УДК 792.8, 929 О. И. Розанова
«ГЛАВНОЕ - ТАНЦЕВАТЬ С ДУШОЙ»
«Учить вообще-то очень трудно. Лучше самому танцевать», — считал Борис Яковлевич Брегвадзе, блистательный танцовщик и мэтр балетной педагогики. В истории мужского исполнительства ему принадлежит особое место: его искусство гармонично соединило героическое и лирическое амплуа, существовавшие прежде раздельно. Первое олицетворял Вахтанг Чабукиани, второе — Константин Сергеев. Мужественные и благородные герои Брегвадзе — Солор, Фрон-досо, Отелло, Али Батыр, Спартак — подкупали человечностью. Сильные духом и телом они обладали уязвимой, чуткой душой. Артист покорял зрителей правдой и глубиной чувств, неотразимым «брегвадзовским» обая нием.
Застенчивый, не слишком разговорчивый, «закрытый» в жизни, он преображался на сцене, выпуская на свободу природную музыкальность, заразительный темперамент, проникновенный артистизм. Его никогда не подводил художественный вкус, он безошибочно видел фальшь, неправду и считал обязательным качеством искусства способность задевать за живое, волновать, тревожить, восхищать.
Федор Лопухов, немало повидавший на своем веку, сравнивал Брегвадзе с Ни-жинским и Чабукиани по способности завладевать сердцами людей. Его не просто любили, его, можно сказать, боготворили. Поклонницы ждали артиста после спектакля, дежурили у подъезда его дома. На сцене к его ногам сыпался цветочный дождь. А к пятнадцатилетнему юбилею работы в театре он получил пятнадцать корзин с цветами. Ему писали письма с подробным разбором спектаклей. Плисецкая, станцевав с ним «Лауренсию», предлагала перейти в Большой театр. Но Брег-вадзе остался в Ленинграде и никогда о том не жалел.
Б. Я. Брегвадзе в классе. 1970-е гг. Фото из архива АРБ имени А. Я Вагановой.
Секрет магнетического воздействия на зрителей сам артист объяснял, как всегда, просто: «Надо выйти на сцену и танцевать с душой. Главное — с душой». На сцену Мариинского (тогда Кировского) театра Брегвадзе выходил ровно двадцать лет (1947-1967 гг.). Еще не закончив артистической карьеры, в 1962-м, начал преподавать в Ленинградском хореографическом училище — ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. Почти полстолетия Борис Яковлевич изо дня в день приходил к своим ученикам на улицу Зодчего Росси. Требовательный, строгий, он не терпел нерадивых и бестолковых, прикипал душой к способным и трудолюбивым. Гордился теми, кто делал большую карьеру, ревностно следил за их успехами.
В Брегвадзе-педагоге доминировала индивидуальность Брегвадзе-артиста. Открывая законы «ремесла», он учил танцевать. Его уроки отличались красотой и музыкальностью комбинаций, с непременной хореографической «изюминкой». На экзаменах коллеги-преподаватели, ученики и студенты, толпившиеся на балконе, устраивали громовые овации.
В 1964-м Брегвадзе решился начать и вовсе новое дело — создать и возглавить кафедру хореографии в Ленинградском институте культуры имени Крупской. Этой кафедрой Борис Яковлевич руководил также без малого полстолетия, пользуясь абсолютным авторитетом коллег и студентов.
Число его учеников перешагнуло за сто. Среди них артисты балета, известные солисты (Гали Абайдулов, Юрий Васильков, Андрей Брегвадзе, Игорь Соловьев, Владимир Шишов, Михаил Лобу-хин), хореографы, преподаватели, искусствоведы. Если же посмотреть на список выпускников Института культуры — тут уже счет перевалит за тысячу.
На вопрос журналиста о его педагогическом кредо Борис Яковлевич ответил: «Что может быть дороже, чем сознание, что ты воспитал человека?». Замечательное признание, много говорящее о личности самого мастера. Быть человеком для него значило беззаветно любить искусство, трудиться до седьмого пота, добиваясь совершенства, которому нет предела, быть честным и бескомпромиссным в оценке результатов. И еще — с благодарностью помнить о тех, кто помогал освоить профессию и научил быть человеком. Такие имеют право утверждать: «Я — ученик Брегвадзе».
Н. Дудинская (Лауренсия),
Б. Брегвадзе (Фрондосо).
Балет «Лауренсия». 1950-е гг.
Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
36 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (43) 2016
В классе Б. В. Шаврова.
Крайний слева - Борис Брегвадзе. 1947 г.
Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
Б. Я. Брегвадзе с учениками. Крайний слева — М. Лобухин, крайний справа — Г. Попов. Выпуск 2002 г.
Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
На крыльце Школы. В первом ряду вторая слева Ф. И. Балабина, третья — М. Х. Франгопуло; во втором ряду второй слева Б. Я. Брегвадзе, третий — В. И. Шелков, четвертый — К. М. Палей. 1960-е гг. Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
Б. Я. Брегвадзе в классе Академии. Фото В. Барановский. 2004 г.