Научная статья на тему 'Создание Государственной фармакопеи республики - НА СУЩНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ'

Создание Государственной фармакопеи республики - НА СУЩНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАКОПЕЯ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тулегенова А. У.

Создание Государственной фармакопеи Республики Казахстан осуществляется впервые за всю многовековую историю Казахской государственности. В период существования Казахстана в составе России, а затем СССР государственный контроль за качеством ЛС проводился благодаря стандартам и положениям Государственной Русской фармакопеи, а начиная с 1926 г. Государственной фармакопеи СССР. Последние издания ГФ СССР Х (1969 г.) и XI (1987 г. 1 вып., 1990 г. 2 вып.) сохранили свой законодательный характер в республике и до сего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание Государственной фармакопеи республики - НА СУЩНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

А.У.ТУЛЕГЕНОВА, главный редактор Государственной фармакопеи Республики Казахстан, директор Фармакопейного центра РГП «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Создание Государственной фармакопеи республики -

НАСУЩНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ'

Создание Государственной фармакопеи Республики Казахстан осуществляется впервые за всю многовековую историю Казахской государственности. В период существования Казахстана в составе России, а затем СССР государственный контроль за качеством ЛС проводился благодаря стандартам и положениям Государственной Русской фармакопеи, а начиная с 1926 г. — Государственной фармакопеи СССР. Последние издания ГФ СССР — Х (1969 г.) и XI (1987 г. — 1 вып., 1990 г. — 2 вып.) сохранили свой законодательный характер в республике и до сего времени.

В новых экономических условиях развитие фармрынка Казахстана имеет свои особенности, которые не могут быть в полной мере регламентированы прежними правовыми актами, в т.ч. советскими изданиями фармакопеи. Кроме того, расширение номенклатуры ЛС, повышение требований к их качеству, значительный прогресс в технике аналитического эксперимента, которые произошли в последнее десятилетие, неизбежно привели к деактуализации многих положений ГФ СССР.

Важным шагом в развитии государственного контроля за качеством ЛС в республике явилось признание международных фармакопей — Европейской фармакопеи, Британской фармакопеи, Фармакопеи США и Немецкой гомеопатической фармакопеи. Действие международных фармакопей на территории Республики Казахстан введено приказом Комитета фармации Минздрава республики от 11 февраля 2004 г. №21.

В настоящее время регуляторными органами республики и производителями ЛС достигнуто ясное понимание неизбежности перехода к современным требованиям качества. Только строгое следование этим требованиям позволит обеспечить конкурентоспособность и экспор-тоориентированность отечественного

производства. Реальным воплощением тенденций в данной области явились разработка и утверждение в декабре

2006 г. национальных стандартов в сфере обращения ЛС:

♦ Надлежащей лабораторной практики (GLP);

♦ Надлежащей клинической практики (GCP);

♦ Надлежащей производственной практики (GMP);

♦ Надлежащей дистрибьюторской практики (GDP);

♦ Надлежащей аптечной практики (GPP).

Введение их в действие предусмотрено с 2008 г. В настоящее время в республике осуществляются заметные усилия по реконструкции производства и развитию системы обеспечения качества фарм-продукции в соответствии с перечисленными выше правилами.

Впервые необходимость создания Государственной фармакопеи Республики Казахстан как собственного национального стандарта была отмечена Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О лекарственных средствах» №2655 от 23 ноября 1995 г. Дальнейшее развитие вопрос нашел в Законе «О лекарственных средствах» №522-II от 13 января 2004 г.

С 1996 г. республикой взят курс на вступ-

ление во Всемирную торговую организацию. В соответствии с этим национальные стандарты качества ЛС должны быть гармонизированы с международными стандартами в данной области, прежде всего с требованиями Европейской фармакопеи.

С этой целью Министерство здравоохранения обратилось в Европейский департамент качества ЛС и здравоохранения Совета Европы с просьбой о принятии республики в качестве официального наблюдателя в Комиссию Европейской фармакопеи. Положительное решение вопроса последовало в июне 2006 г. Уже с ноября 2006 г. представители Казахстана наряду с Украиной и Российской Федерацией регулярно участвуют на сессиях Комиссии Европейской фармакопеи. Что же дает статус наблюдателя? Прежде всего он позволяет решать следующие вопросы:

« приобретение собственного опыта на основании европейского опыта работы в области контроля качества и методов испытания ЛС;

♦ определение национальных подходов и путей развития в данной области;

♦ привлечение к научным исследованиям, проводимым под эгидой Европейской фармакопеи.

Проект по созданию Государственной фармакопеи Республики Казахстан был начат в 2005 году. Заказчиком проекта выступило Министерство здравоохранения республики, а исполнителем — подведомственное ему Республиканское государственное предприятие «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Сроки выполнения работ по проекту — 2005—2009 гг.

1 По материалам доклада на презентации 1 тома Государственной фармакопеи Республики Казахстан, 31 мая 2007 г.

А.У.Тулегенова, главный редактор Государственной фармакопеи Республики Казахстан, директор Фармакопейного центра РГП «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

В соответствии с Законом «О лекарственных средствах» Государственная фармакопея Республики Казахстан — это свод государственных стандартов и положений, нормирующих качество и безопасность ЛС, зарегистрированных и разрешенных к применению в установленном порядке.

Для создания Фармакопеи нами установлен следующий порядок:

« разработка концепции и определение основных этапов создания;

« разработка методологии и научных подходов;

« разработка технической спецификации и ее экономическое обоснование;

+ заключение договора о государственных закупках услуг;

« определение категорий исполнителей и их функциональных обязанностей;

« определение состава редакционной коллегии и организаций-участников;

« определение порядка ведения документации.

Текст Государственной фармакопеи изложен на двух языках: на государственном языке — казахском и на языке, офи-

циально употребляемом наравне с казахским, — русском.

Государственная фармакопея состоит из 2 томов. Первый том содержит общие фармакопейные статьи. Второй том включает частные фармакопейные статьи (монографии). Срок издания второго тома Государственной фармакопеи предусмотрен в 2009 г.

Общие фармакопейные статьи содержат требования, распространяющиеся:

Ф на методы испытаний;

+ на упаковочные материалы и контейнеры;

« на реагенты;

Ф на показатели качества;

+ на лекарственные формы;

+ на морфологические группы лекарственного растительного сырья.

Частные фармакопейные статьи (монографии) регламентируют необходимые требования к показателям качества и определяют методики испытаний для контроля качества:

« лекарственных субстанций;

+ вспомогательных веществ;

+ лекарственных препаратов;

Ф лекарственного растительного сырья;

« медицинских иммунобиологических препаратов.

Идея гармонизации национальных требований нашла воплощение в использовании основополагающих принципов и подходов Европейской фармакопеи к качеству ЛС. С другой стороны, особенности национального фармрынка диктуют необходимость гармонизации с требованиями ГФ СССР и законодательства Республики Казахстан.

В свете этой концепции структура Фармакопеи предусматривает двухчастность статей, как общих, так и частных. Первая часть называется общей и является идентичной соответствующей статье Европейской фармакопеи. Следующая за ней часть, обозначенная гербом Республики Казахстан, называется национальной и отражает особенности подходов к качеству ЛС в республике.

Общая (европейская) часть содержит требования к качеству ЛС, произведенных в соответствии с Правилами GMP В целом она сохраняет стиль Европейской фармакопеи. При ее изложении в наибольшей степени достигнута близость перевода к оригинальному тексту, осуществлена адаптация текста к стилистике государственного и русского языка, а далее приведение текста к стилю, принятому в отечественной нормативной документации.

Национальная часть содержит требования к ЛС, не произведенным в соответствии с Правилами GMR Она включает альтернативные методики, дополнительные информационные материалы. Ее содержание не противоречит общей (европейской части), а лишь дополняет ее.

Необходимость дифференцирования европейской и национальной частей в Государственной фармакопее представляется важным условием соблюдения авторских прав Европейского департамента качества лекарственных средств и здравоохранения (EDQM) как патентообладателя. Подобный подход был согласован с данной организацией и позволил в дальнейшем легитимировать Государственную фармакопею Республики Казахстан.

Следует подчеркнуть, что аналогичные принципы положены в основу конструкции фармакопей ряда стран Европейско-

го союза, например Британской фармакопеи. В некоторых странах национальные требования изданы в виде специального дополнения, например в Дании. Европейская фармакопея насчитывает более 2000 лекарственных субстанций и вспомогательных веществ, на которые разработаны монографии. Далеко не весь перечень их присутствует на отечественном рынке. Формирование перечня ЛС, которые требуют разработки монографий, нами проводилось с учетом следующих факторов:

Ф значительная доля присутствия на фармрынке республики;

Ф значительная доля присутствия ЛС на отечественном рынке;

Ф многочисленность торговых названий ЛС, соответствующих одному международному непатентованному наименованию;

Ф перечень лекарственных препаратов для лечения социально значимых заболеваний.

Для разработки монографий нами определена методология, которая включала следующие этапы:

Ф анализ рынка и формирование перечня ЛС, требующих разработки монографий;

Ф сравнительный анализ качества генериков на рынке республики;

Ф составление текста монографии;

Ф валидация и апробация методик испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях;

Ф трехкратное рецензирование;

Ф перевод на государственный язык;

Ф редактирование, корректирование текста;

Ф создание электронной версии;

Ф обсуждение на заседании Фармакопейной комиссии.

Серьезного внимания потребовали от авторского коллектива вопросы унификации и корректности использования фармацевтической терминологии одновременно на обоих языках изложения. В первую очередь они касались ключевых терминов:

Ф лекарственное средство;

Ф лекарственная субстанция;

Ф лекарственный препарат;

Ф лекарственная форма;

Ф срок годности;

Ф срок хранения;

Ф период применения;

Ф стандартный раствор;

* раствор сравнения.

Материал Государственной фармакопеи изложен в редакции, по возможности близкой Европейской фармакопее. Нумерация разделов и название монографий, химические названия веществ, единицы измерения физических величин, формулы расчета практически идентичны приведенным в Европейской фармакопее. Изменение претерпели лишь некоторые обозначения физических величин ввиду их традиционности использования в отечественной нормативной документации. В тех же соображениях расширен круг аббревиатур и сокращений. Монографии Государственной фармакопеи, предусмотренные для включения во 2 том, будут охватывать:

Ф 264 лекарственные субстанции;

Ф 12 вспомогательных веществ;

Ф 75 готовых ЛС;

Ф 16 объектов лекарственного растительного сырья;

Ф 5 медицинских иммунобиологических препаратов.

Уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание на отличие Государственной фармакопеи Республики Казахстан от Европейской фармакопеи. Отличительными признаками национальной фармакопеи являются:

Ф присутствие национальной части практически в каждой статье;

Ф разработка монографий на готовые ЛС (общеизвестно, что издания Европейской фармакопеи не содержат монографий на лекарственные препараты);

Ф разработка монографий на морфологические группы лекарственного растительного сырья.

Важно заметить, что именно существенные отличия позволили легитимировать Государственную фармакопею Республики Казахстан как национальную фармакопею. В противном случае разрешение EDQM было бы дано на издание Европейской фармакопеи на казахском языке аналогично тому, как это было сделано в 27 странах мира.

Исключительно важной категорией фармакопейных понятий является категория «Соответствие требованиям Государственной фармакопеи Республики Казахстан». ЛС, произведенные согласно Пра-

вилам GMP, должны соответствовать требованиям общей (европейской) части статей. Требования национальной части относятся к ЛС, не произведенным согласно Правилам GMP. Последние, кроме того, должны соответствовать и европейским требованиям. Следует заметить, что зачастую требования национальной части представляются более жесткими, чем европейской части.

В случаях отсутствия национальной части требования статей Государственной фармакопеи распространяются на все ЛС независимо от характера производства.

Было бы ошибочным думать, что двухтомный выпуск Государственной фармакопеи завершит процесс создания фармакопейных стандартов в республике. Фармакопея — это не Библия, не Коран или Тора. Создание Государственной фармакопеи представляет собой динамичный, непрерывный и бесконечный процесс. Будущее развитие фармакопеи связано с ревизией фармакопейных статей путем внесения изменений как принципиального, так и непринципиального характера, включая редакционную правку, а также с разработкой новых монографий.

В процессе работы над Государственной фармакопеей большую профессиональную поддержку оказал Европейский департамент качества ЛС и здравоохранения Совета Европы. В первую очередь, это была официальная поддержка, которая выразилась в принятии нашей страны в статус наблюдателя в Комиссии Европейской фармакопеи, а также в легитимации Государственной фармакопеи Республики Казахстан. Кроме того, мы получили большую методическую помощь в виде:

Ф технического руководства по разработке монографий;

Ф издания стандартных терминов;

Ф регулярно присылаемых выпусков журнала «Фармевропа»;

Ф консультаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официальное разрешение EDQM на издание Государственной фармакопеи Республики Казахстан выражено всего в нескольких строках: «Издано с разрешения Европейского департамента качества ЛС и здравоохранения, Совет Европы, Стра-

сбург, Франция (патентообладатель). Тексты, приведенные в общей части, подготовлены на основе текущего издания Европейской фармакопеи, имеющего силу, и могут быть исправлены без дальнейшего уведомления». Приведенный текст опубликован на титульном листе Государственной фармакопеи Республики Казахстан.

Проект первого тома Государственной фармакопеи Республики Казахстан был представлен для легитимации в марте

2007 г. в период прохождения очередной 127-ой сессии Комиссии Европейской фармакопеи.

С утверждением Государственная фармакопея Республики Казахстан вступает в свой законодательный статус:

* она устанавливает уровень требований к качеству и безопасности ЛС, гарантируемый государством своим гражданам;

* требования ее являются обязательными для всех предприятий и организаций республики, занимающихся производством, изготовлением, реализацией, хранением, контролем и применением ЛС.

С выходом в свет 1 тома Государственной фармакопеи Республики Казахстан теряют свою силу общие статьи ГФ СССР, что вполне логично в силу гармонизиро-ванности с ней. Это в свою очередь требует указания ссылок в отечественных нормативных документах лишь на Государственную фармакопею Республики Казахстан. Исключение может быть сделано в особых случаях, когда необходимый материал не освещен в национальной фармакопее.

Государственная фармакопея Республики Казахстан имеет важное социальное, экономическое и научное значение. Оно выражается прежде всего в обеспе-

чении высокого качества ЛС, поступающих на отечественный рынок. Кроме того, Государственная фармакопея является:

« одним из инструментов защиты рынка от продукции сомнительного качества и различного рода фальсификаций;

4 фактором, ускоряющим внедрение международных стандартов в сферу обращения ЛС;

4 стимулом развития научных исследований по созданию оригинальных ЛС. Создание Государственной фармакопеи

* важное достижение суверенного Казахстана, проявление заботы государства

о здоровье населения.

Наряду с флагом, гербом и гимном Государственная фармакопея Республики Казахстан является четвертым государственным символом нашей страны.

Ф

кроме того...

таблица 1| 10 ведущих отечественных

производителей по объему продаж в Казахстане,

I полугодие 2007 г. (в денежном выражении)

№ Корпорации

1 ХИМФАРМ АО

2 НОБЕЛ ФАРМФАБРИКА

3 ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР КРОВИ ГККП

4 ГЛОБАЛ ФАРМ СП ТОО

5 КЫЗЫЛ МАЙ ПК

б РОМАТ ФК ТОО

7 КЕФАР КЕНЕС ФАРМА ТОО

8 ЛЕКОС ТОО

9 КОМПАНИЯ МЕДОПТИК ТОО

10 ЖАНАФАРМ ТОО

таблица 2| 10 ведущих зарубежных

производителей по объему продаж в Казахстане,

I полугодие 2007 г. (в денежном выражении)

Место в рейтинге Корпорации

1 НИКОМЕД

2 НОВАРТИС (ВКЛ. САНДОЗ-ЛЕК)

3 ГЛАКСОСМИТКЛЯЙН

4 САНОФИ-АВЕНТИС

5 БЕРЛИН-ХЕМИ АГ/МЕНАРИНИ ГРУПП

б БАЙЕР ХЭЛСКЭР

7 ГЕДЕОН РИХТЕР ЛТД

8 РАТИОФАРМ ГМБХ

9 СОЛВЕЙ ФАРМА

10 ЯНССЕН-СИЛАГ АГ

ТАБЛИЦА 3

110 ведущих отечественных торговых

наименований по объему продаж Казахстане,

I полугодие 2007 г. (в денежном выражении)

ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

АЛЬБУМИН

2 ЦЕФ III

3 ГЕПАДИФ

4 ПЕНТАЛГИН П

5 ЦЕФАЗОЛИН

б МЕГАСЕФ

7 НАТРИЯ ХЛОРИД

8 КЕФАКСОН

9 КЫЗЫЛМАЙ

10 АМПИЦИЛЛИН

ТАБЛИЦА 4| 10 ведущих импортных торговых

наименований по объему продаж в Казахстане,

I полугодие 2007 г. (в денежном выражении)

Место в рейтинге Торговое наименование

1 АКТОВЕГИН

2 ФОРТУМ

3 ЦЕРЕБРОЛИЗИН

4 НАТРИЯ ХЛОРИД

5 РИСПОЛЕПТ

б ЗИНАЦЕФ

7 ГЕПТРАЛ

8 ЦЕФАЗОЛИН

9 ГЛЮКОЗА

10 ФРАКСИПАРИН

Источники: «Розничный аудит ГЛС в Казахстане»™, «Аудит госпитальных закупок в Казахстане»™, 1(МБС

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.