УДК 792.8
А. А. Соколов-Каминский
ЧАРОДЕЙ СЦЕНЫ
Борису Яковлевичу Брегвадзе исполнилось бы сейчас 90 лет. Мы вспоминаем его с огромной теплотой и благодарностью. Академия русского балета провела масштабную акцию — день его памяти. Сколько благодарных слов было высказано в его адрес! Искренних и восторженных. Еще бы — таким выпускником можно гордиться. Танцовщик, актер — выше всяких похвал. Но ведь он состоялся в разных областях — не только в этой. Стал педагогом, да каким! Не похожим ни на кого, самобытным. А традиции, заново осмысленные, хранил, уверяю вас, бережно. Нить же преемственности, согласитесь, была самой высокой пробы: его наставник Б. В. Шавров воспринял ее и от танцовщиков экстра-класса С. К. Андрианова и В. А. Семенова, и даже от самой Е. О. Вазем, любимицы Петипа! Потому и ученики Брегвадзе отличались отменной школой и каким-то особым — не воспринятым ли от учителя? — мужским обаянием. Вспомним хотя бы М. Лобухина, В. Шишова, Г. Попова, многих других.
Мне посчастливилось побывать на его уроке в театре в Будапеште. Это был не просто тренаж — артисты наслаждались танцем. И совершенно обожали своего педагога, который их к этому счастью приобщал.
Но ведь и отменным руководителем он был тоже! По сути — создатель кафедры хореографии в нашем институте культуры, ныне университете. Бессменный заведующий и профессор, собравший под своим крылом первоклассных профессионалов. А у нас, в Консерватории, многолетний Председатель самой ответственной, выпускающей государственной экзаменационной комиссии. Сколько баталий мы выдержали, чтобы его на все годы сохранить! И гордились — это его подпись стоит под всеми врученными нами дипломами.
Влюбленная в него консерваторская кафедра поздравила кумира с очередным юбилеем таким посланием:
«Дорогой Борис Яковлевич!
Вы всегда притягивали к себе восхищенные взоры. Когда выходили на сцену — публика впадала в состояние экстаза, и сверхмощным наркотиком при этом были Вы и Ваш талант. Любовь зрителей обрушивалась на Вас "девятым валом" — но Вы выдерживали и это, продолжая искать новое в тайниках Вашей души. И находили, и потрясали снова, и снова убеждали Ваших поклонников — а ими были все мы, представители самых разных поколений. Убеждали, что танец в Вашем исполнении не имеет ни ограничений, ни обозримых границ. Вы — и танец. Убедительный, восхитительный союз!
А потом преобразились. Но лишь внешне. Вошли в класс учеников, но строгим до конца быть не смогли. Любили и любите их каждого. Понимаете — теперь Ваша дорога к обожаемому искусству танца лежит через них.
Борис Яковлевич, дорогой! Мы любим Вас и во всех других обличьях. Например, бессменного на протяжении многих лет, мудрого и справедливого Председателя Государственной экзаменационной комиссии у нас на кафедре. И там Вы неподражаемы, и там Вы неотразимы. Это надо же — прочесть дипломную работу выпускника, да иной раз — и не единожды! Право, Вы нас балуете. Чтобы оставить нам одно право — любить Вас.
И мы Вас любим!
Кафедра режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) имени Н. А. Римского-Корсакова
Н. Н. Боярчиков, Г. Т. Комлева, А. А. Соколов-Каминский» ***
И все-таки прежде всего Борис Яковлевич Брегвадзе для нас — восхитительный, неподражаемый танцовщик.
Его спектакли притягивали. Они заранее бередили душу, настраивали на праздничный лад. Их нельзя было пропустить. Иначе чувство досадной утраты неотступно преследовало и корило. Но вот долгожданный миг появления на сцене любимого артиста наступал. С его выходом действие озарялось проникновенной сердечностью, а самые невероятные ситуации балетных сценариев обретали в его подаче естественность, предельную убедительность чувств. Брегвадзе, как никто, умел на сцене беззаветно любить, галантно уступая при том первенство в успехе партнерше. И тем, несомненно, выигрывал: в памяти своих зрителей он остался последним рыцарем — отголоском благородных балетных эпох, когда культ «прекрасной дамы» определял и манеру поведения, и стиль дуэтного танца, и даже композицию сугубо танцевальных форм. Линия знаменитых героев-любовников петербургского балета, включая педагога Б. В. Шаврова, на Брегвадзе оборвалась.
Мастер дуэтного танца лирикой не ограничивался: и к драматическому началу явно тяготел, и героическое в нем талантливо реализовалось. А если добавить к тому же настоящий сценический темперамент, то весь лучший балетный
А. Шелест (Татьяна), Б. Брегвадзе (Андрей). Балет «Татьяна». 1947 г. Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
Н. Кургапкина и Б. Брегвадзе. «Вальс» Р. Штрауса. 1960 г. Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
Ф. Балабина (Гамзатти), Б. Брегвадзе (Солор). Балет «Баядерка». 1940-е гг. Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
\ ;
Н. Ястребова (Параша), Б. Брегвадзе (Евгений). Балет «Медный всадник». 1950-Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
е гг.
Г. Сулейманова (Китри), Б. Брегвадзе (Базиль). «Дон Кихот» (выпускной спектакль). 1947 г. Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
А. Шелест (Сюимбике), Б. Брегвадзе (Али-Батыр), Р. Гербек (Шурале).
Балет «Шурале». 1951 г.
Фото из архива АРБ имени А. Я. Вагановой.
репертуар того времени можно было смело отдать во владение танцовщику. И Брегвадзе, действительно, в этом репертуаре преуспел.
Царил он в «Дон Кихоте», «Лауренсии», «Баядерке». Характерные и жанровые черты ему, несомненно, были близки, сообщая одушевленному танцу кумира ленинградской публики разнообразие и шик. А чувственность пластики, выразительность всего тела танцовщика придавали терпкое обаяние его мужественным героям: Спартаку, Али-Батыру, Отелло. Лирика и героика обогащали роли, контрастные начала таили возможность взрыва. Вспоминалась одержимость В. М. Чабукиани, но она обретала у Брегвадзе иные, более мягкие краски.
Для Брегвадзе танец был естествен и близок. Он не гнался за рекордами виртуозности, не заковывал себя в нарочитой академичности. Он танцем жил. Замечательный, дивный танцовщик. Чародей. Как все подлинное в искусстве, не повторенный никем. Один, единственный. И — последний...
Неужели — последний?!