ГЛОБАЛЬНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АПОКАЛИПСИС И СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУПИКА
Субетто Александр Иванович
доктор экономических наук, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор. Смольный институт Российской академии образования, проректор, Ноосферная общественная академия наук, президент. Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства РФ. г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: subal1937@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме экологического тупика, в котором оказалось современное человечество. Автор полемизирует с теми экспертами, которые видят причину этого тупика в гонке вооружений, особенно ядерных, и общей деградации людей. А.И. Субетто показывает, что это не причины, а следствия, главная же причина заключается в сложившемся глобальном империализме. Выход автор видит на путях ноосферного экологического социализма.
Ключевые слова: экологический тупик; гонка ядерных вооружений; общая деградация людей; глобальный империализм; ноосферный экологический социализм
Код УДК: 330.1
Annotation. Article considers an actual problem of the ecological deadlock of a modern mankind. Author polemicizes with those experts who see the reason in race of arms, especially nuclear, and the general degradation of people. A.I. Subetto shows that these factors are not the reasons, but consequences. The main reason though consists in the existing global imperialism. The author sees an exit in the noospherical ecological socialism.
Keywords: ecological deadlock; race of nuclear weapons; general degradation of people; global imperialism; noospherical ecological socialism
Тревога по поводу будущего в судьбе человечества, вызванная экологическим кризисом мирового масштаба, который (по оценке автора, к которой он пришел 25 лет назад) уже перешел в первую фазу Глобальной экологической катастрофы, становится в определенных кругах научной и культурной интеллигенции достаточно распространенной. Всемирный философский форум предложил недавно для обсуждения широкий интеллектуальной общественностью документ под названием «Всеобщая социализация человечества через единообразное гражданское образование», в котором, с одной стороны, фиксируется высокая вероятность глобальной катастрофы, а с другой стороны - деградация среднего человеческого менталитета, которую авторы документа считают основной причиной наблюдаемого глобального ухудшения. При этом напоминается, что ученые-атомщики, среди которых 19 лауреатов Нобелевской премии, настаивают, что Земля сейчас ближе к антропогенному Судному дню (концу света), чем это было в течение более чем 30 лет из-за
глобального потепления и ядерного оружия. По их мнению, вероятность глобальной катастрофы очень высока, и действия, необходимые для снижения риска бедствий, должны быть приняты как можно скорее. Сегодня неконтролируемые изменения климата и гонка ядерных вооружений, осуществляемая в целях модернизации огромных арсеналов оружия, представляет собой чрезвычайные и неоспоримые угрозы дальнейшему существованию человечества».
Итак, тревога высказана. Она, как «степной пожар», быстро распространяется среди мыслящих людей, в том числе и среди такой мыслящей «элиты», каковой являются философы и ученые мира. А вот правильная диагностика происходящего, по-моему, или «замалчивается», или же по тем или иным причинам не ставится.
Можно ли считать невежество масс людей, живущих на разных материках планеты, главной причиной соскальзывания человечества в пропасть экологической катастрофы и соответственно экологической гибели, как то утверждают и авторы документа «Всеобщая социализация человечества через единообразное гражданское образование»? - По моей оценке, нет.
Главная причина - в системе Глобального империализма на базе строя мировой финансовой капиталократии, ядром которой является империализм США и Великобритании, т.е. англоамериканского мира.
В «Манифесте ноосферного социализма», опубликованном в России в 2011 году, я прямо указал, что капитализм, в последней фазе своего развития - в фазе глобального империализма, превратился в экологического могильщика человечества [1, с. 20-27]. В монографии «Западня глобализации» немецкие мыслители Г.-П. Мартин и Х. Шуманн показали, со ссылкой на высказывание нью-йоркского банкира Ф. Рохатина, что «смертельный потенциал, заложенный в сочетании новых финансовых методов торговли, может способствовать началу разрушительной цепной реакции. Сегодня мировые финансовые рынки опаснее для стабильности, нежели атомное оружие» [2, с. 83].
Сложившийся строй мировой финансовой капиталократии, с подчиненными ему «пирамидами» банковского капитала, транснациональных компаний (ТНК) и рынка, экологически слеп, исповедует социал-дарвинизм и мальтузианство, превратился в антиэкологическую систему глобального империализма [3], изготовившегося, под давлением мирового финансового кризиса, к развязыванию III «горячей» мировой войны (с целью спасения доллара и установления контроля над мировыми ресурсами).
Г.А. Зюганов в недавней статье «Новое оружие глобалистов» показывает, что «глобалисты», в его терминологии, т.е. мировая финансовая капиталократия, стоящая во главе системы глобального империализма, «нацеливается на то, чтобы их мировое господство стало абсолютным и безоговорочным» [4]. За этим, пишет Г.А. Зюганов, стоит стремление США, т.е. глобального империализма, «переделать мир под собственные о нем представления» [там же]. Он бьет тревогу, что «соглашения» под названием «Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство между США и Евросоюзом» (ТТИП) и «Транстихоокеанское партнерство» (в число участников которого США пытаются включить Канаду, Японию, Чили, Мексику, Малайзию, Перу) фактически превращаются в механизмы империалистической колониальной политики, призванной поставить весь мир под свой контроль. Уже эти «соглашения» позволят США контролировать 2/3 ВВП [там же].
На уровне «интеллекта» на вершине пирамиды мировой капиталократии складывается особая классово-расистская ментальность, на порядок более страшная по отношению к решению глобальных экологических проблем, чем просто невежество широких масс, которое, кстати, специально порождается диктатурой власти Капитала-Фетиша, которого можно уподобить «власти Капитала-сатаны». Известный современный российский историк А. Фурсов, уже давно занимающийся исторической логикой генезиса современного западного капиталистического общества, пишет о феномене «аутофобии», как «идейно-поведенческом комплексе тех групп,
которые стремятся к таким формам эксплуатации населения, которые сформированы Западом-Капиталом» [5].
Президент Франции Франсуа Миттеран в 1995 году, на Всемирном форуме в Копенгагене, сформулировал Вопрошание и к самому себе, и к мыслящей части человечества: «Я задаю себе вопрос, сумеем ли мы предотвратить превращение мира во всеохватывающий рынок, где господствует закон сильного, где главной целью является получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки, где спекуляции за несколько часов сводят на нет плоды труда миллионов людей? Я спрашиваю себя - не отдаем ли мы будущие поколения игре этих слепых сил? Сумеем ли мы создать международный порядок, основанный на прогрессе и прежде всего на социальном прогрессе?» [6, с. 10]. Это вопрошание Миттерана отражало обеспокоенность судьбой будущих поколений людей, которых может лишить благополучия всеохватный мировой рынок с законом господства «сильного», т.е. того, у кого сосредоточен, общественный по своему происхождению, капитал, т.е. капиталократии. И в это же время, чуть раньше, в 1991 году был написан по заказу Мирового банка доклад под руководством известных экономистов-экологов Гудленда, Дейли и Эль Серафи, который вынес своеобразный вердикт: в экологически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок как механизм развития, а я добавлю, следовательно, и капитализм, -исчерпал себя.
По этому поводу я писал в «Манифесте ноосферного социализма»: «Признание Ф. Рохатина и коррелированное с ним вопрошание Ф. Миттерана в рамках системы глобального капитализма -мирового империализма, в ядре которой прячется мировая финансовая капиталократия, своеобразный управляющий Глобальный Капитал-Мегамашиной, не имеют ответа. Слепая энергия стихийно-разрушительных сил, накопленная внутри пирамид капиталократии и рынков, а также стоящей за ним Глобальной Капитал-Мегамашиной, уже выходит из-под контроля, вырываясь на свободу, формируя с 2008 года глобальный финансовый кризис, переходящий в эпоху краха капитализма, либерализма и рынка, которая на фоне первой фазы Глобальной экологической катастрофы, грозит стать ускорителем экологической гибели человечества, если оно через ноосферно-социалистическую революцию не перейдет на ноосферную парадигму своей истории» [1, с. 25].
Иными словами, проблема не в потеплении климата, не в накоплении ядерного оружия, которые грозят будущими бедами человечеству, и даже не в деградации менталитета человечества и его «элиты», - это все не причины, а следствия, отражающие главную причину возможной экологической гибели человечества в XXI веке, кроющуюся в антиэкологической -антиноосферной сущности капитализма, строя мировой финансовой капиталократии, системы глобального империализма как таковых.
Путь экологического спасения человечества в XXI веке пролегает через строй Ноосферного Экологического Духовного Социализма, который обеспечивает становление научно-образовательного общества и единственную модель устойчивого развития - управляемую социоприродную эволюцию на базе общественного интеллекта.
Обоснованию этого положения, теоретическим основам ноосферного социализма и логике перехода к ноосферной парадигме новой истории, как истории на базе доминирования закона кооперации, планетарной кооперации народов этносов, мира без войн, эксплуатации и насилия, как мира Ноосферно-Космической Гармонии, я посвятил целый цикл монографий и 13 томов своих «Сочинений».
Здесь же нужно задать вопрос: «Возможно ли создание «гражданского образования в соответствии с глобальной эрой», если не затрагивается принципиальный вопрос - вопрос абсолютного отрицания Её Величеством Природой рыночно-капиталистической системы бытия с
ее институтом частной собственности на средства производства, с эксплуатацией человека человеком, которая неминуемо порождает антиэкологическую форму природоистребления, с делением на капиталократию и трудящихся, на работодателей и наемный труд, порождающим отчуждение человека - вначале от плодов своего труда, затем от себя самого и, в конце концов - от Природы, оборачивающееся его экологической гибелью?» - Нет, невозможно.
В «Манифесте борьбы против глобального империализма» (2004) я указывал на тотальность глобального империализма, который любые системы жизнеобеспечения и социальные институты превращает в инструменты своего господства над ресурсами мира и ментальностью людей. Он породил духовно-информационные войны, в которых и культуры, и образование становятся «полем» империалистической агрессии [7]. На «американский культурный империализм» указывал в 90-хгодах ХХ века министр культуры Франции Жак Лан. «Соединенные Штаты как «сверхдержава массовой культуры» (Лан) будут не только решать, каким быть зрелищам, но и выдавать хлеб» [2]. Наряду с «культурным империализмом» существует «образовательный империализм», направленный на «образовательную колонизацию» той или иной страны. Я писал в этом «Манифесте»: «Образовательный империализм» есть стратегия подчинения сознания колонизируемых народов власти мировой финансовой капиталократии через трансформацию образования в «колониальное образование», через снижение уровня образования, поддержание невежества населения стран «периферии» метрополии глобального империализма, более того -постоянное воспроизводство этого невежества. Один из инструментов разрушения образования, в странах подвергающихся образовательной колонизации, - подчинение политики в области образования рыночному фундаментализму» [7, с. 22]. Именно об этом недавно говорила кандидат исторических наук Ольга Четверикова в своем интервью корреспонденту газеты «Завтра» Дмитрию Перетолчину под названием «Образование наизнанку» [8]. В заключении она подчеркнула: «... нынешняя система образования ведет к тотальному размыванию наших традиционных ценностей. Применение новейших «продвинутых» образовательных и психологических концепций и методик имеет разрушительные последствия. Они изначально были направлены на дерационализацию сознания, поощрение мировоззренческого и нравственного релятивизма.» [8].
Поэтому само суждение «гражданское образование в соответствии с глобальной эрой» уже рождает вопрос: «А не скрывается ли за этим понятием глобальный образовательный империализм, направленный на управление ментальностью человечества в интересах своего господства над миром?».
Прежде чем говорить о «глобальном гражданстве», необходимо установить на Земле мировое общество глобальной и социальной справедливости, т. е. ноосферно-социалистический строй на Земле, делающий равными между собой всех людей и все народы.
Да, еще Н.Н. Моисеев говорил, что путь в «Эпоху Ноосферы» лежит через «Систему учитель». Человечество нуждается в системе ноосферного образования, в осуществлении ноосферно-ориентированного синтеза всех наук. И это происходит. Путь человечества к прогрессу лежит через борьбу за ноосферный социализм, которая смыкается с его борьбой за свое экологическое выживание.
По моим оценкам, Человеческий Разум появляется на Земле не случайно, а закономерно, как один из результатов проявления действия метазакона «оразумления» всего Космоса в процессе его прогрессивной эволюции. Появляется как Разум Биосферы. XXI век - это Роды Действительного, Ноосферного, а значит - и Биосферного, Разума Человечества! И как любые Роды, они смертельны: в них кроется и опасность «выкидыша мертворожденного».
Ноосферный Прорыв, в том числе через установления ноосферного научно-образовательного общества, вот в чем нуждается человечество, что диктует ему Большая Логика Социоприродной Эволюции на Земле!
ЛИТЕРАТУРА
1. Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма/ А.И.Субетто [Текст]. - СПб. - Кострома: Астерион, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. - 108с.
2. Мартин, Г.-П. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию/ Г.-П.Мартин, Х.Шуманн [Текст]. - М.: Изд. дом «Альпина», 2001.
3. Субетто, А.И. Капиталократия и глобальный империализм/ А.И. Субетто [Текст]. - СПб.: Астерион, 2009. - 572с.
4. Зюганов Г. А. Новое оружие глобалистов / Г. А. Зюганов // Советская Россия. - 2015. - 18 июня (№ 63). - С. 1, 2.
5. Светочи мрака. Феномен предательства глазами изборцев // Завтра. - 2015. - № 26 (1127). - С. 1, 3.
6. Новая парадигма развития России : (комплекс. исслед. пробл. устойчивого развития) : энцикл. монография / [Л. И. Абалкин, В. В. Аксенов, Ю. П. Алтухов] ; под ред. В. А. Коптюга [и др.] ; Рос. акад. наук, Ин-т машиноведения им. А. А. Благонравова [и др.]. - М. : Academia : МГУК, 1999. - 459, [12], VI с.ил., портр.
7. Субетто, А.И. Манифест борьбы против глобального империализма. Изд. второе/ А.И.Субетто [Текст]. - СПб.: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. - 38с.
8. Четверикова О. «Образование наизнанку» : [корреспондент газеты «Завтра» беседует с кандидатом исторических наук Ольгой Четвериковой] / О. Четверикова // Завтра. - 2015. - № 26 (1127). - С. 5.