Правительством Чувашской Республики и Правительством Венгерской Республики было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве [7].
Информация, представленная в фонде Чувашского республиканского отделения общества советско-венгерской дружбы, полностью совпадает с публикациями в периодической печати Чувашии указанного периода и подтверждается венгерскими источниками [8]. Анализируя материалы фонда, можно заключить, что они представляют собой уникальную источниковедческую базу для изучения чувашско-венгерских связей в 1970-1980-е гг., охватывающую весь спектр многостороннего сотрудничества.
Богатый опыт, накопленный в результате 20-летнего планомерного сотрудничества, до сих пор представляет собой научный интерес. В начале третьего тысячелетия Чувашия снова ищет добросовестных зарубежных партнеров, способных привлечь значительные инвестиции в экономику, и вновь, как и 40 лет назад, сотрудничество с Венгерской Республикой становиться для Чувашии одним из приоритетных направлений [1].
Литература
1 .Баранчаев Д. Города-побратимы после долгой разлуки [Чувашия - Венгрия: сотрудничество продолжается] // Чебоксарские новости. 2004. 28 мая. № 104. С. 1.
2.ГАСИЧРФ. 1. Оп. 39. Д. 336. Л. 218.
3. ГАСИ ЧРФ. 2752/2471. Оп. 1.
4. ГИА ЧР. Ф. 1898. Оп. 1. Д. 1168. Л. 24-27.
5.Димитриев ВД. Дружба крепнет [о дружбе венгерского и чувашского народа] // Советская Чувашия. 1981. 4 апреля. С. 2.
6. Марков А. Проверено временем [О чувашско-венгерских связях] // Культура и жизнь. 1980. № 6. С. 21-22.
7. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Чувашской Республики и Правительством Венгерской Республики [от 1 сентября 1993 года] // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2003. № 9. С. 722.
8. Chuvash Studies. Edited by Andras Kiado, Budapest. Akademial Kiado. 1982. 312 c.
КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант историко-географического факультета, Чувашский государственный университет, Чебоксары ([email protected]).
KUZNETSOV ALEXANDER VLADIMIROVICH - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Che-boksary._________________________________________________________________________________________________________
УДК 348.72
В.Ф. ЛЕВИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МУСУЛЬМАНСКОЙ РЕЛИГИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКОВ
Ключевые слова: православная вера, ислам, мусульманин, язычество, иудаизм, хлысты, церковь, государство, вера.
Исследовано государственное правовое регулирование деятельности неправославных вероучений. Предметом публикации является государственная и церковная политика России по отношению к мусульманской религии в конце XVIII - начале XIX вв.
V.F. LEVIN
THE STATE AND CHURCH POLICY OF RUSSIA IN RELATION TO MOSLEM DOCTRINE IN THE END OF XVIII - BEGINNING XIX CENTURIES
Keywords: Orthodoxy, Islam, Muslim, The Moslem, Paganism, Judaism, Church, State, Church court.
The article deals with the state legal regulation of activity not orthodox dogmas. A studying subject Is the state and church policy of Russia under the relation at Moslem doctrine In the end of XVIII - the beginning of XIX centuries.
Правовые основы государственной политики в отношении ислама и мусульман формировались на протяжении XVIII-XIX вв. При Екатерине II понятие «веротерпимость» уже не было абстрактным. Принцип «мы вами владе-
ем, вы нам подчиняетесь, платите налоги, за это живите и веруйте, как хотите» [4] воплощался в указы, определявшие конкретные условия жизни неправославных подданных. Ряд общероссийских реформ, проведенных в этот период, затрагивал мусульман Поволжья. Основы правительственной религиозной политики России в отношении мусульманского населения были заложены еще при Екатерине II, которая стремилась сделать Российскую империю покровительницей мусульманских подданных и видела в религии один из рычагов власти. Национально-религиозная политика имперской власти строилась на основе концепции «цивилизаторской миссии» России в «дикой», «нецивилизованной» Азии. При правлении Екатерины II политика религиозных преследований и насильственного обращения мусульман в православие, особенно характерная для XVI и даже XVII вв., сменилась в XVIII в. политикой веротерпимости, ставшей одним из принципов государственного строительства.
Был принят ряд документов в рамках реализации данного курса. Первым законодательным актом, регламентировавшим «духовные дела» мусульман на территории империи и положившим начало организации служителей мусульманского культа в подконтрольное правительству духовное сословие, был указ Екатерины II об учреждении органа управления делами мусульман -Уфимского магометанского закона духовного собрания (впоследствие - Оренбургского магометанского духовного собрания, или сокращенно - ОМДС). Главными функциями этого государственного органа был надзор за назначением мулл и проведение испытаний кандидатов на право занимать мусульманские духовные должности, т.е. отбор среди них людей «в верности надежных и доброго поведения». В свою очередь, ОМДС строго контролировалось властями, о чем сказано в указе: «Дабы отправляемые в Духовном Магометанского закона Собрании дела производились законами определенным порядком, прокурору верхней расправы иметь наблюдение над производством и течением оных» [1].
В правоприменительной практике ОМДС руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Под давлением властей оно принимало постановления, запрещавшие религиозным служителям применение тех положений шариата, которые явно противоречили законам Российского государства. Эти запреты в основном касались системы наказаний за нарушение норм морали, предусмотренных мусульманским правом.
После сдачи муллами экзамена на право быть официальными служителями культа (в него входила проверка знания теории и практики ислама) их документы направлялись на высочайшее утверждение. Если следовало утверждение, то муфтиат выдавал кандидату именной императорский указ и свидетельство о присуждении духовного звания ахуна, в котором также указывалось и педагогическое звание (мударрис, мугаллим). «Так появились понятия «указной» и «неуказной» мулла, - пишет Я. Забелло. - Было издано распоряжение: мулл неуказных вывести «за штат». Это было первое в истории России разделение ислама на мечетный и внемечетный, официальный и неофициальный, что имело важные последствия. Всем, кто по тем или иным причинам не попадал в число указных мулл, - не имел средств доехать до Уфы или по политическим соображениям не хотел связываться с русской властью, - пришлось перейти к полуподпольной деятельности. Впервые в российском исламе была создана не свойственная ему жесткая иерархия - власть нуждалась в муфтии - «смотрящем», функционере наподобие обер-прокурора Синода, который отвечал бы за действия мусульман и правильное содержание проповедей» [5. С. 88].
Необходимость строить религиозную политику правительства на принципах «полной терпимости» требовала, по мнению Александра I, создания специализированного государственного органа, который мог бы осуществлять постоянный контроль и управление духовными делами многочисленных конфессий, поддерживая при этом принцип веротерпимости, «насколько такая веротерпимость может согласовываться с интересами государственного порядка» православного государства [3]. Манифестом от 25 июля 1810 г. «О разделении государственных дел на особые управления с означением предметов, каждому управлению принадлежащих» в рамках масштабной реформы системы государственного управления, предложенной М.М. Сперанским, было учреждено Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, впоследствии - Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) [6]. Его возглавил обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын, стремившийся в своей деятельности «объединить последователей всевозможных религиозных учений на почве общечеловеческих нравственных задач» [2]. С созданием этого органа начался новый этап в государственно-правовом регулировании отношений в сфере религии в России.
Основную задачу религиозной политики правительство Александра I видело в предотвращении конфликтов на религиозной почве между представителями различных конфессий (т.е. сохранении «спокойствия» и «тишины»), поэтому оно намечало передачу функций исполнения мероприятий религиозной политики в МВД. Это наделяло Главное управление духовных дел иностранных исповеданий широким кругом полномочий и должно было обеспечить дальнейшее подчинение конфессий интересам государственной политики. Главное Управление духовных дел иностранных исповеданий вошло в состав МВД как Департамент духовных дел иностранных исповеданий только 2 февраля 1832 г.
Служители мусульманского культа по ряду параметров были более ущемленными в правовом плане, нежели священнослужители христианских конфессий. К примеру, за физическое насилие над ними или оскорбление закон предусматривал меньшее наказание, чем за аналогичные действия в отношении духовных лиц христианских вероисповеданий. Согласно указу от 25 января 1822 г. [5. С. 82] они подлежали телесным наказаниям за совершенные уголовные преступления, тогда как священнослужители христианских исповеданий были от них освобождены. Лишь в феврале 1850 г. последовало распоряжение, освободившее мусульманское духовенство от этих наказаний [5. С. 82].
Литература
1 .Абашин С.Н. Ислам и культ святых// Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 129.
2. Адрианов С.А. Министерство внутренних дел. Исторический очерк (1802-1901) СПб., 1902. С. 88.
3. Вапиханов 4M. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды // Валиханов Ч.Ч. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. А - А. Алма-Ата,1984. С. 273-274.
4. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / сост. Д.Ю. Арапов. М.: ИКЦ «Академия», 2001. С. 19.
5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 3. М.: Вост. литература, 2001.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. (ПСЗРИ - 1). 1767-1769 гг. Т. 18. № 12949. СПб., 1830.
ЛЕВИН ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ - кандидат юридических наук, профессор кафедры государственного и административного права, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).
LEVIN VALERY FEDOROVICH - candidate of juridical sciences, professor of chair state and administrative law, Mordovian State University, Russia, Saransk.