Научная статья на тему 'Глобальный эволюционизм как методологическая основа формирования физической картины мира XXI В. . '

Глобальный эволюционизм как методологическая основа формирования физической картины мира XXI В. . Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1515
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ / ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ / СУПЕРСИММЕТРИЯ / ВСЕЛЕННАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА / КОСМОЛОГИЯ / ВАКУУМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раджабов Осман Раджабович

Рассмотрены основные методологические положения и особенности становления физической картины мира в условиях глобального эволюционизма. Дана характеристика и анализ физических открытий в области физической науки в начале XXI в., которые заставили по-новому осмыслить закономерность развития материального мира. Глобальный эволюционизм выступает как методологическая основа, целью которого является создание естественнонаучной модели универсальной эволюции подчиняющейся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многогранном, онтологическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальный эволюционизм как методологическая основа формирования физической картины мира XXI В. . »

глобальный эволюционизм как методологическая основа формирования физической картины

МИРА XXI в.

I О.Р. Раджабов

232

Аннотация. Рассмотрены основные методологические положения и особенности становления физической картины мира в условиях глобального эволюционизма. Дана характеристика и анализ (физических открытий в области физической науки в начале XXI в., которые заставили по-новому осмыслить закономерность развития материального мира. Глобальный эволюционизм выступает как методологическая основа, целью которого является создание естественнонаучной модели универсальной эволюции подчиняющейся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многогранном, онтологическом пространстве.

Ключевые слова: глобальная, эволюционизм, методология, универсальная, суперсимметрия, Вселенная, физическая картина, космология, вакуум.

Summary. The basic methodological positions and features of formation of a physical picture of the world in the conditions of global evolutionism are considered.. The characteristic and the analysis of physical opening in the field of a physical science in the beginning of the XXI-st century which have resulted in a new fashion is given to comprehend law of development of a material world. Global эволюционизм acts as the methodological basis which purpose is creation of natural-science model of universal evolution submitting to the general fundamental laws and developing in complete many-sided, ontologic space.

Keywords: global, evolutionism, methodology, universal, the supersymmetry, Installed, a physical picture, cosmopolitan, vacuum.

Идея эволюции — это одна из тех греческая трагедия, особенностью ко-

немногих идей, которая, прежде торой является регулярно повторяю-

чем войти неотъемлемой частью в на- щаяся цикличность в действии: каж-

учное сознание, прошла в острой по- дое действие завершается регулярно

лемике через века. Первоначально повторяющимися хоровыми пениями.

подход человека к природе явно но- На всем протяжении трагедии в ха-

сил квазистационарный характер: в рактере персонажей (при любом вре-

греко-римской античности «стацио- менном интервале) не наблюдается

нарное» миропонимание лежало в ос- никакой эволюции. За сугубо постано-

нове мировоззрения всей эпохи. Это вочной символикой проглядывается

подтверждается многими примерами. вполне определенный способ миропо-

Наглядным художественным воплоще- нимания, о чем свидетельствует сце-

нием такого миропонимания служит ническая трактовка характера героев.

Преподаватель XX 1 / 200д

1ЕК

Подобное же характерно и в отношении к познанию окружающего мира. Так, Фалес ввел понятие праматерии, которое выражает единую субстанцию, лежащую в основе всего многообразия окружающего мира: с этой точки зрения все изменения, протекающие в физических явлениях, не более чем иллюзия.

Таким образом, можно определенно утверждать, что основным принципом древнегреческого миропонимания является отсутствие в мировоззренческих установках представлений

0 необратимом характере изменения вещей, то есть отсутствие идей эволюции в представлениях о мире.

Восточное и европейское средневековье не внесло ничего принципиально нового в эту картину мироздания, хотя и оживило ее рядом ярких, ранее неизвестных деталей. И лишь в новоевропейской философии И. Канту впервые удалось потрясти основания исторически сложившегося мировоззрения, создав теоретическое обобщение, выходящее за пределы господствующей тогда научной парадигмы. Блестящей иллюстрацией сказанного может служить следующее высказывание И. Канта: «Мироздание с его неизмеримым величием, с его сияющим отовсюду бесконечным разнообразием и красотою приводит нас в безмолвное изумление. Но если представление обо всем этом совершенстве поражает наше воображение, то, с другой стороны, разум восторгается по-иному, видя, сколько великолепия, сколько величия вытекает из одного всеобщего закона согласно вечному и строгому порядку» [3, 201]. Таким всеобщим законом, по Канту, является принцип развития, с помощью которого Кант пытался истолковать про-

исхождение и источник движения космических объектов.

В эпоху Нового времени доминирующим мировоззренческим ориентиром выступила классическая картина мира, в которой поворот от «бытия» к «становлению» все еще не был даже обозначен. Хотя следует отметить, что явные признаки такой необходимости шаг за шагом стали пробивать себе дорогу в различных отраслях естествознания XVIII в.: в биологии (Ламетри, Гете), в геологии (Бюф-фон, Ломоносов), а позднее (вторая половина XIX в.) и в физике (Клаузи-ус, Томсон, Больцман).

Особый импульс развитию эволюционных идей придал Дарвин, который сформировал основные принципы эволюционной теории. Двигателем органической эволюции, ее формирующим фактором в теории Дарвина оказывается среда, которая заставляет живое эволюционировать через посредство «передаточного механизма» естественного отбора случайных мутаций, направленного на выживание наиболее адаптированных к среде 2ДД особей.

Позиция Дарвина получила неожиданное подкрепление в физике и космологии. В первом случае речь идет о трактовке энтропии как меры беспорядка и закона возрастания энтропии в любой физически замкнутой системе. Экстраполяция этого закона на систему всех физических систем (Вселенную) привела к неоднозначному и небесспорному в мировоззренческом отношении выводу о «тепловой смерти» Вселенной.

Суть поворота от «бытия» к «становлению» в ХХ в. связана с ревизией традиционного принципа объективности (невозможность индивидуали-

!ЕК

зации микрочастиц), разрушением привычного понимания неоднозначности онтологии вещности. Данность объекта трансформируется в зависимости от процедурно-семантической базы исследований и не постулируется aprюri с использованием процессуальных описаний (возникающие в лоне динамических моделей обратных связей понятия взаимовлияния, конструктивного самодействия, самоорганизации).

В космологии преобладающей была точка зрения, согласно которой изменению подвержены лишь отдельные элементы космоса (планеты, звезды и их системы), но сама Вселенная как единое целое статична или в лучшем случае — стационарна. Лишь открытия А.А. Фридмана положили начало коренному пересмотру представлений о Вселенной. Суть этих изменений связана с тем, что Вселенная как единая система является эволюционирующей. Последующие исследования действительно показали, что наша Вселенная является нестацио-2д4 нарной эволюционирующей системой. Доказательство эволюционного характера Вселенной положило начало смене концептуального видения мира, к изменению стиля научного мышления и научной картины мира. Современное научное астрофизическое и космологическое познание характеризуется осознанием целостности и глобальности своих объектов исследования и их всесторонней взаимосвязанностью.

На основе обобщения эволюционных знаний, полученных в различных областях естествознания, в аспекте изучения интегративных явлений в науке стали говорить об идее «глобального эволюционизма». Глобаль-

Преподаватель XXI

ный эволюционизм выступает как концепция, подход, целью которого является создание естественнонаучной модели универсальной эволюции, выявление общих законов природного процесса, связывающего в единое целое космогенез, геогенез, биогенез.

В начале необходимо остановиться на выяснении смысла употребления термина «универсальная» по отношению к понятию «эволюция». Понятие универсальности используют в двух смысловых значениях: относительном и абсолютном. Постулативно можно провозгласить, что относительно универсальные понятия применимы ко всем объектам, известным в данную историческую эпоху, а абсолютно универсальные применимы как ко всем известным объектам, так и к любым объектам за пределами данного исторически ограниченного опыта. В этой связи возникает вопрос: на какой тип универсальности претендует понятие «глобальный эволюционизм»?

Известно, что такие универсальные понятия, как качество, количество, пространство, время, движение, взаимодействие и т.п., являются результатом обобщения теорий, относящихся как к природе, так и к обществу. Понятие «глобальный эволюционизм» имеет аналогичное происхождение, являясь обобщением эволюционных знаний разных областей естествознания: космологии, геологии, биологии. Таким образом, можно утверждать, что понятие «эволюция», аналогично изложенному выше, является универсальным. Все такие относительно универсальные понятия безусловно содержат абсолютно универсальную компоненту, и поэтому термин «глобальный» в контексте понятия «эво-

- 1 / 2009

люция» и указывает на наличие такой компоненты.

В формировании концепции космологического эволюционизма важнейшая роль принадлежит двум концептуальным схемам: теории «Великого объединения» и суперсимметрии. Согласно этим схемам вся природа, в конечном счете, подчинена действию некой суперсилы, проявляющейся в различных «ипостасях». «Эта сила достаточно мощна, — пишет П. Девис, — чтобы создать нашу Вселенную и наделить ее светом, энергией, материей и придать ей структуру. Но суперсила — нечто большее, чем просто созидающее начало. В ней материя, пространство-время и взаимодействие слиты в нераздельное гармоничное целое, порождающее такое единство Вселенной, которое ранее никто и не предполагал» [1, 10-11]. Начальное состояние Вселенной, определяемое суперсилой, вполне могло быть предельно простым, но по мере быстрого расширения и охлаждения начала вырисовываться знакомая структура окружающего нас мира. «Можно сказать, что высоко упорядоченная и тонко организованная Вселенная, которую мы наблюдаем сегодня, образовалась в результате "отвердевания" бесформенного однородного сгустка, рожденного "Большим взрывом"» [1, 13].

В теории разрабатываются различные варианты сценария эволюции Вселенной. Хотя они существенно отличаются друг от друга, но наиболее перспективные из них имеют одну важную особенность, которая заключается в наличии представлений о существовании инфляционной стадии эволюции Вселенной — стадии экспоненциального раздувания Вселенной.

В рамках инфляционных теорий удается решить ряд космологических проблем, а также предсказать наличие «островной» структуры Вселенной, что является следствием различных типов нарушения симметрии в разных мини-Вселенных. С этой точки зрения и сама жизнь оказывается результатом вполне конкретной цепочки определенным образом нарушенных симмет-рий исходного вакуума.

В рамках инфляционных моделей получены объяснения причины «Большого взрыва», основанного на действии суперсилы, а также ответы на такие вопросы, как и почему он был столь большим и почему принял такой характер. Переход Вселенной буквально из «ничего» в физическую реальность произошел самопроизвольно, наподобие извержения. Такая возможность связывается с тем, что «ничто неустойчиво» и что физическая Вселенная спонтанно возникла из «ничего», управляемая лишь законами физики. «И только с возникновением теории суперструн и инфляционной космологии произошли существенные 295 продвижения в решении этого вопроса за счет квантовых флуктуаций вакуума в раздувающейся Вселенной, которые и вызвали первичные гравитационные возмущения» [6, 146]. Таким образом, идея саморазвития в физике наполняется предметным содержанием при предположении, что в основе известных физических взаимодействий лежит единая фундаментальная суперсила со «скрытыми суперсим-метриями». Это приводит к выводу о новых механизмах самоорганизации материи, ее качественной дифференциации и позволяет включить представления синергетики в методологию физики. Конкретизацией при-

!ЕК

нципов материального единства мира и развития является понимание эволюции Вселенной как процесса самоорганизации и самодетерминации, заложенных еще на самых фундаментальных уровнях материи (физический вакуум) [4, 52].

При таком подходе весь мир управляется единой суперсилой, которая представлена перед нами разными гранями. Последние связаны между собой суперсимметричным образом, которое спонтанно нарушено на уровне наблюдения. При этом спонтанное нарушение симметрии отражает характер глобальной эволюции и по-новому решает вопрос о единстве физического знания. Основание этого единства лежит в смысловом содержании глобального эволюционизма. Действительно, механизм «расщепления» суперсилы на известные типы физических взаимодействий и особенности дальнейшей дивергенции фундаментальных взаимодействий всецело определяются характером спонтанных нарушений суперсиммет-пцп рии и симметрии взаимодействий. Однозначно можно констатировать, что принцип спонтанного нарушения симметрии отражает процессы самоорганизации и системного самоусложнения, которые задают направленность космологической «стрелы времени», а по отношению к физическому знанию выступает как основа для упорядочения и систематизации физического знания, как целевая и нормативная установка познания.

Таким образом, без обращения к идее спонтанного нарушения симметрии (важнейшей концепции современных вариантов квантовой теории поля) оказывается в принципе невозможно выявление глобальных меха-

Преподаватель XXI

низмов самоорганизации материи и «адаптации» принципа развития в отражении процессов в неживой природе. Нынешний же уровень понимания и описания этих процессов говорит о существенной незавершенности процесса создания единой глобальной картины мира. Однако уже сейчас в этом плане можно сделать ряд важных выводов:

1. Эволюция физических форм материи есть единый, целостный, глобальный процесс, отражающий способ существования Вселенной. Причем характер эволюции материи в существенных чертах отражается принципом спонтанного нарушения симметрии.

2. Эволюция физической формы материи есть глобальный процесс развития от простого к сложному, от низшего к высшему, от симметрии к асимметрии, в результате которого происходит усложнение структуры материи и характера связей и взаимодействий между различными материальными системами, дифференциация и увеличение качественного многообразия физических объектов.

3. Само понимание эволюции Вселенной невозможно строить лишь на основе физических теорий, экспериментальных данных и астрономических наблюдений. «Необходимо, — пишут по этому поводу В.И. Жог и В.Н. Князев, — осознание принципиальной корреляции между теми или иными фундаментальными физическими идеями и общемировоззренческими позициями (диалектика единства и множества, абсолютного и относительного, объективного и субъективного и др.). Под этим углом зрения происходят изменения процесса формирования современной физической

- 1 / 2009

картины мира. Последняя, стремясь к идеалу выявления объективной истины, должна учитывать реальную сложность когнитивного, практического и ценностного отношения субъекта к объекту сквозь призму современных условий» [2, 30]. Это означало не только начало нового подхода к изучению Вселенной, но и коренную перестройку самых общих представлений о Вселенной. Если прежние космологические построения призваны были описывать главным образом наблюдаемую (стационарную) структуру Вселенной, то в модели Фридмана центральной является идея нестационарности (эволюции). Фридман при решении уравнений общей теории относительности совершенно четко сформулировал начальные и граничные условия, которые получили название основных космологических постулатов. Основные космологические постулаты (изотропность и однородность Вселенной), выдвинутые вначале из соображений простоты и симметрии, оказались настолько сильными предположениями, что из них следовали многие основные черты эволюции Вселенной [5, 97]. Хотя это не означало отсутствие всяких сил, обуславливающих эволюцию Вселенной, но постулаты единообразия чрезвычайно сильно сужают выбор геометрии Вселенной. В частности, наблюдаемая Вселенная трехмерна, а трехмерное пространство может соответствовать космологическим постулатам лишь в следующих трех случаях: 1) если пространство характеризуется постоянной отрицательной кривизной (пространство Лобачевского); 2) если пространство имеет нулевую кривизну (пространство Евклида); 3) если пространство определяется положительной кривизной (про-

странство Гаусса). Хотя фридмановс-кая космология согласуется со всеми наблюдательными данными, но в рамках анализа замкнутости и самосогласованности этой модели возникают многие проблемы, среди которых наиболее существенными являются две: проблема начальной сингулярности и проблема горизонта.

Таким образом, в великом слиянии теории физики высоких энергий и теории «Большого взрыва» находит свое выражение истинная диалектика. Этот всеохватывающий синтез физики высоких энергий и космологии демонстрирует объективную диалектическую противоречивость симметрии, ее сохранения и нарушения. В свою очередь, диалектика принципов симметрии и спонтанно нарушенной симметрии в теориях «великого синтеза» отражает глубокое сущностное единство мира элементарных частиц и всей Вселенной. Иначе говоря, симметрии несут в себе важнейшую информацию о квантово-динамиче-ских законах материи, господствующих как в мире элементарных частиц, так и в мире космических объектов. Более того, можно отметить, что принципы симметрии и спонтанно нарушенной симметрии в формировании и развитии моделей эволюции Вселенной, в синтезе квантовой теории поля и космологии выступают в качестве упорядочивающих, организующих, структурообразующих и системообразующих принципов.

Смысл принципа универсального эволюционизма состоит в том, чтобы представить все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики, как це-

297

7.

лостный процесс самоорганизации 3. всего сущего, подчиняющийся общим 4. фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном пространстве.

На основе идей универсального 5 эволюционизма в настоящее время ведутся разработки программы универ- 6. сальной истории. Есть основания предполагать, что фундаментальным фактором, который определяет онтологическое единство всех эволюционных процессов, развивающихся на разных уровнях реальности, являются нелокальные и атемпоральные семантические протоструктуры квантового вакуума. Можно говорить о существовании универсальной космологической эволюционной триады: семантические протоструктуры квантового вакуума, поле кручения пространства, процессоры эволюционирующих объектов. Один из принципов универсального эволюционизма выражается в постулате: в мире ничего не происходит, кроме кручения пространства и изменения его кривизны.

2дД Что касается физики кручения и гипотезы семантики квантового вакуума, то один из наиболее авторитетных специалистов по нелинейной науке, Э. Ласло, дал ей такую оценку: «Вселенная, описываемая теорией с передачей сигнала по вакууму, значительно более взаимосвязана, чем мир относительности Эйштейна. Открытие этого поля означает фундаментальный сдвиг в картине мира» [7] .

ЛИТЕРАТУРА

1. ДевисП. Суперсила. — М.: Мир, 1986.

2. Жог В.И., Князев В.Н. Концепция супервзаимодействия и единство физического знания // Философские науки. — 1991. — № 7.

Кант И. Соч.: В 6 т. - М., 1963. - Т. 1. Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии: Мировоззренческие и методологические аспекты. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987. Розенталь И.Л. Геометрия, динамика, Вселенная. — М.: Наука, 1987. Трароев Я.В. Современная космология — взгляд извне // Вопросы философии. — 2006. — № 2. Laszlo Y. The Whispering Pound. A Pcpsonal Guide to the emerping Vision of Science. Rockport Ma, 1996. Щ

Преподаватель XXI_

]EK

1 / 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.