economic sceinces
УДК 332.112
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ В ПРАКТИКЕ КИТАЯ
© 2017
Ван Бин, заместитель директора департамента международной и культурной деятельности, старший преподаватель кафедры «Управления» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
(690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, E-mail: [email protected]) Ли Фушэн, профессор, директор института экономики и менеджмента Муданцзянский педагогический университет (157011, КНР, Муданцзян, ул. Вэнхуа 191, E-mail: [email protected]) Ван Дунюй, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, wangdongyu512@qq. com)
Аннотация. Цель исследования настоящей статьи являются меры государственной поддержки ведения предпринимательской деятельности в Китайской народной республике, осуществляемые на территории свободных экономических зон. Методы: для раскрытия поставленной цели исследования были использованы такие методы как аналитический в совокупности с систематизацией и обобщением. Результаты. Анализ исследований о свободных экономических зонах показал, что в экономической теории не сложилось единого мнения в отношении их сущности. В статье выделены ключевые проблемы функционирования предпринимательской деятельности в КНР. Проведенный анализ современных тенденций развития Китая позволил обосновать значение СЭЗ в достижении высоких экономических результатов страны. Особенностью китайских СЭЗ является то, что они совмещают функции зон по переработке товаров и свободных торговых зон Экономическое управление в СЭЗ основано на рыночных отношениях и применении к иностранным инвесторам льготного налогового режима. Вместе с этим наблюдающееся в последнее время замедление темпов роста китайской экономики требует выработки новых мероприятий государственной поддержки предпринимателей, связанных, прежде всего, с устранением дефицита финансовых ресурсов, повышением уровня научно-технического развития бизнеса, дальнейшей интеграции КНР в мировую экономическую систему. Практическая значимость: выявлены факторы, которые необходимо устранить для эффективной реализации мероприятий государственной поддержки СЭЗ.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, инвестиции, инновационная активность, политические реформы, открытость экономики, интеграция, иностранные инвесторы
THE STATE SUPPORT ENTREPRENEURSHIP IN FREE ECONOMIC ZONE IN THE PRACTICE OF CHINA
© 2017
Wang Bing, deputy director of the department of international and cultural activities, a senior lecturer of «Management» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, 41 Gogol Street, E-mail: [email protected]) Li Fusheng, Professor, Director of the Institute of Economics and Management Mudanjiang Normal University (157011, PRC, Mudanjiang, 191 Wenhua Street, E-mail: [email protected]) Wang Dongyu, Master of Science Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, 41 Gogol Street, E-mail:[email protected])
Abstract. The purpose of this article is measures of state support for conducting entrepreneurial activities in the People's Republic of China, implemented in the territory of free economic zones. Methods: for the disclosure of the stated goal of the research, such methods as analytical were used in conjunction with systematization and generalization. Results. An analysis of studies on free economic zones showed that in economic theory there was no unified opinion as to their nature. The article highlights key problems of the functioning of entrepreneurial activity in China. The analysis of current trends in China's development allowed us to justify the importance of SEZ in achieving high economic results of the country. A feature of Chinese FEZ is that they combine the functions of zones for processing goods and free trade zones. Economic management in the FEZ is based on market relations and the application of preferential tax treatment to foreign investors. At the same time, the recent slowdown in the growth rate of the Chinese economy calls for the development of new measures of state support for entrepreneurs, first of all, by eliminating the shortage of financial resources, raising the level of scientific and technological development of business, further integrating the PRC into the world economic system. Practical significance: the factors that need to be eliminated for effective implementation of state support for FEZ are identified.
Keywords: free economic zones, investment, innovation activity, political reforms, openness, integration, foreign investors
Современные тенденции экономического развития любого государства заставляют руководство страны ориентироваться на решение таких стратегических приоритетных задач, как структурная диверсификация экономики, повышение инвестиционной привлекательности, рост инновационной активности, улучшение социальной сферы, создание рабочих мест [1]. В качестве одного из наиболее эффективных инструментов решения изложенных выше задач выступает создание и функционирование свободных экономических зон (далее - СЭЗ), которые представляют собой территории, характеризующиеся сравнительно свободной системой управления и благоприятными условиями, обеспечивающими быструю экономическую трансформацию и раз-
витие. Функционирование СЭЗ дает возможность привлечения транснациональных корпораций на территорию государства, так как с одной стороны они открыты для производства, торговли, банковского дела, страхования, а также многих других видов экономической деятельности, а с другой стороны на их территории создан благоприятный инвестиционный климат, что позволяет реализовать свои стратегические цели с большим экономическим эффектом.
На данный момент проблемой развития СЭЗ занимаются и теоретики, и практики, но пока не сложилось научно разработанных концепций, комплексно охватывающих все аспекты государственной поддержки СЭЗ, нечетко определены их роль и место в территориальном
экономические науки
развитии государства. Как правило, все создаваемые современные свободные экономические зоны являются результатом формирования льготных условий зонального развития, однако их режимы функционирования достаточно различны и специфичны в зависимости от государственной практики.
В этой связи практический опыт Китайской народной республики представляет особый интерес, поскольку вклад СЭЗ в интенсивный рост экономики подчеркивают многие исследователи (Xuanwei Cao [2], Douglas Zhihua Zeng [3], Козлова Н.А. [4], Полозюкова О.Е. [5], Ebner J. 3).
На рисунке 1 представлена динамика валового внутреннего продукта (далее - ВВП) первых десяти крупнейших стран мира.
резервов выхода страны из кризиса и повышения эффективности, сложившейся экономической системы. Автор согласен с точкой зрения ученых, которые важное значение в данных вопросах придают СЭЗ [8, 9, 10]. Этой позиции придерживается и Правительство Китая, поскольку преодолеть замедления экономического роста может развитие предпринимательства. В соответствии с двенадцатым пятилетним планом, выпущенным в 2011 году, было объявлено о том, что в таких сферах, как образование, финансовые услуги, здравоохранение, а также логистические секторы будут формироваться условия для конкуренции с государственными предприятиями [11].
Рисунок 1 - Динамика ВВП первых десяти стран, млрд. долларов США (составлено автором по данным
[6])
Представленные на рисунке данные демонстрируют ежегодный рост ВВП в абсолютных показателях, что позволило Китаю стать одной из лидирующих держав мира по темпам экономического роста. Анализ динамики структуры инвестиций в основные производственные фонды Китая позволяет сделать вывод о том, что общий объем иностранных инвестиций за десять лет увеличились более чем в три раза, на фоне значительного снижения государственных финансовых вложений в экономику. Проведенный анализ показал рост открытости экономики Китая поэтому, несомненно, что достигнутые успехи КНР обусловлены, в том числе и проводимыми реформами, направленными на создание СЭЗ [7]. Однако необходимо отметить, что
темпы роста ВВП Китая в период с 2006 по 2014 гг. демонстрируют замедление, причем в 2015 г. данный показатель составил минимальное значение за десятилетие.
Рисунок 2 - Динамика структуры инвестиций в основные производственные фонды Китая, % (составлено автором по данным [6])
Поэтому представляется необходимым проанализировать практические аспекты государственной поддержки предпринимательства в Китае для выявления
Рисунок 3 - Динамика темпов роста ВВП Китая в период с 2006 по 2014 гг., в % (составлено автором по данным [6])
Однако для расширения успешного функционирования предпринимательской деятельности ее инициаторам доступ к финансовым ресурсам. Поэтому необходимым условием развития малого и среднего бизнеса в КНР являются мероприятия по улучшению системы кредитования и финансовой прозрачности. Китай обладает богатыми ресурсами для создания новых институтов, которые поддерживают предпринимательство и выполняют регулирующие функции, необходимые для укрепления вновь созданного бизнеса. Как утверждает ряд исследователей, в ближайшем будущем, предприниматели будут играть ключевую роль в экономическом росте страны [12].
В Китае функционируют различные типы СЭЗ, каждая из которых обладает уникальными особенностями, основанными на экономических целях, поставленных правительством КНР в ходе их достижения. Постепенное создание этих зон, а также эволюция каждой из них, иллюстрирует постепенную и последовательную реализацию стратегии регионального развития китайским правительством. Со специфической структурой экономики и весьма ограниченными ресурсами Китай должен был реализовывать стратегии, основанные на особенностях каждой территории вместо того, чтобы следовать стратегии развития для всей страны [13].
Первая и наиболее успешная СЭЗ были реализованы в 1980 году в Шэньчжэне, небольшой рыбацкой деревни в южной провинции Гуандун. СЭЗ Шэньчжэнь действительно символизирует начало китайской реализации политики «открытых дверей». Почти в то же время СЭЗ были созданы в трех других городах и были названы СЭЗ: Шаньтоу и Чжухай в провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь. В 1988 году в провинции Хайнань была создана пятая специальная экономическая зона. Недавно в Шанхае была создана новая зона свободной торговли в Пудун, что уже сравнивают с экономическими экспериментами 1980-х годов [5].
Причинами возникновения СЭЗ в этих регионах являлись следующие. Прежде всего, чтобы использовать их как «окна» в целях содействия обмену между Китаем и остальным миром, а также в качестве испытательных лабораторий для экспериментов с экономическими и политическими реформами. Кроме того, их близость к Гонконг, Макао и Тайваню формировали более легкие
economic sceinces
условия для привлечения бизнеса и демонстрации населению этих регионов серьезность политики, что правительство серьезно относится к принципу «одна страна, две политические системы». Создание этих СЭЗ позволяла понять, возможно ли совместное сосуществование капиталистической и социалистической систем в пределах одной страны. Кроме того, СЭЗ являются эффективным экономическим механизмом интеграции позволяющие привлечь зарубежные технологии и инновации [8].
Таким образом, создание и функционирование СЭЗ в Китае было направлено на достижение целей, которые можно разделить на три группы (рис.4) [14, 15, 16]:
Рисунок 4 - Классификация целей функционирования СЭЗ (составлено автором)
Экономические цели направлены на включение национальных товарных рынков в глобальную финансово-экономическую систему; привлечение инвестиций (отечественных и иностранных) для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции; расширения экспортного производства в результате использования преимуществ международного разделения труда; увеличение объемов валютных поступлений в государственный бюджет.
Социальные цели направлены на комплексное развитие провинций (регионов) с низким уровнем экономического развития; повышение занятости населения; увеличение числа рабочих мест; повышение уровня образования населения; подготовка высококвалифицированной рабочей силы; насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией отечественного производства.
Инновационные цели направлены на использование и распространение современных технологий и инноваций; применение новых форм ведения бизнеса; привлечение передового мирового опыта; использование иностранных научных достижений.
Для достижения данных целей функционирования СЭЗ в Китае были проведены мероприятия, связанные с формированием благоприятных политических и экономических условий для развития предпринимательства: установление политической стабильности внутри Китая, совершенствование нормативно - законодательной базы и гармонизация ее с международной. Необходимо подчеркнуть, что была сформирована система преференций для субъектов СЭЗ: таможенные льготы, низкая стоимость аренды земельных участков, налоговые льготы, доступ к инфраструктурным объектам, льготные кредиты и пр, которая сыграла решающую роль в развитии предпринимательства в пределах СЭЗ.[17]
Особенностью китайских СЭЗ является то, что они совмещают функции зон по переработке товаров и свободных торговых зон. Экономическое управление в СЭЗ основано на рыночных отношениях и применении к иностранным инвесторам льготного налогового режима.
Помимо этого, компании иностранным участием получают льготы, связанные с:
- уменьшением на 15 % подоходного налога;
- упрощение процедур входа на рынок и ухода с него;
- для предпринимателей, которые планируют осуществлять деятельность на территории СЭЗ в течение 10 и более лет, предполагается возможность в течение первых двух лет, когда компания начинает получать прибыль, освобождения от подоходного налога, затем в последующие три года - снижение подоходного налога на 50 %;
- беспошлинный ввоз оборудования, которое предназначается для производства экспорта ориентированной продукции;
Также, местные органы власти могут распоряжаться всеми налогами, которые уплачивают компании, находящиеся в их юрисдикции, иностранную валюту, которая получена от торговых операций. Данные средства необходимо направлять на развитие инфраструктурных объектов, иные социально-экономические цели, что также способствует развитию предпринимательства на территории СЭЗ и активизации привлечения прямых иностранных инвестиций.
Следует отметить, что на настоящем этапе развития остается множество факторов, которые сдерживают эффективность мероприятий государственной поддержки, для того, чтобы правительство Китая смогло нейтрализовать влияние данных факторов необходимо:
- во-первых, разработать долгосрочную стратегию поэтапного развития СЭЗ, которая гибко адаптируется к различным изменениям условий функционирования;
- во-вторых, установить четкие правила вложения капитала в зависимости от видов деятельности или вида СЭЗ;
- в-третьих, расширить доступ к финансовым ресурсам не только крупных предпринимателей, но и субъектов малого и среднего бизнеса;
- в-четвертых, обеспечить государственную поддержку на федеральном уровне и поддержку местных властей конкретных территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мужжавлева Т.В. Роль государственной поддержки высокотехнологичных предприятий в обеспечении экономической безопасности страны (Российский и зарубежный опыт) // Вестник ЧГУ. 2014. №1 С.230-234.
2. Xuanwei Cao. Strategic New Industry Development in China: A Critical Analysis of the Role of Local Government. URL: https://www.hhs.se/contentassets/249bdc81268543db 9e223585f4d53e5a/strategic-new-industry-development-in-china.pdf
3. Douglas Zhihua Zeng. Global Experiences with Special Economic Zones - With a Focus on China and Africa.
4. Козлова Н.А. Функционирование свободных экономических зон в Китае // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2015. -4(21). с. 50-58.
5. Полозюкова О.Е. Особенности экономики Китая на современном этапе и перспективы ее развития: авто-реф. канд. эконом наук. - М., 2012. - 27 с.
6. National Bureau of Statistics of China (Китайское национальное бюро статистики). URL: http://www.stats. gov.cn/english/PressRelease/
7. Цвигун И.В., Мэн Дэмин. Формирование китайских трансграничных корпораций на основе государственной стратегии «выход за границу» / И.В. Цвигун, Мэн Дэмин. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 148 с.
8. Авдокушин Е.Ф. Страны БРИКС в современной мировой экономике / Е.Ф. Авдокушин, М.В. Жариков. М., 2013. - 480 с.
9. Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени / М.Л. Титаренко. - М.: ИД «ФОРУМ», 2014. - 224 с.
10. Юдин Н.С. Перспективы адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №12 С.206-214.
11. China and Russia: Report on innovation and entrepre-neurship 2016. 84 р.
12. Economic zones in the Asean: industrial parks, special economic zones, eco industrial parks, innovation districts as strategies for industrial competitiveness. 2015. 111 р.
13. Галенович Ю.М. Китайские претензии: Шесть крупных проблем в истории взаимоотношений России и Китая. М.; «СПСЛ», «Русская панорама», 2015. - 1136 с.
14. Данданян Д.А.Налоговые льготы как форма го-
экономические науки
сударственной поддержки // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №2 С.18-28.
15. Титаренко М.Л. Концепция экономического пояса шелкового пути и интересы России / М.Л. Титаренко, А.Г. Ларин, В.А. Матвеев //Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. - Т. 7. № 1. - С. 3-43.
16. Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в мире и в России. URL: http://www.ehd.mgimo.ru/ I0RManagerMgimo/file?id=99044B3D-B93D-6C66-93F1-D97C2781EBCE
17. Mohiuddin M., Regniere M.H., Su А., Su Z. The Special Economic Zone as a Locomotive for Green Development in China // Asian Social Science. 2014. № 10(18). Рр. 109-121.
Статья поступила в редакцию 14.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.