Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
так, как будто весит в десять раз больше», - объясняет Давид Шрамм, профессор Чикагского университета. Чтобы объяснить это, ученые решили списать недостаток массы на призрачные, выдуманные субатомные частицы, называемые «нейтрино». Сначала нейтрино считались невесомыми, но, когда стало нужно, им приписали массу, чтобы «обнаружить» недостающую массу галактики [4].
Существуют альтернативные теории происхождения Вселенной. Основной гипотезой до теории Большого Взрыва была теория стационарного состояния. Согласно ей, материя, пространство и время существовали всегда. Но тут же возникает логичный вопрос - почему сейчас никому не удается создать материю и энергию [1]?
Мартин Боджовальд разработал другую теорию. Он говорит о Большом Хлопке (Big Bounce), сопровождающем быстрое расширение нынешней Вселенной после сжатия предыдущей. У Вселенной в момент максимального сжатия объем не был бесконечно малым, а плотность и энергия - бесконечно большими, как в теории Большого Взрыва. Эта теория так же и описывает предысторию Вселенной [5].
Модель Хойла. Эта модель вошла в историю науки как Космология стабильного состояния. Она провозгласила полное равноправие не только всех точек пространства (как у Эйнштейна), но и всех моментов времени: Вселенная расширяется, но начала не имеет, поскольку всегда остается подобной себе самой. Геометрия пространства в этой модели
остается плоской, как и у Ньютона. Он установил, что в каждом кубометре пространства в течение 300 тысяч лет рождается всего одна частица. Эти процессы слишком медленные по человеческим меркам, поэтому приборы их не регистрируют [6].
Другая теория, которая обсуждается космологами, - это пространственно-временные туннели или «космические норы». В различных версиях этой теории космические туннели рассматриваются как переходы, связывающие прошлое и будущее или даже различные Вселенные.
Существуют модели бесконечно пульсирующей и бесконечно делящейся Вселенной; теория «белой дыры» - квазара, фонтаном извергающего галактики; теория существования во Вселенной разумного творца и др. Несмотря на все разнообразие, окончательный выбор - за потомками.
Библиографические ссылки
1. URL: http://www.goldentime.ru/Big_Bang/18.htm.
2. URL: http://www.biblicaldiscovery.
3. URL: http://www.iufo.ru/verna-li-teoriya-bol-shogo-vzryva/
4. URL: http://klein.zen.ru/old/Large_bursh_new.htm.
5. URL: http://www.sunhome.ru/journal/16239.
6. URL: http://ezotera.ariom.ru/2006/08/26/vzryv.html.
© Рябенко Е. А., Зайцева Ю. О., Синюк Н. С.,
Снежко А. А., 2010
УДК 304.444
Д. Е. Смолякова, Д. А. Галицкая Научный руководитель - М. С. Эльберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
Рассматривается понятие универсального эволюционизма как основы современной научной картины мира, предпосылки его возникновения и принципы, отражающие тесную взаимосвязь и единство всех составляющих Вселенной.
Долгое время о единой научной картине мира только мечтали; теперь этот идеал - целостную картину, объединяющую представления о неживой природе, органическом мире и социальной жизни на единых общенаучных принципах - можно себе представить. Основания многих научных дисциплин предстоит пересмотреть, переосмыслить. Это - составная часть большой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху.
Общенаучная картина мира сегодня строится на основе универсального эволюционизма, как на альтернативном решении проблемы ранее несовместимых понятий классических естественных и гуманитарных наук, объединяющего идеи системного, эволюционного и термодинамического подходов.
Универсальный (глобальный) эволюционизм -это некий принцип, рассредоточивающий эволюци-
онные идеи, ранее получившие обоснование в биологии, астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассматривающий неживую, живую и социальную материи как единый универсальный эволюционный процесс [1].
Одним из принципов универсального эволюционизма является системный подход. Системное рассмотрение объекта предполагает выявление целостности исследуемой системы, ее взаимосвязей с окружающей средой. Практически все объекты, исследуемые современной наукой, носят системный характер. Примером тому может служить системность в экологии, описанная знаменитым американским ученым Б. Коммонером в виде четырех принципов и законов охраны природы, известных как «экологические законы Коммонера». Все эти законы, а главным образом первый из них, который звучит так:
Секция «Концепции современного естествознания»
«все связано со всем», представляют собой, по сути, формулировку принципа единства Вселенной и являются весомым элементом в структуре теории глобального эволюционизма [2].
Следующий подход, лежащий в основе глобального эволюционизма - эволюционный. Исходя из факта наличия эволюции мира на последних этапах его истории, можно сделать предположение, что он в целом является эволюционной системой, то есть и все другие системы сформировались в результате эволюции. При этом эволюционный подход к существующим эволюционным системам не подразумевает, что все они находятся в постоянном процессе эволюции, а наоборот констатирует необходимость их последовательного формирования на определенных этапах истории.
Последний, термодинамический подход, до недавнего времени придерживался убеждения, что материи изначально присуща тенденция к разрушению всякой упорядоченности, то есть стремление к хаосу. Однако после замены модели стационарной Вселенной на модель развивающейся Вселенной, стало очевидно, что для сохранения непротиворечивости общей картины мира необходимо постулировать наличие у материи в целом не только разрушительной, но и созидательной тенденции.
Следует отметить, что в утверждении универсального эволюционизма, кроме упомянутых выше подходов, главную роль сыграли три концепции: теория нестационарной Вселенной, синергетика и современное представление о биосфере и ноосфере.
Теория раздувающейся Вселенной радикально изменила наше представление о мире: в частности, как пишет А. Д. Линде, изменился «взгляд на Вселенную как на нечто однородное и изотропное и сформировалось новое видение Вселенной как состоящей из многих локально однородных и изотропных мини-Вселенных, в которых и свойства элементарных частиц и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными».
Новую актуальность обрела и концепция биосферы и ноосферы В. И. Вернадского. В ней жизнь предстает как целостный эволюционный процесс, заключенный как особая составляющая в космическую эволюцию. Осознание этой целостности во многом определяет стратегию дальнейшего развития человечества. Проблемы коэволюции человека и биосферы постепенно становятся доминирующими не только в современной науке и философии, но и в практической деятельности человека.
Не менее важную роль в формировании новой научной картины мира играет теория самоорганизации (синергетика). Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем. Довольно долго способными к самоорганизации считали только живые системы, а объекты неживой природы, как полагали, если и эволюционируют, то лишь в сторону хаоса и беспорядка. Оста-
валось непонятным, как из подобного рода систем могли возникнуть объекты живой природы, способные к самоорганизации, и как взаимодействует живая и неживая материя. Все от того, что классическая физика долго не брала в расчет «фактор развития», т. е. зависимость от времени и «открытость» систем большинства природных объектов, позволяющую обмениваться веществом, энергией и информацией.
Важно отметить, что формирующаяся сравнительно недавно концепция глобального эволюционизма имеет достаточно существенные предпосылки в проблемах обоснования антропного принципа. Осознание антропного принципа внесло в современную физику четкое понимание того, что наряду с идеей самоорганизации большую ценность представляет так же идея целесообразности, что приводит к появлению в физической картине мира человека как уникального и одновременно естественного результата глобально-космической эволюции [1].
Другими словами антропный принцип говорит о том, что свойства Вселенной приспособлены для возникновения разумной жизни, поскольку в ней присутствуем мы, наблюдатели, способные задаться вопросом о свойствах Вселенной. При других ее параметрах невозможны сложные структуры и существование разумных наблюдателей [3].
В толковании антропного принципа пока нет единого мнения, как и в научном диспуте о существовании других вселенных, и, имея множество разногласий по этому поводу со стороны науки, очевидно лишь одно: современная физика с использованием антропного принципа как бы расширяет границы своего традиционного рассмотрения человека, который раньше рассматривался лишь в качестве непосредственного потомка прогрессивной эволюции жизни в биосферных условиях, теперь же предстает в качестве непосредственного продукта космологической эволюции Вселенной.
Итак, разобщенные научные картины мира со второй половины XX века значительно снижают уровень своей автономности и превращаются во фрагменты целостной общенаучной картины мира, основанной на стремлении к единству и многообразию разных наук. Они соединяются в блоки единой картины, характеризующие неживую природу, органический мир и социальную жизнь и реализуют идеи универсального эволюционизма.
Библиографические ссылки
1. Степин В. Новая научная картина мира // Знание - сила. 2006. № 1.
2. Экологический портал. 2010. URL: http://www. ecology-portal.ru.
3. Самыгин С. И. Концепции современного естествознания. Ростов н/Д, 2001.
© Смолякова Д. Е., Галицкая Д. А., Эльберг М. С., 2010