УДК 316.3 © 2015 г.
Х.В. Дзуцев, К.В. Гокоева
СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дзуцев Хасан Владимирович - доктор социологических наук, профессор, директор Северо-Осетинского центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, г. Владикавказ, e-mail: [email protected]
Гокоева Ксения Викторовна - помощник главы Республики Северная Осетия - Алания Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации, г. Владикавказ, e-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья написана по материалам этносоцио-логических исследований на тему «Общественное мнение о роли СМИ в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации», проведенного в январе-феврале 2012 года СевероОсетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с кафедрой социологии и социальных процессов Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова.
Ключевые слова: общество, массовая информация, профессиональная подготовка, физиологические потребности, традиции, общественное мнение, национально-культурные особенности, Интернет, социально-политическая ситуация, ангажированность, необъективность, житейская информация, аудитория, достоверность, искажение картины событий, аристократия, модульный человек, аристократия, модульный человек.
Одной из задач нашего исследования была оценка роли СМИ в обществе. Если говорить о региональных СМИ, то можно констатировать довольно низкое качество предоставляемой ими информации. Как представляется, тому есть несколько причин: отсутствие свободы слова; слабая профессиональная подготовка журналистов; несоблюдение закона о средствах массовой информации, права журналистов часто нарушаются, нередко их подкупают и т. п.
В современном мире существуют четыре вида средств массовой информации: телевидение, радио, печать и Интернет, из них большинству населения доступны только три. Сегодня в средствах массовой информации доминируют некомпетентность, безнравственность, непрофессионализм [1]. Если журналист не может объяснять те или иные явления политической жизни, как же он может быть рупором в выражении просвещенного общественного мнения? До достижения журналистами уровня Кембриджа и других университетов с их многовековой историей, огромным опытом и традициями предстоит пройти долгий путь.
Политическая элита, население - как в центре, так и на местах -верят в возможность эффективного влияния на общественное мнение с помощью СМИ. Многие верят и в то, что СМИ могут служить объективным источником информации. Но, как показывает практика, СМИ нередко избирательно относятся к фактам или представляют неполную информацию, формируя искаженную картину событий.
На Северном Кавказе на формирование общественного мнения, помимо СМИ, оказывают большое влияние традиции, люди больше руководствуется не новой информацией, а прошлым опытом. Конкретные действия они находят правильными и единственно верными потому, что так было заведено с давних пор. При этом имеют значение не только национально-культурные особенности и история того или иного общества, уровень его экономического, социального и технологического развития, но и актуальная социально-политическая ситуация [2].
Для полноценной реализации целей и задач исследования в каждой республике в январе-феврале 2012 г. был проведен репрезентативный опрос жителей. Целесообразный объем выборки в каждой республике составил 500 респондентов и 5 экспертов. Общий объем выборки для семи республик составил 3500 респондентов (из них 50 % - коренное население и 50 % - русские и русскоязычные) и 35 экспертов соответственно. Математическая погрешность такой выборки не превышает 1,4 %, т. е. обеспечивает надежную репрезентативность для каждого обследуемого субъекта Российской Федерации. Для проведения опро-
са в каждой республике выборка строилась как территориальная, стратифицированная по типам населенных пунктов, маршрутная, квотная по социально-демографическим и национальным признакам. Конкретные параметры выборки, построенные на основании данных государственной статистики по каждой республике, приведены ниже.
Чтобы узнать, какими источниками информации пользуются жители региона, в анкету мы включили вопрос «Скажите, пожалуйста, из каких средств массовой информации вы обычно узнаете о последних событиях в республике?». Как ответили участники опроса, можно узнать из данных, представленных ниже (табл. 1).
Таблица 1
Ответы на вопрос «Из каких средств массовой информации (центральных, региональных) вы обычно узнаете о последних
событиях в республике?», %
Код ответа Варианты ответа РА* КБР КЧР
Адыгейцы Русские и русскоязычные Кабардинцы, балкарцы Русские и русскоязычные Карачаевцы, черкесы Русские и русскоязычные
1 Газеты 21,4/25,0** 19,0/25,5 12,0/23,3 14,0/20,6 16,2/18,9 17,9/22,1
2 Радио 4,8/8,3 5,2/13,5 8,4/9,3 9,9/14,3 4,1/6,8 7,4/6,3
3 Телевидение 70,2/72,6 71,0/78,4 65,9/53,5 67,8/63,5 64,9/71,6 68,4/71,6
4 Спутниковое телевидение 1,2/1,2 2,9/1,4 7,8/5,8 3,3/2,4 6,8/8,1 2,1/5,3
5 Затрудняюсь ответить 2,4/7,1 1,9/2,9 6,0/14,0 5,0/11,1 8,1/10,8 4,2/4,2
100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0
РД РИ РСО-А ЧР
Народы Дагестана Русские и русскоязычные Ингуши Русские и русскоязычные Осетины Русские и русскоязычные Чеченцы Русские и русскоязычные
1 12,8/22,6 9,6/20,7 6,6/4,7 0,0/0,0 22,5/32,1 15,1/33,7 9,4/9,9 10,0/3,8
2 11,6/17,3 13,9/14,9 8,5/9,4 6,7/6,7 5,3/4,2 4,7/3,5 6,3/8,4 10,0/8,8
3 72,0/70,2 72,1/60,3 71,7/60,4 80,0/73,3 61,7/49,5 73,3/57,0 76,4/72,8 71,3/73,8
4 0,6/6,0 2,4/5,7 3,8/6,6 13,3/6,7 2,9/5,2 2,3/3,5 3,1/2,6 5,0/6,3
5 3,0/12,5 1,8/21,8 9,4/18,9 0,0/13,3 7,7/9,0 4,7/2,3 4,7/6,3 3,8/7,5
100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0
* - в настоящее время (на основе указа Президента Российской Федерации от 10 января 2010 года) создан Северо-Кавказский федеральный округ, в состав которого Адыгея не вошла, но полученные результаты по Республике Адыгея в данной работе авторами были включены для получения более полной картины по Северному Кавказу, и далее она будет упоминаться наряду с республиками СКФО; ** - центральные СМИ / региональные СМИ.
Как видим, наиболее распространенным каналом информации для респондентов является телевидение, как центральное, так и региональное. Оно лидирует по силе убеждающего воздействия на сознание граждан, потому что они больше склонны верить тому, что увидят, чем тому, что услышат или прочитают. Центральные газеты актуальны для адыгейцев (21,4/25 %) и осетин (22,5/32,1 %); радио - для жителей РД (дагестанцы - 11,6/17,3 %, русские и русскоязычные - 13,9/14,9 %); спутниковое телевидение - для респондентов - представителей коренных национальностей КБР и КЧР (7,8/5,8 и 6,8/8,1 %), а также для русских и русскоязычных респондентов - жителей РИ (13,3/6,7 %). Больше всего затруднившихся оценить региональные СМИ среди опрошенных в КБР (кабардинцы и балкарцы - 14 %, русские и русскоязычные - 11,1), РД (дагестанцы - 12,5 % и русские и русскоязычные -21,8), РИ (ингуши - 18,9 % и русские и русскоязычные - 13,3).
К современным СМИ респонденты относятся с большой долей скептицизма: полностью никому не доверяют, но информацию черпают из Первого телеканала, «России 1», НТВ. Что касается региональных СМИ, то, по мнению участников опроса, на республиканских радиостанциях не бывает глубоких, аналитических программ, преобладают музыкальные каналы, выходят заказные «обтекаемые» программы, поэтому никаким радиостанциям респонденты не доверяют. Они считают, что местные телекомпании в республиках и радиостанции, с одной стороны, ангажированы властью, но с другой - имеют более широкие возможности получать информацию из всех уголков республики, у них есть доступ в коридоры республиканской власти и т.д.
Особый смысл в интересующем нас контексте приобретает проблема доверия информации, транслируемой по каналам телевидения (табл. 2).
Как видно из представленных данных, из центральных телеканалов респонденты больше всего доверяют Первому, «России 1» и НТВ. В частности, Первому каналу доверяют в большей степени респонденты в КБР (кабардинцы и балкарцы - 47,4, русские и русскоязычные -62,7 %), КЧР (карачаевцы, черкесы - 37,8, русские и русскоязычные -48,4 %), РСО-А (осетины - 37,2 % и русские и русскоязычные - 41,4), а также респонденты-адыгейцы (51,8 %) и русские и русскоязычные жители ЧР (35 %); телеканалу «Россия» - русские и русскоязычные респонденты РА и РД (53,5 и 49,7 %); НТВ - жители РД (50,6 и 49,7%), а также представители коренных национальностей - жители РИ и ЧР (ингуши - 42 %, чеченцы - 34,9). Телеканалу «Культура» доверяют в
большей степени русские и русскоязычные респонденты РД и РИ (19,1 и 22,2 %), а также РСО-А и КЧР (13,8 и 12,6 %) и респонденты-адыгейцы (10,6 %). Вариант «всем доверяю» чаще отмечали респонденты-осетины (20,5 %), а также жители КЧР (14,9 и 14,7 %); «никаким не доверяю» - респонденты КЧР коренной национальности (14,9 %), РИ (ингуши - 18,8, русские и русскоязычные - 22,2 %), ЧР (чеченцы -21,9 %, русские и русскоязычные - 12,5).
Таблица 2
Ответы на вопрос «Назовите, пожалуйста, центральные телеканалы, информации которых вы доверяете», %
Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
Адыгейцы Русские и русскоязычные Кабардинцы, балкарцы Русские и русскоязычные Карачаевцы, черкесы Русские и русскоязычные
1 Первый канал 51,8 47,4 47,4 62,7 37,8 48,4
2 Телеканал «Россия» 48,2 53,5 33,5 50,0 29,7 33,7
3 НТВ 23,5 24,9 38,2 46,8 31,1 29,5
4 «Культура» 10,6 9,9 7,5 7,9 5,4 12,6
5 Спорт 0,0 0,5 7,5 4,8 12,2 1,1
6 СТС 3,5 10,3 3,5 4,0 2,7 3,2
7 «Рен-ТВ» 1,2 0,9 2,3 6,3 2,7 1,1
8 ТНТ 0,0 1,9 6,4 6,3 6,8 10,5
9 ТВ-3 0,0 1,4 0,0 1,6 0,0 0,0
10 MTV 1,2 0,5 4,6 3,2 2,7 0,0
11 МузТВ 1,2 0,0 4,6 0,8 2,7 1,1
12 Rambler ТВ 0,0 0,5 0,6 1,6 1,4 1,1
13 7-ТВ 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
14 «ДТВ-Виасат» 0,0 0,5 0,0 0,0 2,7 2,1
15 Спутниковые телеканалы 1,2 0,5 3,5 3,2 1,4 5,3
16 Всем доверяю 5,9 7,5 10,4 4,0 14,9 14,7
17 Никаким не доверяю 5,9 4,7 8,1 5,6 14,9 6,3
18 Затрудняюсь ответить 3,5 2,8 8,7 5,6 8,1 7,4
Окончание табл. 2
РД РИ РСО-А ЧР
Народы Дагестана Русские и русскоязычные Ингуши Русские и русскоязычные Осетины Русские и русскоязычные Чеченцы Русские и русскоязычные
1 45,8 46,8 24,1 27,8 37,2 41,4 20,8 35,0
2 41,1 49,7 13,4 16,7 34,0 33,3 4,2 25,0
3 50,6 49,7 42,0 22,2 34,9 37,9 34,9 18,8
4 7,7 19,1 2,7 22,2 7,4 13,8 3,6 1,3
5 8,9 5,8 1,8 0,0 3,7 2,3 3,6 1,3
6 3,6 2,9 1,8 0,0 0,5 0,0 0,5 1,3
7 10,7 8,7 5,4 0,0 2,8 0,0 7,3 3,8
8 4,2 1,7 0,9 5,6 1,4 0,0 2,1 1,3
9 0,6 0,6 0,0 0,0 1,9 1,1 0,0 0,0
10 3,6 2,3 0,0 0,0 2,8 0,0 0,5 1,3
11 2,4 1,2 0,0 0,0 0,5 2,3 0,5 0,0
12 0,0 2,3 0,0 0,0 0,9 0,0 0,5 0,0
13 0,6 0,0 0,0 0,0 0,0 1,1 0,0 0,0
14 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
15 1,2 2,9 6,3 5,6 1,4 0,0 1,6 1,3
16 9,5 9,8 4,5 0,0 20,5 13,8 6,3 12,5
17 6,5 4,6 18,8 22,2 6,5 6,9 21,9 12,5
18 7,7 8,7 2,7 0,0 3,7 6,9 10,4 6,3
Самую массовую аудиторию имеют программы Первого канала, а также канала «Культура». Им доверяют все группы населения коренных национальностей, русские и русскоязычные. В частности, Первому каналу доверяют в большей степени респонденты, независимо от национальной принадлежности, КБР, КЧР, РСО-А, а также респонденты-адыгейцы и русские и русскоязычные респонденты ЧР; телеканалу «Россия» - русские и русскоязычные респонденты РА и РД; НТВ -респонденты РД, а также респонденты коренных национальностей РИ и ЧР. Телеканалу «Культура» доверяют в большей степени русские и русскоязычные респонденты РД и РИ, а также РСО-А, КЧР и респонденты-адыгейцы. Вариант ответа «всем доверяю» чаще всего выбирали респонденты-осетины, а также жители КЧР; «никаким не доверяю» -респонденты - жители КЧР, РИ, ЧР коренной национальности. Вместе с тем значительная часть опрошенных имеет претензии по поводу содержания телевизионных программ - чрезмерной нацеленности многих передач, в первую очередь развлекательных, на пропаганду западного образа жизни. По мнению участников опроса, недостаточно программ, посвященных жизни провинциальных городов, людям, живущим в регионах.
Опрос также показал, что степень доверия основным федеральным каналам в регионах, где произошли межнациональные конфликты, заметно ниже. По всей видимости, респонденты считают, что телевидение не всегда правильно интерпретирует происходящее в регионе. Среди опрошенных распространено также мнение, что в СМИ больше выдуманного, чем реального. Люди считают, что телевидение лишено живого содержания и творческой силы: на разных каналах, в разных передачах говорятся одни и те же слова, обсуждаются одни и те же темы, информация дозируется, и практически ничего того, чего люди сами не знали бы, не говорится. В газетах больше бывает свежей правдивой информации, чем на телевидении. Передачи, которые раньше привлекали аналитикой, разочаровывают зрителей.
Что касается такого источника, как радио, мы попросили респондентов сказать, информации какой из центральных радиостанций они больше доверяют (табл. 3).
Таблица 3
Ответы на вопрос «Назовите, пожалуйста, центральные радиостанции, информации которых вы доверяете», %
Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
Адыгейцы Русские и русскоязычные Кабардинцы, балкарцы Русские и русскоязычные Карачаевцы, черкесы Русские и русскоязычные
1 «Маяк» 15,5 19,8 14,5 10,3 23,3 30,5
2 «Маяк-24» 4,8 0,5 1,7 3,2 2,7 1,1
3 «Радио-7 на семи холмах» 2,4 0,5 0,6 3,2 1,4 0,0
4 «Радио России» 13,1 9,7 7,5 8,7 11,0 12,6
5 «Ретро» 1,2 1,0 ,6 4,0 4,1 2,1
6 «Русское радио» 17,9 15,0 34,1 20,6 15,1 11,6
7 «Шансон» 1,2 2,4 1,2 2,4 0,0 1,1
8 «Авторадио» 2,4 1,4 4,6 6,3 1,4 1,1
9 «Европа плюс» 10,7 4,3 37,6 22,2 15,1 7,4
10 «Эхо Москвы» 2,4 1,9 1,2 2,4 0,0 3,2
11 Другие радиостанции 0,0 2,9 0,6 0,0 4,1 2,1
12 Всем доверяю 13,1 14,5 3,5 6,3 11,0 18,9
13 Никаким не доверяю 15,5 12,6 11,6 10,3 13,7 9,5
14 Затрудняюсь ответить 16,7 22,7 16,2 31,7 27,4 22,1
Окончание табл. 3
РД РИ РСО-А ЧР
Народы Дагестана Русские и русскоязычные Ингуши Русские и русскоязычные Осетины Русские и русскоязычные Чеченцы Русские и русскоязычные
1 18,6 13,4 15,2 27,8 15,4 16,1 9,2 23,8
2 2,4 1,7 1,8 5,6 0,9 0,0 2,2 0,0
3 5,4 2,9 0,0 0,0 1,4 1,1 1,1 1,3
4 10,2 9,9 3,6 5,6 6,1 4,6 8,1 10,0
5 0,0 0,0 1,8 0,0 0,0 1,1 0,5 1,3
6 11,4 8,1 21,4 5,6 15,0 12,6 0,0 8,8
7 12,6 4,1 0,0 0,0 1,9 0,0 0,0 0,0
8 3,0 2,3 4,5 0,0 9,3 6,9 0,5 1,3
9 10,2 5,2 4,5 11,1 13,6 11,5 6,5 1,3
10 10,2 7,0 31,3 50,0 8,9 17,2 5,4 6,3
11 2,4 1,7 0,9 0,0 2,3 0,0 1,6 1,3
12 9,0 11,0 5,4 0,0 20,1 16,1 5,9 10,0
13 10,2 21,5 17,9 0,0 7,9 6,9 29,2 22,5
14 32,3 31,4 9,8 5,6 18,7 17,2 34,1 15,0
Из центральных радиостанций респонденты доверяют прежде всего информации, которую передают «Русское радио», «Маяк», «Радио России», «Европа плюс». Информации «Русского радио» доверяют в первую очередь респонденты КБР (кабардинцы, балкарцы - 34,1 %, русские и русскоязычные - 20,6), а также респонденты-ингуши (21,4 %); «Маяку» - респонденты - жители КЧР (карачаевцы, черкесы -23,3, русские и русскоязычные - 30,5 %), а также русские и русскоязычные респонденты - жители РИ и ЧР (27,8 и 23,8 %); «Радио России» - жители РА (адыгейцы - 13,1, русские и русскоязычные - 9,7 %), КЧР (карачаевцы и черкесы - 11,0, русские и русскоязычные - 12,6 %) и РД (народы Дагестана - 10,2, русские и русскоязычные - 9,9); «Европе плюс» - преимущественно респонденты - жители КБР (кабардинцы и балкарцы - 37,6, русские и русскоязычные - 22,2 %). Вариант «всем доверяю» чаще выбирали респонденты РСО-А (осетины - 20,1, русские и русскоязычные - 16,1 %), а также русские и русскоязычные жители КЧР (18,9 %). Не доверяют ни одной из радиостанций преимущественно респонденты - жители ЧР (чеченцы - 29,2 %, русские и русскоязычные - 22,5), русские и русскоязычные в РД (21,5 %), а также респонденты-ингуши (17,9 %). Затруднились с ответом главным образом русские и русскоязычные респонденты - жители РА и КБР
(22,7 и 31,7 %), карачаевцы и черкесы (27,4 %) и чеченцы (34,1 %), жители РД (дагестанцы - 32,3, русские и русскоязычные - 31,4 %).
По степени доверия к прессе ответы распределились следующим образом (табл. 4).
Таблица 4
Ответы на вопрос «Назовите, пожалуйста, центральные издания, информации которых о жизни в республике вы доверяете», %
Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
Адыгейцы Русские и русскоязычные Кабардинцы, балкарцы Русские и русскоязычные Карачаевцы, черкесы Русские и русскоязычные
1 «Антенна» 0,0 0,0 4,2 3,2 13,7 12,6
2 «Аргументы и факты» 27,4 29,7 42,9 35,2 27,4 29,5
3 «Из рук в руки» 6,0 1,0 19,0 13,6 9,6 8,4
4 «Завтра» 0,0 0,0 0,6 2,4 0,0 0,0
5 «Известия» 8,3 3,3 12,5 16,8 8,2 4,2
6 «Клаксон» 0,0 0,0 3,6 1,6 5,5 3,2
7 «Мир новостей» 4,8 2,4 3,6 6,4 8,2 2,1
8 «Неделя» 3,6 0,5 4,2 3,2 0,0 0,0
9 «Независимая газета» 3,6 0,5 3,6 10,4 4,1 4,2
10 «Новые известия» 1,2 0,0 0,0 6,4 0,0 1,1
11 «Российская газета» 6,0 5,3 6,5 6,4 4,1 3,2
12 «Новая газета» 0,0 0,5 1,2 0,0 1,4 1,1
13 «Семь дней» 7,1 4,3 13,7 9,6 8,2 6,3
14 «Совершенно секретно» 3,6 6,7 8,3 8,0 5,5 1,1
15 «Советская Россия» 10,7 1,9 0,6 0,8 1,4 0,0
16 «Труд» 2,4 6,2 2,4 1,6 8,2 20,0
17 Другие газеты и журналы 4,8 5,7 3,6 4,0 5,5 1,1
18 Всем доверяю 9,5 8,1 1,8 4,8 12,3 14,7
19 Никаким не доверяю 11,9 19,1 8,3 5,6 13,7 13,7
20 Затрудняюсь ответить 11,9 21,5 11,9 16,0 16,4 13,7
Окончание табл. 4
РД РИ РСО-А ЧР
Народы Дагестана Русские и русскоязычные Ингуши Русские и русскоязычные Осетины Русские и русскоязычные Чеченцы Русские и русскоязычные
1 1,2 0,0 0,0 0,0 2,3 5,7 0,0 2,5
2 34,8 31,0 30,9 27,8 29,9 28,7 24,6 30,0
3 3,7 4,7 8,2 5,6 4,7 3,4 5,3 3,8
4 2,4 0,6 0,9 0,0 0,5 5,7 2,1 0,0
5 7,3 7,0 10,0 5,6 9,3 14,9 5,3 2,5
6 1,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,5 0,0
7 6,7 0,6 2,7 5,6 1,9 0,0 1,1 1,3
8 6,1 1,2 3,6 5,6 3,3 1,1 2,7 1,3
9 10,4 3,5 5,5 5,6 7,0 4,6 11,8 10,0
10 1,2 0,6 0,9 0,0 0,9 1,1 1,6 0,0
11 9,8 2,9 0,9 11,1 6,5 5,7 5,9 6,3
12 3,0 3,5 18,2 22,2 1,4 0,0 8,0 6,3
13 2,4 1,2 2,7 0,0 3,7 2,3 3,2 1,3
14 9,8 6,4 8,2 16,7 6,5 9,2 9,1 5,0
15 3,0 2,3 0,0 0,0 1,9 3,4 1,1 0,0
16 1,2 1,8 0,9 0,0 6,1 5,7 2,1 1,3
17 3,7 2,3 1,8 0,0 3,7 4,6 1,1 0,0
18 4,3 5,8 0,9 0,0 14,5 10,3 3,7 7,5
19 9,1 22,2 17,3 5,6 8,4 10,3 17,1 20,0
20 27,4 28,1 8,2 5,6 14,0 14,9 20,9 13,8
Из центральных изданий больше других газет доверяют «Аргументам и фактам» в первую очередь респонденты - жители КБР (кабардинцы и балкарцы - 42,9, русские и русскоязычные - 35,2 %), РД (дагестанцы - 34,8, русские и русскоязычные - 31 %). Вариант «всем доверяю» выбрало большинство респондентов - жителей КЧР (карачаевцы и черкесы - 12,3, русские и русскоязычные - 14,7 %), РСО-А (осетины - 14,5, русские и русскоязычные - 10,3 %). Не доверяют никакой газете русские и русскоязычные респонденты РА и РД (19,1 и 22,2 %), ЧР (чеченцы - 17,1 и русские и русскоязычные ЧР - 20,0 %), а также респонденты-ингуши (17,3 %).
Ограничение возможностей информационного воздействия СМИ на массовое политическое сознание обусловлено не только абсолютным сокращением объема потребления политической информации, в данном случае гражданами СКФО, но и ухудшением качества этой информации, так что значительная часть населения перестала доверять СМИ. Судя по результатам опроса, в обществе существуют прямо противоположные оценки и суждения по поводу деятельности средств
массовой информации. Значительная часть населения высказывает в адрес СМИ вполне обоснованные упреки в ангажированности и необъективности.
Последний вопрос анкеты данного блока был сформулирован так: «В каких СМИ (центральных, республиканских) ситуация в республике освещается в целом объективно или необъективно?» (табл. 5).
Таблица 5
Ответы на вопрос «Как вы считаете, в каких СМИ (центральных, республиканских) ситуация в республике освещается в целом объективно или необъективно?», %
Код ответа Варианты ответа РА КБР КЧР
Адыгейцы Русские и русскоязычные Кабардинцы, балкарцы Русские и русскоязычные Карачаевцы, черкесы Русские и русскоязычные
1 Безусловно объективно 12,9/16,5* 11,0/12,7 4,7/3,5 7,3/8,7 4,1/1,4 14,7/10,5
2 Скорее объективно 27,1/47,1 37,8/46,0 18,6/28,3 32,3/30,2 28,8/21,6 21,1/25,3
3 Скорее необъективно 36,5/21,2 28,2/20,2 41,9/36,4 24,2/31,7 35,6/40,5 37,9/31,6
4 Безусловно необъективно 16,5/4,7 12,4/11,7 8,1/11,0 12,1/10,3 15,1/21,6 12,6/23,2
5 Затрудняюсь ответить 7,1/10,6 10,5/9,4 26,7/20,8 24,2/19,0 16,4/14,9 13,7/9,5
100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0
РД РИ РСО-А ЧР
Народы Дагестана Русские и русскоязычные Ингуши Русские и русскоязычные Осетины Русские и русскоязычные Чеченцы Русские и русскоязычные
1 4,2/3,6 0,6/1,7 0,9/2,8 0,0/0,0 7,5/4,2 8,1/6,9 5,2/4,7 3,8/7,4
2 14,5/17,3 19,2/21,8 21,6/26,6 11,1/16,7 17,8/22,8 23,3/28,7 22,4/33,3 25,0/25,9
3 30,3/28,6 33,2/21,3 28,8/23,9 44,4/27,8 39,9/44,7 44,2/25,3 39,1/34,4 36,3/43,2
4 16,4/17,9 14,5/18,4 30,6/30,3 33,3/38,9 15,5/14,0 9,3/20,7 18,8/9,4 16,3/6,2
5 34,5/32,7 32,6/36,8 18,0/16,5 11,1/16,7 19,2/14,4 15,1/18,4 14,6/18,2 18,8/17,3
100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0 100,0/100,0
* - центральные СМИ / региональные СМИ.
Как видно из представленных данных, ситуация в регионе оценивается «скорее необъективно», по мнению большинства респондентов -жителей РА, КЧР, РИ и РСО-А. Вариант «скорее объективно» выбира-
ли в основном респонденты РА, КБР и КЧР. Больше всего затруднившихся с ответом среди респондентов - жителей КБР и РД.
Итак, какие выводы можно сделать. Опрос показал, что доверие в обществе к средствам массовой информации падает. По мнению наших экспертов, центральные СМИ в наше время очень жестко контролируются. Подлинно независимых СМИ практически не осталось, как следствие - появление и рост популярности альтернативных источников, прежде всего Интернета, который в отличие от печатных СМИ и телевидения является площадкой для свободного выражения мнений и неограниченного доступа к информации. Схожая ситуация в регионах ЮФО [6].
Судя по ответам респондентов, в СКФО влияние региональных телеканалов меньше, чем в целом по России [3]. Зато региональные газеты с огромным преимуществом обходят все остальные СМИ. Почти половина респондентов читают и доверяют местной прессе. Первые три места после региональных газет занимают «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и «Московский комсомолец». Догоняет их газета «Жизнь». Среди журналов уверенно лидирует «Лиза». Конкуренцию ему составляют издания, посвященные проблеме здоровья и автолюбителям. При этом, как показало исследование, в СКФО есть категория людей (как правило, старшего возраста, хотя есть такие и среди молодежи), испытывающих нехватку аналитической информации на политические и социальные темы. Информационный голод испытывают 29 % опрошенных - почти треть жителей СКФО, что является довольно высоким показателем.
Степень доверия к СМИ, как показал опрос, зависит не только от имущественного положения респондента, но и от возраста. Чем старше человек, тем меньше он склонен доверять средствам массовой информации. Молодежь больше доверяет СМИ, ей нужны «зрелища и развлечения». Респонденты старшей возрастной когорты требуют новостей и аналитики, они уже не так полагаются на информацию.
И участники массового опроса, и эксперты считают, что в центральных средствах массовой информации недостаточно освещается жизнь регионов, а если и отображается, то в основном с негативной стороны. Большинство газет, телевидение гонится за криминалом, сенсацией, поэтому будни провинции оказываются вне их поля зрения. Объективную, достоверную информацию в центральных СМИ получить практически невозможно. Здесь требуется резко менять тональность, иным должен стать и стиль подачи материалов.
Особая тема - проблема объективности [4]. Сейчас новости стали более правдивыми. События республик СКФО в центральных СМИ освещаются более объективно. В упрек центральной прессе можно поставить только то, что больше внимания уделяется освещению событий, происходящих за пределами РФ, а не в субъектах Федерации. В целом, по мнению респондентов, события в регионе освещаются объективно, хотя есть перекосы, но если обобщить и положительные, и негативные методы изложения информации о нашей республике, то информацию можно оценить как более-менее достоверную.
К большому сожалению, журналистика на Северном Кавказе берет пример, довольно примитивный, с советской журналистики. Люди по старой привычке думают, что все проблемы может разрешить власть. Поэтому задача журналистов сегодня, как считают эксперты, -анализировать состояние современного общества, привлекая лучшие научные силы республик СКФО и центра. Дело в том, что наш народ не может выработать единого мнения - самое важное на данном этапе, не может донести его до власти, чтобы та решала насущные для общества проблемы [7].
По мнению экспертов, телевидение Северного Кавказа вносит свой активный вклад в решение задачи по повышению культурного уровня северокавказского общества. Это трудная проблема. Сегодня бескультурье захлестнуло все, не говоря уже о поведении людей, которое подчас граничит с варварством. Проблем на Северном Кавказе много, и одна власть, даже самая эффективная, с ними не справится... Власть - не волшебник, она не может сделать людей культурными. Культура создается веками. На Кавказе значимой является традиционная культура, но современная массовая культура через СМИ навязывает свои образцы современного человека, человека упрощенной рациональности - потребителя. Но модульный человек - экономический, подается манипулированию в период экономического кризиса [5]. Он может стать и бунтарем, выходя из коллективных ценностей общества, так значимых на Кавказе.
Материалы исследований позволяют сделать следующие выводы: в эпоху социальных трансформаций граждане СКФО РФ не почувствовали, что СМИ протянули им руку помощи. В обществе сложилось устойчивое представление: основная задача СМИ - защита власти, но не граждан. Общество ждет, что СМИ могут изменить ценностные ориентиры общества, целостность общественного сознания, свидетельствующие об отсутствии острых идейно-политических конфликтов или об их институализации.
Обычные человеческие ценности на Кавказе, такие как отказ от экономцентризма, должны стать нормой для каждого. Общество ждет, что основой для СМИ станет концепция пропаганды общих культурных ценностей для всех жителей Кавказа и развития общей политической культуры. Эти ценности уже сейчас должны стать привычными, показывать обычные правила поведения, чтобы люди были способны отличить добро от зла. В результате таких усилий СМИ могут способствовать достижению типизации и формированию коллективного представления. Типизация базовых понятий социальной жизни, их ин-ституализация и легитимизация могут изменить социально-экономический и политический фон в республиках СКФО. Тем самым через работу СМИ защитить население, чтобы оно не стало люмпенизированной массой, и исключить цинизм по отношению друг к другу, то, что мы наблюдаем сегодня.
Работникам СМИ надо помнить и знать, что богатые люди на Кавказе составляют 0,01 % населения, и они могут воздействовать с большой эффективностью на СМИ как внутри республик, так и за пределами, направленной не на интересы населения, а на собственные, не совпадающие с интересами большинства граждан. Эта часть населения обладает непропорциональной концентрацией власти, что характерно для всей России. В связи с этим большая задача стоит перед СМИ по взращиванию аристократии, людей достаточно независимых и, самое главное, патриотов, считающих за честь служить обществу. То есть нам нужен слой просвещенных людей во всех областях знаний, выражающих и защищающих простой народ, которые должны определяться за счет деятельности человека.
В итоге материалы исследования позволяют сделать вывод, что без современной журналистики ни одно развитое государство не может гармонично функционировать. Перед журналистикой стоит много важных задач. Главное призвание журналиста - это, во-первых, помогать своей аудитории становиться активной силой в государстве; во-вторых, защищать интересы основной массы населения; в-третьих, стремиться к тому, чтобы народ осознал свои истинные цели и действовал как сплоченная сила; в-четвертых, пропагандировать активность и труд, как это принято в современном глобальном мире, т.е. доводить задуманное дело до конца, быть делателем, а не рефлектирующим субъектом. Реализация этих больших проблем - функция СМИ.
Литература References
1. Вартанова Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние // Pro et contra. 2000. № 4.
2. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. М., 2012.
3. Добреньков В., Кравченко А. Социология. Социальные институты и процессы. М., 2000.
4. Назаров М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000.
5. Тверитинова А. Информационное ау-диопространство и безопасность личности // Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь. СПб., 2002.
6. Чумаян К.П. «Альтернативные» средства массовой информации в регуляции межэтнических отношений в Ростовской области / отв. ред. В.В. Черноус // Южнороссийское обозрение ЦСРИ ИП ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. 2013. Вып. 80.
7. Шевченко Ю. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России // Полис. 1998. № 1.
1. Vartanova E. Media v postsovetskoi Rossii: ikh struktura i vliianie // Pro et contra. 2000. № 4.
2. Dzutsev KhV. Etnosotsiologicheskii portret respublik Severo-Kavkazskogo feder-al'nogo okruga Rossiiskoi Federatsii. M., 2012.
3. Dobren'kov V., Kravchenko A. Sotsi-ologiia. Sotsial'nye instituty i protsessy. M., 2000.
4. Nazarov M. Massovaia kommunikat-siia v sovremennom mire: metodologiia analiza i praktika issledovanii. M., 2000.
5. Tveritinova A. Informatsionnoe audio-prostranstvo i bezopasnost' lichnosti // Psikho-logo-pedagogicheskie problemy vliianiia tele-videniia i drugikh SMI na detei i molodezh'. SPb., 2002.
6. Chumaian K.P. «Al'ternativnye» sredstva massovoi informatsii v reguliatsii mezhetnicheskikh otnoshenii v Rostovskoi oblasti / otv. red. V.V. Chernous // Iuzhnoros-siiskoe obozrenie TsSRI IP IPPK IuFU i ISPI RAN. 2013. Vyp. 80.
7. Shevchenko Iu. Mezhdu ekspressiei i ratsional'nost'iu: ob izuchenii elektoral'nogo povedeniia v Rossii // Polis. 1998. № 1.