Глобальный рынок розничной торговли: основные тренды, адаптационные технологии бизнеса
Global retail trade market: main trends, adaptation technologies of
business
Панкова Нина Владимировна Pankova Nina Vladimirovna
докт. экон. наук, профессор проректор Санкт-Петербургского политехнического
университета Петра Великого
Богатырева Светлана Владимировна Bogatyreva Svetlana Vladimirovna
канд. экон. наук, доцент доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
Аннотация. Представлен анализ развития глобального рынка розничной торговли в разрезе региональных секторов и рынка товаров повседневного спроса (FMCG). Выявлены основные тренды, определяющие перспективы развития. Определено место крупнейших российских ритейлеров-участников глобального розничного сектора. Систематизированы адаптационные технологии бизнес-решений российских ритейлеров, принимаемых в нестабильных экономических условиях.
Annotation. The analysis of development of the global retail market in 2015 in the context of regional sectors and the FMCG sector is presented. The main trends determining development prospects are revealed. The place of the largest Russian retailers participating in the global retail sector has been determined. The adaptive technologies of business decisions of Russian retailers adopted in unstable economic conditions are systematized.
Ключевые слова: глобальный рынок розничной торговли, мировой розничный бизнес, глобальные тренды розничной торговли, инновационные направления развития, слияния и поглощения на рынке FMCG, российские розничные сети, технологии розничного бизнеса
Key words: global retail market, global retail business, global retail trends, innovative development directions, mergers and acquisitions in the FMCG sector, Russian retail chains, retail business technologies
Глобальный рынок розничной торговли имеет тенденцию к росту. Расширение масштабов деятельности является неотъемлемой частью торговой политики всех глобальных розничных торговцев [1]. Интернационализация розничного торгового бизнеса происходит на основе стратегий: органического роста или слияния и поглощения. Крупнейшие мировые ритейлеры увеличивают экспансию на внешние рынки, распространяя при этом свой передовой опыт. Несмотря на существенный уровень проникновения современных форматов торговых организаций в Российскую Федерацию, еще имеется достаточный потенциал для дальнейшего роста. По оценкам экспертов [2], экспансия ритейлеров в РФ к 2020 году достигнет около 36% розничного рынка. Однако, с учетом меняющейся экономической картины мира, возникает необходимость выявления влияния основных трендов глобального розничного бизнеса и применения этих знаний и опыта для разработки тактики принятия адаптированных к изменениям рынка бизнес-решений в области реализации инновационных технологий управления [3].
Анализ итогов развития мирового розничного бизнеса за 2015 год позволил сделать следующую оценку. Усиление геополитической нестабильности, растущие антиглобалистские настроения, дефляция, осторожное поведение потребителей внесли негативный вклад в неопределенность бизнес-среды для розничной торговли. Несмотря на экономическую реальность, лучшие 250 компаний мира (ТОП-250) достигли прибыльности в 2015 финансовом году: увеличилась выручка от розничных продаж более чем 75% (192 компании) крупнейших розничных компаний мира [4]. В результате чего, скорректированный с учетом изменений валютных курсов, общий темп прироста составил 5,2 %
(2015/2014). Для отнесения компании в ТОП-250 установлен критерий -годовой объем выручки должен составлять не менее 3,5 млрд. долл. США. Среднегодовой прирост в ТОР-250 за период 2010-2015 гг. составил 5%. Общая величина выручки от розничных продаж глобальных компаний розничной торговли ТОР-250 в 2015 финансовом году составила более 4,3 трлн. долл. США. (в среднем 17,2 млрд. долл. США на компанию). Двести пятьдесят крупнейших ритейлеров реализуют 68% бизнеса через зарубежные отделения компаний, что приносит им 22,8% от общего объема выручки [4].
На розничных торговцев, расположенных в Северной Америке, приходится более 1/3 количества из Т0П-250 в 2015 году. Их средний размер составил 23,3 млрд. долл. США, на их долю приходилось около половины доходов ТОР-250. Отделения ритейлеров, ведущие бизнес на собственной географической территории, продемонстрировали более эффективное использование активов, чем их зарубежные отделения. Уровень глобализации североамериканских розничных сетей характеризовался как достаточно низкий: более 40% отделений оставались операторами одной страны. В первую пятерку крупнейших североамериканских ритейлеров входят: Wal-Mart Stores, Inc., Costco Wholesale Corporation, The Kroger Co., Walgreens Boots Alliance, Inc. (ранее Walgreen Co.), The Home Depot, Inc.
Количество европейских ритейлеров, входящих в Т0Р-250, в 2015 году снизилось до 85 по сравнению с 93 в 2014 году. Причина снижения -слабый евро в сочетании с замедлением роста компаний. По сравнению с другими географическими регионами, большая доля европейских ритейлеров (23 из 85 компаний) продемонстрировала снижение выручки в 2015 финансовом году. Отрицательно повлияли на результаты региона ритейлеры Великобритании. Немецкие ритейлеры в 2015 году показали лучший результат с 2010 года. Европейские ритейлеры продолжают
оставаться самыми глобальными. Они находятся в состоянии поиска возможностей роста за пределами своего зрелого внутреннего рынка. Около 40% их совокупного дохода было получено от зарубежных операций в 2015 финансовом году, что почти в два раза превышает данный показатель по группе Т0Р-250 в целом. Более 80 % компаний работали на международном уровне. Французские и немецкие ритейлеры имеют самую широкую розничную сеть в мире. В первую пятерку крупнейших европейских ритейлеров входят: Schwarz Unternehmenstreuhand KG (Германия), Carrefour S.A. (Франция), Aldi Einkauf GmbH & Co. oHG (Германия), Tesco PLC (Великобритания), Metro Ag (Германия).
Розничные торговцы в Азиатско-Тихоокеанском регионе относительно медленно инвестировали в международные операции. В 2015 финансовом году почти 90% совокупного дохода для 59 розничных торговцев ТОП-250 генерировалось внутри страны [4]. Почти половина компаний заявили об отсутствии доходов от зарубежных операций. В среднем, в этом регионе ритейлеры работали только в 3,8 странах, по сравнению с 10,1 для всей группы Т0Р-250. Несмотря на замедление темпов развития азиатской экономики, рост розничных продаж в регионе превышал темпы экономического роста на 7,3%. Однако, рентабельность, продолжала снижаться, и в 2015 году снизилась до уровня 1,4%. В первую пятерку крупнейших азиатско-тихоокеанских ритейлеров входят: Aeon Co., Ltd. (Япония), Seven&i Holdings Co., Ltd. (Япония), Wesfarmers Limited (Австралия), Woolworths Limited (Австралия), JD.com, Inc (Китай).
Розничная торговля в регионе Африки/Ближнего Востока находится на высоком уровне: темп роста маржи по сравнению с уровнем роста маржи мировой розничной торговли был самым высоким и составил 5,8% (2015 финансовый год). Население данного региона составляет 19,1% от численности мирового населения. Увеличение доли среднего класса в Африке способствовало модернизации розничного сектора. Ближний
Восток также остается привлекательным местом для розничной торговли [5]. В первую пятерку крупнейших ритейлеров этих регионов входят: Steinhoff International Holdings N.V. (ЮАР), Shoprite Holdings Ltd. (ЮАР), Emke Group / Lulu Group International (ОАЭ), The SPAR Group Limited (ЮАР), Majid Al Futtaim Holding LLC (ОАЭ).
Для латиноамериканских ритейлеров был характерен бурный рост выручки (11,3% - 2015/2014) - это второе место по данному показателю после региона «Африка/Ближний Восток» [4]. Кроме того, ритейлерам региона присущ более высокий уровень рентабельности, чем в целом по группе ТОР-250. В первую пятерку крупнейших латиноамериканских ритейлеров входят: Cencosud S.A. (Чили), S.A.C.I. Falabella (Чили), FEMSA Comercio, S.A. de C.V. (Мексика), Organización Soriana, S.A.B. de C.V. (Мексика), Coppel S.A. de C.V. (Мексика).
Крупнейшими и наиболее многочисленными компаниями среди ТОР-250 являются торговцы сектора FMCG (fast-moving consumer goods -товаров повседневного спроса). Средний доход от розничной торговли на одну компанию составил около 21,6 млрд. долл. США в 2015 финансовом году. Сектор представлен 133 розничными торговцами, на которые приходится чуть более половины всех 250 крупнейших компаний и две трети доходов ТОР-250. По сравнению с секторами «одежда и аксессуары», «бытовая техника и товаров для дома», сектор FMCG исторически является низкорентабельным. Для этого сектора характерна продолжающаяся консолидация в виде стратегии слияния и поглощения [3,6,7,8]. Примерами реализации этой стратегии в 2015 году явились следующие сделки: Kroger, самый крупный продуктовый ритейлер США, для расширения своего влияния на рынках приобрел Roundy's (США) [6] ; Albertsons (США) поглотила Haggen (США) и Safeway (США); Pace Food Retail (США) поглотила Dean & DeLuca (США) [6]; ACME Markets (дочерняя компания Albertsons) поглотила компанию A&P (США), которая
вела бизнес на протяжении 156 лет; Ahold (Голландия) поглотила Delhaize Group (Бельгия): в результате слияния будет достигнута цель, направленная на снижение операционных и закупочных издержек [9,10], что позволит конкурировать с Walmart (США) и расширить доступ к интернет-продуктовым магазинам Ahold (Нидерланды), Peapod (США), и Amazon (США)[4] .
Для глобального рынка розничной торговли в настоящее время присущи следующие тенденции, определяющие инновационный вектор развития [3,4,6]:
- «ритейлизация» мира: движущая сила производителя, экономика обмена и другие факторы делают все более затруднительным понимание дефиниции кто такой «розничный торговец» и чем он занимается, в частности, компании перераспределяют активы для создания инновационных платформ электронной коммерции, новых цифровых контентов, а также для поиска новых партнеров;
- реализация потребителями подхода «лучше меньше - да лучше» (особенно этот подход применим к сегментам «одежда и аксессуары» и «бытовая техника и товары для дома»): происходит переключение от безудержного потребления к умеренному;
- изменение предпочтений: потребители ищут продукты, рекламируемые в социальных сетях, которые отражают их личные предпочтения;
- экспоненциальное поведение: поведение потребителей изменяется в зависимости от инновационых технологий, применяемых ритейлерами: например, значительное влияние оказывает применение при самообслуживании инструментов искусственного интеллекта и робототехники (получение информации о ценах и продуктах в режиме реального времени, определение наличия в магазине товаров, находящихся в запасе и т.п.);
- изменение форматов доставки товаров при он-лайн розничной торговле - выполнение доставки по требованию. Данная услуга все больше переходит с сегментов «одежа и аксессуары» и «бытовая техника, товары для дома» на сегменты: «продовольственный», «автомобильный» и «сфера услуг».
- изменение форматов ожиданий: степень удовлетворенности потребителей определяется способностью ритейлеров удовлетворять менталитет (образ мыслей, мироощущение) по требованию современного клиента.
К участникам глобального розничного рынка относятся также и крупнейшие российские ритейлеры федерального значения, которые наравне с зарубежными компаниями представлены в ТОР-250 по результатам деятельности в 2015 году. В таблице 1 представлены их рейтинговые позиции и критерии ранжирования.
Таблица 1 - Российские ритейлеры, представленные в Т0Р-250 крупнейших мировых розничных торговцев по итогам 2015 финансового года [4]
Место в Место в Наименование Совокупный Темп Уровень
рейтинге рейтинге компании среднегодовой прироста чистой
Т0Р-50 Т0Р-250 темп прироста розничной маржинальной
быстро- розничной выручки прибыли, %
растущих выручки за 2015/2014,
2010-2015, % %
8 198 «DIXI Group» 33,5 19,1 6,2
9 67 ПАО 32,0 24,3 6,2
"Магнит»
11 212 «Lenta Group» 29,0 30,3 4,7
25 71 «Х5 Retail 18,7 27,6 1,8
Group»
Таким образом, все четыре российские компании, вошедшие в ТОР-250, одновременно являются и быстрорастущими. По скорости роста «DIXI Group» и ПАО «Магнит» по сравнению с другими быстрорастущими мировыми ритейлерами уступали только: двум китайским компаниям (рост обеспечен возможностями растущего рынка),
трем американским (рост обеспечен в результате политики слияния и поглощения) и одной южноафриканской. В целом отмечается чрезвычайно бурный рост экономики российских розничных компаний, входящих в Т0Р-250.
Кроме вышеупомянутых компаний достаточно активно развиваются и другие ритейлеры с российским и зарубежным капиталом [10]. Примечательно, что крупнейшие игроки-иностранные продуктовые ритейлеры имеют немецкое и французское географическое происхождение. Как упоминалось выше, несмотря на то, что североамериканские торговцы занимают лидирующие позиции в Т0Р-250 мира, их участие в процессе интернационализации имеет менее активный характер по сравнению с европейскими торговцами. Это объясняется пока еще достаточным потенциалом североамериканского рынка, в то время как европейские ритейлеры пребывают в условиях зрелого рынка в ареале их географической национальной принадлежности. Для розничных сетей Германии и Франции, несмотря на более низкий уровень экономической эффективности функционирования их зарубежных отделений, экспансия на развивающихся рынках, в том числе российском, представляется достаточно перспективной.
Таблица 2 - Доля рынка крупнейших игроков продуктового ритейла на рынке Российской Федерации в 2015-2016 гг [2] (%)
Место в рейтинге Т0П-10 (2016) Наименование компании 2015 2016
1 Х5 Retail Group 6,3 8,0
2 Магнит* 6,8 7,4
3 Aushan Group (Франция) 2,8 2,9
4 DIXI Group 2,2 2,4
5 Lenta Group 1,8 2,1
6 Metro Group (Германия) 1,6 1,6
7 SPS Holding 0,7 1,2
8 O'Key Group 1,2 1,2
9 Монетка 0,6 0,6
10 Globus (Германия) 0,5 0,6
24,5 28,0
*учтена выручка компании только в сегменте продуктового ритейла, исключая сегмент «drogery»
Возможности быстрого роста компаний гарантируются относительной молодостью рынка и имеющимися возможностями географической экспансии в сторону сибирских и дальневосточных регионов России [11]. Учитывая, что российский продуктовый рынок является восьмым по величине рынком в мире, имеется большой потенциал для роста крупнейших игроков федерального уровня. В настоящее время идёт процесс расширения и консолидации российского рынка продуктовой розницы [12].
Таблица 3 - Экономические параметры, определяющие уровень консолидации российского рынка продуктовой розницы [2]
2015 2020 (прогноз)
Общий объем рынка продуктовой розницы, трлн. руб. 9,5 12
Доля современных розничных форматов, % 66 83
Доля десяти ведущих национальных торговых сетей, % 24 44
Необходимо отметить, что по результатам 2016 года группа «Х5 Retail Group» заняла первое место среди российских ритейлеров. Такие результаты были достигнуты благодаря клиенториентированной стратегии и особому вниманию к качеству предоставляемых услуг. В планах группы - достижение к 2020 году доли рынка в размере 15% [13].
Для эффективного развития бизнеса российские ритейлеры внедряют мировой опыт инновационных бизнес-технологий [9,14], основанный на применении полученных знаний в результате опыта функционирования крупнейших зарубежных ритейлеров в глобальном пространстве мирового розничного сектора; используют методологический аппарат, основанный на применении современных методов и моделей планирования [15,16, 17]
Как справедливо отмечается «российские продуктовые ритейлеры адаптировались к турбулентной рыночной среде и снижению потребительского спроса, и нашли решения для продолжения развития в условиях сложной геополитической ситуации и замедления роста экономики» [18].
Проведенный эмпирический анализ управленческих решений, принимаемых крупнейшими российскими торгово-розничными
организациями для поддержания эффективного развития [13,19,20,21], позволил систематизировать адаптационные технологии, в соответствии с рыночными угрозами и рисками (таблица 4).
Выводы. Несмотря на усиление негативного влияния политических и экономических факторов, неопределенности бизнес-среды мировой экономики в 2014-2016 гг. глобальный розничный сектор демонстрировал рост. Крупнейшими ритейлерами являются компаниями из США, Германии, Франции, что обьясняется обширным опытом исторического развития бизнеса розничной торговли в этих странах. В последние годы в связи с более высокими темпами экономического роста, по сравнению с темпами роста мировой экономики, бурно развивается розничный сектор в Китае, Южно-Африканской республике, Объединенных Арабских Эмиратах, Чили, Мексике, Российской Федерации. Доля бизнеса зарубежных отделений крупнейших мировых розничных компаний составляет около 70%. При этом, если североамериканские и азиатско-тихоокеанские ритейлеры предпочитают инвестировать преимущественно в «домашние» рынки, то европейские компании, в виду зрелости собственного рынка, имеют рыночноищущие интересы за пределами своей территории, несмотря на низкую рентабельность бизнеса зарубежных отделений по сравнению с «домашними» отделениями. В подтверждение данного тренда, в продовольственном секторе розничной торговли российского рынка доля французских и немецких ритейлеров в 2015, 2016
годах составляла около 5% всей емкости рынка, и пятую часть конкурентного рынка, разделяемого с крупнейшими российскими продуктовыми ритейлерами. Несмотря на низкую рентабельность сектора
Таблица 4 - Матрица «рыночные условия/вызовы» - «адаптационные бизнес-действия» российских ритейлеров для достижения целевой доли рынка в условиях существующей экономической реальности (актуально для продовольственного розничного рынка европейской части РФ по состоянию на начало 2017 года)
Макроэкономические факторы и факторы покупательского поведения Детализация факторов Результат воздействия на розничный бизнес Адаптационные бизнес-решения
Демографические изменения - «старение населения»: высокие темпы роста численности населения старше 60 лет при одновременном сокращении темпов изменения численности населения, представленного в возрастной группе 20-30 лет. - рост популярности формата «магазин у дома»; - рост чувствительного к цене потребительского сегмента. - предоставление скидок для пенсионеров, особенно в утренние часы работы; - персонализированные промо-акции - фокусирование на аудиторию «матери с детьми»; - продолжение расширения сегмента бесконтактной торговли.
Снижение доходов населения - сокращение доли расходов на продукты питания в бюджете покупателей; - повышенная чувствительность к ценам, увеличение удельного веса рациональных расходов населения. -активный поиск покупателями выгодных промо-акций; - осуществление покупок в магазинах разных форматов и разных магазинах одного формата; - более тщательное отслеживание выгодных цен; - переход на более дешёвые товары в пределах категорий и форматов; - сокращение количества крупных покупок; - снижение уровня потребления / среднего чека; - рост привлекательности бесконтактных / дисконтных компаний; - замедление роста прибыли, что - адаптация брендовых предложений к потребностям покупателей; - обеспечение оптимального ассортимента продукции, максимально полно отвечающего реальным потребностям покупателей; - выборочное регулирование динамики роста цен на товары на полках для определённых категорий продукции в соответствии с ценовым позиционированием форматов; - контроль конкурентоспособности цен и восприятия ценовой политики форматов с целью сохранения и укрепления их рыночных позиций; - увеличение числа отечественных производителей-постащиков, особенно в
вызывает необходимость сокращения операционных расходов. категории наименее дорогих товаров.
Усиление конкуренции - насыщение потребительского рынка крупных городов площадями, предназначенными для розничной торговли; -рост на рынке количества магазинов формата «жесткий дискаунтер». - замедление темпов роста сопоставимых продаж; - замедление темпов роста прибыли, что вызывает необходимость сокращения операционных расходов. - усиление региональной экспансии с эффективным выходом на рынки малых городов; - разработка и внедрение новой региональной концепции супермаркетов; - эффективное использование электронного сравочника-навигатора DoubleGIS для поиска оптимальных местоположений новых торговых точек.
Распространение инновационных технологий - рост онлайн-покупок и повышение прозрачности цен; - увеличение объема данных для проведения аналитических исследований. - возможность повысить конкурентоспособность через сервис и персонализацию. - активное продвижение онлайн-розницы в сегменте супермаркетов; - эффективное развитие программы лояльности; - применение передовых методов и способов рыночной аналитики.
Ужесточение регулирования рынка - действующее эмбарго на поставки импортного продовольствия в РФ как ответ на международные санкции; - ограничения в законодательстве в сфере розничной торговли; - обязанность внедрения и использования ЕГАИС, других систем управления. - снижение объемов поставок продовольствия и инфляция цен; - усиление воздействий в сторону снижения величины маржинальной прибыли; - дополнительные расходы в связи с новыми правилами регулирования. - точечные инвестиции в работу с потребителями для поддержания показателей трафика и восприятия ценовой политики; - увеличение в ассортименте товаров, цены на которые менее подвержены валютным колебаниям - улучшение условий работы с поставщиками при более выгодных закупочных ценах. - реализация политики импортозамещения и увеличение числа отечественных производителей
продовольственной торговли относительно секторов «одежда и аксессуары» и «бытовая техника, товары для дома», торговля продовольствием остается наиболее привлекательным для мировых ритейлеров, что связано с высокой оборачиваемостью этих товаров. Российские продуктовые сети составляют серьезную конкуренцию зарубежным операторам, по итогам 2015 года четыре российские компании вошли в список самых быстрорастущих ритейлеров мира. Причиной быстрого роста российского продуктового ритейла являются с одной стороны молодость рынка, а с другой - всемерный учет передового мирового опыта зарубежных торговцев (руководство российских компаний представлено преимущественно иностранными топ-менеджерами), а также выстраивание стратегии собственного экономического роста в контексте глобальных трендов развития, присущих 2015-2016 годам: «ритейлизация» мира, особый потребительский подход, изменение потребительских предпочтений, изменение форматов поставки, изменение форматов ожиданий. Авторы провели систематизацию вызовов розничному бизнесу и возможных ответных мер ритейлеров с учетом влияния глобальных трендов, применения инновационных подходов, с целью разработки адаптационных технологий бизнес-решений в условиях турбулентности российской экономики.
Библиографический список:
1. The State of Agricultural Commodity Markets 2015-16 Trade and food security: achieving a better balance [Электронный ресурс]: официальный сайт ФАО. URL: http://www.fao.org/3/a-i5090e.pdf (дата обращения 28.03.2017)
2. Состояние потребительского рынка и рейтинг торговых сетей, 2017 год [Электронный ресурс]: периодический обзор информационного агентства Инфолайн. URL: http://inforetail.ru/ (дата обращения 23.03.2017)
3. Модернизация социально-экономического пространства: роль и взаимовлияние регионализации и глобализации как разнонаправленных процессов глобального развития/Монография под ред. Н. В Панковой, Л. Н. Борисоглебской, Е. С. Юдниковой. - Санкт-Петербург, 2010. 265 с.
4. Deloitte Touche Tohmatsu Limited. Global Powers of Retailing 2017. Global economic outlook [Электронный ресурс]: ежегодный экономический обзор компании Делойт и Туш. URL: https: //www2. deloitte. com/content/dam/Deloitte/global/Documents/consumer-mdustrial-products/gx-cip-2017-global-powers-of-retailing.pdf (дата обращения 18.03.2017)
5. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Модель привлечения инвестиций на региональном уровне//Международный технико-экономический журнал. 2016. № 1. С. 22-26.
6. Food Retail Industry Insights, 2016 [Электронный ресурс]: официальный сайт консалтинговой компании Duff & Phelps. URL: http://www.duffandphelps.com/assets/pdfs/publications/mergers-and-acquisitions/industry-insights/consumer/food-retail-industry-insights-2016.pdf (дата обращения 15.03.2017)
7. Сулоева С. В. Иностранные инвестиции: совершенствование привлечения в экономику региона /диссертация на соискание уч. степ. канд. экон. наук / ДВГАЭУ. Владивосток. 2000
8. Воронова Т. А. Сулоева С. В., Иностранные инвестиции и инвестиционная политика России и регионов. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. 208 с.
9. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Экономическая эффективность как основа формирования управленческих решений // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. Т. 20. № 2.1. С. 116122.
10. Богатырева С. В., Семенова М. Д. Актуальные подходы к регулированию деятельности компаний-продуктовых ритейлеров / В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. СПб. 2016. С. 247-253.
11. Богатырева С. В., Титов А. Б., Куприянова М. Ю. Иностранный капитал в экономике РФ: эмпирический анализ функционирования в розничном секторе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 3. С. 20-42.
12. Панкова Н.В., Иванова С.В. Сущность и особенности управления социально-экономической эффективностью сферы розничной торговли // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 5 (156). С. 55-62.
13. Годовой отчет «Х5 Retail Group», 2015 [Электронный ресурс]: официальный сайт Х5 Retail Group. URL: https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Investors/ResultsCentre/X5 Ann ual_Report_2016_ENG.pdf (дата обращения 06.04.2017)
14. Панкова Н.В., Стародубцев Ю.И., Кириллова Т.В. Бизнес-технология индивидуализированного обслуживания в условиях массового потока покупателей // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 1. С. 95-98.
15. Титов А.Б. Применение балансовых методов для целей планирования и анализа хозяйственной деятельности проектно-ориентированных холдингов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7(48). - С. 609-617
16. Воробьева Л.Г., Ливандовская А.Д. Управление товарными запасами при колеблющемся детерминированном спросе. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. - 122 с.
17. Титов А. Б. Использование экономико-математических моделей для планирования хозяйственной деятельности проектно-ориентированных холдингов // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 года). - Отв. редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 320-326
18. Grocery Retailers in Russia. Jan., 2017. [Электронный ресурс]: официальный сайт консалтинговой компании Euromonitor International. URL: http://www.euromonitor.com/grocery-retailers-in-russia/report (дата обращения 07.04.2017)
19. Годовой отчет ПАО «ДИКСИ Групп», 2015 [Электронный ресурс]: официальный сайт «Центр раскрытия корпоративной информации». URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=9679&type=2 (дата обращения 29.03.2017)
20. Результаты операционной деятельности сети «Магнит», 2016 [Электронный ресурс]: официальный сайт сети «Магнит». URL: http://ir.magnit.com/ru/press-relizyi/operatsionnaya-deyatelnost 2016/ (дата обращения 29.03.2017)
21. Стратегия роста компании «Лента» [Электронный ресурс]: официальный сайт Lenta Group. URL: http://www.lentainvestor.com/ru/%D0%9E-
%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D0%B5/growth-strategy (дата
обращения 29.03.2017)