Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционное законодательство / правовое регулирование / государственная политика / антикоррупционное просвещение / коррупция в сфере образования / предупреждение коррупции / антикоррупционное правосознание / молодежь / corruption / anti-corruption legislation / legal regulation / public policy / anti-corruption education / corruption in education / corruption prevention / anti-corruption legal awareness / young people

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М А. Молчанова, В В. Моисеев

статья посвящена исследованию вопросов антикоррупционного просвещения в новых геополитических условиях и цифровой действительности. В связи с беспрецедентными санкциями западных стран государственная и экономическая политика Российской Федерации направлена на укрепление международного сотрудничества со стратегическим партнером в Восточной Азии – Китайской Народной Республикой. При этом противодействие коррупции является необходимым фактором обеспечения безопасности и надежности при реализации совместных проектов. Авторами подчеркивается важность внедрения превентивных мер антикоррупционной направленности, которые призваны сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупционному поведению. Рассматриваются актуальные положения государственной политики антикоррупционного просвещения Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Представлен анализ правового регулирования, а также рассмотрены основные меры, направленные на формирование единой концепции и структуры антикоррупционного просвещения. Обозначен пробел в правовом регулировании, а именно: на федеральном уровне до сих пор не закреплен термин «антикоррупционное просвещение», что приводит к различному толкованию его задач и выбора методов в доктрине и практике. Особое значение при антикоррупционном просвещении среди молодежи приобретает эффективное использование потенциала цифровых технологий. При этом обращается внимание на то, что одной из основных проблем в сфере противодействия коррупции является проблема реализации намеченных антикоррупционных мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

the article is devoted to the study of issues of anti-corruption education in new geopolitical conditions and digital reality. In connection with the unprecedented sanctions of Western states, the state and economic policy of the Russian Federation is aimed at strengthening international cooperation with strategic partners in East Asia: People’s Republic of China. At the same time, combating corruption is a necessary factor in ensuring safety and reliability in the implementation of joint projects. The authors emphasize the importance of introducing preventive anti-corruption measures, which are designed to create an intolerant attitude towards corrupt behavior in society. The current provisions of the state policy of anti-corruption education in the Russian Federation and the People’s Republic of China are considered. An analysis of legal regulation is presented, and the main measures aimed at creating a unified concept and structure of anti-corruption education are considered. A gap in legal regulation is identified, namely, the term “anti-corruption education” has not yet been fixed at the federal level, which leads to different interpretations of its objectives and the choice of methods in doctrine and practice. The effective use of the potential of digital technologies is of particular importance in anti-corruption education among young people. At the same time, attention is drawn to the fact that one of the main problems in the field of anti-corruption is the problem of implementing the planned anti-corruption measures

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

STATE POLICY OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S

REPUBLIC OF CHINA

УДК 343.851

М.А. МОЛЧАНОВА,

кандидат юридических наук (Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, Белгород) [email protected]

В.В. МОИСЕЕВ,

доктор исторических наук (Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова Россия, Белгород) [email protected]

MARINA A. MOLCHANOVA,

Candidate of Law (BSTU named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia)

VLADIMIR V. MOISEEV,

Doctor of Historical Sciences, (BSTU named after V.G. Shukhov Belgorod, Russia)

Аннотация: статья посвящена исследованию вопросов антикоррупционного просвещения в новых геополитических условиях и цифровой действительности. В связи с беспрецедентными санкциями западных стран государственная и экономическая политика Российской Федерации направлена на укрепление международного сотрудничества со стратегическим партнером в Восточной Азии - Китайской Народной Республикой. При этом противодействие коррупции является необходимым фактором обеспечения безопасности и надежности при реализации совместных проектов. Авторами подчеркивается важность внедрения превентивных мер антикоррупционной направленности, которые призваны сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупционному поведению. Рассматриваются актуальные положения государственной политики антикоррупционного просвещения Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Представлен анализ правового регулирования, а также рассмотрены основные меры, направленные на формирование единой концепции и структуры антикоррупционного просвещения. Обозначен пробел в правовом регулировании, а именно: на федеральном уровне до сих пор не закреплен термин «антикоррупционное просвещение», что приводит к различному толкованию его задач и выбора методов в доктрине и практике. Особое значение при антикоррупционном просвещении среди молодежи приобретает эффективное использование потенциала цифровых технологий. При этом обращается внимание на то, что одной из основных проблем в сфере противодействия коррупции является проблема реализации намеченных антикоррупционных мероприятий.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, правовое регулирование, государственная политика, антикоррупционное просвещение, коррупция в сфере образования, предупреждение коррупции, антикоррупционное правосознание, молодежь.

Для цитирования: Молчанова М.А., Моисеев В.В. Государственная политика антикоррупционного просвещения в Российской Федерации и Китайской Народной Республике // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 4. - C. 106-113.

Abstract: the article is devoted to the study of issues of anti-corruption education in new geopolitical conditions and digital reality. In connection with the unprecedented sanctions of Western states, the state and economic policy of the Russian Federation is aimed at strengthening international cooperation with strategic partners in East Asia: People's Republic of China. At the same time, combating corruption is a necessary factor in ensuring safety and

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'24 ^^^^^^^^^^^^^^ 106

reliability in the implementation of joint projects. The authors emphasize the importance of introducing preventive anti-corruption measures, which are designed to create an intolerant attitude towards corrupt behavior in society. The current provisions of the state policy of anti-corruption education in the Russian Federation and the People's Republic of China are considered. An analysis of legal regulation is presented, and the main measures aimed at creating a unified concept and structure of anti-corruption education are considered. A gap in legal regulation is identified, namely, the term "anti-corruption education" has not yet been fixed at the federal level, which leads to different interpretations of its objectives and the choice of methods in doctrine and practice. The effective use of the potential of digital technologies is of particular importance in anti-corruption education among young people. At the same time, attention is drawn to the fact that one of the main problems in the field of anti-corruption is the problem of implementing the planned anti-corruption measures.

Keywords: corruption, anti-corruption legislation, legal regulation, public policy, anti-corruption education, corruption in education, corruption prevention, anti-corruption legal awareness, young people.

For citation: Molchanova M.A., Moiseev V.V. State policy of anti-corruption education in the Russian Federation and the People's Republic of China // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 4. - P. 106-113.

Введение. На мировой арене уделяется пристальное внимание вопросам противодействия коррупции как одной из эффективных мер обеспечения безопасности. В условиях сложной геополитической обстановки, беспрецедентных санкций западных стран государственная и экономическая политика Российской Федерации направлены на укрепление международного сотрудничества со стратегическими партнерами, такими как Китайская Народная Республика. При этом противодействие коррупции является необходимым фактором обеспечения безопасности и надежности при реализации совместных проектов. Как справедливо отмечают ученые, «коррупция - это глобальное явление, поэтому требуются совместные усилия по ее преодолению как на национальном, так и международном уровнях» [1, с. 59; 2, с. 273]. По данным ООН, ежегодно по причине коррупции из мировой экономики выводится 2,6 трлн долларов. Генеральная прокуратура России называла ущерб от коррупционных преступлений в России за 2022 и 2023 годы более 100 млрд рублей1.

Согласно Стратегии национальной безопасности, определяющей национальные интересы и стратегические приоритеты страны, растет потребность общества в усилении борьбы с коррупцией.

В условиях проведения специальной военной операции коррупция вышла на новый чрезвычайный уровень, поставив под угрозу безопасность крупнейшего государства, занимающего лидирующие позиции по военной мощи2. В 2022 году после объявления в России

1 ТПП России представила результаты исследования «Бизнес-барометр коррупции» за 2023 год [Электронный ресурс]. - URL: https://news.tpprf.ru/ru/regional/5249652/

2 Российская армия вошла в пятерку сильнейших в мире [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/02/23/ rossijskaia-armiia-voshla-v-piaterku-silnejshih-v-mire.html

проведения специальной военной операции и последующей частичной мобилизации обнаружилось, что в российской армии бесследно исчезли более миллиона комплектов военной формы3. Безусловно, экономика России справилась с обмундированием нескольких сотен тысяч мобилизованных, однако имидж российского государства как страны, в которой «разворовали все до нитки», неизбежно страдает.

Глава Следственного Комитета Российской Федерации заявил, что «коррупционеры являются не меньшими врагами страны и не меньшей угрозой для ее обороноспособности и безопасности, чем вражеские диверсанты или разведчики»4.

В этих условиях специальная военная операция выполняет функцию фактора трансформации социальной системы, и необходимым элементом этой трансформации является повышение уровня антикоррупционного потенциала России [3, с. 851].

Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что необходимо не только ужесточать меры борьбы с коррупцией, но и направлять усилия на искоренение причин и условий, порождающих коррупционные проявления.

В настоящее время усиливается тенденция внедрения превентивных мер антикоррупционной направленности, которые должны сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупционному поведению [4, с. 173]. Обеспечить реализацию названной меры призвано антикоррупционное просвещение.

3 Член комитета по обороне Гурулев заявил о пропаже 1,5 млн комплектов формы для армии [Электронный ресурс]. -URL: https://www.gazeta.ru/army/news/2022/10/02/18702295.shtml

4 Глава Следственного комитета России рассказал о

воровстве и коррупции при выполнении оборонного заказа в условиях спецоперации [Электронный ресурс]. - URL:

https://topwar.ru/216930-glava-sledstvennogo-komiteta-rossii-rasskazal-o-vorovstve-i-korrupcii-pri-vypolnenii-oboronnogo-zakaza-v-uslovijah-specoperacii.html

Описание исследования. Проблема антикоррупционного просвещения в научном сообществе выходит на новый уровень, и многочисленные исследования только подтверждают актуальность темы [5; 6; 7; 8; 9; 10].

В то же время, несмотря на значительный объем работ, вопрос формирования системного подхода к антикоррупционному просвещению в Российской Федерации и Китайской Народной Республики остается открытым.

В связи с этим полезен передовой опыт КНР. Антикоррупционное просвещение и образование является ключевым фактором антикоррупционной кампании Китая5.

Одной из важных задач для Центральной комиссии Компартии Китая по проверке дисциплины (далее - ЦКПД) является усиление просветительской работы в антикоррупционной сфере и надзора за органами управления. Так, на центральном китайском телевидении вышел документальный фильм о взяточниках, созданный по заказу самой ЦКПД. Одним из его героев стал, в частности, экс-замглавы Народного банка Китая Фань Ифэй, лишившийся своего поста и партбилета за «откаты» от руководителей компаний в обмен на предоставление кредитов6.

В рамках антикоррупционного просвещения в 2024 году прошло новаторское экспериментальное мероприятие в южной провинции Ху-нань - антикоррупционное просвещение супруг чиновников. На семинаре собрали 140 жен высокопоставленных госслужащих из местных ведомств, образовательных учреждений и госпредприятий. Приглашенным рассказали о самых резонансных делах за последние годы, о наказании за кумовство, взяточничество и круговую поруку, которые привели к дисциплинарным взысканиям, потере должностей, тюремным срокам и, как следствие, лишению чиновничьих семей благополучия. Среди тех, кто оказался под следствием, были друзья и знакомые слушателей семинара. Инициаторы проекта полагают, что подобные воспитательные беседы окажут положительное влияние на чиновников, заставят их через влияние родных и близких ответственно подходить к соблюдению законности. Если опыт провинции Хунань покажет свою эффективность, его могут рас-

пространить и на другие регионы7. Считаем, что данный передовой опыт можно имплемен-тировать и для государственных служащих Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации уделяется пристальное внимание вопросам антикоррупционного просвещения как на национальном уровне, так и на межгосударственных площадках.

В частности, в Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) в противодействии коррупции в качестве одной из задач указана «активизация антикоррупционного просвещения граждан» (раздел III Концепции)8. Так, 19 октября 2023 года состоялось заседание Экспертного совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ (далее -МПА СНГ) по науке и образованию. На заседании членами Экспертного совета была представлена информация об антикоррупционном просвещении в контексте Концепции сотрудничества стран СНГ в противодействии коррупции. Членами совета было решено поддержать инициативу разработки рекомендаций по антикоррупционному просвещению и предложить постоянным комиссиям МПА СНГ по правовым вопросам, науке и образованию рассмотреть вопрос о включении его в Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2023-2025 годы9.

Антикоррупционное просвещение непосредственно связано с государственной антикоррупционной политикой и рассматривается учеными как систематическая деятельность субъектов государственной политики по распространению достоверной информации, направленной на формирование в обществе антикоррупционного правосознания, антикоррупционной культуры и антикоррупционного поведения [1, с. 42-50].

Основными средствами антикоррупционного просвещения являются:

1. Средства непосредственного информационного воздействия (лекции, беседы, консультации и т.д.).

2. Конкурсы по вопросам противодействия коррупции.

3. Антикоррупционная реклама.

5 Образование - ключевой фактор антикоррупционной кампании Китая [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/06/03/obrazovame-kNuchevoj-faktor-antikorrupcionnoj-kampanii-kitaia.html

6 Китаю еще есть с чем побороться [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/6444946

7 В Китае о коррупции стали предупреждать жен чиновников [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2024/04/10/ ne-davaj-muzhu-vorovat.html

8 Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии коррупции (11 октября 2017 года, г. Сочи, Российская Федерация) [Электронный ресурс]. - URL: https:// cis.minsk.by/page/19285

9 В СНГ будут актуализированы законы о непрерывном

образовании [Электронный ресурс]. - URL: https://cis.minsk.

by/news/26297

4. Конференции и тематические форумы.

5. Научная и учебная литература.

6. Средства массовой информации.

7. Информационная компьютерная сеть Интернет.

По утверждению некоторых исследователей, в условиях современной действительности особое значение приобретает эффективное использование потенциала цифровых технологий при внедрении интерактивных форм просветительской деятельности антикоррупционной направленности [12, с. 178-186].

Как правило, в сети Интернет на официальных сайтах государственных органов находится раздел «Противодействие коррупции», включающий в себя основную антикоррупционную информацию (нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, антикоррупционную экспертизу, методические материалы и т.д.).

Положительным примером может служить деятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ежегодно выступающей организатором Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!». На официальном сайте предусмотрено отдельное направление «Антикоррупционное правовое просвещение», в котором размещены антикоррупционные видеоролики, плакаты, памятки и буклеты. Более того, в целях антикоррупционного просвещения молодежи активно применяются такие креативные и высокотехнологические методы, как компьютерные игры, направленные на формирование антикоррупционного поведения и нулевой терпимости к коррупции у игроков10. К тому же во многих странах мира показ фильмов соответствующей тематики также способствует антикоррупционному просвещению.

Для формирования личности будущего гражданина страны антикоррупционное просвещение является ключевым фактором. В связи с этим не только в российских вузах, но и во всех российских школах введены федеральные общеобразовательные программы, включающие изучения основ противодействия коррупции. В Министерстве просвещения сообщили, что негативные проявления коррупции будут обсуждаться на таких учебных предметах, как обществознание, литература и история11.

Стоит отметить, что для формирования антикоррупционного мировоззрения у школь-

10 Антикоррупционное правовое просвещение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - URL: https://epp.genproc.gov.ru/ web/gprf/activity/combating-corruption/legal-education

11 Школьники начнут изучать основы противодействия коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минпро-свещения России. - URL: https://edu.gov.ru/press/7316/shkolniki-nachnut-izuchat-osnovy-protivodeystviya-korrupcii

ников активно проводятся тематические мероприятия. Так, в Главном Управлении региональной безопасности Московской области ежегодно проходит конкурс «Дети против коррупции» для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (техникумы, колледжи, училища). Победители традиционно награждаются дипломами и ценными призами. «Мы против!», «Не молчи, если знаешь!», «Оставьте руки чистыми!» - такие лозунги использовали школьники в своих рисунках12.

Основным направлением антикоррупционного просвещения в образовании является преодоление сложившихся коррупциогенных стереотипов, прежде всего среди работников образовательной организации.

На протяжении длительного времени научное сообщество в своих исследованиях неоднократно предупреждало о серьезных угрозах и долговременных негативных последствиях коррупции в сфере образования [7; 13; 14]. К сожалению, до сих пор количество коррумпированных работников в системе высшего образования остается на неприемлемом уровне. Особо стоит подчеркнуть, что случаи коррупционных практик встречаются не только среди рядовых недобросовестных преподавателей, но и среди руководящего состава. В частности, 19 июня 2024 года суд заключил под стражу ректора Воронежского государственного университета, которого обвиняют в даче взятки в особо крупном размере за присвоение докторской степени своей супруге13. В феврале 2023 года в отношении экс-проректора по научной и инновационной деятельности НИУ «БелГУ» было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере в связи с хищением 200 млн рублей14. Также в октябре 2023 года бывшего проректора Сибирского федерального университета П. Вчерашнего суд признал виновным в растрате и назначил штраф в 700 тыс. руб.: он был обвинен в заключении договоров от имени университета с

12 Дети против коррупции 2023 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Главного управления региональной безопасности Московской области. - URL: https://gurb.mosreg. ru/protivodeistvie-korrupcii/deti-protiv-korrupcii/deti-protiv-korrupcii-2023

13 Ректора Воронежского государственного университета арестовали за дачу взятки [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/proisshestviya/21142593

14 В хищении 200 млн рублей обвинили экс-проректора белгородского университета [Электронный ресурс]. - URL: https://openbelgorod.ru/news/kriminal/2023-02-27/v-hischenii-200-mln-rubley-obvinili-eks-prorektora-belgorodskogo-universitea-317677

сотрудниками СФУ на оказание услуг, которые на самом деле оказались их текущей работой15.

Как правило, именно в период экзаменационных сессий возрастает риск коррупционных практик среди недобросовестных преподавателей16. К примеру, в декабре 2023 года правоохранительными органами была задержана преподаватель белгородского вуза, которая в мае 2023 года за взятку в 25 тыс. рублей написала студенту дипломную работу и помогла успешно ее защитить, так как на тот момент входила в состав государственной экзаменационной комиссии17.

О чем нам говорят данные примеры неправомерных действий? Почему люди, которые отвечают за образование в высших учебных заведениях, пренебрегают законом? Может быть, потому, что антикоррупционное просвещение в большинстве своем декларативно и не выполняет возложенных на него превентивных мер по профилактике коррупционных проявлений?

Стоит заметить, что коррупционные практики в системе высших учебных заведений пагубно влияют как на репутацию коррумпированной личности, так и на саму образовательную организацию. Возможно, если бы были предусмотрены действенные механизмы антикоррупционного просвещения в образовательной организации и внедрения антикоррупционных стандартов среди сотрудников и обучающихся, данной негативной ситуации можно было бы избежать либо хотя бы минимизировать репутационные риски высшего учебного заведения.

Вышеуказанные примеры еще раз подтверждают актуальность и необходимость совершенствования организации антикоррупционного просвещения в системе высших учебных заведений.

Следует отметить, что на федеральном законодательном уровне термин «антикоррупционное просвещение» до сих пор не установлен. Как справедливо утверждают специалисты, этот пробел в правовом регулировании приводит к различному толкованию целей и задач антикоррупционного просвещения, а также выбора методов в доктрине и практике. Такое положение негативно влия-

15 Бывший проректор СФУ Павел Вчерашний и его подельники осуждены за присвоение и растрату 844 тыс. бюджетных средств [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Красноярского края. - URL: https://epp.genproc.gov. ru/web/proc_24/mass-media/news?item=91066775

16 Педагоги вышли в лидеры по объемам коррупции: «100 тысяч за экзамен» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. mk.ru/social/2021/03/10/pedagogi-vyshli-v-lidery-po-obemam-korrupcii-100-tysyach-za-ekzamen.html

17 Преподаватель белгородского вуза за взятку написала за

студентку диплом и помогла его защитить [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mk-belgorod.ru/incident/2023/12/05/

prepodavatel-belgorodskogo-vuza-za-vzyatku-napisala-za-studentku-diplom-i-pomogla-ego-zashhitit.html

ет на эффективность контрольных мероприятий по оценке результатов антикоррупционного просвещения [6, с. 89]. Однако в региональном законодательстве существуют примеры закрепления дефиниции «антикоррупционное просвещение». Так, 19 февраля 2024 года был принят закон Белгородской области № 354 «О противодействии коррупции в Белгородской области». В ст. 4 отдельно закреплена такая мера по противодействию коррупции, как «осуществление антикоррупционного образования, антикоррупционной пропаганды, антикоррупционного просвещения». Более того, в ст. 8 дано определение антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения. Данное обстоятельство подчеркивает важность и ценность рассматриваемой нами темы как на национальном, так и региональном уровнях.

В Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы особое внимание уделяется «повышению эффективности образовательных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов»18. К основным профилактическим мерам в системе высших учебных заведений, согласно документу, относятся: разработка профессиональных программ в области противодействия коррупции; формирование у студентов нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а у профессорско-преподавательского состава - готовности содействовать пресечению такого поведения; проведение конкурсов по антикоррупционной тематике среди студентов; открытие в вузах программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность» и другие.

Однако далеко не во всех региональных вузах реализована в полной мере программа магистратуры «Антикоррупционная деятельность». Высшим учебным заведениям Белгородской области только предстоит пройти этот путь.

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» образовательные организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. При этом отечественный законодатель не дает исчерпывающий перечень мер, определяя лишь минимальные антикоррупционные стандарты, зафиксированные в ч. 2 указанной статьи19.

Структурным подразделением Минобрнауки России, осуществляющим комплекс антикорруп-

18 Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47119

19 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (ч. I). - Ст. 6228.

ционных мероприятий в системе высших учебных заведений, является отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента информационной политики и комплексной безопасности.

Как правило, организация предупреждения коррупции в подведомственных высших учебных заведениях строится аналогичным образом [15, с. 169-186]. Показательным положительным примером также может служить Департамент по профилактике коррупционных правонарушений Сибирского федерального университета, в задачи которого входят действенные меры по предупреждению коррупции в образовательной организации20.

Надо признать, что одной из первоочередных проблем, с которой сталкивается профессорско-преподавательский состав при организации антикоррупционного просвещения в системе высших учебных заведений, является отсутствие необходимых научно-методических разработок и других учебных пособий. Данную проблему успешно, на наш взгляд, преодолевают представители ведущих региональных вузов, реализовывая проекты по разработке и внедрению таких действенных инструментов антикоррупционного просвещения в системе высших учебных заведений, как, например, Школа Антикоррупционного просвещения21 и Антикоррупционный методический просветительский комплекс [16, с. 248].

Отличительной положительной чертой антикоррупционной деятельности, проводимой в системе высших учебных заведений, можно считать привлечение и активное участие в ней студенческой молодежи. Так, в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова ежегодно проходит Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы противодействия коррупции», которая объединяет как представителей научного сообщества, так и сотрудников государственных органов. В рамках указанного мероприятия традиционно проводятся для студентов антикоррупционные конкурсы научно-исследовательских работ, плакатов и социальных видеороликов22. Данная деятельность

20 Противодействие коррупции в Сибирском федеральном университете [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сибирского федерального университета. - URL: http:// anticorruption.sfu-kras.ru

21 Школа антикоррупционного просвещения открылась в Таганроге [Электронный ресурс]. - URL: https://taganrogprav.ru/ pervaya-regionalnaya-shkola-antikorrupcionnogo-prosveshheniya-otkrylas-v-taganroge/?ysclid=lpnw32pjf1781781086

22 В зале заседаний Центра высоких технологий БГТУ им. В.П Шухова 8 декабря прошла Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы противодействия коррупции» [Электронный ресурс]. - URL: https://media.bstu.ru/novosti/ aktualnye-voprosy-blagopoluchiya-sovremennogo-obshchestva/9039

способствует информационной открытости антикоррупционных механизмов в образовательной организации, пропаганде антикоррупционного поведения в молодежной среде, а также деятельному вовлечению в предупредительную антикоррупционную работу и антикоррупционное просвещение молодых ученых и обучающихся, которые наравне с работниками подведомственных организаций становятся ключевыми участниками образовательных отношений [17, с. 2275].

Заключение. В эпоху сложной геополитической обстановки, беспрецедентного санкционного давления и в условиях проведения специальной военной операции коррупция вышла на новый чрезвычайный уровень. При этом противодействие коррупции является необходимым фактором обеспечения безопасности и надежности при реализации совместных проектов Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

Считаем полезным развивать международное сотрудничество между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в сфере противодействия коррупции и обмена новаторскими практиками, а также рекомендуем имплементиро-вать передовой опыт Китая по вопросу антикоррупционного просвещения супруг чиновников.

Следует отметить необходимость устранения пробела в правовом регулировании на федеральном уровне путем закрепления термина «антикоррупционное просвещение» в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данное положение будет способствовать формированию единой концепции и структуры антикоррупционного просвещения, а также повышению эффективности контрольных мероприятий при оценке результатов антикоррупционного просвещения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется важным совершенствовать механизм вовлечения молодых ученых в антикоррупционную просветительскую деятельность, направленную на пропаганду антикоррупционного поведения в молодежной среде и информационную открытость антикоррупционных механизмов в образовательной организации.

В условиях цифровизации необходимо развивать антикоррупционное просвещение, максимально используя весь потенциал цифровых инструментов. Так, фильмы и компьютерные игры антикоррупционной направленности набирают популярность среди молодежи и способствуют формированию нулевой терпимости к коррупции в обществе.

Таким образом, проблема совершенствования антикоррупционного просвещения как в Российской Федерации, так и в Китайской Народной Республике остается актуальной и требует консолидации всех заинтересованных субъектов антикоррупционной деятельности.

Литература

1. Михайлов В.И. Конвенция ООН против коррупции и ее место в правовой системе Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2023. - Т. 19. - № 6. - С. 58-68.

2. Моисеев В.В. Коррупция в современной России: монография - 2-е изд. - Москва: Директ-Медиа. - 2022. - 536 с.

3. Иншаков С.М., Казакова В.А. Специальная военная операция как инструмент повышения уровня антикоррупционного потенциала // Russian Journal of Economics and Law. - 2022. - Т. 16. - № 4. - С. 847-857.

4. Василевич Г.А. Комплексный подход к противодействию коррупции - залог успеха // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: исторические науки и археология, экономические науки, юридические науки. - 2020. -№ 8. - С. 170-180.

5. Акунченко Е.А. К вопросу об организационно-правовых основах антикоррупционного просвещения в сфере образования // Наука и школа. - 2017. - № 1. - С. 20-28.

6. Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации: научно-практическое пособие / отв. ред. Т. Я. Хабриева. - Москва: Проспект. - 2021. - 144 с.

7. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение: вопросы теории и практики: монография. - Казань: Познание, 2019. - 240 с.

8. Головин А.Ю. Антикоррупционное просвещение в системе мер предупреждения коррупции на современном этапе // Всероссийский криминологический журнал. - 2022. - Т. 16. - № 3. - С. 311-319.

9. Коробкин А.Н. Проблемы подготовки педагогических кадров для антикоррупционного просвещения обучающихся // Проблемы современного образования. - 2023. - № 1. - С. 191-197.

10. Трунцевский Ю.В. О профессионализации антикоррупционного просвещения // Юридическое образование и наука. -2020. - № 4. - С. 22-29.

11. Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание / Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 4. - С. 42-51.

12. Молчанова М.А. Деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции в коммерческих организациях: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2022. - 266 с.

13. Винокурова М.А., Коршунова Н.В. Противодействие коррупции в образовании. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. - 95 с.

14. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции // Юридические исследования. - 2015. - № 2. - С. 12-27.

15. Основы противодействия коррупции в сфере образования: учебное пособие / под ред. И.А. Дамм. - Красноярск: СФУ, 2023. - 366 с.

16. Дамм И.А. Организация антикоррупционного просвещения в сфере образования на примере Красноярского края // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: материалы научно-практ. конференции. - Казань, 2016. С. 246-251.

17. Damm I.A., Shishko I.V. Corruption Prevention in Russian Education // Journal of Siberian Federal University. Humanities and social sciences. - 2016. - № 9. - Р. 2269-2278.

References

1. Mikhailov V.I. Konventsiya OON protiv korruptsii i ee mesto v pravovoi sisteme Rossiiskoi Federatsii // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2023. - T. 19. - № 6. - S. 58-68.

2. Moiseev V.V. Korruptsiya v sovremennoi Rossii: monografiya - 2-e izd. - Moskva: Direkt-Media. - 2022. - 536 s.

3. Inshakov S.M., Kazakova V.A. Spetsial'naya voennaya operatsiya kak instrument povysheniya urovnya antikorruptsionnogo potentsiala // Russian Journal of Economics and Law. - 2022. - T. 16. - № 4. - S. 847-857.

4. Vasilevich G.A. Kompleksnyi podkhod k protivodeistviyu korruptsii - zalog uspekha // Vestnik Baranovichskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoricheskie nauki i arkheologiya, ekonomicheskie nauki, yuridicheskie nauki. - 2020. - № 8. - S. 170-180.

5. Akunchenko E.A. K voprosu ob organizatsionno-pravovykh osnovakh antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya // Nauka i shkola. - 2017. - № 1. - S. 20-28.

6. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Rossiiskoi Federatsii: nauchno-prakticheskoe posobie / otv. red. T. Ya. Khabrieva. - Moskva: Prospekt. - 2021. - 144 s.

7. BikeevI.I., KabanovP.A. Antikorruptsionnoe prosveshchenie: voprosy teorii i praktiki: monografiya. - Kazan': Poznanie, 2019. - 240 s.

8. Golovin A.Yu. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v sisteme mer preduprezhdeniya korruptsii na sovremennom etape // Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal. - 2022. - T. 16. - № 3. - S. 311-319.

9. Korobkin A.N. Problemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya antikorruptsionnogo prosveshcheniya obuchayushchikhsya // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2023. - № 1. - S. 191-197.

10. Truntsevskii Yu.V. O professionalizatsii antikorruptsionnogo prosveshcheniya // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2020. - № 4. -S. 22-29.

11. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak sredstvo protivodeistviya korruptsii: ponyatie i soderzhanie //Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - 2014. - № 4. - S. 42-51.

12. Molchanova M.A. Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov po protivodeistviyu korruptsii v kommercheskikh organizatsiyakh: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2022. - 266 s.

13. Vinokurova M.A., Korshunova N.V. Protivodeistvie korruptsii v obrazovanii. - Chelyabinsk: Chelyabinskii gosudarstvennyi universitet, 2023. - 95 s.

14. Kabanov P.A. Ponyatie i soderzhanie antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak sredstva profilaktiki korruptsii // Yuridicheskie issledovaniya. - 2015. - № 2. - S. 12-27.

15. Osnovy protivodeistviya korruptsii v sfere obrazovaniya: uchebnoe posobie / pod red. I.A. Damm. - Krasnoyarsk: SFU, 2023. - 366 s.

16. Damm I.A. Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya na primere Krasnoyarskogo kraya // Aktual'nye voprosy protivodeistviya korruptsii v sub»ektakh Rossiiskoi Federatsii: materialy nauchno-prakt. konferentsii. - Kazan', 2016. S. 246-251.

17. Damm I.A., Shishko I.V. Corruption Prevention in Russian Education // Journal of Siberian Federal University. Humanities and social sciences. - 2016. - № 9. - P. 2269-2278.

(статья сдана в редакцию 22.07.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.