Научная статья на тему 'Главное - танцевать с душой'

Главное - танцевать с душой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРИС БРЕГВАДЗЕ / BORIS BREGVADZE / ЛЕНИНГРАДСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / LENINGRAD CHOREOGRAPHIC SCHOOL / КИРОВСКИЙ ТЕАТР / THE KIROV THEATER / МАРИИНСКИЙ ТЕАТР / MARIINSKY THEATRE / ЛЕНИНГРАДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / LENINGRAD CONSERVATORY / МЕМУАРЫ / MEMOIRS / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Розанова Ольга Ивановна

В истории мужского исполнительства Борису Брегвадзе принадлежит особое место: его искусство гармонично соединило героическое и лирическое амплуа, существовавшие прежде раздельно. В Брегвадзе-педагоге доминировала индивидуальность Брегвадзе-артиста, передававшего своим ученикам не только навыки балетной техники, но и личный пример благородства, такта и гуманизма. Краткий очерк посвящен 90-летию со дня рождения танцовщика Кировского/Мариинского театра, а затем преподавателя классического танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main thing - to dance with a soul

In the history of male performing Boris Bregvadze has special place: its art harmoniously joined heroic and the lyrical line that existed before separately. In personality of Bregvadze-teacher was dominant personality Bregvadze-actor, transmited to his students not only the skills of ballet technique, but also a personal example of nobility, tact and humanity. A short essay is dedicated to the 90th anniversary of the dancer of the Kirov / Mariinsky Theatre, and then a teacher of classical dance.

Текст научной работы на тему «Главное - танцевать с душой»

УДК 792.8, 929 О. И. Розанова

«ГЛАВНОЕ - ТАНЦЕВАТЬ С ДУШОЙ»

«Учить вообще-то очень трудно. Лучше самому танцевать», — считал Борис Яковлевич Брегвадзе, блистательный танцовщик и мэтр балетной педагогики. В истории мужского исполнительства ему принадлежит особое место: его искусство гармонично соединило героическое и лирическое амплуа, существовавшие прежде раздельно. Первое олицетворял Вахтанг Чабукиани, второе — Константин Сергеев. Мужественные и благородные герои Брегвадзе — Солор, Фрон-досо, Отелло, Али Батыр, Спартак — подкупали человечностью. Сильные духом и телом они обладали уязвимой, чуткой душой. Артист покорял зрителей правдой и глубиной чувств, неотразимым «брегвадзовским» обая нием.

Застенчивый, не слишком разговорчивый, «закрытый» в жизни, он преображался на сцене, выпуская на свободу природную музыкальность, заразительный темперамент, проникновенный артистизм. Его никогда не подводил художественный вкус, он безошибочно видел фальшь, неправду и считал обязательным качеством искусства способность задевать за живое, волновать, тревожить, восхищать.

Федор Лопухов, немало повидавший на своем веку, сравнивал Брегвадзе с Ни-жинским и Чабукиани по способности завладевать сердцами людей. Его не просто любили, его, можно сказать, боготворили. Поклонницы ждали артиста после спектакля, дежурили у подъезда его дома. На сцене к его ногам сыпался цветочный дождь. А к пятнадцатилетнему юбилею работы в театре он получил пятнадцать корзин с цветами. Ему писали письма с подробным разбором спектаклей. Плисецкая, станцевав с ним «Лауренсию», предлагала перейти в Большой театр. Но Брег-вадзе остался в Ленинграде и никогда о том не жалел.

Б. Я. Брегвадзе в классе. 1970-е гг. Фото из архива АРБ имени А. Я Вагановой.

Секрет магнетического воздействия на зрителей сам артист объяснял, как всегда, просто: «Надо выйти на сцену и танцевать с душой. Главное — с душой». На сцену Мариинского (тогда Кировского) театра Брегвадзе выходил ровно двадцать лет (1947-1967 гг.). Еще не закончив артистической карьеры, в 1962-м, начал преподавать в Ленинградском хореографическом училище — ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. Почти полстолетия Борис Яковлевич изо дня в день приходил к своим ученикам на улицу Зодчего Росси. Требовательный, строгий, он не терпел нерадивых и бестолковых, прикипал душой к способным и трудолюбивым. Гордился теми, кто делал большую карьеру, ревностно следил за их успехами.

В Брегвадзе-педагоге доминировала индивидуальность Брегвадзе-артиста. Открывая законы «ремесла», он учил танцевать. Его уроки отличались красотой и музыкальностью комбинаций, с непременной хореографической «изюминкой». На экзаменах коллеги-преподаватели, ученики и студенты, толпившиеся на балконе, устраивали громовые овации.

В 1964-м Брегвадзе решился начать и вовсе новое дело — создать и возглавить кафедру хореографии в Ленинградском институте культуры имени Крупской. Этой кафедрой Борис Яковлевич руководил также без малого полстолетия, пользуясь абсолютным авторитетом коллег и студентов.

Число его учеников перешагнуло за сто. Среди них артисты балета, известные солисты (Гали Абайдулов, Юрий Васильков, Андрей Брегвадзе, Игорь Соловьев, Владимир Шишов, Михаил Лобу-хин), хореографы, преподаватели, искусствоведы. Если же посмотреть на список выпускников Института культуры — тут уже счет перевалит за тысячу.

На вопрос журналиста о его педагогическом кредо Борис Яковлевич ответил: «Что может быть дороже, чем сознание, что ты воспитал человека?». Замечательное признание, много говорящее о личности самого мастера. Быть человеком для него значило беззаветно любить искусство, трудиться до седьмого пота, добиваясь совершенства, которому нет предела, быть честным и бескомпромиссным в оценке результатов. И еще — с благодарностью помнить о тех, кто помогал освоить профессию и научил быть человеком. Такие имеют право утверждать: «Я — ученик Брегвадзе».

Н. Дудинская (Лауренсия),

Б. Брегвадзе (Фрондосо).

Балет «Лауренсия». 1950-е гг.

Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.

36 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (43) 2016

В классе Б. В. Шаврова.

Крайний слева - Борис Брегвадзе. 1947 г.

Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.

Б. Я. Брегвадзе с учениками. Крайний слева — М. Лобухин, крайний справа — Г. Попов. Выпуск 2002 г.

Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.

На крыльце Школы. В первом ряду вторая слева Ф. И. Балабина, третья — М. Х. Франгопуло; во втором ряду второй слева Б. Я. Брегвадзе, третий — В. И. Шелков, четвертый — К. М. Палей. 1960-е гг. Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.

Б. Я. Брегвадзе в классе Академии. Фото В. Барановский. 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.