Государственная поддержка венчурного инвестирования как вклад в переход
экономики на инновационный тип развития в рамках реализации современных
национальных проектов России
State support of venture investment as contributing to shifting economy to be innovative type of development within realization of contemporary national projects in Russia
Ь i1 московский
щр ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^jj ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046X-2019-10064 Данилов Роман Сергеевич,
студент аспирантуры, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: [email protected]
Картышева Полина Александровна, студент аспирантуры, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: [email protected] Крутиков Александр Константинович,
студент аспирантуры, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: [email protected] Danilov Roman S.,
postgraduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, prospekt Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: [email protected]
Kartysheva Polina A.,
postgraduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, prospekt Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: [email protected] Krutikov Alexandr K.,
postgraduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, prospekt Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: [email protected]
Аннотация. Представленное в статье исследование посвящено наиболее актуальным, на наш взгляд, проблемам российского венчурного рынка в рамках реализации национальных проектов Российской Федерации. Несмотря на достаточное государственное финансирование и наличие определенной инфраструктуры в этой сфере (институты развития, венчурные фонды), в настоящее время ее нельзя назвать действенной и успешной.
В статье проанализировано и охарактеризовано состояние российского венчурного рынка, а также выявлены некоторые проблемы, препятствующие его эффективному функционированию. В силу объективных причин рынок венчурных инвестиций в современной России находится в непростой ситуации. Подобные причины тесно связаны не только с внешними факторами, которые относятся к экономике России в целом, но и с внутренними экономическими проблемами. Безусловно, выйти на новый уровень функционирования венчурной экосистемы и преодолеть сложившуюся ситуацию можно посредством решения, прежде всего, внутренних проблем.
Summary. In our opinion, the research represented in the article is devoted to the latest problems of Russian venture market within realization of Russian Federation national projects. Despite sufficient public financing and availability of definite infrastructure in this filed (institutions of development,venture funds) this softer can not be cold efficient and successful. The article analysis and characterizes Russian venture market status quo as well as the problems which have been revealed as preventing its sufficient functioning. According to the number of objective reasons currently the venture market of investments in Russia is faces difficulties. Those reasons are inseparably connected not only with outer factors, which refer to economy of Russia in whole, but inner economical problems as well. It goes without saying, to get to the new level of venture ecosystem functioning and overcome the current situation one should settle inner problems first of all.
Ключевые слова: национальные проекты, венчурное инвестирование, инновационный тип развития экономики, экспертиза, институты развития.
Keywords: national projects, venture investment, innovative type of economic development, expertise, institutions of development.
В последние несколько лет XXI века мировая политическая и экономическая ситуация становится все более непростой, непредсказуемой и тревожной: замедление темпов роста мировой экономики, возобновление финансовых потрясений, рост торговых барьеров, повышенный уровень задолженности в развивающихся странах и слабый рост инвестиций в экономику этих государств. В таких условиях для Российской Федерации, как независимого суверенного государства, важнейшей и первоочередной проблемой объективно становится нахождение и использование новых подходов, способов и форм действий, позволяющих не просто сохранять уже достигнутое состояние, а постоянно улучшать социально-экономическое развитие страны. Для этого необходимо осуществлять существенные структурные реформы, обеспечивающие улучшение делового климата и привлечение инвестиций в отечественную экономику. Применительно к России такой структурной реформой в настоящее время можно считать реализацию двенадцати национальных проектов, которые предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ).
Однако, фактически, ранее с целью улучшения социально-экономического развития страны на самом высоком государственном уровне было принято решение о переводе отечественной экономики с ее преимущественно сырьевой ориентированности на инновационный тип развития. Такая цель была поставлена, как перед государством, так и перед отечественным бизнесом еще в 2002 году, но в последнее время речь о необходимости решения данного вопроса несколько отошла на второй план. К сожалению,
в силу ряда как объективных, в том числе упоминавшихся выше, так и субъективных причин, практическая реализация данного перехода проходит не так интенсивно, как это предполагалось изначально. Представляется, что успешное осуществление как минимум 4 из 12 национальных проектов с учетом их сопряженности именно с проблематикой инновационного развития экономики (табл. 1), с одной стороны, послужило бы достижению тех стратегических целей, ради которых был принят данный Указ. При этом, с другой стороны, такой успех придал бы серьезнейший импульс также и решению той глобальной стратегической инновационной задачи, которая была поставлена еще в 2002 году.
Табл. 1. Национальные проекты России 201S-2024 гг., сопряженные
с инновационным развитием ее экономики
ЛЬ Наименование Основная целв» Финансирование
ll/ll проекта проекта (млрд. руб.)
1. Наука Вхоядеьше в число 5 ведущих стран мнра по приоритетным направлениям научно-технологического развития бЗбгО
2. Офазование Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования 7S4r5
3. Международная кооперация и экспорт Расширение присутствия российской продукции н услуг (в т.ч. наукоемких н высокотехнологичных) на мировых рынках 956rS
4. Цифровая экономика Ускорение внедрения и использования в народном хозяйстве цифровых технологий (преимущественно отечественных) 1634,9
К настоящему времени первоначальная подготовительная работа по современным инновационно ориентированным национальным проектам фактически подошла к стадии их практического осуществления. Для них сформированы и утверждены паспорта, определены конкретные исполнители, разработаны показатели оценки эффективности деятельности по достижению целей, установленных Указом и т.д. Как видно из табл. 1, предусмотрено масштабное финансирование (свыше 4 трлн. руб.) тех конкретных программ и мероприятий, которые в своей совокупности обеспечивают реализацию 4 современных национальных проектов, представленных в табл. 1. С учетом рыночных реалий оно естественно включает в себя средства не только федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, но и внебюджетных источников. Последние при этом составляют порядка 800 млрд. руб. или 20 % от общего объема финансирования указанных проектов.
Реальный опыт перевода национальных экономик различных стран мира на инновационный тип их развития свидетельствует, что одним из важнейших факторов успеха такого перевода являлось создание в этих странах возможностей и условий для производства в них наукоемкой продукции и предоставления высокотехнологичных услуг. В свою очередь это неразрывно бывает связано, с одной стороны, с постоянно возрастающей потребностью в существенных объемах инвестиций, а с другой стороны, с высокими рисками, обусловленными ими. Таким образом, в современной России, исходя из того, что перевод ее экономики на инновационный тип развития, заявленный еще в 2002 году, продолжает оставаться в числе важнейших стратегических задач, при реализации национальных проектов все больше и больше на передний план будут выходить проблемы
венчурного или высокорискового инвестирования, как одного из ключевых инструментов финансирования инновационной предпринимательской активности.
Из тех 4 инновационно ориентированных современных национальных проектов, которые представлены в табл. 1, на наш взгляд, такое инвестирование в наибольшей степени будет сопряжено с проектом «Международная кооперация и экспорт», хотя в различной мере может присутствовать и в других из них. Главной целью национального проекта «Международная кооперация и экспорт», как видно из табл. 1, является повышение конкурентоспособности и привлекательности российской наукоемкой продукции и высокотехнологичных услуг. Это объективно потребует уменьшения в России экспорта сырьевых и энергетических ресурсов в пользу увеличения в нем доли промышленной и сельскохозяйственной продукции с высокой степенью переработки и добавленной стоимости, формирования эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза, увеличения объемов торговли между государствами, его членами, роста национальных взаимных инвестиций и т.д. Фактически данные процессы на их современном уровне просто невозможны без достаточно широкого привлечения в них венчурного инвестирования.
В настоящее время российский рынок венчурных инвестиций все еще находится в процессе своего становления и сталкивается при этом с некоторыми противоречивыми тенденциями, ограничениями и трудностями (табл. 2). Прежде всего, это нехватка на нем доступных источников инвестиций (не только частных, но и государственных), несовершенство правовой среды (венчурное инвестирование регулируется в рамках общего законодательства), недостаток качественных проектов (особенно применительно к ранним стадиям венчурного жизненного цикла) и определенные перекосы в предложениях венчурного капитала (повышенное внимание к более поздним стадиям проектов и недостаток его по большинству приоритетных направлений развития экономики). Проводя анализ того, какой из этапов венчурного инвестирования является наиболее привлекательным для потенциальных инвесторов (рис. 1) можно говорить о том, что в настоящее время ситуация на рынке венчурного капитала несколько изменилась в худшую сторону по сравнению с 2018 годом. За исследуемый период (с 2013 по 2019 гг.) объем венчурных инвестиций на посевной, начальной и ранней стадиях инновационных проектов снизился соответственно на 6% и 4%. Указанная тенденция отрицательно сказывается, в первую очередь, на развитии малого инновационного предпринимательства, что особенно актуально в условиях формирования инновационного типа развития российской экономики. На 10% за эти годы сократились и объемы венчурных инвестиций на стадиях расширения. Однако в 2018 году наблюдался заметный рост венчурных инвестиций на той же стадии. С 2013 года эти инвестиции выросли на 14% к 2018 году, что свидетельствует об увеличении объема инвестиций на более зрелом этапе, а значит, в 2018 году инвесторы стремились вложить свои денежные средства максимально эффективно с наименьшим уровнем риска. Такое поведение инвесторов вполне закономерно и объяснимо с учетом того, что на стадии расширения компания становится наиболее устойчивой, объем производства и продаж заметно возрастает, риски минимизируются.
■ Посевная и начальная ■ Ранняя ■ Расширение
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 1. Распределение объемов УС инвестиций по фазам
Вместе с тем наряду с доказательством незрелости российского рынка венчурных инвестиций в Российской Федерации стоит отметить, что наблюдается также и положительная динамика, так, например, в 2018 году, впервые за последние 5 лет, российский венчурный рынок показал ощутимый рост в 30% к 2017 году. В этом году АО «РВК» совместно с PwC представлен восьмой ежегодный обзор венчурной индустрии России «MoneyTree: навигатор венчурного рынка» за 2018 год и первое полугодие 2019 года. Так, согласно совместному исследованию АО «РВК» и PwC, рынок венчурных сделок, являющийся основой венчурной экосистемы, в первом полугодии 2019 года показал рост на 161% до 248,1 млн. долл. по сравнению с первым полугодием 2018 года, когда его объем был равен 94,9 млн. долл. Количество совершенных сделок увеличилось до 129 (2018 г. -87 сделок), что превышает показатель прошлого года на 48%. Наблюдается положительная динамика показателя среднего размера сделки. Так, например, в первом полугодии 2019 года он вырос до 3,1 млн. долл., при этом в 2018 году этот показатель составлял 1,5 млн. долл. Кроме того, согласно упомянутому выше обзору венчурной индустрии, почти в семь раз увеличивается значение показателя среднего размера сделки на стадии расширения (с 2 млн. долл. до 13,3 млн. долл.) По мнению исследователей, динамика этого показателя может быть связана с трансформацией венчурной модели, а также с размытием границ между прямыми и венчурными инвестициями. При этом на ранней стадии средняя сумма сделки увеличилась в 2,5 раза (с 0,9 млн. долл. до 2,3 млн. долл.), а на стадии стартапа произошел двукратный рост объемов - с 1,2 млн. долл. до 2,7 млн. долл. [5].
Табл.2. Структура и динамика российского рынка венчурных инвестиций, млн. долл.
№ Бнд венчурвьп Енвесгнцнй Временно! период
2014 2015 201Д 201Т 2018
1. Инвестиции с ^асшем частных фондов 117 129 ЮЗ 155
2. Инвестиции с ^астием корпоративные фондов 13 5 б 7 7
3. Инвестиции с л-'частием посевных фондов 66 32. 4-3 37 3-4
4. Инвестиции на ранней стадии венчурного инвестирования 4-0 36 2& 4-1 26
5. Инвестиции на стадии расширения венчурного инвестирования 28 83 8 1 61 113
б. Оощни ооьем рынка венчурных инвестиции 153 150 130 133 172
Предварительный анализ состояния российского рынка венчурных инвестиций свидетельствует, что в современном виде этот рынок просто не готов к участию в решении той центральной стратегической задачи, которая поставлена в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», а именно к серьезному увеличению представительства российской национальной продукции на соответствующих мировых рынках. Сейчас ее доля на них не превышает пока 0,3-0,5% (исключение составляет лишь рынок вооружений и военной техники). Кардинальное повышение конкурентоспособности национальной продукции необходимо также по таким направлениям экономики, как биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, фармацевтика и т.д., становящиеся ныне все более и более приоритетными для России. В полной мере это относится и к такому направлению как энергетика, по которому она пока убедительно представлена лишь на сырьевом, а отнюдь не на технологическом сегменте рынка.
Табл. 3. Структура венчурных инвестиций по секторам экономики,
2015-2018 гг,
Ле п/п Отрасли 2015 20145 2017 2018
1. Биотехнологии 1,3% 0,2% 0,2% 0,0%
2. Компьютеры 2,9% 10=4% 1,5% 3,9%
3. Легкая промышленность 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
4. Медицина/здравоохранение 13:б% 5,9% 3,7% 4,4%
5. Потребительский рынок 0,6% 5,0% 15.2% 3,9%
6. Промышленное оборудование 1,4% 4,0% 10.5% 1,7%
7. Сельское хозяйство 0,5% 0,3% 0,0% 0,4%
8. Строительство 0,0% 0,3% 0,0% 0,0%
Р. Телекоммуникации 7 67.0% 57.6% 71.0%
10. Транспорт 0,7% 1 ,В% 0,0% 0,6%
11. Финансовые услугн 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
12. Химические материалы 2,1% 0,0% 0,6% 0,0%
13. Экология 0,0% 0,0% 0,3% 0,4%
14. Электроника 0,4% 0,2% 0,0% 2,1%
15. Энергетика 0,3% 1,2% 7,9% 3,1%
16. Другое 1,7% 0,7% 2,4% 3,6%
Согласно данным, представленным в таблице, видно, что на протяжении трех лет более 70% венчурных инвестиций было направлено в сферу ^-технологий, что, несомненно, обусловлено прибыльностью бизнеса в этой области. В то время как легкая промышленность, строительство, сельское хозяйство, биотехнологии, экология и электроника вызывают минимальный интерес для высокорискового инвестирования [6].
По данным восьмого ежегодного обзора венчурной индустрии России «MoneyTree: навигатор венчурного рынка» за 2018 год и первое полугодие 2019 года в настоящее время в секторе информационных технологий продолжает наблюдаться положительная динамика по таким показателям, как количество сделок и общий объем привлеченных средств. Так, например, в первом полугодии 2019 года в этом секторе состоялось 73 сделки (218,8 млн долл.), в тоже время в 2018 году данный показатель был на уровне 53 сделок (77,7 млн. долл.), что на 20 меньше, чем в этом году. Значительный рост объема сделок в секторе информационных технологий в первом полугодии 2019 года обусловлен приобретением
АФК «Система» 18,7 % акций Ozon.ru. Средний размер сделки в области ИКТ в первом полугодии 2019 года составил 3,0 млн. долл., в первой половине 2018 года - 1,5 млн. долл.
Сектор биотехнологий (5 сделок за первое полугодие 2019 года) и промышленных технологий (3 сделки за первое полугодие 2019 года) по-прежнему остаются непривлекательными для инвесторов по сравнению с сектором ИКТ. В первой половине 2018 года количество сделок в секторе биотехнологий зафиксировано на уровне 2-х сделок, в то время как в секторе промышленных технологий состоялось 10 сделок (в 3,3 раза больше, чем в 2019 году) [5].
По итогам первого полугодия 2019 года наблюдается рост объема инвестиций в сфере промышленных технологий по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (с 9,3 млн. долл. до 20,4 млн. долл.). Объем инвестиций увеличился незначительно: с 8,0 млн. долл. до 8,8 млн. долл.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о стабилизации и достаточно динамичном развитии рынка венчурных инвестиций в Российской Федерации, с одной стороны, и значительных диспропорциях, с другой стороны.
Возникает вопрос, каким же образом все-таки может быть достигнут выход из реально сложившейся ныне непростой ситуации, который позволил бы, с одной стороны, внести достаточно ощутимый вклад в реализацию национальных проектов, принятых в 2018 году, а с другой стороны, реально содействовал бы решению той стратегической задачи по переводу экономики России на инновационный тип развития, которая была поставлена еще в 2002 году на высшем государственном уровне.
Во-первых, это, конечно же, продолжение осуществления тех действий по построению в России ее национальной системы венчурного инвестирования, которые были достаточно обстоятельно изучены и предложены еще в самом начале XXI века [Грачева М.В., Кулагин А.С., Симаранов С.Ю., 2000, Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н., 2005] и в той или иной степени получают свою реализацию в действиях Российской венчурной компании (АО «РВК»), как государственного фонда фондов и института развития Российской Федерации, Российской ассоциации венчурного инвестирования, ориентированной на развитие российской венчурной экосистемы (РАВИ) и других институтов развития в сфере инноваций (АО «РОСНАНО», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ФРИИ и др.).
Однако, поскольку все эти действия до сих пор осуществлялись недостаточно комплексно, то теперь в рамках реализации целевых программных документов (национальные проекты, Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и т.п.) они должны быть самым серьезным образом интенсифицированы и заострены на достижение реальных положительных конечных результатов. Соответственно для этого должна быть преодолена неразвитость законодательства в данной отрасли и таким образом повышен уровень ее правовой культуры, что становится одной из важнейших конкретных задач именно государства.
Но не менее острой для него становится и задача первоначального создания комфортной экономической ситуации для ведения венчурного бизнеса. Представляется,
что с учетом той реальной политической и экономической обстановки, которая имеет место ныне, в ближайшие 5, а возможно и 10 лет в Российской Федерации именно государству придется играть роль локомотива развития венчурного рынка, во многом диверсифицируя при этом и спектр доступных на нем инвестиций.
Во-вторых, это превращение только еще начавшегося сейчас процесса реализации современных национальных проектов, особенно тех из них, которые имеют ярко выраженную инновационную направленность (см. табл. 1), в новый целевой инструментарий, служащий для решения главной стратегической задачи страны - перевод экономики России на инновационный тип ее развития. Конкретным и вполне реальным подтверждением этому будут те позиции, которые фактически сможет достигнуть страна на мировых рынках наукоемкой продукции и высокотехнологичных услуг, что уже и предусматривается как цель в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». Иначе говоря, реализация части современных национальных проектов должна становиться не только их конечной целью, но одновременно и средством достижения еще более глобальной и стратегической цели, имеющей некий общенародный (и государство, и бизнес, и общество) масштаб - инновационное развитие национальной экономики.
Реальным вкладом в получение такого действенного результата в рамках национального проекта «Наука» должны стать разработка и передача для внедрения не менее 140 технологий, защищенных патентами, вовлечение в освоение технологий и производство наукоемкой продукции и услуг порядка 250 крупных и средних отечественных компаний и другие подобные мероприятия, среди исполнителей которых, согласно паспорту проекта, должна быть и Российская венчурная компания. Соответственно в проекте «Образование» это будет прежде всего создание нарастающим итогом (не менее 60 в 2022 г., 75 в 2023 г. и т.д.) целой совокупности специализированных центров, предоставляющих дополнительные образовательные услуги для тех, кто станет реализовывать программу Национальной технологической инициативы (Центры компетенций). Намечено, что в создании таких центров активное участие должны принимать представители реального сектора экономики, ведущие научные деятели, изобретатели и предприниматели, которые будут знакомить обучающихся с высокотехнологичными отраслями экономики и помогать им выбрать наиболее интересную и соответствующую их способностям отрасль и профессию. Наконец, в рамках национального проекта «Цифровая экономика» таким вкладом становится, например, привлечение достаточно серьезных частных инвестиций (50 млрд. руб. в 2020 году и 120 млрд. руб. в 2021 г.) на реализацию проектов по увеличению экспорта российской высокотехнологичной продукции.
Не сложно заметить, что в отличие от первого из рассмотренных нами направлений дальнейших действий с его преобладающей на ближайшие 5-10 лет ведущей ролью государства, во втором случае (реализация национальных проектов) государство и бизнес должны стать как минимум равноправными и реально ответственными партнерами. Соответственно в рамках такого государственно-частного партнерства, как некого современного базисного экономического механизма, должны быть созданы и его новые инструменты, преодолевающие так называемые «провалы рынка», и стимулирующие как собственно сами инновационные процессы, так и развитие необходимой для них инфраструктуры.
По нашему мнению, таким новым и важным инструментом государственно-частного партнерства как по реализации современных национальных проектов, так и вообще по переводу экономики России в целом с преимущественно сырьевого на инновационный тип развития должно стать создание экспертного обеспечения венчурного инвестирования, ориентированного на оба упомянутых выше стратегических направления.
Экспертиза сегодня в различных формах с большей или меньшей степенью признания и влияния имеет на практике место уже в подавляющем большинстве сфер и областей жизнедеятельности российского общества, хотя при этом ее законодательное закрепление в качестве самостоятельного инструмента управления пока в какой-то мере прослеживается только в научно-технической сфере, сферах юриспруденции, здравоохранения и экологии. Не сложилось еще до настоящего времени и единого, научно обоснованного и в связи с этим законодательно закрепленного и одинаково трактуемого всеми понятия экспертизы. Характерно и то, что в своем наиболее актуальном, но при этом наименее изученном и проработанном состоянии вопросы экспертного обеспечения в России находятся пока применительно именно к проблематике венчурного инвестирования. При этом, как раз здесь они, как существенно снижающие риски его осуществления, могли бы дать наиболее быстрый и ощутимый эффект. Представляется, что проведение достаточно глубокого и многостороннего исследования рассмотренных выше вопросов вполне объективно можно признать актуальной задачей, решение которой прямо и непосредственно должно содействовать как успешной реализации упоминавшихся выше национальных проектов, так и в целом переводу отечественной экономики на инновационный путь ее развития [Картышева П.А., Плетнев К.И., 2019, в печати.
Список литературы
1. Архангельский В.В., Архангельский В.Н., Иванов В.В. и др под общ. ред. Фоломьева А.Н. (2013) // Инновационный тип развития экономики // Москва: Экономика.
2. Грачева М.В., Кулагин А.С., Симаранов С.Ю. (2000) // Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности: пособие для предпринимателя // М.: АНХ.
3. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. (2005) // Национальная система венчурного инвестирования // М: Экономика.
4. Картышева П.А., Плетнев К.И. (2019) // Экспертиза как важнейший инструмент успешной реализации национальных проектов и инновационной модернизации экономики России // Материалы международной конференции-сессии «Государственное управление и развитие России» (в печати).
5. MoneyTree: навигатор венчурного рынка» за 2018 год и первое полугодие 2019 года // https://www.rvc.ru/upload/iblock/003/MoneyTree_2019_rus.pdf(дата обращения 20.09.2019)
6. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 1-е полугодие 2019 года»// http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/ (дата обращения 20.09.2019)