Научная статья на тему 'Гостиничное хозяйство в сфере туризма'

Гостиничное хозяйство в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2318
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ГОСТИНИЦА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Казиханова Диляра Мирзеахмедовна

Рассмотрены вопросы необходимости формирования инфраструктуры туризма. Изучена одна из главных и ключевых сфер развития туризма размещение туристов. Проведен анализ состояния гостиничного хозяйства и определена роль гостиничного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гостиничное хозяйство в сфере туризма»

УДК 338.48(470+571)

ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО В СФЕРЕ ТУРИЗМА

© 2013Казиханова Д.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассмотрены вопросы необходимости формирования инфраструктуры туризма. Изучена одна из главных и ключевых сфер развития туризма - размещение туристов. Проведен анализ состояния гостиничного хозяйства и определена роль гостиничного дела.

The author of the article considers the problems of the necessity of forming the tourism infrastructure. She research one of the main and key areas of the tourism development, the tourist accommodation and analyzes the hotel industry state and defines the role of the hotel industry

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, гостиница.

Keywords: tourism, hospitality industry, hotel.

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. По данной Всемирной туристской организации, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. В настоящее время туризм - это стремительно развивающаяся отрасль мировой экономики. Актуальность развития туризма можно увидеть, глядя на некоторые европейские страны. Например, доходы от туризма в общем поступлении от экспорта составляют в Испании - 60%, в Австрии - 40% и формируют основную часть

государственного бюджета. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в 83% странах мира туризм является одним из пяти основных источников дохода. Кроме того, среди всех секторов экономики туризм лидирует по созданию рабочих мест.

Но, к сожалению, высокий туристско-рекреационный потенциал России в настоящее время используется далеко не в полной мере. Это является существенным тормозом интенсивного развития туристской отрасли на региональном и национальном уровне.

Важно отметить, что международный туристический поток в 2012 г. достиг показателя в 1112 млн туристов. По оценкам экспертов ВТО, этот рынок продолжает развиваться, несмотря на экономический кризис, сильно затронувший отдельные страны. Ожидается, что в текущем году этот показатель вырастет на 3-4% [8].

Анализ, проведенный ВТО в 2011 г., показывает, что самыми популярными регионами для туристов всего мира являются страны Европы, на втором месте по популярности стоят страны Азии и далее страны Америки. Европа стала наиболее быстрорастущим регионом - число туристов, выбравших этот регион, выросло на 29 млн человек (на 6%), а в 2011 г. самой популярной в мире страной для въездного туризма была признана Франция, доля которой в общем въездном турпотоке составила более 50%. Далее следуют США и Китай. Лидерами по доходам от туризма являются Северная и Южная Америка, за 2011 г. рост составил +5,7%, следом за ними идут Европа (+5,2%), Азия, Океания (+4,4%) и Африка (+2,2%). Ближний Восток из-за политической нестабильности оказался единственным регионом, у которого этот показатель

снизился (-14%). Больше всего доходов от туризма приходится на Европу.

Одной из главных задач для дальнейшего расширения

экономического сегмента туризма является упрощение визовых процедур между странами. Для России одной из международных проблем остается отсутствие безвизового режима со странами Европейского Союза (ЕС), который бы мог гарантировать право странам свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены ЕС, так и другие европейские государства. Россия может быть членом Шенгенского соглашения и не быть членом ЕС, и так в разных комбинациях. Шенгенское соглашение подразумевает получение визы в консульстве одной из стран-участниц и право свободно ездить по всем странам Шенгенского договора. Всего насчитывается 25 европейских стран, входящих в Шенгенское соглашение.

Свободный визовый режим не всегда является наличием хорошего отдыха, поэтому вместе с изменениями в сфере экономического характера необходимо менять в лучшую сторону стратегию развития туристической отрасли. В России туристический рынок за 2010 год вырос на 14%, а в 2011 году достиг $48 млрд. Расходы иностранных туристов в России за восемь месяцев 2012 года выросли на 16%, и страна оказалась на восьмом месте по росту доходов от туризма в мире. В Японии доходы от туризма выросли на 48% - это самый большой показатель, в Швеции на 26%, Южной Африке - 26%, Республике Корея - 26%, Индии - 23%, Гонконге, Таиланде -17% [2].

В 2012 г. внутренний турпоток в России вырос примерно на 10%, опережая по темпам роста выездной туризм. Темпы роста внутреннего туризма опережают рост выездного: в 2011 г. разница в темпах роста сравнялась 1%, а в 2012 г. она увеличилась до 3%. Этому способствует большая часть российских туристов, предпочитающих

проводить отдых у себя, включая также новогодние каникулы, посещающих как крупные, так и малые города России. В итоге число внутренних «каникулярных» туристов в 2012 г. увеличился на 15-20%. В превращении малых городов России в туристическипривлекательный и

конкурентоспособный продукт важную роль играет Ассоциация малых туристских городов (АМТГ). Наиболее привлекательными туробъектами на территории России остаются

Краснодарский край, курорты Кавказских Минеральных Вод, Ставропольский край, а также Москва и Санкт-Петербург. Активность малых городов России становится все заметнее, так как государственная целевая программа развития туризма в России оказывает помощь малым городам, за счет чего создаются целые туристско-рекреацион-ные комплексы. В 2013 г. на территории РФ будет уже 64 таких объекта туристско-рекреационных комплексов, строящихся в рамках программы.

В малых городах, входящих в Ассоциацию малых туристских городов (АМТГ), ежегодно проводятся массовые мероприятия и фестивали, привлекающие все больше новых туристов. Так, к примеру, в Угличе Ярославской области фестиваль «Зимние забавы» в 2012 г. посетили 10-15 тысяч туристов. В Азове Ростовской области с 2005 г. проводится фестиваль исторических клубов, на которой присутствовали 10 тысяч туристов. Город Елабуга Республики Татарстан еще с XIX века славится Спасской ярмаркой народных ремесел, восстановленной в 2008 г. В 2012 г. в ярмарке приняли участие 703 мастера из 106 городов России. В городе Тобольске Тюменской области проводится фестиваль исторических реконструкций «Абалакское поле», который в 2011 г. собрал свыше 11 тысяч туристов. А в Дмитрове Московской области проводится фестиваль моркови, который впервые был организован 28 сентября 2012 г. и зафиксировал примерно 5 тысяч гостей, а также проводятся такие массовые мероприятия, как праздник народного творчества «Чудо чудное» и

детский конкурс «Мисс гостеприимство»

[3].

На Северном Кавказе к одним из приоритетных проектов относится создание курортных зон,

предусмотренных в Стратегии развития туризма России: Архыз (Карачаево-Черкесия), Приэльбрусье (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия), Матлас (Дагестан), а также курорт Лагонаки в Адыгее. Согласно постановлению правительства,

принятому в 2010 г., в уставной капитал внесено 60 млрд рублей, что позволило Правительству РФ стать владельцем 98% акций компании, а общий объем инвестиций в строительство пяти курортов составляет 451,44 млрд руб. [5].

По своим особенностям и наличию богатых естественных и рекреационных ресурсов Дагестан является одним из перспективных регионов России для развития туризма и отдыха. Именно поэтому в последние годы в республике все больше внимания уделяется вопросам развития туризма.

В силу экономических, социальных и политических процессов, происходящих в стране в конце 1980-х и в 1990-е годы, положение этой отрасли чрезвычайно ухудшилось. Так, если в 1990 году, объем рекреационного обслуживания составил более 350 тысяч человек, то в 2003 году было принято всего 33,4 тысячи туристов, то есть в десять раз меньше. По данным Агентства туризма Республики Дагестан, с 2011 года повысился рост инвестиционной активности в туристско-оздоровительной сфере, в основном пляжного туризма. Заработали Дома отдыха и развлекательные центры на побережье Каспийского моря, благодаря чему число посетителей увеличилось на 400-450 чел.

Подготовленная и рекомендованная Агентством по туризму РД целевая программа «Развитие туристско-рекреаци-онного комплекса в РД на 20132017 годы» позволит решить многие поставленные задачи перед республикой. Предварительный общий объем финансирования программы составляет 8,7 млрд руб. При этом средства

республиканского бюджета составят 1,5 млрд руб. (17%), бюджетов муниципальных образований - 223,6 млн рублей (3%), внебюджетные средства -более 6,9 млрд руб. (80%). В 2013 году предусмотрено выделение 2,6 млрд рублей.

Реализация данной стратегии создаст конкурентоспособный туристско-рек-реационный комплекс на Северном Кавказе, что приведет не только к мощному экономическому подъему, а также к благоприятному имиджу региона. Но построить курортную зону не достаточно, важно еще подготовить квалифицированные кадры. Согласно данной Стратегии, это позволит увеличить поток туристов на 180 тыс. человек, создать более 5 тыс. рабочих мест, более 7,5 тыс. койко-мест в местах размещения туристов, повысить качество кадрового обеспечения туристско-рекреационного комплекса, увеличить привлекательность и качество туристских услуг в Дагестане.

Следует отметить, что понятия туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина.

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - отрасль, которую называют «курицей, несущей золотые яйца».

В зависимости от назначения гостиниц, особенностей категорий обслуживаемых туристов и некоторых других факторов различают такие виды гостиниц: акварель, апарт-отель, ботель бунгало, кемпинг, мотель, отель, пансион, приют туристский, ротель, флотель.

В России принята европейская классификация гостиниц, однако не все отели соответствуют той звездной категории, к которой они относятся. Классификация гостиниц осуществляется Федеральным агентством по туризму, но производится по желанию самих хозяев гостиниц (табл. 1).

Таблица 1 Динамика категорий и аналогичных средств размещения, их классность

по Российской Федерации

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Всего 6774 5621 5953

в том числе: гостиницы 5006 4039 4220

из них гостиницы класса:

5 звезд 47 42 44

4 звезды 178 149 164

3 звезды 319 275 285

2 звезды 156 118 106

1 звезда 38 21 21

некатегорийные 4268 3434 3600

меблированные комнаты 760 573 616

мотели 97 81 99

пансионаты 99 88 127

общежития для приезжих 504 494 507

другие организации гостиничного типа 308 346 384

Источник: [7]

Анализ показывает, что произошли изменения в гостиницах класса «5 звезд», причина в том, что невыгодно строить пятизвездочные отели из-за медленной окупаемости, причиной уменьшения численности гостиниц класса «2 звезды» является то, что, по логике туриста, «отдых обязательно должен быть комфортным и уютным, лучше немного накопить собственного капитала, чтобы хорошо отдохнуть». Гостиницы -пансионаты - дома отдыха повышенной комфортности, расположенные в курортной зоне, увеличились за счет того, что туристы выбирают спокойный тихий отдых у берега озера, в лесной зоне.

В Дагестане много мест размещения для туристов, но немногие могут претендовать на звездность. В сфере гостиничного и ресторанного бизнеса один работник в Дагестане производит в 3 раза меньше, чем на Ставрополье, и платит в 8 раз меньше налогов. В 2009 году все гостиницы Дагестана заплатили 2,4 млн рублей всех налогов, в том числе 7 тыс. рублей налога на прибыль (то есть прибыль от всего гостиничного бизнеса республики меньше, чем от газетного киоска). Прежде всего, чтобы гостиницы в Дагестане приносили прибыль (то есть, оплачивая налоги), нужно

зарегистрировать их как средства размещения для туристов.

В настоящее время в Дагестане средства размещения для туристов (гостиницы, санатории, турбазы) не имеют официально звездной категории, то есть обозначены примерной категорией, к которой они могут быть причислены. Это может привести к тому, что в гостиницах, заявлявших, например, о «3 звездах», 50% номеров не соответствует не только 3-звездочной гостинице, но иногда даже гостинице категории «одна звезда».

В Дагестане существуют гостиницы, принимающие туристов, приезжающих в республику в основном по деловым вопросам: «Ак-Гель», «Президент-Отель», «Петровск». В них строго ведется гостиничное дело.

Роль гостиничного дела в туризме является основной. Если принимающая сторона не будет заботиться о средствах размещения, турист либо прерывает отдых, либо не приезжает повторно в эту же гостиницу.

В мире существует много гостиничных комплексов, включающих в себя все: от ночлега до различных оздоровительных процедур. Всемирная премия в области туризма WorldTravelAwards была основана в 1993 г. и считается наивысшей наградой для туристических предприятий. Эта престижная премия ежегодно вручается лидерам международных компаний (табл. 2).

Таблица 2

Лидеры мировой индустрии туризма и

авиаперевозок, 2012 г.

Номинация Страна Наименование

«Лучший в мире отель» Турция «BurjalArab»

«Лучший бизнес-отель с апартаментами» Турция «GrosvenorHouse Dubai»

«Лучший бизнес-отель класса люкс» Россия «RadissonRoyalH otel»

«Лучший городской отель» Россия «Swissotel Красные Холмы»

«Лучший курорт» Италия «ForteVillage»

«Лучшая авиакомпания» ОАЭ «EtihadAirways»

«Лучшая авиакомпания»: бизнес-класс эконом-класс Сингапу р Германи я «SingaporeAirlines » «Lufthansa»

«Лучшие Мальдивы,

туристические Маврикий и

направления» Ямайка

Источник: таблица составлена автором с использованием различных источников и наблюдений

Данные таблицы показывают, что Россия победила в двух номинациях. Значит, стратегии развития туризма, составленные правительством РФ при поддержке крупных гостиничных комплексов, работают.

В России насчитывается менее 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Всего 40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. Для инвесторов привлекательными остаются города-миллионеры и крупные индустриальные центры, так как в этих регионах активный экономический рост, постоянный туристический поток и высокий уровень жизни населения [1].

Для изучения состояния гостиничного хозяйства в туризме рассмотрим один из экономически развитых регионов России

- Московскую область, наиболее привлекательный и перспективный для развития современного туризма регион, здесь сосредоточено более 20% всех туристических ресурсов страны, включая природные, историко-культурные. Факторы, влияющие на развитие туризма в Московской области: 1) положительные факторы: развитая дорожно-транспортная сеть, наличие трех международных аэропортов, а также собственно Москва с ее населением, обладающим высоким платежным потенциалом.

Потенциальные клиенты гостиничных предприятий - это туристы, которые приехали в регион для участия в различных корпоративных мероприятиях

- конференциях, семинарах, тренингах. Вторая группа гостей - индивидуальные туристы: а) гости, приехавшие отдохнуть или поправить состояние здоровья (в основном это семейный отдых); б) клиенты, приехавшие группой отметить какой-либо праздник - день рождение, свадьбу, Новый год [4].

Отели дают возможность гостям удовлетворять многие потребности, не

выходя из здания: в гостинице имеются банкетные залы, помещения для переговоров, бутики, сувенирные магазины, парикмахерские и салоны красоты, мастерские по уходу за одеждой и обувью. В связи с этим можно констатировать достаточно высокую роль гостиничных предприятий в рамках инфраструктуры туризма, так как они жизненно необходимы для туриста [6].

2) отрицательные факторы: к слабым сторонам гостиничного хозяйства Подмосковья, да и всей России, относятся отсутствие средств

размещения, а также то, что нет работы с турфирмами, не принимаются кредитные карты, высокие цены на услуги, качественный сервис. Чтобы выйти на международный и профессиональный уровень гостиничных операторов, нужно в корне изменить существующее управление в сфере гостиничного хозяйства.

В отличие от Московского региона в Дагестане много факторов, которые мешают полноценному развитию туризма недостаток высококвалифицированных кадров, низкий уровень обслуживания гостиничного сервиса, отсутствие рекламы. Большинство российских туристов не знают о возможностях внутреннего рынка. Важен не только факт предоставления услуг, но и информационное обеспечение курортов, негативный окрас республики в сознании россиян.

Решить данную проблему можно путем реализации инвестиций в туристические кластеры. Потенциальные возможности, которыми обладает Россия в плане развития туристического и связанного с ним гостиничного хозяйства, значительны. Реализация проектов для создания туристических объектов требует от государства развития инфраструктуры туризма, а также проведения согласованной бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политики республиканских и муниципальных органов власти, на территории которых будут располагаться различные туристические профиля. Одним из важных моментов является то, что вопросы развития туризма находятся в поле зрения государства. В концепции социально-экономического развития России до 2020 года обращено много внимания на реализацию туристических программ в разных регионах страны. Решающим в Концепции является обеспечение научных и кадровых

работников как необходимое условие индустрии, что будет способствовать повышения качества услуг туристской повышению уровня занятости населения.

Примечания

1. Богданова М. М., Степаненко Д. В. В России не хватает хороших гостиниц // Калужский бизнес-журнал. 2011. 2. Земцов А. Л. Как развивается мировой туризм в цифрах // Финансовая газета. М., 2012. 3. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года. М., 2008. 4. Махова Н. В. Внутренний туризм в России. Туристический портал // URL:http:www.tourprom.ru 5. Петров С. Л. Экспансия столицы // Калужский бизнес-журнал. 2011. 6. Тимофеева А. А. Экономика туризма // Федеральный научно-практический журнал // Туризм: право и экономика. 2011. № 3. С. 12. 7. Федеральная служба государственной статистики // URL:http:www.gks.ru 8. 11Р1_:|-|Ир: . unwto.org

Статья поступила в редакцию 19.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.