Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / финансирование / экспорт / АПК / сельхозпродукция / продукты питания / продвижение на внешние рынки / government support / financing / export / agro-industrial complex / agricultural products / food products / promotion to foreign markets

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О И. Карпова, К А. Суровнева

В условиях санкционных ограничений повышается актуальность формирования продовольственной безопасности государства. Эффективное функционирование аграрного сектора экономики является ключевым для обеспечения продовольствием населения страны. Государственная поддержка экспорта, как драйвера развития АПК, становится важнейшим основополагающим фактором. Её всестороннее исследование является це лью настоящей работы. В результате исследования можно отметить, что за период с 2018 по 2021 гг. в рамках поддержки экспорта продукции АПК было выделено 105 млрд. руб., при этом в соответствии с соответствующим федеральным проектом запланирована гос. поддержка в размере 408 млрд. руб. на период с 2018 по 2024 гг. Кроме того, выделяемые государством средства расходуются не только на расширение экспорта, но и на развитие АПК в целом. В связи с этим предлагается усилить этап жизненного цикла экспорта «продвижение продукции за рубеж», расширив финансовую поддержку посредством привлечения заинтересованных инвесторов частного сектора. Координирующим институтом при этом может стать Фонд финансирования экспорта продукции АПК. А информационно-консультационное обеспечение могут сформировать существующие профильные ассоциации и союзы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT FINANCIAL SUPPORT OF AGRICULTURAL EXPORT

Under the conditions of sanctions restrictions, the relevance of the formation of food security of the state increases. The efficient functioning of the agricultural sector of the economy is key to providing food to the country's population. State support for exports, as a key driver for the development of the agro-industrial complex, is becoming the most important fundamental factor. Her comprehensive research is the purpose of this work. As a result of the study, it can be noted that for the period from 2018 to 2021 as part of the support for the export of agricultural products, 105 billion rubles were allocated, at the same time, in accordance with the relevant federal project, the state is planned support in the amount of 408 billion rubles for the period from 2018 to 2024. In addition, the funds allocated by the state are spent not only on expanding exports, but also on the development of the agro-industrial complex as a whole. In this regard, it is proposed to strengthen the stage of the export life cycle "promotion of products abroad," expanding financial support by attracting interested private sector investors. At the same time, the Fund for Financing the Export of Agricultural Products may become a coordinating institute. And information and consulting support can form existing specialized associations and unions.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК»

EDN: VKLCHL

О.И. Карпова - к.э.н., доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, [email protected],

O.I. Karpova - assistant professor of the economy and economic security chair, Candidate of Economics, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Orel, Russia;

К.А. Суровнева - к.э.н., доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, [email protected],

K.A Surovneva - candidate of economics, assistant professor of the economy and economic security chair, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Orel, Russia.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК GOVERNMENT FINANCIAL SUPPORT OF AGRICULTURAL EXPORT

Аннотация. В условиях санкционных ограничений повышается актуальность формирования продовольственной безопасности государства. Эффективное функционирование аграрного сектора экономики является ключевым для обеспечения продовольствием населения страны. Государственная поддержка экспорта, как драйвера развития АПК, становится важнейшим основополагающим фактором. Её всестороннее исследование является целью настоящей работы. В результате исследования можно отметить, что за период с 2018 по 2021 гг. в рамках поддержки экспорта продукции АПК было выделено 105 млрд. руб., при этом в соответствии с соответствующим федеральным проектом запланирована гос. поддержка в размере 408 млрд. руб. на период с 2018 по 2024 гг. Кроме того, выделяемые государством средства расходуются не только на расширение экспорта, но и на развитие АПК в целом. В связи с этим предлагается усилить этап жизненного цикла экспорта «продвижение продукции за рубеж», расширив финансовую поддержку посредством привлечения заинтересованных инвесторов частного сектора. Координирующим институтом при этом может стать Фонд финансирования экспорта продукции АПК. А информационно -консультационное обеспечение могут сформировать существующие профильные ассоциации и союзы.

Abstract. Under the conditions of sanctions restrictions, the relevance of the formation of food security of the state increases. The efficient functioning of the agricultural sector of the economy is key to providing food to the country's population. State support for exports, as a key driver for the development of the agro-industrial complex, is becoming the most important fundamental factor. Her comprehensive research is the purpose of this work. As a result of the study, it can be noted that for the period from 2018 to 2021 as part of the support for the export of agricultural products, 105 billion rubles were allocated, at the same time, in accordance with the relevant federal project, the state is planned support in the amount of 408 billion rubles for the period from 2018 to 2024. In addition, the funds allocated by the state are spent not only on expanding exports, but also on the development of the agro-industrial complex as a whole. In this regard, it is proposed to strengthen the stage of the export life cycle "promotion of products abroad," expanding financial support by attracting interested private sector investors. At the same time, the Fund for Financing the Export of Agricultural Products may become a coordinating institute. And information and consulting support can form existing specialized associations and unions.

Ключевые слова: государственная поддержка, финансирование, экспорт, АПК, сельхозпродукция, продукты питания, продвижение на внешние рынки.

Keywords: government support, financing, export, agro-industrial complex, agricultural products, food products, promotion to foreign markets.

Одним из наименее рентабельных структурных элементов агропромышленного комплекса (далее - АПК) является сельское хозяйство. Высокая зависимость от изменения климатических условий функционирования обуславливает уязвимость устойчивого развития первичного сектора. Государство является ключевым, основополагающим звеном, формирующим меры различного рода поддержки, способствующие улучшению финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций.

Продовольствие, являющееся основой удовлетворения базовых потребностей человека, по большей части относится к социально значимым товарам. Современный уровень научно -технического прогресса не способствует снижению значимости пищевой продукции в жизнедеятельности человечества. В связи с этим государство, как институт, созданный обществом с целью нивелирования провалов рынка, формирования общественных благ, нацелено на поддержку стратегически важных для сохранения национальной безопасности отраслей экономики.

Продовольственная безопасность является составляющей одновременно как экономической, так и национальной безопасности страны. Более того, на её обеспечение влияют практически все экономические агенты, функционирующие как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Следовательно, государственные органы держат под пристальным контролем изменение всех факторов, влияющих на продовольственную безопасность, и минимизируют их отрицательное влияние.

Экспортная деятельность является одним из драйверов развития предприятий АПК. Дополнительные рынки сбыта способствуют повышению рентабельности сельскохозяйственных организаций, как и прочих представителей аграрного сектора экономики, посредством увеличения их доходной части за счёт валютной выручки. Более агрессивная конкурентная среда, предъявляя высокие требования к качеству продукции, стимулирует совершенствование производственных процессов, управления, организации и т.д. Что положительно влияет и на внутреннее предложение.

Для национальной экономики помимо дополнительных поступлений в доходную часть государственного бюджета, сохранения и увеличения уровня занятости и т.п., экспорт продукции АПК способствует снижению излишка на рынке, формирование которого чревато усугублением положения и без того низкорентабельной отрасли сельского хозяйства.

Изучению влияния государственной поддержки экспорта АПК посвящено много трудов отечественной и зарубежной научной школы. Аграрный сектор экономики, включая изменения государственной политики экспорта продукции АПК, является объектом исследования Беспахотного Г.В., Ушачева И.Г., Иванова А.Л., Кулика Г.В., Кайшева В.Г., Серегина С.Н. [2] и др. Среди наиболее актуальных работ иностранных учёных, посвя-щённых исследованию экспорта сельхозпродукции, можно отметить работы Баяна Б., Люкасевича Я., Смутки Л. [1]; Рибера Луиса А., Пагги М. [4]; Моргана С. [13] и проч.

В систему государственной финансовой поддержки экспорта в России входят несколько инструментов, включая следующие:

- Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»;

- механизм возмещения НДС по экспортным операциям;

- программа государственных гарантий РФ в иностранной валюте;

- деятельность АО «Российский экспортный центр»;

- функционирование Государственного Российского экспортно-импортного банка (далее - РОСЭКСИМБАНК);

- работа АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (далее - ЭКСАР);

- услуги группы ВЭБ РФ.

Если говорить о финансовой поддержке со стороны государства экспорта непосредственно продукции АПК, то в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» на федеральном уровне в России реализуется проект «Экспорт продукции АПК». В связи с этим основополагающим документом, регламентирующим государственную финансовую поддержку экспорта агро-продукции, является паспорт данного проекта. В нём заложено поступательное расширение обеспечения экспортно-ориентированной деятельности сельхозтоваропроизводителей со стороны государства вплоть до 2022 года включительно, с последующим незначительным снижением. На рисунке 1 представлено изменение запланированного и фактического государственного финансирования экспорта продукции АПК.

В среднем ежегодно за период с 2018 по 2024 годы планируется затрачивать порядка 60 млрд. рублей средств федерального бюджета нашей страны. При этом минимальное значение было заложено на период 2018 года, в размере 1255 млн. рублей, а максимальное - в 2022 году, в сумме 95000 млн. рублей.

В 2018 году факт исполнения проекта превышал запланированную в федеральном проекта «Экспорт продукции АПК» сумму государственной финансовой поддержки на 14 %. Средства были направлены на следующие мероприятия:

- организацию проверок российского АПК зарубежными структурами ветеринарного контроля;

- обучение сотрудников Россельхознадзора требованиям ХАССП;

- перевод документов иностранных государств, регламентирующих условия ввоза продукции животного и растительного происхождения;

- закупка лабораторного оборудования, необходимого для проведения контрольных мероприятий, нацеленных на подтверждение соответствия продукции АПК требованиям, установленным иностранными потребителями;

- приём иностранных делегаций потенциальных потребителей сельхозпродукции российского производства с целью информирования о действующих системах управления качеством, включая государственный контроль и проч.

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма запланированного и фактического государственного финансового обеспечения реализации федерального проекта РФ «Экспорт продукции АПК», в млн. руб.

Необходимо отметить, что до 2018 года исследуемый федеральный проект имел более низкий статус приоритетного проекта. При этом его цели были менее амбициозными. Если более ранняя версия была направлена на увеличение российского экспорта сельхозпродукции до 21,4 млрд. долл. США в 2020 году, то современный, действующий в настоящее время вариант, в качестве целевой устанавливает цифру в 45 млрд долл. США в 2024 году. Безусловно, столь значительное, двукратное, увеличение может быть связано с положительной динамикой вывоза сельхозтоваров отечественного производства за рубеж, а также с намерениями государства по дальнейшему усилению экспортной составляющей в деятельности предприятий аграрного сектора экономики, выражающимися в соответствующей государственной политике.

Наращивание целевых ориентиров повлекло за собой увеличение запланированного объёма финансирования экспорта продукции АПК со стороны государства. В 2019 году размер запланированной государственной поддержки вырос более, чем в 30 раз, с 1255 млн руб. в 2018 году до 38809,7 млн руб. в 2019 году. Фактическое исполнение составило 37060,4 млн руб., однако, до запланированного изначально финансирования не израсходовано 4,5 %.

Неосвоенные средства были перенесены в бюджет на 2020 год в связи с тем, что их целевые мероприятия не были готовы к реализации в течении 2019 года. Так, механизм льготного кредитования, на долю которого приходилось более 88 % неизрасходованных финансов государственной поддержки экспорта продукции АПК, в конце 2019 года был недостаточно разработан и требовал дополнительного времени. А мероприятия по продвижению сельхозпродукции местного производства за рубежом (рекламные компании, выставочно-ярмарочная деятельность), на проведение которых была запланирована оставшаяся часть финансирования (порядка 11 % неосвоенных средств), были перенесены на начало 2020 года.

В 2019 году фокус господдержки экспорта продукции АПК, кроме прочего, сместился на следующие ориентиры:

- компенсация затрат финансовых организаций, осуществляющих кредитование сельхозтоваропроизводителей по льготной ставке;

- частичное возмещение затрат на транспортировку сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;

- продвижение продукции АПК на внешние рынки;

- маркетинговые исследования, формирующие основу экспорта продукции АПК;

- совершенствование программного обеспечения Россельхознадзора;

- создание ИВЦ ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных».

В 2020 году на реализацию федерального проекта «Экспорт продукции АПК» было запланировано на пять миллиардов рублей меньше. Можно предположить, что при формировании плановых показателей финансирования учитывался тот факт, что в 2019 году, первом в статусе федерального, некоторая часть останется неосвоенной и будет перенесена на 2020 год. Фактически в 2020 году со стороны государства было потрачено на, порядка, четырёх миллиардов (или 12,2 %) средств меньше, чем запланировано. Основными статьями расходов стали следующие направления государственной финансовой поддержки экспорта продукции АПК: во-первых, расширение уставного капитала АО «Россельхозбанк»; во-вторых, транспортировка сельхозпродукции; в-третьих, расширение объёма производства масличных; в-четвёртых, мелиорация земель.

Россельхозбанк является ключевой финансово-кредитной организацией, обслуживающей функционирования аграрного сектора экономики в целом и экспорт продукции АПК в частности. В 2020 году банк обслуживал каждого восьмого экспортёра сельскохозяйственного сырья и продуктов питания и ставил себе цель к 2024 году расширить зону своего обслуживания до каждого третьего [14].

Кроме того, в 2020 году начинается этап формирования института атташе по АПК - представителей Минсельхоза РФ в различных странах мира, где продукция АПК отечественного производства высоко востребована. В конце 2019 года Президент В.В. Путин своим указом обозначил целевой ориентир в 50 стран присутствия [15]. Основными задачами атташе по АПК являются маркетинговые исследования, выставочно-ярмарочная деятельность, участие в переговорах с иностранными контрагентами, выявление требований к качеству поставляемой продукции, её сертификации в иностранном государстве.

В 2021 году было на государственную финансовую поддержку экспорта продукции АПК было запланировано 66 519 млн. рублей, что на 97 % больше аналогичного показателя за 2020 год. Однако, факт исполнения составил 36957,7 млн. руб., что на 44 % меньше планового. В тоже время необходимо отметить увеличение фактического государственного финансового обеспечения реализации федерального проекта РФ «Экспорт продукции АПК» в 2021 году на 24,5 % по сравнению с 2020 годом. Среди ключевых статей расходов оставались следующие:

- расширение уставного капитала Россельхозбанка (27 %);

- компенсация затрат финансово-кредитным организациям, выдающим кредиты по льготным ставка сельхозтоваропроизводителям (25 %);

- транспортировка сельскохозяйственного сырья и продуктов питания (12 %);

- капитальные вложения с целью выполнения функций органов государственной власти соответствующего профиля (11 %);

- расширение производства масличных (9 %);

- мелиорация земель (6 %) и проч.

Включение в состав затрат на развитие экспорта продукции АПК средств для поддержки самого аграрного сектора экономики может свидетельствовать о приоритете государства по его совершенствованию. В рамках формирования национальной безопасности именно агропромышленный комплекс обеспечивает продовольственную составляющую.

В целом все современные меры государственной поддержки на федеральном уровне для выхода на внешние рынки отечественных сельхозтоваропроизводителей можно условно разделить на два блока: способствующие развитию АПК в целом, а также меры непосредственно по расширению экспорта сельхозпродукции. В таблице 1 представлена схема их распределения.

Вплоть до 2024 года планируется дальнейшее расширение государственной финансовой поддержки экспорта продукции АПК, см. рисунок 1. Ключевым индикаторов эффективности такого рода политики является динамика вывоза сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Она представлена на рисунке 2.

Таблица 1 - Современные меры федеральной финансовой поддержки экспорта продукции АПК в России

Меры, способствующие развитию АПК в целом Меры, способствующие расширению экспорта продукции АПК

- компенсация затрат на строительство мелиоративных сооружений; - компенсация затрат на создание и модернизацию объектов АПК; - стимулирования производства масличных культур; - компнсация затрат на топливо рыболовецким компаниям; - льготный лизинг обрудования; - льготное кредитование - компенсация затрат на транспортировку; - компенсация затрат на сертификацию продукции; - компенсация затрат на учатсие в зарубежных выставках и ярмарках; - компенсация затрат регистрации объектов интеллектуальной собственности; - льготное кредитование; - софинансирование учатия в международных выставках и деловых миссиях; - финансирование размещения продукции в павильонах зарубежных стран

45 40

II

2018 »19 ■Экспорт продукции АПК, факт

□Экспорт продукции АПК, план в соотв. с фед проектом «Экспорт продукции АПК»

Рисунок 2 - Динамика экспорта продукции АПК России за период с 2018 по 2024 гг., включая плановые показатели федерального проекта «Экспорт продукции АПК», в млрд долл.

За последние пять лет наблюдается положительная динамика роста экспорта продукции АПК. По итогам 2022 года в сравнении с 2018 годом данный показатель увеличился на 15,8 млрд долл. или 61,24 %. При этом в среднем ежегодный прирост составлял 3,95 млрд. долл. или 13,03 %.

В сравнении с показателями, запланированными государством, фактический объём вывоза сельхозпродукции за рубеж превышает плановый. Так, в 2021 году фактический аграрный экспорт из России превысил аналогичный целевой показатель на 11,1 млрд. долл. или 42,69 %, а в 2022 году - на 13,6 млрд. долл. или 48,57 %. Что, на наш взгляд, подтверждает результативность мер государственной финансовой поддержки экспорта продукции АПК.

Определим экономический эффект от вложенных средств, соотнесём затраты государственного сектора на осуществление мер поддержки и объём аграрного экспорта в стоимостном выражении. В таблице 2 представлены результаты расчётов.

Таблица 2 - Расчёт экономического эффекта от государственной поддержки экспорта продукции АПК

Показатель Ед.изм 2018 2019 2020 2021

Экспорт продукции млрд долл 25,8 25,6 30,6 37,1

Гос. поддержка экспорта продукции АПК млн руб 1430,7 37060,4 29685,9 36957,7

руб 1 430 700 000 37 060 400 000 29 685 900 000 36 957 700 000

долл (корс 75 руб за 1 долл) 19 076 000 494 138 666, 67 395 812 000 492 769 333,33

млрд долл 0,019 0,494 0,396 0,493

Эффект млрд долл 25,781 25,106 30,204 36,607

Эффективность % 135789 5182 7727 7525

Результаты расчёта показали, что эффективность мер государственной поддержки экспорта продукции АПК крайне высока, эффект нарастает с каждым годом. Однако, необходимо отметить, что если сравнивать не объём аграрного экспорта с величиной вложений в него со стороны государства, а, например, величину налоговых поступлений в государственный бюджет экспортёров сельскохозяйственного сырья и продуктов питания или сельскохозяйственных организаций, экспортирующих свою продукцию, то эффект значительно сократиться, а эффективность снизится.

Одной из проблем государственной финансовой поддержки экспорта продукции АПК является отсутствие её концентрации. Распределение государственной финансовой поддержки по всем этапам жизненного цикла сельхозпродукции можно оценить положительно в разрезе развития агропромышленного комплекса в целом, однако, с другой стороны, завершающая часть исследуемой инфраструктуры, нацеленной именно на выведение на зарубежные рынки отечественных сельхозтоваров и продовольствия, может недополучать необходимых средств. [3]

В связи с этим видится необходимость усиления государственной финансовой поддержки продвижения продукции АПК за рубеж, включая интенсификацию маркетинговых исследований, активизацию выставочно -ярмарочной деятельности, агрегирование данных по сертификации и управлению качеством экспортной продукции, консолидацию усилий транспортных компаний, участвующих в вывозе сельхозпродукции за рубеж. Предлагается объединить усилия функционирующих ассоциация и союзов, нацеленных, кроме прочего, на раз-

вития экспорта продукции АПК, усилия частных заинтересованных инвесторов, а также усилия государства. Видится, что формирующийся в итоге синергетический эффект будет способствовать расширению финансовой поддержки, развитию экспортной инфраструктуры и, как следствие, наращиванию экспорта сельскохозяйственного сырья и продуктов питания в целом. Предлагаемая схема перераспределения финансовых потоков в рамках формирования финансовой базы для такого этапа жизненного цикла, как «продвижение сельхозпродукции и продуктов питания на внешние рынки» представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Авторская схема финансирования продвижения сельхозпродукции и продуктов питания на внешние рынки

В качестве основного института расширения финансовой поддержки экспорта продукции АПК в целом и продвижения сельхозпродукции и продуктов питания на внешние рынки в частности может стать Фонд финансирования экспорта продукции АПК (далее Фонд). При этом его основной целью должно стать расширение объёма финансовой поддержки, оказываемой экспортёрам сельскохозяйственного сырья и продуктов питания как со стороны государства, так и со стороны частного сектора. В данном случае могут привлекаться как отечественные, так и иностранные инвесторы. Кроме того, к процессу финансирования предлагается привлекать действующие на рынке Национальную Ассоциацию экспортёров сельскохозяйственной продукции, Национальный союз экспортёров продовольствия, Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров. Их информационно-консультационная поддержка может способствовать не только соответствующему финансовому обеспечению экспортёров продукции АПК, но и пополнению Фонда.

Таким образом, в современных условиях экономического развития, когда экономической безопасности страны противостоят внешние санкции и ограничения, агропромышленный комплекс призван обеспечить одну из основных её составляющих - продовольственную безопасность. Первичный сектор аграрной экономики в силу высокой зависимости от климатических условий является низкорентабельным и требующим достаточной поддержки со стороны государства. В последние годы в России расширяется поддержка как сельского хозяйства, так и агропромышленного комплекса в целом. Одним из ключевых драйверов которого является экспорт. В данном случае основой государственной финансовой поддержки является федеральный проект «Экспорт продукции АПК», предопределяющий выделение средств в размере 408 млрд. руб. за период с 2018 по 2024 годы. За первые четыре года данного периода на соответствующую государственную финансовую поддержку было потрачено порядка 105 млрд. руб., что может предварительно свидетельствовать о невыполнении запланированных обязательств к 2024 году. В тоже время можно отметить положительную динамику экспорта продукции АПК России. В 2022 году данный показатель достиг 41,6 млрд. долл., что на более, чем 60% выше аграрного экспорта 2018 года и на порядка 48% выше целевого объёма экспорта продукции АПК, заложенного в соответствующем федеральном проекте. Такая тенденция может свидетельствовать о достаточно высокой эффективности мер государственной поддержки исследуемой области.

Однако, формирующиеся финансирование распределяется по всем этапам жизненного цикла, от создания новой продукции до её продвижения, включая стимулирование производства, поддержку текущей деятельности и модернизацию, что может ограничивать поддержку завершающего этапа «продвижение сельхозпродукции за рубеж». В связи с этим предлагается создание системы финансирования экспорта продукции АПК в России, основной которой может стать Фонд, нацеленный на поддержку экспортёров АПК в процессе, во-первых, проведения маркетинговых исследований, CRM; во-вторых, разработки бренда (торговой марки) или правового обеспечения, связанного с защитой прав собственности на бренд (торговую марку); в-третьих, вы-ставочно-ярмарочной деятельности; в-четвёртых, сертификации и управления качеством экспортной продукции; в-пятых, логистических операций, обеспечивающих экспорт; в-шестых, трансграничной транспортировки; в-седьмых, соблюдения таможенных формальностей. Помимо мер государственной поддержки к формированию Фонда предлагается привлекать заинтересованных частных инвесторов, а к информационно -консультационному сопровождению - существующие ассоциации и союзы экспортёров продукции АПК.

Источники:

1. Bajan B., Lukasiewicz J., Smutka L. Similarity and Competition of Polish Agri-food Export with the Largest Agricultural Producers in the EU. Analysis of EU, US and China Market// AGRIS on-line Papers in Economics and Informatics. - 2021. - № 13. - p. 29-47 doi.org/10.22004/ag.econ.320246.

2. Кайшев В.Г., Серегин С.Н. Формирование государственной политики экспорта продукции АПК: потенциальные возможности и риски // Пищевая промышленность. - 2017. - N° 10. - С. 8-12.

3. Карпова О.И. Оценка экспортной инфраструктуры РФ среди ведущих мировых экспортёров сельхозпродукции // Никоновские чтения. 2018. № 23. С. 165-168.

4. Morgan S. Retaliatory Tariffs Reduced U.S. States' Exports of Agricultural Commodities // Amber Waves: The Economics of Food, Farming, Natural Resources, and Rural America. - 2022. doi.org/10.22004/ag.econ.320281.

5. Нагалин В. Финансовая и экспертно-аналитическая поддержка развития экспорта продукции АПК. // Управление отраслевого развития. Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России URL: https://pmosk.ru/wp-content/uploads/2.-Agroeksport 1.pdf?ysclid=lh4qaauy5a393594384 (дата обращения: 15.03.2023).

6. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 1352-р URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/61d/61d430039b8863186a4fbb1f60fab1c6.pdf? ysclid=lelgssz2vx435802398 (дата обращения: 20.03.2023).

7. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2020 г. № 1684-р URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/98a/98af7d467b718d07d5f138d4fe96eb6d.pdf? ysclid=lelgpldxvl110806170 (дата обращения: 25.03.2023).

8. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2020 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 1671-р URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/953/953ee7405fb0ebba38a6031a13ec0021.pdf? ysclid=lglypujoh5528365777 (дата обращения: 01.04.2023).

9. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. № 1751-р URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/60d/60d8f2347d3eb724ab9b57c61a9ac269.pdf? ysclid=lelgt5xac5820951776 (дата обращения: 05.04.2023).

10. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации URL: https://mcx.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2023).

11. Официальный сайт Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России URL: https://aemcx.ru/ (дата обращения: 05.03.2023).

12. Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Утверждён протоколом заседания проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 14 декабря 2018 г. № 5 URL: https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2019/12/passport.pdf?ysclid=lelh0n2ob4605971050 (дата обращения: 07.03.2023).

13. Ribera Luis A., Paggi M. Agricultural Trade Issues and Its Impact on Exports from US Western States // Western Economics Forum. - 2020. - № 18. - p. 17-26 doi.org/10.22004/ag.econ.303667.

14. Россельхозбанк разработал «торговую карту мира» для развития экспорта продукции АПК // Коммерсант, 08.10.2020 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4521776?ysclid=lgm4t9p8cq153618646 (дата обращения: 10.03.2023).

15. Указ Президента Российской Федерации от 14.10.2019 г. № 497 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44740 (дата обращения: 11.03.2023).

EDN: VIJZWQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.М. Кипкеева - к.э.н., доцент кафедры Прикладная информатика, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected],

A.M. Kipkeeva - candidate of economics, associate professor of the department of applied informatics, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia;

С.А. Аслаханова - старший преподаватель кафедры Управление региональной экономикой и экономическая безопасность, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Черкесск, Россия, [email protected],

S.A. Aslakhanova - senior lecturer of the department of regional economy management and economic security, Kadyrov Chechen State University, Cherkessk, Russia.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ DIGITALIZATION OF THE FINANCIAL SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению вопросов цифровизации финансового сектора экономики. В процессе исследования авторами изучены перспективные направления развития цифровизации финансового сектора России. В своем исследовании авторы отмечают, что банковская система является флагманом цифровизации российской экономики. Авторами также проведен анализ угроз препятствующие развитию цифровых технологий в финансовом секторе экономики. Представлен перечень российских банков по уровню применения цифровых технологий на 2023 год. В ходе исследования авторами выявлены киберугрозы в банковской сфере к которым следует отнести фишинг (социально-технические атаки), атаки на основе Lot, инсайдерские атаки, программы вымогатели, DDos-атаки и т.д. Предложены мероприятия, которые могут сократить рост киберпреступности в финансовой сфере, что позволит обеспечить безопасность данных и счетов клиентов.

Abstract. This article is devoted to the study of the issues of digitalization of the financial sector of the economy. In the course of the research, the authors studied promising directions for the development of digitalization of the financial sector in Russia. In their study, the authors note that the banking system is the flagship of the digitalization of the Russian economy. The authors also analyzed the threats hindering the development of digital technologies in the financial sector of the economy. The list of Russian banks by the level of application of digital technologies for 2023 is presented. In the course of the study, the authors identified cyber threats in the banking sector, which should include phishing (socio-technical attacks), Lot-based attacks, insider attacks, ransomware, DDoS attacks, etc. Measures are proposed that can reduce the growth of cybercrime in the financial sector, which will ensure the security of customer data and accounts.

Ключевые слова. Цифровизация, цифровая трансформация, финансовый сектор экономики, банковский сектор, финтех, IT-технологии. Keywords. Digitalization, digital transformation, financial sector of the economy, banking sector, fintech, IT technologies.

С целью улучшения качества оказываемых услуг и повышения эффективности деятельности финансовых организаций в настоящее время внедряются информационные технологии. На сегодняшний день для финансового сектора российской экономики актуальным является применение blockchain технологий, искусственного интеллекта (ИИ) и облачных вычислений.

В России как и во всем мире проводятся работы по цифровизации отраслей и сфер экономики и финансовый сектор не является исключением. Так, например, планируется создание «Финансовой платформы», кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.