Д.В. Гордиенко', С.Г. Лузянин"
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ***
Аннотация. Статья посвящена обеспечению экономической безопасности Китая в условиях глобализации. Проанализированы подходы к обеспечению экономической безопасности КНР в условиях мирового финансово-экономического кризиса, развития экономических интеграционных связей и обострения экономического противоборства.
Ключевые слова: Экономика, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, оценка уровня экономической безопасности государства, Китайская Народная Республика.
Перемены в мире, связанные с процессами глобализации, обусловливают необходимость принятия высшим политическим руководством России оперативных и адекватных решений по нейтрализации, локализации и/или устранению вызо-
* Гордиенко Дмитрий Владимирович — д.воен.н., проф., действительный член (академик) Академии военныгх наук, в.н.с. Центра стратегических проблем СВА, ШОС и БРИКС ИДВ РАН.
** Лузянин Сергей Геннадьевич — д.и.н., проф., зам. директора ИДВ РАН, руководитель Центра стратегических проблем СВА, ШОС и БРИКС ИДВ РАН.
*** Статья написана при поддержке РГНФ, проект № 13-07-00004.
вов и угроз национальной безопасности, которые возникают и непрерывно трансформируются в процессе эволюции всей системы современных международных отношений. В условиях высокой степени неопределенности идет процесс стирания некогда существовавших и казавшихся незыблемыми экономических, политических и культурных границ между странами и цивилизациями. Происходит унификация человеческого сознания, понижается роль национального государства и его суверенитета на фоне утверждения межгосударственных систем как основы мирового социально-экономического развития.
В этих условиях предстоит сделать выбор внешнеполитического вектора развития и Российской Федерации. В связи с этим в числе первых указов президента РФ В.В. Путина после его вступления в должность был подписан документ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором подчеркивается необходимость разработки новой редакции Концепции внешней политики России.
Кроме того, мировой финансово-экономический кризис продолжает оказывать влияние на уровень экономической безопасности РФ и других государств мира.
В связи с этим представляет интерес рассмотрение мер обеспечения экономической безопасности1, принятых, в частности, в Китае и в других странах.
1. Формы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации
Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на две группы: группу тенденций развития форм и группу тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства.
К числу основных тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности государства следует отнести тен-
денции, связанные с повышением приоритетности действий органов государственного управления, направленных на обеспечение экономической безопасности, по сравнению с другими мероприятиями.
Эти тенденции тесно связаны с группой тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства. К их числу могут быть отнесены тенденции, связанные с увеличением зависимости эффективности реализации различных национальных проектов от эффективности функционирования экономики; с увеличением степени ослабления экономики конкурентов и важностью комплексной защиты своих критически важных объектов национального хозяйства; с достижением экономической интеграции с различными государствами мира и др.
Рассмотрение перечисленных тенденций через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило определить в качестве основных форм обеспечения экономической безопасности государства следующие факторы:
во-первых, экономический патронат, который обеспечивает внутреннюю безопасность систем экономического назначения страны, если совокупность этих систем рассматривать как единое целое.
В рамках экономического патроната обеспечивается безопасное (с экономической точки зрения) функционирование каждой системы управления хозяйством, обеспечения, производства и т. п. внутри более глобальной управляющей системы;
во-вторых, экономическую кооперацию, которая обеспечивает экономическую безопасность государства при его взаимодействии с различными экономическими системами, не связанными с соответствующим сектором национального хозяйства отношениями подчиненности.
В рамках экономической кооперации обеспечивается совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами различных государств мира, иностранных и международных организаций;
в-третьих, экономическое противоборство, которое является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон.
Достижение и удержание превосходства в экономическом противоборстве обеспечивает безопасность функционирования систем экономического назначения государства при подготовке и в самом ходе конкурентной борьбы (разрешения экономического конфликта).
2. Экономический патронат Китая в условиях глобализации
Экономический патронат в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию (соблюдение) различных норм, касающихся функционирования национального хозяйства на экономической территории государства при наличии различных внешних и внутренних угроз.
Очевидно, что эффективность реализации (соблюдения) соответствующих действующих норм функционирования национальных хозяйств по предупреждению, нейтрализации, локализации различных внешних и внутренних угроз и/или устранению их негативных последствий в условиях глобализации может быть рассмотрена на примере мирового финансово-экономического кризиса.
Антикризисные меры правительства Китайской Народной Республики и Народного банка Китая. Мировой финансово-экономический кризис (МФЭК) не подорвал китайскую экономику — она продолжила свое развитие. Тем не менее, кризис активизировал в Китае ряд процессов, направленных на преодоление негативных тенденций в развитии национального хозяйства. Реакцией государственного и политического руководства КНР на МФЭК стало принятие антикризисной стратегии и ускоренное развертывание антикризисной программы действий2.
При этом важное место в планах преодоления Китаем глобального финансово-экономического кризиса заняли меры правительства3, на реализацию которых в 2009—2010 гг. предусматривалось выделение 4 трлн юаней (586 млрд долл.) — так называемый стимулирующий пакет (кит. — И ланъцы гуихуа) «ровного и относительно быстрого развития экономики»4.
Своевременная переориентация производства на внутреннего потребителя позволила: во-первых, сохранить платежную систему страны; во-вторых, смягчить существующие социальные проблемы; и, в-третъих, создать условия для последующего экономического роста5.
В итоге важные показатели китайской экономики в совокупности демонстрируют устойчивую тенденцию к ее «выздоровлению». При этом правительство КНР, прибегая к быстрому, мощному и всеохватывающему государственному воздействию на национальное хозяйство и стремясь ко всемерному оживлению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, уже сегодня пытается заложить основы для существенного укрепления позиций Китая в посткризисном мире, предпринимая соответствующие практические шаги.
Таким образом, МФЭК, безусловно, внес коррективы в экономическое развитие КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие6. Кризис, хотя и понизил общий уровень экономической безопасности страны, однако по отдельным показателям экономическая безопасность КНР в последние годы не только не уменьшилась, но и возросла. Понижение уровня экономической безопасности Китая в годы обострения кризиса было обусловлено, в частности, снижением объема ВВП и инвестиций в основной капитал, повышением уровня безопасности, увеличением внешнего долга, снижением расходов на «гражданскую науку», а также уменьшением объема золотовалютных резервов. МФЭК также несущественно повлиял на возможности страны по повышению уровня своей экономической безопасности в ближайшей перспективе (табл. 1).
В КНР считают, что «глобальный финансово-экономический кризис создает благоприятные условия, которыми необхо-
Таблица 1. Показатели экономической безопасности Китая, характеризующие экономический патронат со стороны правительства и Народного банка Китая
Частные показатели экономической безопасности (фактические значения и прогноз от 2007 г./ фактические значения и прогноз от 2011 г.) 2007 2008 2009 2010 2011 Прогноз
2015 2020
Объем ВВП (р10) 2,44 2,61 2,79 3,45 3,60 5,74 8,79
2,61 2,79 3,01 3,28 5,50 8,75
Валовой сбор зерновых (р2,0) 0,88 0,88 0,89 0,98 1,00 1,12 1,28
0,88 0,89 0,90 0,91 0,95 1,00
Инвестиции в основной капитал (Рз,о) 6,56 6,32 6,75 6,84 6,93 7,20 7,40
6,32 4,75 2,36 2,38 2,40 2,44
Уровень безработицы (р4,0) 0,30 0,30 0,30 0,30 0,30 0,32 0,40
0,30 0,29 0,27 0,26 0,26 0,27
Уровень монетизации (р5,0) 4,80 4,79 4,75 4,68 4,60 4,40 4,00
4,79 4,75 4,52 4,20 4,08 3,60
Внешний долг (р6 0) 33,33 40,00 40,00 40,00 40,00 44,44 50,00
14,81 7,27 6,67 7,00 8,00 10,00
Расходы на оборону (р7 0) 1,82 2,36 2,27 2,18 2,18 2,18 2,18
2,36 2,27 1,82 2,18 2,18 2,18
Расходы на «гражданскую» науку (М 1,00 1,00 1,07 1,20 1,40 1,53 1,87
1,00 1,07 1,13 1,20 1,33 1,47
Инновационная продукция (р90) 1,49 1,64 1,87 2,40 3,20 3,60 4,80
1,64 1,87 2,10 2,80 3,60 4,80
Уровень инфляции (р10 0) 3,79 4,24 4,31 3,73 3,80 3,91 4,10
4,24 4,31 3,79 3,82 3,97 4,17
Объем золотовалютных резервов (Р11.0) 92,31 93,00 95,00 100,00 100,00 100,00 100,00
73,08 80,77 84,62 90,00 100,00 100,00
Окончание табл. 1
Частные показатели экономической безопасности (фактические значения и прогноз от 2007 г./ фактические значения и прогноз от 2011 г.) 2007 2008 2009 2010 2011 Прогноз
2015 2020
Выплаты по внешнему долгу (р12,0) 4,72 4,81 4,90 5,00 5,20 5,56 7,14
4,81 4,90 5,00 5,20 5,56 7,14
Внутренний долг (р130) 1,83 1,85 1,88 1,50 1,40 1,25 1,20
1,85 1,88 1,76 1,70 1,50 1,25
Расходы на обслуживание государственного долга (р14 0) 1,08 1,14 1,16 1,18 1,23 1,32 1,48
1,14 1,16 1,18 1,23 1,32 1,48
Дефицит федерального бюджета (Р15.0) 1,03 1,15 1,43 1,03 1,05 1,50 2,00
1,15 1,43 2,00 2,30 3,00 3,00
Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве (Р16,0) 1,08 1,10 1,11 1,12 1,14 1,20 1,28
1,10 1,11 1,12 1,14 1,20 1,28
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (р17,0) 0,38 0,46 0,50 0,53 0,80 0,92 1,40
0,46 0,50 0,53 0,80 0,92 1,40
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (Рад) 0,43 0,43 0,43 0,43 0,43 0,44 0,46
0,43 0,43 0,43 0,43 0,44 0,46
Доля продовольствия, поступившего по импорту (Р19,о) 1,36 1,38 1,39 1,39 1,41 1,45 1,52
1,38 1,39 1,39 1,41 1,45 1,52
Значения показателя экономической безопасности, характеризующего экономический патронат 19 ПР .,0 / =- (фактические значения и прогноз 2007 г./ фактические значения и прогноз 2011 г.) 1,5-106 4,5-106 9,0-106 8,6-106 2,4-107 1,3-108 1,7-109
Рис. 1. Сравнительная оценка динамики изменения значений показателей экономической безопасности КНР и других государств мира, характеризующих патронат со стороны их правительств и центральных банков, без учета (а) и с учетом (б) влияния мирового финансово-экономического кризиса
Глобализация и обеспечение экономической безопасности Китая 303
Таблица 2. Показатели экономической безопасности КНР и стран мира, характери
1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009
КНР (Що) 594,0 3.2Х104 ІДхІО4 3,5х104 2,6x105 1,5х106 3.0ХІ05
США (Пд ,) 1,4x106 3,9х106 2ДхЮ6 2,6х106 ІДхІО6 2,0х105 8,4х104
Япония (Па,) 7,7x104 1,2х105 2,9х105 5,4х105 1,3х106 3,0х106 2,6х105
Гонконг (Паз) 1,7х103 О X V© 1,9х104 3,7х104 2ДхЮ5 3,4х105 4,6х104
Южная Корея (П/У ІДхІО5 2,2х106 5,3х106 2,7x107 3,4х107 4,3x107 1,3х106
Тайвань (Пд,) 3,бх104 5ДхЮ5 9,3x105 1,4х106 2,2х106 ЗДхЮ6 6,5x105
Россия (ПА.) 1,7х10'3 ЗДхЮ"4 5,5x10 і 2,3 1.7ХІ02 9,2х103 4,0
Сингапур (Пд7) 1,0х105 1,2х106 1,4x10® 2,0х107 2,5х107 3,3х107 3,7x10®
Вьетнам (ПА.) 1,2х104 3,2х104 5ДхЮ4 7ДхЮ4 1,5х105 2ДхЮ5 3,4х104
Индия (Дв,-9) 1,1x10і 4,0x10і 1,3х102 2,8х102 1,9х103 5,9х103 1,ЗхЮ4
Малайзия (ПА,о) 2,9х104 4,2х104 6,2х104 8ДхЮ4 2,8х105 4,0х105 2,4х104
Австралия (ПАп) 2,6х105 6ДхЮ5 9,2х105 3,4х106 4,2x10® 5ДхЮ6 7,5x105
Германия (П/?;|2) 2,8х105 6,6х105 2,9х105 1,2х105 2,2х105 3,7х105 5,7х104
Великобритания (Щ.1Э) 4,4x104 8,9х104 9Дх104 1,0х105 1,2х105 2,3x105 2.9ХІ02
Нидерланды (Щи) 1,7х105 2,6х105 2,7Х105 2,8х105 2,9х105 3,0х105 3,7х104
Италия (Па„) 3,3х103 З,5х103 8,3x103 6,4х103 4,6х103 6,9х103 1,9х103
Франция (Пд16) 2,4x104 6,9х104 7ДхЮ4 9,0х104 1ДхЮ5 1,3 х 105 1,9x10*
Финляндия (ПАп) ІДхІО4 2,9х104 3,4х104 5,8х104 8ДхЮ4 1ДхЮ5 1,9х103
Южная Африка (Щ,8) 1,8x10і 1,8х102 2,8х102 7,8x10і 1,8x10і 2,8x10* 3,0x10і
Бразилия (ПА») 1,3x10і 2,0х102 4,0х102 4,8x10і З.вхІО2 5.8ХІ02 9,9
зующих экономический патронат со стороны правительств и центральных банков
2011 оценка прогноз
2012 2013 2014 2015 2020 2025
1,8*10® 6,9*10® 7,9*10® 8,1*10® 8,3*10® 4,8*107 6,6* ю9
2,1х105 2,9х105 4ДхЮ5 4,4х105 5Дх105 2,0х106 ЗДхЮ6
3,0х105 4,2х105 5,0х105 6,3x105 7,7x105 2,3x106 3,3x10®
бДхЮ4 7,3x104 8,0х104 9ДхЮ4 9,9х104 1,3х105 5,3х105
2,7x106 3,2x10® 4,4x106 4,9х106 5,4x10® 1,4x107 2,7x107
7,7x105 8,6х105 9ДхЮ5 9,9х105 1,4x10® 2ДхЮ6 5,7x10®
7,8x10і 2,8х102 4.8ХІ02 1,0x10а 4,6х103 4,5x106 7,9х106
4,7x106 5ДхЮ6 6,0х10б 7,9х106 8,4х106 ІДхІО7 2,0х107
5,3х104 1,2х105 2,2х105 3,0х105 4,4х105 5,5x105 6,0х106
7,1х104 7,8хЮ4 9Дх104 ЗДхЮ5 7,6х105 ІДхІО7 9,4х107
6,5х104 7,2х105 9ДхЮ5 ІДхІО6 2,4x10® 3,5х106 8,0x10®
9,7x105 1,6x10® 1,7х106 1,9х106 2,0х106 2Дх106 2,7Х106
7,7x104 2,4x10® 7,9х105 9,7x105 1,7x10® 3,9х106 6,5x106
4,1хЮ3 6,2х103 8,4x103 1,8х104 6,6х105 9,6х105 4,6x10®
4,7Х104 2,4х105 5,9х105 7,7x105 1,7х106 2,9х106 3,5x10®
2,1хЮ3 4,9х103 6,5x103 1,9х104 2,9х104 7,6х104 1,9x10®
2,1х103 4,2х103 5,4x103 1,2х104 3,6х105 5,6х105 2,6x10®
7ДхЮ3 5,2х104 5,4x104 6,2х104 1ДхЮ5 2,6х105 1,3x10®
4,8x10і 1,8х102 3,8x10* 4.0ХІ03 5,6х103 6,5x104 1,9х105
2,8x10і 2,9х102 9,8x10* 1.9ХІ03 1,6х103 1,5х104 1,2х105
димо умело воспользоваться»7. В связи с этим увеличение внутреннего спроса, гарантирующее успешное развитие экономики страны, будет оставаться в числе главных приоритетов в планах китайского правительства по обеспечению экономической безопасности государства в ближайшее время.
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Китая и государств мира, достигнутого в рамках экономического патроната. Сравнительная оценка общего интегрального уровня экономической безопасности Китая и других государств мира, достигнутого в рамках экономического патроната, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны, расчетная формула которого может иметь вид8:
19
у =тгв“' ■1
ЭБ( ЭПатронат), у А А , 7 5 / =1
0,01 < Р“" < 100,
где Уэб (эпатроНат),/ — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства у-го государства, реализованный в рамках экономического патроната;
а, — вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-го государства;
в, — значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-го государства9.
Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности КНР, России и других государств мира в период 1997—2012 гг. и в перспективе до 2020 г. без учета влияния МФЭК и с учетом такого влияния представлены на рис. 1.
Таким образом становится очевидным влияние МФЭК на уровень безопасности национального хозяйства Китая и других государств мира (табл. 2), а также на процессы относительного повышения уровня экономической безопасности КНР в перспективе до 2025 г. в случае реализации планов экономического роста и социально-экономического развития Китая.
3. Экономическая кооперация Китая в условиях глобализации
Экономическая кооперация как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации предполагает, прежде всего, реализацию различных мер экономического сотрудничества (экономической интеграции) государства с другими странами при наличии различныгх внешних и внутренних угроз.
Показателями взаимовлияния национальных хозяйств Китая и других стран мира могут стать: внешнеторговый товарооборот; объем иностранных инвестиций, структура золотовалютных резервов, взаимное использование сырьевых, трудовыгх, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр.
Значения объемов внешнеторгового товарооборота и других показателей экономической кооперации являются основой для определения значимости (ак-весов) экономической интеграции Китая с различными странами мира и взаимозависимости их экономик в условиях глобализации.
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Китая, достигнутого рамках экономической кооперации, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства, расчетная формула которого такова:
К ( 19 19
У ЭБ( ЭКоопераци), І =П Пв>',І' ‘ ХПві'Д<
к=1 V і =1 і =1
к * І
( 19 19
0,01 < пві хпва
Vі=1 і=1
< 100,
где УэБ ^кооперация),/ _ общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства /-го государства, реализованный в рамках экономической кооперации;
ау(ак — вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-го (к-го) государства;
\а к
ак — вес взаимодействия у-го государства с к-ыш государством в условиях глобализации и взаимозависимости экономики у-го государства от национального хозяйства к-го государства;
Ру(Р>к) — значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-го (к-го) государства;
К — количество рассматриваемые государств мира.
Экономическая кооперация между Китаем и Россией. Экономические отношения между КНР и РФ на современном этапе являются сложными и неоднозначными. Их развитие за последние годы бышо теснейшим образом связано с качественными сдвигами как внутри наших двух стран, так и с изменениями международной ситуации.
В основе партнерства РФ и КНР на современном этапе лежат их глобально-стратегические интересы. В настоящее время бурно развивающийся Китай (2-е место в мире по объемам ВВП и 1-е — по золотовалютным резервам) позиционирует себя как сила, набирающая глобальную значимость. Он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании глобальной и региональной стабильности. В этом плане стратегическое партнерство с Россией в рамках ШОС10 помогает Китаю обеспечивать свое развитие в региональном и глобальном масштабах и противодействовать вызовам Запада в отношении позиций Китая в мире.
В свою очередь Россия после распада СССР экономическую и финансовую слабость пытается компенсировать за счет активного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и поддержания имиджа второй в мире ракетно-ядерной державы. Она позиционирует себя как глобальная сила, заявляющая о своем праве участвовать в построении новой мировой архитектуры и иметь собственную зону интересов. В этом плане одним из слабейших звеньев российской геополитики была Северо-Восточная Азия (СВА), ставшая одной из важнейших составляющих мирового сообщества, где Россия, к сожалению, пока занимает маргинальные позиции (крайне низкий уровень экономического, а наряду с этим — и политического присутствия).
В то же время изменения, вызванные крушением биполярного мира и возросшей значимостью отношений на региональном уровне, обусловили необходимость для России найти новое место в СВА, представляющей сферу жизненно важных интересов для РФ. Ныне восточный вектор внешней политики и внешнеэкономической деятельности приобрел для России большое самостоятельное значение. Прорыв в северо-восточном направлении связан, прежде всего, с перспективами долгосрочного сотрудничества РФ с Китаем11.
Совпадение, сходство и созвучие коренных национальных интересов наших двух стран может стать одним из главных факторов экономического развития России, особенно ее восточных регионов, и укрепления ее международных позиций. В такой же мере это относится и к КНР.
Прорывом стало заключение энергетического союза между Россией и Китаем в марте 2006 г.12 При этом, разумеется, нельзя закрывать глаза на то, что за последние 15 лет соотношение экономических потенциалов наших двух стран существенно изменилось в пользу Китая13. Разрыв в экономической мощи и смена ролей в российско-китайском обмене продукцией новых и высоких технологий является определенным вызовом России. Естественным российским ответом на этот серьезный вызов должно стать только наше развитие — и экономическое, и научно-техническое.
Экономическая кооперация между Китаем и США. В настоящее время США являются самым важным экспортным рынком для Китая, а Китай — одним из экспортных рынков с наибольшими темпами роста для США. Двустороннее взаимодействие в торгово-экономической, инвестиционной, финансовой и туристической областях набирает силу и приносит этим двум странам реальную выгоду. По мнению политического руководства КНР и США, «... формирование отношений сотрудничества и партнерства между Китаем и Соединенными Штатами невозможно без сильной поддержки взаимовыгодного экономического сотрудничества. Со времени установления дипотношений торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество динамично развивается, две страны стали вторым торговым партнером друг для друга. Торгово-экономическое сотрудничество, которое отлича-
ется взаимодополняемостью в преимуществах, взаимной выгодой и обоюдным выигрышем, стало важным краеугольным камнем и движущей силой развития китайско-американских отношений. Ныне перед обеими странами — Китаем и США — стоит важная задача по развитию национальной экономики, содействию занятости, улучшению уровня жизни народа, обе они активно продвигают реструктуризацию экономики...
Китайская сторона готова развертывать всестороннее экономическое сотрудничество с США, двигаться друг к другу для смягчения торгового дисбаланса, совместно выступать за свободную торговлю и против протекционизма, содействовать здоровому и стабильному развитию двусторонних торгово-эконо-
14
мических связей...» .
Перспективы торгово-экономического сотрудничества Китая и США довольно широки. Китай переживает фазу интенсивной индустриализации и урбанизации. Одновременно он ускоряет процесс перехода способов экономического развития, продвигает упорядочение экономической структуры. Китай определяет расширение внутреннего спроса, особенно потребительского, долгосрочным стратегическим курсом. Данный процесс вызовет огромный инвестиционный и потребительный спрос во время 12-й пятилетки. В 2020 г. он может стать крупнейшим в мире рынком по объему внутреннего спроса. Для торгово-промышленных кругов США это новые хорошие рыночные возможности, огромное пространство для развития их бизнеса.
Экономическая кооперация между Китаем и Японией. Экономическое сотрудничество между Китаем и Японией, принимает, похоже, необратимый характер. Япония сыграла важную роль в модернизации Китая в течение последних 25 лет благодаря огромным инвестициям в китайскую экономику и участию в развитии китайских экономических зон. С конца 2000 г. японские деловые круги осуществили более 20 тыс. проектов в различных сферах. По опубликованным Министерством коммерции КНР данным, объем двусторонней торговли вырос от 1,1 млрд долл. в 1972 г. до 207,36 млрд в 2006 г., т. е. в 200 раз. В настоящее время Япония является 3-м торговым партнером Китая, а КНР — 2-м торговым партнером Японии. Достижения Японии в науч-
но-технической сферах и неограниченные возможности Китая в области трудовых ресурсов и масштабности рынка являются стимулами для дальнейшего укреплению двустороннего сотрудничества. В 2010 г. товарооборот между двумя странами вырос на 22,3 % по сравнению с уровнем 2009 г., достигнув на 26,5 трлн иен (339,3 млрд долл.)15.
Экономическая кооперация между Китаем и Южной Кореей. Двусторонние отношения КНР и Республикой Корея (РК) продолжают динамично развиваться, несмотря на такой осложняющий фактор, как стратегическое партнерство РК и США. Более того, именно улучшение ситуации в рамках американско-южнокорейского союза стимулирует китайское руководство к конструктивному диалогу с Южной Корея. Преследуя цель выполнения программы внешнеполитической стратегии по созданию мирного регионального и мирового окружения, КНР стремится к расширению сотрудничества с Республикой Кореей. Еще в 2007 г. Китай сменил США в качестве крупнейшего торгового партнера РК, приняв на себя 26,2 % южнокорейского экспорта16. Китай является первым по значению импортером товаров из Южной Кореи, на его долю приходится 16,9 % южнокорейского экспорта. А РК — 5-й торговый партнер КНР17.
На встрече глав государств Китая, РК и Японии, прошедшей в Пекине в 2012 г., между тремя странами было подписано соглашение об инвестиционном сотрудничестве. Стороны договорились о разработке условий для дальнейшего углубления экономической интеграции. Как ожидается, появление зоны свободной торговли принесет огромные выгоды всем участникам — особенно с учетом того, что Китай является крупнейшим торговым партнером как Японии, так и РК18. Наряду с трехсторонними переговорами о создании ЗСТ, Южная Корея ведет сепаратные переговоры с Китаем о расширении экономического сотрудничества.
Таким образом, экономическая кооперация КНР со странами мира может быть представлена в виде частных показателей, каждый из которых является коэффициентом эластичности для результатов взаимодействия экономики Китая с экономиками этих стран (табл. 3).
Таблица 3. Значения показателей экономической безопасности Китая,
Частные показатели экономической безопасности, характеризующие экономическую кооперацию 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009
с США (ПДюхПДО01 0,002 8.3Е+8 0,002 1.2Е+11 0,002 2.3Е+10 0,003 9,1 Е+10 0,005 2.9Е+11 0,007 З.ОЕ+11 0,006 2.5Е+10
с Японией (П&охП&г)012 0,002 4.6Е+7 0,002 3,8Е+9 0,002 3.2Е+9 0,003 1.9Е+10 0,003 3.4Е+11 0,003 4.5Е+12 0,004 7.8Е+10
с Гонконгом ^ 0,002 1.0Е+6 0,001 5,1 Е+8 0,002 2,1 Е+8 0,002 1.3Е+9 0,002 5.5Е+10 0,003 5.1Е+11 0,003 1,4Е+10
с Ю.Кореей (П/^охП/^4) ^ 0,001 6.5Е+7 0,001 7.0Е+10 0,001 5.8Е+10 0,001 9.5Е+11 0,001 8.8Е+12 0,002 6.5Е+13 0,003 3.9Е+11
с Тайванем (П/?/охП/?£5) 0,001 2.1Е+7 0,001 1.6Е+10 0,001 1.0Е+10 0,001 4.9Е+10 0,001 5,7Е+11 0,002 4.6Е+12 0,002 1,9Е+11
с Россией (П#,охП/?|,б)^ 0,205 1,0100 0,001 9,9200 0,001 6.1Е+3 0,001 8,1 Е+4 0,001 4.4Е+7 0,001 1.4Е+10 0,001 1.2Е+06
с Сингапуром 0/Ю01 5.9Е+7 0,0001 3.8Е+10 0,0001 1.5Е+10 0,0002 7.0Е+11 одюоз 6.5Е+12 0,0005 4.9Е+13 0,001 1.1Е+12
с Вьетнамом (ПуЗ^о* П/^, в) ^ 0,00003 7,1 Е+6 одоооз 1,0Е+9 0,0001 5.6Е+8 0,0001 2.5Е+9 0,0002 3.9Е+10 0,0003 3.1Е+11 0,0005 1.0Е+10
с Индией (Ц5, охЩ/,9)(19 0ДЮ01 6.5Е+3 0,0001 1,ЗЕ+6 0,0001 1,4Е+6 0,0002 9.8Е+6 0,0004 4.9Е+8 0,001 8.8Е+9 0,001 3.9Е+09
с Малайзией (П^^хП^до) 0,0002 1.7Е+7 0,0002 1,ЗЕ+9 0,0003 В.8Е+8 0,0005 2.8Е+9 0,001 7.3Е+10 0,001 6.0Е+11 0,001 7.2Е+09
: Австралией 11 0,000003 1.5Е+8 0,00001 1.9Е+10 0,00002 1.0Е+10 0,0002 1.2Е+11 0,0005 1.1Е+12 0,001 7.6Е+12 0,001 2.2Е+11
с Германией (ОДохЩ, 12) 12 0,0003 1.7Е+8 0,0004 2,1 Е+10 0,0005 3.2Е+9 0,001 4.2Е+9 0,001 5.7Е+10 0,001 5.6Е+11 0,002 1.7Е+10
; Великобритан.(ТТу5|'охГТ^1з) 13 0,0002 2.6Е+7 0,0002 2.8Е+9 0,0002 1.0Е+9 0,0003 3.5Е+9 0,0003 3.1Е+10 0,0003 3.5Е+11 0,001 8.7Е+7
сНидерланд. (ПД/ охП^(,14) 14 1.0Е+8 01 8,ЗЕ+9 2.9Е+9 9.8Е+9 01 7.5Е+10 4.5Е+11 ' 1,1 Е+10
с Италией (П/^охП/^н) 15 0,0001 1.9Е+6 0,0001 1,1 Е+8 0,0002 9.1Е+7 0,0003 2.2Е+8 0,0003 1.2Е+9 0,0003 1.0Е+10 0.0004 5.7Е+8
с Францией (ОД,охОД, 1б) 16 1.4Е+7 01 2,2Е+9 7.8Е+8 3.2Е+9 2.9Е+10 1.9Е+11 5.7Е+7
в Финляндией (ЦДрхПДв) ^ 0,0001 6.5Е+6 0,0001 9,ЗЕ+8 0,0001 3.7Е+8 0,0001 2.0Е+9 0,0001 2.1Е+10 0,0001 1.7Е+11 0,0001 5,7Е+8
в Ю.Африкой (Д/540хПД 18) 18 0,0001 1,1 Е+4 0,00004 5.8Е+6 0,0001 3,1 Е+6 0,0001 2.7Е+6 0,0001 4.7Е+7 0,0001 4.2Е+8 0,0001 9.0Е+6
с Бразилией (Пу5^0хПу9г, 19) 19 0,0001 7.7Е+3 0,0001 6,4Е+6 0,0001 4.4Е+6 0,0002 1.7Е+6 0,0003 9,9Е+7 0,0005 8.7Е+8 0,0011 2,9Е+6
Значения показателя экономической безопасности, характеризующего экономическую кооперацию 19 ( 19 19 \“* ППДохПД» 1 Ь=1 ^ И 1=1 j (фактические значения и прогноз 2011 года) 1,1647 1,1923 1,2453 1,3637 1,5577 1,8638 1,9552
характеризующих его экономическую кооперацию со странами мира
оценка прогноз
2011 2012 2013 2014 2015 2020 2025
З.ВЕ+11 0,00* 2.0Е+12 0,00* 3.2Е+12 0,00* 3.6Е+12 0,009 4.2Е+12 0,010 9.6Е+13 0,029 2.1Е+16 0,049
5.4Е+11 0,006 2.9Е+12 0,005 3.9Е+12 0,006 5.1Е+12 0,006 6.4Е+12 0,007 1,1 Е+14 0,011 2.2Е+16 0,012
1.1Е+11 0,005 5.0Е+11 0,006 6.3Е+11 0,006 7.4Е+11 0,007 8.2Е+11 0,00* 6.2Е+12 0,013 3.5Е+15 0,015
4.9Е+12 0,004 2.2Е+13 0,004 3.5Е+13 0,005 3.9Е+13 0,005 4.5Е+13 0,006 6.7Е+14 0,009 1.8Е+17 0,010
1.4Е+12 0,003 5.9Е+12 0,003 7.2Е+12 0,003 8.0Е+12 0,004 1.2Е+13 0,004 1.0Е+14 0,007 3.8Е+16 0,00*
1.4Е+8 0,002 1.9Е+9 0,002 3.8Е+9 0,002 8.1Е+9 0,003 3.8Е+10 0,003 2.2Е+14 0,003 5.2Е+16 0,003
8.5Е+12 0,001 3.5Е+13 0,001 4.7Е+13 0,002 6.4Е+13 0,002 6.9Е+13 0,002 5.3Е+14 0,003 1.3Е+17 0,003
9.5Е+10 0,001 8.3Е+11 0,001 1.7Е+12 0,001 2.4Е+12 0,001 3.6Е+12 0,001 2.6Е+13 0,001 3.9Е+16 0,001
1.3Е+11 0,001 5.4Е+11 0,001 7.2Е+11 0,002 2.5Е+12 0,002 6.3Е+12 0,002 5.3Е+14 0,003 6.2Е+17 0,003
1.2Е+11 0,002 4.9Е+12 0,002 7.2Е+12 0,002 8.9Е+12 0,002 1.9Е+13 0,002 1.7Е+14 0,003 5.3Е+16 0,003
1.8Е+12 0,002 1.1Е+13 0,002 1.3Е+13 0,002 1.5Е+13 0,003 1.7Е+13 0,003 1.0Е+14 0,004 1.8Е+16 0,004
1.4Е+11 0,003 1.7Е+12 0,003 6.2Е+12 0,004 7.9Е+12 0,004 1.4Е+13 0,005 1.9Е+14 0,00* 4.29Е+16 0,010
7.4Е+9 0,001 4.3Е+10 0,001 6.6Е+10 0,001 1.5Е+11 0,001 5.5Е+12 0,001 4.6Е+13 0,002 З.ОЕ+16 0,004
8.5Е+10 0,001 1.7Е+12 0,001 4.7Е+12 0,001 6.2Е+12 0,001 1.4Е+13 0,001 1.4Е+14 0,002 2.3Е+16 0,002
3.8Е+9 0,001 3.4Е+10 0,001 5,1 Е+10 0,001 1.5Е+11 0,001 2.4Е+11 0,001 3.6Е+12 0,002 1.2Е+16 0,002
3.8Е+9 0,001 2.9Е+10 0,001 4.3Е+10 0,001 9.7Е+10 0,001 2.9Е+12 0,001 2.7Е+13 0,001 1.7Е+16 0,002
1.3Е+10 0,0001 3.6Е+11 0,0002 4.3Е+11 0,0003 5.0Е+11 0,0003 9.1Е+11 0,0004 1.2Е+13 0,001 8.6Е+15 0,001
8.6Е+7 0,0001 1.2Е+9 0,0002 З.ОЕ+9 0,0002 3.2Е+10 0,0003 4.6Е+10 0,0005 3.1Е+12 0,001 1.2Е+15 0,001
5.0Е+7 0,002 2.0Е+9 0,002 7.7Е+9 0,002 1,5Е+10 0,002 1.3Е+10 0,003 7.2Е+11 0,003 7.9Е+14 0,003
2,9233 3,3783 3,9183 4,7479 5,9639 29,1445 173,781
4. Экономическое противоборство Китая в условиях глобализации
Экономическое противоборство как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию различных мер экономической борьбы государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз.
Показателями экономического противоборства национальных хозяйств могут стать: нереализованный внешнеторговый товарооборот; объем причиненного экономического ущерба и др.
Значения объемов нереализованного внешнеторгового товарооборота и других показателей экономического противоборства способны дать основу для определения значимости (а,-весов) экономического противоборства с другими странами мира.
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Китая, реализованного в рамках экономического противоборства,
может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства страны, расчетная формула которого имеет вид:
/ ю Л а I / ю Л а I
I
У = гг
ЭБ( ЭПротивоборство),, X А I=1
I * ,
\ I =1 / V I =1 У
где УэБ (ЭПротивоборство),,' — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства ,-го государства, реализованный в рамках экономического противоборства;
а,-/аг) — вес 1-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность ,-го (1-го) государства;
а, — вес экономического противоборства ,-го государства с 1-м государством в условиях глобализации и экономического
Пва^
2=1_______
19
П кг
0,01 <
пва
/=1 19
п ва
< 100
ущерба экономики у-го государства от воздействия со стороны национального хозяйства /-го государства;
Рг/Рг /) — значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-го (/-го) государства;
Ь — количество рассматриваемые государств мира.
Экономическое противоборство между Китаем и Россией. Рост глобального влияния Китая, сокращение его зависимости от экспорта вооружений из России и увеличение числа альтернативных поставщиков энергии19 вносит проблемы в стратегическое партнерство Российской Федерации и КНР, ослабляет диалог стран в сфере безопасности и энергетики.
При этом главными проблемами в российско-китайских экономических взаимоотношениях являются следующие.
Первая. Дисбаланс между политическими и торгово-эконо-
20
мическими связями наших двух стран .
Вторая. Противоречия в российско-китайском научно-тех-
21
ническом сотрудничестве .
Третья. Обострение экономического противостояния22.
Четвертая. Понижение места России в стратегических приоритетах Китая и места КНР в российских приоритетах, вплоть до появления в краткосрочной перспективе конфронтационных элементов в их отношениях.
Тем не менее, наиболее вероятной и оптимальной представляется перспектива экстраполяции в будущем нынешнего уровня российско-китайского партнерства, его развитие и углубление, более того — переход к модели реального со-развития двух стран.
Экономическое противоборство между Китаем и США. По
мнению многих экспертов во всем мире, борьба за власть и влияние между Китаем и США будет главной геополитической драмой столетия. Американо-китайские отношения имеют сложный, многоплановый характер. Они развиваются в диапазоне взаимозависимости, в первую очередь экономической, и
конфронтации по политическим и военно-стратегическим линиям.
В начале 2012 г. АТР был объявлен важнейшей зоной интересов США. Произошло обострение территориальные противоречий между Китаем и военными союзниками США — Японией и Филиппинами в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Китай продолжает наращивать военную мощь и увеличивать военный бюджет, а США не упускают возможности усилить свои позиции в регионе путем укрепления союзных военно-политических связей с Японией, Южной Кореей, Тайванем, Филиппинами и Австралией. В результате США активизировали экономическое противостояние с Пекином.
Экономическое противоборство между Китаем и Японией.
Спор по поводу гряды островов Сэнкаку (Дяоюйдао), права на которую одновременно предъявляют Китай и Япония, перерастает в экономическое противостояние двух стран, которое дошло до прямые угроз со стороны Китая применить к Японии экономические санкции23. При этом КНР преследует не краткосрочные политические цели, а среднесрочные стратегические. Ее цель — нанести удар по репутации Японии, вынудить Токио «потерять лицо». Наиболее вероятно, что между Японией и Ки-
24
таем продолжится «холодная война» в экономике .
Экономическое противоборство между Китаем и Южной Кореей на современном этапе обусловливается наличием ряда взаимных политических требований и территориальных споров25.
В целом, экономическое противоборство Китая со странами мира может быть представлено в виде частных показателей, каждый из которых является коэффициентом эластичности для результатов противостояния экономики КНР и национальные хозяйств соответствующих стран (рис. 2, табл. 4).
Ситуация в мировой экономике предвещает новые катаклизмы. Основными угрозами экономическому миропорядку в ближайшие годы видятся резкое снижение роста или/и спад
Таблица 4. Показатели экономической безопасности Китая, характеризующие его экономическое противоборство со странами АТР
Частные показатели экономической безопасности (фактические значения и прогноз 2011 г.) 2007 2008 2009 2010 2011 Прогноз
2015 2020
Противоборство Китая с Россией 1,0009 1,0010 1,0012 1,0013 1,0014 1,0018 1,0023
Противоборство Китая с США 1,0025 1,0027 1,0028 1,0030 1,0032 1,0037 1,0051
Противоборство Китая с Японией 1,0017 1,0018 1,0019 1,0021 1,0023 1,0032 1,0044
Противоборство Китая с Южной Кореей 1,0019 1,0020 1,0021 1,0022 1,0023 1,0025 1,0029
Противоборство Китая с Индией 1,0017 1,0018 1,0018 1,0020 1,0020 1,0023 1,0027
Значения показателя экономической безопасности, характеризующего экономическое противоборство со странами Азиатско-Тихоокеанского региона 1,0088 1,0093 1,0098 1,0106 1,0113 1,0137 1,0175
экономик ряда основных субъектов мирового хозяйства, усиление кризисов внешней задолженности, ухудшение мировой конъюнктуры, сокращение внешнего спроса для стран с развивающимися рынками, а также усиление инфляции, проявление различных форм протекционизма, торговые и валютные войны. МФЭК значительно повлиял на возможности Китая и государств Азиатско-Тихоокеанского региона по повышению уровня своей экономической безопасности, что до сих пор обусловливает принятие и реализацию правительствами этих стран дополнительных антикризисных мер.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО
Частные показатели экономической безопасности 2010 2015 2020
1 Противоборство с США 1,003 1,004 1,005
2 с Японией 1,002 1,003 1,004
3 с Гонконгом 1,000 1,000 1,000
4 с Ю. Кореей 1,002 1,003 1,003
5 с Тайванем 1,001 1,000 1,000
в с Россией 1,001 1,002 1,002
7 с Сингапуром 1,000 1,000 1,000
8 с Вьетнамом 1,001 1,001 1,000
9 с Индией 1,002 1,002 1,003
10 с Малайзией 1,000 1,000 1,000
11 с Австралией 1,000 1,000 1,000
12 с Германией 1,001 1,001 1,001
13 с Великобритан. 1,001 1,001 1,001
14 с Нидерландами 1,000 1,000 1,000
16 с Италией 1,001 1,001 1,001
1в с Францией 1,001 1,001 1,001
17 с Финляндией 1,000 1,000 1,000
18 с Ю. Африкой 1,000 1,000 1,000
19 с Бразилией 1,000 1,000 1,000
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономического противоборства 1,007 1,009 1,012
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Частные показатели экономической безопасности 2010 2015 2020
1 Кооперация с США 1,147 1,318 2,511
2 с Японией 1,111 1,235 1,412
3 с Гонконгом 1,083 1,247 1,445
4 с Ю. Кореей 1,074 1,213 1,380
6 с Тайванем 1,050 1,140 1,258
6 с Россией 1,018 1,071 1,096
7 с Сингапуром 1,023 1,071 1,106
8 с Вьетнамом 1,010 1,031 1,037
9 с Индией 1,020 1,066 1,096
10 с Малайзией 1,024 1,078 1,111
11 с Австралией 1,028 1,091 1,137
12 с Германией 1,049 1,158 1,318
13 с Великобритан. 1,011 1,037 1,071
14 с Нидерландами 1,009 1,032 1,061
15 С Италией 1,007 1,028 1,051
16 с Францией 1,007 1,025 1,047
17 с Финляндией 1,002 1,011 1,023
18 с Ю. Африкой 1,001 1,011 1,028
19 с Бразилией 1,017 1,064 1,076
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономической кооперации 1,96 5,96 29,1
Рис. 2. Нормированные показатели экономической безопасности Китайской Народной Республики, реализованные в рамках различным форм обеспечения защищенности ее экономики
ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПАТРОНАТ
Частные показатели экономической безопасности 2010 2015 2020
1 Объем ВВП 3,01 5,50 8,75
2 Валовой сбор зерновых 0,90 0,95 1,00
3 Инвестиции в основной капитал 6,84 7,20 7,40
А 0,30 0,32 0,40
5 4,68 4,40 4,00
6 Внешний долг 6,67 8,00 10,0
7 Расходы на оборону 2,18 2,18 2,18
8 Расходы на "гражданскую" науку 1,13 1,33 1,47
9 Инновационная продукция 2,10 3,60 4,80
10 Уровень инфляции 3,79 3,97 4,17
11 Объем золотовалютных резервов 84,6 100 100
12 Выплаты по внешнему долгу 5,00 5,56 7,14
13 Внутренний долг 1,76 1,50 1,25
14 Расходы на обслуживание государственного долга 1,18 1,32 1,48
15 Дефицит бюджета центрального правительства 2,00 3,00 3,00
16 Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве 1,12 1,20 1,28
17 Численность населения с денежными доходами них» прожиточного минимума 0,53 0,92 1,40
18 Децильный коэффициент дифференциации доходов населения 0,43 0,44 0,46
19 Доля продовольствия, поступившего по импорту 1,39 1,45 1,52
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономического патроната 2,12* 10е 4,08* 107 3,29* 10е
Примечания
1 Под обеспечением экономической безопасности государства понимается процесс повышения (удержания приемлемого) уровня экономической безопасности, т. е. уровня защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.
2 В качестве первостепенной задачи выхода из кризиса китайским руководством было названо обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны (бао цзэнчжан) и определена «схема» («технология») решения этой задачи: главное условие — расширение внутреннего спроса (ко нэйцю); главное направление — ускорение перехода к новой модели роста и урегулирование структуры (тяо цзегоу), проведение реформ по «ключевым звеньям» (туй гайгэ); главная движущая сила — повышение уровня открытости; стартовая точка и опора — улучшение жизни населения (бао миншэн). Также были выделены основные направления антикризисной экономической стратегии: усиление и совершенствование государственного макрорегулирования экономики; развитие сельского хозяйства и устойчивый рост доходов крестьян; ускорение перехода на новую модель экономического роста и оптимизация структуры национального хозяйства; углубление реформ и политики открытости; активное решение острых социальных проблем, сохранение социальной стабильности // Цзинцзи жи-бао. 11.12.2008. Предложенная антикризисная стратегия по сути совмещала в себе как «пожарные» меры сегодняшнего дня, призванные в ближайшие сроки предотвратить тенденцию спада экономического роста, так и цели долгосрочного характера — перехода на инновационный путь развития экономики путем урегулирования структуры экономики и смены модели экономического роста. О таком подходе китайского руководства, в частности, говорилось на 3-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2008 г.) и в отчетном докладе премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао на 2-й сессии ВСНП 11-го созыва в марте 2009 г.: «Расширение внутреннего спроса считать долгосрочным стратегическим курсом и главной точкой приложения сил в стимулировании роста экономики».
3 Утвержденные Госсоветом КНР и ЦК КПК (документ № 18, 2008 г.) в начале ноября и озвученные на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики в декабре 2008 г.
4 Подробнее см.: Чжунго гайгэбао. 02.12.2008; China Daily. 13— 14.12.2008; World Economic Outlook. Russian. Перспективы развития мировой экономики. Wash., D.C.: International Monetary Fund, 2009.
5 В числе приоритетных задач китайским руководством была названа организация более эффективной работы по совершенствованию экономической структуры, изменению модели и «способов экономического разви-
тия» (кит. — цзинцзи фачжанъ фанши). Содержательная часть этой задачи состояла в том, чтобы, используя дополнительные финансовые рычаги, поддержать инновационные и высокотехнологичные направления в развитии производства, селъское хозяйство, «третъю промышленности (сферу услуг), средние и малые предприятия, а также частное предпринимателъство, подтолкнуть производственные структуры к увеличению финансирования научных исследований и внедрению передовых технологий.
6 В «Концепции экономической безопасности Российской Федерации» понятие «экономическая безопасностъ <государства>» определено как «возможностъ и готовностъ экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз». См.: Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совете безопасности Российской Федерации, 1994. В том же ключе это понятие трактуется и в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», одобренной Указом президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
По нашему мнению, экономическая безопасность государства может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, несмотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
7 Хуа вэйцзи вэй цзиюй : [Превратить кризис в шанс] // Жэньминь жибао. 12.11.2008.
8 О подходе к оценке уровня экономической безопасности см., в частности, Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. 2010. № 15 (72).С 42—43; Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2008. № 1 (15). С. 14—20; Гордиенко Д.В. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2009. № 3 (23). С. 6—13.
9 При одинаковой значимости 19 компонент безопасности национальных хозяйств развитых государств мира (т. е. при (а, = 1) наименъшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопасности /-го государства — Уэб/ши = 10-38 — соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наиболъшее возможное значение этого показателя — Уэб-.пшх = 1038 — соответствует наибольшему уровню экономической безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя
экономической безопасности государства — ^Эб/ = 1 — соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики /-го государства. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз. Трудно искать какой-либо физический смысл в значениях общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства. Тем более нельзя абсолютизировать эти значения и применять к ним правила математического анализа. Однако полученные таким образом значения общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства позволяют судить о том, насколько уровень защищенности национального хозяйства страны поднялся (или опустился) относительно условно принятого порога и, следовательно, насколько этот уровень приблизился к уровню абсолютной защищенности (или абсолютной незащищенности) национального хозяйства. Для нашего случая (т. е. случая одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства и принятых правилах нормировки частных показателей экономической безопасности) уровень абсолютной экономической безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности национального хозяйства страны — 10-38. В общем случае компоненты безопасности национального хозяйства имеют разную значимость для общего (интегрированного) показателя (уровня) экономической безопасности государства. В частности, такая разнозначимость особенно проявляется для условий функционирования национального хозяйства в мирное время, в угрожаемый период и в военное время. См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005. 806 с.; Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004. 768 с.; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса: учебное пособие. М., 2012. 368 с.; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства. Монография. М., 2009. 301 с.; Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. 2-е изд. М., 2007. 164 с.; Гордиенко Д.В, Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства. Монография. М., 2008. 297 с.
10 В частности, в настоящее время в рамках ШОС ведется практическая работа по реализации основных положений Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС. Годовой бюджет ШОС составляет 3,5 млн долл., из которых 2,16 млн долл. используются на содержание Секретариата. Остальные средства формируют бюджет регионального ан-титеррористического центра ШОС и других постоянных органов ШОС.
Россия и Китай несут по 24 % годовых расходов, Казахстан — 21, Узбекистан — 15, Кыргыистан — 10 и Таджикистан — 6 %.
11 Выход России на стратегическое партнерство с Китаем — один из немногих серьезных внешнеполитических успехов РФ за последние годы. Этому направлению нашей внешней политики не должно и не может быть альтернативы, хотя вполне естественна адаптация к меняющимся внешнеполитическим и внешнеэкономическим условиям. Российско-китайские торгово-экономические отношения выдержали проверку кризисом. Объем двусторонней торговли достиг в 2011 г. 83,2 млрд долл. Взаимный товарооборот в 2012 г. составил рекордный уровень в 88,2 млрд долл. К 2015 г. планируется увеличение взаимного товарооборота до 100 млрд долл. и к 2020 г. — 200 млрд долл. иЯЬ: http://www.rg.ru/2012/09/03/ates-site.html.
12 Речь идет о строительстве грандиозных веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай.
13 Если исключить из сравнительного анализа производство углеводородного топлива, где наше преимущество огромно (скажем, нефти мы добываем в 2,5 раза больше, чем КНР; газа — в 11 раз больше), если также не касаться нашего преимущества в производстве вооружения, в области атомной энергетики, ракетной и авиационной техники, сравнение многих других областей экономики окажется не в нашу пользу. Например, в Китае угля добывают в 7 раз больше, чем в России, электроэнергии производят в 3 раза больше, стали выплавляют в 6 раз больше, а станков производят в 100 раз больше, чем в РФ!
14 По приглашению президента США Б.Обамы председатель КНР Ху Цзиньтао совершил с 18 по 21 января государственный визит в США. По завершении визита министр иностранных дел Китая Ян Цзечи, сопровождавший его в поездке, рассказал журналистам о состоявшемся визите и его итогах. иКЬ: http://russian.ts.cn/content/2011-01/24/content_5549923.htm.
15 По данным японской Организации внешней торговли, в 2011 г. японский экспорт в КНР достигал 194,6 млрд долл., импорт из Китая в Японию — 148,3 млрд долл. Согласно оценкам, делавшимся в китайской прессе в начале 2011 г. в связи с аварией на АЭС «Фукусима», на оборудование и комплектующие, предназначенные для сборочных производств в Китае, могло приходиться до 70 % японского экспорта в Китай. За 8 месяцев 2012 г. японский экспорт в Китай составил 120,08 млрд долл., импорт из Китая — 98,6 млрд долл.
16 81,9 млрд долл. в 2007 г.
17 Еще в 2007 г. общий товарооборот Южной Кореи и Китая составил 159,9 млрд долл. Причем, если в случае с ЕС, США и Японией Китай имеет положительное торговое сальдо, то с Южной Кореей — отрицательное.
18 Объем трехсторонней торговли в 2011 г. составил 690 млрд долл.
19 В 2010 г. экспорт из России составил лишь 6 % от общего объема нефтяного импорта Китая. Крупнейшими поставщиками нефти в Китай в 2010 г. стали Саудовская Аравия, Ангола, Иран и Оман, «отодвинувшие» Россию на 5-е место.
20 Например, у Китая в отношениях с Японией, по их выражению, — «холодная политика, но горячая экономика». У нас же в отношениях с КНР — «горячая политика, но холодная экономика». Торговля между Китаем и Россией к 2008 г. приблизилась к 50 млрд долл., в 2012 г. она поднялась до 88,2 млрд Но пока это — в 3 раза с лишним меньше сегодняшнего товарооборота Китая с Республикой Корея!
21 Сейчас экономический и научно-технический компонент российско-китайского сотрудничества составляет, при всей его важности лишь 1/7 объемов китайско-американского сотрудничества. Создание совместных технопарков, совместных НИОКР продвигается крайне медленно. В России в сознании определенных кругов сохраняется предвзятость в отношении Китая, недооценка значения сотрудничества с КНР; в Китае, в свою очередь, недооценка интеллектуального потенциала России, ориентация на взаимодействие с РФ прежде всего в тех областях, где США и Запад в целом не желает сотрудничать с Китаем.
22 Пока экономики России и Китая практически не соприкасаются на мировом рынке. В конце 1990-х годов — начале XX в. стратегическое партнерство России и Китая в основном сформировалось как вызов глобальной американской гегемонии. Это было отчасти вынужденное сближение двух более слабых государств для противодействия более сильному. Однако по мере роста их совокупной мощи и достижения декларируемой обеими странами многополярности роли РФ и КНР в мире вполне могут приобрести конкурентный и даже соперничающий окрас. Гипотетически нельзя исключить в краткосрочной перспективе появления в российско-китайских отношениях отдельных конфронтационных элементов. Необходимо учитывать, что определенная часть китайской элиты традиционно настроена по отношению к России достаточно сдержанно, а иногда и недружелюбно. В случае отсутствия глубокого понимания и доверия между руководством и значительной частью населения обеих стран внезапное обострение противоречий по какому-либо нерешенному или не до конца решенному вопросу может оказаться чреватым всплеском необоснованных антироссийских настроений в Китае и антикитайских — в России.
23 В редакционной статье China Daily указывалось, что Япония уязвима перед лицом китайских экономических санкций и может потерять еще
10 или даже 20 лет в своем развитии, если эти санкции будут применены. Потери Китая, по мнению авторов статьи, будут ощутимо меньше (Приводится по: URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-column/vlast/131468-kitai-i-ya poniya-spor-u-konveiera).
24 Еще в октябре 2012 г. китайцы объявили бойкот японским товарам. Это нанесло удар по обеим сторонам, поскольку основную часть товаров для китайского рынка японские компании производят на китайской же территории. Хотя японцы, конечно, пострадали сильнее: их экспорт резко сократился. Японские же компании начали сворачивать свои производства в Китае — по данным опросов деловых кругов, эта тенденция затронула почти пятую часть японского бизнеса в КНР.
25 В последнее время обострился спор между Южной Кореей и Китаем за право обладания рифом Иодо (в китайской версии «скалы Суян»), находящийся в Восточно-Китайском море в 149 км (81 миль) от южнокорейского острова Марадо и в 245 км (133 мили) от китайского острова Тунтао. Подводный риф Иодо, находящийся на глубине 4,6 м от морской поверхности, был обнаружен в 1900 г. английским торговым судном «Сокотра», получив одноименное название корабля. В 1984 г. ученые-гидрографы из университета Чечжу начали исследование подводной скалы. Научные (и не только) интересы южнокорейской стороны, вылившиеся в строительстве на рифе Иодо универсальной научной морской базы (■^«ИфзИМ*!) с метеорологической станцией и взлетно-посадочной площадкой для вертолетов, привели к возникновению спора между Китаем и Южной Кореей. Более подробно см., напр.: Иванов А.Ю. Геополитические интересы Республики Корея в Восточно-Китайском море: китайско-южнокорейский спор вокруг континентального шельфа. иЯХ: http://ru.apircenter.org/china/.