Научная статья на тему 'Gleede B. The development of the term Enupostatos from Origen to John'

Gleede B. The development of the term Enupostatos from Origen to John Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Gleede B. The development of the term Enupostatos from Origen to John»

Gleede В. The Development of the Term Enupostatos from Origen to John of

Damaskus. Leiden; Boston: Brill, 2012 (Supplements to Vigiliae Christianae;

113). IX+210 p.

Во Введении (С. 1—7) Бенджамин Глид формулирует проблему исследования: в какой степени использование термина «воипостасное» в богословии Нового времени соответствует его значению в сочинениях сторонников Халкидонского собора VI—УШ столетий. С целью способствовать ее решению он и предпринимает свое исследование, задачу которого видит в том, чтобы проследить историю использования термина ?\'илботато\' в христианской богословской литературе, начиная с III в. и вплоть до прп. Иоанна Дамаскина, и определить спектр его значений (С. 5—6).

Исследование Глида состоит из двух частей, существенно отличающихся как по объему, так и по значению. В первой, подготовительной, части (С. 11—41) автор сначала обсуждает вопрос о появлении термина «воипостасное» в христианском богословском лексиконе, связывая его с именем Оригена, а затем переходит к рассмотрению его использования авторами IV—Увв. В этот период термин «воипостасное» фактически не отличался по своему значению от термина «ипостась» и употреблялся в целях не только отличных, но и прямо противоположных тем, в каких его стали использовать в последующую эпоху христоло-гических споров. Если в период х р и с т о л о г и ч е с к и х дискуссий этот термин употребляли для обоснования ипостасной тождественности двух природ во Христе, то во время тринитарных споров с его помощью, напротив, выражали мысль о самостоятельности и инаковости божественных Лиц. Таким образом, сложившаяся в III—V вв. традиция употребления термина «воипостасное» не только не подготовила почву для его христологического применения, но и создавала для такого применения значительные сложности.

Вторая, основная, часть исследования посвящена использованию термина «воипостасное» в христологии древних христианских авторов. В первом разделе этой главы (С. 44—137) прослеживается использование термина «воипостасное» хал к идо н и тек и м и авторами VI в. и рубежа VI—VII вв. (Иоанн Г рамматик, Леонтий Византийский, свт. Ефрем Антиохийский, Памфил, автор трактата «О разделениях», свт. Анастасий Антиохийский, Леонтий Иерусалимский1). Кроме того,

1 Странным образом Глид, с одной стороны, принимает недавно предложенную Д. Кра-уемюллером новую датировку создания трактатов Леонтия Иерусалимского, полагая, что они были написаны между 580 и 650 гг., а с другой — не принимает основные аргументы Краус-

в этом же разделе содержится достаточно пространный философский экскурс (С. 69—100), где рассматриваются философские идеи античных мыслителей, которые, по мнению исследователя, могли оказать влияние на формирование в ди-физитской христологической традиции концепции «воипостасное»2.

Раздел второй (С. 139—181) посвящен использованию термина «воипостасное» в дифизитской христологии VII столетия (прп. Максим Исповедник, прп. Анастасий Синаит, прп. Иоанн Дамаскин).

Центральное место в исследовании Глида занимает своего рода богословская «реабилитации» Леонтия Византийского (С. 61—67).

Первая попытка определить содержание понятия «воипостасное» у Леонтия Византийского была предпринята Ф. Лоофсом, который, основываясь на одном фрагменте из «Против несториан и евтихиан» (PG Т. 86. I. Col. 1277С—1280В), передавая греческое «?\'илботато\'» немецким «inexistierend», приходил к выводу, что «воипостасный» у Леонтия означает: не имеющий основы существования в самом себе, но обретающий ее в чем-то ином, в том числе и в ипостаси другого рода. Таким образом, Леонтий был объявлен создателем принципиально нового, занимающего промежуточное положение между собственно ипостасью и безыпостасным, понятия, оказавшего решающее влияние на развитие халкидо-нитской христологии. Мнение Лоофса в течение 100 лет было господствующим и оказало влияние на многих исследователей (С. Отто, X. М. Релтон, Дж. Линч, Р. Зеллерс, прот. Г. Флоровский, В. Н. Лосский и др.).

В конце XX в. это мнение было подвергнуто критике со стороны Б. Дейли, М. Дж. Даулинга и А. Грильмайера, считавших, что Лоофс неточно интерпретировал вышеуказанный отрывок. Дейли заключает, что ?\'илботатос у Леонтия не имеет ничего общего с идеей воипостазирования, а префикс iv- не выражает идею динамики включенности некоторой сущности в ипостась, но употребляется лишь как противоположный по своему значению отрицательному префиксу й-. Согласно Дейли, Леонтий употреблял термин «воипостасное» в его традиционном для богословия IV—V вв. значении реально существующего и, следовательно, не внес никакого существенного вклада в развитие концепции «воипостасное».

Текст спорного отрывка из «Против несториан и евтихиан» выглядит следующим образом: «Не одно и то же ипостась и воипостасное (£УЮТбОГОГГОУ), так же как различны сущность и восущностное (fvouotov). Ибо ипостась обозначает кого-то определенного, а воипостасное — сущность. И ипостась определяет лицо (лрбоожо\') отличительными признаками, тб бt £\'илботато\' тб JPl etvai аито ощРеРл/ос 6r)XoI, 5 iv £т£рср г/а тб dvai xal ойх iv ёаитф бешрепш. Таковы все качества: как те, которые называются сущностными, так и те, которые называются присущностными, из которых ни одно не есть сущность, т. е. само-

мюллера. Утверждения последнего, что в тексте трактата «Против несториан» содержатся указания на рождение сына императора Ираклия (612) и захват Иерусалима персами (614), Глид называет прямым насилием над текстом (С. 104—105).

2 Данный философский экскурс, несомненно, интересен, однако возможное влияние большинства из рассматриваемых в нем философских идей на формирование понятия «во-ипостасное» представляется по крайней мере неочевидным.

стоятельно существующая вещь, но всегда относительно сущности, как цвет в теле и знание в душе».

Проблема истолкования этого фрагмента заключается в том, к чему относится придаточное предложение «5 (V £т£рср г/а... ОешрЕТтси»: к айтб (Лоофс и его последователи) или к 0щ|3£|3г|х6с; (Дейли и его сторонники). В первом случае приведенные по-гречески слова следует перевести таким образом: «воипо-стасное же указывает на то, что, не являясь акциденцией, имеет бытие в другом и само по себе не усматривается». Во втором случае перевод будет следующим: «воипостасное же указывает на то, что не является акциденцией, которая имеет бытие в другом и сама по себе не усматривается».

Глид впервые предложил рассмотреть этот отрывок не изолированно, а в общем контексте рассуждений Леонтий, где тот доказывает совместимость хал-кидонской христологии с принципом «нет природы безыпостасной», оперируя двумя парами терминов — «ипостась» и «воипостасное», «сущность» (оЭоГа) и «восущностное» (Гуоиаюу). В результате Глид приходит к выводу, что, в отличие от мнения Лоофса, прочтение фрагмента, предложенное Дейли, никак не соответствует общей логике рассуждений Леонтия; совершенно непонятно, почему, начиная обсуждение вопроса о соотношении воипостасного и ипостаси, он неожиданно переходит к разговору об онтологическом статусе акциденций, не имеющих к этому вопросу никакого отношения3. Заключительную часть отрывка (от слов «Так и все качества...»), полагает Глид, следует рассматривать как дополнительное разъяснение: подобно тому, как качества, будучи восущност-ными, сами не являются сущностями, так и воипостасное (= сущность) не есть ипостась4. Таким образом, принципиально различая «ипостась» и «воипостас-ное», Леонтий фактически превращает это различие в универсальный онтологический принцип. Вслед за К. X. Утеманном5 Глид полностью отвергает мнение Дейли и признает частичную правоту Лоофса6. Хотя, полагает он, Лоофс и его

3 Глид не отметил еще по крайней мере две сложности, порождаемые интерпретацией Дейли. Во-первых, получается, что, согласно Леонтию, главное в определении воипостасного — не быть акциденцией. Однако в таком случае под определение воипостасного попадут не только сущности, но и существенные свойства и даже сами ипостаси, что, очевидно, абсурдно. Во-вторых, совершенно необъяснимо, почему Леонтий, упомянув акциденции, затем говорит о существенных качествах, которые никак не могут быть отнесены к привходящим свойствам.

4 Возникает вопрос, почему Леонтий в конце фрагмента говорит о цвете в теле и о знании в душе, ведь, с точки зрения Аристотеля, это классические примеры акциденций. Глид полагает, что Леонтий, как и некоторые другие халкидонитские авторы (прп. Анастасий Синаит), в употреблении термина «качество» (лоютг|£) следовал не аристотелевской, а стоической традиции понимания качества как «восущностной силы» (6"иуй|1Ю ЁУОШЮ£). При таком подходе цвет в теле и знание в душе могут рассматриваться не как акциденции, а как необходимые качества природы (Р. 66).

5 Глид отвергает предположение Утеманна о возможной поврежденности текста рассматриваемого фрагмента. Ознакомившись с подготовленным Дейли текстом критического издания «Против несториан и евтихиан», он свидетельствует, что, по сравнению с изданием Ж.-П. Миня, текстДейли имеет лишь одно незначительное отличие, которое никак не влияет на общий смысл фрагмента (Р. 62—63).

6 Говорить лишь о частичной правоте Лоофса следует потому, что он полагал, будто Леонтий понимал термин «воипостасное» и в смысле указания на существование человечества Христа в Ипостаси Логоса. Такое понимание действительно вполне чуждо Леонтию.

последователи переоценивали роль Леонтия в развитии халкидонитской христо-логии, тем не менее установленное им различие между «ипостасью» и «воипо-стасным» оказало влияние на многих дифизитских авторов, особенно на прп. Максима и некоторых позднейших средневековых мыслителей.

Согласно Глиду, появление термина «воипостасное» в арсенале халкидонит-ской терминологии было связано с необходимостью решения двух христологи-ческих задач: во-первых, устранить общий для несториан и монофизитов аргумент о несовместимости халкидонского ороса с общеизвестной философской аксиомой о невозможности безыпостасных (безличных) природ и, во-вторых, уточнить способ взаимного существования двух природ в единой ипостаси воплотившегося Слова, в первую очередь объяснить, почему человечество Христа не должно рассматриваться как вторая ипостась наряду с Логосом.

При решении этих задач среди сторонников Хал к ид о на обнаружилось два подхода. Сторонники первого (Иоанн Грамматик, автор трактата «О разделениях» и, с некоторыми оговорками, свт. Ефрем Антиохийский и прп. Анастасий Синаит) шли путем расширения спектра значений понятия «воипостасное». В их сочинениях «ипостась» и «воипостасное» соотносятся как более узкое и более широкое понятия соответственно, «ипостась» оказывается частным значением «воипостасного». Глид называет такой подход «традицией двойного употребления (the twofold use tradition)» (С. 184).

Второй подход связан с установленным Леонтием Византийским принципиальным различием между понятиями «ипостась» и «воипостасное» и отождествлением последнего с сущностью. Линия Леонтия была продолжена Памфилом Палестинским и прп. Максимом Исповедником. Эту линию развития христоло-гической мысли Глид называет «традицией различения (the distinction tradition)» (С. 185).

У таких авторов, как Леонтий Иерусалимский и свт. Анастасий Антиохийский, имеет место смешение обоих подходов. У составителя сборника «Учение отцов о воплощении Слова» автор усматривает тенденцию к сознательному синтезу двух традиций. Прп. Иоанн Дамаскин также не отказывается полностью от первого подхода (главным образом в «Философских главах»), но в христологи-ческих сочинениях явно отдает предпочтение строгому леонтьевскому различию между «воипостасным» и «ипостасью».

Что касается второй задачи, то Глид констатирует, что хотя значительное большинство древних авторов принимали так называемую «формулу восуще-ствования (insubsistence formula), т. е. учили о том, что человечество Христа существовало в Слове и имело Слово своей ипостасью, они, тем не менее, для выражения этой идеи достаточно редко использовали термин «воипостасное»7. Можно говорить лишь о единичных случаях использования термина в этом значении (Памфил, прп. Максим), только в сочинениях прп. Иоанна Да мае к и на такое употребление становится более или менее устойчивым.

Существенное внимание Глид уделяет вопросу об адекватном переводе термина ?\'илботато\'. Он полагает, что в работах авторов, принадлежащих «тра-

7 В современном богословии именно такое значение термина «воипостасное» является преобладающим.

диции двойного употребления», вполне оправданно переводить ?\'илботато\< как просто «действительно существующий» (real). Для «традиции различения» он предлагает такие варианты перевода, как «ипостасно реализованный» (hypostatically realised), «воипостасный» (enhypostatic) и «воипостазированный» (enhypostasized). Однако в обоих случаях он считает некорректным перевод ёухжбототхуу как «ипостасный» (hypostatical) (С. 184-185).

Несмотря на заявленную цель — ограничиться лишь определением спектра значений термина «воипостасное», автор регулярно вынужден делать экскурсы в христологическое учение тех или иных авторов, с одной стороны, весьма пространные, а с другой — все же явно недостаточные для того, чтобы представить христологическое учение этих богословов в систематическом виде. В результате суждения Глида нередко представляются субъективными и недостаточно обоснованными. Таким образом, сам метод исследования следует признать не вполне неудачным: во-первых, вряд ли возможно объективно определить значение одного из ключевых х р и с т о л о г и ч е с к и х терминов в богословии кого-либо из древних церковных писателей, не представив предварительно систематически основные принципы построения его христологической системы, и, во-вторых, не менее спорной кажется возможность представить историю развития понятия «воипостасное» в отрыве от рассмотрения других важнейших идей и концепций хал к идо н и тс кой христологии VI—VII вв. («сложная ипостась», общая концепция ипостаси, идея тождества ипостаси Христа с ипостасью предвечного Логоса, полемика с монофизитской концепцией частной сущности и др.).

Хотя работа Глида в целом не отличается особой новизной, читатель, хорошо знакомый с литературой по данной теме, найдет в ней относительно немного нового, она, тем не менее, представляет собой серьезную попытку обобщающего исследования и несомненно представляет интерес для всех, интересующихся вопросами святоотеческой богословской терминологии.

Прот. О. В. Давыденков (ПСТГУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.