ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 332.6
Руслана Владимировна Жданова,
кандидат экономических наук, доцент,
Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Ruslana V. Zdanova,
candidate of economic sciences, associate professor, State university of land management, Moscow
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
В статье подробно рассмотрен вопрос государственной кадастровой оценки в новых условиях. Проведен анализ методик выполнения государственной кадастровой оценки земельных участков и видов разрешенного использования, применяемых до принятия нового федерального закона и новой методики. Рассмотрены принципиальные изменения в организации работ по государственной кадастровой оценке и методике их выполнения с принятием нового Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 № 237-Ф3. Рассмотрены основные проблемы, связанные с применением нового Закона и Методических указаний о государственной кадастровой оценке. Выводы: с принятием нового Федерального закона и новых Методических указаний о государственной кадастровой оценке принципиально меняется организация работ по ГКО и методика их выполнения. Выполнение работ по ГКО будет передано создаваемым государственным бюджетным учреждениям. А определение кадастровой стоимости земельных участков будет выполняться не по категориям земель, как это было раньше, а в соответствии с видами использования земельных участков. Принятые нормативные документы имеют революционный характер и позволят сделать ГКО именно государственной оценкой. Также важной проблемой является необходимость разработки в дополнение к новым Методическим указаниям отдельных подробных Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости земельных участков для каждого сегмента или группы сегментов видов использования земельных участков и Специального программного обеспечения по расчету кадастровой стоимости.
Summary
This article discussed in detail the question of the state cadastral assessment in the new environment. Analysis of methods of implementation of state cadastral valuation and the permitted uses applicable to the adoption of the new Federal law and new methods. The fundamental changes in the organization of the state cadastral valuation and methods of their implementation with the adoption of the new Federal law «On state cadastral evaluation» dated July 3, 2016 № 237-FZ. The main problems associated with the application of the new Law and guidelines on state cadastral evaluation. Conclusions: with the adoption of the new Federal law and new guidelines on state cadastral evaluation is fundamentally changing the organization of work under the bonds and the method of their execution. Execution of works on t-bills will be transferred to the established state budget institutions. And the definition of the cadastral value of land will not be performed on categories of land as it was before, and in accordance with the types of land use. Regulatory documents are revolutionary and will make t-bills the state assessment. Also important, is the need for the development in addition to the new guidelines separate detailed Methodical recommendations on determination of cadastral cost of land plots for each segment or group of segments types of land use, and Special software for the calculation of the cadastral value. Ключевые слова: кадастровая оценка, земельный участок, вид разрешенного использования, перечень, категория, методика. Keywords: cadastral appraisal, land plot, permitted use, list, category, method.
До настоящего времени государственная кадастровая оценка земель в Российской Федерации проводилась на конкурсной основе предприятиями, соответствующими требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 29.07.2017), по шести категориям земель, — это в соответствии со ст. 7 Земельного Кодекса РФ:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 / 2017
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда; и по одному виду использования земель, — это земли для садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Для каждой из перечисленных категорий и вида использования земель были разработаны свои индивидуальные Методики определения кадастровой стоимости земельных участков. В этих Методиках, в зависимости от категории и вида использования земель, земельные участки подразделялись на группы, виды разрешенного использования (ВРИ) и виды использования (ВИ) (табл. 1).
В последнее время тема качества кадастровой оценки регулярно рассматривалась на различных уровнях, вплоть до Президен-
та РФ. Повышение эффективности государственной кадастровой оценки (ГКО) является задачей национального масштаба, поскольку результаты данных работ оказывают непосредственное влияние на экономику России, некачественные результаты приводят к значительному повышению уровня социальной напряженности. В соответствии с этим были приняты меры по совершенствованию методики ГКО и разработан ряд новых нормативно-правовых документов по ГКО (табл. 2).
С принятием нового федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 № 237-ФЗ (ФЗ-237) принципиально меняется организация работ по ГКО и методика их выполнения.
Суть этих изменений заключается в следующем.
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.Ui. ■/л*
Таблица 1
Перечень применявшихся в последнее время Методик определения кадастровой стоимости земельных участков
Наименование документа Орган, утвердивший документ, номер и дата утверждения Количество ВРИ, ВИ, групп
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения Минэкономразвития РФ, Приказ от 20.09.2010 № 445 6
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Минэкономразвития РФ, Приказ от 15.02.2007 № 39 17
Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Росземкадастр, Приказ от 20.03.2003 № П/49 6
Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов Минэкономразвития РФ, Приказ 23.06.2005 № 138 7
Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации Росземкадастр, Приказ от 17.10.2002 № П/336 (Отменен приказом Минэкономразвития от 15.03.2010 N 96) 16
Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель водного фонда Минэкономразвития РФ, Приказ от 14.05.2005 № 99 6
Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Росземкадастр, Приказ от 26.08.2002 № П/307 2
Всего ВРИ, ВИ, групп 60
Таблица 2
Новые нормативно-правовые документы по ГКО
Наименование документа Орган, утвердивший документ, номер и дата утверждения
Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 № 237-Ф3 Государственная Дума, 22 июня 2016 г.
Методические указания о государственной кадастровой оценке Минэкономразвития РФ, Приказ от 12.05.2017 № 226
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2015 г.) Минэкономразвития РФ, Приказ от 1.09.2014 № 540
Во-первых, по организации работ.
Выполнение работ по ГКО будет передано создаваемым субъектами Российской Федерации государственным бюджетным учреждениям, что, конечно, приведет именно к государственной оценке.
В субъекте Российской Федерации будет на постоянной основе выполнять работы по ГКО один исполнитель — государственное бюджетное учреждение. Оно сможет планировать свои работы на длительную перспективу, собирать, накапливать и обновлять информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости земель, в тесном взаимодействии с органами власти всех уровней. Это, конечно, положительно ска-
жется как на организации работ, так и на ее качестве.
Во-вторых, по методике выполнения работ.
В соответствии с принятым федеральным законом ФЗ-237 были разработаны и утверждены приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 № 226 «Методические указания о государственной кадастровой оценке» (Указания), в которых для целей определения кадастровой стоимости, земельные участки группируются не по категориям земель, как это было раньше, а в соответствии с видами использования земельных участков, сгруппированных в 14 основных сегментов (табл. 3).
Рассмотрим основные проблемы, связанные с применением нового Закона и Методических указаний о государственной кадастровой оценке.
Начнем с организации работ.
Создать сеть государственных бюджетных учреждений, оснащенных помещениями, техническими средствами, методической документацией, укомплектованных подготовленными оценщиками — сложнейшая проблема, требующая много времени и затрат. И нигде не приводится срок создания этих государственных бюджетных учреждений, так что процесс этот может затянуться.
Может надо было-бы для этой цели привлечь существующее АО «Ростехинвентари-зация-Федеральное БТИ», имеющее филиалы в субъектах РФ, с коллективом оценщиков, имеющих богатый опыт работ по ГКО. Осталось только провести переподготовку этих оценщиков и обеспечить необходимой документацией и СПО. И это можно было сделать в кратчайшие сроки и с минимальными затратами бюджетных средств.
По методике выполнения работ.
Главной проблемой является формирование перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке.
В соответствии со ст. 13 ФЗ-237 перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (Перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении ГКО. В Перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, обо всех объектах недвижимости, указанных в решении о проведении ГКО.
Обработка Перечня для целей определения кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке государственным бюджетным учреждением. Полученный Перечень преобразуется в формат xls, xlsx и дополняется столбцами «Вид использования объектов недвижимости» и «Источник информации о виде использования объектов недвижимости».
Вид использования объекта недвижимости определяется по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты недвижимости, на основе письменного подтверждения указанных органов.
Вот в письменном подтверждении видов использования объектов недвижимости и кроется большая проблема. Так как ответственность за неправильность приведенных в Перечне видов использования объ-ектов_недвижимости теперь ложится и на уполномоченный орган и на органы местного самоуправления. Выявленная ошибка в установлении вида использования объек-
МСХЖ — 60 лет!
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 / 2017
LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT
Таблица 3
Перечень сегментов, виды использования земельных участков и их коды расчета
Наименование вида использования
1. СЕГМЕНТ
«Сельскохозяйственное использование»
2. СЕГМЕНТ
«Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)»
3. СЕГМЕНТ
«Общественное использование»
4. СЕГМЕНТ
«Предпринимательство»
5. СЕГМЕНТ «Отдых (рекреация)»
6. СЕГМЕНТ
«Производственная деятельность»
7. СЕГМЕНТ «Транспорт»
8. СЕГМЕНТ
«Обеспечение обороны и безопасности»
9. СЕГМЕНТ
«Охраняемые природные территории и благоустройство»
10. СЕГМЕНТ «Использование лесов»
11. СЕГМЕНТ «Водные объекты»
12. СЕГМЕНТ
«Специальное, ритуальное использование, запас»
13. СЕГМЕНТ
«Садоводческое, огородническое и дачное использование, малоэтажная жилая застройка»
14. СЕГМЕНТ
«Иное использование»
Код расчета вида использования
01:020 01:050 Ol:OSO 01:120 01:160 1З:010
01:0З0 01:051 Ol:OSl 01:121 01:170 l3:0г0
01:031; Ol Ol:O52; 01 01:082; 01 01:1З0; 01 01:171; 02 1З:0З0.
0З2; 01 05З; 01 08З; 01 1З1; 01 012; 02
040; 01 054; 01 084; 01 l4O; Ol 015; 02
02:050; 02:051; 02:060; 02:061.
01:14З 0З:0З0 0З:041 0З:062 0З:081 0З:101 05:020 08:041
01:18З 04:020 04:082 08:021
02:040 09:021
01:087 01:102 01:172 04:095 06:01З 06:050 06:080 06:110 O7:Ol5 07:042 lO:Oll
02.071 O4:O94
08:020;
0З:010 0З:0З1 0З:042 0З:065 0З:082 0З:102 05:021 09:0З0
02:017 04:0З0 04:08З
0З:01З; 0З:0З2; 0З:050; 0З:070; 0З:08З; 0З:10З; O5:O5l;
0З:020; 0З:0ЗЗ; 0З:051; 0З:071; 0З:090; 0З:104; 07:021;
0З:021; 0З:0З4; 0З:052; 0З:072; 0З:091; O5:OlO; 07:022;
0З:022; 0З:0З5; 0З:060; 0З:07З; 0З:092; O5:Oll; 08:022;
0З:02З 0З:040 0З:061 0З:080 0З:100 05:012 08:0З0
02:05З; 02:06З; 0З:06З; 0З:064; 04:010; 04:040; 04:050; 04:060; 04:080; 04:081; 04:084; 04:096; 04:100; 05:01З; 05:050;
04:070; 04:097; 05:014; 05:022; 05:0З0; 08:040; 09:02З;
Ol:O88 Ol:llO Ol:l8O O4:O98 06:014 06:060 06:090 06:111 07:020 O7:O5O 10:012
Ol:O9O Ol:lll Ol:l8l O4:O99 06:020 06:070 06:091 O7:OlO 07:0З0 O7:O5l 11:0З0
Ol:O9l 01:112; 01:182; O5:O4O; 06:021; 06:071; 06:092; O7:Oll; 07:0З1; O8:OlO; 12:001.
01:092; 01:100 01:122; 01:1З2 0З:011; 0З:012; 06:010; 06:011 0б:0З0; 0б:0З1 06:072; 0б:07З 06:09З; 06:100 07:012; 07:01З 07:0З2; 07:040 08:012; 08:01З
Ol:lOl Ol:l5O 0З:09З; 06:012 06:040 06:074 06:101 O7:Ol4 O7:O4l 08:0З1
04:021; 04:0З1; 04:090; 04:091; 04:092; 04:09З; 07:02З; 07:024;
02:016; 02:0З2; 02:052; 02:062; 05:0З1; 09:010; 09:020; 09:022; 12:002; 12:00З; 1З:022; 1З:0З2.
10:010; 10:020; 10:0З0; 10:040.
11:010; 11:020;
08:011; 12:010; 12:020; 12:021; 12:0З0.
02:010; 02:011; 02:01З; 02:014; 02:020; 02:021; 02:0З0; 02:0З1; 1З:011; 1З:021; 1З:0З1.
Всего кодов
Количество кодов
З9
5l
гг
74
lO
12
ll
г44
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № S / 2017
тов недвижимости влечет за собой отмену полученных результатов определения кадастровой стоимости из-за использования при расчете недостоверных сведений.
Проблема в том, что Перечень формируется органом регистрации прав на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости, которые берутся, в основном, из правоустанавливающих документов, выданных собственникам земельных участков органами местного самоуправления. А учитывая, что раньше не было единого классификатора видов использования земельных участков, то на один вид использования земельных участков в разных органах местного самоуправления субъекта РФ в правоустанавливающие документы записывались разные формулировки данного вида использования, зачастую общие, не позволяющие однозначно установить конкретный вид использования применительно к новому классификатору.
Например, в правоустанавливающих документах имеют место следующие определения вида использования земельного участка: «для жилищного строительства», «для строительства жилого дома», «для строительства многоквартирного дома» и т.п.
Приведенные виды использования земельного участка, применительно к новому классификатору, можно отнести одинаково к двум сегментам:
• ко 2-му сегменту «Жилая застройка (сред-неэтажная и многоэтажная)»: (Средне-этажная жилая застройка. Размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделенных на две и более квартиры), размещение встроенных в жилой дом подземных гаражей и автостоянок, Код расчета вида использования 02:051);
• к 13-му сегменту «Садоводческое, огородническое и дачное использование, малоэтажная жилая застройка»: (Размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный), размещение индивидуальных гаражей и вспомогательных сооружений, исходя из минимальных норм отвода участков для малоэтажных многоквартирных жилых домов, Код расчета вида использования 02:014). Принимая во внимание, что удельные показатели кадастровой стоимости (УПКС) для этих сегментов существенно различаются, ошибка в определении Кода расчета вида использования может привести к значительному искажению кадастровой стоимости земельных участков.
Вопрос по формированию Перечня объектов оценки был актуален и при прежних
www.mshj.ru
4
9
l
4
г
5
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.Uí. •о*
^txw
методиках оценки. Так, в «Технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, порядок формирования Перечня был следующим. Вначале формировался Перечень N1, в который включались земельные участки, имеющие все необходимые непротиворечивые сведения об участке, включая и вид разрешенного использования, все остальные земельные участки включались в Перечень № 2. Затем Перечень № 2 направлялся в Управление Роснедвижи-мости по субъекту РФ для уточнения. Все земельные участки, сведения которых можно было уточнить, заносились в Перечень № 1, а остальные заносились в Перечень № 3, которые исключались из оценки. Таким образом, формировались два Перечня: Перечень объектов оценки (№ 1) и Перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки (№ 3), которые согласовывались руководителем Управления Роснедвижимости по субъекту РФ.
Но, к сожалению, эти «Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» были признаны утратившими силу Приказом Рос-реестра от 03.07.2012 № П/276, в силу разных причин, одной из которых возможно была и проблема с согласованием Перечней.
С 2012 г. Перечни объектов оценки, включающие виды разрешенного использования, не стали согласовываться. И вся ответственность за установление ВРИ земельного участка легла на исполнителя работ по ГКО, а из-за этого, следовательно, и за неправильное определение кадастровой стоимости.
Поэтому возвращение к процедуре согласования Перечня объектов оценки, включая вид использования, уполномоченным органом и органами местного самоуправления — это чрезвычайно важно. Осталось выработать процедуру и сроки этого согласования. Здесь целесообразно, на наш взгляд, использовать предыдущий опыт согласования, предусмотренный «Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» от 29.06.2007 № П/0152.
Второй по важности проблемой является разработка в дополнение к новым Методическим указаниям отдельных Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости земельных участков для каждого сегмента или группе сегментов видов использования земельных участков, а также и Специального программного обеспечения по расчету кадастровой стоимости.
Это связано, в первую очередь, с тем, что все предыдущие Методики объединены теперь в одни общие Методические указания, а также с тем, что резко возросло количество
МСХЖ — 60 лет!
группировок земельных участков в соответствии с кодами расчета видов использования, для которых определяется кадастровая стоимость — до 244 (табл. 3), вместо 60 в предыдущих Методиках (табл. 1).
Выводы
1. С принятием нового Федерального закона и новых Методических указаний о государственной кадастровой оценке принципиально меняется организация работ по ГКО и методика их выполнения.
Выполнение работ по ГКО будет передано создаваемым государственным бюджетным учреждениям, а определение кадастровой стоимости земельных участков будет выполняться не по категориям земель, как это было раньше, а в соответствии с видами использования земельных участков.
Принятые нормативные документы имеют революционный характер и позволят сделать ГКО именно государственной оценкой.
2. Создание государственных бюджетных учреждений, оснащенных помещениями, техническими средствами, методической документацией, укомплектованных подготовленными оценщиками — сложнейшая проблема, требующая много времени и затрат.
3. Главная проблема при определении ГКО по новым Методическим указаниям — это формирование Перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке. В Перечне виды использования земельных участков устанавливаются впервые в соответствии с новыми кодами использования земельных участков по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты недвижимости, на основе письменного подтверждения указанных органов.
4. Второй по важности проблемой является необходимость разработки в дополнение к новым Методическим указаниям отдельных подробных Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости земельных участков для каждого сегмента или группе сегментов видов использования земельных участков, а также и Специального программного обеспечения по расчету кадастровой стоимости.
Литература
1. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 № 237-ФЗ.
2. Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 12.05.2017 № 226.
3. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (с изменениями и дополнениями от 30.09.2015); утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 1.09.2014 № 540.
4. Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Роснедвижимо-сти от 29.06.2007 W П/0152 (Утратил силу Приказом Росреестра от 03.07.2012 W П/276).
5. Варламов A.A., Гальченко С.A. Государственный кадастр недвижимости: учебник. Гр. МСХ / под ред. A.A. Варламова. М.: КолосС, 2012. 678 с. (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).
6. Варламов A.A., Комаров С.И. Оценка объектов недвижимости: учебник. М.: Форум, 2015. 640 с. (Высшее образование).
7. Aнтропов Д.В., Мезенина О.Б., Коноко-тин Д.Н. Некоторые аспекты аренды лесных земель (опыт Калужской области) // Aграрный вестник Урала. 2014. W 5 (132). С. 75-80.
8. Жданова Р.В. Особенности определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов 17 вида разрешенного использования // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. W 4. С. 21-23.
9. Жданова Р.В. По вопросу определения кадастровой стоимости земельных участков лесного фонда // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. W 1. С. 13-15.
Literatura
1. Federalnyj zakon «O gosudarstvennoj kadast-rovoj ocenke» ot 3 iyulya 2016 W 237-FZ.
2. Metodicheskie ukazaniya o gosudarstven-noj kadastrovoj ocenke, utverzhdennye Prikazom Minekonomrazvitiya RF ot 12.05.2017 W 226.
3. Klassifikator vidov razreshennogo ispolzovani-ya zemelnykh uchastkov (s izmeneniyami i dopolne-niyami ot 30.09.2015); utverzhden Prikazom Minekonomrazvitiya RF ot 1.09.2014 W 540.
4. Tekhnicheskie rekomendacii po gosudarstven-noj kadastrovoj ocenke zemel naselennykh punk-tov, utverzhdennye Prikazom Rosnedvizhimosti ot 29.06.2007 W P/0152 (Utratil silu Prikazom Rosreestra ot 03.07.2012 W P/276).
5. Varlamov A.A., Galchenko S.A. Gosudarstvennyj kadastr nedvizhimosti: uchebnik. Gr. MSKH / pod red. A.A. Varlamova. M.: KolosS, 2012. 678 s. (Uchebniki i uchebnye posobiya dlya studentov vysshikh ucheb-nykh zavedenij).
6. Varlamov A.A., Komarov S.I. Ocenka obektov nedvizhimosti: uchebnik. M.: Forum, 2015. 640 s. (Vys-shee obrazovanie).
7. Antropov D.V., Mezenina O.B., Konokotin D.N. Nekotorye aspekty arendy lesnykh zemel (opyt Kalu-zhskoj oblasti) // Agrarnyj vestnik Urala. 2014. W 5 (132). S. 75-80.
8. Zhdanova R.V. Osobennosti opredeleniya kadastrovoj stoimosti zemelnykh uchastkov nas-elennykh punktov 17 vida razreshennogo ispolzova-niya // Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhur-nal. 2015. W 4. S. 21-23.
9. Zhdanova R.V. Po voprosu opredeleniya kadastrovoj stoimosti zemelnykh uchastkov lesnogo fonda // Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal. 2016. W 1. S. 13-15.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № S / 2017