ведливых политических условий; применение юридических мер там, где это необходимо, чтобы призвать к ответу правительство, работодателей, учреждения и отдельных лиц. Однако главной целью остается пропаганда равноправия.
Людям важно понять, что рассматриваемая проблема касается не только групп риска, каковых уже, по сути дела, не существует, но и каждого члена общества, и в наших силах эту проблему решить. Стигма и дискриминация недопустимы в стране, Конституция которой провозглашает демократию и равенство всех членов общества.
Библиографический список
1. Дзарасов, М. Обзор и оценка российского законодательства, обеспечивающего политику недискриминации на рабочих местах и гарантии прав работников, живущих с ВИЧ I СПИДом [Текст] I М. Дзарасов, А. Рущаков, Д. Трифонов II Трансатлантические партнеры против СПИДа. - М., 2005.
2. Стигма и ВИЧ: определение II http:IIwww.aids.ruIaidsIstigmadef.shtml
3. Онищенко, Г. Необходимо бороться с дискриминацией ВИЧ-инфицированных I Г. Онищенко II www.rian.ru
4. «Большая восьмерка»: итоги по СПИДу II http:IIwww.aids.ruIaidsIg8.html
5. Стигматизация, дискриминация и отказ в предоставлении услуг, связанных с ВИЧ I СПИДом: формы, среда и определяющие факторы [Текст] II Данные научных исследований в Уганде и в Индии. - Женева, 2000.
6. Weinreich, S. Aids - eine Krankheit verandert die Welt [Текст] I S. Weinreich, Chr. Benn. -FrankfurtIMain, 2003.
7. Концептуальная основа и основополагающие принципы деятельности: Стигма и дискриминация в связи с ВИЧ I СПИДом [Текст] II Обьединенная программа ООН по ВИЧ I СПИДу. -Женева, 2002.
8. Конституция РФ [Текст]. - М., 2005.
9. Гонение и дискриминация: живи и дай жить другим II http:IIwww.aids.ruIaidsIstigma.shtml
10. Материалы XVI Междунар. конф. по СПИД. Торонто, Канада, 13-18 августа 2006 г. II http:IIwww.aids.ruIaidsItorontoI15.shtml
11. Во избежание дискриминации ВИЧ-инфицированных детей в образовательной среде нужно развивать систему всеобуча II http:IIwww.asi.org.ru
И. В. Тулиганова,
аспирант Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
ГОРОД КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
I I ространство выступает одним из изначальных символов жизни. Именно пространственные представления создают мировоззрение, на основе которого возникает общая картина мира. Пространством прямо или косвенно опосредовано взаимодействие человека с окружающими предметами.
Предметно-пространственная среда окружает человека на протяжении всей его жизни. Внутреннее отражение этого взаимодействия имеет характер пространственных образов. В них так или иначе фиксируются и хранятся базовые категории культуры, определяющие человеческую деятельность. Человек погружен в окружающее его культурное пространство, во многом именно оно создает человека. М. Шелер считает, что «с самого начала человек имеет единое пространство... Человеческое созерцание пространства и времени предшествует всем внешним ощущениям» [1, с. 157-158].
Человек формирует представление о мире под воздействием окружающей его действительности. Посредством пространственных форм восприятия он активно осваивает и преобразует мир. Люди разных культур живут в разных универсумах. Каждая культурная эпоха создает свое культурное пространство. По мнению У. Эко, «.механическое перенесение пространственных культурных норм с одной культурной модели на другую ведет к разрушительным последствиям» [2, с. 251].
Культурное пространство - это форма, в которой протекает жизнь культуры. Наиболее яркое воплощение культурное пространство находит в городском ландшафте. Здесь человек и культура создают единое поле взаимосвязей окружающего мира. Создаваемое человеком, городское культурное пространство получает самостоятельное существование. Человек наполняет духовным содержанием культурный ландшафт. Он несет на себе «печать» человека, без которого и вне которого не существует.
В каком бы аспекте ни рассматривался и средствами каких наук ни изучался бы такой феномен, как город, для человека он отнюдь не является ни экономическим, ни политическим, ни культурным, ни каким бы то ни было иным «центром». Для отдельных людей город - это вмещающее их пространство, обитаемый ими ландшафт. Город - это живое существо и сосредоточие духовной жизни государства, местности [3, с. 245].
Понятие культурного ландшафта применительно к городу определено слабо. Концепция культурного ландшафта, направленная на рассмотрение в неразрывной связи взаимодействий различных ипостасей бытия человека со средой его обитания, дает исследователю возможность избежать крайностей «одномерных» трактовок пространства городской культуры, рассматриваемого, к примеру, лишь в качестве совокупности материальных артефактов или отдельных социально-демографических процессов.
Культурный ландшафт, как среда обитания, является социально обозначенным и сконструированным, посредством занесения социальных реальностей в физический мир. Таким образом, культурный ландшафт города - способ присвоения, социальной организации и структурирования пространства обитания людей. В этом аспекте он выступает в качестве социального пространства, выражающего формы существования различных пространственно-временных отношений, так называемых «хронотопов», в рамках которых реализовались различные модели освоения. Хронотопы тех или иных эпох в разных странах обнаруживают известную параллель: силовой подход к социуму оборачивается силовым подходом к природе - освоение пространства выражается в его покорении,
захвате, «застолблении». При этом возникает столь характерная новая организация пространства с сакральным «ухоженным» центром и эксплуатируемой, разваленной периферией.
Город как культурный феномен, с одной стороны, очень материален, веществен, воплощен в камне и металле. Он телесен и брутален по отношению к отдельному индивиду. Человек живет в этом каменном мешке, забывая, что он в городе. С другой стороны, город - это виртуальная и даже эфемерная реальность, постоянно переживающая собственные метаморфозы в сознании человека. Она живет как некая идея.
Города - точки сосредоточения того вещества, той энергии и той информации, которую извлекает человек из ландшафтов, в которых обитает. Накапливает - далеко не везде. В городских ландшафтах происходит аккумуляция и вещества, и энергии, и информации. На стыке города-камня и города-идеи и рождается в сознании человека культурная форма города. Под городом в культурно-ландшафтном подходе следует понимать населенную местность, территорию с ярко выраженным этнокультурным ядром как «носителем» городской культуры. При отсутствии этого ядра город превращается в исторический источник, в документ как информацию, записанную на материальном «носителе» [4, с. 441].
«Носителями» информации могут быть не только памятники, но и люди. Город есть только отражение внутренней жизни его обитателей, их верований, идей, характера, склонностей и предрассудков. Содержанием культурного ландшафта города выступают ценности, нормы, поведенческие эталоны. Такой подход позволяет воссоздавать облик исчезнувших культур, понимать многие культурные феномены. Культура вообще, как и городская, связана с понятием ценности, значимости. Культура - то, что создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности. В объектах культуры заложены ценности, а сущность ценности в ее значимости [5, с. 413]. Все, что существовало ранее в городской культуре, становится культурной памятью города, генетическим кодом поведения людей [6].
В городах происходит трансформация вещества, энергии и информации. Если по отношению к веществу и энергии термин «трансформация» и не традиционен, но по крайней мере понятен, то термин «трансформация информации» нуждается в разъяснении.
Информация может, во-первых, храниться и быть представлена в разных видах: в устном, письменном, печатном, электронном, аудиовизуальном и т.д. Во-вторых, она может быть в разной степени осмыслена, теоретизирована и обобщена. В городах происходит превращение доставленной в них информации в виды, подлежащие транспортировке, передаче или длительному хранению. И здесь же происходит осмысление информации, ее теоретизация, представление «сырых» эмпирических данных в виде схем, гипотез и теорий.
Один из основных методов исследования культурного ландшафта города -моделирование его образа. Образ - единственно возможный для сознания после понимания. Это охватывание города как законченной и целой формы,
поскольку город как целое нельзя охватить «эмпирическими глазами». Ландшафт превращается в сеть избранных объектов, ценных исключительно в каком-то частном отношении. Но кроме эстетических (шире - символических) ценностей есть и иные: экономические, ресурсные и т.п. Каждая из них формирует свою сеть ценных объектов. Именно так - суммированием вырванных из ландшафтных контекстов фрагментов - формируется наша пространственная среда. Обитаемое пространство - фрагментированное, безместное, анонимное... Продуктивное - в локальных отношениях.
Понятие о ценном объекте не только вырезает его из ландшафтного фона и делает деталью сети изолированных объектов, но и «прибивает» жесткой функцией к одному из масштабов. Так в непосредственном соседстве оказываются объекты живущие, даже, скорее, функционирующие, каждый в своем (но не местном) контексте и отличном от других масштабе. Возникает хаос значений, масштабов, смыслов, эклектика свободного сочетания любых элементов, но зато сильные контрасты. Именно такова современная городская среда, ценимая за «разнообразие» [7, с. 80-100].
Главный критерий эстетической оценки городской среды сегодня - ее жизнеспособность, естественность, занимательность. Сохранить историческую среду города значит не музеефицировать ее, но органично включить в ритмы современной жизни, обеспечить ответный эмоциональный отклик горожан на ее визуальные формы.
Сегодня основные приоритеты в сфере городской культуры: доступность культурных благ для всех жителей города, повышение конкурентоспособности учреждений культуры на рынке, рост влияния культуры на социально-экономическое развитие города и формирование ценностных ориентиров у горожан. Также одна из основных целей - формирование привлекательного имиджа города средствами культуры.
Помимо ценностей материальных, например памятников архитектуры, в городах есть или должны быть ценности символические, которые оказываются более значимыми для восприятия города, чем материальные. К сожалению, в некоторых российских городах есть ряд таких символических ценностей, к которым у нас пока бесхозное отношение. К примеру, это могут быть имена великих композиторов или поэтов, так или иначе связанных с каким-то городом. Использование имен широко известных людей в символике города - это выход в мировое информационное пространство. Но зачастую в пространстве города не находится места даже самому скромному памятнику известному человеку.
В роли основных инновационных центров, формирующих культурный ландшафт города, начали выступать институциональные структуры: музеи, библиотеки, образовательные учреждения, - выполняющие функции сохранения и репрезентации различных видов культурной информации. Их динамичное развитие в сочетании с быстрым распространением современных коммуникативных технологий открыло невиданные ранее возможности взаимодействий локальных культурных ландшафтов с глобальными информационно-интеллектуальными пространствами. Однако при этом все более отчетливо стала осознаваться
опасность подмены общения человека с подлинными феноменами культуры лишь знакомством с их вторичными, информационными репрезентациями. Ведь, как отмечал О. Шпенглер, культура жива постольку, поскольку она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих ее ценностями и смыслами. «Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки - хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм» [8, с. 329]. Данная цитата не утратила своей актуальности по отношению к сложившейся сегодня тенденции, когда многие достояния культуры начинают рассматриваться лишь в своих внешних, эстетизированных проявлениях, в отрыве от контекста мировоззрения людей, формировавших их оригинальные критерии смыслообразования.
Проблемы человека в культурном ландшафте города становятся сегодня наиболее важными. Актуальность проблемы ценностных оснований городского пространства объясняется тем, что город как феномен представляет собой систему духовно-практического освоения человеком реальности. Предметы и явления окружающего мира не только обладают присущими им объективными свойствами, которые отражаются в сознании, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. В связи с этим человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей и интересов.
Ценностные ориентиры современного горожанина обусловлены нынешней установкой всего общества. Это стремление к обогащению, комфортной жизни. Территория города структурируется такими факторами, как престиж, которым пользуется тот или иной район, рыночная конъюнктура, определяющая стоимость жилья, пространственное средоточие отдельных сфер деятельности, что влияет на выбор места жительства представителями различных профессий и социальных слоев. Особое место среди факторов дифференциации городского пространства продолжает занимать историческое структурирование его территории. Возраст построек предполагает стремление уйти из исторического центра, в то время как чувство престижа, вызываемое желанием приобщиться к старине, заставляет людей селиться в старой части города, если таковая имеется.
Изменить отношение к окружающему миру возможно только через преодоление проблем маргинализации и улучшения взаимодействия человека и культурного пространства путем образования и воспитания жителей городов. Вопросы, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей горожан, требуют специального рассмотрения. В современном мире важна и необходима экология нравственности, память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания приближает рас-
пад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда.
Экологический императив биосферной этики требует: следует действовать так, чтобы закономерности развития биосферы составляли цель, а не только средство человеческой деятельности. Необходимо действовать так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.
Таким образом, решение проблем современного города требует прежде всего ответственного человеческого поступка.
Библиографический список
1. Шелер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Шелер. - М., 1994.
2. Эко, У. Отсутствующая структура [Текст] / У. Эко. - СПб., 1998.
3. Гревс, И. Город как предмет краеведения [Текст] / И. Гревс // Краеведение. - 1924. - № 3.
4. Рошаль, Л. М. Арбат как исторический источник [Текст] / Л. М. Рошаль // Мир источниковедения. - М., 1994.
5. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт. - М., 1998.
6. Козыренко, С. М. Градостроительная культура: конструирование культурного пространства XXI в. [Текст] : автореф. дис. ... канд. культ, наук / С. М. Козыренко. - Владивосток, 1999.
7. Каганский, В. Л. К феноменологии урбанизированных ландшафтных сред [Текст] / В. Л. Ка-ганский // Городская среда: проблемы существования. - М., 1990.
8. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. - М., 1992.