Валеева Галина Викторовна
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ "ДОБРО" И "ЗЛО" В УЧЕНИИ О ТЕОДИЦЕЕ Н. О. ЛОССКОГО
В контексте учения о теодицее русского мыслителя Н. О. Лосского этические категории "добро" и "зло" выступают основными нравственными ценностями, определяющими нравственный выбор личности и являющимися "ядром" теодицеи. В учении мыслителя Бог, абсолютное Добро и абсолютная положительная ценность, наделяет тварную личность свободой, которая предполагает возможность как добра, так и зла. Бог не является источником зла, оно есть следствие свободной воли личности, предстающее отрицательной ценностью, ведущей к жизни бездуховной и безнравственной. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/6-2/11.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 52-54. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
14. Ковалева Г. П. Основания категории «духовность» в онтологии трансцендентного космизма. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2014. 376 с.
15. Ковалева Г. П. Теоантропокосмизм в философии Н. А. Бердяева // Известия Уральского государственного университета. Сер. Общественные науки. 2009. № 3 (69). С. 125-137.
16. Колмаков В. Б. Темная сторона космизма // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Философия. 2015. № 1. С. 23-35.
17. Куракина О. Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М.: МФТИ, 1993. 184 с.
18. Куракина О. Д. Софийная эстетика русского космизма // Ориентиры. М.: Институт философии РАН, 2003. Вып. 2. С. 91-113.
19. Материалисты Древней Греции: собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Политиздат, 1955. 238 с.
20. Матросова О. П. Концепция эмерджентной эволюции в философии Сэмюэла Александера и Конви Ллойда Моргана: автореф. дисс. ... к. филос. н. Екатеринбург, 2005. 23 с.
21. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 421-500.
22. Семенова С. Г. Русский космизм // Русский космизм: антология философской мысли / сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 3-5.
23. Фадеенко И. В. Человек и культура в философии русского космизма: автореф. дисс. ... к. филос. н. Омск, 2016. 22 с.
24. Фрагменты ранних греческих философов / отв. ред. И. Д. Рожанский. М.: Наука, 1989. Ч. 1. 576 с.
25. Ханаху Р. А., Ашхамаф А. Р. Русский космизм: формирование нового экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 3 (64). С. 7-10.
CLASSIFICATION OF DIRECTIONS OF PHILOSOPHY OF RUSSIAN COSMISM CULTURE
Burkhanov Rafael' Airatovich, Doctor in Philosophy, Professor Nizhnevartovsk State University ra. nvarta@gmail. com
The article is devoted to the examination of the typology of various directions of the Russian cosmism. Special attention is paid to the classification of the forms of domestic cosmism basing on the analysis of culture conceptions. It is noted that such typology should be developed through the study of the interconnection of the religious-metaphysical and natural-science directions of the Russian cosmism, where the theses having formed in the course of the world outlook reflection of the Orthodox doctrine are fundamental concepts.
Key words and phrases: cosmism; Russian cosmism; religious-metaphysical cosmism; natural-science cosmism; cosmos; God; man; human's transformation; mankind; God-manhood; philosophy of culture.
УДК 130.123 Философские науки
В контексте учения о теодицее русского мыслителя Н. О. Лосского этические категории «добро» и «зло» выступают основными нравственными ценностями, определяющими нравственный выбор личности и являющимися «ядром» теодицеи. В учении мыслителя Бог, абсолютное Добро и абсолютная положительная ценность, наделяет тварную личность свободой, которая предполагает возможность как добра, так и зла. Бог не является источником зла, оно есть следствие свободной воли личности, предстающее отрицательной ценностью, ведущей к жизни бездуховной и безнравственной.
Ключевые слова и фразы: этика; нравственные ценности; добро и зло; теодицея; Бог; абсолютное Добро; личность; свобода; нравственный выбор.
Валеева Галина Викторовна, к. филос. н.
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого stark.k@rambler.ru
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «ДОБРО» И «ЗЛО» В УЧЕНИИ О ТЕОДИЦЕЕ Н. О. ЛОССКОГО
Добро и зло - центральные категории этики и «фундамент нравственности», без осмысления которых невозможно осознать подлинный смысл роли человека в мире. Без осмысления добра и зла как нравственных ценностей теряют смысл такие понятия как долг, совесть, достоинство, свобода и т.д. В связи с этим проблема добра и зла, обладающая сложностью и антиномичностью, является одной из важнейших для современного общества, переживающего духовно-нравственный кризис, вызванный геополитической ситуацией в мире (экономические и социальные преобразования, несправедливость, военные конфликты и т.д.). Именно зло в различных его формах служит основанием для претензий и сомнений человека к Творящей Первопричине. Соотнесение существующего в мире зла с благим Богом-Творцом представляет учение о теодицее. Теодицея, или богооправдание, - это попытка примирения зла и несовершенства мира с атрибутами всеблагости и всемогущества Творца. В теодицее сконцентрированы основные вопросы бытия человека: противостояние
ISSN 1997-292X
№ 6 (68) 2016, часть 2
53
добра и зла, ценностные предпочтения, искупление и страдание, свобода и ответственность, смысл жизни и т.д. Отсюда следует, что теодицея - сложная теоретическая проблема, представляющая сосредоточие жизненно важных вопросов, осмысление которых всегда будет актуальным.
Теодицея - учение многоплановое, однако выделение этического аспекта представляется целесообразным, поскольку одной из задач этики является исследование основных нравственных ценностей бытия человека, «а аксиологический аспект является стержнем проблемы теодицеи и придает ей этический смысл» [2, с. 3]. Также ценностный характер теодицеи связан с этическим, так как деятельность человека определена ценностными установками и предпочтениями, формирующими его нравственную позицию. В связи с этим центральные категории этики - добро и зло - выступают здесь основными нравственными ценностями, определяющими нравственный выбор человека и являющимися «ядром» теодицеи, обращение к которым особенно значимо сегодня, поскольку безразличие и равнодушие, выступающие доминантами современных нравов, указывают на формализованные представления о добре и зле, тем самым «усугубляется процесс деструкции нравственной личности человека и общества» [Там же]. Таким образом, неоспоримым фактом для современного общества, в котором преобладают бездуховность и цинизм, является значимость теодицеи как учения о добре и зле. Также актуальность исследуемой проблемы заключена в анализе учения о теодицее русского мыслителя Н. О. Лосского, для которого богооправдание переживается как опыт и имеет оригинальное решение, поскольку воззрения русских мыслителей связаны с конкретными историческими условиями и событиями, предопределившими опыт постижения добра и зла в конкретном обществе.
Н. О. Лосский к проблеме теодицеи подходит через нравственные категории «добро» и «зло», которые, по его мнению, необходимо четко разграничивать, поскольку это позволяет признать, что одно достойно одобрения, а другое - порицания. Однако он отмечает, что в жизни, обладающей сложным содержанием, можно легко попасть в заблуждение и совершить ошибку, не заметив при этом зла, «замаскированного примесью к нему добра, или не оценить добра, которое не лишено недостатков» [3]. В связи с этим мыслитель предлагает утвердить всеобъемлющую и совершенную меру добра, которая будет являться основой для прочих оценок. Высшим добром и высшей нравственной ценностью Лосский утверждает Бога: «Бог есть само Добро во всеобъемлющем значении этого слова: Он есть сама Истина, Красота, Нравственное Добро, Жизнь и т.д.» [7]. Мыслитель отмечает, что иного определения добра не следует искать, поскольку Бог первичен и является абсолютной полнотой бытия: «Всякое производное добро становится таковым через причастие Самому Добру» [Там же]. Зло, по мнению Н. О. Лосского, - все то, что является непосредственным препятствием на пути к абсолютной полноте бытия, к абсолютному Добру. «Мир лежит во зле» [3], -утверждает мыслитель и ставит перед собой задачу соотнести наличие мирового зла с Творцом-Богом, обладающим атрибутами всеблагости и всемогущия. По мнению Лосского, Бог создал мир для тварных существ как нечто совершенно новое и отличное от него самого. Отсюда мыслитель делает вывод, что между Богом и тварным миром проходит бытийственная грань. Тем самым Лосский преодолевает сомнение во всемогуществе Бога, поскольку, если создатель ограничен свойствами материи и не в силах побороть ее недостатки, ни о каком атрибуте всемогущества не может быть и речи.
Бог создал мир для тварных существ. Личность как тварное существо, по мнению Н. О. Лосского, должна обладать свободной волей и осознанием нравственных ценностей (добра и зла, любви, истины и т.д.) и должна осуществлять их в своем поведении и деятельности. Так, мыслитель выстраивает оригинальную систему ценностей, вершину которой занимает Бог как абсолютная положительная ценность, имеющая характер абсолютного Добра. Личность же выступает как абсолютная тварная ценность, обладающая свободой волеизъявления и возможностью приблизиться к абсолютному Добру. Личность неповторима и не заменима никакой иной ценностью. Поэтому «каждый должен любить ближнего, как самого себя» [4]. Любовь, истина, красота, добродетель и т.д. представляют абсолютные частичные ценности и являются ориентиром на пути к полноте бытия: «Мы должны любить ценности, такие, как истина, нравственная добродетель, свобода, красота, которые являются составными частями абсолютного блага полноты жизни» [Там же]. Абсолютные ценности человек постигает посредством интуиции и духовного опыта. Такие ценности - основа подлинной нравственной жизни человека и общества в целом. Лосский отмечает, что в том обществе, в котором ускользают представления о нравственных ценностях, происходит скопление способностей и сил для существования во зле.
Относительными ценностями Лосский называет те, которые «в определенном смысле для одних добро, для других и в другом отношении - зло» [1, с. 55], и в качестве примера приводит войну, победа в которой является для победителя добром, а для поверженного - злом. Отрицательные ценности - это преграды на пути к абсолютной полноте бытия, к абсолютному Добру; это есть зло во всех формах проявления. Лосский выделяет следующие виды зла: основное, которое заключается в эгоизме и себялюбии - «в большей любви к себе, чем к Богу» [6], и производное, как следствие эгоизма и себялюбия - страдания, боль, смерть и т.д. Также он отмечает, что человек, избирая те или иные ценности, «принадлежит либо Царству Бога, в котором преобладают нравственные ценности, либо Царству греха, населенному эгоистичными существами» [7], в котором преобладают несовершенства, конфликты, страдания и т.д.
Мыслитель отмечает, что «как добро оправданно само в себе, так и зло есть нечто само в себе недостойное; оно само в себе противоположно абсолютной полноте бытия как абсолютному добру» [3]. Зло, в отличие от абсолютного добра, не является первичным и самостоятельным, поскольку существует только в тварном мире вследствие свободного волеизъявления личности. В связи с этим Лосский ставит вопрос: какова природа зла? Отвечая на него, мыслитель говорит, что Бог-Творец не причастен к мировому злу, так как наделяет тварные существа всеми средствами для достижения и осуществления добра, в том числе и свободой выбора.
И если личность, наделенная свободой, выбирает путь зла, то ответственность за зло падает полностью на нее. В этом и заключается центральный пункт учения о теодицее Н. О. Лосского: неправильное использование личностью своей свободы ведет к осуществлению зла. Человек сам создал свой несовершенный мир и является непосредственным виновником зла и страданий.
Таким образом, в учении о теодицее Н. О. Лосского Бог как «предельное совершенство» [Там же] создал мир, отличный от него, т.е. Бог и мир не тождественны. Существование абсолютного добра как в Боге, так и вне Его - цель творения мира, достигнуть которую можно, лишь создав личность, наделенную свободой, которая может достигать абсолютное добро. Отказ от свободы означал бы отсутствие абсолютного добра и бессмысленность жизни. Однако свобода предполагает не только возможность добра, но и зла. Мыслитель подчеркивал, что зло возникает не как стремление к злу, а как стремление к добру, но неверно понятое и осуществляемое. «Зло - ложная воля по отношению к Богу, выступающая как личностная позиция» [5]. Бог-Творец создает мир, в котором возможно, но не необходимо зло, которое есть следствие свободного волеизъявления личности. Для того чтобы осознать это, необходимо доказательство, что всякое зло имеет смысл. Так, по мнению Лосского, наказание за нравственное зло «имеет высокий ценительный смысл» [3], поскольку является одновременно и средством исцеления от него: возможно, что зло в конечном итоге может привести к преодолению эгоизма и себялюбия. Возможно, что человек, взирая на все несовершенства и страдания в мире, станет на путь абсолютного добра.
Также в своем учении о теодицее Н. О. Лосский представляет своеобразную систему ценностей, в которой Бог как абсолютная положительная ценность приравнивается к добру как высшей нравственной ценности, на которую необходимо опираться в жизни. Абсолютной, не заменимой никакой другой ценностью Лосский утверждает тварную личность. А такими ценностями как истина, нравственность, свобода, красота, любовь и т.д. мыслитель предлагает руководствоваться для того, чтобы развиваться, достигать гармонии и совершенства. Также в системе ценностей представлены относительные ценности, имеющие характер добра лишь в определенном отношении или для определенных субъектов, и отрицательные ценности - все то, что имеет характер зла. На вопрос: почему человек ступает на путь зла, Лосский отвечает, что это есть следствие эгоизма. Эгоизм -первичное и основное нравственное зло, все остальные формы зла лишь проявления себялюбия.
Итак, в русской философии, характеризующейся познанием целостным духом, в котором разум соединяется с чувством, проблема теодицеи раскрывается в контексте этического и аксиологического дискурсов. Концепция теодицеи Н. О. Лосского является примером глубокого этико-философского обобщения перспектив развития человека и общества в целом в контексте учения о добре и зле как нравственных ценностях. Преодоление зла в учении Лосского зависит от нравственного выбора: тварные личности, наделенные свободой, делают выбор между следованием абсолютному добру, т.е. Богу, и эгоистическим существованием. Следуя по пути добра, человек живет полной жизнью и теряет истинную полноту бытия, когда ступает на путь зла. Нравственные ценности «добро» и «зло» раскрываются здесь как ориентиры на пути следования свободной тварной личности к абсолютному добру, моральному совершенствованию и гармонии или же на пути эгоизма и себялюбия, производными которых является бездуховность, цинизм, страдания и несовершенство мира.
Список литературы
1. Валеева Г. В. Аксиологическая проблематика в учениях русских философов XIX-XX вв. Н. О. Лосского и С. Л. Франка // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 2 (64). С. 55-57.
2. Валеева Г. В. Проблема теодицеи в религиозной философии С. Л. Франка и Н. О. Лосского: автореф. дисс. ... к. филос. н. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011. 22 с.
3. Лосский Н. О. Бог и мировое зло [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/read/losskiy_nikolay/bog_i_mirovoe_ zlo.html (дата обращения: 05.05.2016).
4. Лосский Н. О. История русской философии [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/ (дата обращения: 05.05.2016).
5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви [Электронный ресурс]. URL: http://royallib. com/book/losskiy_vladimir/ocherk_misticheskogo_bogosloviya_vostochnoy_tserkvi.html (дата обращения: 05.05.2016).
6. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра [Электронный ресурс]. URL: http://rumagic.com/ru_zar/religion/losskiy/2/ (дата обращения: 05.05.2016).
7. Лосский Н. О. Ценность и бытие [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/cennots_i_bitie/ (дата обращения: 05.05.2016).
MORAL VALUES "GOOD" AND "EVIL" IN N. O. LOSSKY'S DOCTRINE OF THEODICY
Valeeva Galina Viktorovna, Ph. D. in Philosophy Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University stark.k@rambler. ru
In the context of the Russian philosopher N. O. Lossky's doctrine of theodicy the ethical categories "good" and "evil" are the basic moral values that determine the moral choice of the individual and are the "core" of theodicy. In the thinker's doctrine God, absolute Good and absolute positive value, provides every creaturely personality with freedom, which implies the possibility of both good and evil. God is not a source of evil, it is a consequence of the free will of the individual, and this consequence appears to be a negative value leading to the spiritually deprived and immoral life.
Key words and phrases: ethics; moral values; good and evil; theodicy; God; absolute Good; personality; freedom; moral choice.