Ю.А. Плакиткин
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ ТЭК (НА ПРИМЕРЕ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)
Приведены результаты исследований авторов по реализации инноваций и частно-государственного партнерства в отрасли в условиях глобального финансового кризиса. Сформулирована система мер правового и экономического характера, позволяющая интенсифицировать инновационный процесс в угольной промышленности.
Ключевые слова: мировой финансовый кризис, ступени технологического роста, динамика патентных заявок, инновации, меры реализации инноваций, мировые цены нефти, угольная отрасль.
Состояние угольной промышленности в настоящее время во многом определяется текущей мировой макроэкономической ситуацией. Эта ситуация характеризуется развитием мирового финансового кризиса, начало которого связывают с падением цен на главный доминирующий мировой энергоресурс - нефть. Так за I квартал 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цена на нефть упала более чем на 50%. Падение цены на нефть «потянуло» за собой падение цен в других секторах мировой экономики (рис. 1).
Такое падение ценового «ряда» вызвало соответствующее падение объемов производства. При этом среди отраслей ТЭК России больше всего падение объема производства «затронуло», как ни странно, вовсе не нефтяную, а угольную отрасль. Так, в Российской Федерации за выше приведенный период времени добыча угля уменьшилась на 19%, газа - на 17%, нефти - на 1,3%. Почти на 6% снизилось производство электроэнергии (рис. 2).
Известно сильное воздействие горнодобывающих отраслей ТЭК на экономику. Сокращение объемов производства в горнодобывающих отраслях ТЭК России за выше приведенный период времени привело к снижению на 44% внешнеторгового оборота Российской Федерации. При этом на 14% упал индекс промышленного производства, и почти на 27% увеличилась численность безработных в стране (рис. 3), в т.ч. в одной
Р ширм 211® г. ж® отфмш» 11 кмрталу 2111 г.
50% 40% 30% 20% 10% 0% Рис. 1
золото серебро нефть медь олово
Рис. 2
СНИЖЄНЖ<3 (ПХЕШФШШШХ ^ш^мяштишнжшпдштштцгестсит показателей (II квартал 2ІІ9 Го шш> фтпкшшшшшш пє II пширталу 2##1 г*)
Реальные денежные доходы
Индекс
промышленного
производства
Рис. 3
из самых трудоемких отраслей экономики - угольной промышленности.
Представленная ситуация свидетельствует о том, что мировой кризис сильно «ударил» не только по угольной отрасли, но и экономике России в целом. В чем же причина мирового кризиса? Его часто называют финансовым, инвестиционным, экономическим. Но, может быть, за этими «оболочками» скрываются более фундаментальные явления? Для ответа на этот вопрос нами была изучена мировая динамика удельного количества заявок на патенты, приходящихся на 1 миллион человек населения мира за достаточно большой период времени (примерно 130-140 лет). В результате обобщения статистических данных по трем мировым патентным офисам (американскому, европейскому и азиатскому) получена кривая (рис. 4), названная нами «ступенями технологического роста».
В соответствии с этой кривой каждые 25-30 лет роста интенсивности удельного количества заявок на патенты сопровождаются последующим 25-летним периодом снижения этой интенсивности. Такая периодичность вполне объяснима: научно-технические знания, накопленные на этапе роста количества заявок, материализу-
ются в новые технологии, формируемые на этапе снижения их интенсивности.
Прогноз заявок на патенты на 1 млн. чел. Мир всего (шт.)
Рис. 4
Фактически, на ступени снижения интенсивности патентных заявок происходит технологическое обновление мировой экономики. Мир приобретает новый технологический облик.
Сколько таких технологических ступеней было в XX веке?
Всего две: первая - в период 20-45 годов и вторая - в период 70-95 годов.
Третья технологическая ступень, или первая в XXI веке вступает в «действие» в 2010-2011 гг., и продлится примерно до 2035 года.
Фактически, в настоящее время Мир находится в точке «не возврата», когда мировая экономика встала на новый трек своего технологического обновления. На этой технологической ступени уже не объемы потребляемых ресурсов, а эффективное управление ими становится главной доминантой развития экономики. Последующая технологическая ступень войдет в действие примерно в 2050 году и продлится до 2075 года. Какие же технологические преобразования ждут экономику на новой технологической ступени? Для того чтобы понять масштабы будущих преобразований, достаточно провести сравнения технологий - второй и первой ступеней. Отметим лишь самые емкие технологические достижения, которые появились в период второй ступени, и которых не было на
первой. На второй ступени появились: телевидение, ракетостроение, ядерная энергетика, ЭВМ, Интернет, мобильная связь, осуществлена экспедиция на Луну и т.д. Применительно к угольной отрасли осуществлен технологический рывок: фактически от отбойного молотка Стаханова и врубовой машины до комплексной механизации и автоматизации очистных и подготовительных работ при подземной добыче, цикличной и циклично-поточной технологии при открытой добыче. В нефтегазовом комплексе: от простых буровых установок - до плавающих автоматизированных платформ. И такой разрыв между ступенями должен быть приумножен при формировании предстоящей технологической ступени XXI века.
Предстоящая технологическая ступень будет характеризоваться значительным увеличением производительности труда. Так, производительность труда на второй технологической ступени была больше, чем на первой: в целом по промышленности - в 7 раз, по тяжелой промышленности - в 11 раз, в ТЭКе - в 5 раз, в топливной промышленности - более чем 5 раз.
Подобные же преобразования ждут мировую экономику, в т.ч. угольную промышленность при технологическом обновлении на последующей технологической ступени. Очевидно, что с точки зрения экономии живого труда технологическая ступень 2010-2035 гг. будет связана с роботизацией производственных процессов.
Итак, мировая экономика вошла в период нового технологического обновления. Знаковым началом этого обновления явился финансовый кризис. При анализе ступеней технологического роста можно отметить следующую закономерность: начало реализации ступени совпадает с наличием мирового кризиса, а заканчивается переделом мира. Так, период начала ступени 1920-1945 гг. характеризуется «великой депрессией» 1920-1930 гг., а окончание - второй мировой войной и пересмотром границ государств. Технологический уровень 1970-1995 гг. характеризуется на начальном этапе мировым энергетическим кризисом, а на конечном - распадом социалистического лагеря и созданием новых государств в Европе и Азии.
Начало третьей ступени также характеризуется мировым кризисом - теперь уже финансовым и заканчивается ... Необходимо понять: где в этой системе технологических и политико-
экономических переделов «находится» Россия?
Динамика патентных заявок по
странам Мира [шт.]
450000 ■ -400000 ■ -350000 -300000 -250000 ■200000 -150000 100000 50000 0
1960
Рис. 5
Для ответа на этот вопрос сравним интенсивность патентных заявок по отдельным странам мира. Как следует из данных, приведенных на рис.5, несмотря на финансовый кризис, США, Япония и Южная Корея наращивают свой научно-технический потенциал, о чем свидетельствует неуклонный рост в последние годы количества заявок на патенты (рис. 5).
Иначе, чем «взрывообразным» не назовешь характер роста количества патентов, наблюдаемого все последние годы в Китае.
А что же происходит в России?
Россия на протяжении 1970-80-х годов XX века имела паритет по количеству заявок на патенты, и только с конца 1980-х годов количество патентов резко снизилось, достигнув своего «дна». Чрезвычайно обидно, что из этого «дна» Россия не смогла «выбраться» даже в «хлебные годы» периода 2000-2008 гг., когда существовала реальная возможность использовать финансовые ресурсы, обеспеченные российским ТЭКом в условиях высоких цен на нефть. Теперь же России предстоит преодолевать технологический разрыв, но уже в условиях дефицита инвестиций.
Предстоящая технологическая ступень 2010-2035 гг. сменит не только используемые технологии, но и географическое положение. Если первая технологическая ступень (рис. 6)
Рис. 6
была чисто европейской, вторая - в основном, европейской с «примесью» американских технологий, то предстоящая третья ступень 2010-2035 гг. будет азиатско-американской.
Отметим также, что азиатские страны, обладающие самым большим количеством населения, помимо этого «живого» ресурса, дополнительно получают высокий технологический ресурс «давления» на границы России.
Таким образом, следует констатировать, что в отличие от США, Японии и других развитых стран финансовый кризис, конечно же, имеет значение для России, но не первостепенное.
Первостепенное значение для России имеет преодоление кризиса потери технологического потенциала, в том числе в угольной промышленности.
Известно, что патенты и новые технологии базируются на проведенных НИОКР. Какое место в этом процессе занимает Россия? В целом в России на одного исследователя для проведения НИОКР затрачивается в 8 раз меньше средств, чем в передовых технологических странах.
По источникам финансирования НИОКР следует отметить ниже следующее. Если государство еще «стремится» выполнить свои обязательства по финансированию НИОКР, и разрыв по этому источнику составляет 2-3-х кратную величину, то по источнику «бизнес» разрыв колоссальный примерно в 12-13 раз.
Необходимо констатировать, что российский бизнес фактически не вкладывается в НИОКР. В то же время вложения китайского бизнеса в НИОКР на протяжении последних лет почти в 4 раза превышают вложения российского бизнеса. Это в известной степени и объясняет высокую интенсивность патентных заявок в Китае.
У российского бизнеса отсутствует мотивация к спросу на инновации.
Что же необходимо делать?
Представляется необходимым реализовать три постулата:
- первый - любой ценой, в том числе экономического понуждения, создать спрос у российского бизнеса на инновации;
- второй - организовать финансирование инноваций исключительно через реальный сектор экономики; давать финансовые средства банкам бессмысленно, так как банкам, в отличии от реального сектора, все равно, за счет каких проектов получать прибыль;
- третий - каждый выделенный государством рубль должен быть «привязан» к инновациям.
Исходя из этих постулатов, необходимо реализовать ниже следующие меры:
- сформировать постоянно обновляемый список инновационных технологий и патентов на технологии, которые будут поддерживаться государством;
- разработать механизмы предоставления компаниям государственные гарантий, налоговых послаблений, инвестиций в любой форме (кредитной или лизинговой) для финансирования проектов только из сформированного списка технологий или патентов;
- возможна организация при поддержке государства отраслевых инновационно-лизинговых компаний, фактически выполняющих функции венчурных фондов;
- законодательно закрепить собственность разработчиков НИОКР за результаты их интеллектуального труда в случае финансирования НИОКР из средств федерального бюджета;
- в сфере создания инфраструктуры рынка инноваций создать единую информационную систему, в которую может обратиться разработчик для предложения (от стадии идеи до конкретной технологии) ее бизнесу. В качестве такой системы может быть использована действующая в энергетике торгово-закупочная система «В2В Энерго» с порталом «В2В Интехно», позволяющая в режиме сделок по продукции предлагать покупателю ее инновационный аналог, находящийся на конкретной стадии разработки.
В рамках выше указанных мер первоочередным шагом могло бы стать создание государственной инновационно-лизинго-вой компании. Эта компания фактически должна выполнять функции венчурного фонда в угольной промышленности, «вкладываясь» в поставку для угольных предприятий технологий и оборудования, имеющих инновационный характер. В качестве механизма финансирования деятельности компании мог бы стать достаточно отработанный на практике механизм привлечения кредитных средств с компенсацией государством 2/3 процентных ставок. Очень важным в организации работы компании является опасность «скатиться» до тиражирования устаревшего оборудования не отвечающего инновационным критериям. Главной задачей государственной лизинговой компании должна быть поставка и инициирование разработки инновационного оборудования. В этой связи для контроля инновационного характера поставляемых технологий и оборудования в Минэнерго России целесообразно создание координационного Совета отрасли, в рамках научнотехнической деятельности которого ежегодно формировался бы (обновлялся) список инновационных технологий и оборудования для
угольной промышленности. При этом необходимо закрепить условие, заключающееся в том, что лизинговая компания может осуществлять свою деятельность исключительно в пределах сформированных координационным Советом технологий и оборудования.
Дальнейшую работу целесообразно организовать по нижеследующей схеме. Лизинговая компания на основе конкурса между отечественными машиностроительными заводами размещает заказы в соответствии с утвержденным списком технологий и оборудования. При этом очень важным моментом является наличие патентов у машиностроительных заводов на новые технологии и оборудование. Приоритет в конкурсе должны отдаваться технологиям, патенты на которых имеют следующую линейку значимости. Патенты, зарегистрированные в национальном патентном ведомстве и одновременно в международных патентных офисах (так называемые тройные патенты, Америка, Европа, Азия), затем патенты, зарегистрированные только в национальном патентном ведомстве. В этой схеме требует осмысления необходимость ограничений, «накладываемых» на участие в конкурсе заводов. Таким ограничением может быть запрет на срок до 15 лет заключения заводами лицензионных договоров на использование патентов (во всяком случае, на правах исключительного использования) не резидентами. В условиях новой технологической ступени самым главным является даже не наличие мощностей заводов, на которых можно производить инновационное оборудование (хотя для России и это важно), а владение интеллектуальной собственностью (патентами) на изготовление такого оборудования. В XXI веке владение технологическими знаниями является самым перспективным направлением для вложения капитала.
Очень важным является вопрос допуска к конкурсу зарубежных машиностроительных заводов. С целью создания конкурентных условий и возможности реализации кооперационной деятельности машиностроительных заводов, считали бы целесообразным участие в конкурсе и зарубежных заводов. При этом необходимо выполнение нижеследующего условия. Зарубежные заводы должны заключить с лизинговой компанией лицензионное соглашение сроком примерно на 15 лет на использование патентов, в соответствии с которыми будут изготовляться технологии и оборудование. При этом приоритеты в конкурсе следует отдавать зарубежным заводам, заключающим лицензионное соглашение с исключительным правом использования патентов. Эти условия дают возможность лизинговой компании в даль-
нейшем размещать заказы на подобное оборудование и на отечественных заводах.
Создание лизинговой компании по вышеуказанной схеме и ее последующая работа позволяет сконцентрировать в угольной промышленности России высокотехнологические знания, оформленные в соответствующие патенты. Такой приоритетный порядок очень важен с точки зрения ориентации отечественного машиностроения на признанные мировые инновационные технологии.
Угольная отрасль является одной из самых трудоемких отраслей экономики. Социальная ответственность бизнеса в отрасли перед обществом имеет очень важное значение, особенно в сфере сокращения рабочих мест и зарплаты. Учитывая вышеприведенные обстоятельства, в современных условиях развития экономики целесообразно внедрение практики разработки и применения в угольной промышленности отраслевого контракта. Фактически отраслевой контракт в угольной отрасли будет реализовывать форму частногосударственного партнерства по многим функциональным направлениям. С его помощью конкретизируется диалог между бизнесом и государством. Более того, взаимные обязательства и претензии друг к другу по поводу возможного их невыполнения приобретают совершенно конкретный характер. Сторонами отраслевого контракта могут являться Правительство Российской Федерации (в лице Минэнерго России) и угольный бизнес (в лице самых крупных угольных компаний), составляющих в совокупности более 70% объемов годовой добычи. Главной частью отраслевого контракта является индикативный пятилетний план, подготовленный и утвержденный сторонами. Реализация подобного плана, выполняемого сторонами, являлась бы логическим развитием отраслевой системы прогнозных документов, в которой на начальном этапе формировались бы списки инновационных технологий, утверждаемых координационным Советом отрасли. При этом инновационные технологии фактически «предъявляли» бы требования к «Энергостратегии», в рамках которой фиксируются параметры развития отрасли на 20 лет. Индикативный же пятилетний план являлся бы инструментом воплощения вышеприведенных документов в среднесрочной перспективе. Система индикативного пятилетнего планирования должна основываться на видении сторон в установленном горизонте времени относительно ценового и объемного коридора спроса и предложения на угольную продукцию. Формирование плана может осуществляться по системе «возвратных планов», хорошо за-
рекомендовавшей себя на практике. В этом случае угольный топливно-энергетический баланс, как составная часть плана, принимает индикативную форму и утверждается на пять лет. В системе возвратных планов главная задача Минэнерго России состоит в адаптации суммарных планов компаний к прогнозируемому уровню достижения макроэкономических показателей в целом по стране. Помимо формирования пятилетних показателей индикативный план должен включать в себя мероприятия и необходимые нормативные и законодательные акты, которые с участием компаний должны разработать Минэнерго России для принятия их на федеральном уровне. Пятилетний индикативный план должен ежегодно корректироваться, а не выполненные сторонами взятые обязательства и параметры плановых показателей должны обсуждаться на координационном Совете отрасли с целью выявления и фиксации причин их невыполнения и принятия последующих согласованных с бизнесом корректирующих воздействий. Не выполненные в контракте обязательства сторон должны подвергаться взаимными претензиями с целью повышения ответственности сторон за ранее принятые на себя обязательства. Существенная роль в этой конструкции должна принадлежать PR-компаниям. Общественность должна знать, по какой причине произошло не выполнение индикативного плана. Это очень важно с точки зрения общественной оценки работы угольных компаний и Минэнерго России.
— Коротко об авторе -------------------------------------------------
Плакиткин Ю.А. - профессор, доктор экономических наук, академик РАЕН, действительный государственный советник Российской Федерации III кл., Институт энергетических исследований РАН,
E-mail: [email protected]