УДК 351.746.1(470)
UDC 351.746.1(470)
C.B. БЛАТИН
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры, Академия ФСО России E-mail: blatin@academ.msk.rsnet.ru
S.V. BLATIN
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department, Federal Guaed Service Akademy of the RF E-mail: blatin@academ.msk.rsnet.ru
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
STATE SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION: FORMATION AND CONTEMPORARY CONTENTS OF DEFINITION
В статье проанализировано понятие государственной безопасности, присутствующее в многочисленных нормативных правовых актах, и на этой основе предложено его авторское определение.
Ключевые слова: национальная безопасность, виды национальной безопасности, государственная безопасность.
The article analyses the concept of« state security», presented in the numerous normative legal acts, on that basis author offers his own definition.
Keywords: national security, types of national security, state security.
Ключевой особенностью любого государства является тесная взаимосвязь между его развитием и обеспечением безопасности, так как без обеспечения безопасности оказывается бессмысленной любая деятельность человека. В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений проблема обеспечения безопасности личности, общества и государства для Российской Федерации приобретает особо актуальный характер в силу ее особого геополитического положения.
Системный подход к изучению государственной безопасности предполагает в первую очередь характеристику самого понятия в логике взаимосвязанных с ним понятий. «Определяйте значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений», - учил великий французский философ Рене Декарт.
В современной государственной политике, юридической литературе и законодательстве Российской Федерации утвердилось такое понимание национальной безопасности, при котором она является исходной категорией для решения практических проблем по обеспечению защищенности интересов личности, общества и государства от различных угроз1.
Структура правоотношения национальной безопасности может быть представлена в следующем виде:
1 См., например: Указ Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444; Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 15; Фатеев К.В. Правовое регулирование обеспечения военной безопасности Российской Федерации: дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 24; Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах участниках Содружества Независимых Государств: автореферат дисс. .. докт. юрид. наук. М.: 2011. С. 3-5.
- объекты национальной безопасности - национальные интересы Российской Федерации (совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства);
- субъекты обеспечения национальной безопасности - государственные органы, организующие обеспечение национальной безопасности (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и другие государственные органы), и силы, обеспечивающие национальную безопасность (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации);
- содержание правоотношения - совокупность субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения (объект, находящийся в опасности, имеет право защиты своих жизненно важных интересов от угроз, а субъект обеспечения безопасности обязан принять адекватные меры по устранению угроз).
Приоритетами обеспечения национальной безопасности являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность2.
Анализ правовых актов, закрепляющих официально признанную систему взглядов на обеспечение
2 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009
г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
© С.В. Блатин © S.V. Blatin
национальной безопасности, позволяет установить содержание смежных с государственной безопасностью понятий - «оборона» и «общественная безопасность».
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Организация обороны включает в себя: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей, предназначенных для мобилизационных нужд государства; оперативное оборудование территории государства; развитие науки в интересах обороны и другие мероприятия в области обороны3.
Общественная безопасность характеризуется как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности являются: противодействие терроризму, экстремизму, преступным и иным противоправным посягательствам; защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; противодействие незаконной миграции; расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере4.
Российское общество ждет от юридической науки научно обоснованных рекомендаций, позволяющих надежно обеспечить безопасность личности, общества и государства. Вместе с тем, анализ, проведенный по предмету настоящей статьи, свидетельствует, что в современных условиях нормативное правовое регулирование и практика обеспечения государственной безопасности значительно опережают юридическую науку. В подтверждение данного тезиса А. В. Опалев пишет: «Характерной чертой последнего десятилетия в исследовании проблем безопасности стало то, что в российской научной, в том числе специальной литературе, понятие национальной безопасности фактически вытеснило понятие государственной безопасности. Во многом это было связано с прежним пониманием государственной безопасности как незыблемости коренных устоев социалистического общества. Вследствие этого сам термин «государственная безопасность» в определенной степени попал «в опалу». В результате возникли сложности не только теоретического, но и, прежде все-
3 Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 7. Ст. 724.
4 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
го, практического плана. Вопрос терминологического характера перерос в вопрос политико-правового содержания. Если отказаться от понятия «государственная безопасность» или растворить его в национальной безопасности, размывается сфера действия специальных служб государства, появляется соблазн наделить их несвойственными функциями. При этом теряется или отходит на второй план основная направленность их деятельности. Вот почему так важно четко определить содержание понятия «государственная безопасность» и ее место в структуре национальной безопасности»5.
Причина «вытеснения» понятия государственной безопасности дефиницией «национальная безопасность» ставится понятной, если рассмотреть происхождение последней дефиниции.
Термин «национальная безопасность» («national security») имеет американские корни, а его широкое использование в англоязычных государствах объясняется двумя факторами. Во-первых, слово «nation» в английском языке означает не только нацию, но и страну. Во-вторых, западные страны в основном соответствуют стандарту: одна нация - одна страна (одно государство). Поэтому в англоязычных государствах термин «national security» крайне удобен для обозначения защищенности совокупного интереса нации (государства) и его граждан6. Так, на современном этапе общественного развития США под национальной безопасностью понимается деятельность государства по использованию всех компонентов государственной мощи для защиты и продвижения национальных интересов7. Государственная политика и законодательство Российской Федерации, позаимствовав англоязычный термин «национальная безопасность», наполнили его более объемным содержанием, вложив в него не только государственную безопасность, но и безопасность личности, а также общества.
В Российской Федерации государственная безопасность является лишь одним из направлений в сфере национальной безопасности. При этом следует подчеркнуть, что указанное направление имеет ключевое значение для обеспечения национальной безопасности в целом, так именно государственные органы организуют и непосредственно обеспечивают национальную безопасность. Отечественный опыт 1917 г., деятельность по захвату государственной власти на Украине в феврале 2014 г., а также многие другие исторические примеры наглядно демонстрируют, что необеспечение
5 Опалев А.В. О некоторых базовых категориях Закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М. : Эксмо, 2006. С. 207.
6 Указание в англоязычной транскрипции наименования настоящей статьи - термина «state security» - достаточно условно и осуществлено только лишь с учетом сформировавшегося отечественного понятийного аппарата в области национальной безопасности. В законодательстве США и Великобритании «государственная безопасность» является синонимом национальной безопасности и характеризуется термином «national security».
7 Национальная безопасность: актуальные проблемы: курс лекций. Под ред. А.Х. Шаваева. М.: ВАГШ, 1999. С. 335.
должного уровня государственной безопасности чревато разрушением действующей системы национальной безопасности, гражданской войной и массовой гибелью населения.
Применение историко-правового метода позволяет определить правовую природу, истоки и характер эволюции института государственной безопасности.
Термин «государственная безопасность» был введен в правовой оборот Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г., на основании которого был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР, предусматривающий в своем составе Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР)8.
В советский период отечественной истории под государственной безопасностью понималась «совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны»9.
Закрепление дефиниции «государственная безопасность» в Конституции СССР 1936 г., а затем и в Конституции СССР 1977 г. обеспечило конституционную парадигму приоритета интересов государственной безопасности, т. е. решения всех проблем обеспечения безопасности личности и общества на основе первоочередного учета интересов государства.
В СССР «охрана государственной безопасности» наряду с обороной страны рассматривалась как составная часть защиты социалистического Отечества. Так, П. И. Романов и В. Г. Белявский писали: «Функция защиты социалистического Отечества не ограничивается деятельностью Советской Армии и Военно-Морского Флота. Конституция СССР рассматривает как составную ее часть систему мероприятий по обеспечению государственной безопасности. В современных условиях, когда соотношение сил на мировой арене изменилось в пользу социализма, империализм делает особую ставку на разведывательно-подрывные акции, на попытки расшатать советский строй изнутри»10.
Организационная структура сил обеспечения государственной безопасности в советский период отечественнойбылапредставленаподразделениями,вхо-дившими в состав единого исполнительного органа государственной власти, именуемого в различные периоды времени ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ.
В соответствии с Законом СССР от 16 мая 1991 г. «Об органах государственной безопасности в СССР»11 основными направлениями деятельности органов государственной безопасности СССР являлись:
8 Лубянка (ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ:1917-1960): справочник. Сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров, науч. ред. Р.Г. Пихоя. М.: МФД, 1997. С. 12.
9 Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 2. С. 79-80.
10 Романов П.И., Белявский В.Г. Конституция СССР и защита Отечества. М.: Воениздат. 1979. С. 43.
11 Закон СССР от 16 мая 1991 г. № 2159-1 «Об органах госу-
дарственной безопасности в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС
СССР. 1991. № 22. Ст. 630.
- разведывательная работа в целях обеспечения государственной безопасности Союза ССР и республик, входящих в его состав;
- контрразведывательная работа по защите Союза ССР и его республик от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и иностранных организаций;
- обеспечение высших органов государственной власти и управления Союза ССР и его республик, других государственных органов информацией, необходимой для решения задач, связанных с государственной безопасностью, социально-экономическим, оборонным строительством и научно-техническим прогрессом, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;
- предупреждение, выявление и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности;
- борьба с терроризмом и организованной преступностью, затрагивающими интересы государственной безопасности;
- обеспечение сохранности государственных секретов СССР, организация, обеспечение безопасности специальных видов связи и шифровальной работы;
- охрана государственной границы СССР и его экономической зоны;
- участие в разработке и осуществлении мер по охране континентального шельфа СССР;
- обеспечение готовности к функционированию в военное время пунктов управления страной и Вооруженными Силами СССР;
- оказание методической и организационно-технической помощи министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям в обеспечении государственной безопасности, а также в пределах компетенции координация их деятельности в указанной области и контроль за этой деятельностью.
Попытка в августе 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению захватить власть первоначально повлекла за собой вывод подразделений 9-го управления из структуры КГБ СССР, формирование на их основе Управления охраны при Аппарате Президента СССР, а затем Службы безопасности Президента СССР. На уровне РСФСР указом Президента РСФСР от 10 сентября 1991 г. для обеспечения безопасности Президента РСФСР была образована Служба безопасности Президента РСФСР.
В последующем Указом Президента СССР от 29 августа 1991 г. на основе Управления правительственной связи КГБ СССР, 8 Главного управления КГБ СССР, 16 управления КГБ СССР и приданных им войск был сформирован Комитет правительственной связи при Президенте СССР 12, а в РСФСР был создан Комитет правительственной связи при Президенте РСФСР, который послужил основой для формирования 24 декабря
12 Указ Президента СССР от 29 августа 1991 г. № УП-2484 «О создании Комитета правительственной связи при Президенте СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР». 1991. № 36. Ст. 1059.
1992 г. Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РСФСР13.
Упразднение КГБ СССР завершилось изданием Закона СССР от 3 декабря 1991 г. «О реорганизации органов государственной безопасности». На основе упраздненного государственного органа были созданы Межреспубликанская служба безопасности, Центральная служба разведки СССР, Комитет по охране государственной границы СССР с объединенным ко -мандованием пограничных войск14.
Признание в Конституции Российской Федерации
1993 г. человека, его прав и свобод высшей ценностью потребовало разработки новой парадигмы обеспечения безопасности - государство для человека - и повлекло за собой формирование крайне противоречивой ситуации в области теории и практики обеспечения государственной безопасности. С одной стороны, в Российской Федерации функционировала разветвленная система органов обеспечения государственной безопасности, которая находилась в процессе постоянной реорганизации, а с другой стороны, имелись лишь единичные исследования по вопросам, касающимся правового обеспечения государственной безопасности.
Из определений государственной безопасности, закрепленных в научных трудах, следует процитировать работу профессора А. В. Опалева, в которой под государственной безопасностью понимается «защищенность суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя страны, ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала, законных прав и свобод личности от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также от преступных посягательств отдельных групп или лиц»15.
Иные определения государственной безопасности, приводящиеся в научной литературе, в целом совпадают с мнением А.В. Опалева, но в них дополнительно акцентируется внимание на отдельных свойствах изучаемого социального явления. Так, Д.Б. Ирошников полагает, что «государственная безопасность - это состояние государства, которое обеспечивает защиту государственного строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета»16. М.Р. Чарыев определяет государственную безопасность через «состояние государства, которое выражается в незыблемости его жизненно важных интересов», и рассматривает как синонимы категории «государственная безопасность Российской Федерации», «государственная безопасность», «безопасность государства», «без-
13 Указ Президента РСФСР от 24 декабря 1991 г. № 313 «О создании Федерального агентства прави-тельственной связи и информации при Президенте РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР 1992. № 1. Ст. 39.
14 Закон СССР от 3 декабря 1991 г. № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности» // Ведомости ВС СССР. 1991. № 50. Ст. 1411.
15 Опалев А. В. Указ. соч. С. 209.
16 Ирошников Д.В. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности: теоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2011. С. 6.дия. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 2. С. 79-80.
опасность Российской Федерации» и «безопасность Российского государства»17. По мнению В. М. Редкоуса, «государственная безопасность - это защищенность основ существования страны»18.
Анализ современной структуры федеральных органов исполнительной власти и их компетенции позволяет утверждать, что силы обеспечения государственной безопасности России представлена четырьмя федеральными органами исполнительной власти - СВР России, ФСБ России, ФСО России и ГУСП. Компетенция сил обеспечения государственной безопасности закреплена в федеральных законах «О внешней разведке»19, «О федеральной службе безопасности»20, «О государственной охране»21, «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»22.
Нормы УК РФ, федеральных законов «О безопасности»23, «О противодействии терроризму»24, «О противодействии экстремистской деятельности»25, «О противодействии коррупции»26 позволяют сделать вывод о том, что основными угрозами государственной безопасности являются государственная измена, разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, террористическая деятельность, вооруженный мятеж, насильственный захват власти, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, коррупция в органах государственной власти.
Систематизировав приведенные в рамках настоящей статьи правовые акты и научные издания, можно сформулировать следующие обобщающие выводы:
1. В современной государственной политике, юридической литературе и законодательстве Российской Федерации в отличие от англоязычных государств государственная безопасность рассматривается не как совокупный результат защищенности интересов личности, общества и государства, а лишь как одно из направлений национальной безопасности.
17 Чарыев М.Р Судебная власть в системе обеспечения государственной безопасности Российской Федерации // Российский судья. 2006. №№ 3,4.
18 Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8. С. 14—15.
19 Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // СЗ РФ. 1996. № 3. С.т. 143.
20 Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
21 Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
22 Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.
23 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. - 2011. № 1. Ст. 2.
24 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
25 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
26 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
Под государственной безопасностью следует понимать состояние защищенности основ конституционного строя Российской Федерации, территориальной неприкосновенности, независимости государства от внешних, внутренних и трансграничных угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, устойчивое развитие страны и общественную безопасность.
2. Историческое развитие государственной безопасности свидетельствует, что направления ее обеспечения изменялись в зависимости от национальных интересов в области государственной безопасности и угроз этим интересам.
В современных условиях основными направлениями обеспечения государственной безопасности Российской Федерации являются разведывательная, контрразведывательная и пограничная деятельность, борьба с терроризмом и с преступностью, посягающей на основы государственного и общественного устрой-
ства, обеспечение информационной безопасности, государственной охраны27, мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти.
3. Правовой институт государственной безопасности занимает ключевое место в структуре национальной безопасности Российской Федерации и его нормы закреплены в большом количестве нормативных правовых актов. В то же время, упомянутый правовой институт характеризуется относительно слабой теоретико-правовой разработкой в российской науке и отсутствием соответствующей концепции его развития. Сложившееся противоречие требует своего скорейшего решения.
27 Под государственной охраной в данном случае понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в России и исполнения Россией своих международных обязательств.
Библиографический список
1. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 2.
2. Ирошников Д.В. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности: теоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2011. 24с.
3. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД России, 2006. 57 с.
4. Лубянка (ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ: 1917-1960): справочник. Сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. Науч. ред. Р.Г. Пихоя. М.: МФД, 1997. 352 с.
5. Национальная безопасность: актуальные проблемы: курс лекций. Под ред. А.Х. Шаваева. М.: ВАГШ, 1999. 420 с.
6. Опалев А. В. О некоторых базовых категориях Закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий. Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. С. 207.
7. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8. С. 14-15.
8. Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах участниках содружества Независимых Государств: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М.: 2011. 47 с.
9. Романов П.И., Белявский В.Г. Конституция СССР и защита Отечества. М.: Воениздат. 1979. 127 с.
10. Фатеев К.В. Правовое регулирование обеспечения военной безопасности Российской Федерации: дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2005.
11. Чарыев М.Р. Судебная власть в системе обеспечения государственной безопасности Российской Федерации // Российский судья. 2006. №№ 3,4.
References
1. Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1971. T. 2.
2. IroshnikovD.V. Legal Policy of the Russian Federation in the sphere of national security: theoretical aspect: Author. dis. ... cand. jurid. sciences. Tambov, 2011. 24 p.
3. Kardashov I.B. Russian Interior Ministry in the system of national security of the Russian Federation. M.: Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. 57 p.
4. Lubyanka (Cheka-OGPU-NKVD-NKVD-MGB-MVD-KGB : 1917-1960): Handbook / comp. A.I. Kokurin, N.V. Petrov. Scientific. Ed. R.G. Pikhoi. M.: MFD, 1997. 352 p.
5. Homeland Security: Current Issues: lectures / Ed. A.H. Shavaeva. M.: VAGSH, 1999. 420p.
6. Opalev A.V. On some basic categories of the RF Law "On Security" and National Security Concept / / FSB Russia. Legal regulation of the Federal Security Service to ensure the national security of the Russian Federation: Scientific and Practical Commentary / ed. V.N. Ushakov, I.L. Trunov. M.: Penguin Books, 2006. 207 p.
7. Redkous V.M. Some issues of improving the national security strategy of the Russian Federation / / Law and the State: Theory and Practice. 2009. № 8. Pp. 14-15.
8. Redkous V.M. Administrative and legal support to national security in the states - members of the Commonwealth of Independent States: Author. diss. ... doctor. jurid. sciences. M.: 2011. 47 p.
9. Romanov P.I., Bielawski V.G. The Constitution of the USSR and the defense of the Fatherland. Moscow: Military Publishing. 1979. 12 7p.
10. Fateev K.V. Legal regulation of the military security of the Russian Federation: Diss. ... doctor. jurid. sciences. Moscow, 2005.
11. Charyev M.R. Judicial power in the system of national security of the Russian Federation / / Russian judge. 2006. № № 3, 4.