Г. В. Валеева
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
ДОБРО И ЗЛО В ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ
Н. О. ЛОССКОГО
Добро и зло в этико-философском учении русского мыслителя Н. О. Лосского - основа нравственного сознания и поведения личности. В его учении добро - Бог, как абсолютная, положительная, нравственная ценность и полнота бытия, к которой необходимо стремиться личности, чтобы пребывать в гармонии с самим собой и окружающими, а зло - отрицательная ценность и препятствие на пути к полноте бытия. Так же, в статье отмечается, что добро и зло - это проявление свободного волеизъявления личности. Для Лосского зло небытийственно, и существует в материальном мире исключительно по вине личности. По его мнению, личность теряет истинную полноту бытия, когда ступает на путь зла, поэтому необходимо следовать по пути добра, для того что бы жить полной жизнью. В статье показано, что без осознания добра и зла, невозможно осознать смысл сущего и назначение человека, в виду чего обращение к этико-философским учениям русских мыслителей является весьма плодотворным, поскольку в них отражены не только национальный менталитет, самосознание и самобытность русского народа, но и четкое представление о том, что добро и зло, это те базовые нравственные ценности, без осмысления которых теряется смысл таких понятий, как совесть и честь, долг и справедливость и т.д.
Ключевые слова: добро, зло, этика, нравственность, ценности, абсолютное Добро, Бог, личность, свобода выбора.
G. V. Valeeva
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
GOOD AND EVIL IN THE ETHICAL-PHILOSOPHICAL TEACHINGS
OF N. O. LOSSKY
Good and evil in the ethical-philosophical teachings of the russian thinker N. O. Lossky is the basis of moral consciousness and behavior of the person. In his doctrine of the good God, as an absolute, positive, moral value, and the fullness of being, you want to strive for a personality that would be in harmony with yourself and others, and evil - negative value and the impediment to fullness of being. Also, the article notes that good and evil is a manifestation of the free will of the individual. For Lossky abitibiwinni evil, and exists in the material world solely through the fault of the individual. In his opinion, the person loses the true fullness of being, when steps on the path of evil, so you need to follow the path of good, in order to live a full life. The article shows that without an awareness of good and evil, it is impossible to grasp the meaning of things and the destiny of man, in mind what appeal to ethical-philosophical teachings of Russian thinkers is very fruitful, as they not only reflect the national mentality, consciousness and identity of the Russian people, but also a clear idea of what is good and evil, those are basic moral values, without reflection which is lost and the meaning of such concepts as conscience and honor, duty and justice, etc.
Key words: good, evil, ethics, morality, values, absolute Good, God, identity, freedom of
choice.
Наиболее остро проблема добра и зла звучит сегодня, поскольку современное российское общество переживает не только экономический и
социальный кризис, связанный с геополитической ситуацией в мире, но и кризис духовно-нравственный. В таких условиях неизбежна переоценка ценностей, продиктованная несостоятельностью и упадком традиционных норм и идеалов, а так же формализацией представлений о добре и зле. В этом смысле обращение к этико-философским учениям русских мыслителей является весьма плодотворным, поскольку в них отражены не только национальный менталитет, самобытность и самосознание русского народа, но и четкое представление о том, что добро и зло - традиционные нравственные ценности. Без постижения подлинного смысла добра и зла, невозможно осознать смысл сущего и истиной роли человека в мире, без их осознания теряется смысл таких понятий, как совесть и честь, долг и справедливость т.д.
Добро и зло - это центральные категории этики, ее «ядро». Это понятия морального сознания, отражающие представления человека о хорошем и плохом; это оценка отдельных поступков и явлений с нравственной позиции. Добро, как этическая категория, представляет сочетание положительно оцениваемых нравственных принципов, норм, правил и т.д. Через понятие добра человек выражает свои интересы и устремления, идеалы, выступающие здесь как некая «абстрактная моральная идея о том, что должно быть и заслуживает одобрения» [9]. Осознание добра как нравственной ценности и стремление к добру позволяет личности и обществу в целом совершенствоваться, развиваться и достигать гармонии.
По своему содержанию, этическая категория зло противоположно добру и выражает представления о безнравственном, заслуживающем порицания поступке, мотиве и т.д. Зло - это отрицательная оценка чего либо, «в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более узком смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка» [1]. Зло существует в нескольких видах: моральное (греховность), физическое (боль и страдания) и несправедливость мироустроения или миропорядка (невинность страдания), заключающееся «в несоответствии между моральным и физическим злом» [7, с. 36]. Зло выступает общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств и явлений.
Мораль управляет мотивами и поведением человека с позиции дихотомии добра и зла: намерения, мысли, эмоции, деяния либо соответствуют добру, либо злу. Однако, человек не является ни добрым и не злым, его нравственная сущность заключается, в том, чтобы быть равно способным на добро и зло. «Этически ценным (добрым) поступком является поступок того, кто предпочел добро злу. Добрым или злым является лишь человек, как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении свободу выбора определенного действа в определенной ситуации» [2, с. 11]. Тем самым, добро и зло являются фундаментальными категориями этического сознания, от осознания которых зависят прочие нравственные смыслы, представления и деяния.
В русской этико-философской мысли проблемы морали и нравственности представлены через отношения человека к миру и осознание
мира как всеединства, через «веру в Бога как олицетворение любви и Абсолютного добра» [4]. Абсолютное добро - высшая ценность и основа нравственности, выступает здесь безусловной целью жизни человека, зло, как обратная сторона добра - порицание и осуждение жизни бездуховной, безнравственной. Одним из представителей такого подхода к проблеме добра и зла является русский мыслитель Х1Х-ХХ вв. Н. О. Лосский, этическое учение которого является органическая частью его философской системы, «основанной на интуитивизме в гносеологии, в метафизике, где мир понимается как органическое целое...» [8, с. 182].
Основной задачей этики Н. О. Лосский считает установление единства цели поведения всех людей и установление единой системы ценностей, что становится возможным благодаря достижению нравственного идеала. Проблема ценностей является одной из главных в этике Лосского. В его системе ценностей первенство занимает ценность абсолютная - Бог: «абсолютно положительная ценность, безусловно оправданная...» [6]. Далее следует, абсолютная, тварная ценность - личность, обладающая свободой выбора и не заменимая никакой другой ценностью. Абсолютные частичные ценности в учении мыслителя - любовь истина, красота, нравственность и т.д., выступающие как абсолютные положительные ценности и «являющиеся аспектами абсолютной полноты бытия Бога» [2, с. 56]. Ценности относительные в этике Лосского «в определенном смысле для одних такая ценность - добро, для других и в другом отношении - зло» [2, с. 56]. К отрицательным ценностям мыслитель относит зло, во всех его проявлениях.
Н. О. Лосский отмечает, что этика, исследуя достижения полноты жизни и отклонения от нее, является наукой «о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека» [5]. Добро, в учении Лосского -Бог, как абсолютная полнота бытия, «.имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому» [6]. Мыслитель отмечает, что иного определения добра не следует искать, поскольку Добро первично и является абсолютной положительной ценностью: «Всякое производное добро становится таковым через причастие Самому Добру» [6], т.е. Богу. Составляющие абсолютного добра: истина, свобода, красота, любовь, нравственность, являются ориентиром на пути к полноте бытия. Зло, по мнению Н. О. Лосского это все то, что является непосредственным препятствием на пути к абсолютной полноте бытия. Однако, в отличие от абсолютного Добра, зло не самостоятельно и не первично, а существует в тварном, материальном мире и является следствием свободной воли личности. Мыслитель выделяет следующие вида зла: основное, которое заключается в эгоизме и себялюбии - «в большей любви к себе, чем к Богу» [5] и производное, как следствие эгоизма и себялюбия - страдания, боль, смерть и т. д.
Добро и зло, согласно учению Н. О. Лосского, это проявление свободного волеизъявления личности, главной задачей которой, является осуществление «конкретного единосущия Царства Божия» [5]. Вследствие
чего, «некоторые избирают путь, на котором возникает зло и всевозможные виды несовершенства» [5]. В каждом отдельном случае личность осуществляет творческий, свободный акт самостоятельно и даже может воздержаться от его конкретного проявления или совершить его по-другому. Лосский замечает, что личность может не следовать по пути зла, «по крайней мере, начать путь восхождения по пути добра, хотя бы в форме искреннего стремления вступить на него» [5]. Нравственно ценным, добрым является поступок или деяние, которое совершается, основываясь на любви к Богу другим существам, равной любви к самому себе: «поступок, осуществляющий абсолютное совершенство Царства Божия» [5].
Так же Н. О. Лосский выявляет ошибку защитников добра, которая заключается в выборе ими определенного вида зла для борьбы со злом другого вида и в качестве примера приводит войну: концентрируясь на одном виде зла и на борьбе с ним, можно породить новые его виды. Война - великое зло, но, как отмечает мыслитель, пацифизм, может породить еще более негативные последствия: «зло используется так, что среди следствий его находятся какие-либо виды добра, так что зло никогда не бывает абсолютным» [5]. Однако, еще большим злом, для Лосского, является ненависть к абсолютному добру, т.е. к Богу, и борьба против Него.
Итак, в своем этико-философском учении Н. О. Лосский отмечает, что зло существует в тварном, материальном мире, по вине самих же людей, тем самым, мыслитель отвергает точку зрения о небытийственности зла. Следуя по пути добра, человек живет полной жизнью, и теряет истинную полноту бытия, когда ступает на путь зла. Таким образом, зло есть ничто иное, как отсутствие добра, и не имеет онтологического смысла и существования. Мыслитель утверждает абсолютную мера добра - это Бог, как «само Добро во всеобъемлющем значении этого слова: Он есть сама истина, сама Красота, Нравственное Добро, Жизнь и т.д.» [5] и как «высшая ценность в иерархии ценностей человека» [3, с. 56], от осмысления которой будет зависеть смысл жизни личности и мира в целом.
Литература
1. Зло [Текст] / [В. Соловьев] // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб. : Брокгауз и Ефрон, 1890-1907. Т. 22 а. С. 605 ; то же [Электронный ресурс] : [словарная дефиниция] // Энциклопедии и словари : сайт. URL: http://enc-dic.com/brokgause/Zlo-107540.html (дата обращения: 01.06.2016).
2. Валеева, Г. В. Аксиологическая проблематика в учениях русских философов XIX-XX вв. Н. О. Лосского и С. Л. Франка [Текст] / Г. В. Валеева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2. С. 55-57.
3. Валеева, Г. В. Проблема теодицеи в религиозной философии С. Л. Франка и Н. О. Лосского [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.14 / Валеева Галина Викторовна. Тула, 2011. 22 с.
4. Краснов, А. М. Проблема абсолютного добра в этике В. С. Соловьева и Н. О. Лосского [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 / Краснов Алексей Максимович. Тула, 2008. 22 с. ; то же [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека : официальный сайт. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003454635#?page=1 (дата обращения: 01.06.2016).
5. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики. [Электронный ресурс] / Н. О. Лосский // Rumagic.com : электронная библиотека. URL: http://rumagic.com/ru zar/religion/losskiy/2/ (дата обращения: 01.06.2016).
6. Лосский, Н. О. Ценность и бытие. [Электронный ресурс] / Н. О. Лосский // Электронная библиотека Одинцовского благочиния: сайт. Загл. с экрана. URL: http://www.odinblago.ru/cennots i bitie/ (дата обращения: 01.06.2016).
7. Назаров, В. Н. Введение в теологию [Текст] / В. Н. Назаров. М. : Гардарики, 2004. 320 с.
8. Сердюкова, Е. В. Теономная этика любви Н. О. Лосского в контексте интуитивизма и персонализма [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12 (26), ч. 2. C. 182— 186.
9. Добро [Электронный ресурс]: [словарные дефиниции] // Всловаре.ру: сайт. 2009-2016. Загл. с экрана. URL: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/dobro (дата обращения: 01.06.2016).
Bibliography
1. Zlo [Evil] [Text] / [V. Solovyev] // Brockhaus A. Efron A. Dictionary. Saint Petersburg: Brockhaus and Efron, 1890-1907. Vol. 22 a. P. 605; same [Electronic resource]: [definition] // Encyclopedias and dictionaries: site. URL: http://enc-dic.com/brokgause/Zlo-107540.html (accessed: 01.06.2016).
2. Valeeva, G. V. Aksiologicheskaya problematika v ucheniyakh russkikh filosofov XIX-XX vv. N. O. Losskogo b S. L. Franka [Axiological problems in doctrines by Russian philosophers of the XlX-XXth centuries N. O. Lossky and S. L. Frank]. [Text] / G. V. Valeeva // Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2016. No. 2. Pp. 55-57.
3. Valeeva, G. V. Problema teoditsei v religioznoy filosofii S. L. Franka i N. O. Losskogo [A problem of theodicy in S. L. Frank and N. O. Lossky's religious Philosophy] [Text]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: [Abstract of Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09.00.14 / Valeeva Galina Viktorovna. Tula, 2011. 22 p.
ryMaHurapHbie BeflOMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro
№ 2 (18), MWHb 2016 r.
4. Krasnov, A. M. Problema absolyutnogo dobra v etike V. S. Solov'yeva i N. O. Losskogo [Problem of absolute good in ethics of V. S. Solovyev and N. O. Lossky] [Text]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: [Abstract of Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09.00.05 / Krasnov Aleksey Maksimovich. Tula, 2008. 22 p.; the same [Electronic resource] // Russian state library: official website. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003454635#?page=1 (accessed: 01.06.2016).
5. Lossky, N. O. Usloviya absolyutnogo dobra [Absolute Good: Fundamentals of ethics]. [Electronic resource] / N. O. Lossky// Rumagic.com: electronic library. URL: http://rumagic.com/ru zar/religion/losskiy/2/ (accessed: 01.06.2016).
6. Lossky, N. O. Tsennost' i bytiye [Value and Existence]. [An electronic resource] / N. O. Lossky // Elektronnaya biblioteka Odintsovskogo blagochiniya [Digital Library Odintsovo Deanery]: site. Screen title. URL: http://www.odinblago.ru/cennots i bitie/ (accessed: 01.06.2016).
7. Nazarov, V. N. Vvedeniye v teologiyu [Introduction to theology] [Text]/ V. N. Nazarov. Moscow: Gardariki, 2004. 320 p.
8. Serdyukova, E. V. Teonomnaya etika lyubvi N. O. Losskogo v kontekste intuitivizma i personalizma [Theonomous ethics of love by N. O. Lossky in the context of intuitionism and personalism] [Text] // Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2012. No. 12 (26), part 2. Pp. 182-186.
9. Dobro [Good] [Electronic resource]: [definition] // Vslovare.ru: site. 2009-2016. Screen title. URL: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiii-slovar/dobro (accessed: 01.06.2016).