2008 десабрь Р£МШ1ШМ
Елена ШУВАНОВА, к.ф.н.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАКОПЕЯ УКРАИНЫ - ПЕРВАЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Нужна ли каждой стране собственная Фармакопея? Что делать, если ее нет? Чем руководствоваться при производстве и контроле качества лекарств? Все эти вопросы встали перед украинской фармацевтической отраслью в начале 90-х годов прошлого столетия. Решение было принято: в Украине, как и в любой развитой стране, должна быть собственная Фармакопея. В связи с этим в феврале 1998 г. Коллегией Госкоммедбиопрома Фармакопейному комитету Украины было поручено разработать монографии и общие статьи Государственной Фармакопеи Украины (ГФУ) и осуществить до конца 2000 г. ее издание. Работа по созданию Государственной Фармакопеи для сотрудников Фармакопейного комитета, созданного на базе Государственного научного центра лекарственных средств (ГНЦЛС), была привычной, поскольку начиная с VIII издания Государственной Фармакопеи СССР общие статьи по готовым лекарственным формам разрабатывались сотрудниками ГНЦЛС, как и большинство общих статей по физико-химическим и биологическим методам контроля.
Наряду с этим Фармакопейному комитету предписывалось гармонизировать содержание Государственной Фармакопеи Украины с Европейской Фармакопеей (ЕФ), что соответствовало курсу Украины на интеграцию в Европейское сообщество.
С 1991 г. и до момента выхода 1 тома ГФУ в 2001 г. в Украине основными нормативными документами, регламентирующими производство и контроль качества лекарственных средств, были Государственная Фармакопея СССР Х издания (действовала с 01.07.69) и большая часть статей Государственной Фармакопеи СССР XI издания (ГФ XI).
Еще одним исходным документом при разработке ГФУ был «Протокол о механизме реализации Соглашения о сотрудничестве в области стандартизации, регистрации и контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, производимых на территории государств — участников Содружества Независимых Государств» (31.07.96, г. Киев). Согласно этому Протоколу «в случае внесения изменений в нормативную документацию страна-экспор-
тер до поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники на рынок обязана согласовать эти изменения с соответствующими органами страны-импортера». Таким образом, требования ГФУ к готовым лекарственным средствам нужно было гармонизиро-
вать с требованиями России — основного импортера украинских лекарств.
С учетом общей установки Украины на вхождение в Европейское сообщество при условии необходимости сохранения присутствия на рынке СНГ была выбрана структура ГФУ, близкая к ЕФ. 29 декабря 1997 г. Украина первой среди стран СНГ получила статус наблюда-
теля в Комиссии Европейской Фармакопеи. Этот статус дал ей право использовать материалы ЕФ при разработке ГФУ, на это было получено непосредственное разрешение от Комиссии Европейской Фармакопеи. Такое же разрешение было получено от Фармакопеи США Проведены также переговоры и получены необходимые материалы от Чешского Фармакопейного комитета, который издал в 1997 г. свою Фармакопею, гармонизированную с ЕФ. Основная проблема состояла в несовместимости ЕФ и других фармакопей развитых стран с ГФ XI по причине принципиальных различий в системах титрованных растворов (различное определение понятия молярности), шкал цветности и некоторых других общих статьях (микробиология, сульфатная зола, тяжелые металлы и т.д.).
Изучив опыт других стран, гармонизировавших свои национальные фармакопеи с ЕФ, в частности Чехии, специалисты Фармакопейного комитета пришли к выводу, что вопрос можно решить, если в ГФУ вводить монографии только на субстанции и не вводить монографии на готовые лекарственные средства (ГЛС). Следует отметить, что монографии на ГЛС присутствуют в Фармакопеях США и Великобритании, однако отсутствуют в Фармакопее Германии и ЕФ, что отражает общую мировую тенденцию — нормативно-аналитическая документация на ГЛС является коммерческой тайной фирм-изготовителей, которые не заинтересо-
14
главная тема: к качеству лс - общий и частный путь
РШШииМ 2008 декабрь
ваны в публикации своих материалов в открытых изданиях типа Фармакопеи. Украина первой из постсоветских государств создала свою Государственную Фармакопею. Как и было запланировано, ГФУ была создана ГП «Научно-экспертный фармакопейный центр» и введена в действие 1 октября 2001 г. приказом Министерства здравоохранения от 12 марта 2001 г. №95 ГФУ и носит законодательный характер, т.к. устанавливает требования к качеству ЛС. Эти требования обязаны выполнять все предприятия и учреждения Украины, изготавливающие, хранящие, контролирующие, реализующие и использующие ЛС, независимо от формы собственности.
С вводом в действие ГФУ Государственная Фармакопея СССР XI издания (ГФ XI) утратила свою силу как основной нормативный документ, регламентирующий контроль качества ЛС. Утратили силу также действовавшие до того момента статьи ГФ X.
ГФУ отличается от ГФ XI тем, что она подготовлена с учетом требований Европейской Фармакопеи, которая предполагает производство ЛС в обязательном соответствии с требованиями GMP. Но т.к. в Украине на тот момент не были созданы условия для перехода предприятий на стандарты GMP, то при разработке ГФУ соответствующие статьи были дополнены требованиями, учитывающими специфику фармацевтического производства Украины. Это привело к построению общих и частных статей (монографий) в виде двух взаимосвязанных частей: европейской — соответствующей статье ЕФ, и национальной, отражающей специфику Украины. Аналогичная схема построения Фармакопеи принята и в других странах Европейского союза.
Национальная часть не противоречит европейской, а содержит дополнительные требования (действующие в Украине) для ЛС, производимых без соблюдения требований GMP. В национальную часть включены дополнительные информационные материалы и альтернативные методики. Требования, внесенные в национальную часть, не распространяются на ЛС, которые выпускаются в условиях GMP.
В концепции построения ГФУ учтен стиль построения ЕФ. Формулы, буквенные обозначения, цифровой материал, единицы измерения, нумерация разделов и т.д. представлены в редакции ЕФ. Химические названия даны в редакции, приближенной к европейской. Это связано с тем, что большая часть субстанций, в данное время им-
портируемых в Украину, производится в соответствии с требованиями ЕФ. Поэтому другие химические названия могут привести к затруднениям в идентификации продукта. Приближены к ЕФ и названия монографий, реактивов. Поскольку требования к качеству лекарственных препаратов постоянно повышаются, в 2004 г. было опубликовано Дополнение №1 к Государственной Фармакопее Украины, а уже в 2008 г. создано Дополнение №2. Каждое из Дополнений является самостоятельным отдельным изданием, в которое включены новые разделы, а устаревшие данные заменены действующими.
В Дополнение №1 к ГФУ вошли 4 типа статей: новые статьи; переработанные (обновленные); дополнения к действующим статьям ГФУ; отредактированные. Дополнение №1 к ГФУ должно было решить ряд проблем, возникших в связи с введением ГФУ.
Главная проблема стандартизации и контроля ЛС — контроль микробиологической чистоты (МБЧ). Выяснилось, что общих статей ГФУ (и любой другой фармакопеи) недостаточно для рутинного контроля МБЧ, как это считалось ранее, а для каждого препарата требуется проведение достаточно дорогостоящих и длительных научных исследований по разработке методики контроля МБЧ.
В ГФУ, как и в других фармакопеях, нет различий между препаратами, полученными по аптечной и заводской техно-
логиям, — требования идентичны. Выяснилось, что в аптеке невозможно обеспечить надлежащий контроль качества субстанций, МБЧ, стерильности, пирогенности и механических включений. Существует необходимость разработки монографий ГФУ, соответствующих современным требованиям и учитывающих возможности аптек.
Общая статья ГФУ «Валидация аналитических методик и испытаний» устанавливает лишь общие требования и подходы к валидации, что недостаточно для проведения полноценной валидации. Некоторые рекомендации включены в Дополнение №1 к ГФУ.
В Дополнение №1 к ГФУ впервые введены разделы, посвященные гомеопатическим препаратам, что позволило придать фармакопейный статус этому важному направлению.
Но некоторые из проблем удалось решить только в Дополнении №2 к ГФУ. Так, в него впервые включены требования к лекарственному растительному сырью. Разработан ряд монографий по растительным эфирным маслам, а также общие статьи по методам анализа. Впервые были введены общие статьи по требованиям к экстемпоральным лекарственным препаратам. Дополнение №2 подтверждает принцип: качество ЛС должно быть одинаковым независимо от места приготовления — на заводе или в условиях аптек.
В Дополнении №2 есть монографии на ГЛС с учетом формы выпуска, что позволяет установить единые государственные требования ко всем готовым ЛС независимо от производителя.
По инициативе ГП «Государственный фармакологический центр» в Государственную Фармакопею Украины включена общая статья по биоэквивалентности дженериков. Сегодня для многих препаратов на фармацевтическом рынке Украины биоэквивалентность не доказана. Теперь методики проверки биоэквивалентности разработаны и утверждены Фармакопеей. Государственная Фармакопея Украины — новый уровень развития системы стандартизации лекарственных средств. Работа над ней продолжается.
<$>