А.У.ТУЛЕГЕНОВА, главный редактор Государственной фармакопеи Республики Казахстан, директор Фармакопейного центра РГП «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения Республики Казахстан
Создание Государственной фармакопеи республики -
НАСУЩНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ'
Создание Государственной фармакопеи Республики Казахстан осуществляется впервые за всю многовековую историю Казахской государственности. В период существования Казахстана в составе России, а затем СССР государственный контроль за качеством ЛС проводился благодаря стандартам и положениям Государственной Русской фармакопеи, а начиная с 1926 г. — Государственной фармакопеи СССР. Последние издания ГФ СССР — Х (1969 г.) и XI (1987 г. — 1 вып., 1990 г. — 2 вып.) сохранили свой законодательный характер в республике и до сего времени.
В новых экономических условиях развитие фармрынка Казахстана имеет свои особенности, которые не могут быть в полной мере регламентированы прежними правовыми актами, в т.ч. советскими изданиями фармакопеи. Кроме того, расширение номенклатуры ЛС, повышение требований к их качеству, значительный прогресс в технике аналитического эксперимента, которые произошли в последнее десятилетие, неизбежно привели к деактуализации многих положений ГФ СССР.
Важным шагом в развитии государственного контроля за качеством ЛС в республике явилось признание международных фармакопей — Европейской фармакопеи, Британской фармакопеи, Фармакопеи США и Немецкой гомеопатической фармакопеи. Действие международных фармакопей на территории Республики Казахстан введено приказом Комитета фармации Минздрава республики от 11 февраля 2004 г. №21.
В настоящее время регуляторными органами республики и производителями ЛС достигнуто ясное понимание неизбежности перехода к современным требованиям качества. Только строгое следование этим требованиям позволит обеспечить конкурентоспособность и экспор-тоориентированность отечественного
производства. Реальным воплощением тенденций в данной области явились разработка и утверждение в декабре
2006 г. национальных стандартов в сфере обращения ЛС:
♦ Надлежащей лабораторной практики (GLP);
♦ Надлежащей клинической практики (GCP);
♦ Надлежащей производственной практики (GMP);
♦ Надлежащей дистрибьюторской практики (GDP);
♦ Надлежащей аптечной практики (GPP).
Введение их в действие предусмотрено с 2008 г. В настоящее время в республике осуществляются заметные усилия по реконструкции производства и развитию системы обеспечения качества фарм-продукции в соответствии с перечисленными выше правилами.
Впервые необходимость создания Государственной фармакопеи Республики Казахстан как собственного национального стандарта была отмечена Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О лекарственных средствах» №2655 от 23 ноября 1995 г. Дальнейшее развитие вопрос нашел в Законе «О лекарственных средствах» №522-II от 13 января 2004 г.
С 1996 г. республикой взят курс на вступ-
ление во Всемирную торговую организацию. В соответствии с этим национальные стандарты качества ЛС должны быть гармонизированы с международными стандартами в данной области, прежде всего с требованиями Европейской фармакопеи.
С этой целью Министерство здравоохранения обратилось в Европейский департамент качества ЛС и здравоохранения Совета Европы с просьбой о принятии республики в качестве официального наблюдателя в Комиссию Европейской фармакопеи. Положительное решение вопроса последовало в июне 2006 г. Уже с ноября 2006 г. представители Казахстана наряду с Украиной и Российской Федерацией регулярно участвуют на сессиях Комиссии Европейской фармакопеи. Что же дает статус наблюдателя? Прежде всего он позволяет решать следующие вопросы:
« приобретение собственного опыта на основании европейского опыта работы в области контроля качества и методов испытания ЛС;
♦ определение национальных подходов и путей развития в данной области;
♦ привлечение к научным исследованиям, проводимым под эгидой Европейской фармакопеи.
Проект по созданию Государственной фармакопеи Республики Казахстан был начат в 2005 году. Заказчиком проекта выступило Министерство здравоохранения республики, а исполнителем — подведомственное ему Республиканское государственное предприятие «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Сроки выполнения работ по проекту — 2005—2009 гг.
1 По материалам доклада на презентации 1 тома Государственной фармакопеи Республики Казахстан, 31 мая 2007 г.
А.У.Тулегенова, главный редактор Государственной фармакопеи Республики Казахстан, директор Фармакопейного центра РГП «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
В соответствии с Законом «О лекарственных средствах» Государственная фармакопея Республики Казахстан — это свод государственных стандартов и положений, нормирующих качество и безопасность ЛС, зарегистрированных и разрешенных к применению в установленном порядке.
Для создания Фармакопеи нами установлен следующий порядок:
« разработка концепции и определение основных этапов создания;
« разработка методологии и научных подходов;
« разработка технической спецификации и ее экономическое обоснование;
+ заключение договора о государственных закупках услуг;
« определение категорий исполнителей и их функциональных обязанностей;
« определение состава редакционной коллегии и организаций-участников;
« определение порядка ведения документации.
Текст Государственной фармакопеи изложен на двух языках: на государственном языке — казахском и на языке, офи-
циально употребляемом наравне с казахским, — русском.
Государственная фармакопея состоит из 2 томов. Первый том содержит общие фармакопейные статьи. Второй том включает частные фармакопейные статьи (монографии). Срок издания второго тома Государственной фармакопеи предусмотрен в 2009 г.
Общие фармакопейные статьи содержат требования, распространяющиеся:
Ф на методы испытаний;
+ на упаковочные материалы и контейнеры;
« на реагенты;
Ф на показатели качества;
+ на лекарственные формы;
+ на морфологические группы лекарственного растительного сырья.
Частные фармакопейные статьи (монографии) регламентируют необходимые требования к показателям качества и определяют методики испытаний для контроля качества:
« лекарственных субстанций;
+ вспомогательных веществ;
+ лекарственных препаратов;
Ф лекарственного растительного сырья;
« медицинских иммунобиологических препаратов.
Идея гармонизации национальных требований нашла воплощение в использовании основополагающих принципов и подходов Европейской фармакопеи к качеству ЛС. С другой стороны, особенности национального фармрынка диктуют необходимость гармонизации с требованиями ГФ СССР и законодательства Республики Казахстан.
В свете этой концепции структура Фармакопеи предусматривает двухчастность статей, как общих, так и частных. Первая часть называется общей и является идентичной соответствующей статье Европейской фармакопеи. Следующая за ней часть, обозначенная гербом Республики Казахстан, называется национальной и отражает особенности подходов к качеству ЛС в республике.
Общая (европейская) часть содержит требования к качеству ЛС, произведенных в соответствии с Правилами GMP В целом она сохраняет стиль Европейской фармакопеи. При ее изложении в наибольшей степени достигнута близость перевода к оригинальному тексту, осуществлена адаптация текста к стилистике государственного и русского языка, а далее приведение текста к стилю, принятому в отечественной нормативной документации.
Национальная часть содержит требования к ЛС, не произведенным в соответствии с Правилами GMR Она включает альтернативные методики, дополнительные информационные материалы. Ее содержание не противоречит общей (европейской части), а лишь дополняет ее.
Необходимость дифференцирования европейской и национальной частей в Государственной фармакопее представляется важным условием соблюдения авторских прав Европейского департамента качества лекарственных средств и здравоохранения (EDQM) как патентообладателя. Подобный подход был согласован с данной организацией и позволил в дальнейшем легитимировать Государственную фармакопею Республики Казахстан.
Следует подчеркнуть, что аналогичные принципы положены в основу конструкции фармакопей ряда стран Европейско-
го союза, например Британской фармакопеи. В некоторых странах национальные требования изданы в виде специального дополнения, например в Дании. Европейская фармакопея насчитывает более 2000 лекарственных субстанций и вспомогательных веществ, на которые разработаны монографии. Далеко не весь перечень их присутствует на отечественном рынке. Формирование перечня ЛС, которые требуют разработки монографий, нами проводилось с учетом следующих факторов:
Ф значительная доля присутствия на фармрынке республики;
Ф значительная доля присутствия ЛС на отечественном рынке;
Ф многочисленность торговых названий ЛС, соответствующих одному международному непатентованному наименованию;
Ф перечень лекарственных препаратов для лечения социально значимых заболеваний.
Для разработки монографий нами определена методология, которая включала следующие этапы:
Ф анализ рынка и формирование перечня ЛС, требующих разработки монографий;
Ф сравнительный анализ качества генериков на рынке республики;
Ф составление текста монографии;
Ф валидация и апробация методик испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях;
Ф трехкратное рецензирование;
Ф перевод на государственный язык;
Ф редактирование, корректирование текста;
Ф создание электронной версии;
Ф обсуждение на заседании Фармакопейной комиссии.
Серьезного внимания потребовали от авторского коллектива вопросы унификации и корректности использования фармацевтической терминологии одновременно на обоих языках изложения. В первую очередь они касались ключевых терминов:
Ф лекарственное средство;
Ф лекарственная субстанция;
Ф лекарственный препарат;
Ф лекарственная форма;
Ф срок годности;
Ф срок хранения;
Ф период применения;
Ф стандартный раствор;
* раствор сравнения.
Материал Государственной фармакопеи изложен в редакции, по возможности близкой Европейской фармакопее. Нумерация разделов и название монографий, химические названия веществ, единицы измерения физических величин, формулы расчета практически идентичны приведенным в Европейской фармакопее. Изменение претерпели лишь некоторые обозначения физических величин ввиду их традиционности использования в отечественной нормативной документации. В тех же соображениях расширен круг аббревиатур и сокращений. Монографии Государственной фармакопеи, предусмотренные для включения во 2 том, будут охватывать:
Ф 264 лекарственные субстанции;
Ф 12 вспомогательных веществ;
Ф 75 готовых ЛС;
Ф 16 объектов лекарственного растительного сырья;
Ф 5 медицинских иммунобиологических препаратов.
Уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание на отличие Государственной фармакопеи Республики Казахстан от Европейской фармакопеи. Отличительными признаками национальной фармакопеи являются:
Ф присутствие национальной части практически в каждой статье;
Ф разработка монографий на готовые ЛС (общеизвестно, что издания Европейской фармакопеи не содержат монографий на лекарственные препараты);
Ф разработка монографий на морфологические группы лекарственного растительного сырья.
Важно заметить, что именно существенные отличия позволили легитимировать Государственную фармакопею Республики Казахстан как национальную фармакопею. В противном случае разрешение EDQM было бы дано на издание Европейской фармакопеи на казахском языке аналогично тому, как это было сделано в 27 странах мира.
Исключительно важной категорией фармакопейных понятий является категория «Соответствие требованиям Государственной фармакопеи Республики Казахстан». ЛС, произведенные согласно Пра-
вилам GMP, должны соответствовать требованиям общей (европейской) части статей. Требования национальной части относятся к ЛС, не произведенным согласно Правилам GMP. Последние, кроме того, должны соответствовать и европейским требованиям. Следует заметить, что зачастую требования национальной части представляются более жесткими, чем европейской части.
В случаях отсутствия национальной части требования статей Государственной фармакопеи распространяются на все ЛС независимо от характера производства.
Было бы ошибочным думать, что двухтомный выпуск Государственной фармакопеи завершит процесс создания фармакопейных стандартов в республике. Фармакопея — это не Библия, не Коран или Тора. Создание Государственной фармакопеи представляет собой динамичный, непрерывный и бесконечный процесс. Будущее развитие фармакопеи связано с ревизией фармакопейных статей путем внесения изменений как принципиального, так и непринципиального характера, включая редакционную правку, а также с разработкой новых монографий.
В процессе работы над Государственной фармакопеей большую профессиональную поддержку оказал Европейский департамент качества ЛС и здравоохранения Совета Европы. В первую очередь, это была официальная поддержка, которая выразилась в принятии нашей страны в статус наблюдателя в Комиссии Европейской фармакопеи, а также в легитимации Государственной фармакопеи Республики Казахстан. Кроме того, мы получили большую методическую помощь в виде:
Ф технического руководства по разработке монографий;
Ф издания стандартных терминов;
Ф регулярно присылаемых выпусков журнала «Фармевропа»;
Ф консультаций.
Официальное разрешение EDQM на издание Государственной фармакопеи Республики Казахстан выражено всего в нескольких строках: «Издано с разрешения Европейского департамента качества ЛС и здравоохранения, Совет Европы, Стра-
сбург, Франция (патентообладатель). Тексты, приведенные в общей части, подготовлены на основе текущего издания Европейской фармакопеи, имеющего силу, и могут быть исправлены без дальнейшего уведомления». Приведенный текст опубликован на титульном листе Государственной фармакопеи Республики Казахстан.
Проект первого тома Государственной фармакопеи Республики Казахстан был представлен для легитимации в марте
2007 г. в период прохождения очередной 127-ой сессии Комиссии Европейской фармакопеи.
С утверждением Государственная фармакопея Республики Казахстан вступает в свой законодательный статус:
* она устанавливает уровень требований к качеству и безопасности ЛС, гарантируемый государством своим гражданам;
* требования ее являются обязательными для всех предприятий и организаций республики, занимающихся производством, изготовлением, реализацией, хранением, контролем и применением ЛС.
С выходом в свет 1 тома Государственной фармакопеи Республики Казахстан теряют свою силу общие статьи ГФ СССР, что вполне логично в силу гармонизиро-ванности с ней. Это в свою очередь требует указания ссылок в отечественных нормативных документах лишь на Государственную фармакопею Республики Казахстан. Исключение может быть сделано в особых случаях, когда необходимый материал не освещен в национальной фармакопее.
Государственная фармакопея Республики Казахстан имеет важное социальное, экономическое и научное значение. Оно выражается прежде всего в обеспе-
чении высокого качества ЛС, поступающих на отечественный рынок. Кроме того, Государственная фармакопея является:
« одним из инструментов защиты рынка от продукции сомнительного качества и различного рода фальсификаций;
4 фактором, ускоряющим внедрение международных стандартов в сферу обращения ЛС;
4 стимулом развития научных исследований по созданию оригинальных ЛС. Создание Государственной фармакопеи
* важное достижение суверенного Казахстана, проявление заботы государства
о здоровье населения.
Наряду с флагом, гербом и гимном Государственная фармакопея Республики Казахстан является четвертым государственным символом нашей страны.
Ф
кроме того...
таблица 1| 10 ведущих отечественных
производителей по объему продаж в Казахстане,
I полугодие 2007 г. (в денежном выражении)
№ Корпорации
1 ХИМФАРМ АО
2 НОБЕЛ ФАРМФАБРИКА
3 ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР КРОВИ ГККП
4 ГЛОБАЛ ФАРМ СП ТОО
5 КЫЗЫЛ МАЙ ПК
б РОМАТ ФК ТОО
7 КЕФАР КЕНЕС ФАРМА ТОО
8 ЛЕКОС ТОО
9 КОМПАНИЯ МЕДОПТИК ТОО
10 ЖАНАФАРМ ТОО
таблица 2| 10 ведущих зарубежных
производителей по объему продаж в Казахстане,
I полугодие 2007 г. (в денежном выражении)
Место в рейтинге Корпорации
1 НИКОМЕД
2 НОВАРТИС (ВКЛ. САНДОЗ-ЛЕК)
3 ГЛАКСОСМИТКЛЯЙН
4 САНОФИ-АВЕНТИС
5 БЕРЛИН-ХЕМИ АГ/МЕНАРИНИ ГРУПП
б БАЙЕР ХЭЛСКЭР
7 ГЕДЕОН РИХТЕР ЛТД
8 РАТИОФАРМ ГМБХ
9 СОЛВЕЙ ФАРМА
10 ЯНССЕН-СИЛАГ АГ
ТАБЛИЦА 3
110 ведущих отечественных торговых
наименований по объему продаж Казахстане,
I полугодие 2007 г. (в денежном выражении)
№
ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
АЛЬБУМИН
2 ЦЕФ III
3 ГЕПАДИФ
4 ПЕНТАЛГИН П
5 ЦЕФАЗОЛИН
б МЕГАСЕФ
7 НАТРИЯ ХЛОРИД
8 КЕФАКСОН
9 КЫЗЫЛМАЙ
10 АМПИЦИЛЛИН
ТАБЛИЦА 4| 10 ведущих импортных торговых
наименований по объему продаж в Казахстане,
I полугодие 2007 г. (в денежном выражении)
Место в рейтинге Торговое наименование
1 АКТОВЕГИН
2 ФОРТУМ
3 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
4 НАТРИЯ ХЛОРИД
5 РИСПОЛЕПТ
б ЗИНАЦЕФ
7 ГЕПТРАЛ
8 ЦЕФАЗОЛИН
9 ГЛЮКОЗА
10 ФРАКСИПАРИН
Источники: «Розничный аудит ГЛС в Казахстане»™, «Аудит госпитальных закупок в Казахстане»™, 1(МБС
1