Н.В.Котляр
ГОРОДСКИЕ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Целью исследования является выявление некоторых обшдх закономерностей сотрудничества между дореволюционными общественными организациями городов Дальнего Востока. Предметом исследования являются три группы объединений: общества с целями организации досуга; духовного развития и просвещения; благотворительности и помощи при несчастных случаях. Сделан вывод о существовании в рамках города единой системы частных общественных объединений, имеющих характер стабильной сети взаимозависимости.
City’s nets of the pre-revolutionary period of the civil society organizations of Russian Far East.
NADEJDA V. KOTLYAR (Vladivostok State University of Economics and Service).
This article is about pre-revolutionary period of history of the societies оп the Russia Far East, common principles of their cooperation. In the article were researched three groups of civil society organizations: free time, culture and enlightenment; charity and disaster aid. There results of researched proves existence of the civil society organizations system in the cities Russia Far East.
Появление сети и союзов отдельных общественных организаций (обществ) дореволюционной России неоднократно отмечали практически все авторы, изучавшие развитие дореволюционных общественных организаций и становление российского гражданского общества [3; 4, 18; 19]. Возникновение обществ во многом зависело от местных условий, благодаря чему «каждая губерния и каждый город имели свою сеть организаций, не совпадавшую с другими, и вся система в целом отличалась большой нестабильностью» [17, с. 72]. Очевидно, сплочению центров общественной инициативы должны были способствовать различные формы взаимодействия между общественными организациями, необходимые для их существования. Однако уставом дореволюционных обществ такие действия предусматривались крайне редко. Вместе с тем стремление к сотрудничеству с другими обществами, степень «контактности» общественных организаций Дальнего Востока и их взаимодействие с местной властью предполагают достаточно активную общественную жизнь дальневосточных городов, отличавшуюся если не стабильностью сети городских общественных организаций, то некой цельностью общественной инициативы и определенным уровнем гражданской культуры. Что могло быть основой относительно стабильного функционирования городской сети общественных организаций?
Отметим некоторые общие закономерности установления контактов общественных организаций,
имевших уставные задачи трех видов: 1) организация досуга; 2) содействие духовному развитию и просвещению; 3) благотворительность, помощь при стихийных бедствиях. Основой для выводов послужили преимущественно материалы периодической печати и разного рода документация общественных организаций Дальнего Востока, число которых к 1917 г. достигло 165. В качестве контактов рассматриваются любые попытки обращения общества к другому обществу, имеющие целью решение хозяйственных, финансовых и иных вопросов, а также устройство совместного мероприятия, носящего благотворительный, увеселительный, научный и т.д. характер.
В группе обществ организации досуга наиболее «контактными» можно назвать общественные собрания. Круг обществ, которым собрания предоставляют помещения, весьма значителен. Наиболее тесные взаимоотношения установились у общественных собраний с музыкальными и театральными объединениями, что объясняется потребностью в организации художественных вечеров. По отношению к общественным собраниям Хабаровска и Владивостока наблюдается даже «злоупотребление... любезно отпускаемыми помещениями» [8] со стороны местных обществ. В том случае, если в городе действовали два-три собрания, местные общества «делили» собрания между собой, так что на каждое собрание приходилось в среднем по 5-7 обществ, постоянно арендующих залы клуба. Так, например, Хабаровское общественное собрание
© КОТЛЯР Надежда Васильевна, кандидат исторических наук, кафедра международных отношений и зарубежного регионове-дения Института международных отношений и социальных технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (e-mail [email protected]), 2QQ8.
Городские сети общественных организаций.
Н.В. КОТЛЯР
предоставляло зал Обществу народных чтений, Обществу физического развития детей, Хабаровскому обществу любителей охоты, Кружку любителей музыкального и драматического искусства, с 1916 г. - Хабаровскому убежищу для детей запасных солдат.
В этой группе можно отметить совместную деятельность, конфликты, активный обмен результатами работы. Контакты обществ именно этой группы чаще всего «выходят» за пределы города и представлены такими видами взаимоотношений, как совместная аренда охотничьих угодий за долевую плату, сельскохозяйственные и промышленные выставки (в том числе отделов ИРГО), съезды (Областной съезд сельских хозяев, Всероссийский съезд охотников, Съезд деятелей по благоустройству городов) и т.д.
Исключение в этой взаимно общительной группе составляют связи между общественными (военными, коммерческими) собраниями - их отношения близки к конкуренции. Так, в Хабаровске, с открытием военного собрания, общественное лишилось большого числа членов и значительной части посетителей; конфликт в общественном собрании поселка Магдагачи привел к возникновению второго собрания и т.д. [1; 13].
Целенаправленное развитие сотрудничества отмечается в деятельности обществ, содействующих духовному развитию и просвещению. Образованные для решения насущных проблем дальневосточного края общества стремились создать постоянно действующее научное или просветительное сообщество, центром которого стали музеи и др. помещения обществ изучения края. О своем принятии в качестве отдела в Приамурский отдел ИРГО в 1894 г. ходатайствовали общества фотографов [11; 12]; в доме пожарного общества исследователи края открыли музей; по вопросу организации музея связались с обществом горных инженеров С.-Петербурга; военному собранию предоставили зал отдела. Общества группы содействия просвещению и духовному развитию инициативны в решении проблем городского хозяйства или в благоустройстве города и, как правило, работают совместно.
Дальневосточные общества с названием «благотворительное» или «лечебно-благотворительное» сотрудничают с городским управлением, лечебными учреждениями города, частными аптеками, разного рода попечительствами, общинами сестер милосердия Российского общества Красного Креста и к началу ХХ в. - с Обществами оказания помощи переселенцам. Сведения о стремлении этих обществ к расширению контактов с другими благотворительными обществами не сохранились.
Помощь в стихийных бедствиях оказывали вольные пожарные общества (не менее 8 открывшихся и действовавших) и отделения Российского императорского общества спасения на водах (отделение в Николаевске и окружные правления в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Порт-Артуре). Вольные пожарные общества отличает постоянное участие
наемных служащих в делах общества и непосредственно в тушении пожаров - рядовых членов общества (не дружинников) и добровольных охотников1 [14]. Но самой важной характеристикой, определяющей их роль в сети городских обществ, была приближенность этих организаций к сфере интересов городского хозяйства Дальнего Востока, почти половина убытков которого в 1870-1890-х гг. составляли пожары [16, с. 143].
Яркий пример совместных с городской управой разработок противопожарных мер для населения представляет Хабаровское пожарное общество. В 1899 г. хабаровская дума, убедившись в неудовлетворительности пожарного дела, обратилась к местному обществу, точнее гласным думы, состоявшим в правлении общества (это 5 из 8 членов правления общества, основанного домовладельцами) [9], «для более подробного рассмотрения вопроса» [2, с.45]. Постановление комиссии состояло в решении о постройке второй каланчи и депо и сдаче их в заведование обществу, а также об увеличении субсидии обществу. Вольная дружина Владивостокского пожарного общества в 1904 г. была прикомандирована ко второму стрелковому полку, где они получили довольствие, а с 1914 г. начальником дружины общества был К. А. Имрат, брандмейстер пожарной команды города [6, с. 32]. Все это позволяет согласиться с утверждением: «меры по усилению пожарной охраны подкреплялись созданием вольных пожарных обществ» [5, с. 4].
Особенностью городской сети организаций является причудливость взаимосвязи по линии «об-щество-власть-общества-общество» и взаимоотношение общественных организаций с местной властью - сотрудничества, больше напоминающего взаимовыручку, чем тотальный контроль. Наиболее очевидно это в городах с небольшим количеством обществ. Так, например, Камчатскому литературно-музыкальнодраматическому обществу для заседаний был предоставлен зал канцелярии, на время уступлена квартира вице-губернатора, который, кроме того, содействовал финансированию строящегося обществом драмтеат-ра. Ответным действием общества были, в частности, устроенные по просьбе вице-губернатора спектакли, 90% дохода от которых пошло на постройку памятника-часовни на братской могиле защитников Петропавловска 1854 г. (проект инженера К.А. Зара-нека, начальника пожарной дружины местного пожарного общества) [15; 7, с. 271-272]. До завершения постройки здания театра помещение для спектаклей предоставляло местное пожарное общество.В целом контакты общественных организаций свидетельствуют о сплочении центров общественной инициативы и существовании единой системы частных общественных объединений, по крайней мере, в рамках города.
1 Исключением стала дружина Петропавловского общества, которая, по уставу, состоит из членов общества.
2008 • № 2 • ГИСДВ
75
РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ПОЛИТИКА, ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ
Направления активности организаций города имеют сетевой характер, суть их состоит в создании единой сферы досуга горожан, реализации в ее рамках частных программ по решению насущных проблем развития города. Стабильность этой сети взаимозависимости и взаимного содействия придавало управление процессами в этой сфере со стороны местных властей, основанное прежде всего на личном участии в общественных организациях и непосредственной заинтересованности в благополучной жизни дальневосточного города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриец ГА. Культурно-просветительная деятельность: Хабаровские общественное и военное собрания // Россия и АТР. 2003. №3 (41). С. 53-59.
2. Бодиско А.М. Из жизни Хабаровска. Хабаровск, 1915.
3. Ильинский К. Частныя общества: сб. законов, распоряжений, правительства и решений Правительствующего Сената. Рига, 1913.
4. Кимбэлл Э. Русское гражданское общество и политический кризис в эпоху великих реформ. 1859-1863 // Великие реформы в России 1856-1874. / под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М, 1992. С. 260-281.
5. Лынша О.Б. История пожарной службы города Уссурийска. Уссурийск, 1999.
6. Памятная книжка Приморской области на 1914 г. Владивосток, 1915.
7. Петропавловск-Камчатский: История города в документах и воспоминаниях (1740-1990). Сост. Б.И. Полевой, Б.И. Мухачев и др. Владивосток, 1994.
8. Приамурские ведомости. 1896. 17 нояб., №151.
9. Приамурские ведомости. 1901. 2 дек., №414.
10. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф.702. Оп.3. Д.106. Л.23.
11. РГИА ДВ. Ф.702. Оп.3. Д.106. Л.23.
12. РГИА ДВ. Ф.702. Оп.3. Д.156. Л.1-2.
13. РГИА ДВ. Ф.702. Оп.3. Д.342. Л.49-53.
14. РГИА ДВ. Ф.702. Оп.3. Д.384. Л.580-585.
15. РГИА ДВ. Ф.1377. Оп.1. Д.1. Л.1-6.
16. Сергеев О.И., Лазарева С.И., Тригуб Г.Я. Местное самоуправление на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале ХХ в.: Очерки истории. - Владивосток, 2002.
17. Степанский А.Д. Материалы легальных общественных организаций царской России (середина XVIII в. - февраль 1917 г.) // Археогр. ежегодник за 1978 г М., 1979.
18. Степанский А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX - XX вв.: учеб. пособие по спецкурсу / под ред. д.и.н. Н.П. Ерошкина. М., 1980.
19. Туманова А.С. Общественные организации и союзы в начале XX в. // Россия и современный мир. 2002. №3(36). С. 108-121.