HISTORICAL SCIENCES
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА, АРТИЛЛЕРИИ КАК ВИДА ВООРУЖЕНИЯ И РОДА ВОЙСК В XVIII ВЕКЕ
Бенда В.Н.
Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, кандидат исторических наук, доцент, доцент межфакультетской кафедры истории
STATE FINANCIAL POLICY OF DEVELOPMENT OF ENGINEERING, ARTILLERY AS WEAPONS AND KINDS OF TROOPS IN THE XVIII CENTURY
Benda V.N.
Leningrad state University them. A. S. Pushkin, candidate of historical Sciences, associate Professor, interfaculty Department of history
АННОТАЦИЯ
До настоящего времени в различного рода источниках, в которых освещаются вопросы развития артиллерии и инженерного дела в России на протяжение X|VIII в., встречаются противоречивые данные. Автором, на основе сопоставления данных, подчеркнутых им в различных источниках, уточняются некоторые статистические показатели, характеризующие состояние русской армии и ее артиллерийского и инженерного корпусов на протяжение XVIII столетия. Отмечается, что в указанный период одним из важнейших условий планомерного развития артиллерийского и инженерного дела, было своевременное и полноценное финансирование государством содержания артиллерии и инженерного корпуса. Помимо этого, в статье впервые вводятся в научный оборот некоторые архивные источники.
ABSTRACT
To date, various sources, which highlights the issues of the development of artillery and engineering in Russia for X|VIII., to meet conflicting data. The author, based on mapping the data highlighted them in various sources, specified some statistical indicators characterizing the state of the Russian army and its artillery and engineering corps during the XVIII century. It is noted that in this period one of the most important conditions for the orderly development of artillery and engineering, was timely and full financing of the government of the content of the artillery and engineering corps. In addition, for the first time introduced into scientific circulation some archival sources.
Ключевые слова: XVIII в.; Петр I; Елизавета Петровна; П.И.Шувалов; реформы; артиллерия; артиллерийское вооружение; инженерное дело; снабжение; финансирование.
Key words: eighteenth century, Peter the great; Elizabeth; P. I. Shuvalov; reform; artillery; artillery weapons; engineering; logistics; Finance.
Несмотря на то, что со времен Петра Великого Российское государство постоянно вела борьбу со своими соседями, развитие военного дела в ней, продвинулось недалеко вперед. В данной работе проследим постепенные изменения в организации и составе русской армии и ее артиллерийского и инженерного корпусов на протяжение второй четверти XVIII в., а также в преддверии и в период Семилетней войны. Немаловажным аспектом работы, будет краткий анализ основных начал развития военного искусства, которые проявились во время противостояния русской армии с армией Фридриха Великого в начале второй половины XVIII в.
Одним из важных организационных начал любой армии, было комплектование её различного вида и предназначения личным составом.
В царствование Елизаветы Петровны, комплектование армии рядовым личным составом проводилось за счет рекрутских наборов. Обыкновенно, каждый раз, объявляя манифестом об очередном рекрутском наборе, в нем указывалось число душ, с которого брался один рекрут, а также всегда довольно подробно и точно определялись все правила и указания, касающиеся проведения рекрутского набора. Из манифестов можно видеть, что набор рекрут производился по мере необходимости укомплектования армии и проходил во всем государстве. Любопытно, что каждый раз, когда проводился рекрутский набор, один рекрут брался с различного числа душ. Например, в ходе проведения рекрутского набора в 1746 г., один рекрут брался с 170 душ[22,с.492-497], в 1748 г. - с 190
душ[22,с.951-956], в 1756 г. - с 135 душ[23,с.628-633].
Комплектование русской армии офицерским составом проводилось на тех же принципах и по тем же правилам, что и при Петре I. В 1714 г. Петр I издал указ, которым предписывалось, чтобы и сами дворяне, и «.. .их дети и сродники, которые от тридцати до десяти лет возраст имеют. », являлись в Сенат или другой специально учрежденный орган на смотр и дальнейшей записи для прохождения службы в гражданской или военной сферах[1,л.20]. До 1736 г. не было определено никаких сроков дворянской военной службы. Как правило, право на отставку от службы, дворяне получали достигнув преклонного возраста, а также в случае болезни или увечья (ранения), полученного в сражениях. В других случаях, отставка от военной службы запрещалась. Манифестом от 31 декабря 1736 г. был установлен 25-летний срок военной выслуги для дворян, с одним условием, что стаж выслуги (действительная служба) начинал отсчитываться, когда дворянин достигал двадцатилетнего воз-раста[20,с. 1022]. Этим же манифестом предписывалось, чтобы все дворянские дети в возрасте от 7 до 20 лет проходили обучение, или как сказано в манифесте «.были в науках», после чего, для них начинал отсчитываться 25-летний срок военной службы. Такие же правила прохождения военной службы для дворян, сохранились и в период правления Елизаветы Петровны. В те времена, очень часто получалось так, что офицеры, убывшие из своих частей в командировки или получившие кратковременные отпуска, по требованию или приказу не являлись к месту прохождения службы. Следует заметить, что такие уклонения от службы, встречались довольно часто. Об этом может свидетельствовать неоднократные наставления и указания, издаваемые соответствующими органами государственного и военного управления, говорящие о том, чтобы офицеры незамедлительно прибывали к
месту службы по первому требованию. Если кто-то из них оправдывал свое уклонение от службы болезнью, то таким предписывалось пройти медицинское освидетельствование специальной комис-сией[27,с.6]. Правительством обращалось строгое внимание на обстоятельства увольнения в отставку. В случае, если в отставку увольнялся офицер, могущий еще дальше продолжать службу, должностное лицо, предоставившее возможность офицеру уйти со службы, могло было лишиться своих чинов и быть разжалованным в рядовые[24,с.476]. Только в соответствии с манифестом Петр III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» [24,с.912-915] изданному 18 февраля 1762 г., дворянам было предоставлено право служить или не служить и выходить в отставку в любое время, за исключением военного, и за три месяца до начала похода или совершения марша армии к местам боевых действий. Этим же манифестом было отменено обязательство родителей-дворян, представлять своих детей на службу. При производстве в очередные воинские звания (чины), в царствование Елизаветы Петровны строго соблюдался принцип старшинства по службе. Если кто-то был недостоин производства в следующий чин, то обязательно указывались причины или обстоятельства, по которым офицерам отказывалось в присвоении очередного воинского звания[21,с.585]. Производство в следующий чин за особые заслуги, производилось лишь после личного доклада импера-трице[21,с.909].
По состоянию на 1743 г. в состав русской армии, кроме гвардейских полков, входило 46 пехотных полков, 29 драгунских, 3 кирасирских и 3 гу-сарских[21,с.929].
Общая численность русской армии в середине XVIII в. представлена в таблице 1, составленной автором по данным Военно-статистического сбор-ника[16].
Таблица 1
Состав и численность русской армии в середине XVIII в.[16,с.40]
Полевые Гарнизонные Особые
войска войска войска
Пехота Кава-ле- Пехота Кава-ле- (обсерваци-он-
рия рия Артил- Ито- ный кор- Все-
Год в в лерия го пус, ландми-ли- го
о н о Л атал W Людей Полков Людей о н о Л атал W Людей Полков Людей ция, 8 гу-сар-ских полков, ка-заки и т.д. -В.Б.)
1740 (N 80568 г-m 42722 OS OS 65200 г- 8500 5217 202157 45400 246557
1756 6 «Ч 138875 г- m 43200 4t 65050 t- 8500 7275 262900 75454 338354
1764 7 О 112800 m m 32952 4t 00 64905 t- 6790 8500 225942 46744 272686
Принято считать, что в постпетровский период, развитие военного искусства, в т.ч. артиллерийского и инженерного, до начала второй половины XVIII в. двигалось медленно, отставая во многих вопросах от западноевропейского.
Артиллерия, как вид оружия и род войск, в своем развитии нуждалась не только в совершенствовании практических основ ее применения, но и в разработке новых организационно-штатных и научно-технических основ, в конструировании и
изготовлении новых образцов артиллерийского, стрелкового и иного вооружения, а также боеприпасов и иного снаряжения к ним. Немаловажное значение для этого играло достаточное и своевременное финансирование содержания артиллерии и инженерного корпуса.
Для сведения, в таблице 2 приведены размеры денежных средств, выделяемых на содержание артиллерии согласно утвержденного в 1712 г. нового артиллерийского штата.
Таблица 2
Общие суммы на содержание артиллерии по вновь утвержденному в 1712 г. штату артилле-
рии[25,с.10]
Наименование структурных Количество людей в этих под- Общая сумма их годового де-
подразделений разделениях согласно штата нежного жалования
Генеральный штаб 19 20622 р.
Полковой штаб 2340 18491 р.20 к.
1 бомбардирская рота 113 2710 р.60 к.
6 канонирских рот 912 17553 р.60 к.
Инженеры 25 2400 р.
1 минерная рота 75 1569 р. 60 к.
1 понтонная рота 36 756 р.
Петардиры 6 648 р.
Итого 4526 64750 р.40 к.
На припасы и покупку лошадей 130228 р.
Общая годовая сумма расходов на артиллерию 194978 р. 40 к.
Заметим, что в таблице 2 итоговые суммы требуют уточнения. Итоговая сумма, выделяемая на годовое жалование (64750 р.40 к.) указана без учета размера годового жалования артиллерийских служителей (приказные, различного рода мастеровые, воротники и т.д. - В.Б.), которая, соответственно, составила еще 13475 р. 61 к. В общую годовую сумму расходов на артиллерию не включены еще 1017 р. 56 к. выделяемых на посыльных в приказы и на прогоны (проездные - В.Б.).
Таким образом, годовая сумма, выделяемая на содержание артиллерии, начиная с 1712 г. была определена в 209471 р., 57 к. (у Н.Е.Брандер-бурга - 209927 р.97 к. [15,с.286]; у П.Н. Милюкова - 209786 р. [19,с.374], у Д.П.Журавского - 194978 р. [17,с.7]) из которых примерно 37% расходов составляли денежное жалование военнослужащим артиллерийских и инженерных подразделений и различного рода и предназначения, гражданским служащим и мастеровым, а 63% от этой суммы,
предназначалось на закупку вооружения, амуниции и других артиллерийских припасов для артиллерии.
В мае 1724 года, по именному указу Петра Великого было определено, чтобы начина с этого года в артиллерийское ведомство, которое помимо всего прочего отвечало за постройку и ремонт крепостей, цейхгаузов, магазинов ежегодно отпускать по 300000 рублей, а на содержание инженерного корпуса из этой суммы выделялось примерно 55190 р. [7,л.47].
Другой исследованный нами архивный источник, носящий название «Экстракт о крепостях и инженерном корпусе и денежной сумме на содержание инженерного корпуса с крепостями отпускать положено в каждый год» [12,л.19об.], показывает, что «.. .по конфирмованному (утвержденному - В.Б.) в 1725 г. штату» [11,л.3], на жалование генералитету и прочим служащим, на расходы инженерного корпуса выделялось 55189 р. 87 к., которые распределялась по статьям, представленным в таблице 3.
Таблица 3
Постатейные расходы на содержание инженерного корпуса согласно утвержденного в 1725 г.
штата[17,с.50]
Названия чинов Число чинов Сумма на содержание, руб.
Инженерный генералитет 3 6501
Состоящие при нем чины 9 1164
На канцелярские расходы - 350
Денщиков - 342
Штаб инженерного полка 18 6106
8 инженерных рот 308 25120
Минерная рота 193 5994
На ремонт лошадей и амуниции - 312
При крепостях разных нижних чинов 212 5172
Инженерная школа 66 2407
На инструменты - 144
Контора инженерного правления 19 1576
Итого 828 55189
В этом источнике подтверждено положение о том, что «По указу Правительствующего Сената 1730 г. 23 марта на содержание крепостей, одной починкой по анштальту (штату - В.Б.) 1725 г. положено по 70000 р. А за исключением из того ниже писанной определенной на исправление всех крепостей 70000 суммой положенной по означенному 1725 года анштальту, на Санкт-Петербургскую и Шлиссельбургскую крепости особой суммы 4660 р. 13 и У к., отпускается 65339 р. 87 к.» [12,л.19об.].
Обратим внимание на то, что общая годовая сумма, выделяемая на содержание инженерного корпуса до 1732 г., составляла порядка 120529р. 74 к. (55189р.,87к. + 65339р.87 к. - В.Б.)
Начиная с 1732 г. в размерах годовой суммы, выделяемой из государственной казны на содержание инженерного корпуса, а также на строительство новых и ремонт существующих крепостей произошли изменения. По именному указу императрицы Анны Иоанновны из Сената, состоявшимся в 1732 г. на постройку и ремонт Санкт-Петербургской и Шлиссельбургской крепости было выделено еще 66666р. 67к. [12,л.19об.].
Таким образом, общая сумма годовых расходов инженерного ведомства вплоть до 1757 г. составила примерно 187196р. 41 к., а артиллерийского корпуса - 231297р.32 к.
Однако, следует заметить, что в полном объеме финансовые средства, предназначенные для содержания инженерного корпуса, государством, практически никогда в полном объеме не выделялись. Например, согласно «Ведомости, учиненной в конторе артиллерийской и фортификационной после указа Канцелярии Главной артиллерии и фортификации (КГАиФ) сколько какого именно на которых правительствах по ныне имеется инженерного долгу и по ассигнации оттуда сколько с прошлого 1744 года в недосылке денег и зачем оных до ныне не заплачено...»[6,л.155-166] следовало принять с 1742 по 1759 гг. примерно 90028р. 64 к., из которых 73396 р. 40 к. недополучено [6,л.165об.-166].
В 1757 г. в структуре инженерного ведомства произошли серьезные изменения - был утвержден штат первого инженерного полка, согласно которому на его содержание в год отводилось 49212 р. 74 к. [8,л.349-364об.].
В итоге, общая годовая сумма, выделяемая на инженерный корпус увеличилась до 236409 р. 15 к. [12,л.19об.].
Такая сумма на содержание инженерного корпуса отпускалась вплоть до 1763 г., когда вместо сумм, положенных по штату 1728 г. на инженерный корпус и по штату 1757 г. на инженерный полк, следовало отпускать из государственной казны «...на жалование, мундир, ружье и провиант» 95624 р. 96 к. [12,л.19об.]. К этой сумме добавлялись расходы, предназначенные на содержание крепостей, определенные вышеозначенными указами 1730 и 1732 гг., составившие 132006 р. 54 к. (65339 р. 87 к. + 66666 р. 67 к.), что в итоге составило общую сумму расходов на инженерный корпус в 227631 р. 50 к.( 95624 р. 96 к. + 132006 р. 54 к.) [12,л.19об.].
18 ноября 1763 г. состоялся именной указ императрицы Екатерины II, согласно которому, начиная с 1764 г., на содержание как артиллерийского, так и инженерного корпусов была определена общая сумма в 600000 р.
Помимо хронического недофинансирования, на положение дел в артиллерии и в инженерном деле в конце 40-х гг. - начале 50-х гг. XVШ в. непосредственное негативное влияние оказывали не только неудовлетворительное финансирование артиллерийского и инженерного управлений со стороны Военной коллегии, но и отсутствие с 1748 по 1756 гг. начальника артиллерийского и инженерного корпусов, т.е. генерал-фельдцейхмей-стера.
Это привело к тому, что полковая артиллерия не имела единой организации. В одних полках было по 2, а в других по 4 орудия. По вопросам довольствия, снабжения и боевой подготовки полковая артиллерия подчинялась Канцелярии главной артил-
лерии и фортификации, а по вопросам боевого применения - командиру полка. Офицеров при полковой артиллерии не было. Командиры полков не несли ответственности за свою полковую артиллерию. Численность полевой и осадной артиллерии была сокращена. Особенно большой некомплект был и осадной артиллерии и фурштате[18,с.210].
Между тем, обострение внешнеполитической обстановки в Европе требовало срочного пересмотра артиллерийских и инженерных штатов с целью подготовки артиллерии к возможной войне. Исходя из этих соображений, Сенат и Военная коллегии в 1754 г. потребовали ускоренного составления новых штатов. Вопросы переустройства артиллерии находились в компетенции Воинской комиссии, созданной в 1754 г., в которой представителем от Канцелярии главной артиллерии и фортификации по артиллерии был подполковник К. Б. Бороздин[13,л.321], а по инженерному корпусу полевого полка подполковник Епанчи-нов[12,л.13об.].
Дальнейшая история с разработкой и утверждением новых артиллерийских и инженерных штатов выглядит следующим образом.
Проекты штатов 1744-1746 гг., неоднократно подвергавшиеся пересмотру и разного рода уточнениям, 24 февраля 1754 г. были на рассмотрение в ГВК. 28 апреля 1755 г. в указе, присланном в КГАиФ из ГВК было сказано, что «.хоть те штаты в ту коллегию внесены, только за случившимся переезде коллегии из Москвы в СПб. и за другими самонужнейшими делами еще не рассмотрены» [12,л.13].
25 февраля 1755 г. по указу ПС, члены комиссии по рассмотрению новых артиллерийских и инженерных штатов, учрежденной при Правительствующем Сенате были соединены с комиссией, организованной по тому же вопросу при ГВК.
Расходы государственной казны на содержани
Комиссии предписывалось рассмотреть все вопросы, касающиеся коллегии комиссарского правления артиллерийской канцелярии, т.е. вопросы снабжения и обеспечения, артиллерийских штатов и прочие проблемы, имеющие отношение к организационному устройству артиллерии и фортификации (инженерного корпуса - В.Б.) [12,л.13об.].
В 1756 г., именным указом императрицы Елизаветы Петровны, генерал-фельдцейхмей-стером был назначен граф П.И.Шувалов[2,л.16], приступивший к активной работе по реформированию артиллерии и инженерного корпуса.
Результатом совместных усилий вышеуказанной комиссии и нового генерал-фельдцейхмейстера явилось принятие в январе 1757 г. полных и подробных штатных положений и других документов, касающихся всех частей артиллерии и инженерного корпуса, например, таких как: «Рассуждение о полковой артиллерии» [8,л.60-73об.], «Регул о содержании в армейских пехотных полках полковой артиллерии» [8,л.74-90], «Штат полевой артиллерии» [8,л.134об.], «Штат артиллерийских полевых полков которые именуются артиллерийский полевой 1-й полк, а второй артиллерийский полевой 2-й полк, сколько в каждом полку каких чинов порознь содержать и им на жалование и прочее имеет быть» [8,л.272-274об.], «Формуляр о понтонных должностях» [8,л.337-348об.], «Штат инженерного полка и обоснование его утверждения, а также список его оснащения и сроков службы тех или иных вещей» [8,л.349-364об.].
Для примера, приведем расходы финансовых средств, затрачиваемых государством на содержание артиллерийских школ, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, по состоянию на 1756 г.(см. таблицу 4).
Таблица 4
артиллерийских школ в 1756 г. [4,л.529-529об.]
При артиллерийской школе В Санкт-Петербурге В Москве
Число Жалование в год число Жалование в год
одному всем одному всем
Лабораторных и чертежных Санкт-Петербурге и в Москве под
ведением обер-фейерверкера и фейерверкера
Учеников 1-й статьи 10 24 240 10 18 180
2-й 10 18 180 10 15 150
3-й 10 12 120 10 12 120
Школьный сторож и истопник 1 12 р. 1 8 р.
Для обучения тех учеников чи- 1 180 1 120
стого ручного рисования и снятия
артиллерийских чертежей и между
тем для исправления прочих ар-
тиллерийских рисовальных дел
мастера штык-юнкерского ранга
Продолжение таблицы №4
В арифметической, словесной и письменной
Учитель арифметики и геометрии, тригонометрии штык-юнкерского ранга 1 60
Учитель словесной и письменной науке 1 36
Учеников 60 Тем школьникам жалования денежного не давать, а содержать их пищей и мундиром на казенной сумме до настоящего их обучения в школе
Кратко коснемся вопросов обеспечения материальной частью, снаряжением и другими видами довольствия артиллерии и инженерных войск, определенного новыми штатами, утвержденными в начале Семилетней войны.
Так, например, новым штатом полевой артиллерии, утвержденным 11 января 1757 г., предусматривалось содержать в ней слeдующее число орудий с определением их веса и цены(см. таблицу 5) [25,с.296].
Таблица 5
Число орудий с определением их веса и цены, полагавшихся содержать в полевой артиллерии в
соответствии со штатом 1757 г.
Название артиллерийских орудий и калибр Число орудий Вес одного орудия Цена одного орудия
Пушки медные 12-фунтовые 8 112 336 р.
8-фунтовые 16 56 168 р.
6-фунтовые 16 44 132 р.
3-фунтовые 24 15,5 46 р. 50 к.
Мортиры медные 2-пудовые 4 41 123 р.
Гаубицы медные 1 -пудовые 12 75 225 р.
Гаубицы медные '/2 -пудовые 12 37,5 112
При 3-фунтовых пушках медных морти-рок 6-фунтовых 48 30 фунт. 2 р. 25 к.
Итого 140 5 618 16842 р.
Из таблицы 5 видно, что штат полевой артиллерии предусматривал содержание в ней 140 пушек, мортир в гаубиц, и при них 48 маленьких мор-тирок. Финансовые средства, полагавшиеся на годовое содержание полевой артиллерии, предусматривалось выделять из артиллерийских сумм, выделяемых на содержание всей артиллерии. В частности, на год, для содержания и обслуживания полевой артиллерии выделялось 61585 р., из ко-торых[17,с.47]: на ремонт принадлежностей к орудиям, на порох, снаряды, инструменты, мастерские - 5200 р.; на фураж, ремонт, упряжку и прочее на 3686 лошадей - 27726 р.; на содержание артиллерийского фурштата в 1695 человек - 28659 р.
Помимо полевой, в составе артиллерии состояла еще полковая артиллерия и секретные гаубицы.
При всех пехотных и драгунских полках находилось в то время 456 орудий, содержание которых распределялось между артиллерийским ведомством и полками. Содержание орудий полковой артиллерии со станками и принадлежностями, снаряды и порох, полное содержание людей и лошадей при орудиях, составляло примерно в год 25114 р.
Артиллерийская прислуга при полевых и полковых орудиях, составляла два артиллерийских полка, по 10 рот каждый, из которых две роты были
бомбардирскими, а восемь - канонир-скими[3,л.437]. Один из полков назывался первым артиллерийским, другой, соответственно вторым артиллерийским. Предусматривалось в каждом полку «...быть по одному полковнику и одному подполковнику и в каждом же по 2 премьер-майора. А обер-офицеров и унтер офицеров против нынешнего по штату положения с прибавкой на 20 рот» [3,л.437об.]. Общее количество личного состава в двух полках составляло 3089 человек, из которых 2728 нижних чинов (в одном полку нижних чинов 1364 человек - В.Б.) [3,л.441об.]. Полное годовое содержание двух полков обходилось в 98846 р.
Заметим, что в других изученных нами архивных источниках, мы встречали несколько другие данные об общей численности личного состава одного артиллерийского полка и численности различных категорий воинских и других чинов и служащих, полагавшихся по штату. Так, например, общая численность 1 -го артиллерийского полка в 1759 г. уже составляла 1578 человек, среди которых числилось 5 штаб-офицерских чинов, 62 обер-офи-церских, 76 унтер-офицерских и 1440 нижних чинов из которых 96 были денщиками[5,л.712об.].
17 апреля 1763 г. были утверждены новые штаты артиллерийского и инженерного корпу-
сов[25,с.21-29]. Было сформировано 5 артиллерийских полков, из которых один был бомбардирским, два - канонирскими и два - фузелерными. Бомбардирский полк имел на вооружении гаубицы и численность его личного состава осталась прежней. А у других четырех полков, был утвержден новый штат, согласно которому общая численность личного состава в четырех полках составляла 9300 человек, на содержание которых ежегодно отпускалось 249252 р. 30 к. (без учета суммы выделяемой на содержание бомбардирского полка - В.Б.) по следующим статьям[25,с.29]: на оклады денежного жалования - 138208 р.; на рационы - 11132 р.; на провиант - 30950 р. 08 к.; на соль - 2264 р. 64 к. ; на мясо - 6425 р. 28 к.; на полковую и служительскую амуницию - 6542 р. 18 к.; на канцелярские расходы - 240 р.; на мастерские инструменты и припасы - 78 р.; на полковые и служебные повозки с извозчичьим жалованием и содержанием лошадей - 7848 р. 24 к.; на артиллерийскую и ружейную экзерцицию, кроме пороха - 3194 р. 88 к.
Согласно штата 1763 г., в бомбардирском полку численность личного состава составляла 2295 человек, в каждом канонирском - 2329 человек и в каждом фузилерном по 2330 человек, что в общем составило 11613 человек[14,л.21-47].
Если учесть личный состав подразделений гарнизонной артиллерии, фурштатских команд и арсеналов, а также главного органа управления артиллерией и инженерными подразделениями - Канцелярии главной артиллерии и фортификации (КГАиФ), то общее количество личного состава только в артиллерии составляло порядка 25598 человек. Офицерский артиллерийский корпус имел в своем составе 328 офицеров[9,л.281-288]: 6 полковников, 8 подполковников, 18 майоров, 62 капитана, 58 поручиков, 120 подпоручиков и 81 штык-юнкер. Если учесть, что только для пяти артиллерийских полков, не считая команд гарнизонной артиллерии и арсеналов, необходимо было 335 офицеров, то легко себе представить, какой огромный некомплект в офицерском составе был в артиллерии.
В состав артиллерийского и инженерного генералитета входили: генерал-фельдцейхмей-стер, два генерал-лейтенанта, 5 генерал-майоров,
обер-кригс-комиссар, обер-квартирмейстер, генерал-аудитор. При них состояло еще 31 человек на различных должностях. Всего вместе на содержание артиллерийского и инженерного генералитета с их штабами, в год выделялось примерно 30616 р., из которых на жалование и рационы - 28814 р., на канцелярские расходы - 1374 р., на провиант, соль и мясо - 402 р., на вещевое обеспечение и обувь -26 р.
В1765 г. гарнизонная артиллерия и команды получили новое организационное устройство, в соответствии с которым гарнизонная артиллерия была разделена на 5 департаментов (Финляндский, Лифляндский, Киевский, астраханский и сибирский округа - В.Б.) с четким определением количества должностей и чинов в каждой из 64-х крепо-стей[25,с.92-95].
12 февраля 1782 г. Екатерина II отдала распоряжение формально исполняющему обязанности генерал-фельдцейхмейстера генерал-поручику И.И.Меллеру (начиная с 1781 г., в следствие тяжелой болезни Г.Г.Орлов практически не принимал участия в управлении артиллерийским и инженерным корпусами - В.Б.), чтобы тот совместно с генерал-инженером Боуром подготовил и представил ей ведомости «.о суммах должных артиллерийскому и инженрному корпусу... сколько из того на что употреблено, сколько подлежит к возвращению, могут ли оные возвращены быть и в какие сроки или же какие именно встречаются в том трудности» [10,л.14].
Согласно доклада И.И.Меллера «.На содержание пяти артиллерийских полков, генералитета, канцелярии с конторой, кадетского корпуса, фурштата, арсеналов, остзейских и российских гарнизонов, понтонной роты, осадной и полевой артиллерии, на довольствие войск порохом, свинцом и артиллерию снарядами, на содержание пороховых и селитерных заводов со служителями и на лабораторию и иллюминации необходимо в год 860000 р. Да на инженерный корпус и содержание крепостей до 228000р. А всего 1088000р.» [10,л.15].
В таблице 6 представлены данные о размерах денежных средств, которые были заимствованы из инженерной суммы и употреблялись на содержание артиллерии в период с 1768 по 1780 гг. [26,л.70].
Год Взято из инженерной суммы в артиллерийскую, руб. В то число возвращено, руб.
1768 88530 30000
1769 101989 73989
1770 30000 66530
1771 - 16500
1772 35386 -
1773 106294 46180
1774 45000 20500
1775 51435 42596
1776 21000 31105
1777 224648 173379
Таблица 6
Ведомость о забранной сумме из инженерной в артиллерийскую
Продолжение таблицы №6
Год Взято из инженерной суммы в артиллерийскую, руб. В то число возвращено, руб.
1778 175638 187139
1779 20000 25422
1780 222207 82149
1781 242816 228974
1782 46401 20100
Итого во все года 1411344 1044563
На основании вышеизложенного можно утверждать, что хроническое недофинансирование содержания артиллерии и инженерного корпуса, существенно усложняло процесс всестороннего обеспечения функционирования артиллерийского и инженерного корпусов, что, в свою очередь, затрудняло не только какое либо перспективное планирование и исполнение мероприятий повседневной жизнедеятельности в артиллерийском и инженерном корпусах, но и вызывало затруднения с исполнением уже поступивших распоряжений и приказов.
Более того, с определенной уверенностью можно полагать, что в промежутки времени начиная с 1725 по 1750 год на артиллерию, мало обращалось внимания, потому, что в течении этих 25 лет не было ничего существенного сделано для ее развития в плане совершенствования материальной части, организационно-штатного устройства, улучшения материально-технического снабжения.
Наше утверждение можно подтвердить Сенатским указом от 28 мая 1745 г. «Об укомплектовании армейских, драгунских и пехотных полков двойным комплектом артилле-рии»[22,с.388-390] в котором говориться, что положенного числа пушек при многих полках не было, что в других полках лошади, упряжка и прочие принадлежности на одну пушку, содержались из артиллерийских сумм, а на другую от полка из-за недостатка этих сумм, что хотя на артиллерию ежегодно следовало выделять согласно штатам до 300000 р., но артиллерия и инженерный корпус в таких суммах никогда не финансировался, а те суммы, которые и выделялись, никогда в полном объеме до артиллерии не доходили.
Вышеизложенное также можно подтвердить и тем фактом, что в период с 1744 г. по 1758 гг. в артиллерию на её содержание, не дошло из разных мест примерно 108000 р. Эта сумма нами получена по результатам изучения содержания архивного источника носящего название «Ведомость, какое число от прошлого 1744 года главным комиссариатом в окладную сумму на арт. расходы денежной казны в ассигновании имело и по особливым указам на исправление новой вентованной артиллерии и на прочие приемом из здешних правительств определено в то число, сколько в артиллерию принято и за тем кокой суммы откуда недо-нято...»[6,л.141-152]. Например, Тверская провинциальная канцелярия на первую половину 1744 г. из полагавшихся к отсылке в КГАиФ 17000 р. не дослала 11954 р. 57 к. [6,л.143], а Пермская провин-
циальная канцелярия за этот же период из полагавшихся 35547 р. 30 к. не прислала 22050 р. 26 к. [6,л.144об.].
В заключение еще раз хотим обратить внимание исследователей и ученых на то, что, находящуюся в письменных и в архивных источниках различного рода информацию и статистические данные, использующуюся для обозначения каких либо количественных характеристик военной организации российского государства в XVIII в. нельзя слепо и механически дублировать в своих работах и исследованиях, тем более, без указания ссылок на источники, откуда эти данные почерпнуты. Как правило, к такой информации нужно относится настороженно и вдумчиво, чтобы не вводить в заблуждение последующих исследователей и не создавать большей путаницы в подобного рода данных.
Список использованной литературы
1. Архив военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф.24. 0п.97/20. Д.4.
2. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.0п.ШГФ.Д.960.
3. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ.Д.967.
4. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ. Д.984.
5. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.0п.ШГФ.Д.1015.
6. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ.Д. 1031.
7. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.0п.ШГФ.Д.1074.
8. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ.Д.1147.
9. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ.Д.2289.
10. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ. Д.3035.
11. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.ШГФ.Д. 4875а.
12. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.Сборная.Д. 3312.
13. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.Сборная.Д.3352.
14. Архив ВИМАИВ и ВС.Ф.2.Оп.Сборная.Д.3359.
15. Брандербург Н.Е. Материалы для истории артиллерийского управления в России: «Приказ артиллерии», (1701-1720 г.)»/ Н. Е. Бранденбург. СПб.: тип. Арт. журн., 1876. 571 с.
16. Военно-статистический сборник. Вып.^. Отдел II (Вооруженные силы). СПб.: военная типо-графия,1871. 235 с.
17. Журавский Д.П.Статистическое обозрение расходов на военные потребности с 1711 по 1825 год. СПб.: в типографии Карла Вульфа, 1859. 228 с.
18. История Отечественной артилле-
рии. Т. 1. Кн. 2: Артиллерия русской армии в период укрепления абсолютизма (XVIII в.). - М.: Во-ениздат, 1960. - 696 с.
19. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. 2-е изд. СПб.:тип. М.М.Стасюле-вича, 1905. 680 с.
20. Полное собрание законов российской империи, с 1649 г. (ПСЗ). Собр.-1. СПб.: типография II отделения собственной его императорского величества канцелярии,1830. 9(1733-1736). 1022 с.
21. ПСЗ. Собр.-1.Т.11(1740-1743). 988 с.
22. ПСЗ. Собр.-1.Т.12(1744-1748). 960 с.
23. ПСЗ. Собр.-1.Т.14(1754-1757). 863 с.
24. ПСЗ. Собр.-1.Т.15(1758-26 июня 1762). 1048 с.
25. ПСЗ. Т.43: Книга штатов. Ч1 : Штаты военно-сухопутные (1711-1800). СПб.: типография II отделения собственной его императорского величества канцелярии, 1830. 392 с.
26. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.20(Военные дела).Оп.1.Д.225.
27. Состояние военного искусства в России и в Западной Европе в Период Семилетней войны // Военный сборник. Т.43. СПб.: типография департамента уделов, 1865. Отдел неофициальный. 320 с.