Научная статья на тему 'Горбачевские реформы и либеральные правовые идеи'

Горбачевские реформы и либеральные правовые идеи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2953
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ИДЕИ / ГЛАСНОСТЬ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ДОКТРИНЫ ЛИБЕРАЛИЗМА / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / УПРАЗДНЕНИЕ ЦЕНЗУРЫ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ И НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / РЫНОК И РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LIBERAL IDEAS / PUBLICITY / ALTERNATIVE ELECTIONS / MARKET COMPETITION / PRIVATE PROPERTY / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Придворов Николай Антонович, Ларина Елена Александровна

Исследование посвящено становлению стратегии развития государственности, заданной в период «перестройки», и определяющей особенности развития России в настоящее время; анализируются экономико-политические преобразования в связи с их правовым оформлением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gorbachyov's reforms and liberal legal ideas

There is a detailed analysis of the strategy of the modern statehood which has been begun at the "perestroika" period. The author stresses the legalization of economical and political reforms.

Текст научной работы на тему «Горбачевские реформы и либеральные правовые идеи»

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Н. А. Придворов, * Е. А. Ларина **

ГОРБАЧЕВСКИЕ РЕФОРМЫ И ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИДЕИ

Ключевые слова: либеральные идеи, гласность, приватизация, принципы конституционной доктрины либерализма, либеральные конституционные ценности, альтернативные выборы, разделение властей, упразднение цензуры, естественные и неотъемлемые права человека, рынок и рыночная конкуренция, частная собственность, гражданское общество, правовое государство.

Аннотация: Исследование посвящено становлению стратегии развития государственности, заданной в период «перестройки», и определяющей особенности развития России в настоящее время; анализируются эконо-мико-политические преобразования в связи с их правовым оформлением.

К концу XX столетия и началу перестройки в правовой доктрине СССР и Российской Федерации, в законодательстве и правоприменительной практике появились тенденции возрождения российской либеральной идеи, которые были сформированы в конце XIX - начале XX в. Наиболее ярко эти тенденции начали проявляться в конце XX в., все более ощутимыми стали перестроечные настроения, инициатором последних, а также перестройки юридической доктрины выступил М. С. Горбачев.

Известно, что после революции 1917 г. и завершения гражданской

* Доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Института права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.

** Аспирант Института права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. E-mail: elena_larina_tmb(a!mail.m

войны русский либерализм как идеология и общественно-политическое движение надолго прекратили существование. Были уничтожены сами условия для распространения либеральной идеологии, как в социально-экономическом смысле (частная собственность, более или менее зрелые рыночные отношения, конкуренция товаропроизводителей), так и в социально-политическом плане (гражданское общество и правовое государство). Вместе с тем в 80-е годы, на излете социализма, идеи либерализма возрождаются. Прото-либеральные настроения стали одним из «побочных продуктов» советского варианта модернизации. Этому способствовали такие долговременные факторы, как индустриализация и урбанизация советского общества, связанное с этими процессами повышение образовательного уровня населения, формирование и расширение сферы частной жизни советского человека, индивидуализация общественного сознания и т. п.

Уже ко времени Апрельского пленума 1985 г. в высказываниях и поступках нового советского лидера - М. С. Горбачева - прослеживались отдельные признаки методологии перемен: «порядок», «договорная дисциплина» и др.1 С 1986 г. в партийных документах появилась симптоматическая формула - «работать в условиях демократии», которую М. С. Горбачев представлял «как среду для превращения ее партией в орудие преобразования общества ... как общечеловеческую ценность... ».2

Развитие либеральных идей привело к осознанию необходимости политического режима. Особую роль в укоренении и радикализации перемен сыграла гласность, т. е. ослабление цензуры и предоставление средствам массовой информации возможности высказываться все более свободно и по все более широкому кругу вопросов. Очень скоро гласность стала не только политикой руководства страны, но и процессом, способным к саморазвитию.3

Значительную роль в развитии модернизационных процессов внутри страны, в изменении мышления самого М. С. Горбачева сыграла его внешнеполитическая деятельность. В данном случае мы рассматриваем ее не с точки зрения степени соответствия долговременным национально-государственным интересам страны, а как фактор ре формационного процесса. Можно констатировать, что само стремление руководства СССР к новым

1 Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым: По дневниковым записям. М., 1993. С. 43.

2 Там же. С. 126.

3 Молчанов Д. В. Российский либерализм на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: Традиции и современность. М., 2004. С. 260.

отношениям с Западом, процесс разоружения, задуманные как обеспечение внешних условий перестройки, стали превращаться в ее локомотив.4 Для того, чтобы иметь успех во внешней политике, приходилось рушить мифы и догмы конфронтационной идеологии и «теории». Это отражалось - через мышление самого Генерального секретаря и через перестроечную печать

- на интеллектуальных настроениях общества.

Ре формационная политика Горбачева прошла ряд этапов.

Первый из них (1985-1986 гг.) стал лишь попыткой использовать традиционные для советского социализма административные методы форсирования социально-экономического развития, наведения порядка и укрепления дисциплины.

Начало следующему этапу положил Пленум ЦК КПСС, состоявшийся в январе 1987 г., когда руководство страны, в целом оставаясь на позициях социализма, заявило о необходимости демократизации существующего строя, то есть соединения социализма и демократии. К концу 1990-х годов в идеологии горбачевской перестройки все более отчетливо проявляется либеральная компонента. Концепция соединения социализма и демократии развивается за счет включения в нее идей альтернативных выборов, разделения властей, прав человека, рыночной конкуренции, гражданского общества и правового государства.

Утверждение либеральных принципов в качестве ориентиров официальной политики было связано с решениями XIX партконференции (июнь-июль 1988 г.). Как утверждает Д. В. Молчанов, для создания действительно новой политической системы стране были нужны четыре ключевых элемента, а именно: парламент, партия, местное самоуправление и конституционный суд. «Горбачев начал упразднять тоталитаризм, создавать гражданское общество и правовое государство».5

XIX партконференция ознаменовала собой новый этап развития идей правового государства, теории прав человека, внесла коренные изменения в представления о государственном строе. Начало зреть осознание того, что ценности правового государства неразрывно заключаются в максимальном обеспечении прав и свобод человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета права, правового закона и строгим его соблюдением государственными

4 Там же. С. 261.

5 Шахназаров Г. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М., 1993. С. 69 -70.

органами,6 общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Коренная перестройка деятельности этих органов призвана была стать сердцевиной правовой реформы.7

Реформа политической системы предполагала перестройку и общественных организаций: профсоюзов, комсомола, кооперации, женских, ветеранских и другие организаций, которые, выражая интересы и чаяния различных слоев общества, способствуют формированию внутренней и внешней политики государства. Конференция осуждала всякую деятельность, направленную на подрыв устоев общества, разжигание национальной и расовой вражды, проповедь войны, насилия и аморальности.

Формирование правового государства связывалось с укреплением социальных прав трудящихся посредством хозяйственной реформы и ускорения социально-экономического развития страны. Важное значение для расширения политических прав и личных свобод граждан имело закрепление в законодательном порядке их осуществления. В их числе - права человека на участие в управлении, на выражение своего мнения по любому вопросу, свобода совести, личное достоинство гражданина, неприкосновенность его жилища, тайна переписки, телефонных переговоров. На XIX партконференции было закреплено, что права и свободы людей неразрывно связаны с их гражданскими обязанностями, с неукоснительным для всех уважением к закону, так как демократия несовместима ни со своеволием, ни с безответственностью.

Неотъемлемой частью становления в России правового государства признается правовая реформа, которая выражается в кардинальном пересмотре, кодификации и систематизации законодательства.8 Под углом зрения новых условий гуманизации и демократизации общественной жизни требовались существенные изменения в законодательстве о собственности, планировании, финансовых, налоговых и хозяйственных отношениях, охране окружающей среды, внесение существенных изменений в нормы, регулирующие гражданский оборот, трудовые, жилищные, пенсионные и другие вопросы. Требовался радикальный пересмотр уголовного, админист-

6 Придворов Н. А., Брыскына Г. С. Правовой режим органа государственной власти (теоретико-правовой аспект) // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 3 (9). С. 5.

7 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988). М., 1989. Т. 15. С. 632.

8 Там же. С. 652.

ративного, процессуального и исправительно-трудового законодательства. Первостепенного внимания требовали правовая защита личности, упрочение гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод людей, повышение ответственности каждого гражданина перед своим трудовым коллективом,9 государством и обществом в целом.

Именно на XIX партконференции в целях обеспечения строгого соответствия законов и постановлений правительства требованиям Конституции СССР решено было учредить Комитет конституционного надзора, а также усилить работу по контролю за тем, чтобы в ведомственных нормативных актах точно соблюдались предписания законов, а число таких актов было бы резко сокращено. Однако начатая Горбачевым реформа судебной системы носила половинчатый характер, поскольку Комитет конституционного надзора был лишен реальных полномочий.1"

В целом первый этап либерализации, начавшийся в 1985 г., имел политический характер, был подготовлен деградацией тоталитарного режима, инициирован сверху, осуществлялся крайне малочисленной прослойкой общества, под прикрытием высших государственных лиц, при растерянности номенклатурного класса.

Наиболее трудным для М. С. Горбачева оказалось принятие рынка и частной собственности. Как свидетельствует Г. Шахназаров, он «дозревал медленно. Вначале он и слышать не хотел о частной собственности, считал возможным создать рыночное хозяйство со свободно конкурирующими государственными предприятиями и кооперативами. Особенно он противился частной собственности на землю. С колоссальным трудом, после долгих споров, в политических документах, затем в законах появились формулы

- сначала общественной и других форм собственности, в том числе частной».11

Многие достижения горбачевской перестройки носили половинчатый характер и были обратимы. В сфере экономики не было последовательного приближения к рынку; в области политики ситуация характеризовалась неопределенностью («ни тоталитаризма, ни демократии»), что предопределяло угрозу и даже неизбежность обвала государственных институтов.

9 КозловВ. Н. Х1ХВсесоюзнаяконференцияКПСС: перестройка партии//Партийные конференции: их место и роль в деятельности КПСС. Л., 1990. С. 141 - 150.

10 Шахназаров Г. Цена свободы. Реформация Горбачева глазами его помощника.

С. 152.

11 Там же. С. 191.

Самым устойчивым процессом горбачевского времени была гласность. Именно она и привела к радикализации экономических и политических преобразований.12

Инициативы Горбачева в области внутренней и внешней политики дали мощный импульс раскрепощению общественной инициативы. Первоначальные либеральные умонастроения и действия проявили себя в рамках движения так называемых «неформалов». Проведение выборов на альтернативной основе способствовало превращению многих из этих неформальных объединений разной направленности в своеобразные предвыборные штабы по выдвижению кандидатов в депутаты, противопоставляющих себя представителям и назначенцам старой номенклатуры. С открытием 25 мая 1989 г. съезда народных депутатов СССР в стране появилась публичная политика как столкновение публичных интересов.13

26 марта 1989 г. под давлением либерально-демократических сил советского общества М. С. Горбачев и его окружение решились на проведение первых демократических выборов народных депутатов СССР. Уже избирательная кампания 1988/89 гг. ознаменовалась появлением «демократов», но как политическое движение они тогда еще не оформились.14 Создание же на I съезде Межрегиональной депутатской группы (МДГ), выступившей за признание частной собственности и политический плюрализм,15 знаменовало собой важную веху в становлении демократического движения, которое по сути выдвигаемых им лозунгов все более становилось либерально-де-мократическим. На первых порах участники движения называли себя демократами и о либерализме речи не велось.

Главной точкой соприкосновения либерально-демократических движений явилось их единение в борьбе за исполнение Конституции СССР, а затем за демократические изменения в ней, в первую очередь отмену ее ст. 6.16 Под их давлением М. С. Горбачев подписал Итоговый документ Венской встречи государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (15 января 1989 г.), Парижскую хартию 1990 г., признав тем самым мировые стандарты прав и свобод граждан. В связи с этим остро встал вопрос о замене Конституции СССР 1977 г. новой, учитывающей про-

12 Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. М., 2001. С. 54.

13 Там же. С. 65.

14 Там же. С. 61.

15 Там же. С. 67.

16 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик-№ 6365 - IX от 7 октября 1977 г. М., 1977.

изошедшие в стране политические и социально-экономические изменения. Однако времени на подготовку новой Конституции не оставалось. М.С. Горбачев вынужден был ограничиваться поправками и дополнениями к ней.

Согласимся с мнением В. В. Соргина, который пишет, что в восприятии и развитии российскими радикалами либеральной идеологии различимы только два этапа, разграниченные летом 1990 г. До этого времени понятие «либерализм» практически не использовалось, в целом радикалы не выходили за рамки теории «демократического социализма», - после они становятся «чистыми либералами».17

Содержание Конституции СССР после внесения в апреле 1990 г. поправок изменилось, но отнюдь не коренным образом. Были введены новая структура и схема деятельности Верховного Совета СССР. Выборы стали двухступенчатыми: население, а также «общественные организации», т. е. фактически партаппарат, должны были избирать народных депутатов в количестве 2250 чел. Один раз в год должен собираться Съезд народных депутатов СССР; народные депутаты поочередно сроком на один год становились депутатами Верховного Совета СССР т. е. съезд избирал Председателя Верховного совета.

Первоначально демократическое движение по-своему интерпретировало идею М. С. Горбачева об ускорении перемен, расширяя предлагаемую модель развития общества за счет включения в нее большего числа собственно либеральных ценностей. МДГ планировала осуществить кардинальные социально-экономические и политические преобразования в самые кратчайшие сроки. Движение под идеей «демократического социализма» приобрело в России и своего вождя в лице Б. Н. Ельцина. В борьбе за власть он умело использовал наиболее привлекательные элементы либе-рально-демократической и социалистической идеологии.

Весной 1990 г. Б. Н. Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР. Вскоре было создано подконтрольное ему правительство и принят Закон о государственном суверенитете России. Летом 1990 г. состоялся XXVIII съезд КПСС. Попытка демократов добиться ее раскола и образования на базе реформаторского крыла коммунистов партии демократического социализма не удалась. Тогда Ельцин и его сторонники заявили о выходе из КПСС.

Начался новый этап в развитии демократического движения: его

17 Соргин В. В. Второе пришествие либерализма в Россию (Опыт историкополитологического анализа)// Отечественная история. 1997. № 1. С. 109.

участники открыто присягнули либерализму. Именно на 1990 г. приходится и создание ряда партий откровенно либеральной направленности. Наиболее выделяются среди них Демократическая партия России (ДПР) Н. И. Травкина, Республиканская партия, сложившаяся на основе «Демократической платформы в КПСС», Конституционно-демократическая и др. На базе им подобных в октябре 1990 г. оформилось более широкое общественно-политическое движение - «Демократическая Россия», объединившее около 70 партий и организаций 70 областей России.18

Весной 1992 г. началась работа над проектом «Программного заявления Совета Представителей Движения "Демократическая Россия”». Проект был подготовлен на основе положений заявления Санкт-Петербургской городской организации.19 Согласно проекту движение «Демократическая Россия» (ДР) является «выразителем интересов слоев населения, заинтересованных в стратегическом успехе радикальных реформ, формирующегося среднего класса».2" Согласимся с мнением Д. В. Молчанова, который к числу основных приоритетов «ДемРоссии» относил следующие:

- становление и развитие гражданского общества, практическая реализация Всеобщей декларации прав человека, приоритет прав личности над иными правами, защита прав и свобод вне зависимости от места проживания, приоритет интересов личности перед интересами групп (классов);

- развитие и приоритет частной собственности, поддержка мер по приватизации;

- всесторонняя демонополизация в сферах экономики, информации, политики и культуры;

- проведение Учредительного Собрания и закрепление новой формы государственного устройства через принятие новой Конституции, обеспечивающий систему разделения властей, правовую реформу и реформу судебной власти;

- декоммунизация общества;

- устранение засилья партийной и хозяйственной номенклатуры в органах управления;21

- вступление Российской Федерации в экономический и политичес-

18 Многопартийность в России: блоки и коалиции (Программные документы). М., 1992. С. 4.

19 Программное заявление Совета Представителей Движения «Демократическая Россия» (Проект) // Там же. С. 37.

20 Там же. С. 9.

21 Там же. С. 10.

кий союз с теми государствами, которые в полной мере обеспечивают защиту и реализацию основных прав и свобод человека.22

В социально-экономическом плане проект 1992 г. выдвигал аграрную реформу на первое место. Ее суть сводилась к «замене планово-убыточно-го колхозного и совхозного сельского хозяйства современным фермерским производством».23 В социальной сфере проект требовал сохранения государственной системы гарантированного бесплатного образования в сочетании с не ограничиваемым со стороны государства развитием частных школ и вузов.24 Именно в это время движение в поддержку демократического социализма превратилось в либеральное и антикоммунистическое движение. Главной причиной такой трансформации стало разочарование не только политиков-демократов, но и массового сознания в возможностях реформирования социализма и в реформаторских способностях самого инициатора перестройки. Совершившийся в ту пору разворот широкого общественного мнения в сторону западных, либеральных ценностей25 был подготовлен «революцией потребностей», произошедшей в последние десятилетия существования СССР, а также инициированными самим Горбачевым политикой гласности и падением «железного занавеса» между СССР и Западом.

Пик влияния либерализма в России приходится на 1990-1991 гг. в связи с развалом государственно-правовой машины СССР. В эти годы проявляются такие его черты, как подражательство и умозрительность, недостаточный учет российской культурной и цивилизационной специфики, всего того, что в русской интеллектуальной традиции принято называть национальной почвой.26 Вместе с тем либерализм в России конца 1980 - начала 1990-х г. г. был востребован самой жизнью, и его ответ на этот призыв неизбежно носил ситуационный характер. Трудно сказать, насколько сами новообращенные либеральные политики и публицисты той поры верили в возможность скорого и сравнительно безболезненного осуществления в России либерального идеала. Но логику их действий можно понять, если учитывать, что в это время в стране шла острая борьба за власть, в ходе которой все основные ее участники гарантировали народу, своим избирателям как минимум сохранение имевшихся социальных благ, которые с ускорени-

22 Там же. С.11.

23 Там же. С. 30.

24 Там же. С. 31.

25 См.: Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. 1993. № 6. С. 14.

26 Соргин В. В. Второе пришествие либерализма в Россию. С. 111 - 114.

ем таяли на глазах у людей, разуверившихся в обновленном социализме.

Либералы сообразовывали свои действия с российской реальностью и национальными историческими традициями и тогда, когда нашли для себя вождя в лице Б. Ельцина. Возрождающийся российский либерализм на новом витке исторической спирали воспроизводил некоторые характерные черты умонастроения либералов начала XX века.

Реформаторская стратегия М. С. Горбачева включала в себя многие либеральные конституционные ценности: альтернативные выборы, разделение властей, упразднение цензуры, естественные и неотъемлемые права человека, рынок и рыночная конкуренция, гражданское общество и правовое государство и т. д. Однако попытки Горбачева спасти и реанимировать социализм на базе соединения с либерализмом, демократией и рынком провалились. Причины провала породили дискуссию, которая продолжается до сих пор. Однако главными являются две точки зрения: одна утверждает, что социализм вообще несовместим с либеральными конституционными ценностями, демократией и рынком; другая доказывает, что Горбачев использовал ошибочные методы такого соединения. Провал горбачевской перестройки породил в российском обществе быстро ставшее господствующим убеждение, что либерализм, демократия, конституция и рынок не могут быть привиты социализму, что их укоренение требует смены общественно-политического строя. Эти и подобные идеологические установки, равнозначные идеологической революции, были усвоены российским обществом. Ее вершиной стала мирная либерально-демократическая революция 1991 г., которая нанесла сокрушительный удар по СССР и социалистическому строю. Разрыв российских либералов с социалистическим идеалом созревал постепенно, окончательно же он произошел летом того же года.

Под влиянием либерально-демократических сил Верховный Совет РСФСР 22 ноября 1991 г. принял «Декларацию прав и свобод человека и гражданина». В преамбуле Декларации подчеркивалось, что она принята в целях конституционного утверждения прав и свобод гражданина, его чести и достоинства как высшей цели государства и общества. Была отмечена необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с «общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека».27 Провозглашение Декларации сыграло важную роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Дру-

27 См.: Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., 1993. С. 15 -29.

гими словами, Декларация стала важным шагом в направлении к принятию демократической Конституции России.28

После распада СССР в 1991 году новое правительство под председательством Егора Гайдара взяло курс на либерализацию - переход к рыночной экономике.29 Начался новый этап.

Либерализация прежде всего коснулась цен, фиксация которых была отменена 1 января 1992 года, что в сочетании с другими факторами привело к гиперинфляции, в результате которой большинство населения потеряло все долгосрочные сбережения, замороженные в Сберегательном Банке России. Это так же уменьшило спрос на товары, что устранило их дефицит.

Однако центральной темой либеральных реформ стала приватизация, целью которой был переход государственной собственности в частные руки. Официально утверждалось, что главным собственником станет население, которое для этого получило приватизационные чеки (ваучеры). Фактически к моменту окончания чековой приватизации в середине 1994 г. на всероссийских чековых аукционах за ваучеры были куплены акции общим номиналом 285 млрд. руб.311 или 1,75 млрд. долл. США (по курсу ЦБ РФ на дату начала приватизации 14 августа 1992 г.). Подавляющая часть собственности предприятий была передана в частные руки посредством денежной приватизации. При этом денежная приватизация наиболее крупных компаний на практике свелась к их продаже заранее намеченным владельцам за символическую цену.

Таким образом, экономические реформы ликвидировали товарный дефицит, обеспечили внутреннюю конвертируемость рубля, способствовали развитию рыночных отношений, в результате чего наметилось ослабление экономического спада.31 Тем не менее, по мнению ряда российских и западных специалистов, приватизация не достигла главной цели экономической составляющей либерализма - децентрализации экономики. По словам М. Фридмана, «Россия приватизировала, но так, что создала частные монополии - частные централизованные экономические рычаги управления, которые заменили государственные централизованные рычаги управ-

28 Ким Сын Рэ. Конституционные идеи российского либерализма (история и современность). М., 1999. С. 108.

29 См.: Экономика переходного периода. Очерки экономической политики

посткоммунистической России (1991-1997) / Под ред. Е. Гайдара. М., 1998. Гл. 4.

30 См.: Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. М., 1999.

31 May В. Анти-Стиглиц (Российские экономические реформы в представлении их западных критиков)//Вопросы экономики. 1999. № 11. С. 12.

ления».32 С точки зрения либеральных критиков российской приватизации, ее главной проблемой была атмосфера беззакония, которая противоречит принципам политического либерализма.

Наряду с экономическими реформами проводились и политические преобразования. Активные усилия гражданского общества привели общество и государство к Конституции Российской Федерации 1993 г., которая наделила граждан России широкими политическими и гражданскими свободами. Ее принятие законодательно закрепило ряд основополагающих принципов конституционной доктрины либерализма: многопартийность, политический плюрализм, разделение властей. Вводится в действие новый Гражданский кодекс, соответствующий либеральным конституционным принципам. Регулярно проводятся свободные выборы, на которых соперничают политические партии и их лидеры. Политический спектр России в это время очень широк - от крайне левых до крайне правых. Конституционные завоевания либерально-демократической революции 1991 г. превратились из утопии в реальность, соответствующую закономерностям общественных взаимосвязей в буржуазном обществе. Конституционный порядок, несмотря на названные проблемы, сохраняет способность к позитивному либеральнодемократическому развитию. Важнейшей составляющей реформирования стало возращение к либеральным российским и западным ценностям в части конституционного расширения прав и возможностей большинства.

Однако по мнению ряда юристов,33 конституционный порядок и имеет «врожденный порок», поскольку закрепляет за Президентом Российской Федерации чрезмерно обширные властные полномочия, а также затрудняет сменяемость исполнительной власти. Объясняется это тем, что действующая Конституция была принята вскоре после антиконституционного разгона Верховного Совета президентом Б. Н. Ельциным и последующего политического кризиса. Критики утверждают, что в сочетании с коррупцией внутри государственного аппарата, эти изъяны привели к тому, что сегодня нормы Конституции постоянно нарушаются.

32 См.: Аллен Р. К. Накопление капитала, мягкие бюджетные ограничения и советская индустриализация / Пер. Дм. Ниткина. Ванкувер: Университет Британской Колумбии, 1997. С. 19.

33 Согласно данным Института социологии РАН, в 2006 г. ответственность за решение социальных задач на государство возлагало около 70 %, и только 5% россиян полагали, что люди сами должны решать свои проблемы (Новый взгляд. 1993. № 46). Согласно данным фонда «Общественное мнение», 67 % опрошенных в апреле 2007 г. считали, что граждане России не имеют возможности влиять на власть и на решения, принимаемые властями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.