УДК 338.185
Бдоян А.С., Вдовенко З.В.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ, КАК ИСТОЧНИК ОБОГАЩЕНИЯ
Бдоян Армен Самвелович, студент 1 курса магистратуры по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»;
Вдовенко Зинаида Владимировна, д.э.н., профессор кафедры Экономической теории, e-mail: kafekonom@muctr.ru;
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9
На фоне кризисных процессов в Российской экономике, руководством страны особое внимание уделяется преодолению негативных кризисных ситуаций в государственном управлении и регулировании экономики. В статье рассмотрена государственная должность, как источник личного обогащения и элемент бюрократической системы. Сделаны авторские выводы и даны некоторые предложения по организации профессиональной деятельности чиновников.
Ключевые слова коррупция, бюрократия, административный барьер.
GOVERNMENT AND CORRUPTION
Bdoyan A.S., Vdovenko Z.V.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
Against the backdrop of manifestations of crisis phenomena in the Russian economy, special attention is paid to the study of aggravating factors, corruption is one of the most significant. In this paper, the public position is considered as a source ofpersonal enrichment and an element of the bureaucratic system.
Keywords: corruption, administrative resource.
В современной России имеет место идея самообогащения представителей органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем, как известно, в правовом государстве все внутригосударственные сферы должны
регулироваться законодательно и органами государственной власти, однако иногда регулируются и личностными интересами тех, кто наделен необходимыми полномочиями.
Административные ресурсы стали источником личного обогащения. Использование таких ресурсов в виде полномочий не по назначению является искажением фундаментальных основ, на которых строится государственная система, отражает сущность коррупционных деяний. Термин «коррупция» происходит от латинского «coruptio», что означает - порча, упадок, совращение, расшатанность, подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей. [1].
Необходимо отметить, исторически сложилось ток, что в России издавна существует тенденция к громоздкой системе управления государством, что затрагивает и финансовую систему, в которой финансовые ресурсы перераспределяются чиновниками. Кроме того, существуют традиции постоянного воспроизводства бюрократии, которое постепенно обрастает коррупционными
проявлениями. Так, например наказание за коррупционные деяния восходят по времени законов царя Хаммурапи (1810-1750 гг. до н. э.), касающихся правосудия, охрана собственности, принадлежащей царю, охрана частного имущества, полученного от царя, операции с недвижимостью, коммерческие операции, семья и наследство, уголовные преступления против личности, операции с
движимым имуществом [2]. А, печально знаменитая фраза великого русского литератора Н.М. Карамзина: «Воруют, батенька, ворую» на вопрос «Что нового в России?», до сегодняшнего дня актуальна для России, которая впервые звучала, как «крадут», которая была обнаружена в переписке русского поэта князя П.А. Вяземского со ссылкой на Н.М. Карамзина [3].
В современной России второго тысячелетия о масштабах проявления коррупции в органах государственной власти можно судить по высказыванию председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, что «объем воровства при госзакупках можно снизить на триллион рублей» [4]. Стоит отметить, что приведенный пример масштабов коррупции относится только к одному из секторов российской экономики. Вместе с тем, проявление коррупции в органах государственной власти, можно рассматривать с позиций обвинения бывшего министра правительства А. Улюкаева, который уличен в получении взятки в сумме двух млн. долларов, за выданное разрешение Минэкономразвития Российской Федерации, позволившее компании «Роснефть» выкупить у государства более 50 % акций ПАО АНК «Башнефть» [5].
Масштабы проявлении коррупции в органах государственной власти современной России обусловлены преобладанием личных, и, как правило, корыстных, интересов чиновников над интересами государства, что прописано в их должностных инструкциях, в которых они наделены специальными властными полномочиями, административными ресурсами, закрепленными
соответствующими законодательными актами. Основной целью наделения чиновников специальными полномочиями является обязанность государственного служащего служить обществу, государству. Однако, в случае, когда приоритет личного интереса ставится чиновником выше государственных интересов, должность
государственного служащего становится
источником личного обогащения.
По данным Росстата, в России в 2015 году, численность чиновников составила 1 млн. 434 тыс.
Несмотря на указы от 2010 год Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, в которых предполагалось оптимизировать численность чиновников за счет их сокращения на 20%. Тем не менее, по данным Росстата Российской Федерации наблюдается увеличение чиновничьего аппарата более чем на 30%: (см. данные, приведенные в таблице 1). Успех борьбы с бюрократизмом в России определяется тем, по какому пути социально-экономического и политического развития пойдет страна, насколько быстро и в каких масштабах будут реализованы идеи демократии, свободы и социальной справедливости, как будут осуществлены принципы демократической самоуправляемости. Так как в основе бюрократизма лежат экономические, организационные, политико-идеологические, социокультурные признаки. На наш взгляд, для того, чтобы изменить существующее положение негативизма в процессе бюрократизации в сторону коррумпированности чиновничьего аппарата, необходимы изменения экономических,
организационных, социальных, политических и других условий, способствующих обюрокрачиванию управленческих процессов. Исходя из положений о государстве и государственности, как специально организованной формы общественных отношений, каждый из вышеперечисленных секторов решает только присущий ему спектр задач, которые направлены на удовлетворение потребностей общества, через специальные административные механизмы. Рост их профессионализации, характеризующейся
преимущественно функциональной специализацией, обезличенность связей, усложнение процессов управления порождают бюрократизацию.
Бюрократия это особый способ организации деятельности, при помощи которого административные проблемы разбиваются на ряд решаемых задач. С точки зрения экономики, бюрократический механизм, есть ни что иное, как организация, финансируемая за счет добавленной стоимости в реальном секторе экономики [7]. Современные ученые справедливо сравнивают бюрократическое состояние государственного управления не только с отсутствием каких-либо ограничений и общественного контроля, когда коррупция беспрепятственно проникает в любые сферы общественных отношений, но и подчеркивают тот факт, что даже борьбу с коррупцией, возглавляют сами коррупционеры [8, 9]. Вместе с тем, государственный аппарат в лице чиновников, должен работать над
человек. При этом, на 10 тыс. человек приходится 150 должностей государственных служащих. Так, например, из выше приведенной численности чиновников в федеральных органах власти работает 248 тыс. чел.; в региональных - 246 тыс.; в органах местного самоуправления - 498 тыс. работников. Кроме этого, чиновников в финансовом и налоговом секторе трудится 217 тыс. чел.; в судах - 151 тыс. чел., в прочих государственных органах - 95 тыс. чиновников [6].
созданием благоприятного климата и условия для развития экономики страны. Однако, по мнению Д.В. Манушина, из-за нерасторопности исполнительной власти, 50% законодательных инициатив, призванных снизить административные барьеры, не выполняются. Между тем, зарплаты чиновников и их личное благосостояние постоянно увеличивается. Такое положение дел свидетельствует о том, что особое внимание чиновников сосредоточено на личных интересах, которые находятся для них в приоритете. Далее, Манушкин Д.В. приводит в качестве примера результаты опроса предпринимателей 37 российский регионов, в которых преобладающее большинство населения высказало мнение о том, они воспринимают коррупцию не как проблему, а как средство для решения проблем, как чиновников, так и общества. По мнению Клейнера В.Г., «...коррупция в условиях современной России не просто аномалия или явление, с которым борется общество, а скорее, наоборот, один из наиболее важных и широко используемых механизмов государственного управления и регулирования экономики» [8, 9].
Вместе с тем неэффективность борьбы с коррупционными проявлениями в органах государственной власти административными методами через расширение полномочий контролирующих органов, приводит к увеличению платы за услуги чиновников. На наш взгляд, невозможно эффективно бороться с коррупцией, когда сами же коррупционеры возглавляют эти бюрократические коррупционные схемы. Бюрократизм в современной России приобретает все большие масштабы и влияние. Борьбу с проявлением негативных сторон бюрократизма в современном обществе следует рассматривать в широком контексте демократического обновления. Недопустимо только лишь проведение антибюрократических кампаний и механических реорганизаций аппарата управления.
Отметим, в период кризисных ситуаций, снижение инвестиций в экономику, высокий уровень коррупции, ученые объясняют взаимосвязи коррупции и ВВП, которая выражают в обратной корреляции роста ВВП с падением места России в мировом индексе восприятия коррупции. Кроме того, в этот период развития административный ресурс используется для устранения конкурентов. В этом случае возникает ситуация, в которой потенциально лучший производитель товаров или услуг, вынужден преодолевать дополнительные
Таблица 1. Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления [6]. Источник: Росстат.
Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Кол-во чиновников на 10 тыс. чел. 114,4 117,7 118,0 115,4 112,1 109,7 107,8 153,6 148,5
административные барьеры. На наш взгляд, непрофессионализм чиновников порождается: отсутствием научной системы работы с кадрами во всех звеньях государственного организма; сохраняющимся бюрократическим подходом к кадрам; невостребованнностью компетентности,
профессионализма, хороших знаний в области экономики, права, социологии, управления персоналом и культурологии. Повышение эффективности работы чиновничьего аппарата может быть достигнуто за счет повседневного внедрения компьютеризации управленческого труда, за счет внедрения автоматизированных систем управления; использование средств оргтехники для сбора, обработки, составления, копирования, размножения, хранения, поиска и пересылки документов; создание служб психологического сопровождения управления.
Реформирование системы государственной службы Российской Федерации должно стать приоритетным направлением государственной политики в области управления и важнейшей частью административной реформы, осуществляемой в тесной взаимосвязи с военной реформой, реформой судебной системы и другими реформами. Реформирование системы государственной службы в Российской Федерации должно быть направлено на приведение государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями, создание целостной системы государственной службы; разграничение функций и полномочий государственных органов, их подразделений, а также их рационализацию; формирование разных типов государственных органов на основе выполняемых ими функций с применением к ним разных методов планирования, финансирования и оценки деятельности; разработку эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе; создание нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации.
На наш взгляд, успешной борьбе с бюрократизацией в государственном управлении и проявление коррупционных схем чиновничьего аппарата могут и должны способствовать как система социального оппонирования чиновничеству, так и социальный контроль за деятельностью государственного аппарата в целом. Необходимо сочетание инструментов демократического
государственного управления с действенными механизмами социальной саморегуляции. Как показывает наш опыт, повышение эффективности государственного управления экономикой практически невозможно, если оно не дополняется, не уравновешивается "разумными" механизмами социальной саморегуляции, стимулирующими гражданскую активность и общественный контроль. Такой системой социального оппонирования государственной власти призвано стать формирующееся в нашей стране гражданское общество с развитой системой саморегуляции.
Таким образом, резюмируя проведенное исследование по оптимизации государственного управления в сфере коррупционной направленности, нами определены следующие выводы:
Проявление негативных факторов,
обуславливающих процесс бюрократизации в виде коррупционных проявлений в системе государственной власти, непосредственно связано с существующими отношениями, в которых одним из субъектов обязательно является орган государственной власти в лице чиновника, наделенного определенными полномочиями. В Российской Федерации на всех уровнях управления коррупция является средством решения проблем, механизмом регулирования реального сектора экономики. В случае, когда то должность государственного служащего становится источника личного обогащения чиновника, административный ресурс перенаправляется с решения социальных и экономических задач на получение доходов частными лицами. При этом издержки обогащения чиновников осуществляется как за счет государства, так и за счет частного капитала.
При наличии указа Президента Российской Федерации о сокращении численности должностей государственных служащих идет противоположный процесс, направленный на рост численности чиновничьего аппарат. Это как минимум, не исполнение указов Президента, и как проявление того, что бюрократический механизм в стране усиливает свои позиции. Это еще в большей степени показывает несостоятельность принимаемых мер по снижению бюрократизации и борьбе с проявлениями коррупции в государственном аппарате управления.
Список литературы
1. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. С.124.
2. Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. 81 с.
3. Северная почта. 1866. № 20; Памяти Карамзина. СПб., 1866. С. 20-29. Печать по изданию: Вяземский П. А. Эстетика и критика. М., 1984. С. 250-253. [Электронный ресурс] URL: http://vyazemskiy.lit-info.ru/vyazemskiy/public/o-pismah-karamzina.htm. (дата обращения 25.05.2017).
4. Румянцева Е.Е.Трансакции и риски коррупции в государственных закупках//Финансы и кредит.2014. № 42. С. 20.
5. Информационное агентство России ТАСС. [Электронный ресурс] URL:http://tass.ru/proisshestviya/4274930
6. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosst at/ru/statistics/state/#. (дата обращения 25.05.2017).
7. Альпидовская М.Л. БЮРОКРАТИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. № 5. С. 10.
8. Манушкин Д.В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению//Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 53.
9. Клейнер В.Г. Кризис и коррупция: взаимосвязь и перспективы // Общественные науки и современность. 2015. № 3.