Научная статья на тему 'ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2011 г.'

ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2011 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / ЛИДЕР ПРОДАЖ / РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ / IMS HEALTH / HOSPITAL MARKET / SALES VOLUME / SALES LEADER / RETAIL PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Согласно данным IMS Health, по итогам I квартала 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в госпитальном сегменте РФ (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 16,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 129,5 млн. упаковок. В денежном выражении госпитальный рынок увеличился на +3,1% и достиг 9,8 млрд. руб. в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки составила 75,8 руб. в оптовых ценах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN HOSPITAL MARKET OF DRUGS IN THE FIRST QUARTER OF 20111

According to IMS Health, the Russian hospital market purchases increased 0.4% in natural terms in 2010 (Picture 1) compared to the same period of the previous year and reached 513.5 mln packs. In money terms the market increased 0.2% and reached 43.7 bln packs at wholesale price. Average price per pack was 85.2 rubles at wholesale price.

Текст научной работы на тему «ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2011 г.»

34 РЩЩЦЦМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Госпитальный рынок РФ

ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2011 Г

Согласно данным IMS Health, по итогам I квартала 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в госпитальном сегменте РФ (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 16,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 129,5 млн. упаковок. В денежном выражении госпитальный рынок увеличился на +3,1% и достиг 9,8 млрд. руб. в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки составила 75,8 руб. в оптовых ценах.

Ключевые слова: IMS Health, госпитальный рынок, объем продаж, лидер продаж, розничные цены

В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента «>500 руб.», которая уменьшилась на 1,4 п.п. по сравнению с прошлым годом. При этом в натуральном выражении львиную долю продаж составляют препараты с ценой «<50 руб.» за упаковку.

В структуре продаж по федеральным округам (рис. 3) по итогам I квартала 2011 г. лидируют Москва и Приволжье, меньше всего продаж приходится на С.-Петербург и Дальний Восток.

Десятка ведущих производителей фармацевтического рынка в госпитальном сегменте в денежном выражении представлена

в основном зарубежными компаниями. Лидером среди них является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Наибольший прирост в денежном выражении был характерен для компании Pfizer (+48,5%). В натуральном выражении наибольший прирост продемонстрировала компания Abbott. Суммарная доля десятки лидеров сократилась на 6,2 п.п. в упаковках, в денежном выражении на 0,6 п.п. Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в госпитальном сегменте по итогам I квартала 2011 г (табл. 2) является Хлорид натрия как в натуральном, так и стоимостном выражении (с долей рынка 20,5 и 5,1% соответственно). Наибольший рост продаж наблюдался у препарата Фраксипарин относительно прошлого года (+78,9% в натуральном и 74,7% в денежном выражении). Суммарная доля десятки ведущих препара-

Key words: IMS Health, hospital market, sales volume, sales leader, retail prices.

According to IMS Health, in the first quarter of 2011 the total volume of drug realization in the hospital segment of the Russian Federation increased 16.1% in natural terms compared to the same period of the previous year and equaled 129.5 million packs. In money terms the market increased 3.1% and reached 9.8 billion rubles at wholesale price. Average price per pack reached 75.8 rubles at wholesale price. Julia UVAROVA, Remedium. RUSSIAN HOSPITAL MARKET OF DRUGS IN THE FIRST QUARTER OF 2011.

тов составила 34,0% в упаковках, увеличившись на 4,1 п.п. относительно прошлого года. В стоимостном выражении суммарная доля достигла 18,3% (рост составил +3,5 п.п. относительно прошлого года).

В рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 3.) лидируют препараты группы J01 [Антибактериальные препараты для системного использования], несмотря на сокращение продаж в натуральном выражении, продажи в стоимостном выражении увеличились по сравнению с прошлым годом. Также

Ведущие корпорации госпитального рынка ЛС РФ по итогам I квартала 2011г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I кв. 2011/I кв. 2010, %

I кв. 2010 I кв. 2011 I кв. 2010 I кв. 2011 упак. руб.

SANOFI-AVENTIS 1,1 0,9 6,8 6,7 -6,2 0,8

NYCOMED 0,5 0,5 3,9 4,0 11,9 6,0

ASTRAZENECA 0,2 0,1 3,7 3,7 6,5 4,1

MERCK SHARP DOHME 0,2 0,1 4,5 3,0 -41,5 -31,4

PFIZER 0,4 0,3 1,9 2,8 -14,5 48,5

PHARM-CENTER 10,7 8,5 2,3 2,6 -7,8 16,3

GLAXOSMITHKLINE 0,3 0,3 1,9 2,4 7,9 33,1

ABBOTT 0,2 0,5 1,9 2,3 228,1 24,1

BIOTEK 13,8 10,3 2,4 2,1 -13,6 -10,1

SANDOZ GROUP 0,8 0,5 2,8 2,0 -24,1 -27,4

Итого 28,2 22,0 32,3 31,7

Источник: IMS Health

ГОСПИТАЛЬНЫМ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ I КВ. 2011Г.

РШШииМ ffi? 35

таблица 2 Ведущие торговые наименования госпитального рынка ЛС РФ по итогам I квартала 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I кв. 2010/I кв. 2009, %

I кв. 2010 I кв. 2011 I кв. 2010 I кв. 2011 упак. руб.

NATRIUM CHLORIDUM 16,4 20,5 3,9 5,1 45,5 34,9

GLUCOSE 6,7 7,2 1,7 2,0 25,7 25,9

MERONEM 0,0 0,0 1,8 1,9 -13,8 6,6

HEPARIN 0,4 0,4 1,2 1,8 7,3 60,9

CLEXAN 0,1 0,1 1,5 1,6 13,3 4,3

ACTOVEGIN 0,2 0,2 1,1 1,5 30,5 33,1

TIENAM 0,0 0,0 1,2 1,3 4,9 14,2

ACTILYSE 0,0 0,0 0,8 1,1 61,5 42,5

CEFOTAXIM 6,1 5,6 1,0 1,1 5,8 9,3

FRAXIPARINE 0,0 0,1 0,6 0,9 78,9 74,7

29,9 34,0 14,8 18,3

Источник: IMS Health

сократились продажи таких групп, как L01 [Противоопухолевые препараты], N05 [Психотропные препараты], V08 [Контрастные вещества]. Значительное увеличение продаж наблюдалось у групп препаратов J06 [Имунная сыворотка и иммуноглобулины], B01[Антикоагулянты]. Суммарная доля ведущих групп увеличилась на 16,1 п.п. в натуральном выражении по сравнению с прошлым периодом, составив 68,3%. В стоимостном выражении суммарная доля выросла на 3,1 п.п. по сравнению с I кварталом 2010 г. и составила 62,4% сегмента.

рисунок i Госпитальный рынок РФ по итогам I квартала 2011 г.

рисунок 2 Структура ценовых сегментов госпитального рынка РФ по итогам I квартала 2011 г.

В натуральном выражении В стоимостном выражении

100 2,0 2,3 1,9 1,7 100 50,7 49,3

8,1 7,9

80 7,7 6,5

80 -

60 - 60 -

40 79,9 81,9 40 10,2 9,0

16,7 17,9

20 20 - 6,3 6,1

0 16,2 1 1 17,8 1

0 I кв. 2010 I кв. 2011 I кв. 2010 I кв. 2011

1 1 — <50 руб. □ — 50—100 руб. Q — 10С —300 руб. Q — 300— -500 руб. □ — >500 руб.

Источник: IMS Health

36 имйиим

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

таблица з Ведущие АТС-группы 2-го уровня госпитального рынка ЛС РФ

с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам I квартала 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I кв. 2010/ I кв. 2001, %

I кв. 2010 I кв. 2011 I кв. 2010 I кв. 2011 Упак. Руб.

J01 [ANTIBACTERIALS FOR SYST USE] 33,7 29,0 20,9 20,5 -0,2 1,2

MERONEM 0,0 0,0 8,8 9,3 -13,8 6,6

TIENAM 0,1 0,1 5,8 6,5 4,9 14,2

CEFOTAXIM 18,2 19,3 4,8 5,1 5,8 9,3

B05 [BLOOD SUBSTITUTE & PERF SOLS] 28,0 32,4 11,2 12,9 34,6 19,6

NATRIUM CHLORIDUM 58,5 63,2 35,0 39,5 45,5 34,9

GLUCOSE 23,8 22,2 14,8 15,6 25,6 25,9

ALBUMIN 0,1 0,1 6,4 5,0 18,9 -6,2

B01 [ANTITHROMBOTIC AGENTS] 0,7 0,8 5,3 7,4 26,2 46,0

HEPARIN 49,9 43,4 22,4 24,8 9,7 61,3

CLEXAN 11,3 10,1 29,2 20,9 13,3 4,3

ACTILYSE 0,5 0,6 15,0 14,6 61,5 42,5

L01 [ANTINEOPLASTIC AGENTS] 0,8 0,6 7,0 6,7 -15,5 -1,9

ELOXATIN 0,1 0,5 2,8 11,5 251,0 305,4

TAXOTERE 0,4 0,5 10,1 10,3 23,3 0,4

GEMZAR 1,0 1,7 6,5 4,5 46,9 -32,6

N01 [ANESTHETICS] 2,2 2,4 3,2 3,4 26,0 8,1

SEVORAN 0,3 0,4 23,9 26,2 34,6 18,7

NAROPIN 1,0 1,0 10,3 10,9 23,8 14,1

DIPRIVAN 1,3 1,0 13,5 10,5 1,4 -15,5

N05 [PSYCHOLEPTICS] 1,8 1,5 3,0 2,7 -6,4 -6,6

AMINAZIN 31,1 21,2 8,3 6,8 -36,3 -22,7

SEROQUEL 0,2 0,3 6,2 6,3 27,8 -4,8

PHENAZEPAM 10,8 11,6 4,7 6,1 1,2 21,6

B02 [ANTIHEMORRHAGICS] 0,8 0,7 2,1 2,6 -0,9 24,4

FEIBA 0,1 0,3 10,4 25,1 149,3 200,2

GORDOX 1,5 1,1 24,9 14,4 -24,5 -28,3

NOVOSEVEN 0,0 0,1 9,2 12,1 42,2 63,9

V08 [CONTRAST MEDIA] 0,1 0,1 2,8 2,2 -12,2 -17,1

OMNIPAQUE 21,0 4,7 23,5 24,0 -80,3 -15,5

ULTRAVIST 5,6 4,4 23,3 19,7 -30,6 -29,9

OPTIRAY 4,6 5,2 11,1 15,0 -2,2 11,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J06 [IMMUNE SERA & IMMUNOGLOBULIN] 0,0 0,1 1,5 2,0 77,3 40,2

OCTAGAM 5,3 3,1 21,3 16,9 3,3 11,4

PENTAGLOBIN 11,0 5,1 22,8 13,6 -17,7 -16,1

IMMUNOGLOB.HUMANUM 32,2 19,7 21,2 13,1 8,8 -13,5

J07 [VACCINES] 1,4 0,9 1,7 2,0 -27,0 22,9

VACC GRIPPOL PLUS 36,4 26,4

IMOVAX POLIO 10,2 13,6

REGEVAC B 61,2 3,8 33,2 11,9 -95,4 -56,1

Итого 69,6 68,3 58,5 62,4 16,1 3,1

Источник: IMS Health

ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ I КВ. 2011Г.

РШЩЦЦМ 201? 37

рисунок з Структура продаж госпитального рынка ЛС РФ

по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам I квартала 2011 г.

Доля в упаковках Доля в рублях

9

1 — Moscow city, 11,7%

2 — Privolzhski FO, 24,4%

3 — South FO, 18,0%

4 — Sibirian FO, 14,5%

5 — Rest of Central FO, 10,8%

6 — Uralski FO, 6,3%

7 — Rest of North-West FO, 7,2%

8 — St. Petersburg city, 4,0%

9 — Far-East FO, 3,2%

9

1 — Moscow city, 22,9%

2 — Privolzhski FO, 22,2%

3 — South FO, 13,2%

4 — Sibirian FO, 10,5%

5 — Rest of Central FO, 9,8%

6 — Uralski FO, 8,0%

7 — Rest of North-West FO, 5,5%

8 — St. Petersburg city, 5,5%

9 — Far-East FO, 2,4%

Источник: IMS Health

<t>

38 РШШЦЦМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

Комфортный отпуск

СФИНАЛГЕЛЕМ

Август и начало бархатного сезона — любимое время отдыха для многих россиян. Кто-то предпочитает проводить его в родной стране, посещая и открывая для себя какие-то новые места, а кто-то отправляется на заграничные курорты. Но тех и других объединяет необходимость взять в дорогу аптечку, поскольку риски для здоровья существуют всегда и везде. Конечно, каждый комплектует аптечку индивидуально, учитывая особенности собственного организма, склонность к тем или иным заболеваниям, хронические недуги. Однако существуют общие принципы формирования аптечки, следуя которым, отпускник сможет избежать тяжелых последствий для здоровья, обеспечить себе высокое качество отдыха.

Независимо от вида и места предполагаемого отдыха отпускник, имеющий какое-либо хроническое заболевание, должен всегда иметь под рукой препараты, которые он принимает регулярно. Так, например, человеку, страдающему сахарным диабетом, необходимо взять в дорогу таблетки, снижающие содержание сахара в крови и/или инсулин; бронхиальной астмой — брон-холитики; хроническим гастри том — антациды и/или ингибиторы протонной помпы; артериальной гипертензией — гипотензивные препараты. Людям с хронической формой той или иной аллергии (в первую очередь респираторной) следует обеспечить на отдыхе достаточный запас антигис таминных ЛС.

Кроме того, в любой аптечке обязательно должен быть представлен определенный перечень универсальных средств. Прежде всего отпускник должен позаботиться о наличии обезболивающих лекарств, включая НПВС и такие известные анальгетики, как аспирин и парацетамол. Поскольку головная боль и жар зачастую возникают внезапно, из-за акклиматизации и перегрева на солнце важно, чтобы выбранный препарат являлся не только анальгетиком, но еще и одновременно ярко выраженным антипиретиком. В комплект аптечки также должны входить противопростудные средства,

т.к. риск развития ОРЗ существует не только в холодный сезон, но и летом: заболевание может развиться в результате переохлаждения, из-за длительного нахождения в воде, ночных прогулок в легкой одежде и т.д.

Ушибы, вывихи и растяжения могут не просто испортить отдых, но и самым не гативным образом отразиться на здоровье. Чтобы этого не произошло, аптечка отпускника в т.ч. должна содержать локальные НПВП. При этом пре имущество следует отдать гелям, благодаря их быстрому действию и удобству в применении. Одним из таких локальных НПВП является препарат Финалгель®.

Среди других проблем, с которыми могут столкнуться отдыхающие, — функциональные нарушения со стороны ЖКТ (тяжесть в животе, метеоризм, изжога, тошнота, кишечные расстройства), вызванные сменой типа питания, приемом непривычной по химическому составу воды, немытых овощей и фруктов. Поэтому в аптечке должны присутствовать очищающие желудок энтеросорбенты (акти-

вированный уголь), противодиарей-ные средства, слабительные и спазмолитики.

При посещении сауны, бассейна, многолюдного пляжа высок риск заразиться грибком стоп. Избежать заражения помогут антигрибковые мази, которые наносятся до и после посещения данных мест.

Средства защиты от солнца, влажные салфетки, репелленты (выпускаются в виде лосьонов, кремов, гелей и карандашей), таблетки от укачивания тоже являются необходимыми составляющими аптечки отпускника. И конечно, в аптечке должны присутствовать средства на случай получения травм, особенно если предполагается активный отдых. Справиться с мелкими травмами помогут вата, пластыри, марлевые бинты. В свою очередь, зеленка, йод, перекись водорода и другие антисептики предотвратят гнойные воспаления, вызванные порезами и ссадинами. К сожалению, на отдыхе никто не застрахован от получения и более серьезных травм, наиболее частыми из которых являются ушибы. Основными симптомами ушиба являются боль, припухлость, гематома (синяк, кровоизлияние в ткани), а также нарушение функции травмированного органа, которое происходит по мере нарастания гематомы и отека. В результате ушибов активные движения становятся крайне болезненными: получивший ушиб человек не может самостоятельно согнуть поврежденную руку или ногу из-за сильной боли.

Сходны с ушибами по происхождению и проявлению растяжения мышц, связок и сухожилий травмы, обычно возникающие при движениях в суставе, превышающих его физиологический объем, или при движении в несвойственном суставу направлении. В случае растяжения также появляются

КОМФОРТНЫЙ ОТПУСК С ФИНАЛГЕЛЕМ

РШЩЦЦМ 201 39

боль, припухлость и гематома, а нарушение функции сустава выражено еще в большей степени, чем при ушибе. Не меньше неприятностей может вызвать и вывих — стойкое смещение суставных концов костей, которое вызывает нарушение функции сустава. Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменение формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение. Несомненно, что ушибы, вывихи и растяжения могут не просто испортить отдых, но и самым негативным образом отразиться на здоровье. Чтобы этого не произошло, аптечка отпускника в т.ч. должна содержать локальные НПВП. При этом преимущество следует отдать гелям, благодаря их быстрому действию и удобству в применении. Одним из таких локальных НПВП является препарат Финалгель®, который содержит действующее вещество пироксикам — неселективный бло-катор ферментов циклооксигеназы ЦОГ-1 и ЦОГ-2, обеспечивающий мощный обезболивающий и противовоспалительный эффекты. Местное применение неселективных НПВП, благодаря низкому проникновению в кровь, обеспечивает безопасность такого использования. Терапевтический эффект Финалгеля® и безопасность его применения были подтверждены как в международных клинических исследованиях (КИ), так и в КИ, проведенных в России (в НИИ ревматологии). Сравнительные исследования пироксикама геля 0,5% с другими НПВС продемонстрировали, что препарат сопоставим по эффективности с 1%-ным гелем индометацина, 1%-ным гелем диклофенака, 2,5%-ным гелем кетопрофена и пероральной формой ибупрофена (назначаемого в дозе 400 мг 3 раза в день). А это значит, что Финалгель® по праву носит название мощного НПВП местного применения, оказывая выраженный терапевтический эффект в меньших дозировках по сравнению с другими препаратами.

Доказано, что наряду с анальгетичес-ким и противовоспалительным эффектами Финалгель® также обладает

противоотечным действием. Он уменьшает отек сустава, околосуставных и других мягких тканей, увеличивает объем движений в суставе. Благодаря всем вышеуказанным свойствам, Финалгель® успешно применяется при спортивных травмах (ушибы, вывихи, повреждения связок) и вызванных перенапряжением болях и отечности в суставах, сухожилиях и мышцах.

При применении Фи-налгона® накоплен большой опыт успешного избавления от боли, полученной в результате спортивных травм, ушибов и повреждений связочного аппарата, мышечной боли, вызванной чрезмерной физической нагрузкой, и ревматической боли в суставах и мышцах. Препарат также показан при люмбаго, неврите, ишиал-гии, бурсите и артрите.

Финалгель® в количестве 1 г (размером с лесной орех) наносят на кожу легкими массирующими движениями. Препарат прекрасно всасывается с поверхности кожи и быстро проникает в поврежденную зону, начиная действовать через 20—30 минут. Серьезным преимуществом Финалгеля® является то, что его гелевая форма способствует проникновению активного вещества в глубокие ткани, и эффект наступает в 2 раза быстрее, чем при использовании других форм (мазь, крем). Кроме того, появляется дополнительный охлаждающий эффект, немаловажный при травмах.

Финалгель® применяют 3-4 раза в день, что позволяет поддерживать терапевтическую концентрацию и восстанавливать объем движений. Препарат выпускается в форме алюминиевой тубы (35 и 50 г) и может использоваться одновременно всеми членами семьи.

Имеет все основания занять достойное место в аптечке отпускника и препа-

рат компании Boehringer Ingelheim — Финалгон®. Как и Финалгель®, Финал-гон® купирует болевой синдром. Но механизм действия этих препаратов разный, как и ситуации, в которых они применяются.

В отличие от Финалгеля®, мазь Финалгон® действует как эффективное раздражающее и разогревающее средство. Этот препарат представляет собой комбинацию нонивамида, стимулирующего чувствительные рецепторы кожи с их последующей гиперемией, и ни-кобоксила, вызывающего расширение капилляров с эффектом ощущения тепла. При этом эффект никобокси-ла развивается раньше нонивамида, создавая последнему оптимальные условия для более быстрого проникновения в мембраны болевого рецептора.

Финалгон® избавляет от боли, в первую очередь действуя на нервные окончания, а также за счет усиления местного кровообращения, увеличения скорости ферментативных реакций, активизации местного обмена веществ и благодаря наличию разогревающего эффекта. Кроме того, он непосредственно улучшает питание тканей, что имеет существенное значение при спазми-рованных мышцах. При применении Финалгона® накоплен большой опыт успешного избавления от боли, полученной в результате спортивных травм, ушибов и повреждений связочного аппарата, мышечной боли, вызванной чрезмерной физической нагрузкой, и ревматической боли в суставах и мышцах. Препарат также показан при люмбаго, неврите, ишиалгии, бурсите и артрите. Эффект после применения Финалго-на® наступает быстро — через несколько минут, достигает максимума в течение 20—30 минут и сохраняется до 6—8 часов.

Финалгон® выпускается в удобной форме, экономичен (в одном тюбике содержится 150 доз) и достаточно прост в применении: столбик мази наносится на участок кожи размером с ладонь с помощью аппликатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.