Научная статья на тему 'Гороскоп. Инь и Ян. Оберег'

Гороскоп. Инь и Ян. Оберег Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
243
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гороскоп. Инь и Ян. Оберег»

Энциклопедия «Дискурсология» ВШШюТ^М

процедурой вступления в должность президента России и обрядом венчания на царство русских царей. В свою очередь ритуал «поставления государя» ориентировался на византийскую традицию.

Торжественная атмосфера инаугурации способствует возникновению новых символических политических действий. Различные элементы контекстного окружения церемонии вызывают в массовом сознании мифологизированные эмоции и ассоциации, а, с другой стороны, создают новые социальные мифы. Как всякое ритуальное действие инаугурация вводит эмоционально - напряженные психологические состояния личности (в ходе предвыборной борьбы) в определенные

социокультурные рамки. Выработка политических ритуалов в условиях новой российской государственности играет важную роль, поскольку позволяет создавать и укоренять в общественном сознании новые способы социального воспитания.

Литература:

Гаврилова. М.В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В.В. Путина и Б.Н. Ельцина). СПб., 2004; Инаугурационные речи американских президентов. М., 2001; Тамзина А.Т. Проблемы современной американской президентской риторики. Абакан, 2001.

М.В. Гаврилова

Б.В. Емельянов

гороскоп. ИНЬ и ЯН. ОБЕРЕГ.

Гороскоп (греч. - horoskopos - наблюдающий время) - таблица взаимного расположения планет и звезд на определенный момент для предсказания развития событий, судьбы государства, нации, человека. Г. - древнейший феномен человеческой культуры, объяснения мира. Зафиксированы заро-астрийские, халдейские, египетские, древнесла-вянские ведические Г. Г. - инструмент астрологии, которая имеет множество разделов: рождение и судьбы человека, события, метеорологии, бизнеса, здоровья и т.п.

Г. человека - информация о модели звездного неба, образующая определенную конфигурацию расположения планет и звезд относительно Земли как центра Вселенной. Она представляет зодиакальный круг, разбитый на 12 знаков зодиака. Для человека важными являются три Г. Это Г. тела, отвечающий за реальную жизнь человека с момента его рождения и зафиксированного на этот момент расположения планет. Информацию этого Г. фиксирует внешность человека, его рука. «Господь Бог наложил печать на руку человека, да на облик его, чтобы все знали о делах его» (Кн. Иова). Второй гороскоп человека фиксирует расположение и влияние планет в момент зачатия человека. Он связан с коллективным бессознательным, вскрывает потенциальные возможности человека. Третий Г. человека - Г. духа, фиксирует расположение и влияние планет до рождения человека, когда дух привязывается к Земле, вы-

бирает тело материи для будущего человека. Этот Г. считается высшей сокровенной программой жизнедеятельности человека.

Наука отрицает предсказательную функцию Г. Однако накопленные за десятилетия эмпирические данные доказывают дистанционное влияние планет и звезд на процессы, происходящие на Земле, исторические события и здоровье человека (См.: Киладзе Р. и др. Поиск возможных связей между сильными землетрясениями и астрономическими явлениями на примере сейсмоактивного региона Кавказа // Вулканология и сейсмология. 2005. №3. Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. М. 1995).

Литература:

Гервик - Бродер М. Астрология. М., 2003; Глоба П.П. Космический паспорт. М., 1993; Назарова Л. Тайны гороскопа. М., 2001.

Инь и Ян - символы древнекитайской натурфилософии даосизма, где Инь означает женское начало, Ян - мужское. Их единство имеет символ в виде круга ^, разделенного на равные части S-образной кривой на темную женскую половину (Инь) и светлую мужскую (Ян). В центре каждой - кружок, окрашенный в противоположный цвет, что обозначает образ сбалансированного динамизма противоположностей. В натурфилосо-

п

I ш

Энциклопедия «Дискурсология»

фии Инь - Земля (пассивное начало), а Ян - Небо (активное начало). Оно вносит в мир импульс изменения, направленного действия. Инь его воспринимает, наполняет силой, содержанием, воплощает в форму бытия, обеспечивает и поддерживает целостность и устойчивость мира. В масштабе Вселенной их единство - это спираль вселенского вихря, в которой сливаются две противоположные энергии, порождающие вечное и непрерывное движение, созидание и разрушение, эволюцию и инволюцию. Сильное влияние на человека оказывают циклы солнечных и лунных Инь и Ян. В календарном году два больших лунных цикла: за первый (21 декабря - 21 июня) отвечает Инь, за второй (21 июня - 21 декабря) - Ян. Солнечные циклы бывают большие и малые: годовые, месячные, недельные, суточные. Солнце всегда в Инь энергиях, Луна - в Ян. Этим поддерживается баланс энергии во вселенной. В человеке Инь и Ян - это два начала его жизнедеятельности. Их равновесие означает жизненное здоровье, гармонию с собой, с другими людьми и природой. Нарушение равновесия ведет к болезни, а на восстановлении равновесия основана вся китайская медицина.

Литература:

Дао и даосизм в Китае. М., 1989; Законы души или Кармические коды. М., 2008; Трихильо Л. Китайская астрология. Ростов Н/Д., 2006.

Оберег - предмет, способный охранять человека, его жилище, скот от злых сил, болезней и укреплять здоровье, приносить удачу. История О. насчитывает тысячи лет. О. являет-

ся элементом традиционной культуры славян. Археологи находят О. в захоронениях X - XV вв., причем отдельные скелеты человека имеют до тридцати О. Заклинательная символика О. была разнообразной. Шейные украшения, бусы, гривны защищали голову и шею, разнообразные подвески - сердце. Материалом для их изготовления горный был хрусталь, халцедон, аметист. Их защитная сила определялась святостью мест их добычи. Большое распространение имели О. - фигуры в виде птиц, ключей, ложек, пилообразных предметов - упрощенного изображения челюстей. Каждый имел свои функции: птица (иногда рыба) оберегала семью, ключ охранял жилье и открывал скрытое, ложка отвечала за благополучие, фигурка челюстей (когтей, зубов) отгоняла злых духов. О. могла быть вышивка на одежде женщины вдоль бедер, на подолах. Уязвимые места на теле человека защищали О. в виде височных колец, дисков, закрывающих уши. После принятия христианства функции О. стали выполнять кресты и иконы. Особую силу О. имела мерная икона, которую заказывали родители на 8 день после рождения ребенка. Она оберегала человека всю жизнь. В настоящее время мистический характер О. утрачен, его роль часто выполняют амулеты и талисманы, хотя их оберегательные свойства носят специфический характер.

Литература:

Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002; Садонкин Л. Мерная икона - защита на всю жизнь // Наука и религия. 2007. № 7; Талисманы, амулеты, обереги на все случаи жизни. М., 2008.

Б.В. Емельянов

Е.А. Кожемякин (Белгород)

ПОЛИТИЧЕСКИМ ДИСКУРС

Политический дискурс. Регламентируемая определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и смысловоспроизводящая деятельность, направленная на формирование, поддержание и изменение отношений доминирования и подчинения в обществе. П.д. характеризуется наличием таких целей, как завоевание, удержание и распреде-

ление власти. Даже реализация дескриптивных функций политическим дискурсом предполагает легитимацию властных отношений. Предметная область П.д. характеризуется неопределенностью, «эфемерностью» как самих политических объектов, так и их границ. Границы номинируемых объектов в П.д. устанавливаются в соответствии с тем, какие политические интересы актуализо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.