РАЗДЕЛ IV
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.242
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО И БАНКОВСКОГО СЕКТОРОВ
А. О. Алгазина
Аннотация. В статье проанализированы основные проблемы, снижающие эффективность взаимодействия органов государственной власти, предпринимательских структур и банковского сектора. Автором сформулирован комплекс мер государственной поддержки направленный на формирование благоприятной предпринимательской среды.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, банковский сектор, государственная поддержка.
Введение
Усиление роли государства в экономической жизни страны становится в последние годы все более значимым фактором динамики российской экономики. Внедрение государства в экономические процессы, вытеснение частного капитала из стратегически важных отраслей экономики сопровождаются общим ухудшением российского бизнес - климата в части его институциональной составляющей: ухудшаются условия для реализации предпринимательской активности, снижается предпринимательская мотивированность, усложняются взаимоотношения бизнеса и государства, наблюдается тенденция к истощению предпринимательского ресурса.
Все это может иметь пагубные последствия с точки зрения динамики и структуры роста экономики. В контексте новой роли, которую играет государство в экономике России, важно понять, каким образом может быть реализован накапливаемый государством экономический потенциал влияния с целью гармонизации структуры и ускорения роста национальной экономики.
Становится актуальным исследование экономических условий, источников и инструментов государственной поддержки предпринимательства в России и ее регионах; разработка и практическая реализация качественно новой системы федеральных, региональных программ и экономических механизмов поддержки бизнеса.
Таким образом, стабилизация функционирования предпринимательства невозможна без оказания всесторонней государственной поддержки. Это обуславливает необходимость разработки новых научных подходов в государственном регулировании малого бизнеса.
Территориальные аспекты предоставления банковских услуг малому и среднему бизнесу
Территориальное распределение банковских услуг в Российской Федерации продолжает носить неоднородный характер. В некоторых регионах предложение банковских услуг существенно отстает от спроса, что обусловлено, в том числе высокими издержками на создание и обслуживание филиальной сети. Кроме того, продвижение банковских услуг в регионы в ряде случаев требует дополнительной капитализации кредитных организаций. В результате в Российской Федерации есть группы предпринимателей, у которых возможности получения банковских продуктов и услуг, в том числе возможности привлечения банковских кредитов, существенно ограничены. В основном, это касается сельских и отдаленных регионов. Это сдерживает развитие малого и индивидуального предпринимательства в регионах Российской Федерации, тормозит сглаживание региональных диспропорций [1].
Решению проблемы низкой доступности банковских продуктов и услуг в отдаленных районах будет способствовать реализация проекта по созданию Почтового банка Российской Федерации. Также необходимо продолжить работу Банка России по дальнейшему обеспечению условий развития региональных сетей кредитных организаций, в том числе за счет отмены территориального ограничения на создание операционных офисов. Создание условий для деятельности некредитных организаций в регионах с недостаточным предложением банковских услуг позволит достичь снижения региональных диспропорций в обеспечении банковскими продуктами и услугами.
Меры по развитию банковского обслуживания малого и среднего бизнеса
Одним из необходимых условий развития кредитных отношений банков с предпринимательскими структурами является работа по обеспечению защиты прав банков как кредиторов, стимулирования более ответственного поведения заемщиков (предприятий МСБ) по исполнению обязательств перед банками, в том числе по совершенствованию залогового законодательства. Одной из действенных мер стало бы создание системы регистрации уведомлений о залоге и ином обременении движимого имущества, обладающего идентификационными признаками (машин, оборудования и транспортных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов). Функции по регистрации уведомлений (функции регистрационной организации) следует передать бюро кредитных историй. При этом необходимо предусмотреть соответствие регистрационных организаций специальным требованиям, установленным федеральным законом и организацию государственного контроля и надзора за их деятельностью.
В целях развития системы кредитования банками малого и среднего бизнеса предстоит повысить эффективность использования ресурсов, выделяемых по государственным программам через государственные институты (банки) развития, а также активизировать работу фондов развития малого и среднего предпринимательства, выполняющих, в том числе функции гарантийных фондов в субъектах Российской Федерации. Наряду с действующей поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешэкономбанком и другими институтами развития через систему банков-партнеров, лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые ор-
ганизации, важный вклад в формирование финансовых рынков внесет создание законодательных условий секьюритизации активов с учетом российской специфики и международного опыта, в том числе полученного в ходе кризиса [2]. Также должен получить дальнейшее развитие механизм синдицированного кредитования.
Суть синдицированного кредита заключается в объединении нескольких банков для предоставления кредита, что позволяет аккумулировать необходимый объем денежных ресурсов и распределить риски между всеми участниками сделки.
Целью предоставления синдицированного кредита могут являться: торговое финансирование, рефинансирование, финансирование приобретений, проектное бридж-
финансирование, финансирование капитальных затрат, финансирование накопления кредитного портфеля и т.д.
Механизм синдицированного кредитования предполагает типичное разделение финансового рынка на первичный и вторичный. На первичном рынке стратегические потенциальные инвесторы, имеющие значительную концентрацию капитала, формируют потенциальную ресурсную базу, необходимую конкретному заемщику. Затем выделяют функциональные либо организационные обязанности каждого стратега и в соответствии с целевыми установками входят в формальную либо юридически оформленную структуру в виде синдиката, который векторно направляет кредитные ресурсы конкретному заемщику. Вторичный рынок предполагает передачу полностью (частично) доли кредита более мелким инвесторам (банка, фондам, частным лицам). Дробление кредитов позволяет снять нагрузку с крупных инвесторов и потенциально может привести их к витку новых кредитов в рамках консорциума. Мелкие инвесторы получат возможность доступа к инвестиционно привлекательным секторам экономики, приобретая определенную часть кредита. Эластичность данных инструментов и доля аналогичности инструмента рынка долговых обязательств позволяют инвестировать средства, получать более высокую доходность и увеличивать масштабность кредитования [3].
Наиболее значимым для развития этого финансового инструмента является расширение сегмента рублевого синдицированного кредитования региональных заемщиков. На данный момент значительная доля объёмов синдицированного кредитования принадлежит иностранным банкам. Определяющим в этой
тенденции является наличие необходимого опыта и широких финансовых возможностей, что, пока, не является сильной стороной отечественных банков. Российские же банки пока являются, в основном, соорганизаторами синдикаций. При этом большинство кредитов предоставляется в иностранной валюте. Локальные рублевые сделки еще просто не сопоставимы по объёмам с международными сделками. Для таких заемщиков как средние частные предприниматели и предприятия малого бизнеса и сферы услуг, рублевые кредиты очень удобны.
Развитие механизма синдицированного кредитования на региональном уровне с участием региональных банков вполне может стать для ряда российских банков альтернативой расширению филиальной сети. Для российских банков можно выделить следующие положительные тенденции от использования синдицированного кредитования в регионах:
- повышение конкурентных преимуществ региональных банков;
- увеличение объёмов кредитования за счёт неограниченности ресурсов;
- минимизация и диверсификация кредитных рисков;
- улучшение качества кредитных портфелей участников синдиката за счёт более детальной оценки заемщика.
Преимущества для региональных заемщиков (МСБ) в использовании такой формы финансирования следующие:
- привлечённые от синдиката ресурсы являются более «длинными» и «дешевыми» по сравнению с традиционной схемой прямого заимствования (разница между ставкой по облигациям и при синдицированном обеспеченном кредите для одного и того же заемщика может составлять от 0,5 до 1 % годовых);
- организация сделки синдицированного кредитования возможна в более короткий срок по сравнению с выпуском облигаций, поскольку не требуется регистрации проспекта эмиссии в ФСФР;
- заемщик одновременно создает публичную кредитную историю у большого числа кредиторов.
Однако на сегодняшний день развитие синдицированного кредитования в России сталкивается с рядом трудностей. По-прежнему существует низкий уровень доверия между российскими банками. Кризис ликвидности выявил слабые места многих российских кредитных организаций, показав их уязвимость и неустойчивость. Несовершенство законодательной и нормативной базы, в кото-
рой на данный момент отсутствуют отдельные документы, регулирующие и регламентирующие синдицированное кредитование. Большинство законодательных актов, например, Гражданский кодекс, содержит лишь косвенное упоминание о синдикации и для проведения соответствующих сделок установлены лишь общие правила. Кроме того, регламент по этим сделкам, принятый в документах Банка России, не соответствуют стандартам иностранных организаторов. В дополнение к этому, на рынке практически отсутствует арбитражная практика по сделкам синдицированного кредитования.
Анализ состояния рынка синдицированного кредитования в России указывает на широкие перспективы данного направления. Однако с учётом всех изложенных трудностей и проблем стоит задаться вопросом разработки методологического подхода к развитию этого инструмента. Очевидно, что для внедрения синдицированного кредитования в практику региональных банков необходимы институциональные преобразования. Например, высказываются идеи о создании единого банка-агента, который исполнял бы роль финансово-расчетного центра. При этом его основными функциями предположительно могли бы быть:
- консолидация финансовых ресурсов и ведение непрерывного мониторинга их использования;
- все расчетные операции по сделкам синдицированного кредитования;
- оперативное руководство централизованными фондами, в которые производятся отчисления участниками инвестиционного проекта;
- определение единой финансовой политики в рамках инвестиционного проекта с выработанными нормами и стандартами.
Используя огромный опыт, накопленный в международной практике консорциум, сформированный для участия в программах синдицированного кредитования должен руководствоваться принципами партнерства и соблюдения взаимных интересов всех участников синдиката. Для устойчивого развития рынка синдицированного кредитования, в частности его региональной составляющей необходимо определить первоочередные задачи, решение которых потребует комплексного подхода в законотворческой, экономической и институциональной плоскости:
- разработка нормативно-правовой базы по процедуре организации и проведения сделки консорциального кредитования;
- содействие эффективному переводу сбережений в разряд инвестиций и совершенствование инфраструктуры инвестиционного рынка;
- поддержка со стороны государства, в первую очередь, за счёт предоставления государственных гарантий по синдицированным проектам;
- всесторонняя отработка инновационных технологий для активного поддержания данного сектора финансового рынка.
Естественно, задачи многогранны и требуют поэтапного своего решения, по мере развития рынка синдицированного кредитования в целом.
Повышение качества и расширение видов банковских и иных финансовых услуг малому и среднему бизнесу
Повышению качества и расширению перечня банковских услуг будет способствовать развитие внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции на финансовом рынке, в том числе конкуренции за клиентов. В этих условиях кредитным организациям предстоит уделять особое внимание вопросам предоставления клиентам комплекса современных банковских продуктов и услуг и снижения неоправданных стоимостных, административных, процедурных, технических и технологических издержек (затрат) клиентов при их потреблении. Разумная минимизация пакета документов на получение кредита и сокращение сроков рассмотрения кредитными организациями соответствующих заявок в сочетании с мерами по модернизации технологий взаимодействия с клиентом с использованием современных систем удаленного доступа позволят существенно изменить ситуацию в сфере взаимодействия кредитных организаций с группой клиентов, представляющих малый бизнес и индивидуальное предпринимательство. Исходя из опыта применения Федерального закона «О кредитных историях» для повышения качества услуг кредитования целесообразно реализовать меры по совершенствованию работы бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй.
Как показывает международный опыт, помимо развития банковского обслуживания и принятия государством части рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса банками, одним из направлений решения проблемы малодоступности кредитов может являться развитие системы некредитных организаций, прежде всего кредитных кооперативов и организаций микрофинансирования, а также ломбардов. В настоящее время основной задачей
Правительства РФ в указанной сфере является обеспечение регулирования и контроля над деятельностью соответствующих некредитных организаций. В перспективе более рациональным является выведение функции по надзору и проверке деятельности некредитных организаций на местах из сферы государственного регулирования и передача саморе-гулируемым организациям в сфере кредитной кооперации и микрофинансирования с сохранением обязательности проведения совместных с государственным регулятором избирательных и плановых проверок.
Повышению качества и расширению перечня банковских и иных финансовых услуг будет способствовать проводимая Правительством РФ и Банком России работа по совершенствованию законодательства о кредитной кооперации и микрофинансировании. В первую очередь целесообразно обеспечить разработку и принятие подзаконного нормативно-правового регулирования деятельности кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций уполномоченным органом. При Министерстве финансов необходимо создать профильную Федеральную службу, а также определить принципы и правила финансового надзора за деятельностью кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций, что вытекает из Федерального закона №190-ФЗ «О кредитной кооперации» и Федерального закона № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Однако разработке норм надзора целесообразно обеспечить раскрытие информации о деятельности участников рынка для адекватной оценки их финансовых рисков. Целесообразно не только регистрировать кооперативы и микрофинансовые организации, но и ввести минимальный перечень форм финансовой отчетности, из которых можно будет судить об объемах и характере операций. [4]
Для полноценной реализации законов, необходимо внести изменения в Налоговый Кодекс, которые уравняли бы в правах формирования налоговой базы банки и прочих финансовых посредников (кредитные кооперативы, микрофинансовые организации). Следует выровнять налогообложение деятельности как собственно финансовых организаций, так налогообложения доходов их клиентов, извлеченных от пользования финансовыми продуктами. В частности, в ближайшее время необходимо внести ряд изменений в Налоговый Кодекс, дающих право микрофинансовым организациям и кредитным кооперативам формировать резервы на воз-
можные потери по микрозаймам и вести полноценный учет расходов в целях формирования налогооблагаемой базы. Кроме того, необходимо учесть специфику финансового оздоровления и банкротства микрофинансо-вых организаций и кредитных кооперативов в законодательстве о банкротстве финансовых институтов.
В числе других приоритетов можно выделить:
- развитие инфраструктуры рынка;
- содействие системному развитию кредитной кооперации;
- содействие федеральным и региональным органам власти в разработке и реализации программ развития микрофинансирования и повышения финансовой доступности;
- развитие технологий дистанционного финансового обслуживания (банковская агентская модель);
- предоставление микрофинансовым институтам необходимых знаний, навыков, услуг и ресурсов в области микрофинансирования;
- обеспечение защиты прав и интересов потребителей микрофинансовых услуг -субъектов микробизнеса и населения.
Заключение
Государственная институциональная политика в отношении предпринимательства предназначена для обеспечения максимально возможной реализации его позитивных функций в национальном хозяйстве и социальной сфере. В той же мере, в какой под воздействием научно-технического прогресса меняются воспроизводственные системы, а вместе с ними трансформируется бизнес, изменяются цели и институты его государственной поддержки.
Сегодня успех формирования
благоприятной предпринимательской среды во многом определяется желанием и
способностью государственных и
муниципальных органов власти создавать условия и стимулы для предпринимательской инициативы, повышения инвестиционной
активности на определенной территории, т.е. комплекса мероприятий, направленных на формирование благоприятной
предпринимательской среды в условиях нестабильной экономики, включающие
применение целевого метода как ключевого инструмента управления процессами в
нестабильной экономике (расширение
программ поддержки предпринимательства, информационная и ресурсная поддержка, применение механизмов государственной
поддержки и др.).
Разработка, внедрение и реализация комплекса мер, направленных на формирование и развитие благоприятной предпринимательской среды требует в первую очередь совершенствования существующей институциональной среды и формирования институциональных структур, присущих постиндустриальному экономическому обществу и обеспечивающих нормативно-правовую, экономическую и организационную основу надежности и эффективности инвестиционных вложений. К таким структурам относят, в частности, систему поддержки предпринимательской инициативы, включая формирование отраслевых, региональных и ведомственных бизнес -структур государственно-частного партнерства, совместное финансирование инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий промышленности и сферы услуг, распространение и внедрение успешного опыта инвестиционной деятельности.
Библиографический список
1. Романенко Е. В. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России: Монография. - М.: Изд-во Креативная экономика, 2010. - 251 с.
2. Императивы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России: монография / колл. авт.; под науч. ред. В. М. Юрьева ; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. 235 с.
3. Деловая среда и предпринимательская активность / В. В. Бирюков, В. П. Плосконосова // Сибирский научный журнал. Серия: Гуманитарные и социально-экономические проблемы развития современного общества / СибАДИ. - 2010. - № 1. - С. 192-203.
4. Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, ЦБ РФ N 01-001/1280 от 05.04.2011 "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года".
THE STATE SUPPORT AS THE FACTOR OF ACTIVIZATION OF INTEROPERABILITY OF ENTERPRISE AND BANK SECTORS
A. O. Algazina
The article analyzes the main problems that reduce the efficiency of interaction of state authorities, businesses and the banking sector. The author has formulated a set of state support measures aimed at creating a favorable business environment.
Алгазина Александра Олеговна - аспирантка кафедры «Общая экономика и право» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, ведущий специалист филиала «Омский» ОАО «ОТП Банк». Основное направление научных ис-
следований - взаимодействие государства, предпринимательства и банковского сектора в современных условиях. Общее количество публикаций - 10. Е - mail: [email protected].
УДК 657.47: [338.43:636.5]
ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ЗАТРАТАМИ ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Н. А. Аникина
Аннотация. Проведен анализ отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей на наличие информации о затратной составляющей, исследованы механизмы учета и контроля трансакционных затрат на птицеводческих предприятиях, приведена классификация птицеводческих предприятий по степени организации управленческого учета.
Ключевые слова: трансакционные издержки, управленческий учет, птицеводческие предприятия.
Введение
С процессом перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, изменились не только цели и задачи функционирования предприятий, но и критерии оценки их результатов.
Централизация системы управления в верхних этажах управленческих структур, возможность существовать, не вникая глубоко в процессы образования себестоимости и прибыли привели к пренебрежительному отношению к учетно-аналитической работе на местах. Руководители и специалисты хозяйств занимались изучением процессов производства, используя при этом весьма поверхностные приемы и данные[1].
Существующая в настоящее время система учета затрат на предприятиях, основанная зачастую на «котловом» методе, не обеспечивает информацией на должном уровне пользователей для достижения эффективного управления экономическими процессами организации. Учету и анализу подлежат трансформационные затраты предприятия, связанные с осуществлением производственной функции, при этом не уделяется должного внимания учету и анализу трансакционных издержек, связанных с функционированием организаций в условиях рыночной среды.
Для обеспечения эффективных процессов требуется совершенная система рыночной информации, обеспечивающая поиск контр-
агентов и каналов сбыта продукции, выбор рациональных продуктовых цепочек. Это в свою очередь диктует необходимость в построении системы управления трансакционными издержками, которая должна содержать выявление, учет, анализ, планирование и контроль затрат. В этом состоит регулирование и координация действий по поводу будущего развития предприятия®.
Учитывая, что трансакционные издержки это «разница между данной ценой предложения и возможной более низкой ценой, уплачиваемой покупателем в качестве альтернативы более высоким издержкам поиска информации, ожидания или производства»[3]. В свою очередь, поиск механизмов регулирования является одним из важных факторов повышения эффективности функционирования организаций.
Основная часть
Известно, что эффективная экономика региона формируется на основе комплекса природных, экономических и социальных ресурсов, оказывающих прямое влияние на темпы ее развития. «Каждая компания, даже действующая только на локальном уровне, сегодня является частью мировой экономики». Исходя из того, что предприятие является открытой экономической системой, которая нормально функционирует лишь при взаимодействии с внешней средой, построение механизмов управления для целей координации процессов является одной из важных задач.