Мелоян Владимир Георгиевич
кандидат педагогических наук, Российский государственный университет правосудия
(e-mail: [email protected])
Шевченко Андрей Иванович
доктор философских наук, Российский государственный университет правосудия
(e-mail: [email protected])
Эффективность вуза в международном информационно-образовательном
пространстве
В статье рассмотрены вопросы организации образовательной среды России. Проанализированы процессы, определяющие направления международного сотрудничества в сфере высшего образования и интеграции российских учебных заведений в международный образовательный рынок.
Ключевые слова: образовательный процесс, международное сотрудничество, международная кооперация, образовательная среда, международное партнерство.
V.G. Meloyan, Сandidate of Pegagogics, Russian State University of Justice; e-mail: [email protected];
A.I. Shevchenko, Doctor of Philosophy, Russian State University of Justice; e-mail: [email protected]
Efficiency of the higher education in the international information and educational space
The article deals with the issues of organization of the educational environment in Russia. The processes that determine the direction of international cooperation in higher education and the integration of Russian educational institutions in the international education market are analyzed.
Key words: educational process, international cooperation, international cooperation, educational environment, international partnerships.
В России в соответствии с двумя основными функциями высшей школы международное сотрудничество в сфере высшего образования осуществляется по двум направлениям. Первое направление определяет вектор процессов интернационализации обучения и становления специалистов. Второе направление охватывает процессы интернационализации НИОКР высших учебных заведений.
Развитие международного сотрудничества по первому направлению предполагает:
расширение взаимного обмена передовым опытом обучения и воспитания;
осуществление совместной деятельности по подготовке и переподготовке кадров в части обмена студентами, аспирантами, преподавателями, подготовки специалистов по заявкам зарубежных стран, повышения квалификации научно-педагогических кадров в национальных и международных институтах, отдельных университетах, научно-производственных объединениях, международных организациях;
развитие обмена идеями и определение согласованных подходов к совершенствованию
номенклатуры специальностей, учебных планов и программ вузов различных стран.
Второе направление международного сотрудничества обеспечивает:
совершенствование системы научной информации;
расширение и совершенствование практики защиты диссертаций на основе унификации требований к научным работам, участия в защитах таких работ иностранных специалистов, направления в магистратуру, аспирантуру, докторантуру зарубежных вузов и т.п.
Особое значение при международном обмене теоретическими знаниями, опытом учебной и научной деятельности имеет процесс совершенствования организации и менеджмента международного сотрудничества.
Необходимо отметить, что в области международного сотрудничества особую значимость приобретают вопросы финансирования, цен на лицензии, «ноу-хау», учитывающие объективные противоречия и трудности формирования и развития национальных хозяйственных механизмов,
245
степень развития системы высшего образования.
Мы считаем, что в настоящее время проблемы высшей школы и ее международных связей рассматриваются с позиции национальных особенностей ее функционирования без учета задач интернационализации и перспектив развития мирового хозяйства.
На основе вышесказанного нами определены следующие направления деятельности высшей школы в сфере международного сотрудничества:
использование международного опыта в целях повышения эффективности подготовки специалистов;
активизация процессов академической мобильности, предусматривающей расширение сферы деятельности в области международных обменов как студентами, аспирантами, стажерами, так и профессорско-педагогически-ми работниками [1];
интеграция учебных заведений в международный образовательный рынок;
внедрение современных алгоритмов и технологий изучения иностранных языков.
Рассматривая концепцию развития международного сотрудничества российских вузов в условиях становления рыночных отношений, необходимо учитывать тот факт, что для многих российских вузов источником развития выступает платное образование иностранных студентов ввиду значительных объемов поступающих средств.
Мы согласны с мнением И.Г. Полищука, который отмечает, что наиболее перспективными направлениями развития вузовского сектора науки в рамках международной деятельности являются следующие:
творческое использование мирового опыта, кадров и ресурсов для сохранения и приумножения научно-технического потенциала высшей школы;
международная кооперация в области фундаментальных и прикладных исследований, создание и продвижение на мировой рынок конкурентоспособной наукоемкой продукции;
определение приоритетных направлений развития научно-технических связей с конкретными странами, регионами и международными организациями и формирование на их основе международных программ и проектов сотрудничества;
обеспечение условий для создания и внедрения в процесс обучения новых информационных систем и технологий, соответствующих мировому уровню [2; 3].
Мы считаем, что международное сотрудничество в образовательной сфере невозможно без стратегического партнерства российских и зарубежных вузов, основанного на продвижении образовательных услуг [4]. Для продвижения своих услуг необходимо учитывать весь спектр комплекса маркетинговых коммуникаций, а также вопросы обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг российских вузов.
Конкурентоспособность сектора образовательных услуг нами понимается как совокупность образовательных учреждений, способных эффективно продвигать свои услуги на рынке образования за приемлемую для потенциального потребителя цену. В рыночных условиях функционирования конкуренция способствует лучшему использованию способностей и знаний индивидуумов, что влечет за собой повышение конкурентоспособности страны и жизненного уровня граждан страны [5].
При рассмотрении различных подходов к определению понятия «образовательная среда» нами выявлены следующие компоненты образовательной среды образовательных учреждений:
научно-методический компонент, определяемый как совокупность образовательных программ, учебных и методических пособий для студентов и преподавателей, включая учебную литературу, используемую в образовательной деятельности;
субъектный компонент образовательной среды, состоящий из контингента обучающихся и педагогического состава, сотрудников административно-управленческого аппарата и вспомогательного персонала;
духовный компонент образовательной среды, представляющий спектр традиций, норм и правил , существующих и поддерживаемых в конкретной образовательной среде;
предметно-материальный компонент образовательной среды, объединяющий материальные и предметные условия образовательного процесса.
Процесс организации образовательной среды нами рассматривается с трех позиций [6]:
как социальный процесс, в котором устанавливаются связи образовательной среды с внешней средой;
как психологический процесс, в котором протекают сложные психологические механизмы адаптации личности в среде и взаимодействия личности и среды;
246
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 2 (36)
как педагогический процесс, в котором создаются условия для личностного развития обучающегося.
Таким образом, образовательная среда нами рассматривается как совокупность условий, обеспечивающая как образовательный процесс, так и взаимодействие субъектов данного процесса. При организации таких условий необходимо учитывать имеющиеся возможности образовательной среды и перспективы ее развития.
Развитие информационно-образовательной среды возможно посредством развития отдельных компонентов среды, изменения и развития связей между компонентами, а также на основе установления новых связей с компонентами высшего уровня социокультурной среды.
Рассматривая вопросы формирования и развития международного сотрудничества в сфере высшего образования, мы приходим к выводу, что формирование и развитие зависит от активности процессов, протекающих в самой среде. С учетом потребностей среды международное сотрудничество будет воздействовать на развитие и эффективное функционирование среды. Эффективное функционирование среды невозможно без тесного взаимодействия компонентов международного сотрудничества и компонентов самой среды. Развитие среды протекает по принципу «базовости», т.е. международное сотрудничество будет развивать среду, если оно будет опираться на достигнутые результаты.
1. Шевченко А. И. Методологический конструкт исследования проблем социальной адаптации и интеграции инвалидов в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 62-65.
2. Полищук И. Г. Международное сотрудничество как фактор развития образовательной среды педагогического университета: автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2000.
3. Шевченко А. И. К вопросу об опыте реализации политики по отношению к человеку с ограниченными возможностями // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2(24). С. 267-271.
4. Шевченко А. И. К вопросу о специфике проблем людей с ограниченными возможностями в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения // Общество и право. 2013. № 4(46). С. 277-280.
5. Мелоян В.Г., Лазовская С.В. Обеспечение конкурентоспособности сектора образовательных услуг в процессе инновационных преобразований экономики России // Новые технологии. Майкоп, 2015. Вып. 1.
6. Шевченко А. И. О некоторых подходах к осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 64-67.
1. Shevchenko A.I. Methodological construct of research problems of social adaptation and integration of disabled people in modern society // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2014. № 1. P. 62-65.
2. Polishchuk I.G. International cooperation as a factor of development of the educational environment of pedagogical university: auth. abstr. ... Candidate of Pedagogics. St. Petersburg, 2000.
3. Shevchenko A.I. To a question about the experience of implementation of the policy in relation to a person with disabilities // Historical and socio-educational thought. 2014. № 2(24). P. 267-271.
4. Shevchenko A.I. To a question of specifics of problems of people with limited opportunities in the employment and placement sphere and a way of its decision // Society and law. 2013. № 4(46). P. 277-280.
5. Meloyan V.G., Lazovskaya S. V. Ensuring the competitiveness of the sector of educational services in the process of innovation economy of Russia // New technologies. Maikop, 2015. Iss. 1.
6. Shevchenko A.I. Some approaches to understanding the problems of social adaptation and rehabilitation of persons with disabilities // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2014. № 2. P. 64-67.
247