preziden1a_respubliki_uzbekis1_1/)
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013