Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал
Омского
Шустова О.Б., Сидоров Г.Н. Гносеологические аспекты истины в материализме и идеализме // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№2 (13) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/2/00593.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК: 165.4
Шустова Ольга Борисовна
Кандидат философских наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск g.n.sidorov@mail.ru
Сидоров Геннадий Николаевич
Доктор биологических наук, профессор ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск g.n.sidorov@mail.ru
Гносеологические аспекты истины в материализме и идеализме
Аннотация. В статье представлены сравнительные взгляды различных философских направлений по вопросу истины. Затронуты также вопросы познания материального и духовного мира. Показано, что материалистическая наука является не единственной парадигмой рациональности, и в науке результаты часто зависят от личности ученого. Ключевые слова: материализм, идеализм, наука, вера, рациональность
Великий английский ученый и философ Френсис Бэкон (1561-1626) писал: «Легкие глотки науки ведут к атеизму, более глубокие возвращают к вере в Бога». Бэкон жил давно -400 лет назад. А вот один из величайших современных физиков-теоретиков мира Вернер Гейзенберг (1901-1976): говорил в наше время почти то же самое: «Первый глоток из стакана естествознания делает атеистом, но на дне стакана исследователя ожидает Бог».
Л.Д. Ландау (1908-1968) и С. Б. Стечкин (1920-1995), подразделяли все науки на четыре группы: 1. Естественные - занимающиеся изучением естества - природы, внешней по отношению к человеку: физика, химия, биология, геология, метереология и др. 2. Неестественные - науки не изучающие природные явления: история, искусствоведение, филология. 3. Противоестественные - занимающиеся тем, что было отвергнуто историей и жизнью: научный коммунизм, политэкономия социализма 4. Сверхъестественные: математика, богословие, теория эволюции Дарвина.
Математика относится к сверхъестественным наукам потому, что в основе любого математического понятия лежит «аксиома» (лат. aksioma). Положение, не требующее доказательств. Богословие аксиомально по своей природе, а во время рукоположения священников в храме звучит греческий возглас: «аксиос» - «достоин». Теория эволюции Дарвина, отчаянно претендует на статус естественной науки, но с трудом удерживается в числе порядочных наук только на аксиоме: « объяснение любых биологических фактов вне эволюционного подхода невозможно» [1, с. 6].
Особняком в классификации наук стоит Философия. По одним представлениям это наука о наиболее общих законах развития природы общества и познания. По другим -
1
философия вообще не является наукой, а считается особой формой познания окружающей действительности, поскольку она изучает не конкретные объекты и субъекты (естественные, неестественные, противоестественные, сверхъестественные), а отношение к ним человека.
Креационная наука в теории познания опирается на Библию: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть» [2, Ин. . 1, ст. 1-3].
Суть материалистического отношения к познанию хорошо передается словами В.И.Ленина: «От живого созерцания, к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» [ 3, с. 152-153].
Вопрос о вере, о ее соотношении со знанием занимал большое место в религиозной философии. Русские философы А. С. Хомяков (1804-1860), В. С. Соловьев (1853-1900), И.А. Ильин (1883-1954) считали, что, знание может быть получено только при объединении эмпирического познания, отвлеченного мышления (философии) и веры в Бога (теологии). Н. А. Бердяев (1874-1948) считал, что наука и философия должны использовать религию для просветления своих научных истин. Современные ученые все чаще вспоминают о том, что науке вера в Бога нужна как одной руке другая рука. Потому что в научной работе задействованы разные сущности человека: ум, совесть, вера, любовь, и порядочность [4, с. 147-148].
Вера даже не всегда не религиозная присутствует в науке постоянно. Вера является неотъемлемым компонентом научного знания. Без веры нет понятий: аксиома, парадигма, конвенция (принятость)[5, с.28].
Вера в то, что мир не зависит от нас (или зависит), и мы на него воздействовать не можем, (или можем), является предметом исследования, субъективного идеализма.
По выражению Эйнштейна, «вера в существование внешнего мира, независимо от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания» [6, с.136].
Конечным объектом науки является материя, то есть объективная реальность, существующая независимо от человека. Вера в эту реальность одна из аксиом науки. Следующая аксиомальная вера науки состоит в том, что объективная реальность подчиняется определенным законам, независимым от сознания, а лишь открывающимся людям в процессе научного познания. Очередная вера ученых состоит в доступности законов мироздания научному познанию. Анри Пуанкаре (1854-1915), великий французский физик писал, что терпение физиков, могло «многократно пасть от множества неудач, но оно всегда поддерживалось верой в то, что «природа подчинена законам, и им физикам осталось всего лишь узнать эти законы» [7, с. 114].
Таким образом, ученый - материалист верит в необходимость изучения материи независимой от человека, верит в законы этой материи и в то, что эти законы человек изучит. Может и изучит. Человек - образ Божий и в рамках отведенных ему компетенций может постичь очень многое [8, с. 82].
.Но, материальная наука действует только в пределах материального мира. Она не выходит за пределы чувственного познания человека. Об этом точнее всех написал Ленин: «материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [3, Т.18, с.31].
Тем не менее, материальная наука не является единственной парадигмой рациональности (от лат. ratio — разум). Теология (богословие) - это наука, выходящая за пределы материального мира в область метафизики. (др.-греч.тацетатафиогка - «то, что после физики»). Она изучает не только материальные, но и духовные процессы. Теология значительно глубже и шире науки. Но она включает в себя и науку. Наиболее точно об этом говорил великий ученый основоположник науки эмбриология Карл Максимович Бэр (1792 -
1876). Он писал: «Всякое бытие есть не что иное, как продолжение создания и все естественные науки — только длинное пояснение единого слова: дабудет!» [9].
Человек имеет телесную природу (прах земной), которая, как и все материальное, является предметом научного исследования. Но имеет и духовную природу (дыхание жизни) [2,Быт. 2,]. Следовательно, он принадлежит к мирам видимому и невидимому, материальному и духовному. Поэтому помимо познания мира материального, человек может познавать и мир духовный, невидимый [9, с.294].
К духовому миру относятся: совесть, любовь, душа. Эти понятия не поддаются изучению научными методами, поскольку к материальному миру не относятся. После грехопадения и изгнания из рая [2,Быт. 2, 16,17; 3, 14-19], по учению Церкви, природа человека стала падшей. И люди потеряли способность познавать духовный мир.
Это отлично понимал великий философ Эммануил Кант (1724-1804). В предисловии к «Критике разума»он писал:: "На долю человеческого разума... выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума" [11].
Кант не объяснил, почему такое происходит. Объяснил это Феофан Затворник. «В раю "... дух Адама ясно зрел Бога и все Божеское, - так ясно, как ясно видит кто здравыми очами вещь пред собой. Но с падением очи духа закрылись, - и он уже не видит, что видеть было ему естественно. Сам дух остался, и очи в нем есть, - но закрыты. Он в таком положении, в каком тот, у кого бы веки срослись. Глаз цел, жаждет света, ищет, как бы увидеть его, чуя, что он есть; но сросшиеся веки мешают ему открыту быть и прямо войти в общение со светом». [12].
Наука, существующая сейчас на нашей грешной земле, не видит духовной сущности вещей и описывает лишь их внешние признаки. Но поскольку другой науки нет, то и такая наука нужна людям. Хотя значительно эффективнее сверять любые научные разработки с камертоном Духовного мира: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят [2,Мф. 5,8].
По учению святого Исаака Сирина, существует два рода знания: знание, которое предшествует вере, и знание, которое рождается от веры. Знание, которое предшествует вере, является знанием естественным, природным, а то, которое рождается от веры, является знанием духовным.
После грехопадения Адама изменился не только сам человек, но с ним вместе и весь физический мир. «Проклята земля за тебя»... [2,Быт. 3, 17]. Законы физики - это законы не первозданного, а уже "запечатанного" мира. Подтверждением этому служит, например второй закон термодинамики. Закон этот неумолим: без притока энергии, все процессы, идущие в мироздании, затухают [13].
Но человек и духовная сущность, поэтому в науке результаты часто зависят от личности ученого. Истинно великие открытия почти всегда уходят корнями в интуитивные озарения приходящие из Духовного мира. Яркие примеры тому открытия таких гениев науки, как Никола Тесла (1856-1943) и Д. И. Менделеев (1843-1907). Никола Тесла считал, что он заглянул за грань разума, черпал оттуда информацию и утверждал, что не является автором своих изобретений. По словам В.Гейзенберга «Проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь явлений еще до её детального понимания, до того, как она может быть рациональна доказана» [14].
Но если человек со своей свободной волей стремиться к пороку, то и откровения ему, хотя и приходят из надчеловеческого мира, но не от Господа Бога, а от его противника -падшего ангела.
С точки зрения материальной науки изучению подлежит уже сотворенный мир «Бога не видел никто никогда». [2, Ин. 1, 18]. В этом мире можно передать и знания и методики. Это важно и правильно. Но Духовное знание, как белое, так и черное, если оно приходит к
ученому, делает научные истины, либо величайшими законами (теории относительности Эйнштейна), либо величайшими заблуждениями (теория Дарвина). Ученый, работая, может уповать на Бога, а может не уповать на него, гордясь своим атеизмом, а то и сатанизмом. Но, тогда его «просвещением» занимается падший ангел и воинство его. Это тоже надчеловечекая духовная сила. И знания она тоже дает.
Познание духовного мира нематериально. Но, весь и духовный и материальный мир создал Господь Бог. Познавать этот мир можно и через откровение Бога и через созданные Им законы мироздания. В компетенциях отпущенных людям: «Что есть человек... Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честью увенчал его. Поставил его владыкою над делами рук Твоих» [2, Пс. 8. ст. 5 - 7].
М. В. Ломоносов, а до него и после него практически все великие ученые, прекрасно понимали монолитную роль науки и религии в процессе познания. Ломоносов писал: «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклепает. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия» [15, с. 368].
Ссылки на источники:
1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Дарвинизм - М. «Высшая школа», 1998. - 336 с.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М. Московская патриархия, 1979. 1371 с.
3. Ленин В.И. - М.: Полит. лит-ра.,ПСС. Т. 29. с. 152—153
4.Лешкевич Т. Г., Мирская Л. А. Философия науки: Интерпретация забытой традиции. - Ростов н/Д, 2000. С. 147-148.
5. Шустова О.Б., Сидоров Г.Н.Философская категория веры в научном познании // Вестник Омского университета, 2014. № 1 (71) -С. 28-30
6. Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965. С. 136.
7. Пуанкаре А. Ценность науки. М.: Наука, 1982. С. 114.
8. Шустова О.Б., Сидоров Г.Н.Человек как системообразующий фактор научного познания // Омский научный вестник № 1 (135), 2015. С. 82-84.
9. См. Кузнецова Н. И. Социо-культурные проблемы формирования науки в России (XVIII - середина XIX вв.). - М.: Едиториал УРСС, 1999. - 256 с.
10. Сидоров Г.Н., Шустова О.Б. Информация в рамках основного вопроса философии // Вестник Омского государственного аграрного университета №1 (21). 2016. С. 292-296
11. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.
12. См. Познание видимого и невидимого мира. Духовная семинария Казанской Епархии РПЦ, 2003-2013. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://kds.eparhia.ru/bibliot/bogoslovie/poznaievioineviomira/
13. Сидоров Г.Н., Шустова О.Б. Онтологические и гносеологические аспекты информационной рациональности // Омский научный вестник № 5 (142), 2015. С. 46-48
14. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. С. 274
15. Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года // Ломоносов М. В. Полноесобраниесочинений. - М.; Л., 1955. -Т. 4. С. 368
Olga Shustova
PhD, associate professor Omsk State Agrarian University
Gennady Sidorov
professor
Omsk State pedagogical University.
Epistemological Aspects of Truth in Materialism and Idealism
Abstract. The article presents comparative views of various philosophical trends on the question of truth. The issues of the knowledge of the material and spiritual world are also touched upon. It is shown that materialistic science is not the only paradigm of rationality, and in science the results often depend on the personality of the scientist.
Keywords: materialism, idealism, science, faith, rationality