НОВЕЛЛЫ
ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО КЛИМАТУ 2015 г.: АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Гарафова Диляра Илдусовна
Аспирант кафедры международного и европейского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, юрист Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан (Казань), e-mail: dilyaragarafova@gmail.com
Принятое в декабре 2015 г. Парижское соглашение по климату заменяет собой Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата. В статье перечислены основные органы, обслуживающие Парижское соглашение и содействующие его осуществлению. Отмечается, что в результате принятия данного соглашения были созданы некоторые новые механизмы, расширен мандат уже существующих органов, а также проработаны новые каналы взаимодействия между ними. Парижское соглашение по климату восприняло проверенные годами механизмы действия Киотского протокола и одновременно устранило некоторые недостатки существующих дорожных карт и планов действий.
Ключевые слова: изменение климата, Парижское соглашение, механизм устойчивого развития, Адаптационный фонд
INNOVATIONS
OF THE PARIS AGREEMENT ON CLIMATE CHANGE OF 2015: THE ANALYSIS OF MECHANISMS
Garafova Dilyara
Kazan Federal University, Chamber of Commerce and Industry of the Republic of Tatarstan (Kazan), e-mail: dilyaragarafova@gmail.com
The Paris Agreement, adopted in December 2015, replaces the Kyoto Protocol to the UN Framework Convention on climate change. The article examines the main bodies serving the Paris Agreement of 2015 and facilitating its implementation. It is mentioned that, as a result of the adoption of the Agreement, some new mechanisms were created, the mandate of already existing bodies was expanded, and also new channels for interaction between these treaty bodies were developed. The Paris Agreement reflected the mechanisms of the Kyoto Protocol which have been working for many years, and also eliminated some shortcomings of the existing road maps and action plans.
Key words: climate change, Paris agreement, sustainable development mechanism, Adaptation fund
Парижское соглашение, принятое на 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (далее - РКИК ООН)1, представляет собой документ, состоящий из 29 статей и 16 пунктов преамбулы. По форме документ является дополнительным протоколом к РКИК ООН и обслуживается Конференцией сторон Конвенции. Для этих целей предполагается использовать соответствующее название - «Конференция сторон, выступающая в качестве совещания сторон Парижско-
1 Принятие Парижского соглашения: решение 1/СР.21 // Доклад Конференции Сторон о работе ее двадцать первой сессии, состоявшейся в Париже с 30 ноября по 13 декабря 2015 года: документ ООН FCCC/ CP/2015/10/Add. 1 от 29 января 2016 г.
го соглашения». Кроме того, функции органов Парижского соглашения выполняют Секретариат РКИК ООН, Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам и Вспомогательный орган по осуществлению (ст. 17, 18, 19 Соглашения). Более того, для подготовки к вступлению в силу Парижского соглашения был учрежден новый орган - Специальная рабочая группа по Парижскому соглашению1. Предполагается, что и другие учреждения могут служить целям Соглашения, если Конференция сторон вынесет такое решение.
По договоренности сторон Парижское соглашение может быть дополнено сериями решений Конференции сторон. Несмотря на слабость данных решений с точки зрения их юридической силы2, подобная многослойная структура документа позволит в будущем, во-первых, детализировать положения Парижского соглашения для их более гибкой и быстрой реализации; во-вторых, сохранить ключевые положения Соглашения, создать «ядро» обязательств государств по достижению его основной цели, тогда как объем этих обязательств сможет варьироваться с течением времени в зависимости от обстоятельств3.
В ст. 6 Парижского соглашения предусмотрен новый международный экономический инструмент - механизм для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития (механизм устойчивого развития). Он пришел на смену механизма чистого развития4 и проектов совестного осуществления5, действовавших в рамках Киотского протокола. Уникальная черта данного механизма - возможность участия в нем всех стран-членов Парижского соглашения вне зависимости от уровня их экономического развития. Условиями участия названы добровольность, необходимость одобрения проекта, невозможность двойного учета единиц снижения выбросов.
Принципиальным отличием нового механизма от закрепленных в Киотском протоколе является отсутствие квот, т. е. предусмотренных «сверху» ограничений по выбросам парниковых газов. В связи с этим страны сами устанавливают свои индивидуальные цели6 и соответственно намерение приобретать единицы снижения выбросов. По мнению главы программы «Климат и энергетика» WWF России А. Ко-корина, «отсутствие в Парижском соглашении закрепленных за странами количественных обязательств смещает спрос на единицы снижения выбросов в сторону общеэкономических интересов; скорее, страны и их хозяйствующие субъекты будут ориентироваться на иные выгоды реализации проектов, например на внедрение за рубежом своих технологий, на контроль за сегментом рынка другой страны и т. п.»7.
1 Кокорин A. O. Анализ факторов и последствий быстрой ратификации Парижского соглашения ведущими странами и его вступления в силу // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2017. № 2. С. 97-100. URL: http://priroda.ru/lib/detail.php?ro=11741 (дата обращения: 13.12.2017).
2 Dupuy P.-M, Kerbrat Y. Droit international public. P., 2011. P. 424.
3 Maljean-Dubois S, Spencer Th, Wemaere M. The Legal Form of the Paris Climate Agreement: A Comprehensive Assessment of Options // CCLR. 2015. Vol. 68. P. 73.
4 Копылов M. Н, Басырова Е. Р. Механизм чистого развития в системе гибких механизмов Киотского протокола 1997 года // Евраз. юрид. журн. 2011. № 7. С. 28.
5 Сорокина Ю. С. Проблемы международно-правового регулирования торговли квотами на выбросы парниковых газов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 177-181.
6 Давыдова А. Добровольно-принудительно: как Парижское климатическое соглашение повлияет на мировую экономику // Экология и право. 2016. № 2. URL: http://bellona.ru/2016/07/05/climate-economics (дата обращения: 13.12.2017).
7 Краткий обзор хода климатический переговоров ООН (в преддверии 23-ей Конференции Сторон РКИК ООН - КС-23, Бонн, Германия, 6-17 ноября, 2017 г.). 12 декабря 2015 г. // URL: http://infoclimate.org/wp-content/ uploads/2017/10/obzor-klim-peregovorov-oct2017.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
Таким образом, новый механизм устойчивого развития в рамках Парижского соглашения смещает фокус с рыночного подхода Киотского протокола, где основным двигателем являлось уменьшение цены единицы снижения выбросов, на действия, основанные на взаимовыгодной многосторонней кооперации1.
Финансовые обязательства сторон Парижского соглашения закреплены в ст. 9. Предполагается, что развитые страны будут выделять финансовые ресурсы для оказания помощи развивающимся странам в их деятельности как по предотвращению изменения климата, так и по адаптации к неблагоприятным последствиям данного явления (ст. 9 (1)). Другие стороны (т. е. все, кроме развитых стран) могут предоставлять такую поддержку на добровольной основе (ст. 9 (2)). Соглашение также предусматривает, что развитые государства каждые два года должны представлять количественные и качественные данные о мобилизации средств для борьбы с изменением климата, а остальные страны-члены призваны делать это добровольно.
Анализ формулировок, содержащихся в ст. 9 Парижского соглашения, позволяет сделать вывод, что развитые государства несут финансовые обязательства, а развивающиеся государства - нет. Таким образом, несмотря на то что Соглашение сделало определенный шаг вперед на пути к уравниванию обязательств стран, все же проблема их дифференциации в зависимости от уровня экономического развития государств не решена до конца.
Серьезным достижением Парижского соглашения стало выделение вопроса по потерям и ущербу в отдельную статью (ст. 8). Стороны решили действовать через существующий Варшавский международный механизм по потерям и ущербу (Варшавский механизм) (ст. 8 (2)). Последний был создан на основании решения 18-й Конференции сторон РКИК ООН, а во время 19-й Конференции был учрежден Исполнительный комитет Варшавского механизма2. В соответствии с мандатом Варшавский механизм выполняет три основные функции: 1) содействие управлению рисками; 2) укрепление связей между заинтересованными сторонами; 3) активизация действий и поддержки3. На 20-й Конференции сторон был утвержден первоначальный двухлетний план работы Исполнительного комитета Варшавского механизма, а сам механизм стал постоянной структурной ячейкой в системе РКИК ООН4.
На 21-й Конференции сторон РКИК ООН было конкретизировано несколько положений, касающихся Исполнительного комитета Варшавского механизма, и в соответствии с этим решением в его компетенцию входят «разработка комплексных стратегий управления рисками; создание целевой группы по вопросам миграции, связанной с неблагоприятными последствиями изменения климата; подготовка ежегодных докладов»5.
1 Термины РКИК ООН см.: Кокорин А. О., Липка О. Н, Суляндзига Р. В. Изменение климата: глоссарий терминов, используемых в работе РКИК ООН. М., 2015.
2 Chronology - Loss and Damage, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc.int/ adaptation/workstreams/loss_and_damage/items/7545.php (дата обращения: 13.12.2017).
3 Warsaw International Mechanism for Loss and Damage Associated with Climate Change Impacts, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc.int/adaptation/workstreams/loss_and_damage/items/8134. php (дата обращения: 13.12.2017).
4 Варшавский международный механизм по потерям и ущербу в результате воздействий изменения климата: решение 2/СР.20 // Доклад Конференции Сторон о работе ее двадцатой сессии, состоявшейся в Лиме с 1 по 14 декабря 2014 года: документ ООН FCCC/CP/2014/10/Add.2 от 2 февраля 2015 г.
5 Smith B. Adapting the Paris agreement // Vermont Journal of Environmental Law. 2016. 18 Apr. URL: http://vjel. vermontlaw.edu/adapting-paris-agreement-2 (дата обращения: 13.12.2017).
Вопросы потерь и ущерба стороны РКИК ООН всегда рассматривали как компонент адаптации1. Однако, несмотря на схожесть, эти два явления характеризуют разные аспекты изменения климата2 и потому нуждаются в раздельном регулировании. Потери и ущерб возникают из-за того, что некоторые последствия изменения климата настолько значительны, что адаптация к ним не представляется возможной.
Вместе с тем в ст. 8 Парижского соглашения, к сожалению, не сказано ни слова о финансировании. Так, неясно, как именно стороны будут возмещать ущерб, вызванный экстремальными погодными условиями или другими неблагоприятными последствиями изменения климата. Несмотря на это, создание отдельной статьи, посвященной потерям и ущербу, является существенным шагом вперед в совершенствовании международно-правового механизма борьбы с изменением климата.
Кроме того, Соглашением был учрежден отдельный Парижский комитет по укреплению потенциала (ст. 11), чтобы компенсировать разрыв в потенциалах между текущими и появляющимися потребностями развивающихся стран. Парижское соглашение устанавливает, что укрепление потенциала «должно осуществляться по инициативе стран и базироваться на национальных потребностях» (ст. 12). Для Комитета был разработан рабочий план на период 2016-2020 гг., а также определены сфера полномочий и его членский состав3.
Во время переговоров в 2015 г. было предложено в тексте Парижского соглашения также закрепить положения об Адаптационном фонде и установить его компетенцию. В результате стороны пришли к компромиссу и включили в решение о принятии Парижского соглашения положение о том, что «Адаптационный фонд может служить целям Парижского соглашения, если данное решение будет одобрено Конференцией сторон РКИК ООН и Киотского протокола»4. В то же время в тексте Соглашения не были учтены требования развивающихся стран о сохранении деятельности Зеленого климатического фонда5. Между тем смягчение антропогенного воздействия на климат Земли является первоочередной задачей для развитых стран, а развивающиеся страны однозначно отдают приоритет адаптации к неблагоприятным последствиям изменения климата6.
Необходимо отметить, что Комитет по адаптации был создан еще в 2010 г. на 16-й Конференции сторон РКИК ООН в Канкуне (Мексика)7. В рабочих документах данной конференции значилось, что «вопросы адаптация так же важны, как и вопросы смягчения антропогенного воздействия»8. На следующей конференции в Дурба-
1 Mogelgaard K, McGray H. When Adaptation Is Not Enough: Paris Agreement Recognizes «Loss and Damage» // World Resource Institute. 2015. 24 Dec. URL: http://www.wri.org/blog/2015/12/when-adaptation-not-enough-par-is-agreement-recognizes-%E2%80%9Closs-and-damage%E2%80%9D (дата обращения: 13.12.2017).
2 Vinuales J. The Paris Climate Agreement: An Initial Examination (Part II of III) // European Journal of International Law Blog. 2016. 8 Febr. URL: http://www.ejiltalk.org/the-paris-climate-agreement-an-initial-examination-part-ii-of-iii (дата обращения: 13.12.2017).
3 «Мосты»: Обзор из Парижа № 3. Парижское соглашение: начало нового пути // International Centre for Trade and Development. 2015. 14 Dec. URL: https://www.ictsd.org/sites/default/files/news/Mosty%20Paris%20 Update%203.pdf (дата обращения: 13.12.2017).
4 Принятие Парижского соглашения: решение 1/CP. 21.
5 Bodle R.., Donat L., Duwe M. The Paris Agreement: Analysis, Assessment and Outlook. Berlin, 2016. P. 14.
6 Smith B. Op. cit.
7 Chronology - Adaptation Committee, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc. int/adaptation/groups_committees/adaptation_committee/items/7518.php (дата обращения: 13.12.2017).
8 U. N. Framework Convention on Climate Change, Report of the Conference of the Parties on Its Sixteenth Session, held in Cancun from 29 November to 10 December 2010, 2(b): UN Doc. FCCC/CP/2010/7/Add. 1, 15 March 2011.
не (Южная Африка) стороны приняли Рамочную программу адаптации, подтвердив, что Комитет по адаптации является «консультативным органом для Конференции Сторон по адаптации к неблагоприятным последствиям изменения климата»1.
Адаптационный комитет состоит из 16 представителей: по два от каждой из региональных групп ООН, один представитель от малых островных развивающихся государств, один от сторон, являющихся наименее развитыми странами, два из назначенных сторон РКИК ООН, включенных в Приложение I (развитые страны), и два из стран, не включенных в Приложение I2.
Парижское соглашение придает равное значение вопросам смягчения последствий, адаптации, а также потерям и ущербу. Так, адаптация включена в список целей Парижского соглашения (ст. 2). Кроме того, существует отдельная статья, посвященная мероприятиям по адаптации (ст. 7), которая по объему и количеству параграфов является третьей по величине статьей в Соглашении.
В ст. 7 Парижского соглашения закреплена глобальная цель по адаптации через укрепление адаптационных возможностей, повышение сопротивляемости и снижение уязвимости для изменений климата. Конечная же цель заключается в содействии устойчивому развитию и обеспечению адекватных адаптационных мер (ст. 2). Достаточность адаптационных усилий государства будет зависеть от его так называемого адаптационного потенциала, т. е. от его уязвимости для изменения климата и способности адаптироваться к неблагоприятным последствиям этого явления.
Еще одним механизмом в рамках Соглашения выступает система обеспечения прозрачности действий, призванная укрепить взаимное доверие и способствовать эффективному осуществлению Соглашения (ст. 13 (1)). В силу ст. 13 новая инициатива по укреплению потенциала, связанного с прозрачностью, поможет развивающимся странам выполнить требования в этой области. В рамках данного механизма сторонам необходимо сообщать не только о предпринятых действиях, но и о поддержке, которую они оказывают или получают (Парижское соглашение в ст. 9 (2) призывает стороны оказывать друг другу поддержку на добровольной основе). Так, каждая сторона обязана регулярно представлять информацию в отношении национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и информацию, необходимую для отслеживания прогресса в осуществлении и достижении определяемых на национальном уровне вкладов (ст. 13 (7)).
Предполагается, что Конференция сторон будет подводить итоги осуществления Парижского соглашения «для оценки коллективного прогресса в выполнении задачи настоящего Соглашения и в достижении его долгосрочных целей» (ст. 14). Информацию по адаптации, потерям и ущербу, финансам и технологиям должны предоставлять все стороны, кроме наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств. Периодичность таких отчетов - раз в два года.
Кроме того, Парижское соглашение устанавливает специальный инструмент по техническому экспертному обзору3. Однако этот обзор производится в отношении
1 Учреждение Специальной рабочей группы по Дурбанской платформе для более активных действий: решение 1/CP.17 // Доклад Конференции Сторон о работе ее семнадцатой сессии, состоявшейся в Дурбане с 28 ноября по 11 декабря 2011 года: документ ООН FCCC/CP/2011/9/Add. 1 от 15 марта 2012 г.
2 Members of the Adaptation Committee, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc. int/adaptation/groups_committees/adaptation_committee/items/6944.php (дата обращения: 13.12.2017).
3 Van Asselt H., Hale T. Reviewing implementation and compliance under the Paris agreement // Workshop Background Note, Arizona State University. 2016. April 7-8. P. 9.
не всей информации, а только касающейся предотвращения антропогенного воздействия на климат и поддержки проектов (но не адаптации). Данный механизм применяется ко всем государствам-участникам1.
Таким образом, процедура оценки адекватности и достаточности действий сторон по выполнению намеченных целей является неотъемлемым элементом Парижского соглашения, обеспечивающим его долговечность, гибкость и согласованность с эволюцией научного знания.
Несмотря на определенную мягкость положений Парижского соглашения, все же в нем предусмотрен механизм для содействия осуществлению и поощрения соблюдения положений Соглашения, который применяется ко всем сторонам (развитым и развивающимся государствам). Среди принципов, определяющих работу данного механизма, можно отметить прозрачность, невраждебность и «некарательность» (согласно ст. 15 механизм функционирует «ненаказательным образом»). Работать данный механизм будет посредством Комитета по соблюдению, состоящего из 12 экспертов. Экспертов выбирает Конференция сторон Парижского соглашения, основываясь на компетенции кандидатов в соответствующих правовых областях, справедливом географическом представительстве и гендерном балансе2.
Комитет по соблюдению Парижского соглашения не обладает такой независимостью, как соответствующий Комитет в рамках Киотского протокола, ввиду отсутствия у первого мандата на принятие окончательных решений при рассмотрении дел о несоблюдении. Предполагается, что новый Комитет будет уполномочен лишь направлять рекомендации сторонам или представлять проекты решений на утверждение Конференции сторон Парижского соглашения, что по своей природе идентично деятельности Подразделения по стимулированию, действующего в рамках Киотского протокола3. Мягкость нового механизма очевидна, если сравнить его с карательным характером Комитета по соблюдению Киотского протокола. Однако данное качество Комитета по соблюдению Парижского соглашения, по мнению некоторых ученых4, создает более привлекательные условия для государств.
Вместе с тем существуют определенные проблемы применения данного механизма, связанные с природой обязательств по Парижскому соглашению. Так, юридические обязательства сторон в основном носят процессуальный характер и касаются усилий и вкладов, а не достижения конкретных результатов. В связи с этим полагаем, что механизму соблюдения необходимо найти средства стимулирования сторон к достижению целей Парижского соглашения.
Таким образом, Парижское соглашение обслуживается уже существующими органами и институтами благодаря тому, что принято в качестве протокола к РКИК ООН.
Можно утверждать, что Парижское соглашение продвинулось дальше в разработке механизмов осуществления по сравнению с РКИК ООН и Киотским протоколом. Во-первых, Парижское соглашение учредило новые механизмы, в частности механизм прозрачности, функционирующий посредством оценки адекватности и доста-
1 Bodle R., Donat L., Duwe M. Op. cit.
2 Доклад Комитета по адаптации: решение 3/CP. 21 // Доклад Конференции Сторон о работе ее двадцать первой сессии, состоявшейся в Париже с 30 ноября по 13 декабря 2015 года: документ ООН FCCC/ CP/2015/10/Add.2 от 29 января 2016 г.
3 Oberthür S. Options for a Compliance Mechanism in a 2015 Climate Agreement // Climate Law. 2014. № 4. P. 37.
4 См., например: Abeysinghe A., Barakat S. The Paris Agreement. Options for an effective compliance and implementation mechanism. L., 2016.
точности действий сторон по выполнению намеченных целей. Во-вторых, Парижское соглашение расширило компетенцию некоторых механизмов, созданных ранее. Например, в задачи Адаптационного комитета также было включено сотрудничество с Постоянным комитетом по финансам РКИК ООН, а от Зеленого климатического фонда ожидается усиление поддержки развивающихся стран в целях содействия разработке и осуществлению ими национальных планов адаптации1.
Вместе с тем отсутствие принуждения, а также довольно «мягкий» характер контроля являются, возможно, главными недостатками Соглашения. Тем не менее не исключено, что данная особенность стала одной из причин участия в Соглашении такого широкого круга стран (развитых, развивающихся, а также стран с формирующейся рыночной экономикой)2.
Несмотря на указанные недостатки, в целом Парижское соглашение, несомненно, восстановило веру в возможность международного сообщества прийти к единому мнению о проблеме изменения климата. Вступило в силу Соглашение 4 ноября 2016 г. - «в рекордно короткие сроки»3. На данный момент только 2 страны (Сирия и Никарагуа) из 197 не подписали его. Ратифицировали документ 170 государств4. Среди стран, не ратифицировавших Соглашение, можно назвать Российскую Федерацию, Иран, Ирак, Турцию, Узбекистан и т. д.
Список литературы
Abeysinghe A., Barakat S. The Paris Agreement. Options for an effective compliance and implementation mechanism. L., 2016.
Bang G., Hovi J., Skodvin T. The Paris Agreement: Short-Term and Long-Term Effectiveness // Politics and Governance. 2016. Vol. 4. Iss. 3.
Bodle R., Donat L., Duwe M. The Paris Agreement: Analysis, Assessment and Outlook. Berlin, 2016.
Chronology - Loss and Damage, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc. int/adaptation/workstreams/loss_and_damage/items/7545.php.
Chronology - Adaptation Committee, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http:// unfccc.int/adaptation/groups_committees/adaptation_committee/items/7518.php.
Dupuy P.-M., Kerbrat Y. Droit international public. P., 2011.
Maljean-Dubois S., Spencer Th., Wemaere M. The Legal Form of the Paris Climate Agreement: A Comprehensive Assessment of Options // CCLR. 2015. Vol. 68.
Members of the Adaptation Committee, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http:// unfccc.int/adaptation/groups_committees/adaptation_committee/items/6944.php.
Mogelgaard K., McGray H. When Adaptation Is Not Enough: Paris Agreement Recognizes «Loss and Damage» // World Resource Institute. 2015. 24 Dec. URL: http://www.wri.org/blog/2015/12/when-adaptation-not-enough-paris-agreement-recognizes-%E2%80%9Closs-and-damage%E2%80%9D.
Oberthur S. Options for a Compliance Mechanism in a 2015 Climate Agreement // Climate Law. 2014. № 4.
Paris Agreement - Status of Ratification // URL: http://unfccc.int/paris_agreement/items/9444.php.
Provisional WMO Statement on the Status of the Global Climate in 2016 // WMO. 2016. 14 November. URL: https://public.wmo.int/en/media/press-release/provisional-wmo-statement-status-of-global-climate-2016.
Smith B. Adapting the Paris agreement // Vermont Journal of Environmental Law. 2016. 18 Apr. URL: http:// vjel.vermontlaw.edu/adapting-paris-agreement-2.
1 Twelfth meeting of the Adaptation Committee, Bonn, Germany, 19-22 September 2017. Provisional agenda and annotations: UN Doc. AC/2017/10, 25 August 2017.
2 Bang G., Hovi J, Skodvin T. The Paris Agreement: Short-Term and Long-Term Effectiveness // Politics and Governance. 2016. Vol. 4. Iss. 3. P. 214.
3 Provisional WMO Statement on the Status of the Global Climate in 2016 // WMO. 2016. 14 Nov. URL: https:// public.wmo.int/en/media/press-release/provisional-wmo-statement-status-of-global-climate-2016 (дата обращения: 13.12.2017).
4 Paris Agreement - Status of Ratification // URL: http://unfccc.int/paris_agreement/items/9444.php (дата обращения: 13.12.2017).
Van Asselt H, Hale T. Reviewing implementation and compliance under the Paris agreement // Workshop Background Note, Arizona State University. 2016. April 7-8.
Vinuales J., The Paris Climate Agreement: An Initial Examination (Part II of III) // European Journal of International Law Blog. 2016. 8 Febr. URL: http://www.ejiltalk.org/the-paris-climate-agreement-an-initial-ex-amination-part-ii-of-iii.
Warsaw International Mechanism for Loss and Damage Associated with Climate Change Impacts, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc.int/adaptation/workstreams/loss_and_ damage/items/8134.php.
Давыдова А. Добровольно-принудительно: как Парижское климатическое соглашение повлияет на мировую экономику // Экология и право. 2016. № 2. URL: http://bellona.ru/2016/07/05/climate-economics.
Кокорин A. O. Анализ факторов и последствий быстрой ратификации Парижского соглашения ведущими странами и его вступления в силу // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2017. № 2. URL: http://priroda.ru/lib/detail.php?ID=11741.
Кокорин А. О., Липка О. Н, Суляндзига Р. В. Изменение климата: глоссарий терминов, используемых в работе РКИК ООН. М., 2015.
Копылов М. Н., Басырова Е. Р. Механизм чистого развития в системе гибких механизмов Киотского протокола 1997 года // Евраз. юрид. журн. 2011. № 7.
Краткий обзор хода климатический переговоров ООН (в преддверии 23-ей Конференции Сторон РКИК ООН - КС-23, Бонн, Германия, 6-17 ноября, 2017 г.). 12 декабря 2015 г. // URL: http://infoclimate. org/wp-content/uploads/2017/10/obzor-klim-peregovorov-oct2017.pdf.
«Мосты»: Обзор из Парижа № 3. Парижское соглашение: начало нового пути // International Centre for Trade and Development. 2015. 14 Dec. URL: https://www.ictsd.org/sites/default/files/news/Mosty%20Paris%20 Update%203.pdf.
Сорокина Ю. С. Проблемы международно-правового регулирования торговли квотами на выбросы парниковых газов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
References
Abeysinghe A., Barakat S. The Paris Agreement. Options for an effective compliance and implementation mechanism. L., 2016.
Bang G., Hovi J., Skodvin T. The Paris Agreement: Short-Term and Long-Term Effectiveness // Politics and Governance. 2016. Vol. 4. Iss. 3.
Bodle R., Donat L., Duwe M. The Paris Agreement: Analysis, Assessment and Outlook. Berlin, 2016.
Chronology - Loss and Damage, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc. int/adaptation/workstreams/loss_and_damage/items/7545.php.
Chronology-Adaptation Committee, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc. int/adaptation/groups_committees/adaptation_committee/items/7518.php.
Davydova A. Dobrovol'no-prinuditel'no: kak Parizhskoe klimaticheskoe soglashenie povliyaet na mirovuyu ehkonomiku // Ehkologiya i pravo. 2016. № 2. URL: http://bellona.ru/2016/07/05/climate-economics.
Dupuy P.-M, Kerbrat Y. Droit international public. P., 2011.
Kokorin A. O. Analiz faktorov i posledstvij bystroj ratifikacii Parizhskogo soglasheniya vedushhimi stranami i ego vstupleniya v silu // Ispol'zovanie i oxrana prirodnyx resursov v Rossii. 2017. № 2. URL: http://priroda. ru/lib/detail.php?ID=11741.
Kokorin A. O., Lipka O. N., Sulyandziga R. V. Izmenenie klimata: glossarij terminov, ispol'zuemyx v rabote RKIK OON. M., 2015.
Kopylov M. N., Basyrova E. R. Mexanizm chistogo razvitiya v sisteme gibkix mexanizmov Kiotskogo protokola 1997 goda // Evraz. yurid. zhurn. 2011. № 7.
Kratkij obzor xoda klimaticheskij peregovorov OON (v preddverii 23-ej Konferencii Storon RKIK OON -KS-23, Bonn, Germaniya, 6-17 noyabrya, 2017 g.). 12 dekabrya 2015 g. // URL: http://infoclimate.org/wp-content/uploads/2017/10/obzor-klim-peregovorov-o ct2017.pdf.
Maljean-Dubois S., Spencer Th., Wemaere M. The Legal Form of the Paris Climate Agreement: A Comprehensive Assessment of Options // CCLR. 2015. Vol. 68.
Members of the Adaptation Committee, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http:// unfccc.int/adaptation/groups_committees/adaptation_committee/items/6944.php.
Mogelgaard K., McGray H. When Adaptation Is Not Enough: Paris Agreement Recognizes «Loss and Damage» // World Resource Institute. 2015. 24 Dec. URL: http://www.wri.org/blog/2015/12/when-adaptation-not-enough-paris-agreement-recognizes-%E2%80%9Closs-and-damage%E2%80%9D.
«Mosty»: Obzor iz Parizha № 3. Parizhskoe soglashenie: nachalo novogo puti // International Centre for Trade and Development. 2015. 14 December. URL: https://www.ictsd.org/sites/default/files/news/Mosty%20 Paris%20Update%203.pdf.
Oberthür S. Options for a Compliance Mechanism in a 2015 Climate Agreement // Climate Law. 2014. № 4.
Paris Agreement - Status of Ratification // URL: http://unfccc.int/paris_agreement/items/9444.php.
Provisional WMO Statement on the Status of the Global Climate in 2016 // WMO. 2016. 14 Nov. URL: https://public.wmo.int/en/media/press-release/provisional-wmo-statement-status-of-global-climate-2016.
Smith B. Adapting the Paris agreement // Vermont Journal of Environmental Law. 2016. 18 Apr. URL: http:// vjel.vermontlaw.edu/adapting-paris-agreement-2.
Sorokina Yu. S. Problemy mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya torgovli kvotami na vybrosy parnikovyx gazov: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.
Van Asselt H, Hale T Reviewing implementation and compliance under the Paris agreement // Workshop Background Note, Arizona State University. 2016. April 7-8.
Vinuales J. The Paris Climate Agreement: An Initial Examination (Part II of III) // European Journal of International Law Blog. 2016. 8 Febr. URL: http://www.ejiltalk.org/the-paris-climate-agreement-an-initial-examination-part-ii-of-iii.
Warsaw International Mechanism for Loss and Damage Associated with Climate Change Impacts, U. N. Framework Convention on Climate Change // URL: http://unfccc.int/adaptation/workstreams/loss_and_ damage/items/8134.php.
o
PC
<
e
w
o
X
«
o
<
g w