ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЮ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Jl.fl. Ранчинскин
Кафедра экономики предприятия и предпринимательства Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Данная публикация посвящена анализу экономических проблем развития зернового хозяйства. В статье рассматриваются причины кризисного состояния и динамика отечественного производства зерна, тенденции и перспективы его развития, а также методы и формы государственной поддержки отрасли.
Как известно, в системе АПК кризис сильнее всего затронул сельское хозяйство. В течение последнего десятилетия прошлого века на 36,8% снизилась урожайность зерновых (с 18,5 до 11,7 ц/га); на 53,1% сократился валовой сбор зерна (со 116,7 до 54,7 млн. т). Резко уменьшилось количество вносимых удобрений: органических -на 82% и минеральных - на 88,4%. Почти полностью перестали употребляться химические и биологические средства борьбы с вредителями и болезнями растений. Последние адекватные потребностям закупки техники сельхозпроизводителями делались в конце 80-х гг. Соответственно, в разы сократилось производство основных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности: круп - в 3, хлебобулочных изделий - в 2 раза.
По оценкам экспертов, при привлеченных на два года 6-7 млрд. рублей бюджетных и иных инвестиций, кредитов под низкий процент, а также 2,5-3 млрд. рублей налоговых льгот и освобождений для государственных и коммерческих структур уже к осени 2001 года можно было бы рассчитывать на дополнительные 9-10 млн. тонн зерна из центральноевропейских и некоторых других регионов, а в последующие 2-3 года - реально выйти на необходимый стране минимум в 75-78 млн. тонн.
В течение последних 7 лет наметилась тенденция укрепления экономики отечественного сельского хозяйства. Однако развитие зернового хозяйства и зернового рынка еще нельзя характеризовать как устойчивое. Так, в частности, к большому недобору урожая повлекли недосев озимых зерновых в 2002 году и яровых зерновых культур в 2003 году, стихийные бедствия в весенний и летний периоды и обильные дожди во время уборки урожая. В 2003 году зерновые были посеяны на площади 42,6 млн. га, что на 5 млн. га меньше уровня предыдущего года, в том числе озимые зерновые - на 1 5 млн. га, или на 1,9 млн. га меньше. С учетом недосева зерновых и влияния неблагоприятных погодных условий производство зерна ожидалось в объеме не более 70 млн. тонн.
Все это требует быстрого и всеобщего - по всем направлениям и в отношении всех субъектов хозяйствования - финансового вмешательства со стороны государства. В обоснование сильной государственной поддержки АПК разрабатываются соответствующие концепции и программы.
Так, в частности, уже в федеральном бюджете на 2003 год ассигнования на поддержку сельскохозяйственного производства были увеличены по сравнению с 2002 годом на 20%. При этом ассигнования на субсидирование страхования урожая сельскохозяйственных культур возросли в 3 раза, возмещения разницы в процентных ставках по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным (сроком до 5 лет) кредитам, привлеченным товаропроизводителями АПК в коммерческих
банках - в 1,6 раза. Существенное увеличение материально-технической и финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении сезонных полевых работ наблюдалось в большинстве в субъектов Российской Федерации.
Под урожай 2004 года планировалось посеять озимых зерновых культур на площади не менее 16 млн. га, а яровых - 34 млн. га, что позволило бы получить зерна в объеме 78-80 млн. тонн, а к 2006 году довести производство зерна до 84-86 млн. тонн. Фактически в 2004 году в хозяйствах всех категорий Российской Федерации было намолочено более 83,6 млн. т зерна, или на 11,0 млн. т больше показателей предыдущего года, а урожайность в среднем составила 20,2 ц/га, или на 1,0 ц/га больше. В частности, было намолочено 48,0 млн. т пшеницы, или на 12,5 млн. т больше уровня 2003 года, а урожайность ее составила в среднем 20,9 ц/га, или на 3,1 ц/га больше. Однако при этом сильная и ценная пшеница составила всего 31% к обследованному объему, или на 9% меньше, чем в предыдущем году. Хотя в абсолютных цифрах продовольственной пшеницы в 2004 году было собрано на 8 млн. т больше прошлогоднего, ценной - на 1,7 млн. т.
В 2005 году сохранились положительные тенденции в развитии сельского хозяйства, как и в других отраслях агропромышленного комплекса России. В то же время продолжался рост неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики. В связи с непрерывным повышением цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельским хозяйством, возрастала себестоимость сельскохозяйственной продукции. Удельный вес убыточных хозяйств составил 51%, а просроченную кредиторскую задолженность имели 83,5% сельхозпредприятий.
По имеющимся оценкам, ликвидировать столь значительный диспаритет цен возможно поэтапным в течение 10 лет вбрасыванием в сельское хозяйство ежегодно до 40 млрд. руб. (для сравнения: всего на сельское хозяйство на 1999 г. в федеральном бюджете было определено 9,3 млрд. руб., на 2000 год - 12 млрд. руб.) Эти деньги через специальные фонды должны направляться на регулирование цен на материально-технические ресурсы для АПК, с одной стороны, и на поддержку цен продовольственного рынка и дотации товаропроизводителям - с другой.
По мнению противников подобной программы, появление на рынке денег в таких объемах неизбежно подхлестнет инфляцию, от которой будут страдать все, и в первую очередь эффективные товаропроизводители. По их мнению, пока не будет достигнута общеэкономическая стабилизация, не станет приемлемой инфляция, не будут изжиты неплатежи, не снизятся ставки на кредиты и, напротив, не возрастет покупательная способность населения, АПК не выберется из тисков ценового диспаритета.
В качестве альтернативы для разрешения кризиса необходимо использовать положительный зарубежный опыт выборочной поддержки сельхозпроизводителей, проведения политики разумного, дифференцированного протекционизма, используя в необходимых случаях весь спектр мер тарифного и нетарифного регулирования.
Естественно, любые способы и инструменты поддержки национальных производителей в той или иной степени, прямо либо косвенно, негативно сказываются на бюджете населения страны. Оптимальный режим определяется исключительно избранными целями и приоритетами аграрной (продовольственной) политики, а ее уровень - комбинацией трех основных факторов: политической волей, возможностями бюджета, общественным согласием. Так, например,
правительство Японии пошло на ограничение импорта риса в рамках специального режима ВТО, в результате чего цены внутреннего рынка на этот продукт в несколько раз превышают цены мирового рынка. Компенсационные платежи, которые являются основой аграрной политики ЕС, поддерживают внутренние цены на продовольствие в среднем на 55-60% выше, чем на мировом рынке.
Что касается приоритетов в распределении средств государственной поддержки, то при переходе к рыночной экономике повсеместно отказываются от ее безадресности. Хорошо известно, что в кризисных ситуациях страны с депрессивным или низкоэффективным сельским хозяйством избирали для себя вариант селективного подхода к отдельным группам товаропроизводителей. В Японии, например, в середине 80-х гг. из всей массы мелких сельских хозяев была выбрана тысяча эффективных и крупных, в отношении которых правительство создало особый благоприятный режим развития. В Китае таким же образом активно развивали часть наиболее конкурентоспособных промышленных предприятий, отобрав их из массы в целом убыточного госсектора.
Если применять аналогичную политику и в отношении российских аграрных предприятий, то следует опираться на развитие около 20% сельхозпредприятий, которые производят до 50% валового аграрного продукта страны. Путем экономического и научно-технического стимулирования можно активизировать их производственную деятельность с тем, чтобы их усилиями обеспечить рост конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Одновременно должна быть создана система поддержки освоения новых технологий, аналогичная таковым в США, Канаде, передовых европейских и азиатских странах. Основой системы поддержки инноваций должны стать научно-технологические центры, демонстрирующие передовую агротехнику на опытных и производственных полях, обучающие и консультирующие товаропроизводителей, оказывающие им практическую помощь на местах. К этой работе должны подключаться и информационно-консультационные пункты, создаваемые в последние годы Минсельхозом.
Учитывая стратегически важную роль для России зернового хозяйства, при технологических центрах целесообразно создание ассоциаций производителей зерна. Ядром их должны быть опытно-производственные хозяйства зональных НИИ РАСХН и базовые хозяйства, через которые обычно осуществлялось внедрение научных достижений.
Главная трудность создания таких ассоциаций - первоначальное финансирование. Здесь необходимо участие в инновационном процессе как государства, так и заинтересованных коммерческих структур. Кроме того, для этих хозяйств государство на определенный срок должно создать режим наибольшего кредитного и налогового благоприятствования, в том числе особый льготный режим для отечественных и иностранных агрофирм. В эти хозяйства имеет смысл направить основную долю выделяемых бюджетных средств и ресурсов, не распыляя их, как это всегда делалось ранее. Для коммерческих организаций, так же как и для крестьянских (фермерских) хозяйств, право участвовать в проекте развития должно предоставляться исключительно на конкурсной основе.
Стратегия прорыва, направленная на увеличение производства продовольствия, должна заключаться в концентрации дополнительно направленных в АПК ресурсов в отрасли с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью. Такой отраслью является зерновое хозяйство. При этом поддержка других отраслей не должна снижаться от сложившегося уровня, а для зернового хозяйства должны использоваться дополнительные финансовые средства.
Очевидно, что затраты федерального бюджета на поддержку производства зерна в короткий период не только вернутся, но и принесут доходы. Анализ данных за последние несколько лет показывает, что платежи в бюджет от продуктов переработки зерна (в первую очередь спиртоводочной промышленности) в 3-7 раз превышают затраты.
По расчетам экспертов Минсельхоза России, использование предлагаемых к выделению на развитие сельского хозяйства кредитных ресурсов для увеличения производства зерна в размере 10 млрд. рублей даст ежегодную прибавку зерна 6 млн. тонн, увеличит выручку хозяйств на 18 млрд. рублей и обеспечит дополнительную прибыль 6 млрд. рублей. Таким образом, для реализации стратегии прорыва в АПК требуется создать систему государственной поддержки производства и реализации зерна.
Задачи системы государственной поддержки развития зернового хозяйства состоят в следующем:
- гарантировать устойчивое снабжение всех регионов страны хлебом и хлебопродуктами независимо от колебаний погодных условий;
- увеличить производство зерна как базы восстановления животноводства и улучшения уровня питания населения, в первую очередь, мясными и молочными продуктами;
- стать основным запускающим механизмом для вывода всего агропромышленного производства из кризиса;
- отработать на примере зернового подкомплекса систему взаимодействия ресурсосберегающих отраслей с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- обеспечить повышение доходов производителям зерна и стабилизацию цен на хлеб и хлебопродукты за счет сокращения посреднических структур и совершенствования инфраструктуры отраслевого рынка.
Недостаточный объем инвестиций угрожает конкурентоспособности зернового хозяйства внутри страны, поскольку основные фонды изношены, поля не удобряются, мелиоративные системы не работают. Экономия на реновации в значительной мере и обусловила текущую эффективность, однако в будущем это потребует больших вложений, в том числе и по линии господдержки.
Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на наличие большого количества нефтедолларов и громадный профицит бюджета в 2005 году, средства, выделяемые на развитие сельского хозяйства, остались на уровне 2004 года. При утверждении бюджетов последующих лет очевидной являлась необходимость приоритетного финансирования сельскохозяйственной отрасли страны. Так, уже в федеральном бюджете на 2006 год планировалось увеличение финансирования в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом.
Кроме того, Минсельхоз России предложил продлить действие налоговых льгот для сельхозтоваропроизводителей до 2009 года, в частности, это касалось нулевой ставки по налогу на прибыль, действующей до 1 января 2006 года, а также освобождения сельхозтоваропроизводителей от акцизных сборов с уплаты за дизельное топливо и бензин, что позволяет снизить цены на данные виды ГСМ примерно на 10%. Таким образом, предполагалось обеспечить сбалансированное производство и потребление зерна как внутри страны, так и сохранение экспортного потенциала. Поскольку в 2005 году за счет урожая предыдущего года Россия экспортировала порядка 8 млн. тонн зерна, то прогноз потенциального экспорта зерна 2006 года составлял 8-10 млн. тонн.
По имеющимся оценкам, в целом в 2005 году урожай зерновых в России составил 76-78 млн. тонн в чистом весе. Погода позволяла вести ускоренные
работы на Европейской части России, благоприятные погодные условия для уборочной страды были также на востоке страны и в Сибири. Кроме того, с сентября 2005 года в России были начаты зерновые интервенции, на проведение которых финансовому оператору закупочных интервенций «Россельхозбанку» из госбюджета было выделено 6,2 млрд. рублей. За эти средства пшеница 3-го класса в европейской части страны закупалась по 3100 рублей, а на Урале и в Сибири - по 3300 рублей.
Таким образом, говоря о преодолении кризиса сельского хозяйства, нужно говорить прежде всего о стратегическом продукте - зерне. Должны быть обеспечены разработка и внедрение на федеральном или на региональном уровнях следующих нормативных актов: «О зерновом рынке и сделках с зерном»; «О складских свидетельствах»; «Об инвестициях в зерновое хозяйство»; «Об участии в зерновых проектах иностранных инвесторов»; «Об обороте (включая куплю-продажу) сельскохозяйственных земель»; «О поддержке администрациями регионов чрезвычайных мер по восстановлению продовольственной безопасности страны».
Еще в январе 2000 года на заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос «О мерах по совершенствованию государственного регулирования рынка зерна». В августе 2003 года в г. Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «80 лет Государственной системы контроля качества зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации». Участники конференции обсудили вопросы совершенствования механизмов регулирования общероссийского и региональных рынков зерна, повышения качества зерна, муки и хлеба в Российской Федерации, организации государственного контроля качества зерна и продуктов его переработки при переходе от плановых к рыночным условиям работы хлебопродуктового комплекса, расширения экспортного сегмента рынка зерна и страхования экспортных рисков, а также другие вопросы.
В декабре 2003 года в г. Москве состоялось заседание «круглого стола» по вопросу «О перспективах развития организованного рынка зерна». Участники заседания рассмотрели вопросы развития отечественного зернового рынка в среднесрочной перспективе и его государственное регулирование, обсудили вопросы совершенствования механизма проведения государственных закупочных и товарных интервенций, перспективы внедрения системы обращения складских свидетельств и готовность складского хозяйства, перспективы развития фьючерсных зерновых рынков, вопросы гармонизации законодательства в свете вступления России в ВТО.
В октябре 2004 г. в рамках Российской Агропромышленной Недели в Москве состоялась 10-я юбилейная Конференция Российского Зернового Союза «Состояние и перспективы рынка зерна». В ноябре 2004 г. в Москве в Международной промышленной академии состоялась Вторая международная конференция «Зерновая индустрия в XXI веке». Представители зарубежных компаний и фирм поделились опытом внедрения высокотехнологичных методов производства, хранения и транспортировки зерна и продукции зернопереработки, экспресс-контроля качества зерна и муки, использования складских свидетельств на зерно, современных средств и методов защиты от вредителей зерновых культур.
Современное положение в АПК таково, что наряду с работой по созданию рыночной и реалистичной программы вывода сельского хозяйства из кризиса на перспективу в 10-15 лет неотложной является задача реализации чрезвычайных мер по восстановлению в ближайшие годы продовольственной безопасности страны. Правительством эта проблема осознается. Однако что касается механизма
выполнения поставленной им задачи - уже к 2005 году нарастить производство зерна до уровня не менее 90-95 млн. тонн, то с учетом принятых программ Минсельхозпрода, о которых говорилось, эта задача была либо вообще невыполнима, либо выполнима ценой огромных затрат.
Как известно, в федеральном бюджете на 2007 год предусматриваются существенные изменения, прежде всего за счет роста по сравнению с 2006 годом (на 78%) расходов на приоритетные национальные проекты. Параметры бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемых:
- объема ВВП в сумме 31220 млрд. руб. (106,0 % к 2006 году);
- роста потребительских цен в 2007 году на 6,5 - 8 %;
- среднего уровня мировых цен на нефть марки «Юралс» 61 долл. США за
баррель;
- среднегодового курса рубля к доллару США - 26,5.
Расходы федерального бюджета 2007 года предусматриваются в сумме 5463,5 млрд. руб. (17,5 % от ВВП). Поскольку бюджет 2007 года должен стать «бюджетом стратегических проектов», то к числу первоочередных отнесено решение задачи наращивания темпов реализации приоритетных национальных проектов, повышение их эффективности. В частности, объем расходов на программу «Развитие АПК» возрастает до 23,4 млрд. рублей, что на 7,1 % превышает уровень 2006 года и составляет 41,4% от общего объема средств федерального бюджета, предназначенных на государственную поддержку сельского хозяйства.
Реализация проекта за счет средств федерального бюджета будет осуществляться по трем основным направлениям: развитие животноводства, стимулирование малых форм хозяйствования в АПК, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. В том числе предусматривается возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам:
- на развитие животноводства - 8,3 млрд. рублей;
- на развитие малых форм хозяйствования в АПК - 4,7 млрд. рублей;
- на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов - 2,5 млрд. рублей.
Предполагается, что это даст возможность дополнительно привлечь в агропромышленный комплекс свыше 100 млрд. рублей кредитных ресурсов, которые будут направлены как на строительство объектов сельскохозяйственного назначения, так и на пополнение оборотных средств (приобретение удобрений, горюче-смазочных материалов, семян и т.д.).
Наряду с очевидной целесообразностью выделенных в программе «Развитие АПК» приоритетов необходимо отметить, что в ней недостаточно внимания уделяется развитию зернового подкомплекса и рынка зерна.
Бесспорным является то, что в настоящее время отечественный рынок зерна является самым важным по значению и одним из наименее организованных. Предложения ученых и практиков по совершенствованию зернового хозяйства в России сводятся к следующему:
1. Реорганизовать Зерновой союз, введя в него элеваторы и мелькомбинаты в качестве членов с решающим правом голоса, и/или организовать дополнительно Элеваторный союз, возложив на него все основные функции по регулированию оборота зерна. Необходимо зарегистрировать и лицензировать всех участников рынка, включая операторов внутреннего и внешнего рынка, элеваторы и зернохранилища.
2. Необходимо ввести регистрацию сделок на внутреннем рынке зерна. По аналогии с процедурой, принятой для внешнеторговых сделок, на внутреннем
рынке продавец также должен оформлять паспорт сделки и все формальности по ее регистрации. По имеющимся оценкам, это позволит вывести из тени около 20% оборота зерна и даст бюджету в форме налогов дополнительно не менее 6 млрд. руб. ежегодно.
3. Природные условия России благоприятны для зерновой специализации. Экспортный потенциал зерновой отрасли, который может быть достигнут уже в ближайшее время, оценивается в 2,5 млрд. долл. ежегодно. При нынешних расходах кормов на откорм и современных мировых ценах это выгоднее, чем наращивать производство собственной мясной продукции, используя зерно на фураж.
4. При формировании зернового рынка необходимо использовать переуступаемые складские расписки (ПСР). Организацию работы с ГТСР целесообразно возложить на Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка и «Россельхозбанк».
5. Для государственного регулирования зернового рынка создать и поддерживать оперативный резерв зерна, используемый для товарных интервенций и находящийся под управлением Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка.
Опыт, полученный в результате реализации подобной зерновой программы, мог бы быть использован в деле оздоровления всей аграрной экономики, превращения АПК в эффективный, динамично развивающийся сектор хозяйства страны.
THE GOVERNMENTAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN GRAIN FARMING
L.P. Ranchinskiy
Department of agroeconomy Russian People’s Friendship University st. Miklucho-Maklay, 8/2, 117198 Moscow, Russia
This publication is devoted to the analysis of the economic problems of the grain farming development. It examines the reasons of the crucial state of the Russian grain farming, its dynamics, prevalent tendencies and prospects of its development, as well as possible forms and methods of the governmental support.