Научная статья на тему 'Государственная коррупция в органах власти республики Северная Осетия – Алания'

Государственная коррупция в органах власти республики Северная Осетия – Алания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
583
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЧИНОВНИК / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / БЮРОКРАТИЯ / ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / MODERNIZATION / OFFICIAL / TRANSITION PERIOD / BUREAUCRACY / TOTALITARIAN REGIME / ECONOMIC INSTABILITY / CIVIL SOCIETY / DEMOCRACY / TRADITIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзуцев Хасан Владимирович

Статья написана по материалам социологического исследования «Государственная коррупция в органах власти РСО-А СКФО РФ», проведенного летом 2010 г. Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дзуцев Хасан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is based on sociological research on the topic: «The state of corruption in the government of North Ossetia, North Caucasus Federal District of the Russian Federation», carried out in the summer of 2010 by the North Ossetian Centre of Social Research ISPR RAS together with the North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies named after V.I. Abaev.

Текст научной работы на тему «Государственная коррупция в органах власти республики Северная Осетия – Алания»

Хасан ДЗУЦЕВ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Статья написана по материалам социологического исследования «Государственная коррупция в органах власти РСО-А СКФО РФ», проведенного летом 2010 г. Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований им. В .И. Абаева.

This article is based on sociological research on the topic: «The state of corruption in the government of North Ossetia, North Caucasus Federal District of the Russian Federation», carried out in the summer of 2010 by the North Ossetian Centre of Social Research of ISPR RAS together with the North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies named after V.I. Abaev.

Ключевые слова:

модернизация, чиновник, переходный период, бюрократия, тоталитарный режим, экономическая нестабильность, гражданское общество, демократия, традиционное общество; modernization, official, transition period, bureaucracy, totalitarian regime, economic instability, civil society, democracy, traditional society.

ДЗУЦЕВ

Хасан

Владимирович — д.соц.н., руководитель Северо-Осетинского центра социальных исследований ИСПИ РАН, заведующий отделом СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН khаsаn_dzutsev@ mail.ru

В данной работе речь идет преимущественно о государственной коррупции, в которой одной из участвующих сторон всегда является лицо, которое либо состоит на государственной службе, либо наделено некоторыми полномочиями в результате делегирования ему власти избирателями или каким либо иным образом. Государственная коррупция существует постольку, по -скольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. Причины коррупции на Северном Кавказе отчасти можно объяс -нить существованием здесь традиционных обществ, которые, как известно, более устойчивы при сельском укладе жизни. Известно, что в некоторых республиках СКФО сельское население составляет 60%. Исключение или хотя бы снижение коррупционного фона на Северном Кавказе возможно, как нам представляется, при замене традиционных обществ, характеризующихся превалированием кол -лективных, групповых стереотипов поведения, на индустриальные социальные системы с преобладанием личных интересов большин -ства людей. Проконтролировать систему коррупции и ее масштабы по разным ведомствам и министерствам практически невозможно, несмотря на то что созданы различные комитеты, призванные со -блюдать интересы государства.

Северо Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с отделом социологических исследований и по -литологического мониторинга Северо - Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева и ка -федрой социологии политических и социальных процессов Северо -Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова летом 2010 г. было проведено социологическое исследова -ние «Государственная коррупция в органах власти Республики Северная Осетия — Алания Северо - Кавказского федерального округа Российской Федерации». В массовом опросе приняли уча -стие 600 жителей республики. Для полноценной реализации це -лей и задач исследования в каждом районе республики (всего 8) и в г. Владикавказе (4 муниципальных образования) был проведен репрезентативный опрос жителей. Выборка — территориальная, стратифицированная по типам населенных пунктов (в районах), маршрутная, квотная по социально демографическим признакам.

Также был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 35 чел. Для экс -пертного опроса был создан гайд, в основу которого легла структура анкеты для мас сового опроса.

Несмотря на принимаемые меры, кор рупция в стране серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразова ний и повышению эффективности на циональной экономики. Она вызывает в российском обществе серьезную тревогу, порождает недоверие к государственным институтам и, создавая негативный имидж России на международной арене, право мерно рассматривается как одна из угроз безопасности РФ. Президентский указ

о противодействии коррупции от 19 мая 2008 г., а также Национальный план проти -водействия коррупции, принятый 31 июля 2008 г., почти не отразились на обществен -ном мнении россиян. В ходе нашего со циологического исследования на вопрос: «Возможно ли в Российской Федерации реальное претворение Национального плана противодействия коррупции?»

— 53,5% опрошенных ответили: «Нет, в нашей стране вести борьбу с коррупцией нереально». Однако среди респондентов оказались и оптимистично настроенные. Они убеждены, что противодействовать коррупции в нашей стране возможно при соблюдении определенных условий. Их варианты ответов: «Да, возможно, если в это будут вовлечены все слои населения» (12,3%), «Да, если президент будет настойчив и последователен в этом вопросе» (11,7%). И всего 2,3% опрошенных не сомневаются в том, что реальное претво рение Национального плана противодей ствия коррупции в России возможно.

По мнению экспертов, искоренить кор рупцию в республике будет чрезвычайно сложно, потому что ею пронизаны все слои государственных органов власти. И хотя на словах все чиновники поддержи вают идею борьбы с коррупцией, на прак тике она так и остается на уровне идеи.

Респонденты отмечают высокий уровень коррумпированности одного из главных ведомств РФ, созданного для расследо вания нарушений федеральных законов,

— Генеральной прокуратуры РФ и подчи -ненных ей структур в регионах. Однако в обществе складывается убеждение: предо ставленные прокуратуре полномочия в

РФ реализуются не в полной мере. Уже тот факт, что всего 19,6% опрошенных от -ветили, что вступали в какие -либо отно -шения с прокуратурой РСО -А, говорит о том, сколь незначительно влияние на со -циум этого государственного органа при существующем правовом беспорядке и сколь невысока степень доверия граждан к нему.

Прокуратура — это система органов, предназначенных для публичного пре следования по уголовным делам. В ее компетенцию входит возбуждение, веде ние уголовных дел, поддержание обвине ния в суде от имени государства, а также осуществление надзора за деятельностью судебных органов, за исполнением приго воров и соблюдением законности при от бывании осужденными срока наказания. На вопрос нашей анкеты: «Соответствует ли деятельность Прокуратуры РСО -А дан -ному определению», — более половины респондентов ответили «нет» (57,8%), четверть опрошенных высказали диаме трально противоположную точку зрения (24,8%), а остальные (17,4%) затруднились ответить. По мнению экспертов, в настоящее время вертикаль власти не сра батывает, никто никому не подчиняется, законы не исполняются.

Для уточнения предыдущего вопроса о деятельности прокуратуры в анкету был включен вопрос: «Чувствуете ли вы себя защищенным благодаря деятельности Прокуратуры РСО -А?» Подавляющее большинство опрошенных (61,6%) дали отрицательный ответ, и только пятая часть (21,8%) — «да». По данному вопросу про -куратура не набирает легитимный про -цент — 25,0%. Затруднились ответить 16,6% опрошенных. То, что подавляющее большинство не чувствует себя защищен ным данной структурой, прежде всего, обусловлено недостаточной информиро ванностью общества о работе ведомства, а также халатным, как считают респон денты, отношением этой структуры к своим обязанностям. Ощутимых результа -тов ее деятельности практически не видно

— уровень мздоимства неумолимо ползет вверх. Респонденты также ответили на вопрос о причинах отсутствия защищен ности интересов гражданского общества (см. табл. 1).

В настоящее время коррупция явля ется привычной составляющей для всех социальных слоев нашего общества.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос анкеты: «Если деятельность Прокуратуры РСО-А не обеспечивает вашу защищенность, в чем вы видите основные причины этого?»*

Вариант ответа Доля выбравших данный вариант, %

Во взяточничестве (коррупции) отдельных сотрудников прокуратуры 52,6

В низком уровне профессионализма сотрудников прокуратуры 31,5

В отсутствии достаточного контроля за деятельностью прокуратуры со стороны государства 28,5

Прокуратура — один из элементов развитой и укоренившейся коррумпированной системы 17,2

В низкой правовой культуре сотрудников прокуратуры 13,5

В недостаточном уровне материально - технической обеспеченности прокуратуры 12,0

В низкой правовой культуре населения республики 6,0

В низком уровне трудовых доходов сотрудников прокуратуры 5,2

Затрудняюсь ответить 3,7

* Так как каждый респондент имел возможность выбрать несколько вариантов ответа, общая сумма составляет более 100%.

Коррупции подвержены все структуры государственного аппарата, ею пронизана наша повседневная жизнь. По результатам представленного исследования, подавля ющее большинство опрошенных (87,5%) считают, что власть используется в основ ном для личного обогащения, и лишь 12,5% все еще продолжают верить в чест -ность власти и в ее искреннее намерение улучшить жизнь граждан своей страны.

Почему чиновники коррумпированы? По мнению экспертов, в России уже давно утвердилась порочная практика заниже ния заработной платы — может, не для всех, но, во всяком случае, для многих. Заработная плата должна компенсировать затраченные человеком усилия, а денеж ное вознаграждение в 3, 5, 10 тыс. руб. никак не может, по мнению экспертов, га рантировать это. Эксперты уверены также в том, что чиновник не должен получать во много раз больше, чем, например, на учный работник или школьный учитель.

По мнению одного из экспертов, на современном этапе механизмы захвата собственности чиновниками действуют следующим образом. Есть какая -то муни -ципальная собственность, муниципаль ное или республиканское унитарное пред -приятие. Уже известно, что это унитарное предприятие готовится к приватизации, но, тем не менее, из бюджета выделяются деньги для покупки для него какого то до полнительного имущества. На эти деньги

приобретаются новое оборудование, новые машины и т. д. А через некоторое время предприятие либо банкротится, либо выставляется на торги. Возможен и другой вариант: сначала оно выкупается государством, а потом уже часть акций выставляется на продажу. Акции скупа ются своими же чиновниками, которые, по сути, за счет государства приобретают себе бизнес.

Ответы на вопрос о распространении коррупции в органах государственной власти, заданный в ходе массового опроса, приводятся в табл. 2.

Коррупция в администрациях местного самоуправления приобретает такие мас -штабы, что народ о главах АМС начал сочинять анекдоты, давать им прозвища: мэр Ворович, Мэену (с осетинского «швы у» — «мое»). Что ни ресторан, магазин, новая стройка в престижном районе — все принадлежит мэрам, их заместителям, главам районов, их родственникам и т.д.

Правоохранительные структуры играют важную роль в функционировании со временного общества, особенно в период глубоких и длительных социальных транс -формаций. В сознании населения образ милиционера, сложившийся в советский период, приобрел значительный объем негативных характеристик. За последние годы резко усилилась критика действий органов внутренних дел в СМИ. Полиция сама увеличила пропасть между собой

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Насколько распространена коррупция в различных институтах общества?», %

государственные структуры Очень сильно В значительной мере Не очень распространена Совсем не распространена ь с ув тао (П Отказ

В крупных российских государственных корпорациях на территории РСО -А 12,5 56,2 18,7 0,0 12,5 0,0

В судах и юридической системе РСО -А 18,7 62,5 12,5 0,0 6,2 0,0

В Вооруженных силах РФ 6,2 37,5 31,2 0,0 25,0 0,0

В правительстве РСО -А 62,5 12,5 0,0 0,0 25,0 0,0

В полиции, правоохранительных органах РСО-А 68,7 31,2 0,0 0,0 0,0 0,0

В медицинских учреждениях РСО -А 37,5 56,2 6,2 0,0 0,0 0,0

В администрации г. Владикавказа и МО 25,0 62,5 12,5 0,0 0,0 0,0

В университетах и других высших учебных заведениях РСО -А 52,5 31,2 0,0 0,0 6,2 0,0

В парламенте РСО -А 18,7 75,0 0,0 0,0 6,2 0,0

В начальной и средней школах РСО -А 0,0 31,2 31,2 12,5 25,0 0,0

и теми, кого она призвана защищать. К Примеру, во Владикавказе любой райотдел полиции огорожен металлическим забо -ром. На входе гражданина встречает со -трудник и через решетку спрашивает: «Вы или (чаще) ты к кому?» О каком контакте с правоохранительными органами вообще можно говорить при таком их отношении к остальному миру?! Худшей ситуации и быть не может.

41,3% респондентов ответили, что они полностью не доверяют республиканской полиции. Более четверти респондентов скорее не доверяют, чем доверяют (26,3%). Таким образом, республиканской полиции не доверяют 67,6% граждан. Затруднились ответить 8,5% респондентов.

Коррупционный фон в РСО -А начал меняться после избрания первого пре зидента (1994 г.), но начиная с 1998 г. его можно характеризовать как опасное соци альное явление. Произошли необратимые процессы: мздоимство распространилось тотально. Рассчитывать сейчас на то, что «снизу» будет обеспечена борьба с кор -рупцией, наивно. 68,7% респондентов считают, что в ближайшие несколько лет руководство страны не сумеет уменьшить уровень коррупции и взяточничества,

25,0% — что сумеет, 6,2% респондентов за -труднились ответить

По мнению экспертов, если прези -дент В. Путин победит коррупцию в РФ, то его имя останется в истории как имя карфагенского полководца Ганнибала, победившего коррупцию у себя в стране. Однако эксперты подозревают, что планы по борьбе с коррупцией — это всего лишь очередная пиар акция для увеличения рейтинга политических фигур.

В обществе существует мнение: в ходе избирательных кампаний на общероссий ских выборах уровень коррупции и зло -употреблений очень высок. Когда гово рят о коррупции в ходе избирательных кампаний, имеется в виду использование административного ресурса, подкуп из бирателей, подтасовка результатов и т.п. Крайне высокий уровень коррупции на общероссийских выборах (в Госдуму или президентских) отметили 18,7% респон -дентов, довольно высокий — 56,2%, не очень высокий — 12,5%. Затруднились от -ветить 12,5% респондентов. То есть, 74,9% опрошенных отмечают высокий уровень коррупции во время избирательных кам -паний.

Что касается местных выборов, то по -

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы преступлением следующие коррупционные действия, которые приходится совершать в РСО-А?», %

Коррупционные действия Абсолютно всегда является преступлением Как правило, является преступлением Редко является преступлением Никогда не является преступлением Затр. ответить

Брать взятку при исполнении своих должностных обязанностей 87,5 12,5 0,0 0,0 0,0

Платить работникам зарплату «в конвертах», без ведомости, чтобы не платить налоги 12,5 57,3 12,5 0,0 17,7

Брать на работу друзей или родственников, не учитывая уровень их квалификации 6,2 50,0 43,8 0,0 0,0

Давать и принимать дорогие подарки в обмен на услуги, благожелательное отношение или лояльность 18,7 31,3 37,5 12,5 0,0

Давать взятку за поступление в вуз 31,2 57,3 12,5 0,0 6,2

Давать взятку сотруднику автоинспекции, чтобы избежать проблем, если вас остановили на дороге 37,5 50,0 6,2 0,0 6,3

ловина респондентов отметили довольно высокий уровень коррупции, четверть — не очень высокий, 12,5% респондентов убеждены, что уровень коррупции и зло -употреблений очень высок, 12,5% затруднились ответить.

В ходе массового опроса выяснялось от -ношение респондентов к тому, считать ли преступлением ту или иную практику со -циальных взаимоотношений в республике (см. табл. 3).

Многие респонденты отметили неудо -влетворительный уровень работы право -охранительных органов, связывая его с низким уровнем подготовки специали стов, непрофессионализмом. В СССР во всех вузах насчитывалось 42 юридических факультета на 250—280 млн чел., а сейчас на 143 млн населения РФ приходится

1 156 подобных факультетов. При чис -ленности населения в 250—280 млн чел. в СССР функционировало 600 вузов, а сей час в РФ их насчитывается около 3 000. За 200 у.е. платный юридический вуз не может дать профессиональное юриди ческое образование. Поэтому уровень подготовки офицеров МВД с высшим об -разованием весьма низок. Частные вузы стали завуалированной формой торговли государственными дипломами. Если судить по числу выдаваемых дипломов, специалистов у нас более чем достаточно, но по -настоящему грамотных людей,

увы, катастрофически не хватает во всех сферах деятельности, в т.ч. и в структурах МВД.

В любом регионе социальная защищен ность граждан входит в компетенцию орга -нов силовых структур и является важным фактором как физической защищенности самой личности, так и защиты ее соб -ственности. Между тем, как показали ма териалы массового опроса, только 21,8% граждан чувствуют себя защищенными благодаря деятельности полиции РСО -А, а у большинства респондентов (66,9%) такого ощущения нет. Затруднились от ветить 11,3%. На вопрос: «Если, на ваш взгляд, деятельность полиции РСО А не обеспечивает вашу защищенность, в чем вы видите основные причины этого?» — более половины опрошенных ответили: «коррумпированность отдельных сотрудников полиции»; треть — «отсутствие до -статочного контроля деятельности этой структуры со стороны государства». Далее следует ответ: «низкий уровень профес сионализма полицейских» (26,3%). 21,0% опрошенных считают, что полиция — один из элементов развитой и укоренившейся коррумпированной системы. Далее сле -дуют варианты ответов: «недостаточный уровень материально технической обе спеченности полиции» (18,0%), «низкая правовая культура работников полиции» (16,5%), «низкий уровень трудовых до

ходов полицейских» (12,0%), «низкая правовая культура населения республики» (8,2%). Затруднились ответить 6,0% ре спондентов.

Эксперты, в свою очередь, убеждены в том, что полиция будет обеспечивать нашу защищенность только тогда, когда современные технологии заменят устарев шие, а часть генералов будет отправлена на заслуженный отдых.

В ходе исследования выяснялось отно шение респондентов к судебной власти. Многие граждане не считают существую щую в нашей стране судебную систему независимой. Многие не склонны обра щаться в суд по причине непомерных не официальных расходов. Они не рассчиты вают на справедливое рассмотрение дела, потому что суды принимают сторону того, кто им больше заплатит. По результатам опроса подавляющее большинство ре -спондентов (72,9%) ни в какие отношения с судебной системой нашей республики не вступали, что обусловлено недоверием к ней граждан.

Большинство респондентов (64,6%) не чувствуют себя защищенными благодаря деятельности судов РСО А. По мнению эксперта, судебная система должна быть независимой, чтобы быть объективной и действительно защищать права граждан. Однако судьи находятся под администра тивным контролем властей, испытывают давление исполнительной власти, в то же время находятся вне поля общественной критики, вне правового поля.

На вопрос анкеты: «Если деятельность судов РСО А не обеспечивает вашу за щищенность, в чем вы видите основные причины этого?» — почти половина ре -спондентов указали в качестве главной причины на взяточничество отдельных сотрудников судебных органов (48,8%), треть респондентов выделили отсутствие достаточного контроля за деятельностью судов со стороны государства (30,8%). Далее следует проблема низкого уровня профессионализма сотрудников судебных органов (27,8%). Пятая часть населения считает суд одним из элементов развитой и укоренившейся коррупционной системы (20,3%). Затем следуют другие варианты ответов: «в низком уровне трудовых до ходов сотрудников судебных органов» (15,0%), «в низкой правовой культуре работников судебных органов» (14,2%), «в низкой правовой культуре населения

республики» (13,5%), «в недостаточном уровне материально -технической обеспе -ченности судов» (6,7%). Затруднились от -ветить 5,2% респондентов.

Граждане убеждены в том, что не за -щищены судом или защищены в недоста точной степени, потому что суды являют собой тот же административный ресурс, инструмент подавления, тем более в на -циональных республиках. Рядовому граж данину трудно выиграть дело, если его противником будет представитель власти. Новая власть реформирует судебную си стему, судьям увеличили зарплату с расче том на то, что они перестанут брать взятки. Но с ростом зарплат выросли и взятки, по -тому что они уже не хотят рисковать из - за малого. По закону судья абсолютно неза -висим, но фактически полностью зависит от своего начальства.

Большое внимание в ходе социоло -гического исследования было уделено представлению руководителей малых предприятий о коррупции. Малый бизнес стал развиваться в РСО А с конца 80 х гг. в виде кооперативов и был ориентирован на поднятие экономической активности граждан. Сегодня в республике образ ру -ководителя малого бизнеса ассоциируется исключительно с торговлей. На Кавказе в условиях переходной фазы экономики, в отсутствие рыночной инфраструктуры, вследствие относительно низкого уровня денежных накоплений и практического опыта такая сфера малого бизнеса, как производство продукции, не играет боль шой роли и не является двигателем эконо мического прогресса.

Нестабильное законодательство в эко номической и правовой сферах форми рует скорее пессимистическое отношение предпринимателей к происходящим в республике экономическим переменам. Переход к рыночной системе хозяйство -вания породил не только новый социаль -ный слой бизнесменов, но и устойчивые системы, по сути, криминализированных экономических отношений. Руководители малых предприятий в РСО А убеждены в том, что успех возможен только там, где есть сращивание капитала с властными структурами, которые выступают своего рода гарантией получения различных льгот, а нередко и защищают от справед ливого наказания. Финансовую сторону своего дела многие руководители малого бизнеса считают ненадежной, связанной с

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «В какой степени мешают развитию бизнеса в вашем регионе следующие действия властей?», %

Действия властей Очень мешает Умеренно мешает Практически не мешает

Плохая защита прав частной собственности 39,8 28,0 32,3

Излишний контроль 36,1 43,3 20,6

Руководство частным бизнесом чиновниками и их родственниками 32,3 36,6 31,2

Излишнее лицензирование 30,9 40,4 28,7

Создание налоговых и иных льгот отдельным фирмам 28,3 33,7 38,0

Участие чиновников в борьбе за собственность 26,0 38,5 35,4

Плохая работа арбитражных судов 25,6 35,6 38,9

Навязывание чиновниками своих людей на работу 25,0 37,0 38,0

Плохая работа судов общей юрисдикции 23,1 27,5 49,5

Органы власти навязывают свое покровительство 23,1 37,4 39,6

Давление, чтобы заставить выбрать нужных поставщиков или заказчиков 22,0 24,2 53,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Просьбы о взносах в фонды, создаваемые властями 20,2 39,4 40,4

Подчинение властей крупному частному бизнесу в регионе 20,0 42,2 37,8

Протекционизм по отношению к «своим» и подконтрольным фирмам 19,3 31,8 48,9

Создание искусственных монополий для «своих» фирм 18,9 37,8 43,3

Участие чиновников в управлении компаниями 15,1 41,9 43,0

Борьба органов власти за блокирующие или контрольные пакеты акций 13,6 34,1 52,3

Участие в искусственных банкротствах 13,5 32,6 53,9

Другое 30,8 26,9 42,3

ежедневным коммерческим риском и кор -рупцией на всех уровнях. На этом фоне в РСО -А наблюдается тенденция к сниже -нию общего числа малых предприятий. Среди причин, мешающих развитию биз -неса, необходимо отметить давление ад -министративного ресурса, большое число различных проверок и контролирующих инстанций, которые, в свою очередь, также сталкиваются с высоким уровнем коррумпированности вышестоящих кон тролирующих органов. Декларирование властью защиты малого бизнеса от до могательств контролирующих органов на деле так и остается декларацией.

К сожалению, государственная политика в области развития малого и среднего пред принимательства не стала приоритетом экономической политики РФ, несмотря на

огромный природный и человеческий по тенциал, особенно на Северном Кавказе, где основная масса людей обнаруживает завидную пассионарность, стремление к обновлению и развитию, к тому чтобы в глазах общества выглядеть состоятельным и самодостаточным человеком.

Руководители малых предприятий, по мимо общих для всех жителей республики проблем с коррупцией, вынуждены стал киваться с ней еще и по роду своей дея тельности. Чаще всего это происходит при необходимости защиты бизнеса от пося гательств как со стороны власти (39,1%), контролирующих органов (34,4%), так и конкурентов (35,5%). Почти половина опрошенных (44,6%) предпринимателей до 10% ежемесячного оборота вынуждены тратить на взятки и иные формы стимули

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Не могли бы вы оценить, во сколько вам обошлось решение проблемы в процентах от месячного оборота вашей фирмы?»

рования деятельности должностных лиц. Еще 16,1% респондентов — от 10% до 20%; 12,5 % респондентов — 20—30% оборота. Свыше 14% бизнесменов расходуют на обозначенные цели более 50% суммы еже месячного оборота (см. табл. 4).

Согласно данным опроса, только 15,3% респондентов никогда не занимались мате -риальным стимулированием какого -либо должностного лица. Четверть опрошен ных предпринимателей (24,1%) исполь -зовали взятку для смягчения требований проверок контролирующих органов. Таких органов много, и проверки они осущест вляют с определенной периодичностью, но не реже 1 раза в год. Пятая часть пред принимателей подкупали чиновников для преодоления административных барьеров при открытии своего дела. Это, как пра -вило, разовое и, по мнению опрошенных, неизбежное мероприятие.

Величина взятки зависит от целей под -купа. Чаще всего она колеблется в преде -лах от 1 до 10% месячного оборота фирмы (см. рис. 1). Чаще всего представителям малого бизнеса приходится решать свои проблемы на местном или республикан ском уровнях в исполнительной ветви власти, а именно в фискальном или фи нансовом органах. Следовательно, сюда и стекаются основные первичные потоки взяток. Предприниматели в большин стве своем очень хорошо понимают при роду коррупции, ее тлетворное влияние на самые разные стороны общественной жизни, в частности — на их бизнес, на их детей. Но взятка становится для них

необходимым и действенным механиз -мом достижения цели. 38% опрошен -ных предпринимателей твердо уверены в том, что нет другого пути, кроме как через подкуп и взятку. 16% бизнесменов полагают, что при определенных допол -нительных усилиях можно обойтись без взяток, но эти дополнительные усилия могут быть дороже, чем взятка. Еще 26% опрошенных понимают, что упущенное время может принести большие потери, чем сумма взятки. Рассуждения предпринимателей не лишены основания

— размеры взяток рассчитаны таким об -разом, чтобы платить их было выгоднее, чем не платить.

Коррупция не является специфической особенностью России. Просто страна на -ходится на первоначальной стадии нако -пления капитала. Старая государственная машина сломана, а новая еще не создана. Поэтому масштабы коррупции здесь более значительные, чем на Западе. Коррупция

— лишь отчасти моральное явление. Она по своей сути — явление экономическое, связанное с диспропорциями в распреде -лении прибавочного продукта. Там, где норма прибыли примерно равная, кор рупции, в принципе, нет (или масштабы ее незначительны). Бюрократ считает, что за подпись должен получить ту же норму прибыли, которую получает предпри -ниматель, капиталист. Если его зарплата ниже среднего дохода капиталиста, то он старается это возместить. Вот к таким вы -водам приводят материалы нашего социо -логического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.