Л.В. Тугачева
доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н.
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
L.V. Tugacheva
associate professor of management and public administration The Central Russian institute of management - RANEPA branch ([email protected], 89606479437) А.В. Барышев
аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
A. V. Baryshev
postgraduate student of the department of management and public administration The Central Russian institute of management - RANEPA branch
([email protected], 89080802585) А.А. Анненкова
доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н.
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
A.A. Annenkova
associate professor of management and public administration The Central Russian institute of management - RANEPA branch
([email protected], 89092261777)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье проведен обзор применяемых в Орловской области инструментов государственной поддержки субъектов предпринимательства посредством активизации их инвестиционной деятельности. Дана оценка уровня экономического развития организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследованы направления инвестирования средств в Орловской области, существующие меры законодательного регулирования инвестиционной деятельности предпринимателей, прочей поддержки в виде предоставления субсидий и льготного налогообложения. Изучен опыт успешной реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой на территории Орловской области; оценены текущие инвестиционные предложения и проекты, осуществляемые в настоящее время. Проведен анализ современного состояния предпринимательской деятельности в Орловской области; выявлены основные факторы, препятствующие дальнейшему развитию инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса, и определены направления воздействия на них как со стороны органов государственной власти Орловской области, так и представителей бизнес-сообщества. Annotation. The article reviews the instruments of state support of business entities used in the Orel region through the activation of their investment activities. The assessment of the level of economic development of organizations that make up the infrastructure to support small and medium-sized businesses. The directions of investment in the Orel region, the existing measures of legislative regulation of investment activities of entrepreneurs, other support in the form of subsidies and preferential taxation. The experience of successful implementation of investment projects with state support in the territory of the Orel region was studied; current investment proposals and projects currently being implemented were evaluated. The analysis of the current state of business in the Orel region; identified the main factors impeding the further development of investment activities of small and medium-sized businesses, and identified areas of impact on them as the public authorities of the Orel region, and representatives of the business community.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, субъекты малого и среднего предпринимательства, инвестиционная деятельность, государственная поддержка.
Key words: business activities, small and medium-sized businesses, investment activities, government support.
В современных условиях радикального изменения подходов к процессам производства и реализации продукции важность национальных экономических систем резко возрастает. Экономический рост регионов и страны в целом является ответом на инвестиционную активность субъектов хозяйствования при активной поддержке государства.
Инвестиционная активность предпринимателей направлена на конкретные территории, обладающие своими уникальными особенностями, сравнительными преимуществами и определенным кадровым потенциалом. В ближайшем будущем ключевым фактором конкурентоспособности будет являться способность той или иной экономики реализовывать инновации посредством инвестиций. В этой связи уровень развития предпринимательских структур во многом определяется уровнем развития инновационной деятельности на региональном и местном уровнях. Поэтому переход к экономической модели,
поддерживаемой государством и ориентированной на инновационное производство и услуги, является ответом на глобальные вызовы.
Региональным институтом, координирующим работы по развитию инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающим реализацию комплекса мер по привлечению инвестиций, взаимодействию с инвесторами и формированию инвестиционного потенциала Орловской области, выступает АО «Корпорация развития Орловской области». [1] Эта организация помогает как начинающим деятельность в регионе, так и уже работающим в нем компаниям, решать вопросы, связанные с реализацией инвестиционных проектов. Миссией Корпорации является создание благоприятных условий для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития Орловской области посредством привлечения инвестиций в основной капитал путем реализации инвестиционных проектов в регионе. Корпорация создает и продвигает положительный имидж Орловской области, оказывает содействие в реализации инвестиционных проектов, участвует в создании и развитии индустриальных парков, осуществляет индивидуальное сопровождение инвесторов на всех стадиях реализации проекта.
Фактические ключевые показатели деятельности АО «Корпорация развития Орловской области» в 2017 году превысили целевые значения (рисунок 1).
Количество новых инвестиционных соглашений Объем привлеченных инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств на душу... Г
Объем привлеченных инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. Факт
Рентабельность акционерного капитала, % Целевое значение
0 2 4 6 8
Рис. 1 - Ключевые показатели деятельности АО «Корпорация развития Орловской области» в 2017 году [2]
Кроме этого, было создано 58 рабочих мест. Наиболее важным показателем развития (вес 30%) является уровень обеспечения бесперебойной работы инженерных сетей индустриального парка, предоставленных его резидентам, составляющий 100%. Общий объем инвестиций по соглашениям, заключенным с инвесторами, привлеченных в 2017 году, составил 873,5 млн руб.
Деятельность АО «Корпорация развития Орловской области» заключается в следующем:
1) привлечение инвесторов для обеспечения развития экономики и инфраструктуры области посредством реализации инвестиционных проектов;
2) консультационное и организационное сопровождение проектов на всех этапах их реализации;
3) представление интересов предпринимателей при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления;
4) организация взаимодействия инвесторов, органов государственной власти, бизнеса и представителей научного сообщества региона;
5) подбор и анализ территорий, соответствующих требованиям потенциальных инвесторов;
6) развитие имеющейся и создание новой инвестиционной инфраструктуры для повышения инвестиционной привлекательности региона;
7) организация работы в качестве единого государственного оператора по развитию индустриальных парков;
8) укрепление и продвижение положительного имиджа региона для повышения его инвестиционной привлекательности;
9) оказание консалтинговых, правовых, маркетинговых, бухгалтерских и прочих видов услуг.
В Орловской области направления предпринимательской активности регулируются и поддерживаются за счет субсидий и льготного налогообложения (рисунок 2).
Для поддержки инвестиционной активности предпринимателей в Орловской области созданы два масштабных региональных индустриальных парка. [3]
Основными целями создания индустриального парка «Зелёная роща» являются:
- привлечение инвестиций в Орловскую область;
- реализация передовых научных и производственных технологий.
Участниками проекта выступают Правительство Орловской области и Администрация Мценско-го района. Этот парк, расположенный на северо-востоке Орловской области, занимает общую площадь 140,5 га.
ч:
о
03
го
О
а
В
К
2
Я а
& ч: £
го О у а ^
а
К н
ч о
ч: &
а
ч: я
о ю ^ о := О Я
Я ^ м
Я н
о
Ч
03
св
н
о
о
ч:
^
а
Н
и
и
Государственная программа Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», утверждена Постановлением Правительства Орловской области от 08.10.2012 № 353 (в ред. Постановления Правительства Орловской области от 30.03.2017 № 126)
Постановление Правительства Орловской области от 08.02.2013 № 27 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на них»
Распоряжение Правительства Орловской области от 12.03.2014 № 80-р «Об утверждении плана создания инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов»
Постановление Правительства Орловской области от 03.05.2018 № 196 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на строительство (реконструкцию) производственной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта»
Закон Орловской области от 25.11 заций» .2003 № 364-ОЗ «О налоге на имущество органи-
Закон Орловской области от 30.06.2009 № 923-ОЗ «Об оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, устанавливаемых отдельным категориям налогоплательщиков»
Закон Орловской области от 05.09.2014 № 1650-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области» (в ред. Закона Орловской области от 07.07.2017 № 2123-ОЗ)
Положение о порядке рассмотрения предложений и заявлений по установлению налоговых льгот (в ред. Постановления Правительства Орловской области от 09.06.2016 № 231)
Постановление Правительства Орловской области от 07.09.2016 № 353 «Об утверждении правил заключения специального инвестиционного контракта в Орловской области»
Рис. 2 - Законодательное регулирование поддержки инвестиционной активности хозяйствующих
субъектов
Концепция индустриального парка «Зелёная роща» предусматривает зонирование территории на участки. Большинство участков имеет производственное назначение. Кроме этого, предусмотрено выделение следующих зон:
- отдых;
- обслуживание;
- спорт и торговля;
- вспомогательные зоны, предусматривающие размещение инфраструктурных объектов.
Создание и деятельность индустриального парка «Зелёная роща» позволяют решить следующие
задачи государственной поддержки инвестиционной активности предпринимателей:
- обеспечить потенциальных резидентов необходимыми коммуникациями;
- оказать всестороннюю административную поддержку резидентам со стороны органов исполнительной власти - Правительства Орловской области;
- предоставить полный спектр мероприятий государственной поддержки резидентов, предусмотренный региональным законодательством.
Дополнительной государственной гарантией защиты юридических процедур, вязанных с переходом права собственности, является то, что земельные участки индустриального парка «Зелёная роща» находятся в собственности управляющей компании АО «Корпорация развития Орловской области».
Индустриальный парк «Орел» существует на территории Орловской области на базе «Север-сталь-метиза» с 2006 года. Группа предприятий «Северсталь-метиз» является членом Ассоциации Индустриальных парков, парк сертифицирован Ассоциацией Индустриальных парков. Индустриальный парк «Орел» занимает площадь около 120 га. На его территории ведут деятельность более 50 резидентов.
В настоящее время на инвестиционном портале Орловской области представлены инвестиционные предложения, предполагающие развитие различных сфер экономики региона и варьирующие по стоимости (рисунок 3).
В Орловской области реализуются инвестиционные проекты в различных сферах: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, экологии, связи, а также межотраслевые проекты.
Важным межотраслевым проектом, имеющим высокое социальное значение, выступает модернизация производства фармацевтической продукции и освоение производства продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов, планируемая к реализации в 2017 - 2027 гг. ЗАО «Санофи - Авентис Восток».
Возрождение деревни Организация зоны отдыха Строительство парка культуры и отдыха
Коммерческое предложение организационно-консультационных услуг для предпринимателей
Организация деловой застройки
Продажа имущественного комплекса _^_¿^
Социальная сфера
:
Инфраструктура поддержки предпринимательства
Услуги и промышленное производство
Инвестиционные предложения
Развитие станции технического обслуживания автотранспорта Инвестиционный проект по переработке изношенных автомобильных шин
Организация производства кирпича Строительство стеклотарного завода
Организация работы цеха по переработке древесины
Переработка сельскохозяйственной продукции и доведение товаров до потребителя
Строительство завода по глубокой переработке зерна Организация строительства складского и перерабатывающего комплекса с функцией закупки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции Организация работы регионального оптово-розничного, торгово-
складского и перерабатывающего комплекса
Сельское хозяйство
%
\
• Строительство комплекса крупного рогатого скота на 800 голов, 1200 голов
• Строительство фермы крупного рогатого скота
• Строительство индюшиной фермы
• Создание птицеводческого комплекса по производству пищевого куриного яйца
• Реализация инвестиционного проекта по использованию водоема для
товарного рыбоводства
• Размещение предприятий по выращиванию грибов
• Строительство завода по очистке семян
Рис. 3 - Актуальные инвестиционные предложения в 2018 году (составлено по данным инвестиционного портала Орловской области) [1]
Среди проектов, завершение которых запланировано в период 2018 - 2019 гг., можно выделить наиболее крупные:
- развитие туристического многофункционального комплекса «ГРИНН», стоимостью 7500 млн руб. (ЗАО «Корпорация ГРИНН»);
- строительство завода по производству цементно-стружечных плит стоимостью 4014 млн руб. (ООО «СтеМаЛ»);
- комплексный инвестиционный проект по созданию и развитию на территории Орловской области национального селекционно-гибридного центра по производству свинины и племенного молодняка стоимостью 4000 млн руб. (ООО «Знаменский СГЦ»).
В 2018 году ЗАО «Объединенная строительно-сервисная компания» завершит строительства межрегионального транспортно-логистического оптово-распределительного центра стоимостью 2500 млн руб. Эксплуатация этого объекта позволит повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность Орловской области, будет способствовать наращиванию объемов производства и реализации продукции и услуг предпринимательскими структурами.
Результатами активной работы в направлении поддержки предпринимательской активности стали успешные инвестиционные проекты, завершенные к 2017 году (таблица 1).
В сфере промышленности в 2017 - 2018 гг. планируется строительство заводов: по производству кожевенной продукции (1100 млн руб), по производству напольных покрытий из поливинилхлорида (2383,6 млн руб.), по производству базальтового волокна и композитных материалов (2000 млн руб.).
Политика импортозамещения, в первую очередь, в сфере аграрного производства, обеспечивающего население продуктами питания, в Орловской области реализуется посредством активизации предпринимательской активности в сельском хозяйстве. Особое внимание уделяется качеству производимой продукции и соответствию требованиям современных потребителей, которые отдают предпочтение экологически чистым, полезным продуктам питания. Как ответ на вызовы активно развивается производство овощей защищенного грунта, грибов:
- строительство тепличного комплекса по производству экологически чистой овощной продукции по технологии «светокультура»;
- создание высокотехнологичного тепличного комплекса для выращивания овощной продукции в закрытом грунте;
- производственный комплекс по выращиванию овощей в закрытом грунте;
- строительство склада для хранения овощей;
- строительство комплекса по промышленному выращиванию шампиньонов полного цикла с годовой мощностью выпуска продукции 3000 тонн свежего гриба.
Таблица 1 - Реализованные инвестиционные проекты в Орловской области в период 2011 - 2017 гг. [1]_
Наименование Описание проекта Стоимость Период реализации
ООО «METRO Cash and Carry» Многофункциональный торговый комплекс с автостоянкой и сопутствующей инфраструктурой 20-22 млн евро 2014-2015 гг.
ООО «Центральная крупяная компания» Гречнево-хлопяной завод с элеватором и фасовочно-логистическим комплексом (строительство первой очереди) 840 млн руб. 2013-2016 гг.
ООО «Промметиз Русь» Цех по выпуску метизной продукции и проволоки 300 млн руб. 2012-2016 гг.
ООО «Kerama Marazzi» Производство керамического гранита, настенной керамической плитки 1086,5 млн руб. 2012-2016 гг.
Туристический многофункциональный комплекс «ГРИНН» Развитие туристического многофункционального комплекса 7500 млн руб. 2012-2016 гг.
ООО «Знаменский СГЦ» Селекционно-гибридный центр по производству свинины и племенного молодняка 4000 млн руб. 2011-2016 гг.
АО «ГМС Ливгидромаш» Производство насосов для нефтепереработки и насосов для транспорта нефти / нефтепродуктов 2600 млн руб. 2014-2017 гг.
Развитие на инновационной основе наблюдается в традиционных для сельского хозяйства Орловской области отраслях производства зерна и молока:
- проведение культуротехнических мероприятий и ввод в севооборот 1106 га земель сельскохозяйственного назначения;
- создание производственных мощностей, осуществляющих подработку, хранение и перевалку зерновых и масличных культур;
- строительство зерносушилки, зерносушильного комплекса;
- модернизация молочного комплекса и кормовой базы с целью увеличения численности и продуктивности поголовья КРС.
В сфере строительства в настоящее время ООО «Керама Марацци» реализует проект создания технологического комплекса по выпуску керамического гранита стоимостью 2400 млн руб.
Государственная поддержка предпринимательской активности осуществляется и в таком актуальном направлении как решение проблемы утилизации отходов В Орловской области ООО «Строй-ТоргЛизинг» ведет строительство мусороперерабатывающего комплекса стоимостью 7000 млн руб. Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» стимулирует деятельность в сфере обращения с вторсырьем, а также имеет целью сокращение объемов последнего и вовлечение его в хозяйственный оборот. [4] В соответствии с федеральным законодательством региональные органы власти активизируют предпринимательскую деятельность в следующих направлениях:
- снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду при внедрении предпринимателями технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
- возможность использования ускоренного способа начисления амортизации основных фондов, задействованных в сфере обращения с отходами;
- предоставление налоговых льгот производителям, которые производят упаковку или товары из биоразлагаемых материалов.
В ближайшем будущем (2020 - 2021 гг.) в Орловской области планируется завершение ряда инвестиционных проектов (рисунок 4).
Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется путем реализации соответствующих мероприятий в рамках государственных программ Орловской области в различных сферах социально-экономического развития региона (промышленность, сельское хозяйство, наука и образование, а также развитие малого и среднего предпринимательства) [5].
Малое и среднее предпринимательство имеет важное значение для экономики области в частности и страны в целом, поэтому в Орловской области развитию указанных субъектов хозяйствования отводится важное значение. Увеличение количества субъектов малого и среднего и рост эффективности их деятельности позволяет решить следующие задачи:
- увеличить количество рабочих мест;
- обеспечить населению возможность реализации предпринимательской активности;
- помочь в развитии творческих идей;
- активизировать развитие семейного бизнеса,
- уменьшить социальную напряженность;
- создать возможность экономического роста на ресурсосберегающей основе.
В соответствии с данными Федеральной налоговой службы России, в Единый реестр внесено 8 929 единиц субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 976 - малых предприятий, 74 -средних предприятий, 7 883 - микропредприятий (информация по состоянию на 10 августа 2017 года).
0 5000 10000 15000 20000 25000 30000
ОАО «Ростелеком»: строительство единой информационной корпоративной сети передачи данных (2012 - 2020 гг.)
ООО "Аэросоюз-Девелопмент": создание вертолетной инфраструктуры на территории Орловской области )2017 - 2020 гг.)
ООО "НОБЕЛЬ-МОЛ": строительство молочно-животноводческого комплекса на 2400 голов дойных коров замкнутого цикла со шлейфом (2018 - 2020 гг.)
ООО "Агропромышленная компания "Новая сила": строительство производственных объектов для птицеводческого комплекса мощностью 50 тыс. тонн мяса птицы в год (2017 - 2020 гг.)
ООО "Грейника": создание высокотехнологичного завода по глубокой переработке зерна с получением белковых кормовых добавок и продуктов зеленой химии (2016 - 2020 гг.)
ООО «Агропромышленный холдинг «Мираторг»: производство сельскохозяйственных культур на площади 40 тысяч гектаров и строительство животноводческих комплексов на территории Орловской области (2013 - 2021 гг.)
ООО «Знаменский СГЦ»: расширение свиноводческих мощностей (2017 - 2020 гг.)
ООО "Орелметахим": строительство завода удобрений (2017 - 2021 гг.)
ООО "Агро-Альянс": строительство гречнево-хлопяного завода с элеватором и фасовочно-логистическим комплексом (2013 - 2020 гг.)
V_/
Рис. 4 - Инвестиционные проекты, завершение которых планируется в период 2020 - 2021 гг. [1]
Наблюдается положительная динамика количества предпринимателей. За восемь месяцев 2017 года количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) составило 549 единиц, а число вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 1 460 единиц. При этом общее количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 августа 2017 года, составляет 19 365 единиц, что на 175 единиц превышает значение показателя на начало года.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 июля 2017 года составила 61,9 % (54,9 % на начало 2017 года). Сумма среднесписочной численность работников у субъектов малого и среднего предпринимательства по данным Федеральной налоговой службы России на 10 августа 2017 года составила 61,2 тыс. человек (61 тыс. человек на начало 2017 года).
Положительная тенденция в развитии субъектов малого предпринимательства выражается в том, что в первом квартале 2017 года величина их оборота составила более 15000 млн руб. Это на 32,5 % выше значения показателя за сравниваемый период 2016 года. Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса, уплачиваемых по специальным режимам налогообложения за семь месяцев 2017 года превысил 1 млрд руб. (100,2 % к уровню аналогичного периода 2016 года).
В рамках государственной поддержки бизнеса на региональном уровне Правительство Орловской области уделяет приоритетное внимание развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме этого, органами государственной власти ведется работа по предоставлению прямых субсидий указанным субъектам хозяйствования на цели создания и развития коммерческой деятельности.
Господдержка малого и среднего бизнеса представлена в Орловской области пятью специализированными подразделениями, Корпорацией развития и общественными организациями, взаимодействие которых позволяет реализовать комплексный подход к стимулированию предпринимательской активности в Орловской области. [6]
В регионе государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с подпрограммой «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области» государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности». [7]
Результатом реализации мероприятий, указанных в подпрограмме, стало создание 2009 году фонда микрофинансирования и гарантийного фонда.
Деятельность Фонда микрофинансирования Орловской области выражается в предоставлении микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства на цели приобретения оборотных и основных средств, осуществления капитальных вложений. Кроме этого, оказывается помощь в рефинансировании кредитов банков, полученных на срок до трех лет, с процентной ставкой от 4 до 18 %. В настоящее время капитализация Фонда микрофинансирования - 330 млн руб. С начала деятельности фондом предоставлено более 3 100 займов на сумму более 2 млрд руб. Консультационная и финансовая поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие продвижению субъектов хозяйствования на международные рынки осуществляется Орловским региональным Центром поддержки экспорта, созданным в 2016 году на базе фонда.
Гарантийный фонд Орловской области предоставляет гарантии и поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства в случае, если они решают воспользоваться банковскими кредитами или приобретают основные средства на условиях лизинга. Условием получения поддержки от Гарантийного фонда являются срок договора (не менее 1 года) и сумма договора (более 1 млн руб.). В настоящее время фонд сотрудничает с девятью банками. С начала своей деятельности Гарантийным фондом предоставлено более 400 поручительств по банковским кредитам на сумму более 2,7 млрд руб., сумма гарантий составила более 1 млрд руб.
В 2015 году на базе некоммерческой организации «Фонд поддержки предпринимательства» были созданы два центра, позволяющие расширить спектр поддержки, оказываемой субъектам бизнеса.
Центр поддержки предпринимательства оказывает услуги предпринимателям Орловской области, выражающиеся в организации обучающих мероприятий, консультировании по вопросам применения налогового законодательства и предоставления услуг по регистрации бизнеса, услугах удаленной бухгалтерии, юридическом сопровождении, ведении трех интернет-порталов для бизнеса.
Для оптимизации процесса управления инновационным развитием предпринимательской деятельности на базе Центра кластерного развития, в настоящее время созданы четыре кластера:
- кластер навигационно-телематических и геоинформационных систем с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS;
- кластер приборостроения и электроники;
- туристский кластер;
- кластер информационных технологий. [8]
Одним из направлений поддержки деятельности предпринимателей является предоставление прямых субсидий. Субсидируются начинающие предприниматели, малые инновационные компании, затраты на приобретение оборудования. Так, в период 2009 - 2016 гг. указанную поддержку получили 320 субъектов на сумму более 240 млн руб.
В 2017 году в мероприятия, реализуемые в рамках выполнения подпрограммы, добавилось еще одно направление, связанное с поддержкой развития монопрофильных муниципальных образований и предусматривающее субсидирование части затрат, связанных с уплатой аванса по договорам лизинга оборудования.
Органами власти Орловской области проводится планомерная работа по снижению налогового бремени субъектов малого и бизнеса, выражающаяся в создании региональных законов:
- о применении пониженной налоговой ставки (в размере 5%) налогоплательщиками, находящимися на упрощенной системе налогообложения в производственной, социальной и научной сферах;
- о «налоговых каникулах» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения.
Кроме этого, в настоящее время в Закон Орловской области «О патентной системе налогообложения» были внесены дополнительные девять видов деятельности, налогообложение которых предпола-
гает использование патентной системы.
Поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной информационной среде реализуется посредством функционирования портала малого и среднего предпринимательства Орловской области, в том числе инфраструктуры поддержки. За весь период действия программы государственную поддержку получили более восьми тысяч субъектов предпринимательства. [9]
В заключение отметим, что органы государственной власти Орловской области ведут активную работу по оказанию поддержки развития предпринимателей и их инвестиционной деятельности. Это находит отражение в существующей системе законодательного регулирования предпринимательской деятельности в регионе, развитии инфраструктуры поддержки бизнеса, в том числе в электронной информационной среде. Результатом является оживление предпринимательской активности в направлении инвестиций, реализация инвестиционных проектов в различных сферах и имеющиеся успешно завершенные проекты.
Однако дальнейшее развитие предпринимательской деятельности ограничивается рядом факторов (рисунок 5).
1. Отсутствие высококвалифицированных кадров является наиболее сильным фактором, оказывающим отрицательное влияние на развитие предпринимательской активности в Орловской области. Цена труда специалистов, имеющих высокую квалификацию, высока. Предприниматели не могут привлечь этих специалистов, так как не имеют средств для обеспечения заработной платы, соответствующей их квалификации. Причина заключается в следующем: в большинстве случаев предприятия выпускают продукцию с низким уровнем конкурентоспособности, обусловленным высокой ценой из-за больших затрат. В этой ситуации объем продаж сокращается, эффективность деятельности и объем свободных средств снижаются. Невозможность привлечь высококвалифицированных специалистов приводит к ухудшению качества продукции, что, в свою очередь, понижает уровень показателей экономического развития субъекта бизнеса.
Государственная поддержка в виде субсидирования части затрат на привлечение высококвалифицированных специалистов в развивающиеся, значимые для региона производства частично поможет сгладить влияние данного фактора.
Рис. 5 - Основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательской деятельности в Орловской области
2. Неразвитая инфраструктура, с одной стороны, не позволяет развиваться уже ведущим дея-
тельность на территории Орловской области предпринимателям, с другой стороны, оказывает отрицательное воздействие на потенциальных инвесторов. Преградой для них являются высокий уровень тран-закционных издержек, неудобная логистика, высокие риски.
Решение проблемы видится в продолжении активной работы органов государственной власти в направлении развития производственной, социальной и рыночной инфраструктуры региона, в первую очередь, за счет соответствующих инвестиций.
3. Отсутствие опыта стратегического управления предпринимательскими структурами в условиях турбулентности повышает риск неэффективного ведения бизнеса.
Оказывать противоположное влияние на воздействие данного фактора региональные органы власти могут посредством повышения уровня образования, квалификации менеджеров бизнес-структур совместно с ВУЗами. Оптимальным будет финансирование этих мероприятий как за счет бюджетных средств в рамках поддержки развития предпринимательской активности, так и средств субъектов предпринимательства разного уровня.
4. Событийный, формальный характер взаимодействия органов государственной власти с предпринимателями выражается в отсутствии взаимодействия с уже действующими или только желающими ими стать предпринимателями, потенциальными инвесторами на постоянной основе. В большинстве случаев работа начинается при обращении в органы власти за поддержкой. Но не все начинающие предприниматели считают нужным обращаться в соответствующие структуры, так как неправильно оценивают имеющиеся у них сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Поэтому региональным органам власти необходимо развивать деятельность по поддержке предпринимательства в этом направлении.
5. Низкий уровень использования возможностей цифрового общества, в том числе цифровой экономики, приводит к существенному недополучению доходов []. Это происходит как по субъективным причинам (определяемым уровнем осведомленности предпринимателя в этом вопросе), так и по объективным (определяемым, в первую очередь, отсутствием возможности использования Internet во многих населенных пунктах Орловской области).
В первом случае решить проблему поможет проведение обучающих мероприятий, мастер-классов, направленных на повышение цифровой культуры предпринимателей. Воздействовать на объективные причины влияния фактора необходимо посредством дальнейшего развития соответствующей инфраструктуры. Источники:
1. Варламов Н.В. Анализ мер государственной поддержки развития предпринимательства в Орловской области /
Н.В. Варламов, Е.В. Черникова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 3. - С. 116 -124.
2. Инвестиционный портал Орловской области. - Режим доступа: http://invest-orel.ru.
3. Рудакова О.В., Полянин А.В., Головина Т.А., Строков М.А. Проблемы государственной политики в области под-
держки российского предпринимательства / О.В. Рудакова, А.В. Полянин, Т.А. Головина, М.А. Строков // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 2 (37). С. 59-71.
4. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/.
5. Головина Т.А., Полянин А.В., Рудакова О.В. Развитие системы государственного стратегического управления
предпринимательскими структурами на базе возможностей новой модели цифровой экономики / Т.А. Головина, А.В. Полянин, О.В. Рудакова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 13-18.
6. Полянин А.В., Попова О.В., Долгова С.А. Алгоритм стратегии развития предпринимательской деятельности орга-
низаций АПК / А.В. Полянин, О.В. Попова, С.А. Долгова // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (681). С. 1156-1159.
7. Постановление Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года № 353 «Об утверждении государствен-
ной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» (с изменениями на 07.06.2018). - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473704275.
8. Головина Т.А., Меркулов П.А., Полянин А.В. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в
России / Т.А. Головина, П.А. Меркулов, А.В. Полянин // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 5. С. 42-61.
9. Портал малого и среднего предпринимательства Орловской области. - Режим доступа: http://msb-orel.ru.
10. Полянин А.В., Проняева Л.И., Федотенкова О.А. Управление рисками в предпринимательской деятельности на
основе идентификации экономических угроз / А.В. Полянин, Л.И. Проняева, О.А. Федотенкова // Вестник Академии знаний. 2018. № 2 (25). С. 178-189. Sources:
1. Varlamov N.V. Analysis of measures of state support of enterprise development in the Orel region / N.V. Varlamov, E.V.
Chernikova // Central Russian Jornal of Social Sciences. - 2017. - Vol. 12. - № 3. - Page 116 - 124.
2. Investment portal of the Orel region. - Access mode: http://invest-orel.ru.
3. Rudakova O.V., Polyanin А^., Golovina Т.А., Strokov М.А. Problemy gosudarstvennoj politiki v oblasti podderzhki
rossijskogo predprinimatel'stva / O.V. Rudakova, А^. Polyanin, Т.А. Golovina, М.А. Strokov // Region: sistemy, ehkonomika, upravlenie. 2017. № 2 (37). Page. 59-71.
4. Federal Law No. 89-FZ of June 24, 1998 (as amended on December 31, 2017) «On Production and Consumption Waste»
(as amended and supplemented, effective from 01.01.2018). - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/.
5. Golovina T.A., Polyanin A.V., Rudakova O.V. Razvitie sistemy gosudarstvennogo strategicheskogo upravleniya predprin-
imatel'skimi strukturami na baze vozmozhnostej novoj modeli tsifrovoj ehkonomiki / T.A. Golovina, A.V. Polyanin, O.V. Rudakova // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: EHkonomika i upravlenie. 2017. № 2. Page. 13-18.
6. Polyanin A.V., Popova O.V., Dolgova S.A. Algoritm strategii razvitiya predprinimatel'skoj deyatel'nosti organizatsij APK
/ A.V. Polyanin, O.V. Popova, S.A. Dolgova // EHkonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 3-1 (68-1). Page. 11561159.
7. Decree of the Government of the Oryol region dated October 8, 2012 No. 353 «On approval of the state program Orel
«Development of business and business activity in the Orel region» (as amended on 07.06.2018). - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/473704275.
8. Golovina T.A., Merkulov P.A., Polyanin A.V. Gosudarstvennaya podderzhka molodezhnogo predprinimatel'stva v Rossii /
T.A. Golovina, P.A. Merkulov, A.V. Polyanin // EHkonomicheskaya politika. 2017. T. 12. № 5. Page. 42-61.
9. Portal of small and medium business of the Oryol region. - Access mode: http://msb-orel.ru.
10. Polyanin A.V., Pronyaeva L.I., Fedotenkova O.A. Upravlenie riskami v predprinimatel'skoj deyatel'nosti na osnove iden-
tifikatsii ehkonomicheskikh ugroz / A.V. Polyanin, L.I. Pronyaeva, O.A. Fedotenkova // Vestnik Akademii znanij. 2018. № 2 (25). Page. 178-189.
Е.В. Фоменко
доцент кафедры сервиса и туризма, к.г.н., Кубанский социально-экономический институт
E. V. Fomenko
associate professor of service and tourism, Ph.D. in geography, Kuban Social and Economic Institute ([email protected],89649041811)
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ И СЕРВИСНЫХ ИННОВАЦИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные тенденции сферы услуг и сервисных инноваций в современных условиях. Интенсивное развитие новых технологий вызвало инновационную активность во всех отраслях хозяйствования, что меняет не только расстановку сил в сфере сервиса и услуг, но и влияет на само направление развития. Оптимальным в современных условиях считается применение синтетического подхода, в рамках которого будет использоваться интегральная программа подготовки кадров и комплексной инновационной политики в сфере сервиса и туризма.
В середине XX в. стало очевидным, что сфера услуг превратилась в одну из самых активных инновационных отраслей. В ряде ее отраслей появились абсолютно новые сервисы, реализуемые с помощью ИТ в режиме он-лайн: банковские, торговые, издательские, а также информационные и коммуникационные. Впоследствии стали появляться новые услуги, развивающие программное обеспечение, контент, дизайн и другие аспекты деятельности в области ИТ. С глобальным распространением Интернет-технологий эта тенденция стала очевидной компьютеры из вспомогательных служб переместились в основные подразделения компаний сферы услуг. Игнорирование сервисных инноваций противоречит современным тенденциям, что является предпосылками взрывного роста количества исследований в области сервисных инноваций.
Таким образом, в развитии сервисных инноваций необходимо соблюдать баланс между: экологической устойчивостью и растущим уровнем жизни; безопасностью и гражданскими свободами; потребностями пожилых людей и ограниченностью бюджетов здравоохранения, социальной защиты и т. д. Вышеназванные проблемы содержат в себе сложные сервисные системы, для соблюдения необходимого баланса требуется сочетание технологических и сервисных инноваций.
Annotation. The article deals with current trends in the sphere of services and service innovations in modern conditions. The intensive development of new technologies has caused innovation activity in all sectors of the economy, which changes not only the balance of forces in the field of service and services, but also affects the direction of development. The best in modern conditions is the use of a synthetic approach, which will use an integrated program of training and comprehensive innovation policy in the field of service and tourism. In the mid-twentieth century it became apparent that the service sector has become one of the most active and innovative sectors. In a number of its branches appeared absolutely new services realized by means of it on-line: Bank, trade, publishing, and also information and communication. Subsequently, new services began to appear, developing software, content, design and other aspects of it activities. With the global spread of Internet technology, this trend has become apparent, computers from support services have moved to the main divisions of service companies. Ignoring service innovations contradicts modern trends, which is a prerequisite for explosive growth in the number of studies in the field of service innovations.
Thus, in the development of service innovations it is necessary to strike a balance between: environmental sus-tainability and a growing standard of living; safety and civil liberties; the needs of the elderly and the limited