ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-3-132-139
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
А. К. Курило
ООО «Управляющая компания Хёрст Шкулёв Диджитал», Москва, Россия
В статье показано современное состояние малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации. Проведено сравнение инновационных показателей бизнеса разных размеров в России и странах Европейского союза. Научная новизна исследования состоит в выявлении долгосрочных закономерностей развития малого и среднего предпринимательства в условиях циклического обновления технологической базы промышленности и разработке учитывающих такие закономерности предложений при совершенствовании системы государственной поддержки. В ходе исследования показателей развития малого бизнеса эмпирически подтверждено наличие связи между уровнем и характером инновационной активности малых и средних предприятий и фазами развития в экономике нового технологического уклада. На основе статистических данных определена роль бизнеса разных размеров на отдельных фазах длинной волны экономического развития. Описана существующая система государственной поддержки малых и средних предприятий в Российской Федерации. Указаны недостатки государственной поддержки МСП и предложены меры по ее совершенствованию в условиях необходимости формирования новой технологической базы промышленности. Обоснован подход к разработке системы государственной поддержки и развития МСП, учитывающей специфику его развития на отдельных фазах длинной волны под влиянием обновления технологической базы производства.
Ключевые слова: государственная поддержка, малые и средние предприятия, крупный бизнес, инновационная деятельность, технологическая база промышленности, длинная волна.
STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM
ENTERPRISES IN FORMING NEW TECHNOLOGICAL BASE OF INDUSTRY
Alexey К. Kurilo
Management Company Hearst Shkulev Digital, Moscow, Russia
The article shows the current state of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation. The comparison of innovation figures of business of different size in Russia and EU countries was conducted. The research was able to identify the long-term laws of the development of small and medium business in conditions of cyclic renewal of the technological base of industry and achievements that take into account such laws of supply in upgrading the system of state support. During investigation of figures of small business development it was empirically confirmed that there was a link between the level and character of innovation activity of small and medium enterprises and stages of developing a new technological structure in economy. On the basis of statistical data the role of business of different sizes was identified on phases of the long wave of economic development. The article describes the present system of state support of small and medium enterprises in the Russian Federation and shows drawbacks of such support of small and medium business and puts forward steps aimed at its improvement in conditions of necessity to form a new technological base of industry. The author substantiates the approach to the development of the system of state support of small and medium enterprises, which take into account the specific features of its development on certain stages of the long wave under the influence of renewal of the technological base of industry.
Keywords: state support, small and medium enterprises, large business, innovation activity, technological base of industry, long wave.
В экономической литературе существует множество исследований по проблемам развития бизнеса разных размеров в России и зарубежных странах. Анализу российского предпринимательства посвящены труды А. А. Александровой, К. Б. Борисовой, В. Ю. Бурова, А. В. Вилен-ского, А. В. Горлова, В. Е. Дементьева, Н. Д. Ерифы, Б. З. Мильнера, В. М. Полте-ровича, Е. Н. Сироты, А. Ю. Юданова.
В зарубежных странах также проводятся обширные исследования бизнеса, наиболее известные из которых представлены в работах З. Акса, П. Аррениуса, Э. Аустера, Е. Аутио, У. Баумола, Д. Бёрча, Ч. Брауна, Х. Валлениуса, Дж. Гамильтона, Д. Йохан-сонна, А. Купера, Й. Лернера, Дж. Медофа, К. Мотохаши, Д. Одретча, Г. Олдрича, Д. Стори, М. Хенрексона, Н. Шармы.
Анализ теоретических и прикладных исследований по данной тематике показал, что в них уделяется неоправданно мало внимания вопросам развития малого и среднего предпринимательства (МСП) с учетом долгосрочных закономерностей экономического развития. Для разработки эффективных мер государственной поддержки необходимо понимание цикличности развития малого и среднего предпринимательства по фазам длинной волны под воздействием научно-технического прогресса.
Рассмотрим долгосрочные закономерности развития малого и среднего предпринимательства в условиях циклического обновления технологической базы про-
мышленности и разработки учитывающих такие закономерности предложений при совершенствовании системы государственной поддержки МСП.
Состояние российского сектора МСП на данный момент является неудовлетворительным, что объясняется в том числе провалами в государственной поддержке данного сектора экономики.
Доля российских малых и средних предприятий в ВВП (21%) более чем в 2 раза ниже, чем в развитых странах. Например, в ФРГ этот показатель составляет 54%, в Великобритании и США - 50%, в Канаде - 39%, Бразилии - 30%, Индии -17% [5].
МСП в России - это преимущественно мелкий бизнес, уступающий по размерам МСП развитых стран. Сектор МСП в Российской Федерации сосредоточил свою деятельность в сфере торговли и предоставления услуг населению. Малые предприятия в силу специализации в сфере торговли и услуг проявляют низкую инновационную активность, так как эта сфера не предъявляет спроса на создание технологических инноваций.
И малый (МБ), и крупный (КБ) российский бизнес отстают в инновационном развитии от стран ЕС, причем не только от передовых (Германия, Франция, Великобритания), но и от стран среднего уровня, куда входят не столь сильные в инновационном плане страны Восточной Европы (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Инновационные показатели бизнеса в Российской Федерации и ЕС* (в %)
МБ (РФ) 2015 КБ (РФ) 2015 МБ (ЕС-28) 2012 КБ (ЕС-28) 2012 МБ (ФРГ) 2012 КБ (ФРГ) 2012
Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе 4,5 8,3 11,1 15,0 20,4 17,3
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 1,64 8,4 9,6 11,4 15,7 18,1
* Источники: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ science/# (дата обращения: 26.01.2018); URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/minnov-16.htm (дата обращения: 26.01.2018).
Низкая инновационная активность российского бизнеса связана в том числе и с игнорированием в государственной поддержке МСП специфики развития бизнеса по фазам длинной волны экономического развития. Показатели развития малого бизнеса эмпирически подтверждают наличие связи между уровнем и характером инновационной активности малых и средних предприятий и фазами развития в экономике нового технологического укла-
Описание фаз
да (ТУ). На основании исследования малого бизнеса в США выявлена цикличность его развития в связи с обновлением технологической базы производства. Цикличность развития бизнеса подразумевает необходимость изучения тенденций его развития на отдельных фазах длинной волны.
Описание и датировка фаз пятой длинной волны для экономики США основана на теоретических концепциях К. Перес и В. Е. Дементьева (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
инной волны*
Название фазы Описание фазы
Зарождение (1955-1965) Время исследований и разработок новых технологических идей и принципов
Внедрение (1965-1975) Начало коммерциализации исследований и разработок, появление новых товаров, формирование новой технико-экономической парадигмы
Агрессия (1975-1985) Проникновение новых технологий в зрелые отрасли
Переходный период (1985-1990) Период нащупывания направлений формирования новых отраслей. Дезагрегация части технологических совокупностей доминирующего ТУ и становление технологических совокупностей нового ТУ
Фаза синергии (1990-2000) Продолжение быстрого роста рынков, новая технико-экономическая парадигма полностью охватывает производственную систему
Фаза зрелости (2000-2010) Исчерпание потенциала технологической революции, пресыщенность рынка массовой продукцией текущей длинной волны, появление эффективного спроса на радикальные инновации
Фаза глобализации (2010-2020) Распространение технологий текущей длинной волны на периферию мировой экономики
* Источник: [2].
Темпы роста затрат на исследования и разработки (ИиР) как малого, так и крупного бизнеса ускоряются в фазе внедрения (табл. 3), затем замедляются в фазе агрессии и переходного периода и снова ускоряются в фазе синергии и замедляются в фазе зрелости. Ускорение темпов роста затрат на ИиР в фазе внедрения можно объяснить тем, что бизнес приступает к активной коммерциализации новейших технологий (внедрению базисных нововведений), а в фазе синергии - активизации совершенствования данных технологий на основе улучшающих инноваций.
Доля малого бизнеса как в частном, так и в федеральном финансировании ИиР имеет одинаковую тенденцию сокращения в фазах внедрения и агрессии и роста в фазах синергии и зрелости. Это можно объяснить снижением рисков такого финансирования на поздних фазах. Доля малого бизнеса в частном финансировании
ИиР в США не превышает 20%, что соответствует природе малого бизнеса, предназначение которого состоит в тестировании перспективных направлений технологического развития.
При этом средний удельный вес федерального финансирования в общих затратах малого бизнеса на ИиР сокращался на протяжении всей пятой длинной волны с 39% в фазе зарождения до 9% в фазе зрелости. Это означает, что на ранних стадиях длинной волны государственное финансирование играло более существенную роль, а затем для малого бизнеса были созданы наиболее благоприятные условия, при которых он сам мог найти финансирование своих ИиР из других источников.
Тенденция усиления инновационной активности малых предприятий в США в фазах синергии и зрелости подтверждается показателями удельного веса малого бизнеса в частном финансировании ИиР, удельного
веса во внутренних продажах и финансирования ИиР малым бизнесом в процентах от внутренних продаж. У крупного бизнеса значение последнего показателя в фазах синергии и зрелости вдвое меньше. Это оз-
начает, что малый бизнес в США в фазах синергии и зрелости направляет больше средств на ИиР относительно своей выручки, чем крупный, а следовательно, является относительно более инновационным.
Т а б л и ц а 3
Основные показатели развития бизнеса разных размеров в США по фазам пятой длинной волны*
Показатель Зарождение (1957-1960) Внедрение (1960-1975) Агрессия (1975-1985) Переходный период (1985-1990) Синергия (1990-2000) Зрелость (2000-2010)
Коэффициент роста затрат на ИиР малого бизнеса 1,28 3,37 2,73 2,24 4,82 1,69
Коэффициент роста затрат на ИиР крупного бизнеса 1,14 4,40 2,76 1,41 2,30 1,63
Средний удельный вес малого бизнеса в частном финансировании ИиР, % 8,5 6,5 5,6 8,8 15,2 19,1
Средний удельный вес малого бизнеса в федеральном финансировании ИиР, % 4,4 3,5 2,7 3,0 8,4 16,4
Средний удельный вес федерального финансирования в общих затратах малого бизнеса на ИиР, % 39 35 20 14 11 9
Средний темп роста внутренних продаж малых предприятий, ведущих ИиР, % 100,5 113,6 120,5 108,2 107,8
Средний удельный вес малого бизнеса, ведущего ИиР, во внутренних продажах, % 8,1 7,5 6,4 8,5 10,3
Среднее значение финансирования ИиР малым бизнесом в % от внутренних продаж 1,7 1,7 3,3 5,1 6,1
Среднее значение финансирования ИиР крупным бизнесом в % от внутренних продаж 2,1 2,3 2,6 2,7 3,1
* Составлено по: [7-9].
На основе анализа статистических данных по малому бизнесу в США можно представить, как изменяется роль бизнеса и его вклад в инновационное развитие экономики по фазам длинной волны (табл. 4).
В Российской Федерации существует многоканальная система государственной поддержки МСП, включающая все основные виды поддержки: финансовую, имущественную, информационно-консультационную, кадровую. В России создана система институтов развития (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РВК, Роснано, Фонд «Сколково», Внешэкономбанк, ММВБ), направленных на стимулирование инновационной деятельности, а также
обеспечена координация их деятельности в целях непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Для развития кооперации МСП и крупного бизнеса правительство России инициировало программы инновационного развития госкомпаний, технологических платформ и инновационных кластеров.
Правительством приняты законодательные меры, расширяющие доступ малых и средних предприятий к государственным и муниципальным закупкам (увеличена квота малых предприятий до 15%, начальная цена контракта до 20 млн рублей [4]) и к закупкам госкомпаний (квота малых предприятий составляет 10%) [1].
Также разработаны меры, облегчающие административное бремя (запрет на осуществление в течение трех лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в от-
ношении субъектов малых предприятий, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено существенных нарушений законодательства Российской Федерации).
Т а б л и ц а 4
Роль бизнеса разных размеров в инновационном развитии экономики
Фаза длинной волны Малый и средний бизнес Крупный бизнес
Зарождение Анализ перспективности научных идей и возможностей их коммерциализации Финансирование исследований широкого профиля. Поддержка венчурного бизнеса как в расчете на подготовку им улучшающих инноваций существующих отраслей, так и учитывая ограниченный потенциал совершенствования этих отраслей
Внедрение Активные эксперименты с коммерциализацией собственных и заимствованных научных достижений В условиях обострения конкуренции в зрелых отраслях активизация исследований, призванных усилить позиции в этой конкуренции
Агрессия Реализация успешных инновационных разработок крупному бизнесу Активная покупка инновационных разработок у малого бизнеса для внедрения принципиально новых технологий для повышения конкурентоспособности зрелых отраслей
Переходный период Тестирование новых направлений технологического развития, создающих основу для радикальных (базисных) инноваций Поддержка венчурного бизнеса в сфере новейших технологий (радикальных инноваций). Поглощение успешных венчуров
Синергия Попытки успешных фирм нарастить свою долю на новых рынках (самостоятельно или вступая в альянсы с сопоставимыми по размеру фирмами) или установить партнерские отношения с лидирующими на этих рынках компаниями Крупные инвестиции в освоение и распространение новейших технологий (базисных инноваций) для формирования новых отраслей и рынков
Зрелость Освоение рыночных ниш, не представляющих большого интереса для крупного бизнеса. Инновационная конкуренция с подобными себе фирмами. Развитие кооперации с крупным бизнесом. Начало поиска новых уникальных компетенций Фокусировка внимания на улучшающих инновациях в новых отраслях
Глобализация Стремление использовать возможности Интернета для продвижения своей продукции на глобальные рынки Переход от экспорта продукции к переносу части производственных мощностей в другие страны
Минэкономразвития России осуществляет меры по развитию сотрудничества Российской Федерации в сфере малого и среднего предпринимательства с иностранными государствами через рабочие группы в рамках двухсторонних меморандумов, многостороннего сотрудничества за счет участия в деятельности международных организаций (ОЭСР, ШОС, ЧЭС) [3].
Вместе с тем в ходе изучения существующей системы государственной поддержки МСП в России были выявлены ее существенные недостатки, а именно:
1. В России не разработана системная концепция государственной поддержки МСП, вместо которой принимаются отдельные меры и декларативные стратегии.
2. Государственная поддержка МСП в основном направлена на массовые малые и средние предприятия, необоснованно мало внимания уделяется содействию инновационной активности МСП.
3. Государственная поддержка игнорирует тенденции развития малого бизнеса на отдельных фазах длинной волны.
В этой связи обоснован подход к разработке системы государственной поддержки и развития МСП в Российской Федерации, учитывающей специфику развития МСП на отдельных фазах длинной волны под влиянием обновления технологической базы производства. В фазах зарождения, внедрения, зрелости и глобализации (фазы зрелости и глобализации текущей длинной волны соответствуют фазам зарождения и внедре-
ния следующей длинной волны) приоритетная поддержка должна оказываться малому и среднему инновационному бизнесу, который эффективнее реализует поиск новых технологических решений и тестирование перспективных направлений технологического развития. В фазах агрессии и синергии, когда происходит развертывание технологической революции и необходимы крупные инвестиции в освоение и распространение новейших технологий, государство должно сделать акцент на быстрорастущем среднем (фирмы-газели) и крупном бизнесе, реализующем эффект масштаба от массового производства новой продукции.
Также государство должно содействовать как можно более широкой кооперации малого и крупного бизнеса, образовательных и научных учреждений через механизмы территориальных инновационных кластеров и технологических платформ, в особенности в фазах агрессии и синергии, так как именно в этих фазах при становлении нового технологического уклада необходимо реализовывать стратегию опережающей коммерциализации научных открытий и изобретений.
Формы и методы государственной поддержки МСП также должны различаться по фазам длинной волны (табл. 5).
Зарождение
Внедрение
Агрессия
Синергия
Зрелость
Глобализация
1. Создание программы финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий федеральными министерствами и агентствами, отчисляющими определенный процент (к примеру, 2-3%) от своего бюджета на внешние НИОКР, при условии, что он превышает определенную сумму по примеру программы БВШ в США.
2. Предоставление малым и средним предприятиям финансовой и технической помощи для разработки инновационной продукции от федеральных агентств, выделяющих определенный процент (0,5-1%) от своих расходов на внешние НИОКР при условии их превышения определенной суммы по примеру программы БТТИ в США.
3. Запуск программы создания инвестиционных компаний, финансирующих МП по примеру программы БВ1С в США.
4. Содействие малым и средним предприятиям, получившим финансовую поддержку от федеральных министерств и ведомств, в привлечении частного капитала, в первую очередь венчурного.
5. Увеличение финансирования малых и средних предприятий из федерального бюджета по программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
6. Введение упрощенной регистрации и налоговых каникул для бизнес-ангелов и венчурных фондов, прошедших процедуру аккредитации РВК.
7. Увеличение уставного капитала РВК для создания большего числа венчурных фондов с государственным участием.
8. Увеличение целевых бюджетных средств, выделяемых госкомпаниям в рамках программ инновационного развития, на создание дочерних инновационных предприятий (спин-офф) и инвестирование в стартапы
1. Увеличение квоты малым и средним предприятиям в государственных и муниципальных закупках, а также в закупках госкомпаний, реализующих программы инновационного развития, по сравнению с предыдущими фазами.
2. Обеспечение спроса на результаты инновационной деятельности малых и средних предприятий со стороны федеральных агентств и крупного частного бизнеса (по примеру программы гарантий закупок новых технологичных продуктов у малых и средних предприятий в Южной Корее).
3. Установление требований к подрядчику, не являющемуся субъектом малых и средних предприятий, о привлечении к исполнению контракта по госзакупкам малых и средних предприятий - субподрядчиков с учетом отраслевой специфики.
4. Предоставление налоговых и таможенных льгот, аналогичных резидентам Инновационного центра «Скол-ково», инновационным малым и средним предприятиям, получившим статус резидентов технопарков (промышленных парков, технополисов, инновационно-технологических центров), прошедших государственную аккредитацию.
5. Распространение специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения) не только на микропредприятия, но и на малые и средние инновационные предприятия
1. Перезапуск программ поддержки малых и средних предприятий, использовавшихся в фазах зарождения и внедрения.
2. Охват малых и средних предприятий государственными программами поддержки экспорта.
3. Разработка программы совместного выхода на зарубежные рынки малого и крупного бизнеса (по примеру программы в Южной Корее).
4. Противодействие монополизации внутреннего рынка для сохранения спроса на улучшающие инновации, разрабатываемые малыми и средними предприятиями
Т а б л и ц а 5
Необходимые меры государственной поддержки малых и средних предприятий
по фазам длинной волны
На ранних стадиях длинной волны (зарождения и внедрения) целесообразно сделать акцент на прямой государственной поддержке МСП через финансирование НИОКР по государственным приоритетам в технологическом развитии, финансирование расходов на создание новой продукции и технологий. На более поздних фазах (агрессии и синергии) необходимо сделать упор на косвенные методы поддержки инновационных малых и средних предприятий - широкий набор налоговых и таможенных льгот, имуществен-
ную поддержку (льготная аренда и выкуп помещений, доступ к высокотехнологичному оборудованию), субсидирование процентной ставки по кредитам для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, расширения производства и т. д. Организационную и информационно-консультационную поддержку малым и средним предприятиям необходимо оказывать непрерывно на всем протяжении длинной волны в соответствии с научно-технологическими приоритетами страны.
Список литературы
1. Гершман М. А., Зинина Т. С., Романов М. А. и др. Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты / науч. ред. Л. М. Гохберг, А. Н. Клепач, П. Б. Рудник и др. - М. : НИУ ВШЭ, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://issek.hse.ru/data/2015/08/19/1088077290/PIR.pdf (дата обращения: 26.01.2018).
2. Дементьев В. Е. Длинные волны в экономике: инвестиционный аспект. Препринт # WP/2012/297. - М. : ЦЭМИ РАН, 2012.
3. Международное сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ smallBusiness/cooperation (дата обращения: 26.01.2018).
4. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» : доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://new.opora.ru/ images/files/Doklad%20k%20gossovetu.compressed.pdf (дата обращения: 26.01.2018).
5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mspbank.ru/ userfiles/files/researches/analiz-may-2013.pdf (дата обращения: 26.01.2018).
6. Eurostat. Science, Technology and Innovation Database [Электронный ресурс]. - URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/science-technology-innovation/data/database (дата обращения: 26.01.2018).
7. National Science Foundation. Domestic net Sales of R&D-Performing Companies, by Industry and Size of Company. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nsf.gov/ statistics/iris/search_hist.cfm?indx=27 (дата обращения: 26.01.2018).
8. National Science Foundation. Industrial Research and Development Information System [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nsf.gov/statistics/iris/history_data.cfm (дата обращения: 26.01.2018).
9. National Science Foundation. Science and Engineering Indicators 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nsf.gov/statistics/seind14/index.cfm/chapter-4/c4s3.htm (дата обращения: 26.01.2018).
References
1. Gershman M. A., Zinina T. S., Romanov M. A. i dr. Programmy innovatsionnogo razvitiya kompaniy s gosudarstvennym uchastiem: promezhutochnye itogi i prioritety [Innovation Development Programmes of Russian State-Owned Companies: Interim Results and Priorities], edited by L. M. Gokhberg, A. N. Klepach, P. B. Rudnik et al. Moscow, NIU VShE, 2015. [E-resource]. (In Russ.). Available at: http://issek.hse.ru/data/2015/08/19/ 1088077290/PIR.pdf (accessed 26.01.2018).
2. Dement'ev V. E. Dlinnye volny v ekonomike: investitsionnyy aspekt [Long Waves in the Economy: Investment Aspect]. Preprint # WP/2012/297. Moscow, CEMI Russian Academy of Sciences, 2012. (In Russ.).
3. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere malogo i srednego predprinimatel'stva [International Cooperation in the Sphere of Small and Medium Business] [E-resource]. (In Russ.). Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/cooperation (accessed 26.01.2018).
4. Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya malogo i srednego predprinimatel'stva «Opora Rossii», doklad o merakh po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii [Report on Measures for the Development of Small and Medium-Sized Business in the Russian Federation] [E-resource]. (In Russ.). Available at: http://new.opora.ru/images/files/Doklad%20k% 20gossovetu.compressed.pdf (accessed 26.01.2018).
5. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva. Sravnitel'nyy analiz rossiyskogo i mezhdunarodnogo opyta [Development of Small and Medium-Sized Businesses. Comparative Analysis of Russian and International Experience] [E-resource]. (In Russ.). Available at: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/analiz-may-2013.pdf (accessed 26.01.2018).
6. Eurostat. Science, Technology and Innovation Database [E-resource]. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/web/science-technology-innovation/data/database (accessed 26.01.2018).
7. National Science Foundation. Domestic net Sales of R&D-Performing Companies, by Industry and Size of Company [E-resource]. Available at: http://www.nsf.gov/ statistics/iris/search_hist.cfm?indx=27 (accessed 26.01.2018).
8. National Science Foundation. Industrial Research and Development Information System [E-resource]. Available at: http://www.nsf.gov/statistics/iris/history_data.cfm (accessed 26.01.2018).
9. National Science Foundation. Science and Engineering Indicators 2014 [E-resource]. Available at: http://www.nsf.gov/statistics/seind14/index.cfm/chapter-4/c4s3.htm (accessed 26.01.2018).
Сведения об авторе
Алексей Константинович Курило
финансовый менеджер ООО «Управляющая компания Хёрст Шкулёв Диджитал». Адрес: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Хёрст Шкулёв Диджитал», 115162, Москва, ул. Шаболовка, д. 31Б, подъезд 6. E-mail: [email protected]
Information about the author
Alexey K. Kurilo
Finance Manager Management Company Hearst Shkulev Digital.
Address: Management Company Hearst Shkulev Digital, 6 Entrance, 31B Shabolovka st., Moscow, 115162, Russian Federation. E-mail: [email protected]