УДК 339.5
Шнорр Жанна Павловна Zhanna Shnorr
MODERN TRENDS OF GLOBAL NETWORK RETAIL
Рассмотрены и охарактеризованы тенденции развития глобального сетевого ритейла на современном этапе становления мировой экономики, в том числе расширение глобальной экспансии сетевого ритейла; интернационализация деятельности сетевых ритейлеров; расширение методов и стратегий глобальной экспансии; глобальный характер консолидации торгового капитала; развитие многоканальных продаж и др., оказывающие влияние на российский потребительский рынок
Ключевые слова: глобализация, розничная торговля, сетевой ритейл, транснациональные розничные торговые сети
Глобализационные процессы экономики вызвали трансформационные изменения в секторе розничных продаж, основным носителем идеологии и результатом которых выступает сетевой ритейл (торговые сети). Масштабы сетевизации торговой отрасли достигли уровня глобального сетевого ритейла. В современных условиях глобальные сетевые ритейлеры, прежде всего, транснациональные розничные торговые сети характеризуются высоким уровнем интернационализации, диверсификации капитала, высокой плотностью аллокации, что позволяет им оказывать важное влияние на формирование мирового и национального бизнес-пространства, определять характер конкуренции на региональных рынках, в том числе и российском. Ин-
The development of global trends on the retail network with time-stage of the world economy, including influences of the Russian consumer market: global expansion of retail network; internationalization activities of retailers; extension methods and strategies of the Global expansion; global nature of commercial capital consolidation; development of multichannel sales, etc are examined and characterized in the article
Key words: globalization, retail, retail network, multinational retail chains
тенсивность и направленность процесса сетевизации розничной торговли в нашей стране зависит от международных трендов и стандартов торгового обслуживания, что обусловливает актуальность исследования и систематизации современных тенденций развития глобального сетевого ритейла, рассмотренных далее.
1. Рост масштабов деятельности мировой индустрии сетевой розничной торговли, ускоренный рост деятельности сетевых ритейлеров на развивающихся потребительских рынках.
Мировая индустрия сетевой розничной торговли уверенно демонстрирует рост масштабов своей деятельности, о чем свидетельствуют операционные итоги ведущих 250 глобальных торговых сетей, опублико-
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА
ванных британской консалтинговой и ауди- Limited (DTTL)» (табл. 1). торской фирмы «Deloitte Touche Tohmatsu
Основные показатели деятельности крупнейших мировых розничных торговых сетей за 2006-2012 гг.*
Таблица 1
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Розничные продажи, трлн долл. 3,246 3,619 3,818 3,763 3,940 4,271 4,287
Розничные продажи в среднем на одну торговую сеть, млрд долл. 12,96 14,87 15,29 15,05 15,76 17,08 17,15
Чистая норма прибыли, % 3,6 3,7 2,4 3,1 3,8 3,8 3,1
*Составлено по [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Выручка крупнейших розничных торговых сетей мира в 2012 г. достигла почти 4,3 трлн долл., что больше по сравнению с 2006 г. на 1,04 трлн долл., или на 32,1 %. В среднем за исследуемый период мировая розничная торговля демонстрирует прирост розничных продаж на уровне 5 %. Основными точками роста объемов деятельности международного сетевого ритейла выступают потребительские рынки развивающихся стран, где получены максимальные показатели у национальных и международных сетевых торговых операторов (Африка, Латинская Америка, Индия, Китай, Россия и др.).
Розничные торговые сети из развивающихся стран по сравнению с сетевыми ри-тейлерами развитых рынков развиваются интенсивно и продолжают свой ускоренный рост, что во многом обусловлено формированием среднего класса и значительной емкостью внутренних рынков в этих странах. В 2012 г. в рейтинге Т0Р-50 быстроразвивающихся сетевых торговых компаний мира более половины компаний, темпы развития деятельности которых превышают средний уровень, имеют российское, африканское, латиноамериканское, южноамериканское, китайское происхождение [6].
Высокими темпами развиваются российские и китайские торговые сети, что дало основание аналитикам и экспертам еще в 2008 г. говорить о начале «эры ки-
тайских и российских розничных компаний» [1]. Так, в 2012 г. в список ТОР-250 и ТОР-50 быстрорастущих компаний мира включены четыре торговые сети из России: Дикси, Магнит, X5 Retail Group и М-Видео (6, 7, 12 и 14 позиции рейтинга быстрораз-вивающихся компаний мира соответственно ). Величина выручки у компании «X5 Retail Group» — 15,7 млрд долл., а среднегодовой прирост оборота розничной торговли за исследуемый период составил 24,3 %, что позволило сетевому оператору подняться с 191-го места рейтинга ТОР-250 в 2006 г. на 65-ю строчку в 2012 г. Краснодарская сеть «Магнит» показывает среднегодовой прирост выручки на уровне 31,6 %, компания «М-Видео» — 22,5 %, группа компаний «Дикси» - 32,0 % [1, 6].
2. Расширение глобальной экспансии крупнейших сетевых ритейлеров, усиление интернационализации их деятельности.
Темпы международной экспансии розничных торговых сетей нарастают, что объясняется неэффективностью применения поступательных схем развития бизнеса. Так, из 250 крупнейших розничных торговых сетей в 2012 г. 171 компании, или 63,2 %, осуществляли свою деятельность более чем в одной стране мира, то есть за пределами своей «этнической» родины.
Расширили свою деятельность в новых странах 40 торговых крупнейших корпора-
ций, осуществив в общем 107 выходов на новые рынки в 72 странах. Среднее число стран, где осуществлялась торговая деятельность крупнейшими торговыми корпорациями, составило 10. Расширение территориальных границ обусловило рост
доходов крупнейших сетевых торговых операторов от зарубежных операций: на долю международных операций приходится почти четверть совокупного дохода от розничных продаж (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели глобальной экспансии крупнейших мировых розничных торговых сетей за 2006-2012 гг.*
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Среднее число стран оперирования 6,2 6,8 6,9 7,7 8,2 9,0 10,0
Доля дохода от зарубежных операций, % н/д 21,3 22,9 22,2 23,4 23,8 24,3
*Составлено по [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Высокую глобальную активность демонстрируют европейские компании, которые являются самыми интернациональными по масштабам своей деятельности. В рейтинге ТОР-250 представлены 82 крупнейших торговых сетей европейского происхождения, из них французская Carrefour, германские Metro, Schwarz, Aldi, великобританская Tesco — это лидеры глобального сетевого ритейла. Почти 40 % доходов от продаж сетевых ритейлеров из Европы в исследуемом периоде пришлось на операции за пределами национальных границ. При этом для Франции этот показатель составляет 44,4 %, Германии — 44,9 %, Великобритании — 22,4 %. Французские сети оперируют в 30 странах, германские — в 15 странах, сети из Великобритании — в 17 странах. В среднем европейские ритейлеры оперируют в международном масштабе на территории 15,6 стран мира (для сравнения в 2008 г. — 11,7 стран). Исключительная торговая деятельность в пределах национальных территориальных границ отмечена всего для 19,5 % европейских компаний [1, 6].
Глобальные сетевые ритейлеры североамериканского происхождения оперируют в 9 зарубежных странах, доля доходов от зарубежных продаж составила в исследуе-
мом периоде 15,6 %. Отставание от уровня интернационализации европейских компаний можно объяснить значительной емкостью внутреннего рынка, но уровень интернационализации североамериканской розничной торговли также возрастает (для сравнения: в 2008 г. среднее число стран оперирования у розничных сетей США достигало 4, в 2012 г. - 6) [1, 6].
Интересы интернационализации бизнеса европейских и североамериканских глобальных сетевых ритейлеров связаны преимущественно с экспансией на рынки развивающихся стран. Для большинства транснациональных розничных торговых корпораций наиболее привлекательны с точки зрения расширения сферы бизнеса и своего влияния рынки Индии, Китая, Азии, Латинской и Северной Америки, Восточной Европы и др.
Особенностью процесса глобальной экспансии на современном этапе выступает готовность к интернационализации своей деятельности, рост глобальной активности розничных торговых сетей и из стран развивающихся континентов — Африки и Среднего Востока, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона (табл. 3).
Таблица 3
Уровень глобальной активности сетевого розничного ритейла развивающихся потребительских рынков в 2008, 2010, 2012 гг. *
Регион Количество стран оперирования Доход от зарубежных операций, %
2008 г. 2010 г. 2012 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г.
Азиатско-Тихоокеанский 3,4 3,3 5,7 11,9 10,4 12,6
Африка и Средний Восток 7,5 9,8 11,7 8,2 15,0 23,2
Латинская Америка 1,8 2,1 2,3 13,1 19,3 23,1
*Составлено по [2, 4, 6].
Расширение глобальной экспансии сетевого ритейла и выход на новые рынки — важное направление деятельности транснациональных розничных корпораций и основная тенденция их развития на современном витке, что найдет свое продолжение и в среднесрочной перспективе.
3. Расширение методов и стратегий международной экспансии, усложнение операционных моделей бизнеса глобальных сетевых ритейлеров.
Во многом успех международной экспансии крупнейших розничных торговых сетей в развивающиеся страны зависит от выбора способа его осуществления. Для расширения географии своего присутствия и захвата новых рынков сбыта крупнейшие мировые сетевые ритейлеры используют стратегии поглощения, слияния, органического роста, технологии франчайзинга, создания совместных предприятий, лицензирования и экспортирования торговых брендов, арендные отношения [7, 10].
Вместе с тем, практика последних лет показывает, что преобладающим способом глобальной экспансии является франчайзинг, который применен в 2011 г. в 43 случаях их 107 выходов на новые зарубежные рынки, что составляет порядка 40 % (в 2010 г. — 43 из 88). Так, франчайзинг стал основным способом проникновения транснациональных розничных торговых корпораций на рынки Ближнего Востока (10 из 10 случаев), Африки (7 из 19), Восточной Европы (4 из 5), а также Центральной Европы (5 из 20) [5].
Применение франчайзинговых технологий по сравнению с прямыми иностранными инвестициями рассматривается глобальным сетевым ритейлом в качестве малозатратного инструмента глобализации, ставшего востребованным в посткризисный период восстановления мировой экономики. В мировой розничной торговле именно франчайзинговые сети со значительным международным присутствием демонстрируют уверенное развитие [6, 9].
В целом, следует отметить, что глобальный сетевой ритейл активно сочетает методы и стратегии международной экспансии, что указывает на усложнение операционных моделей деятельности крупнейших розничных торговых сетей и соответствует глобализационным трендам развития мирового хозяйства.
4. Усиление концентрации и консолидации торговли, глобальный характер процессов консолидации торгового капитала.
Л О '->
Следующей из основных тенденций развития глобального сетевого ритейла выступает концентрация и консолидация торговой отрасли, что приводит к монополизации торговли. Высокий уровень концентрации капитала характерен для западноевропейских рынков — в Великобритании и Франции на долю четырех-пяти крупнейших розничных сетей приходится около 80 % продаж [7, 8]. В Норвегии показатели концентрации пяти крупнейших сетей достигают порядка 95 % потребительского рынка [8].
На потребительских рынках восточноевропейских стран (ныне членов Европейского союза) уровень консолидации ниже по сравнению со среднеевропейским уровнем по причине сохраняющихся позиций у небольших продуктовых и специализированных магазинов. Так, в Чехии, Словакии и Венгрии их концентрация на 1 млн жителей составляет 2300, а в Польше этот показатель достигает 5000 [9]. В среднем в странах с развитой рыночной экономикой розничные торговые сети контролируют 60...90 % потребительского рынка [7, 8, 9, 10].
Об уровне экономической концентрации глобального сетевого ритейла следует судить не только в масштабах отдельных стран, но и по показателям деятельности Т0Р-10 рейтинга крупнейших торговых компаний мира. Отметим, что на ТОР-10 приходится почти 30 % совокупных розничных продаж глобального сетевого ритейла, средний охват территорий составляет 16 страны, доля доходов от зарубежных операций достигла свыше 30 % (табл. 4).
Таблица 4
Показатели экономической концентрации лидеров глобального сетевого ритейла в 2012 г.
*
Название корпорации Страна происхождения Объем розничных продаж, млн долл. Кол-во стран оперирования Доля дохода от зарубежных операций,% Среднегодовой темп роста за 2007-2012 гг.
Wal-Mart США 469162 28 29,1 4,4
Tesco Великобритания 101269 13 33,5 6,2
Costco США 99137 9 27,6 9,0
Carrefour Франция 98757 31 54,0 -1,3
Kroger США 96751 1 - 6,6
Schwarz Германия 87236 26 57,7 0,7
Metro Германия 85832 32 61,6 -0,7
The Home Depot США 74754 5 11,2 6,0
Aldi Германия 73035 17 59,2 3,2
Target США 71960 1 - 5,9
ТОР-10 - 1257892 16.3 32,3 -
ТОР-250 - 4287587 10.0 24,3 4,6
*Ист. [6].
Концентрация отрасли сопряжена с процессами консолидации торгового капитала на основе сделок слияний и поглощений сетей, в последнее время участившимися в мировой розничной торговле. Так, участники слияний и поглощений — Kroger и Fred Meyer (США), Ahold и Giant Food (Голландия и США), Wal-Mart и Massmart (США и ЮАР) и др. [5, 10]. Американская компания Wal-Mart является самой крупной се-
тью мировой розничной торговли, на долю которой приходится свыше 10 % выручки ведущих сетевых ритейлеров мира, территория оперирования включает 28 стран (в 2010 г. — 16), что во многом обусловлено приобретением в исследуемом периоде южноафриканской торговой сети Massmart. Сделка является крупнейшей за последнее десятилетие, позволившая американской компании выйти на южноафриканский
рынок и обеспечить свое присутствие в 12 странах африканского континента.
Следовательно, консолидация торгового бизнеса наблюдается не только внутри стран, но приобретает глобальный характер, что в дальнейшем приведет к еще большему обострению международной конкуренции как между глобальными сетевыми ритейлерами, так и целыми континентами.
5. Трансформация глобального сетевого ритейла в современную индустрию сервиса, развлечений и туризма.
Среди основных тенденций развития глобального сетевого ритейла можно отметить диверсификацию деятельности транснациональных розничных торговых корпораций, инвестирование капитала в развитие сети различных предприятий сферы услуг и развлечений. Мировой сектор сетевой розничной торговли по настоящему превращается в индустрию реализации экономики впечатлений, когда товаром становится не столько материальный объект, сколько ощущения, впечатления, которые испытывают покупатели от их приобретения и спектра оказываемых услуг.
Примером трансформации глобального сетевого ритейла в современную индустрию сервиса, развлечений и туризма являются крупные мегакомплексы, или моллы. Моллы стимулируют развитие индустрии ритейла, туризма и развлечений, в результате которых достигается эффект синергии. Постепенно сам процесс ритейла становится развлечением, а концентрация индустрии ритейла, туризма и развлечений в определенных географических зонах способна привлечь туристов из различных уголков планеты. В состав моллов входят полноценные парки аттракционов, ледовые катки, роллердромы, скейт-парки, крытые лыжные спуски, серфинг центры, кинотеатры, бильярд, боулинг, игровые зоны, рассчитанные на все возрастные группы посетителей. Наиболее известные и популярные мировые моллы расположены в США, странах Азии и Ближнего Востока [11]. Приведем некоторые примеры.
Первый по величине торговых площадей в мире молл «Moll of America» (штат
Миннесота, США) расположен на территории 96,4 акров (39 га), имеет штат служащих численностью 12 000 сотрудников, ежегодный покупательский трафик — 42 млн человек, величина прибыли достигает почти 2 млрд долл. в год. Молл изменил карту туризма в США, он привлекает туристов из всех стран мира, стал излюбленным местом для свадебных путешествий. В молле сконцентрированы предприятия крупнейших международных торговых сетей, рестораны и кафе всех кухонь мира. Сфера услуг и развлечений удовлетворяет спрос даже самых взыскательных покупателей — на территории мола расположены парк аттракционов и американские горки, миниатюрный гольф имеет 18 лунок, аквариум насчитывает более 4 500 обитателей морской флоры и фауны [12].
Другой яркий пример трансформации глобального сетевого ритейла в индустрию экономики впечатлений — дубайский молл «Dubai moll» (ОАЭ). Молл является крупнейшим по величине общей площади, которая составляет 1,2 млн м2, торговая площадь — 50 244 м2. Под крышей мол-ла находятся 1200 магазинов и бутиков, а также развлекательные сооружения мирового уровня — парк аттракционов (SEGA Republic), комплекс кинотеатров с 22 экранами, детский развлекательно-образовательный центр (Kid Zania), ледовый каток олимпийских размеров, крупнейший в мире крытый аквариум, в котором можно увидеть более 33 000 морских обитателей и др. [13].
Следовательно, современный глобальный сетевой ритейл становится неотъемлемой частью новой экономики — экономики впечатлений, что, по нашему мнению, усилит трансформационные процессы сетевого ритейла в индустрию сервиса, развлечений и туризма в перспективе.
6. Развитие многоканальных розничных продаж.
Глобальный сетевой ритейл на протяжении последнего времени активно использует современные стратегии увеличения покупательского трафика, в том числе так называемые многоканальные розничные
продажи, направленные на персонализа-цию покупок, экономию времени и затрат покупателей.
Моноканальные розничные продажи включают форматы on-line и mobil-ком-мерции. Розничные торговые сети разрабатывают инновационные бизнес-модели и внедряют цифровые технологии, обеспечивающие доступ к товарным брендам сетей через виртуальное пространство независимо от времени совершения покупок и места нахождения покупателей.
Среди форматов on-line торговли получают развитие форматы «In-store pickup» и «Drive-In» — покупатель осуществляет поиск, заказ и оплату товаров на сайте сетевого ритейлера, а товары покупатель забирает на ближайшей торговой площадке ритейле-ра («In-store pickup») либо на специальных станциях обслуживания («Drive-In») [8].
Актуализируются продажи через мобильные телефоны. Мобильные продажи, например, в 2011 г. составили в среднем
5,1 % от общей выручки сетевого ритейла. По мнению экспертов, доля «мобильных» продаж достигнет к 2016 г. 17...21 % и составит 628...752 млрд долл. [5], что указывает на рост многоканальных продаж в среднесрочной перспективе.
Таким образом, современные тенденции глобального сетевого ритейла свидетельствуют, что развитие сетевых форматов торговли получает все большее применение и обусловливает интенсификацию глобальной экспансии бизнес-пространства, оказывает важное влияние на современные потребительские рынки. Дальнейшее развитие глобального сетевого ритейла связано, по нашему мнению, с ростом сетевизации национальных рынков, усилением глобальной экспансии сетевого ритейла, ужесточением международной конкуренции в сфере распределения, что следует учитывать при разработке концептуальных положений развития бизнес-моделей сетевого ритейла и в нашей стране.
Литература_
1. Top 250 Global Retailers 2008 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2008. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.stores.org/pdf/Top%20 250%20list%20for%20web.pdf.
2. Top 250 Global Retailers 2009 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2009. - Electronic text data. -Mode of access: http://public.deloitte.com/media/04 60/2009GlobalPowersofRetai!_FINAL2.pdf.
3. Top 250 Global Retailers 2010 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2010. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.stores.org.
4. Top 250 Global Retailers 2011 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2011. - Electronic text data.
- Mode of access: http://www.deloitte.com/assets/ Dcom-Austria/Local%20Assets/Documents/Studien/ GlobPower.pdf.
5. Top 250 Global Retailers 2012 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2012. - Electronic text data.
- Mode of access: http://www.deloitte.com/assets/ Dcom-Netherands/Local%20Assets/Documents/NL/ Branches/Consumentenmarkt/n!_n!_cb_gpor.pdf.
6. Top 250 Global Retailers 2013 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2013. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. deloitte.com.mx/Borderlink/11/17/dttl_cb_ GlobalPowersofRetaiIing2013.pdf.
_References
1. Top 250 Global Retailers 2008 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2008. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.stores.org/pdf/Top%20 250%20list%20for%20web.pdf.
2. Top 250 Global Retailers 2009 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2009. - Electronic text data. -Mode of access: http://public.deloitte.com/media/04 60/2009GlobalPowersofRetail_FINAL2.pdf.
3. Top 250 Global Retailers 2010 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2010. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.stores.org.
4. Top 250 Global Retailers 2011 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2011. - Electronic text data.
- Mode of access: http://www.deloitte.com/assets/ Dcom-Austria/Local%20Assets/Documents/Studien/ GlobPower.pdf.
5. Top 250 Global Retailers 2012 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2012. - Electronic text data.
- Mode of access: http://www.deloitte.com/assets/ Dcom-Netherands/Local%20Assets/Documents/NL/ Branches/Consumentenmarkt/nl_nl_cb_gpor.pdf.
6. Top 250 Global Retailers 2013 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2013. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. deloitte.com.mx/Borderlink/11/17/dttl_cb_ GlobalPowersofRetaiIing2013.pdf.
7. Фетисова О.В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли / / Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2009. № 2 (15). С. 61-69.
8. Иншакова Е.И., Волошина А.Ю. Мегасети как фактор развития глобальной экономики // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. Экология. 2011. - 1(18). С.217-223.
9. Волошина А.Ю. Глобальные розничные торговые сети как объекты мегаэкономики // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. Экология. 2013. 1 (22). С. 216-222.
10. Корощенко Л.В. Оптово-розничные транснациональные корпорации в мировой экономике. М.: Изд-во Спутник+, 2009. 190 с.
11. Стальная В.А. Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции и перспективы развития // Российский внешнеторговый вестник. 2009. № 2 (февраль). С. 17-24.
12. Сайт компании «Moll of America». — Mode of access: http://www.mallofamerica.com/.
13. Сайт компании «Dubai moll». — Mode of access: http://www.malloftheemirates.com/
7. Fetisova O.V. Vestn. Volgograd. gos. univ. Ser. 3. Ekonomika. Ekologiya. (Vestnik of Volgograd State University. Ser. 3, Economy. Ecology). 2009. no 2 (15). P. 61-69.
8. Inshakova E.I., Voloshina A.Yu. Vestn. Volgograd. gos. univ. Ser. 3. Ekonomika. Ekologiya. (Vest-nik of Volgograd State University. Ser. 3, Economy. Ecology). 2011. 1 (18). P. 217-223.
9. Voloshina A.Yu. Vestn. Volgograd. gos. univ. Ser. 3. Ekonomika. Ekologiya. (Vestnik of Volgograd State University. Ser. 3, Economy. Ecology). 2013. 1 (22). P. 216-222.
10. Koroshhenko L.V. Optovo-roznichnye trans-natsionalnye korporatsii v mirovoy ekonomike. Moscow: Izd-vo Sputnik+, 2009. 190 p.
11. Stalnaya V.A. Rossiiskii vneshnetorgovy vestnik. (Russian foreign trade bulletin). 2009. no 2 (February). P. 17-24.
12. Sayt kompanii «Moll of America». — Mode of access: http://www.mallofamerica.com/.
13. Sayt kompanii «Dubai moll». — Mode of access: http://www.malloftheemirates.com/.
Коротко об авторе _
Шнорр Ж.П., канд. экон. наук, доцент каф. «Антикризисное управление, финансы и кредит», Забайкальский государственный университет; доцент каф. «Бухгалтерский учет и аудит», Читинский институт Байкальского государственного университета, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: экономические науки, потребительский рынок, торговля
_ Briefly about the author
Zh. Shnorr, candidate of economic sciences, associate professor, Crisis Management, Finance and Credit department, Transbaikal State University, associate professor, Accounting and Auditing department, Chita Institute of the Baikal National University of Economics and Law, Chita, Russia
Scientific interests: economics, consumer market, trade