ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Ирошников Денис Владимирович
Аннотация: в статье приводится понятие государственной безопасности, а также раскрывается ее содержательная сторона. Автором раскрываются: субъекты государственной безопасности; объекты государственной безопасности; угрозы государственной безопасности; совокупность сил и средств, необходимых для обеспечения государственной безопасности.
Annotation: the paper considers the public security concept also its conceptual aspect to be disclosed therefore. The author in the paper has showed the following meanings: legal entities of the public security; entities of the public security; threats to national security; forces and facilities combination that are required for the public security.
Ключевые слова: государственная безопасность, угрозы, органы государственной безопасности, спецслужбы.
Key words: the public security, threat, public security authorities, secret services.
В настоящее время имеет место недостаточная теоретическая разработанность вопросов государственной безопасности. Наряду с множеством исследований вопросов национальной безопасности, проблемы государственной, как правило, либо вообще остаются в стороне, либо исследуются достаточно поверхностно. Таким образом, налицо вытеснение национальной безопасностью государственной безопасности. Этот процесс нельзя назвать положительной тенденцией, так как государственная безопасность является важнейшим видом национальной безопасности. Это обстоятельство придает актуальность комплексному теоретическому исследованию вопросов государственной безопасности.
Государственную безопасность можно определить как состояние защищенности государственного строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета от внутренних и внешних угроз.
Содержательная сторона государственной безопасности представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы:
1) субъекты государственной безопасности;
2) объекты государственной безопасности;
3) угрозы государственной безопасности;
4) совокупность сил и средств, необходимых для обеспечения государственной безопасности.
Рассмотрим элементы содержательной стороны государственной безопасности.
1. Субъекты государственной безопасности
Основным субъектом государственной безопасности является государство. Иными словами, обеспечение государственной безопасности реализуется исключительно государством в лице его органов. Ни субъекты федерации, ни коммерческие и иные негосударственные структуры, ни отдельные граждане не обладают полномочиями по обеспечению государственной безопасности.
2. Объекты государственной безопасности.
«Объект» - это явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность1. Таким образом, «объект безопасности» - это то явление, предмет, которым неугрожает опасность.
Нам представляется, что объекты государственной безопасности есть не что иное, как основные признаки государства. За всю историю развития человечества мыслителями и политическими деятелями было высказано множество различных мнений и суждений об основных признаках государства, отличающих государственную организацию от негосударственной и догосударственной2. В настоящее время в теоретико-правовой науке принята (при всех разногласиях, касающихся отдельных признаков) единая дефиниция, в соответствии с которой государство есть основанная на публичном праве политическая организация общества, обладающая такими признаками, как территория, верховенство внутри страны и независимость во внешних делах (суверенитет), а так же обособленный от всего остального общества аппарат управления3.
Учитывая изложенное, к основным объектам государственной безопасности с полной уверенностью можно отнести:
1) государственный строй; 2) государственные органы; 3) государственный суверенитет;
4) территориальную целостность государства.
Раскроем указанные объекты.
Государственный строй.
Как было отмечено выше, ранее действовавший закон «О безопасности» и большинство иссле-
1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л.И. Скворцова. 26 изд., испр. и доп. М., 2010. С. 662.
2 Воронин A.A. Территориальная организация государства: теоретический и исторический аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2003. С. 15.
3 Разуваев Н.В. Понятие и признаки традиционного государства // Уп-
равленческое консультирование. 2008. № 3. С. 52.
дователей относят к объектам государственной безопасности конституционный строй. Однако, нам представляется, что для этой цели наиболее подходит категория «государственный строй». В имеющихся исследованиях на эту тему отсутствует четкое научное представление относительно правомерности использования той или иной категории. В целях углубления в данное противоречие рассмотрим взаимоотношение государственного и конституционного строя.
Относительно того, какая из рассматриваемых категорий шире, в науке существует две противоположные точки зрения.
Согласно первой, понятие конституционный строй шире, чем государственный строй4. В частности, H.A. Богданова пишет: «Конституционно-правовая категория «конституционный строй» по объему шире категории «государственный строй», поскольку в ней заложены также логические обобщения, касающиеся устройства общества»5. Иными словами, под государственным строем приверженцы данного подхода понимают часть конституционного строя, относящуюся к устройству государства.
Представители второй точки зрения утверждают, что, напротив - государственный строй понятие более широкое, чем конституционный6. Последний они понимают как часть государственного строя, закрепленного в Конституции.
Нам представляется, что по-своему правы и те и другие авторы. Для этого необходимо четко представлять, что же такое конституционный строй.
Мамонов В.В. определяет конституционный строй России как систему конституционных отношений, закрепленных народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношение между властями, положение в мировом сообществе7. По мнению H.A. Богдановой, конституционный строй
- это логическое построение, отражающее объективированные в нормах конституционного права устройство государства и общества, а также положение человека в системе отношений «государство -общество -личность»8. Нам представляется, что в широком смысле конституционный строй можно определить как основы государственного и общественного строя, закрепленные в Конституции. На этот счет О.Г. Румянцев пишет: «имеющие объективную основу конституционные начала государствен-
4 См., например: Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционноправового регулирования / / Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2003. № 6. С. 24-25.
5 Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 162.
6 См., например: Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и пере-раб. / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2007. С. 146.
7 Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10. С. 43.
8 Богданова Н.А. Указ. соч. С. 161.
ного и общественного строя находят свое выражение в основах конституционного строя»9. Для понимания взаимоотношения между категориями «государственный строй», «общественный строй» и «конституционный строй» можно ввести в научный оборот две дефиниции: конституционный государственный строй (основа государственного строя, закрепленная в Конституции) и, соответственно конституционный общественный строй.
С такой позиции видно, что авторы из первой группы рассматривают взаимоотношение категорий «конституционный государственный строй» и «конституционный строй», и по их справедливому мнению, последний действительно шире. Представители второй группы напротив, сравнивают государственный строй и «конституционный государственный строй». В данном случае, последний - более узкое понятие.
Согласно определению государственной безопасности, содержащемуся в Большой советской энциклопедии, ее элементами являются государственный и общественный строй: «государственная безопасность, охрана государственной безопасности -совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя (выделено авт.), территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны»10. То же определение приводит В.А. Литвинов, определяя обеспечение государственной безопасности через защиту государственного и общественного строя11, однако нам представляется указанный подход весьма спорным, так как в настоящее время особое внимание уделяется такому виду национальной безопасности, как общественная безопасность, объектом которой является общественный строй.
Следует отметить также, что категория «конституционный строй» определяется через такие характеристики как признание идеологического, социального и правового многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перед законом12. То есть конституционный строй нередко понимают как «особый тип властвова-ния»13, указывающий на то, что данное государство можно считать конституционным. Еще одним важным признаком конституционного строя является
9 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994. С. 22.
10 Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. Т. 7: Гоголь - Дебит. М., 1972. С. 151.
11 Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. М., 2011. С. 66.
12 Чайка ЮЯ. Конституция Российской Федерации и построение демократического правового государства // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 12. С. 9.
13 Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в Рос-
сии: монография. М., 2003. С. 45.
связь с Конституцией, так как конституционный строй является неотъемлемым признаком государства, имеющего конституцию14. Указанные еще раз говорят о том, что к объектам государственной безопасности относится государственный строй, так как он не включает в себя черты общественного строя, не связан с наличием или отсутствием действующей конституции. Под государственным строем можно понимать основы устройства государства, включающие в себя форму государства, внутреннюю его структуру, а также систему органов государственной власти.
Государственные органы.
Одним из основных признаков государства является наличие публичной власти, что в свою очередь предусматривает, что она осуществляется через систему государственных органов15. Это объясняется тем, государственная власть есть воля государства, но непосредственно осуществлять свою волю государство, конечно, не может16. Поэтому государство создает для этого систему государственных органов. Государственный орган определяется как часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном порядке17.
Нам представляется, что безопасность государственных органов - непременное условие обеспечения государственной безопасности. Так, например, согласно Стратегии национальной безопасности, «основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на ... дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей)».
Государственный суверенитет.
В юридической науке различают, прежде всего, народный и государственный суверенитет. Относительно взаимосвязи этих категорий, Ф.И. Ва-ляровский отмечает: «В иерархии этих понятий и их практической значимости на первом месте находится народный суверенитет. Производным от народного суверенитета является государственный суверенитет»18. Нам представляется, что к объектам государственной безопасности относится именно государственный суверенитет, а народный в свою
14 Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. С. 43.
15 См. Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность государства // Право и государство: теория и практика. 2006. № 2. С. 7.
16 Гессен В.М. Общее учение о государстве. СПб, 1909. С. 165.
17 Большая юридическая энциклопедия. М., 2008. С. 139.
18 Валяровский Ф.И. Суверенитет в конституционном строе Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 45.
очередь является элементом национальной безопасности.
Суверенитет государства означает его полновластие, независимость от какой-либо другой власти, самостоятельность в решении внутренних и внешних дел19. Применительно к обеспечению государственной безопасности, государственный суверенитет играет огромную роль, поскольку угроза независимости и самостоятельности государственной власти напрямую является угрозой безопасности государства. Так как власть и государство представляют собой единое целое, связанное взаимным обоснованием друг друга. Как на этот счет писал Н.Н. Алексеев, «момент власти не отделим от идеи государства»20.
Следует подчеркнуть, что механизм реализации суверенитета, прежде всего, связан с осуществлением государственными органами властных полномочий21, что еще раз подчеркивает необходимость отнесения государственных органов к объектам государственной безопасности. То есть при дезорганизации нормального функционирования органов государственной власти, невозможности осуществления ими государственно-властных полномочий, прежде всего, пострадает именно государственный суверенитет, и как следствие это будет являться угрозой государственной безопасности.
Территориальная целостность государства.
Безопасность территории является существенным условием существования и развития го-сударства22. Так как территория является важнейшим элементом государства, необходимым условием его существования. Без территориальной основы нет государства23. На этот счет С.Н. Бабурин справедливо отмечает: «безопасность территории является условием существования и развития государства, ибо невозможно ни то, ни другое при отсутствии, как неприкосновенности границ государства, так и саморегулирования государством правового режима территории»24.
Прежде чем говорить о территориальной целостности государства, следует определиться с понятием «государственная территория».
По мнению дореволюционного государство-веда Е.А. Елистратова, государственной территори-
19 Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации // Право и политика. 2006. № 11. С. 38.
20 Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1919. С. 41.
21 Гарибян К.Э. Теоретические проблемы государственного суверенитета Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 43.
22 Димитрова С.А. Обеспечение конституционной безопасности федеративного государства в условиях современного развития Российской Федерации (конституционно-правовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2007. С. 17.
23 Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития : монография. Волгоград, 2009. С. 115.
24 Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 65.
ей называется то пространство земной поверхности, которое составляет исторически сложившиеся пределы для государственного верховенства25. В современных государственно-правовых исследованиях территорию России понимают как исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет Российской Федерации во внутренних и международных правовых отношениях26. Анализ приведенных с разницей более чем в девяносто лет определений позволяет сделать вывод о том, что понятие государственной территории за это время претерпело лишь незначительные изменения.
Говоря о территориальной целостности, следует отметить, что «целостность есть такое единство, которое само предполагает усиление своих частей, сохранения их своеобразия и свободы в рамках целого, вне которого невозможно их самостоятельное осуществление»27.
По мнению Н.В. Остроухова, «Территориальная целостность проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет го-сударства28», что говорит о взаимосвязи суверенитета и территориальной целостности. На этот счет следует отметить, что обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации - прямое воплощение суверенитета на международной арене29. Говоря о взаимосвязи суверенитета и территориальной целостности, следует согласиться с Д.А. Быстровой, по мнению которой они являются «взаимными гарантиями друг друга»30.
Необходимо обратить внимание на то, что ряд исследователей признает объектами государственной безопасности состояние защищенности политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны»31.
На наш взгляд, такой подход является не совсем удачным. Это связано с тем, что в научной литературе государственную, экономическую, эколо-
25 Елистратов А.И. Очерк государственного права (конституционное право). 2-е изд., перераб. М., 1915. С. 8.
26 Сысоева Е.А. Категория «территория» в правовой теории и практике законодательного регулирования федеративного устройства Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 67.
27 Уханкин В.В. О конституционно-правовом механизме обеспечения государственной целостности Российской Федерации // Закон и право. 2008. № 5. С. 24.
28 Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве : монография. М., 2009. С. 17.
29 Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 17.
30 Быстрова Д.А. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации: проблемы соотношения // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4. С. 11.
31 См., например: Михайлов А.Е. О понятии «государственная безопас-
ность» и ее принципах // Актуальные проблемы государственной безопас-
ности Российской Федерации: сб. тр. науч. конф. / Рост. гос. ун-т. путей со-
общения. Ростов н/Д, 2008. С. 69; Опалев А.В. О некоторых базовых катего-
риях закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции нацио-
нальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое ре-
гулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспе-
чению национальной безопасности Российской Федерации : науч.-практ.
комментарий / под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М., 2006. С. 208; и др.
гическую, военную, общественную, информационную и другие виды безопасности относят к видам национальной безопасности32. На этот счет справедливо отмечает И.В. Гончаров, который пишет: «Объект национальной безопасности более широк. В качестве его (объекта) выступают непосредственно государство и его институты, политическая и экономическая система, общество в целом, нации и народности, проживающие на территории Российской Федерации, отдельные граждане, их обычаи, традиции, жизненный уклад, язык, культура, веро-исповедание»33.
3. Угрозы государственной безопасности.
В общем смысле угроза есть возможная опасность. Волков Я.В. определяет угрозу как «совокупность условий и факторов, создающих наиболее конкретную и непосредственную форму опаснос-ти...»34. Угрозу государственной безопасности можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность объектам государственной безопасности.
Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от места зарождения они делятся на внешние и внутренние. По масштабу угрозы подразделяют на глобальные, региональные, локальные; по способу осуществления - на прямые и опосредованные; по вероятности осуществления - на реальные и потенциальные35. Разделение угроз на реальные и потенциальные позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы36.
Угроза также может быть мнимой. Под мнимой угрозой понимается ложная, надуманная, искусственно сформированная угроза при отсутствии достаточного реального основания для этого37. Применительно к государственной безопасности необходимо признать, что в истории нашей страны, были случаи использования мнимых угроз государственной безопасности в целях проведения массовых политических репрессий. На этот счет В. Кудрявцев и А. Трусов в книге «Политическая юстиция в СССР» пишут: «Аппарат политической юстиции, существовавший в СССР, работал отнюдь не только против лиц, совершавших действительные преступ-
32 См.: Редкоус В.М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции современного российского государства / / Право и государство: теория и практика. 2009. №1/49. С. 99.
33 Гончаров И.В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «конституционная безопасность» // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 120.
34 Волков Я.В. Геополитика и ее влияние на обеспечение безопасности в современном мире : дис. ... д-ра полит. наук. М., 2001. С. 128.
35 См. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке / Моск. гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ). Юрид. ин-т. М., 2002. С. 31.
36 Прохожев A.A. Теория развития и безопасности человека и общества. М., 2006. С. 141.
37 Мандрыка С.М. Государственная безопасность России в условиях современной стратегической нестабильности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2008. С. 18.
ления, но и против других, как реальных, так и воображаемых «врагов»38.
4. Силы и средства обеспечения государственной безопасности.
Силы обеспечения государственной безопасности представляют собой органы государственной безопасности, которые можно определить как государственные органы, осуществляющие функции по обеспечению государственной безопасности. Отличительной чертой данных органов от других государственных органов являются их функции. Функция органа исполнительной власти - это важнейшая составная часть его правового положения, производная от предназначения органа, целей и задач его деятельности, соответствующая им и характеризующая направленность практической деятельности органа исполнительной власти в определенной сфере, показывающая пределы распространения компетенции органа исполнительной власти и характер предоставленных ему полномочий39.
Органы государственной безопасности подразделяются на:
- государственные органы, определяющие направления обеспечения государственной безопасности (Совет Безопасности Российской Федерации);
- государственные органы, непосредственно обеспечивающие государственную безопасность.
К органам государственной безопасности в Российской Федерации относятся Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба Внешней разведки и Федеральная служба охраны.
В литературе понятие «орган государственной безопасности» нередко отождествляется с понятием «спецслужба». Под термином «спецслужба» понимают государственный орган, наделенный полномочиями осуществлять разведывательную, контрразведывательную и (или) иную деятельность, направленную на обеспечение безопасности государства, с использованием специальных сил, средств, форм и методов деятельности40.
Специальные службы используют в своей практической деятельности специальные формы и методы, которые не применяются другими государственными органами власти и управления: использование агентуры, то есть лиц, которые тайно, добровольно или вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками; перлюстрация корреспонденции; негласный обыск, досмотр помещений, контроль телефонной связи и разговоров людей на открытых пространствах; шифрование,
38 Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. М., 2000. С. 101.
39 Редкоус В.М. Государственная охрана: понятие и направления совершенствования законодательного обеспечения / / Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения: монография / под ред. М.П. Петрова, Р.В. Пузикова ; Рос. акад. наук [и др.]. Тамбов, 2010. С. 401.
40 Тарасова М.А. Органы безопасности в механизме российского государства // Гражданин и право. 2008. № 10. С. 37.
перехват и дешифрование электронных сообщений, проникновение в компьютерные сети и др.41
Говоря о спецслужбах в структуре механизма обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, Н.И. Рыжак отмечает: «Органы ФСБ являются преемниками органов государственной безопасности СССР и, несмотря на усеченную организационную форму, по-прежнему сохраняют статус ведущей спецслужбы»42. С его мнением нельзя не согласиться, однако если ФСБ является «ведущей спецслужбой», то следует проанализировать, какие еще органы государственной власти подпадают под указанное определение.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции (выделено авт.) в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности43. Однако в документе не раскрывается понятие «специальная функция».
Рассмотрим также определение спецслужбы, содержащееся в Соглашении о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности44, которое было ратифицировано Россией согласно соответствующему федеральном закону45 и, таким образом оно является частью правовой системы Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Конституции. В соответствии с данным документом специальные службы - государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон предназначены осуществлять разведывательную, контрразведывательную деятельность, а также осуществлять специальные функции с целью обеспечения национальной безопасности государства. В соответствии с данным опре-
41 Фролов К.В. [и др.]. Безопасность России: правовые, социально-экономические и национально-технические аспекты : словарь терминов и определений. М., 1999. С. 261.
42 Рыжак Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 25.
43 Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004.№ 50. 12 марта.
44 Соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (Заключено в г. Душанбе 06.10.2007) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 2. С. 5-10.
45 Федеральный закон от 05.04.2009 № 52-ФЗ «О ратификации Согла-
шения о льготных условиях поставок специальной техники и специальных
средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности» // Российская газета. 2009. № 60. 8 апр.
делением к признакам спецслужбы можно отнести: 1) осуществление разведывательной или контрразведывательной деятельности; 2) осуществление специальных функций по обеспечению безопасности (понятие которых в документе также не раскрыто). К таким функциям, на наш взгляд, можно отнести иные функции указанных органов, помимо разведывательной или контрразведывательной деятельности.
Таким образом, спецслужбами, с полной уверенностью, можно назвать Федеральную службу безопасности, а также Службу внешней разведки. Федеральная служба охраны, не может относиться к спецслужбам, так как она не осуществляет ни разведывательной, ни контрразведывательной деятельности. На этот счет следует отметить, что В.М. Редкоус обоснованно доказывает необходимость уполномочить ФСО осуществлять данные виды деятельности46. Проведенный автором анализ законодательства государств-участников СНГ позволил ему придти к выводу, что в этих государствах органы государственной охраны отнесены к спецслужбам47.
Рассмотрев вопрос об органах государственной безопасности, необходимо отметить, что в научной литературе в настоящее время все чаще встре-
чается категория «орган национальной безопасности». Главной ошибкой исследователей является то, что они под органами национальной безопасности понимают органы государственной безопасности. В частности, В.М. Редкоус относит к органам национальной безопасности, в первую очередь ФСБ России, СВР России и ФСО России48. Рац С.В. предлагает назвать ФСБ России «Комитетом национальной бе-зопасности»49. Данный подход представляется нам не совсем верным, так как, учитывая многообразие видов безопасности, составляющих национальную безопасность, к органам национальной безопасности следует относить (помимо органов государственной безопасности) армию (военная безопасность), полицию (общественная безопасность) и другие многочисленные органы, обеспечивающие национальную безопасность России.
Средства обеспечения государственной безопасности - технологии, а также технические, программные, правовые, организационные средства, используемые в процессе обеспечения государственной безопасности.
Итак, мы раскрыли содержательную сторону государственной безопасности. Нам представляется, что это поможет отграничить ее от иных видов национальной безопасности.
46 Редкоус В.М. Государственная охрана: понятие и направления совершенствования законодательного обеспечения. С. 407-408.
47 Там. же. С. 412.
48 Редкоус В.М. К вопросу о направлениях правового регулирования службы в органах национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2008. № 2/38. С. 76.
49 Рац С.В. ФСБ в системе национальной безопасности и разрешении конфликтов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2008. Вып. 4. С. 147.