Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
868
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / NATIONAL PROJECT / REGIONAL PROJECT / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / BUSINESS INITIATIVE / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тугачева Л. В., Парахина Л. В.

В статье проведен обзор применяемых в Орловской области инструментов государственной поддержки субъектов предпринимательства в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Изучены инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства региона и деятельность организаций, входящих в ее состав. Проанализировано современное состояние предпринимательской деятельности в Орловской области, выявлены тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса и направления, нуждающиеся в государственной поддержке. Определены основные результаты по итогам первого года реализации проекта на территории региона, в частности, создание территории опережающего социально-экономического развития. Дана оценка качества исполнения каждого из пяти региональных проектов поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых в рамках национального проекта, и определены направления работы по оптимизации процесса реализации национального проекта на региональном уровне как со стороны органов государственной власти Орловской области, так и представителей бизнес-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тугачева Л. В., Парахина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspect of the implementation of the national project “small and medium entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative ”

The article provides an overview of the tools used in the Oryol region for state support of business entities in the framework of the national project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiative". The infrastructure of support for small and medium-sized businesses in the region and the activities of organizations that are part of it are studied. The article analyzes the current state of business activity in the Oryol region, identifies trends in the development of small and medium-sized businesses and areas that need state support. The main results of the first year of the project implementation in the region, in particular, the creation of the territory of advanced socio-economic development. The quality of implementation of each of the five regional projects to support small and medium-sized businesses implemented in the framework of the national project is assessed, and the directions of work on optimizing the process of implementation of the national project at the regional level are determined both by the state authorities of the Oryol region and representatives of the business community.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»»

предпринимателей. Данный орган должен функционировать в рамках соответствующего Положения, основные элементы которого приняты ключевыми участниками кластера.

Применение разработанной методики в целях совершенствования подхода к формированию стратегии социально-экономического развития аграрного сектора Белоглинского района Краснодарского края в области кластеризации позволит решить следующий комплекс задач: развитие механизмов взаимодействия предприятий-участников кластеризации, формирование инструментов эффективного управления бизнес-процессами, стимулирование процессов предприятий-участников кластера на основе единых технологических параметров, внедрение системы стратегического планирования и контроллинга развития и т.д.

Таким образом, создание мясного кластера на территории Белоглинского района является перспективным направлением развития агропромышленного комплекса региона. Его реализация позволит обеспечить стабильный рост отрасли и, как следствие, создаст дополнительные условия для социально-экономического развития региона и края в целом.

Источники:

1.Зубова, Т.А. Управление развитием региональных агропромышленных кластеров [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Зубова Татьяна Александровна - Воронеж, 2018. - 154 с.

2.Саенко И.И. Условия успешного развития межхозяйственных связей на рынке сельскохозяйственной продукции Саенко И.И. Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 1. С. 116-120.

3.Саенко И.И. Формирование и развитие инновационного кластера как фактора роста конкурентоспособности региона Саенко И.И. Научный вестник филиала Кубанского государственного университета. 2015. № 4-5. С. 99-104.

4.Толмачев А.В. Трансформационное развитие малого бизнеса и малых сельских форм хозяйствования Толмачев А.В., Тубалец А.А., Лисовская Р.Н. В книге: социально-экономические и правовые основы развития экономики коллективная монография. Уфа, 2015. С. 152-166.

5.Litvinova T.N., Role and meaning of the ict infrastructure for development of entrepreneurial activities in the russian agricultural machinery market Litvinova T.N., Tolmachev A.V., Saenko I.I., Iskandaryan G.O. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Т. 726. С. 793-799.

Sources:

1. Zubova, T.A. Management of the development of regional agro-industrial clusters [Text]: author. dis. for a job. scientist step. Cand. econ. Sciences (08.00.05) / Zubova Tatyana Aleksandrovna - Voronezh, 2018 .-- 154 p.

2. Saenko I.I. Conditions for the successful development of inter-farm relations in the agricultural market Saenko II Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2016. No. 1. S. 116-120.

3. Saenko I.I. The formation and development of the innovation cluster as a factor in the growth of the region's competitiveness Saenko II Scientific Bulletin of the Kuban State University branch. 2015. No. 4-5. S. 99-104.

4. Tolmachev A.V. Transformational development of small business and small rural forms of farming Tolmachev A.V., Tubalets A.A., Lisovskaya R.N. In the book: socio-economic and legal foundations of economic development collective monograph. Ufa, 2015.S. 152-166.

5. Litvinova T.N., Role and meaning of the ict infrastructure for development of entrepreneurial activities in the Russian agricultural machinery market Litvinova T.N., Tolmachev A.V., Saenko I.I., Iskandaryan G.O. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019.Vol. 726.S. 793-799.

Л.В. Тугачева - доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

L.V. Tugacheva - associate professor of management and public administration The Central Russian institute of management - RANEPA branch;

Л.В. Парахина - доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

L.V. Parahina - associate professor of management and public administration The Central Russian institute of management - RANEPA branch.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

REGIONAL ASPECT OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AND SUPPORT FOR INDIVIDUAL BUSINESS INITIATIVE»

Аннотация. В статье проведен обзор применяемых в Орловской области инструментов государственной поддержки субъектов предпринимательства в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Изучены инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства региона и деятельность организаций, входящих в ее состав. Проанализировано современное состояние предпринимательской деятельности в Орловской области, выявлены тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса и направления, нуждающиеся в государственной поддержке. Определены основные результаты по итогам первого года реализации проекта на территории региона, в частности, создание территории опережающего социально-экономического развития. Дана оценка качества исполнения каждого из пяти региональных проектов поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых в рамках национального проекта, и определены направления работы по оптимизации процесса

реализации национального проекта на региональном уровне как со стороны органов государственной власти Орловской области, так и представителей бизнес-сообщества.

Annotation. The article provides an overview of the tools used in the Oryol region for state support of business entities in the framework of the national project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiative". The infrastructure of support for small and medium-sized businesses in the region and the activities of organizations that are part of it are studied. The article analyzes the current state of business activity in the Oryol region, identifies trends in the development of small and medium-sized businesses and areas that need state support. The main results of the first year of the project implementation in the region, in particular, the creation of the territory of advanced socio-economic development. The quality of implementation of each of the five regional projects to support small and medium-sized businesses implemented in the framework of the national project is assessed, and the directions of work on optimizing the process of implementation of the national project at the regional level are determined both by the state authorities of the Oryol region and representatives of the business community.

Ключевые слова: национальный проект, региональный проект, субъекты малого и среднего предпринимательства, предпринимательская инициатива, государственная поддержка.

Keywords: national project, regional project, small and medium-sized businesses, business initiative, state support.

Сложная ситуация, сложившаяся в настоящее время в России, выражающаяся, в первую очередь, в стагнации экономики, потребовала активных регулирующих действий со стороны органов государственной власти. 12 национальных проектов, разработанных в 2018 году по всем основополагающим направлениям социально-экономического развития страны до 2024 года, содержат информацию для бизнеса о том, какие действия будет предпринимать государство в течение 6 лет, куда оно направит ресурсы и какие условия создаст для частной инициативы.

Основными исполнителями всех национальных проектов являются субъекты и органы регионального управления и местного самоуправления. От слаженности взаимоотношений федеральных, региональных и муниципальных властей будет зависеть, насколько эффективно будут выполнены поставленные задачи. На реализацию национальных проектов в 2019 году из федерального бюджета было выделено 1,7 трлн рублей, которые необходимо было своевременно направить на выполнение мероприятий, нацеленных на решение задач роста экономики, развития предпринимательства, увеличение доли экспорта, повышение уровня жизни граждан и обеспечение роста их реальных доходов и пенсий. Это стало одним из главных вызовов для губернаторов и их региональных команд и в первый же год реализации национальных проектов показало, что даже при своевременном финансировании соответствующих расходов из бюджета денежные средства осваиваются неритмично, фактические траты смещаются на конец года.

Одним из направлений, охваченных национальными проектами, стало развитие малого и среднего бизнеса и активизация предпринимательских инициатив. Разработка национального проекта, направленного на поддержку малого и среднего бизнеса, является беспрецедентным случаем. Было положено начало продвижению такого важного, полезного и очень значимого социально-экономического явления, как предпринимательство. Успех работы будут обеспечивать нестандартные ходы и полная концентрация на исключительно практической работе.

Следует иметь в виду, что в качестве основной аудитории проекта необходимо рассматривать, наряду с фактически действующими субъектами малого и среднего бизнеса, нуждающимися в государственной поддержке, также и тех, кто не является предпринимателем, но в ближайшее время будет иметь желание и возможности им стать.

Сложности, связанные с запуском нового бизнеса и его развитием, очень высокие риски привели к тому, что в настоящее время только 2% россиян выражают заинтересованность в ведении собственного дела.

Успех реализации национального проекта поддержки малого и среднего бизнеса во многом зависит от ситуации в конкретных регионах. Для обеспечения достижения цели нацпроекта необходимо наладить эффективно работающую коммуникацию бизнеса, власти и общества, что поможет сформировать кардинально иное отношение к предпринимательству и даст ему дополнительную поддержку, возможности роста и развития.

В целом в сегменте малого и среднего бизнеса наблюдаются положительные изменения. Одна пятая часть данных субъектов реализует стратегию роста. Наряду с этим происходит увеличение числа предпринимателей, развивающих новые направления. К числу условно положительных фактов можно отнести стабильность: около 40% субъектов малого и среднего предпринимательства демонстрируют отсутствие как положительной, так и отрицательной динамики в деятельности, а также не планируют в ближайшем будущем расширять или сокращать ее объемы. [1]

Противоположная ситуация сложилась в сфере микробизнеса, где большинство субъектов реализует стратегию выживания, ежемесячно балансируя между продолжением деятельности и ее прекращением. Проблема требует незамедлительного решения, поскольку микропредприятия являются самой многочисленной частью малого бизнеса; они составляют 80% от числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рыночная ситуация диктует свои условия: предприниматели все чаще ограничены платежеспособным спросом, который крайне низок, при прогнозировании они принимают все меньше решений, связанных с расширением рынков сбыта. Больший акцент ими делается на экономию и повышение эффективности существующих объемов. Эти ожидания гораздо тяжелее преодолевать, поскольку они системные, связанные с оценкой предпринимателями собственного рынка.

В области управления человеческими ресурсами современных предпринимателей волнует наличие компетенций и повышение квалификации персонала, в первую очередь, занятого руководящей деятельность. Многочисленные российские специалисты или начинающие предприниматели обладают талантом, но не всегда умеют его монетизировать, не всегда знают, как его продавать, и не всегда могут удержаться в бизнесе.

Одним из ключевых является вопрос престижа предпринимательской деятельности, поэтому важной задачей следует считать повышение статуса бизнесмена и бизнеса в глазах общественности, выработку правильного отношения к бизнес-провалам.

Меры поддержки, заложенные в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», охватывающие все этапы жизненного цикла развития бизнеса, позволяют предпринимателям быстро и успешно пройти следующие стадии:

— формулировка бизнес-идеи;

— начало бизнеса, сопровождающееся формированием соответствующего пакета документов для регистрации;

— использование всех доступных источников финансирования, в том числе и государственных;

— получение имущественной поддержки;

— получение консультационной помощи в процессе реализации проекта.

Конечной целью является такой уровень развития бизнеса, при котором производимые продукция ии услуги начинают экспортироваться.

Структура национального проекта, включающая 5 федеральных проектов, представлена на рисунке 1. Из рисунка следует, что цель национального проекта будет достигаться за счет реализации федеральных проектов, охватывающих все сферы и направления функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, начиная с улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и заканчивая популяризацией предпринимательства.

Реализация национального проекта призвана решить две основные задачи:

1) создание положительного образа предпринимателя в конкретных муниципальных образованиях, для того, чтобы население перестало воспринимать предпринимателей, как врагов;

2) выявление способностей и вовлечение новых предпринимателей в бизнес-среду.

Популяризация предпринимательства должна происходить при помощи « историй успеха». Но их не всегда просто получить, поскольку предприниматели опасаются, что рассказ об успешных кейсах привлечет к ним излишнее внимание со стороны административных и проверяющих органов. Однако для достижения высокого результата любой потенциальный предприниматель должен ассоциировать себя с успешным бизнесменом.

Одной из региональных составляющих национального проекта будет привлечение денежных средств на обучение и, в том числе, стратегическое обучение бизнесменов, выращивание нового предпринимательского класса.

Национальный проект, начавшийся 15 октября 2018 года, планируется завершить 31 декабря 2024 года. Все целевые показатели установлены в расчете на субъекты малого и среднего бизнеса. Причем в их состав входят не только юридические, но и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, именуемые индивидуальными предпринимателями. Основные целевые показатели, на достижение которых направлена реализация национального проекта, следующие:

1. Численность субъектов малого и среднего бизнеса увеличится до 25 млн человек к 2024 году. По состоянию на 1 июля 2018 года их количество составило 19,2 млн человек, следовательно, планируется прирост на 30,2%.

2. Вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП, равный 22,3% по данным на 31 декабря 2017 года, увеличится до 32,5% к последнему году реализации проекта, прирост составит 10,2 процентных пункта.

3. В общем объеме несырьевого экспорта удельный вес экспорта, обеспечиваемого субъектами малого и среднего бизнеса, достигнет 10% к 2024 году. Это на 1,4% превышает базовое значение, сформировавшееся к концу 2017 года.

Прогнозная оценка вклада федеральных проектов в рамках данного национального проекта в достижение национальной цели - вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира - составляет 22,83%. Наибольшее влияние окажут акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства (9,32%), расширение доступа этих субъектов к финансовым ресурсам (6,19%) и улучшение условий ведения предпринимательской деятельности (4,44%).

Каждый из федеральных проектов, составляющих основу национального проекта, реализуется субъектами Российской Федерации, обретая статус регионального проекта. В Орловской области поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, а также популяризация предпринимательства и активизация деловой активности предусмотрена соответствующими региональными проектами. [4]

Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности

Популяризация предприниматель^

Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию

Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

Рис. 1 - Структура национнального проекта поддержки малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства в Орловской области получали государственную поддержку - финансовую, имущественную, консультационную - и до начала действия национального проекта; среди положительных реультатов этой работы можно отметить успешные инвестиционные проекты в различных отраслях экономики в Орловской области. [2] В настоящее время возможности структур, оказывающих все виды поддержки предпринимателям, увеличились, расширился спектр направлений этой поддержки, также произошло усиление финансовой составляющей данного процесса.

На рисунке 2 представлены субъекты, составляющие инфраструктуру поддержки предпринимательства в Орловской области. Деятельность этих организаций охватывает всю сферу интересов и потребностей действующих, начинающих или потенциальных предпринимателей.

Рис. 2 - Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Орловской области [5]

Рассмотрим более подробно организации, представленные на рисунке 2.

1. Деятельность Гарантийного фонда ориентирована на реализацию мероприятий по государственной поддержке бизнеса в городе Орле и Орловской области в части кредитования. Фонд предоставляет предпринимателям поручительства по кредитам и займам.

2. Центр поддержки предпринимательства оказывает помощь в регистрации бизнеса, проводит бизнес-консультации, выполняет бизнес-миссии и бизнес-обучение, осуществляет софинансирование расходов бизнеса:

— на составление бизнес плана;

— на бухгалтерские услуги;

— на сертификацию продукции;

— на участие в выставках;

— на продвижение в сети Интернет.

3. Фонд микрофинансирования Орловской области также оказывает поддержку предпринимателям в сфере кредитования. Микрозаймы суммой до пяти млн рублей предоставляются на срок до трех лет и могут использоваться заемщиками на следующие цели:

— финансирование пополнения оборотных средств, необходимое для развития бизнеса;

— финансирование капитальных вложений, предназначенных для развития бизнеса;

— погашение кредитов. [3]

4. Центром кластерного развития Орловской области создаются условия для продуктивного взаимодействия и реализации кластерных проектов на территории Орловской области субъектов бизнеса, представителей научного сообщества, некоммерческих и общественных организаций, органов власти и инвесторов.

Центр оказывает на безвозмездной основе услуги по проведению вебинаров, круглых столов в интересах резидентов кластеров, консультационные услуги в области кластерной среды. На условиях софинансирования резидентам кластеров оказывается широкий спектр прочих услуг, связанных со спецификой реализации совместных кластерных проектов.

5. Орловский региональный Центр поддержки экспорта осуществляет деятельность с февраля 2016 года как структурное подразделение Фонда микрофинансирования Орловской области. Центр содействует увеличению объема экспортируемой продукции, производимой субъектами малого и среднего бизнеса региона, формирует положительный имиджа и способствует повышению привлекательности Орловской области для потенциальных инвесторов. Центр помогает реализовывать экономический потенциал региона, поддерживая экспортно ориентированные организации и продвигая инвестиционные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства на внешних рынках.

6. Корпорация развития Орловской области предоставляет земельные участки в индустриальных парках региона. Среди наиболее успешных проектов следует отметить ООО «Центральная крупяная компания», ООО «Мценский завод по обработке цветных металлов», ООО «Тепличный комбинат Орловский».

В период с 2015 по 2018 годы наблюдалась положительная динамика количества индивидуальных предпринимателей в Орловской области, однако в 2018 году эта величина сократилась на 1,1% к уровню предыдущего

года и составила 15349 человек (рисунок 3). В 2016 году наблюдалось самое большое за анализируемый период количество малых предприятий - 9897 единиц, к 2018 году этот показатель постепенно снизился до 8781 единиц, на 11,3%. Аналогичная ситуация сложилась и с динамикой количества микропредприятий в Орловской области. Основную часть малых предприятий составляют микропредприятия; их доля, равная 90% в 2016 году, сократилась на 1 процентный пункт в 2017 году и оставалась неизменной в течение двух последних лет анализируемого периода.

2018

2017

2016

2015

в том числе микропредприятия

Количество малых предприятий - всего

Численность индивидуальных предпринимателей, человек

0

5000

10000

15000

20000

Рис. 3 - Динамика количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей Орловской

области [6]

Анализ распределения индивидуальных предпринимателей Орловской области по видам деятельности показывает, что более 40% от их общего числа занято в сфере торговли (оптовой и розничной) и ремонте транспортных средств; доля занятых в этой сфере, составлявшая 49,7% в 2015 году, сократилась до 43,4% к 2018 году. На втором месте по удельному весу в структуре видов деятельности индивидуальных предпринимателей в течение исследуемого периода находится «транспортировка и хранение» со значением 19,3% в 2018 году.

В период с 2015 по 2016 годы более 35% малых предприятий было занято в сфере торговли и ремонта транспортных средств, в 2018 году доля занятых этим видом деятельности сократилась до 34,8% от их общего количества; 36% микропредприятий было занято в данной сфере в 2018 году, что на 1 процентный пункт меньше уровня предыдущего года. Доля малых и микропредприятий, занятых в строительстве, колеблется от 12,4% до 13,2% в период с 2015 по 2018 годы. В 2015 и 2016 годы пятая часть малых и микропредприятий занималась деятельностью по операциям с недвижимым имуществом, арандой и предоставлением услуг. С 2017 года, в связи с исменениями в порядке представления статистических данных, в отчетах отражается информация только по операциям с недвижимым имуществом, без указания аренды и услуг. Операциями с недвижимым имуществом в 2017 - 2018 годы были заняты около 9% малых и микропредприятий. Удельный вес обрабатывающих производств в течение анализируемого периода сократился с 12,1% в 2015 году до 11,1% в 2018 году по малым предприятиям и с 10,7% до 9,8% по микропредприятиям.

Количество малых предприятий в Орловской области, без микропредприятий, по данным за январь-сентябрь 2019 года составило 955 единиц с оборотом 53 474 млн рублей. 25% от общего количества малых предприятий, 238 единиц, занято торговлей и ремонтом транспортных средств.

На рисунке 4 представлена информация об объеме доходов индивидуальных предпринимателей и малых предприятий региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить положительную динамику оборота как малых предприятий в целом, так и микропредприятий, входящих в их состав. Оборот малых предприятий в 2018 году вырос на 28,7% к уровню 2016 года и составил 147,1 млрд рублей, в том числе оборот микропредприятий увеличился за этот период на 26,8%. Доля оборота микропредприятий в обороте всех малых предприятий нестабильна. В 2018 году она составила 47%, что на 1 процентный пункт ниже уровня 2016 года, но в 2017 году этот показатель резко понижался, до 43%. Объем выручки от продаж, полученной индивидуальными предпринимателями в целом за исследуемый период, сократился на 8,1%, но в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года отмечалось небольшое увеличение показателя, на 3,6% или 2,3 млрд рублей.

0 20 40 60 80 100 120 140 160

■ в том числе оборот микропредприятий

■ Оборот малых предприятий - всего

■ Объем выручки индивидуальных предпринимателей от продажи товаров, продукции, работ, услуг

Рис. 4 - Динамика доходов субъектов малого и среднего предпринимательства Орловской области, млрд рублей [9]

По данным рисунка 5 проанализируем динамику производительности труда работников предприятий, являющихся субъектами малого бизнеса, а также микропредприятий, входящих в их состав. Выручка в расчете на одного среднесписочного работника имеет положительную динамику в период с 2015 по 2018 годы в целом по малым предприятиям, а также по микропредприятиям.

Следует отметить, что все годы исследуемого периода производительность труда работников микропредприятий превышает производительность труда на малых предприятиях. В 2018 году разница составила 28,9%. В предыдущие годы величина превышения колебалась от 20 % до 30%. Это позволяет утверждать, что микропредприятия являются более перспективной и гибкой частью малых предприятий, и государственная поддержка, направленная на них, может иметь наибольший эффект. Реализация мер активизации предпринимательской инициативы, заложенных в национальном проекте, также будут способствовать созданию новых бизнесов, в первую очередь, в форме микропредприятий, в разных отраслях экономики.

5000,0 4500,0 4000,0 3500,0 3000,0 2500,0 2000,0 1500,0 1000,0 500,0 0,0

4568,2

3272,5 3499,5 3485,2 3543,2

2904,4

2639,0 2670,5

1

2015 2016 2017 2018

Малые предприятия - всего ^^^ Микропредприятия

Рис. 5 - Производительность труда работников малых предприятий Орловской области, тыс. рублей / чел. [7]

Данное предположение подтверждается еще и тем фактом, что в общей сумме инвестиций в основной капитал, осуществляемых всеми малыми предприятиями, доля микропредприятий составляла в 2015 - 2016 годы

45,4% и 41,4% соответственно, в 2017 году этот показатель увеличился до 72,8%, а в 2018 году - до 78,7%. В то время как доля выручки, полученной микропредприятиями, в общем объеме дохода малых предприятий составила в последние два года анализируемого периода 43% и 47% соответственно. Следовательно, микропредприятия для инвестирования активно используют не только собственные источники, но и средства, полученные в качестве государственной поддержки.

Представители малого и среднего бизнеса обращаются за консультациями и принимают участие в мероприятиях, проводимых Центром поддержки предпринимательства (рисунок 6). В целом с 2015 по 2018 годы наблюдается положительная динамика обращений предпринимателей и консультаций и мероприятий, проведенных для них. Однако следует отметить резкое увеличение количества обращений в 2016 году.

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

2015 2016 2017 2018

Рис. 6 - Динамика обращений субъектов малого и среднего предпринимательства в Центр поддержки предпринимательства Орловской области [5]

Мероприятия и консультации, резко увеличившиеся в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года, в последующие годы имеют отрицательную динамику: снижение на 55,8% в 2018 году по сравнению со значением 2016 года. Существенное увеличение количества консультаций и проведенных мероприятий в 2016 году объясняется необходимостью доведения информации до предпринимателей и обучения их действиям в новых условиях, ставших ответом на экономический кризис 2014 года.

В рамках реализации национального проекта поддержки предпринимательства создан национальный он-лайн-портал «Мой бизнес», а в субъектах Российской Федерации отрываются офлайн-центры. В Орловской области первый центр «Мой бизнес» был открыт 28 октября 2019 года. До конца года в Центр поддержки предпринимательства, входящий в центр оказания услуг «Мой бизнес», обратилось около ста граждан.

В Центре поддержки любой желающий стать предпринимателем может получить исчерпывающую бесплатную консультацию по регистрации бизнеса и налогообложению. Оказывается помощь, в частности, в вопросах выбора наиболее подходящей организационно-правовой формы и порядка государственной регистрации деятельности.

Обратившимся в центр оказывается услуга бесплатной подготовки документов для подачи в налоговую инспекцию, регистрации своего бизнеса без визита в налоговую службу и уплаты госпошлины. Продолжительность оказания услуги не более 30 минут, в течение 3 дней присваивается статус субъекта предпринимательства. В центре оказания услуг «Мой бизнес» можно получить консультацию юриста и бухгалтера, а также принять участие в образовательных программах, направленных на обучение основам предпринимательского дела, анализу, оценке и развитию бизнеса. В 2019 году обучение прошли более 500 человек по 39 образовательным программам.

Начиная с 2015 года Центром поддержки предпринимательства осуществляется софинансирование части консалтинговых услуг, полученных субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными на территории региона, за счет средств, поступающих из федерального бюджета. Финансируются бухгалтерские и аудиторские услуги, услуги по разработке, созданию и продвижению интернет-сайтов.

В Орловской области по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрено создание в 2022 году нового промышлен-

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся в Центр поддержки предпринимательства

Количество проведенных консультаций и мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства

ного (индустриального) парка для размещения малых и средних предприятий. Объём инвестиций в промышленный парк составит более 200 млн рублей. Мощности действующего индустриального парка «Орел», размещённого на площадке орловского завода «Северсталь-метиз», уже заполнены. Его площадь превышает 120 га; в промышленном парке, созданном в 2006 году, в настоящее время ведет деятельность более 50 инвесторов.

Новый проект предусматривает формирование единой обустроенной территории, подготовленной к размещению малых и средних предприятий в сферах логистики и промышленности. На площадке разместятся как минимум 10 производств. В 2020 году планируется разработка проектно-сметной документации. Необходимые для создания промышленного парка средства в полном объёме предусмотрены для Орловской области на 2022 год и включены в федеральный и областной бюджеты.

Центром поддержки предпринимательства Орловской области ведется активная работа по развитию малого и среднего бизнеса (рисунок 7).

В 2019 году Центром поддержки предпринимательства было оказано 2376 услуг, что на 52,9% больше, чем в предыдущем году. Этот прирост обусловлен началом реализации национального проекта поддержки предпринимательства и связанным с ним расширением спектра услуг, оказываемых Центром. Общее количество льготных займов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства Орловской области в 2019 году, составило 65 штук на сумму 99 млн рублей; предоставлено 88 поручительств на сумму 260 млн. руб. В 2019 году на территории муниципального образования город Мценск Орловской области была создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Мценск». ТОСЭР является действенным механизмом, направленным на поддержку и развитие моногорода Мценска путем привлечения инвестиций и реализации проектов по внедрению новых высокотехнологичных производств.

Центр поддержки предпринимательства Орловской области

Льготные займы

65 шт. ( 99 млн руб.

Поручительства

о о ( 260 млн

88 шт.

Оказано услуг — 2376 шт.

Рис. 7 - Основные показатели деятельности Центра поддержки предпринимательства Орловской области в 2019 году [8]

Наличие статуса ТОСЭР открывает возможности качественного улучшения ситуации в городе Мценске. Для получения статуса резидента ТОСЭР «Мценск» и получения государственной поддержки в дальнейшем предприниматель должен пройти следующие этапы:

1) подача заявки в Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области с приложением необходимых документов;

2) заключение соглашения с Правительством Орловской области об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Мценск»;

3) включение субъекта бизнеса в реестр резидентов ТОСЭР;

4) включение проекта в реестр инвестиционных проектов Орловской области.

Минимальный объем капитальных вложений резидента ТОСЭР в ходе реализации проекта - не менее 10 млн рублей, в том числе на этапе включения в реестр резидентов ТОСЭР - не менее 2,5 млн рублей. Количество новых постоянных рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта, также должно быть не менее 10 единиц.

Резиденты ТОСЭР получают следующие льготы и преференции:

1) в первые пять лет реализации проекта по федеральной части налога на прибыль ставка составляет 0%, по региональной части - 5%, в последующие пять лет - 2% и 10% соответственно; ставка налога на прибыль без льгот - 20%;

2) ставка налога на имущество в первые пять лет реализации проекта - 0%, в последующие пять лет -1,1%, ставка данного налога без льгот - 2,2%;

3) коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых, без льгот равный 1, для резидентов ТОСЭР составляет 0 в первые два года реализации проекта и в каждые последующие два года увеличивается на 0,2;

4) ставка земельного налога составляет 0% в первые пять лет реализации проекта, а в последующие пять лет устанавливается в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления;

5) страховые взносы, в ситуации «без льгот» в сумме составляющие 30% от фонда оплаты труда, уплачиваются резидентами в размере 7,6% от указанной базы. [4]

Региональные проекты в рамках национального проекта поддержки предпринимательства реализуются в Орловской области в соответствии с планом. По итогам 2019 года достигнуты следующие результаты.

По проекту, направленному на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширен состав имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предприни-мателтсва; отклонения от значений, предусмотренных паспортом проекта, отсутствуют.

В части расширения доступа субъектов предпринимателей к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства при поддержке регионального гарантийного фонда на сумму 9 585,15 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Уровень исполнения составил 100%.

В 2019 году были проведены мероприятия в рамках проекта акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства. Обеспечено оказание услуг АО «Корпорация «МСП» соответствующим субъектам через МФЦ. Оказана поддержка по созданию центра «Мой бизнес» в сумме 58 389,30 тыс. рублей. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке Центра поддержки экспорта, достигло 46 единиц; финансирование составило 28 915,5 тыс. рублей. Произошло увеличение капитализации НО МКК «Фонд микрофинансирования Орловской области» и НО «ФППОО» в целях предоставления микрозаймов и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в моногороде Мценске. Результатом стало предоставление государственной поддержки не менее 29 субъектам на сумму 17 962,10 тыс. рублей. В целом по данному региональному проекту финансирование в 2019 году составило 105 266,90 тыс. рублей; уровень исполнения - 100%.

По региональному проекту популяризации предпринимательства были проведены соответствующие мероприятия для целевых групп на сумму 5 977,58 тыс. руб., что полностью соответствует значению, предусмотренному на этот год паспортом проекта.

Паспортом регионального проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» предусмотрено, что количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве в 2019 году составит 89 единиц, но фактически было вовлечено 69 единиц. Средства, предусмотренные проектом на оказание государственной поддержки в виде гранта «Агростартап» и в рамках помощи сельскохозяйственным потребительским кооперативам, доведены до получателей в сумме 36 504,52 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 29 784,24 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 6 720,28 тыс. рублей. [4]

Подводя итог, отметим, что в целом в Орловской области реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» проходит в соответствии с планом. Ожидаемый эффект пока не получен, так как на первом этапе региональные власти создают задел на будущее, направляя усилия на создание условий для полноценного развития предпринимательства в регионе.

В настоящее время затруднен мониторинг исполнения нацпроекта, так как часть целевых показателей не подлежит прямому статистическому наблюдению. Этот вопрос, требующий незамедлительного решения, актуален для всех регионов России.

Финансирование национального проекта предусматривает привлечение частных инвестиций, поэтому одним из направлений работы в рамках оптимизации процесса реализации проекта на региональном уровне является поиск вариантов получения средств из внебюджетных источников на условиях муниципально-частного партнерства.

Источники:

1. Боброва Е.А. Развитие системы государственного и муниципального управления в условиях реформирования государственного сектора / Боброва Е.А., Головина Т.А., Гончарова М.А., и др.// Коллективная научная монография. Орёл: Издательство: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС..- 2017. - 228с.

2. Головина Т.А. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России / Головина Т., Меркулов П., Полянин А. // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 5. С. 42-61.

3. Лыгина Н.И. Качество жизни населения как индикатор социальной эффективности государственного управления / Лыгина Н.И., Рудакова О.В., Полянин А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 2 (19). С. 11-22.

4. Полянин А.В. Формирование экономического роста региона и управление социально-экономическим развитием региональных комплексов / Полянин А.В. // Вопросы экономики и права. 2011. № 31. С. 106-116.

5. Репичев А.И. Перспективы развития предпринимательской деятельности в Орловской области / А.И. Репичев, Л.В. Тугачева, А.В. Ланская // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 6. - С. 246 - 256.

6. Тугачева Л.В. Государственная поддержка развития предпринимательства в Орловской области на основе активизации инвестиционной деятельности / Л.В. Тугачева, А.В. Барышев, А.А. Анненкова // Вестник Академии знаний. - 2018.

- № 4 (27). - С. 228 - 239.

7. Инвестиционный портал Орловской области. - Режим доступа: http://invest-orel.ru.

8. «Мой бизнес» в Орловской области. - Режим доступа: http://msb-orel.ru.

9. Орелстат. Официальный сайт. - Режим доступа: https://orel.gks.ru.

Sources:

1. Bobrova E. A. Development of the system of state and municipal management in the conditions of public sector reform / Bobrova E. A., Golovina T. A., Goncharova M. A., etc. / / Collective scientific monograph. Orel: publishing House: Central Russian Institute of management - branch of Ranepa..- 2017. - 228p.

2. Golovina T. A. State support of youth entrepreneurship in Russia / Golovina T., Merkulov P., Polyanin A. / / Economic policy. 2017. Vol. 12. №5. P. 42-61.

3. Lygina N. I. Quality of life of the population as an indicator of social efficiency of public administration / Lygina N. I., Rudakova O. V., Polyanin A.V. / / Izvestiya Yugo-ZAPADNOGO gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2016. №2 (19). P. 11-22.

4. Polyanin A.V. Formation of economic growth in the region and management of socio-economic development of regional complexes / Polyanin A.V. / / Questions of Economics and law. 2011. №31. P. 106-116.

5. Repichev A.I. Perspectives of the development of enterprise activity in the Orel region / A.I. Repichev, L.V. Tugacheva, A.V. Lanskaya // Central Russian Journal of Social Sciences. - 2017. - Vol. 12. - № 6. - Р. 246 - 256.

6. Tugacheva L.V. State support for the development of entrepreneurship in the Oryol region based on the activation of investment activity / L. V. Tugacheva, A.V. Baryshev, A.A. Annenkova // Bulletin of the Academy of knowledge. - 2018. - №. 4 (27).

- P. 228-239.

7. Investment portal of the Orel region. - Access mode: http://invest-orel.ru.

8. «My business» in the Oryol region. - Access mode: http://msb-orel.ru.

9. Orelstat. Official site. - Mode of access: https://orel.gks.ru.

Д.В. Тулинова - аспирант ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Владимирский филиал, [email protected],

D. V. Tulinova - Postgraduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir Branch;

Ю.Н. Лапыгин - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Владимирский филиал, [email protected],

Yu.N. Lapygin - Doctor of Economics, Professor, Department of Management, FSBEIHE "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration" Vladimir Branch.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА CLUSTER APPROACH TO FORMING A REGION STRATEGY

Аннотация. Актуальные задачи развития российских регионов побуждают рассмотреть содержание кластерного подхода к определению перспектив структурной трансформации социально-экономических отношений, так или иначе отражающих ожидаемые стратегические перемены как в масштабах отдельных хозяйствующих субъектов, так и регионального хозяйства в целом. Представляет интерес рассмотрение специфики известных подходов к обоснованию стратегически значимых перемен в социально-экономических системах. Стремление получить конкурентное преимущество побуждает управленцев переходить от линейных и линейно-функциональных структур к сетевым структурам и построению кластеров. В процессе разработки стратегии развития социально-экономических систем в качестве продуктивной идеи используется интеграционный подход, позволяющий обеспечить рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке товаров и услуг. Стратегия интеграции среди других типов развития организаций выделяется своими достоинствами, хотя и имеет ряд недостатков. Одним из направлений интеграционной стратегии выступает формирование кластеров в процессе разработки стратегии развития современных российских регионов. Реализация кластерной политики региона позво-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.