ф
Шугуров Марк Владимирович
Профессор кафедры «Международное право» Саратовской государственной юридической академии, доктор философских наук, доцент E-mail: [email protected]
ГЛОБАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ПЕРЕДАЧИ КЛИМАТИЧЕCКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
Аннотация.
Предметом настоящей статьи является становление и функционирование институционального Механизма развития и передачи климатических технологий, существующего в рамках международного климатического режима в соответствии с целевыми задачами Парижского соглашения по климату 2015 г.
Актуальность работы определяется необходимостью исследования основополагающих инструментов глобального научно-технического сотрудничества в сфере адаптации к климатическим изменениям и смягчения их последствий.
Целью статьи является установление правовых основ, представленных источниками «мягкого» и «твердого» международного права, и направлений деятельности Механизма развития и передачи климатических технологий в целом и его структурных органов в частности.
Методологическая основа статьи включает общенаучные методы системного и структурно-функционального исследований, а также частнонаучные методы сравнительно-правовых и историко-правовых исследований.
К основным результатам статьи относится систематизация в рамках международно-правовой науки представлений о данном Механизме как организационной структуре импле-ментации положений международных климатических соглашений о научно-техническом сотрудничестве и передаче технологий.
Область применения результатов работы включает возможность использования Российской Федерацией ресурсов Механизма в целях имплементации своих международно-правовых обязательств по климатическим соглашениям.
К основным выводам статьи следует отнести выявление условий эффективности работы Механизма, заключающихся не только в слаженной работе его органов, но и в его сопряженности с деятельностью других конвенционных и внеконвенционных институциональных структур в сфере глобальной научно-технической политики.
Ключевые слова: глобальная научно-техническая политика, международное климатическое право, климатические технологии, Парижское соглашение о климате, развивающиеся страны
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-ОЗ-ОО4ОО-ОГН «Международно-правовое регулирование передачи технологий в контексте глобальной стратегии устойчивого развития: состояние и перспективы»).
Shugurov Mark V.
Professor of the Chair «International law» at Saratov State Law Academy, PhD in philosophy
E-mail: [email protected]
THE GLOBAL MECHANISM OF DEVELOPMENT AND TRANSFER OF CLIMATE TECHNOLOGIES: LEGAL FOUNDATIONS AND ACTIVITY DIRECTIONS
Abstract.
The subject matter of present article is analyzing formation and function of the special institutional Mechanism in the area of development and transfer of climate technologies that is in framework of international climate regime and in accordance with tasks of the Paris Agreement on climate change (2015).
Actuality of given study is determined by scientific need to investigate the basic instruments of global cooperation in the area of science and technology concerning adaptation to climate changes and mitigations of them.
The purpose of this article is to explicate, firstly, relative legal grounds, presented by sources of «soft» and «hard» international law and, secondly, demonstrate key directions of Mechanism's activity in general and its bodies in particular.
The methodological basis of article consists of systemic and structural methods of scientific investigation, on the one hand, and historical and comparative methods of legal science, on the other hand.
The main results is a systematizing, within framework of the international legal doctrine as appropriate, the notions about given Mechanism as an organizational stricter of implementing provisions of international climate agreements on cooperation in the field of researching and technology transfer.
The scope of using results include a possibility of exploitation by Russia the Mechanism's resources of technical assistance with the aim of implementation of its international legal obligations on climate agreements and treaties.
The primary findings are expositions of relevant conditions of effectiveness of this Mechanism that are not only co-ordinated actions of its bodies but also coherence across all activities of other conventional and non-conventional institutional structures of global scientific and technological policy.
Key words: global scientific and technological policy, international climate law, climate technologies, Paris Agreement on climate, developing countries
Одним из важнейших условий достижения задач глобальной климатической политики, заключающихся в предотвращении, насколько это возможно, климатических изменений, а также в осуществлении адаптации к ним и смягчения их последствий, выступает развитие сектора инновационных технологий в формате международного научно-технического сотрудничества (далее — МНТС) и в его составе — развитие инструментов передачи данных технологий заинтересованным странам. В целом МНТС в рассматриваемой сфере предполагает три
взаимосвязанных направления, относительно которых можно говорить о тех или иных разновидностях экологически обоснованных, в нашем случае — климатических технологиях (climate technologies), под которыми Межправительственная группа по изменению климата понимает любое оборудование, технику, практические знания или навыки, необходимые для сокращения эмиссии парниковых газов или адаптации к изменению климата2. Данного рода широкий подход определяется масштабом указанных задач, а также необходимостью достижения
2 Technology Mechanism. Enhancing climate technology development and transfer. Geneva: FCCC, 2015. P. 2.
главной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее — РКИК ООН), формулируемой как стабилизация концентрации парниковых газов.
Ответственный характер мировой научно-технической политики в климатической сфере предполагает корреляцию принимаемых решений и осуществляемых мер с нормами и принципами, предусмотренными международным климатическим правом (international climate change law), входящим в более широкий комплекс международного права устойчивого развития (international sustainable development law). Отметим, что в программно-стратегических документах в сфере устойчивого развития признается ведущая роль международного права и предусмотренных им обязательств для достижения Целей устойчивого развития, сформулированных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.3
В этой связи внимание, уделяемое в климатических соглашениях развитию технологий и их передаче, в том числе в целях преодоления глобального технологического разрыва, не случайно ввиду их центральной роли в действенном ответе на вызовы, связанные с негативными последствиями изменения климата. В частности, в соответствии с положениями ст. 4 РКИК ООН государства-участники обязались активизировать расширение развития и передачи технологий в развивающиеся страны. Это обязательство было воспроизведено в подп. с) п. 1 ст. 10 Киотского протокола 1997 г. к РКИК ООН.
Повышение роли технологий как таковых и международного сотрудничества по их разработке и передаче еще более повышается в условиях амбициозности целей, которые нашли свое отражение в Парижском соглашении о климате 2015 г.4 и которые
возвещают о новом образе климатической реальности. В подтверждение этого укажем на п. 1 и 2 ст. 10 Парижского соглашения, в котором Стороны выразили убеждение в важности технологий, их разработки и передачи в целях предотвращения изменения климата посредством сокращения на их основе выбросов парниковых газов, повышения сопротивляемости и адаптированно-сти к данного рода изменениям.
В свете тенденции повышения значимости научно-технических средств и особенно технологий для разрешения климатической проблемы особую актуальность представляет собой эффективная импле-ментация международно-правовых обязательств в сфере международного научно-технического сотрудничества в целом и в сфере передачи технологий в частности, тем более имплементация предусмотренных Парижским соглашением специальных обязательств, содержание которых стало предметом анализа в научной литературе5. Данные обязательства в сфере технологического развития и передачи технологий исходят из необходимости более масштабных действий, что, в сущности, будет способствовать достижению политической Цели устойчивого развития № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями», закрепленной в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Имплементация рассматриваемой группы международно-правовых обязательств предполагает меры, осуществляемые государствами индивидуально или в порядке сотрудничества, что невозможно без работы институциональных механизмов. С нашей точки зрения, нормативно-правовое регулирование данных механизмов необходимо рассматривать как неотъемлемый ком-
3 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // A/70/L.1 от 18 сентября 2015 г. URL: [http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/70/L.1] (дата обращения: 27.03.2018).
4 Парижское соглашение по климату 2015 г. URL: [https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application. pdf/paris_agreement_russian_.pdf] (дата обращения: 17.03.2018).
5 Bodansky D., Brunnee J., Rajamani L. International Climate Change Law. Oxford: Oxford University Press, 2017. P. 241; Coninck H. de, Sagar A. Technology Development and Transfer // The Paris Agreement on Climate Change: Analysis and Commentary. Ed. by Klein D. at al. Oxford: Oxford University Press, 2017. P. 258-276.
дГ 1_
понент международного климатического режима, теория которого в последнее время перешла на новую стадию своего развития6. Одновременно надо учитывать, что в число основ данного регулирования входят нормы, содержащиеся в источниках «мягкого» международного права (решениях, конференциях Сторон, документов вспомогательных органов), имеющих рекомендательный, а по сути, политико-правовой характер.
Организационно-правовое сотрудничество государств в рассматриваемой сфере направлено на, чтобы технологии действительно передавались и распространялись в устойчивой форме и во всем мире. Данный аспект правового режима международной передачи климатических технологий в рамках международного климатического режима, как нам представляется, является не менее значимым, чем, например, анализируемые в литературе вопросы соблюдения прав интеллектуальной собственности в процессе передачи климатических технологий7. Механизмы организационно-правового сотрудничества представлены конвенционными и внеконвенционными органами, группами экспертов, комитетами и т.д. и, собственно, механизмами — особого рода институционализированными структурами, осуществляющими координацию деятельности всех заинтересованных сторон. Данные разновидности механизмов находятся в тесной связи друг с другом и призваны к тому, чтобы проводить согласованную политику.
Вопросы выполнения обязательств по климатическим соглашениям, относящиеся к развитию научных и технических знаний, включая передачу технологий, находятся в поле внимания такого главного органа РКИК ООН, как Конференция Сторон. Так, в соответствии с п. 2 (а) ст. 7 РКИК ООН
«Конференция Сторон» Конференция осуществляет на периодической основе обзор обязательств Сторон и деятельность организационных механизмов, учрежденных Конвенцией, проводит обзор накопленного опыта по осуществлению конвенционных положений, а также, что для нас самое главное,— проводит обзор развития научных и технических знаний, что сочетается с обзором деятельности организационно-правовых механизмов в данной сфере, что дополняется выработкой рекомендаций.
В число специализированных механизмов в рассматриваемой сфере входит учрежденный ст. 9 РКИК ООН Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам (далее — ВОКНТ). Данный орган под руководством Конференции Сторон и при взаимодействии с компетентными международными органами, согласно п. 2 (с) ст. 9, не только выявляет эффективные и самые современные технологии и ноу-хау, но и вырабатывает рекомендации о путях и средствах содействия разработке и/или передаче таких технологий. Следовательно, деятельность данного органа имеет важное значение для реализации обязательств Сторон по осуществлению МНТС и передачи технологий.
Вместе с тем для того, что содействовать самым непосредственным образом обеспечению конвенционных обязательств по развитию и передаче технологий, был учрежден специальный Механизм по технологиям (Technology Mechanism). Напомним, что в п. 8-10 Копенгагенского соглашения 2009 г., принятого на 15-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН и 5-го Совещания Сторон Ки-отского протокола (Копенгаген, 7-19 декабря 2009 г.) и являющегося политическим заявлением о намерениях8, подчеркивалась
6 Schiele S. Evolution of International Environment Regimes. The Case of Climate Change. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. P. 160.
7 SarnoffJ. D. Intellectual Property and Climate Change, with an Emphasis on Patents and Technology Transfer // The Oxford Handbook of International Climate Change Law. Ed. by Carlarne C. P., GrayK. R., Tarasofsky R. Oxford: Oxford University Press, 2016.
8 Copenhagen Accord (18 December 2009) // FCCC. Report of the Conference of the Parties on its fifteen session, held in Copenhagen from 7 to 19 December 2009. Addendum. Part Two: Action taken by the Conference of the parties at its fifteenth session. Decision 2/CP.15. FCCC/CP/2009/11/Ad.1 (30 March 2010), pp. 5-7. URL: [http://unfccc.int/ resource/docs/2009/cop15/eng/11a01.pdf] (дата обращения: 14.04.2018).
важность дальнейшего развития передачи технологий для ускорения имплементации Конвенции. В п. 11 Соглашения содержалось решение об учреждении Механизма по технологиям, характеризуемого в качестве институционализированного способа ускорения разработки, продвижения и поддержки трансфера технологий в развивающиеся страны. Официально данный Механизм был учрежден на основе решения Сторон Конвенции 1/CP.16 9, в п. 117 которого было указано на то, что данная институциональная структура предназначена для облегчения имплементации расширенной деятельности по технологическому развитию и трансферу для того, чтобы поддерживать меры по смягчению и адаптации с целью достижения полной имплементации Конвенции. Юридически обязательной основой функционирования Механизма являются положения ст. 10 Парижского соглашения.
В структурном плане Механизм состоит из двух органов, работающих в совместном режиме — Исполнительного комитета по технологиям (TEC) и Центра и Сети по климатическим технологиям (CTCN). Исполнительный комитет, также как Центр и Сеть, функционируют под руководством Конференции Сторон, предоставляют ей сообщения и рекомендации через Вспомогательный орган по осуществлению. Несмотря на то, что данный Механизм представлен двумя органами, они изначально стремятся развивать слаженность и синергийность в своей работе в процессе оказания адресной технологической поддержки и отвечать на потребности стран. Так, например, к важнейшим результатам их деятельности относится подготовка совместных ежегодных докладов Конференции Сторон, где освещаются меры, которые страны могут предпринять для активизации действий в технологической сфере на различных уровнях — национальном, региональном и универсальном.
Если говорить в целом с точки зрения содержательной направленности работы
Механизма, то он поддерживает усилия государств по увеличению и расширению деятельности в сфере изменения климата посредством выполнения своей основной миссии — содействия развитию и передаче климатических технологий для того, чтобы они могли более эффективно сокращать выбросы парниковых газов и адаптироваться к неблагоприятным последствиям климатических изменений. При этом отметим, что смысл заключается не только в том, чтобы поощрять развитые страны в оказании технологической помощи странам развивающимся, а в том, чтобы содействовать попыткам собственно развивающихся стран формировать и реализовывать национальную научно-техническую политику в аспекте развития сектора НИОКР, фокусирующегося на климатических технологиях. Это рассматривается как вклад в имплементацию конвенционных обязательств по развитию и передаче технологий.
Важной частью работы Механизма является проведение мероприятий, в ходе которых рассматриваются ключевые вопросы технологической политики. Посредством данных мероприятий, проводимых в соответствии с рабочим планом деятельности, появляются новые возможности для укрепления кооперации по климатическим технологиям на самых разных уровнях. В ходе таких мероприятий укрепляется обратная связь со стейкхолдерами, устанавливается потребность тех или иных стран в технологиях на основе постоянно совершенствуемых методологий оценки в рамках одного из тематических направлений деятельности. Именно в этом контексте данный Механизм играет важную роль в поддержке стран по достижению целей Парижского соглашения и поддержке имплементации технологических элементов национально определяемых вкладов.
Работа Механизма как таковая заключается в моделировании технологических решений, которые необходимы для дости-
9 UFCCC. Decision1/CP.16: The Cancun Agreement: Outcome of the work of the ad Hoc Working Group on Long-term Cooperative Action under the Convention // UFCCC/CP/2010/7/Add.1. URL: [https://unfccc.int/resource/docs/2010/ cop16/eng/07a01.pdf] (дата обращения: 10.05.2018).
жения странами целей Парижского соглашения. Но не только. Ввиду пересечения проблематики изменения климата с другими глобальными проблемами современности в 2017 г. деятельность Механизма в еще более очевидной форме была сопряжена с достижением Целей устойчивого развития № 2, 6, 7, 9, 11, 13 и 17.
Ключевым документом рекомендательного характера, направляющим функционирование Механизма по технологиям, должны стать Рамки по вопросам технологий (Technology framework). Имеющее юридическую силу решение о разработке Рамок, выступившее содержанием специального международно-правового обязательства, предусмотрено пунктом 4 ст. 10 Парижского соглашения. Проект Рамок был представлен на 48-й сессии ВОКНТ10.
Согласно Проекту цель Рамок заключается в повышении эффективности работы Механизма в соответствии с его мандатом и выполняемыми функциями, направленными на содействие мерам по активизации его работы для поощрения и облегчения координации и более активных действий по разработке и передаче технологий в целях поддержки осуществления настоящего Соглашения, исходящего, как уже указывалось, из признания ключевой важности разработки, передачи и, соответственно, использования технологий для реализации целей РКИК ООН и задач Парижского соглашения.
В структурном плане Рамки включают в себя системным образом кристаллизированные принципы деятельности Механизма, такие как слаженность действий (ориентация принимаемых мер в сфере технологического развития и передачи технологий на долговременное видение технологического развития и на существующие национальные планы и стратегии в составе процесса РКИК ООН, а также действия, предпринятые соответствующими институтами международного климатического режима); инклю-зивность (организация деятельности, способствующая активному участию всех стей-
кхолдеров с учетом стратегии устойчивого развития, потребностей государств, специфических обстоятельств наименее развитых стран, а также содействие расширению распространения и использования традиционных знаний и технологий в развивающихся странах); подход, ориентированный на результат; транспарентность (транспарентность результатов работы, проводимых мероприятий, управления ресурсами и затраченных средств); трансформационный подход (трансформационная гибкость в работе в направлении формирования общества, устойчивого к климатическим изменениям и характеризующегося низким уровнем эмиссии парниковых газов). Все эти принципы потребуют активизации мер в сфере технологического развития и сотрудничества (п. II Рамок).
Обратим внимание на ключевые тематические направления, на которых сфокусиро -ваны Рамки — инновации, благоприятные условия и формирование потенциала, самое широкое сотрудничество, оказание действенной поддержки. Инновации поставлены в соответствующем разделе Рамок на первом месте (A «Innovation») далеко не случайно, так как п. 5 ст. 10 Парижского соглашения, устанавливает, что ускорение, поощрение и запуск инноваций является наиболее значимым элементом для эффективного, долговременного глобального ответа на изменение климата и содействия экономическому росту и устойчивому развитию. Для того чтобы достичь целей Парижского соглашения, существует настоятельная потребность ускорения и усиления технологических инноваций для того, чтобы это могло распространять экологически и социально обоснованные, эффективные с ценовой точки зрения и лучше работающие климатические технологии в более широком масштабе. Причем приветствуются выработка и дальнейшая реализация многообразных инновационных подходов.
Действия, предпринимаемые в соответствии с данной проблематикой, должны
10 Initial draft of the technology framework. Informal document by the Chair // SBST A.48/Informal.1 (15 March 2018). URL: [http://unfccc.int/ttclear/tec/documents.html] (дата обращения: 18.04.2018).
ускорить и масштабировать инновации на всех стадиях технологического цикла, будучи адресованными как адаптации, так и смягчению последствий изменения климата сбалансированным образом для того, чтобы помочь странам сформировать устойчивость и сократить эмиссию. Предполагается, что поощрение инноваций могло бы осуществляться посредством новых подходов к сотрудничеству в сфере климатических исследований и разработок, а также демонстрации (RD&D), формированию и содействию релевантной политики и финансированию, чтобы стимулировать и взращивать необходимую среду для инноваций, обеспечивать продуктивную вовлеченность частного сектора и тесного сотрудничества между публичным и частными секторами.
В процессе содействия Сторонам в импле-ментации международно-правовых обязательств в технологической сфере Механизм призван принимать меры по устранению барьеров (финансовых, технических, культурных и т.д.), вырабатывая соответствующие рекомендации с учетом особенностей стран. В п. 24 раздела С «Благоприятная обстановка и формирование потенциала» разъясняется, что Стороны климатических соглашений могут столкнуться в том числе и с вызовами разного характера в контексте осуществления их политики в сфере технологического развития и передачи технологий. Данного рода вызовы могут иметь финансовые, экономические, инфраструктурные аспекты, а также аспекты, касающиеся недостаточности развития человеческого и социального капитала и т.д. Поэтому перед Механизмом стоит задача содействовать формированию благоприятной обстановки и усиливать потенциал государств, с тем чтобы эффективно преодолевать данные трудности.
Обратим внимание на то, что Рамки ставят перед Механизмом задачу установления связей между всеми заинтересованными игроками в сфере технологического развития и передачи технологий, что позволит преодолеть технологический разрыв между
развитыми и развивающимися странами. Напомним, что Парижское соглашение и решения, которые были приняты руководящими и вспомогательными органами РКИК ООН, представляют основу для расширенного сотрудничества органов конвенции и стейкхолдеров, не являющихся Сторонами.
В мандат Исполнительного Комитета по технологиям входит рассмотрение политических вопросов, относящихся к развитию технологий и их передаче в сфере адаптации к изменению климата и смягчению его последствий, оценки технологических потребностей и финансирования климатических технологий, благоприятных условий и барьеров. На основе п. 66 (а) решения 1/ СР.21 в его мандат были включено рассмотрение стратегических и вновь появляющихся вопросов, а также инновации и технологические исследования, их развитие и демонстрация. В число функций Комитета входит, в частности, проведение обзоров относительно технологических потребностей государств, анализ политики и технических вопросов, относящихся к развитию техноло -гий и их передаче, выработка рекомендаций по действиям, направленным на содействие технологическому развитию и ускоренной передаче технологий, выработка рекомендаций в отношении руководств в отношении программ, содействий и облегчение сотрудничества между технологическими стейкхолдерами и т.д.
В сущности, Комитет работает над обеспечением доступа Сторон к технологическому анализу, политическим рекомендациям, другим средствам для активизации деятельности по адаптации и смягчению. В документах рекомендательного характера Комитет информирует как Конференцию Сторон, так и стейкхолдеров, о мерах, которые страны могут предпринять для ускорения технологической деятельности и ка-тализации усилий в сфере климатических технологий.
Свою деятельность Комитет строит на основе рабочих планов, соответствующих его общей Повестке, которые постоянно корректируются, так как в основе планиро-
вания находится принцип учета не только новых достижений, относящихся к сфере его деятельности, но и содержания решений, принимаемых на совещаниях Сторон Конвенции и исходящих от других вспомогательных органов. Рабочие планы коррелируют с мандатом и функциями Комитета. В настоящее время Комитет работает на основе плана на 2016-2018 гг.11, который учитывает результаты 21-й сессии Сторон Конвенции, а также, в первую очередь, положения Парижского соглашения, относящиеся к мандату Комитета.
Вполне логично, что ввиду многообразия направлений деятельности и в выполнении рабочего плана, и в осуществлении общих и специальных обзоров Комитет опирается на поддержку рабочих тематических групп по таким направлениям, как технологии для адаптации и поддержке сотрудничества Юг-Юг; финансирование климатических технологий; вновь появляющиеся и смежные вопросы; инновации и исследования, развитие и демонстрация технологий; технология смягчения последствий изменения климата; оценка технологических потребностей и соответствующий мониторинг и имплементация. Данные группы вносят вклад в подготовку кратких обзоров (TEC Brief), нацеленных на ознакомление субъектов и органов, принимающих политические решения, и других стейкхолдеров с ключевыми выводами относительно специфических вопросов технологического развития и передачи технологий, что нашло свое отражение в очередном совместном докладе Механизма12.
Если Исполнительный Комитет является политическим органом Механизма по технологиям, то Центр и Сеть являются операциональными и имплементационными подразделениями. Миссия Центра и Сети
заключается в содействии активизации технологического развития и передачи технологий по запросу развивающихся стран в целях перехода к энергоэффективному, низкоуглеродному и климатически гибкому развитию, что в конечном счете позволяет выполнять обязательства по климатическим соглашениям. В кратком виде миссия выражена в тезисе о том, что «посредством мобилизации глобальной экспертизы для предоставления верных решений и знаний мы усиливаем совместную деятельность и используем технологии для достижения наших общих целей»13.
Центр содействует ускоренному, диверсифицированному и расширенному трансферу экологически обоснованных технологий по запросу развивающихся стран в соответствии с их приоритетами в области устойчивого развития. Кроме этого, он предоставляет технологические решения, осуществляет содействие формированию потенциала и оказывает консультативные услуги по вопросам политики, законодательных и регуляционных рамок, специально адаптированных к потребностям стран посредством использования экспертизы, осуществляемой глобальной сетью технологических компаний и институтов.
Центр является органом, который координирует деятельность Сети институтов, которые способны удовлетворять запросы от развивающихся стран в отношении технологического развития и трансфера. Центр оказывает содействие секторальным и международным технологическим центрам, сетям, организациям и учреждениям частного сектора, а также содействует Сети, в которую входят национальные, региональные, секторальные и международные технологические центры, сети, организации и учреждения частного сектора.
11 Rolling workplan of the Technology Executive Committee for 2016-2018 // TEC/2016/12/12-en. (Version June 2017 updated to incorporate activities in various thematic areas at TEC14 meeting). URL: [http://unfccc.int/ttclear/tec/ documents.html] (дата обращения: 24.04.2018).
12 SBSTA/SBI: Joint report of the Technology Executive Committee and the Climate Technology Center and Network for 2017, para 21 // FCCC/SB/2017/3 (29 September 2017). URL: [https://unfccc.int/resource/docs/2017/sb/eng/03. pdf] (дата обращения: 10.04.2018).
13 Climate Technology Center and Network: Progress Report-2017 «Technology accelerating climate action on the ground». Copenhagen: CTCN Secretariat, 2017.
Сеть представлена совокупностью взаимодействующих дочерних центров, которые располагают достаточной информацией по самому широкому кругу вопросов и кадровым потенциалом. Она охватывает представителей академического сообщества, гражданского общества, частного и финансового сектора, публичного сектора и исследовательских учреждений, а также 130 национальных контактных организаций. Присоединение к Сети обеспечивает доступ к разнообразному сообществу пользователей климатических технологий и субъектам, принимающим решения под эгидой Технологического Механизма. Участники Сети приобретают возможность принять участие в предоставлении технической помощи, с одной стороны, а с другой — продемонстрировать релевантный опыт, доклады и технологии, что позволяет добиться синергетического эффекта. В фокусе их совместного интереса оказываются вопросы технологических исследований и разработок, развития, укрепления внутренних возможностей и продвижение технологий. Согласно статистике, в 2017 г. было подано в два раза больше заявок на членство в качестве члена сети, нежели в 2016 г., что показывает заинтересованность как развитых, так и развивающихся стран в научно-техническом сотрудничестве в климатической сфере, в частности получении технической помощи не только в процессе формирования научно-технологического потенциала и соответствующей национальной политики, но и применительно к содействию передаче технологий.
С функциональной точки зрения Центр и Сеть предоставляют техническую помощь и стимулируют развитие и передачу технологий посредством трех основных сервисов, которые соответствуют ее функциям. Во-первых, они осуществляют техническую помощь, отвечая на запросы развивающихся стран, которые могут послать запрос через их контактные организации, которые являются учреждениями, функционирую-
щими в целях развития и передачи технологий. Получив запрос, Центр быстро мобилизует свою глобальную сеть экспертов, с тем чтобы обозначить и предоставить решение, соответствующее местным потребностям. Техническая помощь оказывается чрезвычайно широкому кругу субъектов: развивающимся странам, организациям частного сектора, академическим учреждениям, неправительственным организациям по широкому кругу технологий (технологии адаптации и технологии смягчения последствий) и на всех стадиях технологического цикла — начиная от определения технологических потребностей, выбора пилотных технологических решений, помощи коммерциализации технологий и их широкого использования.
В-вторых, Центр и Сеть выполняют функцию облегчения процессов сотрудничества и доступа к информации и знанию посредством специальной системы управления знаниями, совершенствование которой постоянно находится в поле их внимания. Действительно, доступ к информации — важнейшее условие ускорения трансфера климатических технологий. Поэтому своего рода воротами к услугам Центра и Сети по оказанию услуг по технической помощи и формированию потенциала служит его информационный портал.
В-третьих, Центр и Сеть проводят работу по совершенствованию деятельности контактных организаций, укреплению их потенциала, что позволяет усилить способность развивающихся стран идентифицировать возможные технологические варианты, сделать технологический выбор и поддерживать передачу и использование технологий по адаптации и сокращению эмиссии парниковых газов. Сюда также относится укрепление слаженности действий всех членов Сети. В целях повышения эффективности деятельности Центра и Сети были разработаны шаблоны Плана по осуществлению их ответных действий14. В данном плане обращает на себя внима-
Terms of Reference. URL: [https://
14 Climate Technology Center and Network: Technical Assistance Response Plan — www.ctc-n.org/technical-assistance] (дата обращения: 2.05.2018).
дГ 1_
ние акцентирование внимания на реальном воздействии оказанной поддержки на решение климатических проблем. Второе, на что следует обратить внимание,— установка Плана на корреляцию выполняемых проектов с целевыми задачами устойчивого развития, содержащимися в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Ранее мы уже затрагивали вопрос о том, что согласно Рамкам по климатическим технологиям Механизму было рекомендовано в своей работе имплементировать положение об инновациях, содержащееся в ст. 10 Парижского соглашения. Подтверждением итогов деятельности в данном направлении служит весьма обстоятельный обзор, подготовленный Исполнительным комитетом по состоянию дел в развитии инноваций в целях достижения целей Парижского соглашения15. Более того в совместном докладе Механизма за 2017 год в п. 62 была сформулирована целая система рекомендаций по достижению целей Парижского соглашения на основе расширения и усиления инновационной активности для того, чтобы это могло содействовать распространению экологически и социально обоснованных климатических технологий, эффективных с ценовой точки зрения в более широких масштабах, хотя при этом знак равенства между технологиями и инновациями не ставится.
Все это говорит о том, что подход Механизма к передаче технологий не является прямолинейным. Это означает содействие передаче технологий в контексте одновременных усилий по содействию формированию национальных инновационных систем. Так, в плане работ Исполнительного комитета на 2016-2018 гг. в рамках тематического направления «инновации и исследования, развитие и демонстрация» предполагается деятельность по анализу того, как инновации, включая передачу и распро-
странение технологий, могут поддерживать технологическую деятельность национальных контактных организаций и стратегию, предполагаемую Парижским соглашением на период до 2050 г.
В развитие данной идеи обратим внимание на то, что Механизм по технологиям согласно смыслу п. 5 ст. 10 Парижского Соглашения не только призван активизировать международное научно-техническое сотрудничество по разработке и передаче технологий и способствовать выработке совместных подходов к исследованиям и разработкам, но и придать данному сотрудничеству характер инновационного сотрудничества, одновременно решая задачу вовлечения развивающихся государств в данное сотрудничество и расширяя возможность их доступа к технологиям на ранних стадиях технологического цикла. Таким образом, речь идет о создании условий для доступа к новым экологически чистым технологиям, которые по возможности должны как можно раньше внедряться в целях предотвращения изменения климата и адаптации к такому изменению. Именно это позволит более решительно вовлекать развивающиеся страны в переход к устойчивому развитию.
В качестве примера деятельности по привлечению всех заинтересованных стейк-холдеров к проблематике инновационного развития следует привести мероприятие, проведенное Исполнительным комитетом в преддверии Конференции ООН по изменению климата 2017 г., по такой теме, как инновации и изменение климата16, на котором также обсуждался вопрос о том, как данные разработки могут помочь имплементации национально определяемых вкладов при опоре на те выводы, которые были получены в ходе предшествующей работы в том секторе инновационного развития, который соотнесен с климатической повесткой
15 Technology Executive Committee. «Technological Innovation for the Paris Agreement. Implementing nationally determined contributions, national adaptation plans and mid-century strategies». TCE Brief'10. Bonn: UNFCCC, 2017.
16 Technology Executive Committee: Special event on innovation and climate change «How innovation can support implementation of nationally determined contributions and mid-century strategies» (12 May 2017). URL: [http:// unfccc.int/ttclear/events/2017_event2] (дата обращения: 4.05.2018).
дня. Обратим внимание на то, что вопросы развития и разработки климатических технологий были рассмотрены в контексте повышения эффективности инновационного процесса и инновационной политики в аспекте международного сотрудничества для создания благоприятных условий для ускорения деятельности национальных контактных учреждений.
Казалось бы, что рассматриваемый институциональный Механизм работает на пределе своих возможностей. Вместе с тем не будем забывать, что одним из его принципов выступает трансформационный подход, предполагающий своевременное реагирование на новые обстоятельства сотрудничества в климатической сфере. Поэтому не случайно в поле внимания 23-й сессии Конференции Сторон (Бонн, 6-18 ноября 2017 г.), оказались вопросы по уточнению дальнейшей стратегии деятельности Механизма. Так, в решении 14/СР.23 были обобщены результаты независимого обзора деятельности Механизма, инициированного Секретариатом РКИК ООН17. Также обращает на себя внимание решение 15/СР.23 о расширении технологического развития и трансфера посредством Механизма, в п. 8 которого Конференция призвала Стороны и всех соответствующих стейкхолдеров в процессе осуществления действий в сфере климатических технологий более активно следовать рекомендациям Исполнительного Комитета, тем более что большая часть из них посвящена развитию национальных инновационных систем. Эти и другие рекомендации, например, усиление связи между оценками технологических потребностей и национальными вкладами в достижение целей Парижского соглашения, были систематизированы Исполнительным Комитетом на его 16-м совещании (Бонн, 13-16 марта 2018 г.) и восприняты как руководство к дальнейшему совершенствованию его работы18.
Подводя итоги, отметим, что успех деятельности Механизма в развитии и продвижении климатических технологий зависит не только от слаженности в работе двух его органов, но и от мер, предпринимаемых органами, фондами и механизмами, вовлеченными в имплементацию климатических соглашений, которые прямо или косвенно создают благоприятные условия для выполнения функций Механизма по технологиям. Поэтому оценка деятельности Механизма в свете имплемента-ции ст. 10 Парижского соглашения, которая поручена Вспомогательному органу по им-плементации, включает в себя периодическую оценку эффективности и адекватности поддержки, оказываемой Механизму со стороны других структур Конвенции (Комитет по адаптации, Зеленый климатический фонд, Руководящий комитет по финансам, Механизм по финансированию, Варшавский международный механизм по потерям и ущербам в результате изменения климата), по отношению к которым он выстраивает политику сопряженности действий.
И, наконец, успех в деятельности Механизма по развитию и передаче климатических технологий будет зависеть от выстраивания отношений с учрежденным По-весткой-2030 Механизмом содействия развитию технологий (Technology Facilitation Mechanism), призванного стимулировать более интенсивный переход к «зеленому» научно-техническому прогрессу в глобальном масштабе. Несмотря на то что данное направление деятельности еще только стало входить в поле внимания Механизма, оно является весьма перспективным, в том числе с точки зрения выстраивания синергии в рамках системы механизмов, отвечающих за развитие и передачу «зеленых» технологий.
17 UFCCC. Decision 14/CP.23: Review of the effective implementation of the Climate Technology Center and Network // FCCC/CP/2017/11/Add.2 (8 February 2018). URL: [https://unfccc.int/resource/docs/2017/cop23/eng/11a02.pdf] (дата обращения: 5.04.2018).
18 Technology Executive Committee: Main outcomes of the Bonn climate change conference of November 2017. Background note // TEC/2018/16/4 (27 February 2018). URL: http://unfccc.int/ttclear/tec/documents.html (дата обращения: 18.04.2018).
Библиографический список
1. Bodansky, D., Brunnee, J., Rajamani, L. International Climate Change Law. Oxford: Oxford University Press, 2017. 416 p.
2. Climate Technology Center and Network: Progress Report-2017 «Technology accelerating climate action on the ground». Copenhagen: CTCN Secretariat, 2017. 100 p.
3. Coninck, H. de, Sagar, A. Technology Development and Transfer // The Paris Agreement on Climate Change: Analysis and Commentary. Ed. by Klein D. at al. Oxford: Oxford University Press, 2017. 328 p.
4. 4. SarnoffJ.D.Intellectual Property and Climate Change, with an Emphasis on Patents and Technology Transfer // The Oxford Handbook of International Climate Change Law. Ed. by Carlarne C. P., Gray K. R., Tarasofsky R. Oxford: Oxford University Press, 2016. 848 p.
5. 5. Schiele S. Evolution of International Environment Regimes. The Case of Climate Change. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 287 p.
6. 6. Technology Mechanism. Enhancing climate technology development and transfer. Geneva: FCCC, 2015. 10 p.