Научная статья на тему 'Государственная итоговая аттестация выпускников магистерской программы "профессионально ориентированное обучение математике"'

Государственная итоговая аттестация выпускников магистерской программы "профессионально ориентированное обучение математике" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / STATE FINAL CERTIFICATION / MASTER''S PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

В статье предложен подход к проведению государственной итоговой аттестации выпускников магистерской программы «Профессионально ориентированное обучение математике» в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» и других нормативных документов. Уточнены цели, структура и содержание государственной итоговой аттестации в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. Цели государственной итоговой аттестации ориентированы на установление уровня подготовки выпускников к выполнению задач профессиональной деятельности в соответствии с освоенными видами профессиональной деятельности (педагогическая (основная); проектная). Структура государственной итоговой аттестации представлена одним испытанием защитой выпускной квалификационной работы магистра (магистерской работы). В статье приведены методические рекомендации по подготовке магистерской работы. Указаны критерии оценивания результатов защиты магистерской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINAL CERTIFICATION OF GRADUATES OF THE MASTER''S PROGRAM "PROFESSION-ORIENTED TEACHING OF MATHEMATICS"

The approach to the holding of state final certification of graduates of the master's program «Profession-oriented teaching of mathematics» in the context of the requirements of the Federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.04.01 «Pedagogical education» and other normative documents is suggested in the article. Objectives, structure and content of the state final examination in the Saratov National Research state University are updated. The purpose of the state final certification is focused on the establishment of the level of training of graduates to perform tasks of professional activities in accordance with the developed professional activities (teaching (primary), project). The structure of the state final examination is represented by a single test protection of final qualifying work of the master (master's work). Guidelines for the preparation of the master's work is presented in the article. The criteria for the evaluation of the results of the defense of the master's work are indicated.

Текст научной работы на тему «Государственная итоговая аттестация выпускников магистерской программы "профессионально ориентированное обучение математике"»

pedagogical sciences

УДК 378.016: 51

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ»

© 2017

Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)

Аннотация. В статье предложен подход к проведению государственной итоговой аттестации выпускников магистерской программы «Профессионально ориентированное обучение математике» в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» и других нормативных документов. Уточнены цели, структура и содержание государственной итоговой аттестации в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. Цели государственной итоговой аттестации ориентированы на установление уровня подготовки выпускников к выполнению задач профессиональной деятельности в соответствии с освоенными видами профессиональной деятельности (педагогическая (основная); проектная). Структура государственной итоговой аттестации представлена одним испытанием - защитой выпускной квалификационной работы магистра (магистерской работы). В статье приведены методические рекомендации по подготовке магистерской работы. Указаны критерии оценивания результатов защиты магистерской работы.

Ключевые слова: педагогическое образование, магистерская программа, государственная итоговая аттестация.

STATE FINAL CERTIFICATION OF GRADUATES OF THE MASTER'S PROGRAM «PROFESSION-ORIENTED TEACHING OF MATHEMATICS»

© 2017

Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)

Abstract. The approach to the holding of state final certification of graduates of the master's program «Profession-oriented teaching of mathematics» in the context of the requirements of the Federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.04.01 «Pedagogical education» and other normative documents is suggested in the article. Objectives, structure and content of the state final examination in the Saratov National Research state University are updated. The purpose of the state final certification is focused on the establishment of the level of training of graduates to perform tasks of professional activities in accordance with the developed professional activities (teaching (primary), project). The structure of the state final examination is represented by a single test - protection of final qualifying work of the master (master's work). Guidelines for the preparation of the master's work is presented in the article . The criteria for the evaluation of the results of the defense of the master's work are indicated.

Keywords: Pedagogical education, master's program, state final certification.

Государственная итоговая аттестация выпускников магистерской программы «Профессионально ориентированное обучение математике» [1] проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (ФГОС ВО) [2]. Этот вид аттестации относится к обязательной (базовой) части программы педагогической магистратуры и завершается присвоением квалификации «магистр». Цель государственной итоговой аттестации выпускников магистерской программы «Профессионально ориентированное обучение математике» направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» заключается в определении уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с освоенными видами профессиональной деятельности (педагогическая (основная); проектная). Согласно ФГОС ВО [2], выпускник, освоивший указанную магистерскую программу с указанными видами деятельности, должен быть готов к решению следующих профессиональных задач [2]:

- в области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

- в области проектной деятельности: проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно измерительных материалов; проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса; проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Государственная итоговая аттестация представлена одним испытанием - защитой выпускной квалификационной работы магистра (магистерской работы). Магистерская работа - это выпускная квалификационная работа научного и/или практического содержания, выполненная выпускником в области пересечения психолого-педагогических и предметно-методических знаний, грамотно оформленная и отличающаяся определенной теоретической новизной и/или практической значимостью. Магистерская работа - это показатель предметно-методической культуры выпускника. Магистерская работа представляет собой законченное учебное исследование, в котором отражается теоретический потенциал автора, его личный опыт применения научных методов и приемов, используемых в области теории и методики обучения математике, способность к творческому осмыслению и изложению анализируемого материала, умение интерпретировать и внедрять рассматриваемые методики в учебный процесс, степень владения профессиональным языком. Тема магистерской работы определяется выпускающей кафедрой математики и методики ее преподавания по предварительному согласованию со студентом в соответствии с получаемой им квалификацией и обязательно предусматривает решение какой-либо актуальной научной и/или практической проблемы, применение методов и средств ее решения,

педагогические науки

практическое использование полученных результатов [3]. Магистерская работа программы «Профессионально ориентированное обучение математике» направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» может быть выполнена по следующим основным направлениям: теория и методика преподавания высшей математики; высшая математика с элементами теории и методики ее преподавания. Приведем примеры тем магистерских работ, утвержденных в 2016/2017 учебном году.

Тема 1. Организация профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков.

Аннотация. Реализация ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) невозможна без специально организованной внеучебной деятельности, которая более эффективно, чем учебная, позволяет удовлетворить индивидуальные профессиональные познавательные потребности будущих учителей, и направлена на максимальное достижение результатов освоения основной образовательной программы. Профессионально ориентированная внеучебная деятельность будущих учителей математики характеризуется всеми особенностями вне-учебной деятельности вообще, в тоже время, отличаясь своей областью (элементарная математика и методика ее преподавания) и направленностью (студенты - будущие бакалавры педагогического образования профиля «Математическое образование»). В магистерской работе будут рассмотрены и экспериментально проверены: структура профессионально ориентированной внеучеб-ной деятельности будущих учителей математики, представленная тремя основными блоками (блок 1 - внеу-чебная деятельность по освоению студентами профессиональных компетенций; блок 2 - научно-исследовательская деятельность студентов; блок 3 - накопление опыта педагогического общения с детьми) и ее основные организационные формы (блок 1 - участие в олимпиадах по математике, педагогике, методике; участие в работе математического и методического кружков, Неделе педагогического образования, конкурсе «Шаг в профессию» и др.; блок 2 - участие в научно-практических конференциях, публикации, участие в Неделе науки и др.; блок 3 - взаимодействие со школами, учреждениями дополнительного образования, детскими оздоровительными лагерями и т.п.).

Тема 2. Профессионально-ориентированное обучение математике в МАОУ «Медико-биологический лицей г. Саратова».

Аннотация. Обучение школьников в профильных общеобразовательных организациях (таких как медико-биологический лицей и др.) ориентировано в основном на углубленное изучение профильных предметов (в данном случае естественнонаучного направления). Между тем математика имеет большое значение для тех, кто увлекается биологией, экологией, химией, географией и т.п. Она необходима для развития мышления, воображения, интуиции. Но главное, будущим врачам, экологам, ветеринарам, агрономам, ботаникам и др. математика нужна для развития умений прогнозировать и анализировать реальные химико-биологические явления и процессы посредством математических моделей. Однако учащиеся естественнонаучного профиля не всегда осознают профессионально ориентированный характер математики, а, следовательно, и важность ее изучения для осуществления в будущем эффективной профессиональной деятельности. В магистерской работе будут рассмотрены и экспериментально проверены: научно-педагогические основы и методика реализации профессиональной направленности обучения математике в МАОУ «Медико-биологический лицей г. Саратова».

Тема 3. Развитие познавательного интереса к мате-

матике у студентов нематематических специальностей вузов.

Аннотация. В Концепции развития математического образования в РФ, среди проблем развития математического образования на первом месте стоит группа проблем мотивационного характера, то есть низкий уровень учебной мотивации. Одна из причин указанного положения заключается в повышенной трудоемкости математики как учебной дисциплины. С другой стороны, математика является одним из главных средств развития обучающихся. Изучение математики не только подготавливает студентов к применению ее в других областях, но, и что не менее важно, выполняет системообразующую функцию в образовании, положительно влияя на изучение других дисциплин. В связи с этим одна из основных задач преподавателя математики, по мнению разработчиков Концепции, состоит в том, чтобы сделать процесс получения математических знаний «осознанным и внутренне мотивированным». Цель магистерской работы: сформулировать и экспериментально проверить эффективность условий развития познавательного интереса к математике у студентов нематематических специальностей вузов.

Методические рекомендации по подготовке магистерской работы.

Обоснование научной и/или практической актуальности темы и разработка методологического аппарата магистерской работы (цели и задачи; объект и предмет; методы; научная новизна и практическая значимость). Для обоснования практической актуальности темы необходимо показать недостатки в степени обученности и воспитанности обучающихся, которые следует устранить, и показать недостатки в образовательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности студентов. Для обоснования научной актуальности следует показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты. Объект исследования - это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Предмет исследования - это своего рода ракурс, тот аспект, точка зрения, которая позволяет видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого объекта. Предмет исследования часто либо совпадает с темой, либо более конкретизирован за счет введения определенных средств, методов и т.п., помогающих решить проблему исследования. Цель - это конечный результат исследования. Задача - шаг, этап достижения цели. Среди значительного количества задач, подлежащих решению, важно выделить основные (не более пяти). Методы исследования предполагают описание теоретических и эмпирических методов, которые будут использованы в процессе работы над темой. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование и др. Эмпирические методы: изучение литературы, документов, изучении е результатов деятельности (обучающихся, преподавателей), наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок, обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент. Прогнозная характеристика научной новизны и практической значимости планируемых результатов исследования.

Библиографический поиск и изучение литературы, Интернет-ресурсов, документальных источников, отечественного (в том числе регионального) и зарубежного опыта по теме магистерской работы. При составлении списка литературы не следует ограничиваться беглым просмотром ее содержания, желательно написание аннотации и тезисное изложение сущности прочитанного материала. Это поможет магистранту глубже разобраться в литературном источнике и адаптировать его к идее своего исследования.

Теоретическая часть магистерской работы.

pedagogical sciences

Реферативный и/или аналитический обзор источников по теме исследования. Реферативный обзор содержит систематизированные факты о состоянии рассматриваемого вопроса, изложенные в последовательном и исчерпывающем виде без их критической оценки автором. Аналитический обзор содержит систематизированную, критически оцененную и обобщенную автором информацию о состоянии рассматриваемой проблемы. Его цель - проанализировать и оценить состояние изучаемой темы, выявить нерешенные проблемы, определить тенденции и перспективы ее дальнейшего развития (прогностический обзор). В обзоре изученной литературы необходимо раскрыть сущность проблемы, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами научно-исследовательской работы. При изучении литературных источников следует выделить и проанализировать базовые понятия по теме исследования. В целом, изучение литературы по избранной теме призвано проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизирования, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса и прийти к выводу, что именно в данной теме еще не раскрыто (или раскрыто частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство магистранта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать сделанное ранее другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор необязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Личный вклад магистранта в теоретическую часть работы состоит из полученных им лично теоретических результатов, характеристики их научной новизны и теоретической значимости. Научная новизна исследования предполагает разработку новых подходов, методов, методик, технологий, средств, форм, позволяющих решить поставленную в исследовании проблему. Научная новизна исследования строится в формулировках: обоснована (например, целесообразность использования разработанных средств (где?)); построена (например, модель (чего?)); разработана (например, методика обучения математике, способствующая (чему?)); предложены (например, критерии (какие?)) и т.д. Теоретическая значимость магистерской работы предполагает раскрытие основного теоретического инструментария, разработанного магистрантом, который позволяет решить поставленную в исследовании проблему и достичь цели научно-исследовательской работы.

Практическая часть магистерской работы: представление теоретических результатов на уровне практического применения. Практическая часть исследования состоит в том, чтобы полученные теоретические результаты довести до уровня практического применения, разработать и внедрить в учебный процесс (например, разработать комплекс средств обучения по конкретной теме и методические рекомендации по его использованию в учебном процессе и т.п.).

Экспериментальная работа (при условии ее проведения). Описание констатирующего, формирующего (обучающего), итогового (контрольного) этапов эксперимента. Констатирующий этап ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта. Главная задача - зафиксировать реальное состояние изучаемой проблемы до формирующего эксперимента. Основной задачей формирующего эксперимента является проверка эффективности новых методик, технологий, средств обучения и т.п., которые по замыслу исследова-

теля, могут повысить эффективность профессионально ориентированного обучения математике. Контрольный этап эксперимента проводится в процессе и по окончании обучающего эксперимента для установления изменений изучаемых компонентов. Выполняемый эксперимент должен исключать влияние случайных и неконтролируемых факторов на его результаты. С этой целью выборки должны быть репрезентативными, методики - надежными и валидными. Результаты эксперимента должны быть объективными. Важно не допустить: переоценки значимости полученных результатов; необоснованного распространения их на те области, которые не подвергались анализу достаточно детально; некорректное использование результатов математической обработки данных.

Апробация результатов магистерской работы. Апробация исследования - одно из условий его корректности, состоятельности, истинности полученных результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователя, вовремя исправить допущенные недочеты. Апробация может проходить в форме участия в научных мероприятиях (выступления на конференциях, семинарах, круглых столах, участие в исследовательских проектах и грантах), участия в конкурсах научных работ, участия в создании объектов интеллектуальной собственности, публикаций статей и т.п. Для апробации магистерской работы магистранту необходимо: выступление с последующим обсуждением на одной или более конференциях (семинарах, заседаниях кафедры и т.п.) и публикация одной или более статей по теме исследования.

В рамках выполнения выпускной квалификационной (магистерской) работы предполагается прохождение преддипломной практики. Целями преддипломной практики являются: проведение педагогического эксперимента (если он предполагается), апробация и оформление результатов магистерской работы, по результатам защиты которой государственной экзаменационной комиссией оценивается уровень подготовленности выпускника программы «Профессионально ориентированное обучение математике» к решению профессиональных задач.

В результате прохождения преддипломной практики обучающийся должен:

- знать: способы освоения и применения новых исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере профессионально ориентированного математического образования; формы и методы осуществления профессионального самообразования; формы и методы взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами (при проведении педагогического эксперимента);

- уметь: осваивать новые методы исследования и применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере профессионально ориентированного математического образования; осуществлять профессиональное самообразование; оформлять и представлять результаты научного исследования в сфере профессионально ориентированного математического образования в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, презентации, тезисов докладов, научной статьи, отражающих проведенное исследование, и т.п.); взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами (при проведении педагогического эксперимента);

- владеть: способностью к самостоятельному освоению и применению новых исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере профессионально ориентированного математического образования; навыками профессионального самообразования; практическим опытом оформления

педагогические науки

и представления результатов научного исследования в сфере профессионально ориентированного математического образования в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, презентации, тезисов докладов, научной статьи, отражающих проведенное исследование, и т.п.); готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами (при проведении педагогического эксперимента).

Критерии оценивания результатов защиты магистерской работы приведены в государственной итоговой аттестации выпускников бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» [3]. Государственная комиссия, оценивая выпускную квалификационную работу, руководствуется в совокупности следующими критериями: актуальность и степень разработанности темы работы; корректность постановки и полнота, самостоятельность достижения цели и задач работы; теоретическая и практическая значимость работы; процесс защиты работы (содержание доклада, ответов на поставленные в ходе защиты вопросы; отзыв научного руководителя, оценка рецензента); качество оформления работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2014 г. N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/440401.

2. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателя математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.

3. Кондаурова И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 166-168.

Статья поступила в редакцию 30.06.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.