SS
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
J УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Ольга Александровна ТАРАСЕНКО,
доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА1
Аннотация. В фокусе статьи — характеристика современной системы кредитования малого и среднего предпринимательства. Подробно исследован круг кредиторов малого и среднего предпринимательства, условия предоставления заемных средств, обозначены проблемы и перспективы развития данного сегмента кредитного рынка. Ключевые слова: кредитование, малое и среднее предпринимательство, банк, микрофинансовая организация, кредитный кооператив.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.29.1.082-097
O. A. TARASENKO,
D. Sc (Law), Professor of the Business Law Department of the Kutafin Moscow StateLaw University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
THE RUSSIAN SYSTEM OF LENDING TO SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES
Review. The focus of this article — the characterization of modern system of crediting small and medium enterprises. To study a range of lenders to small and medium enterprises, terms of the borrowed funds; the problems and prospects of development of this segment of the credit market. Keywords: lending, small and medium enterprises, Bank, microfinance institution, credit cooperative.
Важнейшим источником формирования финансовых ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) является кредитование. Зарубежный опыт свидетельствует, что в США 77 % малых предприятий как минимум один раз за время ведения бизнеса обращались за получением кредита2. В России доступность финансовых ресурсов — одна из основных проблем малого и среднего предпринимательства, которая сохраняется в течение длительного времени. Как показывает статистика, доминирующим источником привлеченного
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-03-00583 «Правовой бизнес-навигатор по малому и среднему предпринимательству».
2 Шпынова А. И. Кредитование малых и средних предприятий: российский и зару-© О. А. Тарасенко, 2017 бежный опыт. М., 2009. С. 21.
капитала для отечественных предприятий малого и среднего бизнеса является банковский кредит, однако им охвачено лишь 27 % субъектов. По оценкам Национального агентства финансовых исследований, в сегменте МСП спрос на дополнительное финансирование высок, но из-за недоступности финансовых услуг предприниматели часто обращаются к альтернативным каналам — привлечению заемных средств в микрофинансовых организациях3. Отметим, что в юридической литературе к микрофинансовым организациям относят собственно микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, ломбарды, лизинговые, факторинговые компании, подразумевая под ними организации, специализирующиеся на предоставлении займов и иных финансовых услуг незначительного размера определенным целевым группам клиентов (главным образом малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям)4. Не претендуя на то, чтобы критиковать этот, в общем-то, устоявшийся термин, в настоящей работе мы все же ограничим его использование по двум соображениям. Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»5 (далее — Закон о микрофинансовой деятельности) микрофинансовая организация — юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном данным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании. Таким образом, с точки зрения закона круг микрофинансовых организаций ограничен. Во-вторых, согласно ч. 3 ст. 3 названного Закона микрофинансированием могут заниматься и банки, и небанковские депозитно-кредитные организации, и другие юридические лица, поэтому, неверно связывать этот вид деятельности исключительно с микрофинансовыми организациями. В связи с этим для данного вида организаций предпочтительнее использовать обобщающую категорию «квазибанковские организации».
Характеризуя деятельность квазибанковских организаций, прежде всего необходимо сказать о легальной возможности, позволяющей им предоставлять субъектам МСП денежные средства, и о ее отличии от аналогичной деятельности банков.
Как указано в п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»6 (далее — Закон о банках), размещение привлеченных во вклады денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет является банковской операцией. Означает ли это, что подобную операцию запрещено осуществлять другим субъектам хозяйственного оборота? Российское законодательство не содержит четких критериев для разграничения кредитного договора и договора денежного займа за исключением субъектного состава. При этом деятельность по предоставлению кредитов может осуществляться только на основании лицензии и под контролем Банка России, а деятельность
Р
И
3 Носкова Е. Кассир не нужен // Российская бизнес-газета. 05.02.2013. Е
4 См., например: Ефимова Л. Г. Банковское право. М. : Статут, 2010. Т. 1 : Банковская
система Российской Федерации. С. 293.
5 СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3435. □
6 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
П
К к
по предоставлению денежных займов таким ограничениям не подвергается. Банк России в своем письме от 2 февраля 2005 г. № 06-33-2/4827 указывает, что законодательство не относит деятельность по предоставлению займов исключительно к банковской деятельности и не ограничивает состав субъектов договора займа, поэтому организации, не являющиеся кредитными, вправе осуществлять указанную деятельность без банковской лицензии. Аналогичное мнение высказывается и судебными органами. Так, в 2009 г. арбитражный суд в одном из дел указал, что «деятельность по предоставлению займов не является банковской операцией, требующей наличия специальной лицензии»8.
Подобные трактовки позволяют предположить, что квазибанковские организации имеют возможность беспрепятственно предоставлять своим клиентам денежные средства на основании договора займа. Однако этот вывод несколько преждевременен, ибо в своем письме Банк России ничего не говорит об источнике происхождения денежных средств, могущих выступать предметом договора займа.
Как полагают некоторые видные ученые, например, М. И. Брагинский и В. В. Ви-трянский, видообразующим признаком кредитного договора как отдельного вида договора займа выступает то обстоятельство, что, по сути, имеет место сделка по распоряжению привлеченными денежными средствами9. Л. Г. Ефимова также считает, что право использовать в качестве займов привлеченные средства монопольно принадлежит банкам10.
Оценивая высказанную позицию, мы полагаем, что она нуждается в некоторой корректировке с учетом норм действующего законодательства. В соответствии с п. п. 1,2 ч. 1 ст. 5 Закона о банках, п. 2 ст. 845 ГК РФ кредитные организации имеют право размещать от своего имени и за свой счет не просто привлеченные денежные средства, но денежные средства, привлеченные во вклады и на банковские счета. Именно это право и осуществляют исключительно банки. Остальная часть хозяйствующих субъектов строит свою деятельность в большей степени за счет собственных средств, которые вправе использоваться и в качестве займа.
Вместе с тем отдельные квазибанковские организации имеют возможность предоставлять займы и привлеченными денежными средствами. Это убеждение зиждется на основе норм права: к примеру, основными источниками займов, которые предоставляются членам кредитного потребительского кооператива, являются паевые и иные взносы членов кредитного кооператива (пайщиков), а также привлеченные средства, т.е. денежные средства, полученные кредитным кооперативом от
Кредитные организации в России: правовой аспект / О. А. Беляев, А. А. Вишневский, Л. Г. Ефимова и др. / под ред. Е. А. Павлодского. М. : Волтерс Клувер, 2006.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 № 07 АП-2266/09 по делу А 45-20651/2008 «О признании недействительным договора займа в связи с отсутствием у заимодавца специального разрешения (лицензии) на осуществление банковских операций» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Брагинский М. И, Витрянский В. В. Договорное право. М. : Статут, 2006. Кн. 5. Т. 1.
Ефимова Л. Г. Банковское право. М. : Статут, 2010. Т. 1 : Банковская система Российской Федерации. С. 300—301.
7
8
3
членов кредитного кооператива (пайщиков) на основании договоров займа, иных договоров, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2009 г № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»11 (далее — Закон о кредитной кооперации), а также денежные средства, полученные кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся членами кредитного кооператива (пайщиками), на основании договора займа или кредита (п. 21 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ст. 25). Пункт 4 ч. 1 ст. 9 Закона о микрофинансовой деятельности предоставляет микрофинансовым организациям право привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных благотворительных взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных п. 1 ст. 12 Закона о микрофинансовой деятельности. Ограничения по привлечению микрофинансовыми организациями денежных средств от юридических лиц не предусматриваются. Также не предусматривается ограничений по распоряжению микрофинансовыми организациями привлеченными денежными средствами. Поэтому микрофинансовые организации вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, используя для этой цели названные денежные средства.
Таким образом, логично заключить, что банки для целей кредитования вправе использовать денежные средства, привлеченные во вклады и на банковские счета, а квазибанковские организации вправе передавать по договорам займа денежные средства, привлеченные по иным законным основаниям. Иные юридические лица использовать для целей предоставления денежных займов привлеченные денежные средства не могут, что подтверждается судебной практикой.
Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 4 августа 2003 г. № Ф09-2036/03-ГК по делу № А76-15655/0212 сделан вывод, что деятельность общества по выпуску векселей не под конкретные хозяйственные сделки, а с целью привлечения денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности от неопределенного круга лиц с целью их дальнейшего размещения по договорам займа от своего имени и за свой счет по своему содержанию и правовой природе соответствует отношениям, возникающим из договора банковского вклада, поэтому в обязательном порядке требуется ее лицензирование.
На практике возник (и остался не решенным до конца) опрос о возможности организаций, не имеющих статуса банка или некредитной финансовой организации осуществлять деятельность по предоставлению займов систематически. Как указал Высший Арбитражный Суд РФ в п. 4 информационного письма от 10 августа 1994 г. № С1-7/ОП-55513, деятельность по передаче заимодавцем заемщику своих свободных денежных средств с обязательством последнего возвратить эту сумму и выплатить проценты не запрещена законом и не требует лицензирования, если она не носит систематический характер. Хотя данное письмо официально не отменено, мы полагаем, что в настоящее время использование критерия систематичности для признания деятельности по предоставлению денежных
Р
И Е И Ч
п
СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3627.
Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
Информационное письмо ВАС РФ от 10.08.1994 № С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» // Вестник ВАС РФ. 1994. № 10.
П
К к
S К
НАУКИ Ъ
86
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)
займов незаконной неприменимо к квазибанковским организациям, т.к. их правовой статус подразумевает, что данный вид деятельности является для них основным и, соответственно, осуществляется систематически. В отношении иных юридических лиц разъяснения, данные в письме ВАС РФ № С1-7/ОП-555, могут применяться судами, что влечет для таких организаций определенные риски.
Так, например, по одному из судебных решений 2015 г. общество, систематически осуществлявшее предпринимательскую деятельность по выдаче займов без внесения в реестр микрофинансовых организаций, было признано нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»14. В то же время предпринимательская практика допускает и иную позицию. Например, в отношении возможности индивидуальных предпринимателей на постоянной основе предоставлять займы за счет собственных средств положительное мнение изложено в письме Министерства финансов от 01.06.2010 № 03-11-10/6715.
Рассмотрим далее подробнее использование малыми и средними предпринимателями двух альтернативных источников кредитования: банковского и квазибанковского.
Банковское кредитование обладает специфическими чертами, характерными только для этого вида деятельности:
1) банковское кредитование является банковской операцией;
2) в банковском кредитовании в качестве кредитора выступает специальный субъект — банк или небанковская кредитная организация, имеющая право совершать соответствующую банковскую операцию;
3) банковский кредит может быть предоставлен только денежными средствами — в рублях и иностранной валюте;
4) банковское кредитование осуществляется за счет привлеченных денежных средств юридических и физических лиц;
5) правовой формой кредита служит кредитный договор, который должен быть заключен в письменной форме;
6) при банковском кредитовании, наряду с частными, присутствуют и публичные интересы, что находит свое отражение в необходимости образования кредитными организациями специальных резервных фондов, соблюдения установленных экономических нормативов;
7) банковский кредит предоставляется при обязательном соблюдении определенных принципов — возвратности, срочности и платности, что следует из ст. 1 Закона о банках.
Исходя из изложенного можно заключить, что банковское кредитование — банковская операция кредитной организации, состоящая в размещении привлеченных во вклады и на банковские счета денежных средств клиентов от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности в соответствии с кредитным договором, заключаемым между кредитной организацией и заемщиком.
Сегодня банковское кредитование переживает далеко не лучшие времена: неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, сжатие внутреннего спроса, курсовые колебания негативно сказываются на финансовых результатах деятель-
14 Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
15 URL: http://www.klerk.ru/doc/187291/ (дата обращения: 20.01.2013).
ности российских кредитных организаций. Несмотря на то что банковский сектор в 2014—2016 гг. сохранил свою устойчивость, темпы роста кредитов замедлились. В текущих экономических условиях кредитные организации ужесточают требования к заемщикам и существенно повышают ставки по кредитам (до 25—30 % годовых), которые становятся недоступными для многих предприятий. Прирост кредитования во многом обеспечивается банками, участвующими в программе докапитализации банковского сектора и принявшими на себя обязательства по расширению кредитования субъектов МСП. Задолженность по кредитам субъектам МСП на 1 января 2016 г составила 4,8 трлн руб., или 14,5 % от совокупного корпоративного кредитного портфеля банков. Объем кредитов МСП на 1 января 2016 г в годовом выражении сократился на 5,7 % (за 2014 г — на 0,8 %)16.
Для улучшения условий кредитования МСП Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года планируется обеспечить реализацию мер по следующим направлениям:
— реализация механизмов электронного документооборота при кредитовании МСП;
— расширение программ кредитования субъектов МСП, реализуемых кредитными организациями;
— разработка системы стандартов кредитования субъектов МСП;
— пересмотр коэффициентов аллокации капитала (взвешивания кредитов), относимых к кредитам, предоставляемым МСП17.
Характеризуя банковское кредитование субъектов МСП, нельзя не сказать и о том, что Банк России еще в 2001 г предпринял попытку включить в банковскую систему субъект, основная предпринимательская деятельность которого заключалась бы в микрофинансировании. Речь идет о небанковских кредитно-депозитных организациях (далее по тексту также — НДКО).
Инициатива Банка России по включению данного вида кредитных организаций в банковскую систему возникла не на пустом месте. С начала 1990-х гг. международные организации развития осознали, что микрокредитные организации в состоянии предлагать займы населению и субъектам МСП с низкими доходами, покрывая при этом свои расходы и повышая доступность банковских услуг. Это новое, амбициозное и комплексное видение привлекло внимание правительств, социальных инвесторов, банкиров и даже августейших особ18.
Проводимые в России социально-экономические мониторинги участников микрофинансового рынка выявили их потребности и возможности к созданию НДКО. В связи с этим Банк России путем введения в действие положения от 21 сентября 2011 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные
□ "О
16 Годовой отчет Банка России за 2015 год. С. 23, 25, 26 // URL: https://www.cbr.ru/publ/ Р God/ar_2015.pdf (дата обращения: 10.01.2016).
17 Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2016. № 24. Ст. 3549.
18 Литлфилд Э., Хелмс Б., Портеус Д. Финансовый охват 2015: четыре сценария будущего микрофинансирования // CGAP. 2006. № 39.
I m
П К
операции»19 создал возможность осуществления предпринимательской деятельности в статусе НДКО. В соответствии с п. 2.2.1 названного Положения НДКО могут осуществлять четыре банковские операции на основании лицензии Банка России:
1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
3) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (исключительно от своего имени и за свой счет);
4) выдача банковских гарантий.
Банковская деятельность НДКО влечет за собой возникновение рисков ликвидности, кредитного, процентного и валютного риска. Однако по сравнению с рисками, принимаемыми банками, НДКО находятся в более выгодном положении, поскольку у них отсутствуют риски, вытекающие из обслуживания банковских счетов юридических и физических лиц.
Вместе с тем анализ правового статуса НДКО показывает, что их банковская деятельность характеризуется большим количеством ограничений: НДКО не вправе привлекать денежные средства физических лиц во вклады и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, осуществлять расчеты по ним, заниматься инкассацией денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовым обслуживанием; покупать и продавать иностранную валюту в наличной форме; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Таким образом, статус НДКО характеризуется большим количеством запретительных норм. Преимущественно НДКО занимаются выдачей кредитов за счет собственных средств.
Закрепленный подобным образом правовой статус НДКО оказался малопривлекательным. В период с 2001 по 2016 гг. лишь 5 участников микрофинансового рынка воспользовались возможностью создания НДКО, однако впоследствии у 3 из них лицензия на право осуществления банковских операций была отозвана по решению Банка России, а у 2 аннулирована по ходатайству самой кредитной организации. В настоящее время, по данным официального сайта Банка России, в России не зарегистрировано ни одной кредитной организации в форме НДКО20.
Таким образом, опыт первых НДКО в банковской системе РФ выявил неготовность правового регулирования для ведения подобной предпринимательской деятельности. Существующий правовой статус НДКО, закрепивший ограниченность источников финансирования при ограниченности источников дохода, влечет за собой высокую финансовую уязвимость кредитных организаций такого вида и требует концептуального изменения. Учеными и практиками неоднократно вносились предложения об устранении недостатков нормативного правового акта Банка России21.
Вестник Банка России. 2001. № 60.
Полный список кредитных организаций по состоянию на 9 января 2017 г. см.: URL: https://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst (дата обращения: 10.01.2017).
См. Тарасенко О. А. Жизнеспособность российских небанковских депозитно-кре-дитных организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 5. С. 68—72.
19
20
™^ЕСТНИК
в Я УНИВЕРСИТЕТА
/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
89
К сожалению, Банк России, сумевший учредить данную структуру, в настоящее время игнорирует ее потребности, заставляя бизнес решать проблемы, а не поощряя его интерес к реализации серьезных социальных проектов. Эта проблема становится с каждым годом все более очевидной, уже сегодня бесспорно можно утверждать о фактическом провале кредитования МСП посредством НДКО.
Проблема нехватки финансовых ресурсов у кредитных организаций, недостаточное финансирование ими МСП, а также желание государства сохранить контроль над банковской системой приводит к необходимости наделения государственных корпораций функциями финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. «Проводником» государственной политики в этой сфере долгое время выступал Внешэкономбанк, который на основании п. 15 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О Банке развития» участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Меморандумом22 Внешэкономбанк предоставляет гарантии, поручительства и кредиты банкам и юридическим лицам, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства. Однако в финансовой поддержке в настоящее время нуждается сам Внешэкономбанк, который второй год демонстрирует убыточную деятельность23. Правительство РФ приняло решение докапи-тализировать Внешэкономбанк за счет средств Фонда национального благосостояния, что позволило обеспечить финансовую устойчивость24.
Этот и некоторые другие негативные факты25, а также создание специализированной Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса26 (далее — Корпорация МСП) повлекло за собой передачу 100 % акций АО «МСП-Банк» от Внешэкономбанка вновь созданной структуре. Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки.
Что касается деятельности «МСП-Банка», то она заключается в предоставлении финансовых продуктов, предоставляемых банкам-партнерам, организациям инфраструктуры поддержки.
22 Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 г. № 1007-р «Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"» // СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 4166.
23 Ручкина Г. Ф. Кредитные организации в инфраструктуре поддержки субъектов ма-
лого и среднего предпринимательства: правовое обеспечение в новых экономи-
ческих условиях // Банковское право. 2016. № 3. С. 7—15. □
Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и Р
социальной стабильности в 2015 году» // СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 866.
См., например: Большой скандал малого бизнеса: почему появились претензии к «дочке» ВЭБа // URL: http://www.rbc.ru/finances/27/12/2015/567d668b9a79478d4b Е
bd8b9e?from=detail (дата обращения: 11.01.2017).
Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. 2015. № 23. Ст. 3306.
П К
24
25
26
Итоги реализации программы «МСП-Банка» за весь период программы, по статистике официального сайта, выглядят следующим образом: доведено до 57 849 субъектов МСП 652 млрд руб. по средневзвешенной ставке 13,31 %, из которых 85 %—доля долгосрочных кредитов27. Цифры выглядят впечатляюще, однако, оценивая эту деятельность, Генеральная прокуратура РФ в декабре 2015 г. заявила, что в ходе проверки «МСП-Банка» было выявлено негативное влияние этой кредитной организации на развитие малого и среднего бизнеса: «МСП-Банк» создает преимущественные условия при выдаче кредитов ограниченному кругу субъектов, а организации-партнеры, фондирующиеся у «МСП-Банка», предоставляют кредиты предпринимателям по ставкам свыше 26 %. В свою очередь, сам «МСП-Банк» привлекает средства по 6,5 % у Банка России и 3,5—6,25 % — у Внешэкономбанка.
Можно добавить, что в 2014 г. Счетная палата РФ рекомендовала повысить эффективность работы «МСП-Банка». Результаты проверки показали, что усредненная итоговая ставка по кредитам, полученным малыми и средними предприятиями в рамках программы, была лишь незначительно выгоднее среднерыночного уровня, а доля «МСП-Банка» в поддержке малого и среднего предпринимательства на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства на 1 мая 2014 г. составляла около 1,5 %28.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что система поддержки кредитования МСП посредством государственных корпораций до сих пор находится в поиске своей лучшей модели. Предполагается, что для увеличения объемов кредитования МСП будет создана трехуровневая целевая модель оказания Внешэкономбанком гарантийной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства совместно с крупнейшими банками, а также многоканальная система продвижения гарантийных продуктов Внешэкономбанка. Будут реализованы целевые программы по предоставлению гарантий, поручительств и кредитной поддержки, в первую очередь по средним и крупным проектам субъектов МСП, с ориентацией на применение поточных технологий в массовом сегменте рынка, что позволит значительно повысить доступность кредитных ресурсов крупнейших кредитных организаций.
Заполнить нишу кредитования субъектов МСП помогают квазибанковские организации, т.е. организации, формально не входящие в банковскую систему Российской Федерации, но постоянно и на профессиональной основе осуществляющие экономические аналоги банковских операций кредитования и выдачи банковских гарантий, а также оказывающие иные финансовые услуги незначительного размера субъектам МСП. К данным организациям можно отнести:
— микрофинансовые организации;
— кредитные кооперативы.
На текущий момент микрофинансовая деятельность квазибанковских организаций находится в более выгодных условиях, нежели аналогичная деятельность формальных кредитных организаций. Они демонстрируют большую гибкость в подходах к оценке заемщика, что вызвано в том числе значительно менее жестким
27 URL: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/programm_realization (дата обращения: 11.01.2017).
28 Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. С. 59 // URL: http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d732 04a810a2889cfc43d6aae9.pdf (дата обращения: 11.01.2017).
регулированием. Квазибанковские организации более лояльны к заемщикам, поскольку в состоянии учесть слабо формализуемые факторы. Кроме того, микрофинансовые организации охотно кредитуют стартапы. Правда, с учетом небольших средних сроков займов это касается в основном проектов с очень высокой оборачиваемостью, например организаций торговли. Технологически сложные стартапы с относительно большими бюджетами рассчитывать на заем от микрофинансовых организаций не могут29.
Бурное развитие квазибанковских организаций и пересечение их интересов с интересами банков требует выработки комплексной политики в отношении данных субъектов кредитного рынка. При этом вопрос о регламентации той или иной операции квазибанковской организации должен решаться в зависимости от круга и масштаба данных операций, необходимости создания равных возможностей конкуренции в банковской сфере и защиты интересов заемщиков. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности и проблемы кредитования субъектов МСП в микрофинансовых организациях и кредитных кооперативах.
Привлечение заемных средств субъектами МСП
в микрофинансовых организациях
Правовая регламентация микрофинансирования в России не осуществлялась, пока 2 июля 2010г. не был принят Закон о микрофинансовой деятельности. С началом его работы в государственный реестр микрофинансовых организаций вошли различные коммерческие и некоммерческие организации, в своем большинстве осуществляющие программы поддержки предпринимательства. По состоянию на III квартал 2016 г. в государственный реестр микрофинансовых организаций включено 3 173 юридических лиц30.
Микрофинансовые организации имеют определенную целевую аудиторию. Значительная часть их клиентов — действующие микропредприятия, меньшая — среднее предпринимательство, стартапы, безработные и бедные слои населения. Это свидетельствует о том, что микрофинансирование в России открывает доступ к денежным ресурсам для предприятий и граждан, которые в силу разных причин не могут воспользоваться банковскими услугами.
В соответствии с Законом о микрофинансовой деятельности микрофинансовые организации осуществляют микрофинансирование, под которым понимается деятельность по предоставлению микрозаймов (п. 1 ч. 1 ст. 2). В свою очередь, п. 3 ч. 1 ст. 2 данного Закона содержит определение микрозайма, каковым является заем, предоставляемый заимодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед заимодавцем по основному долгу. При этом предельный размер обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перед микрофинансовыми компаниями установлен в сумме не более 3 млн руб., а физических лиц — не более 1 млн руб. Для микрокредитных компаний порог задолженности р
физических лиц не должен превышать 500 тыс. руб.
Ч
m
29 Картуесов А. Рост в обмен на качество // Эксперт. 2012. № 40.
30 URL: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_mfo_16-q3.pdf (дата обращения: 11.01.2017).
п
К к
s к
НАУКИ Ъ
Согласно рекомендации Организации Объединенных Наций максимальная сумма микрозайма не должна превышать 300 % ВВП на душу населения. Соответственно в разных странах показатели микрозайма разные31. В России в 2015 г. ВВП на душу населения составлял примерно 9 054 долл., 300 % — это приблизительно 27,2 тыс. долл. Средний курс доллара за 2015 г. — 60,66 руб.32 Соответственно в 2015 г. максимальный микрозаем составлял приблизительно 1 млн 650 тыс. руб. Отсюда можно сделать вывод, что порог российского микрозайма для физических лиц адекватен международной практике. Микрозаймы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выглядят превышающими рекомендуемые параметры, однако, принимая во внимания прогнозируемое в 2016 г. повышение ВВП на душу населения до 13 872 долл.33, волатильность курса (83,5913 руб. за 1 долл. США в пиковом значении 2016 г.), а также статус заемщиков, сумма в 3 млн руб. также является соразмерной.
Почти во всех странах, развивающих микрофинансирование, применяются определенные ограничения в отношении предоставления микрозаймов. Эти ограничения возникают в многообразных формах и в первую очередь являются средством ограничения концентрации риска. В России микрофинансовая организация также не вправе выдавать займы в иностранной валюте, в одностороннем порядке изменять размер процентных ставок и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, изменять комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами — индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, а с клиентами — физическими лицами в одностороннем порядке увеличивать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам микрозайма, сокращать срок их действия, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение по этим договорам. Кроме того, микрофинансовая организация не может применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему ей сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему ее о таком намерении не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма.
Помимо этого, микрофинансовая организация обязана:
1) предоставить лицу, подавшему заявление на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;
2) разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет;
3) проинформировать лицо, подавшее заявление на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора микрозайма,
31 Мамута М. Микрофинансирование следует спросу на кредиты, а не создает его // Микроfinance+.2010. № 11. С. 11.
32 URL: http://rdkurs.ru/dollar_euro_2015_god (дата обращения: 11.01.2017).
33 URL: http://wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(номинал)_на_душу_населе-ния (дата обращения: 11.01.2017).
о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;
4) гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков;
5) раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации;
6) проинформировать лицо, подавшее заявление в микрофинансовую организацию на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма о том, что данная микрофинансовая организация включена в государственный реестр микрофинансовых организаций, и по его требованию предоставить копию документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
7) соблюдать установленные экономические нормативы и др. Портфель микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями в
2015 г., показал тенденцию роста, увеличившись за год на 22,7 %. По данным исследования качества портфелей микрозаймов крупнейших микрофинансовых организаций в 2015 г., наблюдалось замедление темпов прироста просроченной задолженности при удовлетворительном уровне сформированных резервов на возможные потери по займам. В структуре портфеля микрозаймов на конец 2015 г. доля микрозаймов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, составила 32 %. В 2015 г. среднерыночные значения полной стоимости кредитов на рынке микрофинансирования в зависимости от категории потребительского займа находились в диапазоне от 23,3 до 686,1 % (по необеспеченным займам сроком до 1 месяца в сумме до 30 тыс. руб.). Высокие ставки отчасти объясняются необеспеченным характером микрозаймов, повышенным уровнем риска невозврата, а также более высокой долей операционных издержек в расчете на один микрозаем. За второе полугодие 2015 г. из-за роста конкуренции и требований по раскрытию информации в этой категории микрозаймов произошло снижение среднерыночного значения полной стоимости кредита на 74,8 процентного пункта в абсолютном выражении34.
Однако не все микрофинансовые организации предоставляют займы по столь высоким ставкам. Например, некоммерческие микрофинансовые организации, зарегистрированные в форме микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования35, имея доступ к государственным средствам, реинвестируют их в малый бизнес по более привлекательным ставкам (в среднем 10 % годовых), но они не станут закрывать глаза на некоторые недостатки финансового положения заемщика и потребуют от него полной обеспеченности займа. С осторожностью они кредитуют и стартапы, несмотря на то, что государство предусмотрело для них прио-
И
34 Годовой отчет Банка России за 2015 год. С. 33. Д
35 См.: указание Банка России от 20.02.2016 № 3964-У «О микрофинансовых организациях предпринимательского финансирования» // Вестник Банка России. 2016. № 50 ; Перечень микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования // URL: https://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_micro (дата обращения: 12.01.2017).
П К
ритетное направление — микрофинансирование начинающих предпринимателей. Как правило, такие микрофинансовые организации устанавливают минимальный срок ведения заемщиками предпринимательской деятельности, предшествующий подаче заявки на предоставление микрозайма (от 3 месяцев)36.
Микрофинансовый сектор все еще очень молод, его правовые основы находятся в стадии развития. На сегодняшней день России удалось сформировать первичное специализированное законодательство. Помимо этого, в целях защиты интересов заемщиков микрофинансовых организаций, повышения доверия к ним, снижения возможностей регуляторного арбитража, выравнивания конкуренции на финансовом рынке развивается и вторичное законодательство: с 2014 г за микрофинансовыми организациями закреплена обязанность предоставлять информацию в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй, с 2015 г. — обязанность по соблюдению отдельных экономических нормативов, а с 2016 г — обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка.
Кредитная кооперация как альтернативный источник привлечения
денежных средств субъектов МСП
Кредитные кооперативы по характеру своей деятельности являются наиболее близкими к банкам институтами. Мощным толчком для их развития стало принятие Закона о кредитной кооперации, где была учтена специфика всех видов кредитных кооперативов (за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов37), что позволило снять необходимость дальнейшего регулирования каждого вида кредитных кооперативов отдельным финансовым законом.
В соответствии с Законом о кредитной кооперации кредитный потребительский кооператив — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Он создается в организационно-правовой форме потребительского кооператива. Объединение в кредитный кооператив возможно по разным признакам. По территориальному — в гаражно-строительные кооперативы для постройки гаража недалеко от дома. По профессиональному — в жилищно-строительные кооперативы в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения паевых взносов. Особо законодатель выделяет такой вид кредитного кооператива, как кредитный кооператив граждан, членами которого могут быть исключительно физические лица. По состоянию на 10 января 2017 г. в го-
См., например, программу микрофинансирования некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса» // URL: http://credit-fond.ru/usloviya_predostavleniya_zaymov (дата обращения: 12.01.2016).
См.: Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
Ввиду значительного сходства деятельности сельскохозяйственных и кредитных потребительских кооперативов, а также учитывая ограниченные рамки исследования автор счел рациональным рассмотреть специфику деятельности кооперативов на примере кредитных потребительских кооперативов.
36
сударственный реестр кредитных потребительских кооперативов включено 6 290 организаций38.
Регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Кредитный кооператив обязан соблюдать 8 обязательных финансовых нормативов, предоставлять хотя бы в одно бюро кредитных историй имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй членов кредитного кооператива (пайщиков), которым предоставлены займы, а также обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы (за исключением кредитных кооперативов второго уровня).
Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи пайщиков путем:
1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств пайщиков и иных денежных средств в порядке, установленном Законом о кредитной кооперации и уставом кредитного кооператива;
2) размещения указанных выше денежных средств путем предоставления займов пайщикам для удовлетворения их финансовых потребностей;
3) осуществления иной деятельности, при условии, если она служит достижению целей, ради которых создан кредитный кооператив, соответствует этим целям и предусмотрена уставом кредитного кооператива.
Из адекватного толкования процитированной нормы следует, что основная деятельность кредитного кооператива не является предпринимательской, поскольку она направлена на организацию финансовой взаимопомощи пайщиков, а не на извлечение прибыли. При условии соответствия этой цели и в случае, если это предусмотрено уставом, кредитный кооператив имеет право осуществления предпринимательской деятельности.
Размещение паевых взносов, переданных в собственность кредитного кооператива, и привлеченных денежных средств осуществляется путем предоставления денежных средств своим членам для удовлетворения их финансовых потребностей. Финансовые потребности, по своей сути, — это потребности членов кооператива в денежных средствах. Поскольку основной целью деятельности кредитного кооператива является оказание финансовой взаимопомощи, то размещать денежные средства кооператив вправе только среди своих членов. На примере апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 17.04.2012 по делу № 33-5280-1239 можно проиллюстрировать, что деятельность кредитного кооператива по предоставлению денежных средств с фиксированной ставкой лицам, не являющимся членами кредитного кооператива, по существу, является предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, что нарушает Закон о кредитной кооперации, согласно которому деятельность кооператива, направленная на извлечение прибыли за счет физических лиц, являющихся членами кооператива, не допускается, а такая же деятельность по от- р ношению к физическим лицам, не являющимися членами кооператива, прямо запрещена.
m
П
38 URL: https://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_micro (дата обращения: 12.01.2017).
39 Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
П П
° К
НАУПИ Ъ
Размещение денежных средств осуществляется путем предоставления денежных средств своим членам на основании договора займа, который в обязательном порядке заключается в письменной форме. Особенностью процентной политики кредитных кооперативов является максимальная приближенность номинальной процентной ставки по займам к эффективной. Совокупный портфель займов, выданных кредитными кооперативами, по состоянию на начало 2015 г. оценивался в 50 млрд руб. По результатам 2015 г. портфель займов кредитных кооперативов, так же как и микрофинансовых организаций, вырос на 10 % и составил 55 млрд руб.
Действующее в России правовое поле позволяет кредитным кооперативам осуществлять деятельность по представлению денежных займов за счет собственных и привлеченных денежных средств в статусе некоммерческих организаций, что накладывает на нее определенные ограничения в отношении цели и круга участников. Кредитная деятельность кредитных кооперативов носит внутрикорпоративный характер, т.е. осуществляется только в отношении членов кредитного кооператива и имеет своей целью в первую очередь не извлечение прибыли, а удовлетворение финансовых потребностей членов кооператива. В связи с этим привлечение субъектами МСП денежных средств в кредитных кооперативах обременено дополнительными сложностями: предприниматель должен, во-первых, вступить в члены кредитного кооператива (оплатив членский внос); во-вторых, дождаться решения о предоставлении кредита.
Вместе с тем кредитные кооперативы могут предложить своим пайщикам — субъектам МСП — разнообразные виды займов, гибкие схемы выплат и удобные способы обеспечения40.
Для устранения незавершенности институционального построения системы кредитной кооперации автор полагает целесообразным:
1. Рассмотреть возможность упрощенной трансформации кредитных кооперативов второго уровня в кредитные банки с установлением дифференцированного минимального размера уставного капитала кооперативного банка.
2. Гармонизировать законодательство о деятельности кредитных и сельскохозяйственных кооперативов, которое продолжает формироваться разнонаправленно, несмотря на сходство деятельности и общие проблемы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Брагинский М. И. Витрянский В. В. Договорное право. — М. : Статут, 2006. — Кн. 5. — Т. 1.
2. Ефимова Л. Г. Банковское право. — М. : Статут, 2010. — Т. 1.
3. Литлфилд Э, ХелмсБ., ПортеусД. Финансовый охват 2015: четыре сценария будущего микрофинансирования // CGAR — 2006. — № 39.
4 Картуесов А. Рост в обмен на качество // Эксперт. — 2012. — № 40.
Кутенков В. В. Правовое регулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 166.
97
5. Кредитные организации в России: правовой аспект / О. А. Беляев, А. А. Вишневский, Л. Г. Ефимова [и др.] / под ред. Е. А. Павлодского. — М. : Волтерс Клувер, 2006.
6. Кутенков В. В. Правовое регулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2010.
7. Мамута М. Микрофинансирование следует спросу на кредиты, а не создает его // МикроАпапсе+. — 2010. — № 11.
8. Носкова Е. Кассир не нужен // Российская бизнес-газета. — 05.02.2013.
9. Ручкина Г. Ф. Кредитные организации в инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: правовое обеспечение в новых экономических условиях // Банковское право. — 2016. — № 3.
10. Тарасенко О. А. Жизнеспособность российских небанковских депозитно-кре-дитных организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2010. — № 5.
11. Шпынова А. И. Кредитование малых и средних предприятий: российский и зарубежный опыт. — М., 2009. — С. 21.
В