Иваненко Л.В., Солодова Е.П.
, Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Опыт России и Германии //Вестник 36 Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015. № 9/1 (131). С. 36—43
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 334.02
Л.В. Иваненко, Е.П. Солодова*
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ОПЫТ РОССИИ И ГЕРМАНИИ
В статье представлен сравнительный анализ существующих критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства, применяемых в России и Германии. Также в работе показаны направления и механизмы государственной поддержки в этих странах. Выявлены государственные структуры, осуществляющие мероприятия программ для поддержки предпринимательства в Германии. Кроме того, рассмотрена инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, существующая в России. На основании полученных результатов предлагается реализовать ряд мероприятий для поддержки субъектов малого предпринимательства в России.
Ключевые слова: предпринимательство, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка, мероприятия программ поддержки.
Актуальность выбранной тематики связана с тем, что изучение особенностей государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является важным фактором в определении оптимальных путей государственной поддержки малого бизнеса в России. Очевидно, что уровень развития малого бизнеса отражает уровень развитости экономики государства в целом.
Целью настоящего исследования является сравнительный анализ существующих мер государственной поддержки малого бизнеса в Германии и России. На основании полученных результатов представляется необходимым сформулировать основные направления развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Прежде всего необходимо рассмотреть, что следует понимать под термином «малый бизнес» в рамках настоящего исследования. Особая сложность заключает-
* © Иваненко Л.В., Солодова Е.П., 2015
Иваненко Лариса Викторовна (ivanenko_lv@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара. ул. Акад. Павлова, 1.
Солодова Елена Петровна (se-11.83@mail.ru), кафедра экономики, Самарский филиал Московского городского педагогического университета, 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76.
ся в том, что в Германии отсутствует четкое разграничение между понятиями «малый бизнес», «средний бизнес» и «средний класс».
Остановимся на содержании понятия «малый бизнес», которое в Германии практически отсутствует. Однако в соответствии с классификацией Института национальных исследований в Бонне (ШМ), фирмы с количеством занятых до 50 человек и ежегодным оборотом менее 10 млн евро относятся к малым. Теперь обратимся к понятию «средний бизнес» в Германии. Это предприятия с численностью до 500 сотрудников и годовым оборотом менее 50 млн евро. Мелкие и средние фирмы — это предприятия, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. Именно их в Германии называют средним классом.
В Российской Федерации в настоящее время существует конкретное деление предприятий по количественному признаку на малые, средние и крупные. В соответствии с [1] к субъектам малого предпринимательства относятся «коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) , потребительские кооперативы, физические лица — индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства». Данные предприятия должны соответствовать следующим критериям, отраженным в табл. 1.
По данным Мирового банка, имеется более 50 показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса). Однако наиболее традиционными и часто применяемыми критериями являются численность персонала, размер уставного капитала, объем оборота, величина активов. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период и выручка.
Как видно из представленной таблицы, критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в ФРГ и России различны, выручка за предшествующий календарный год для отнесения к СМП в РФ значительно ниже аналогичного критерия, принятого в ФРГ.
Таблица 1
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства
в России и Германии*
№ п/п Тип предприятий Количество сотрудников, чел. Выручка Общая сумма активов предприятий ФРГ, млн евро
РФ ФРГ РФ, млн руб. ФРГ, млн евро
2 Микропредприятия <15 <10 и <120 <2 или <2
3 Малый бизнес <100 <50 и <800 <10 или <10
4 Средний бизнес <250 <250 и <2000 <50 или <43
* Примечание. Таблица составлена на основании данных Statistisches Bundesamt, Wirtschaft und Statistik, Januar 2014 и Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Начиная с 2010 года Федеральное статистическое бюро стало публиковать ежегодный доклад «Экономическое значение малых и средних предприятий в Германии». Это объясняется повышенным вниманием со стороны внешних пользователей, т. к. эффективность деятельности малых предприятий в ФРГ значительно превосходит аналогичные показатели деятельности предприятий стран ЕС. Следу-
ет отметить, что при статистическом исследовании критерии отнесения предприятий к малым в ЕС и в Германии различны в части численности сотрудников средних предприятий и выручки [2].
Малые и средние предприятия вносят существенный вклад в развитие экономики Германии. Всего на данных предприятиях занято более 15 млн человек, но они приносят больший доход, чем 30 самых инновационных компаний в Европе. В Германии, как и в Европе, существует негласный принцип: «Сначала подумай о малом».
Далее следует рассмотреть систему взаимодействия государственных структур Германии и предприятий малого и среднего бизнеса.
Для функционирования и поддержки деятельности предприятий малого и среднего бизнеса изданы соответствующие нормативные акты, к таким, например, относится Торговый кодекс.
Государство поощряет семейные предприятия, предоставляя им доступ на рынок, при этом ограничивая его для крупных предприятий. С целью соблюдения равновесия конкурентных сил крупным предприятиям запрещается покупать мелкие фирмы. Поэтому в Германии существует деление малого бизнеса на зависимые и независимые компании, ведется статистический учет данных предприятий.
Несмотря на то что в РФ имеется закон [1], в котором оговорен и критерий отнесения к субъектам МСП, и доля участия в уставном капитале, статистический учет зависимых и независимых предприятий не ведется. Статистический реестр предприятий содержит лишь сведения о том, может ли предприятие напрямую или косвенно принадлежать другой компании.
На 1 января 2015 года в Германии зафиксировано 3,7 млн предприятий, занятых в сфере торговли, промышленности, туризма и сферы услуг. Это основа успеха немецкого среднего класса.
Мероприятия для поддержки предпринимательства в Германии осуществляют следующие государственные структуры:
— Федеральное министерство экономики и технологий (ВМ'1) разрабатывает меры по укреплению предпринимательской культуры и поощрению предпринимательства;
— Немецкая палата промышленности и торговли (ВГИК);
— Федерация свободных профессий (ВОС)
— Фонд финансирования инноваций (И1§Ь-1есЬ-§гиепёег1опё8) и др.
Функционируют несколько видов программ для поддержки малого предпринимательства.
Одной из популярных программ является финансирование старт-апа.
Целью программы «ЕКР-Ог'йийегкгейи — 31аН0е1й» является содействие развитию молодых компаний через займы под низкие проценты на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Финансирование может быть направлено на следующие направления:
— приобретение земли и зданий (в том числе коммерческих затрат на строительство);
— приобретение транспортных средств, оборудования.
Таким образом может финансироваться до 100 % от общей потребности во внешнем финансировании в максимальном размере 100 000 евро. Данный вид кредитования является самым рисковым для коммерческих банков, поэтому организован специальный фонд, берущий на себя 80 % от кредитного риска. Процентная ставка фиксируется на весь срок кредитования (до 10 лет). Обеспечение по кредиту не требуется, степень залога фиксируется индивидуально между заявите-
лем и банком. Для получения кредита необходимо составить бизнес-план и предоставить заявку в федеральное Министерство экономики и технологий.
Существуют специальные программы на открытие бизнеса, например, ERPKapital für Gründung.
Финансирование по данной программе может быть направлено по следующим направлениям:
— приобретение земли и зданий (в том числе коммерческих затрат на строительство);
— приобретение транспортных средств, оборудования;
— приобретение мебели;
— приобретение бизнеса или активов.
Максимальная сумма гранта составляет 500 000 евро. Причем 15 % от общей суммы должны быть у заявителя в виде собственных ресурсов в Западной Германии, а в Восточной Германии — 10 %.
Заемщик несет персональную ответственность за погашение кредита, который может быть выдан на срок до 15 лет.
Также на этапе создания бизнеса предоставляются гарантии Ассоциацией немецких банков, в ее составе 17 крупнейших банков и 14 инвестиционных компаний. Ассоциация создана для помощи коммерческим организациям путем долевого финансирования. В 2012 году было выдано более 7000 таких гарантий в объеме 1,1 млрд евро
Фонд финансирования инноваций предоставляет до 500 000 евро, сроком на 7 лет под 10 % годовых. Также привлекаются бизнес-ангелы в качестве инвесторов.
Огромное значение придается такому показателю деятельности, как «энергоэффективность». При применении средними и малыми предприятиями ресурсосберегающих технологий, предоставляются гранты до 80 % от консультационных услуг на замену оборудования, а также возмещаются 30 % от стоимости необходимых инвестиций.
Ряд мер направлен на обучение в школах и колледжах открытию своего дела. Проводятся конкурсы на финансирование лучшего проекта студентов за счет Фонда бизнеса и наследства. Необходимо отметить, что активное участие в функционировании малых и средних предприятий принимают студенты — четверо из пяти работают в этом бизнесе.
Самостоятельным направлением финансовой поддержки является программа «Улучшение хозяйственной структуры регионов», в ее рамках предоставляются инвестиционные премии в размере от 12 до 18 % совокупного объема соответствующих инвестиций, особо поощряется создание каждого дополнительного дорогостоящего рабочего места.
Малыми предприятиями Германии используются также возможности, предоставляемые «Программой улучшения окружающей среды»:
— программа ERP по очистке сточных вод;
— программа ERP по очистке воздуха;
— программа ERP по утилизации отходов;
— программа гарантий по инвестициям в защиту окружающей среды;
— поддержка мероприятий демонстрационного характера в области охраны окружающей среды.
Подводя итог, следует отметить, что меры, принимаемые правительством Германии в рамках поддержки малого предпринимательства, эффективны, согласованы, что подтверждается данными официальной статистики. Практика свидетельствует, что 99 % от общего числа предприятий, получающих государственную под-
держку — это предприятия малого и среднего предпринимательства. С 2010 года в Германии было организовано 417 000 новых предприятий. На сайте федерального Министерства экономики и технологий содержится более 25 000 адресов государственных учреждений и институтов, куда могут обратиться предприниматели с любыми вопросами. Около 14,6 % старт-апов в год являются инновационными.
Правительство Германии уделяет особую поддержку деятельности предприятий по приоритетным направлениям, например, таким, как экологическое состояние и энергосбережение.
Рассмотрим государственную поддержку субъектов малого предпринимательства в РФ. Механизм поддержки согласован на всех уровнях государственной власти и регламентирован соответствующим законом [1]. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
— центры и агентства по развитию предпринимательства;
— государственные и муниципальные фонды поддержки;
— фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
— акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— технопарки и научные парки;
— инновационно-технологические центры;
— бизнес-инкубаторы;
— палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда;
— маркетинговые и учебно-деловые центры;
— агентства по поддержке экспорта товаров;
— лизинговые компании и пр.
На территории РФ действуют федеральные, региональные, муниципальные программы государственной поддержки малого бизнеса. В зависимости от вида программы источником финансирования может быть соответствующий уровень бюджета бюджетной системы РФ. С 2015 года действуют новые правила взаимодействия с регионами, основанные на показателях результативности региональных мер в отношении субъектов малого предпринимательства [3].
Минэкономразвития России с 2005 года реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В настоящий момент программа реализуется в соответствии с [4] и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России. В рамках программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности.
Далее в табл. 2 представлены основные направления и механизмы поддержки субъектов малого предпринимательства в РФ.
Кроме финансовой поддержки, предприниматели могут получить следующие виды государственной поддержки:
— информационная (финансовое, маркетинговое, юридическое сопровождение деятельности МСП),
— обучение персонала и руководителей,
— имущественная поддержка — обеспечение доступа МСП к оборудованным офисным и производственным помещениям;
— оказание помощи СМП, пострадавшим от стихийных бедствий. Представляет интерес отраслевой анализ деятельности субъектов малого предпринимательства в России и Германии, который показан на рисунке.
Таблица 2
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в РФ
№ п/п Направление поддержки Механизм поддержки Условия
1 Финансы Гранты начинающим предпринимателям Предприниматель действует не менее года; обязательно прохождение обучения; размер гранта - максимально 500 тыс. руб.; 15 % от займа - собственные средства; получатель поддержки - предприниматель
2 Модернизация Субсидирование % ставок по кредитам Размер субсидии не более 70 % затрат не более 15 млн руб.; целевое назначение кредита: строительство для собственных нужд производственных зданий, приобретение оборудования; ограничение по видам экономической деятельности
Субсидирование покупки нового оборудования Размер субсидии не более 15 млн руб.; целевое назначение кредита: расходы на приобретение оборудования; ограничение по видам экономической деятельности
Лизинг оборудования Размер субсидии не более 15 млн руб.; оборудование, отнесенное ко второй и выше амортизационным группам ОС; неторговый сектор
Как видно из представленного ниже рисунка, в отраслевом разрезе деятельность малых предприятий России и Германии различна, например, в РФ основная доля приходится на предприятия торговли — 39 % и в сфере операций с недвижимостью — 20 %. В Германии также основная доля приходится на торговлю — 32 %, но более развито производство — 21 % и строительство — 13 %.
К сожалению, в программных мероприятиях по поддержке субъектов малого предпринимательства в РФ отсутствуют специальные меры для поддержки приоритетных видов деятельности [5]. Поддержка преимущественно направлена на определенные категории граждан: безработные, многодетные семьи, молодежь и т. д.
Проведенное исследование показало, что правительство ФРГ уделяет достаточное внимание защите окружающей среды и привлечению предприятий в данную сферу, однако в России такое направление практически не развито. Как было видно из сравнительного анализа критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства (табл. 1), в России показатель объема выручки за предшествующий календарный год для отнесения к субъектам малого предпринимательства значительно ниже. Это очень важный момент, т. к. для малого бизнеса в РФ разработаны специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН, УСН на основе патента, ЕСХН), при применении которых снижается налоговая нагрузка на предприятия и все налоги заменены одним совокупным. Предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на прибыль и НДС.
396 2%
1496 0% ^^^^ 11% 11%
1096 20% 13% 21%
12% 3996 ■■ 12% 32% /
■ Сельское хозяйство, рыболовство ■ Производство
■ Коммунальные, социальные, персональны ■ Строительство
е у слуги ■ Операции с недвижимым имуществом 8 Торговля
■ Оптовая и розничная торговля ■ Гостиничный бизнес
■ Строительство ■ Профессиональные научные и технические
■ Обрабатывающие производства услуги ■ Прочие
■ Прочее ■ Операции с недвижим остью
Россия Германия
Примечание. Диаграмма составлена на основании данных Федеральной службы государственной статистики РФ (http://www.gks.ru) и данных статистического ведомства ФРГ (www.destatis.de).
Рис. Отраслевой анализ малых предприятий России и Германии в 2014 г.
Еще одним отрицательным моментом является бремя, связанное с уплатой обязательных социальных страховых взносов, в размере 30 % от фонда заработной платы. В Германии это составляет 20% от заработной платы, причем при медицинском страховании (15,5 %, половину оплачивает сам сотрудник).
На основании проведенного исследования предлагается реализовать следующие мероприятия для поддержки субъектов малого предпринимательства в России:
— разработать программы поддержки, направленные на развитие малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики, таких как строительство, производство, коммунальное и жилищное хозяйство, образование, здравоохранение, а также в сфере защиты окружающей среды (утилизации и переработки отходов, очистки сточных вод и пр.),
— разработать программы по формированию предпринимательской культуры среди учеников школ и студентов колледжей и вузов;
— увеличить порог выручки для отнесения к субъектам малого предпринимательства.
Внедрение совокупности предложенных мероприятий позволит создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, сформировать предпринимательскую культуру среди населения, снизить налоговую нагрузку бизнеса.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Dr. Renü Sц11пег. Die wirtschaftliche Bedeutung kleiner und mittlerer Unternehmen in Deutschland. Statistisches Bundesamt, Wirtschaft und Statistik, Januar 2014.
3. Шевченко Е.А. Теоретические аспекты взаимоотношений власти и бизнеса в современной России // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономки и управления народным хозяйством. 2013. № 2(26). С. 18.
4. Постановление Правительства РФ от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
5. Иваненко Л.В., Петров С.М. Концепция управления развитием малых и средних строительных предприятий в регионе // Основы экономики, управления и права. 2012. Вып. 3(3). С. 63-66.
References
1. Federal law dated 24.07.2007 № 209-FZ (edition dated 29.06.2015) «Concerning the Development of Small and Medium-Sized Business in the Russian Federation» [in Russian].
2. Dr. Renй S^lner. Die wirtschaftliche Bedeutung kleiner und mittlerer Unternehmen in Deutschland. Statistisches Bundesamt, Wirtschaft und Statistik, Januar 2014 [in German].
3. Shevchenko E.A. Theoretical aspects of interrelation of power and business in modern Russia. Vestnik Instituta Druzhby naiodov Kavkaza. Teoriia ekonomki i upravleniia naiodnym khoziaistvom [Bulletin of the Institute of the Caucasus Peoples' Friendship (Theory of Economy and Management of a National Economy)], 2013, no. 2(26), p. 18 [in Russian].
4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 30 January, 2014 № 1605 «On provision and distribution of federal subsidies to the budgets of constituent entities of the Russian Federation onto state support of small and medium-sized businesses including peasant farm enterprises» [in Russian].
5. Ivanenko L.V., Petrov S.M. Concept of management by the development of small and medium-sized businesses in the regions. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava. Periodicheskii vserossiiskii nauchnyi zhurnal [Foundations of Economics, Management and Law. Periodical all-Russian scientific journal]. Izdatel'stvo «Samarskii universitet», 2012, Issue 3(3), pp. 63-66 [in Russian].
L.V. Ivanenko, E.P. Solodova*
STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESSES: EXPERIENCE OF RUSSIA AND GERMANY
In the article the comparative analysis of the existing criteria of relating to small businesses applied in Russia and Germany is presented. Also in the article the directions and mechanisms of state support in these countries are shown. State structures that carry out measures of support programs of entrepreneurship in Germany are identified. Apart from that, the infrastructure of support of subjects of small and medium-sized businesses existing in Russia is viewed. On the basis of the obtained results it is suggested to realize a number of measures for the support of small businesses in Russia.
Key words: entrepreneurship, small and medium-sized businesses, state support, measures of support programs.
Статья поступила в редакцию 15/VII/2015.
The article received 15/VII/2015.
* Ivanenko Larisa Viktorovna (ivanenko_lv@mail.ru), Department of Economics of the City and Municipal Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.
Solodova Elena Petrovna (se-11.83@mail.ru), Department of Economics, Samara branch of Moscow State Pedagogical University, 76, Stara-Zagora Street, Samara, 443081, Russian Federation.